Тяглые люди поставили государство в тяжелое положение не платили налоги

Обновлено: 04.05.2024

Тяглые люди- часть населения Русского государства, обязанная выполнять натуральные повинности в пользу государства и платить ему налоги. К тягловым людям относились крестьяне и посадские люди. Частновладельческие крестьяне также несли тягло в пользу государства под контролем владельца.

Сельское общество (обчество, сельская община, крестьянская община, мир) — единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Несколько сельских обществ составляли волость. Сельские общества управлялись сельскими сходами, избиравшими сельских старост. Они несли коллективную ответственность за уплату налогов своими членами.

Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням.

В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность — общинная. Тягло и повинности распределялись общиной.

В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками.

Посадское население являлось лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам. Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада наказывали смертной казнью.

Такая система управления в тот исторический период способствовала развитию России, так как обеспечивала гарантированное поступление налогов в казну. Ведь и в городе, посаде, и в крестьянской общине была коллективная ответственность за выплату налогов, и сильная община - сильное государство.

Тяглые люди -- в Русском государстве в 15 - 18 вв. торгово-промышл. городское население, т. н. посадские люди (в 1775г. разделены на купечество и мещан). Несли государственное тягло, т. е. платили налоги, торговые пошлины, несли денежные и натуральные гос. повинности и пр.
Денежные и натуральные государственные повинности (тягло) в 15-18вв. несли также и т. н. тяглые крестьяне -- частновладельческие и "черносошные" крестьяне (категория лично свободного сельского населения). С 1724г. с введением подушной подати тяглых крестьян стали называть податным населением.

Предметные: учащиеся смогут охарактеризовать сословный строй российского государства; определить права и обязанности основных сословий.

Метапредметные: учащиеся научатся сравнивать по заданным признакам общественное положение служилых людей и духовенства.

Личностные: формирование представлений о государственно-общественных отношениях в России в XVII в

  1. Русское дворянство. 2. Требования дворянства. 117 3. Служилые люди «по прибору». 4. Духовное сословие.

ХОД УРОКА Создание проблемной ситуации Чтение эпиграфа: «И тех дворян посылают для всяких дел, и по воеводствам и по посольствам в послах и для сыскных дел, и на Москве в приказах у дел и к служилым людям в начальные люди, в полковники и головы стрелецкие». (Г. К. Котошихин) — Какова главная мысль автора данного эпиграфа? (Служилые люди полностью были зависимы от власти.) Чтение главного вопроса урока: «Как в XVII в. изменилось общественное положение служилых людей и духовенства?» — Свою версию ответа на главный вопрос урока запишите в тетради. (Несколько версий учитель кратко записывает на доске.)

Актуализациязнаний Учащиеся выполняют тестовые заданиА. Виниусом; б) Н. Демидовым; в) А. Строгановым. 5. Внешняя торговля с западными странами в основном велась через: а) Астрахань; б) Архангельск; в) Псков.

— Можем ли мы ответить на главный вопрос урока или выбрать правильный ответ из предложенных в учебнике? Выбор ответа обоснуйте. Как в XVII в. изменилось общественное положение служилых людей и духовенства? А. Служилые люди и духовенство в XVII в. потеряли прежнее обще ственное и материальное положение, по образу жизни они стали близки к крестьянам и посадским людям. Б. Церковь и служилые люди стали главной опорой трона, получили подлинную независимость и экономическую самостоятельность. В. После Смуты наивысшим политическим и экономическим могуще ством обладала верховная власть, служилые люди и духовенство пол ностью подчинялись самодержцу и только поэтому имели привилегии. █Применениеновогознания Вопрос Была ли возможность в XVII в. пройти путь с низшей ступени служебной лестницы для дворян (категория дети боярские) до высшей ступени (категория думные дворяне)? 123 Домашнее задание: § 17, рубрика «Вопросы и задания», выполнить задание в рабочей тетради (по выбору учащихся или учителя). Дополнительное задание: подготовить проект на тему «Привилегии дворянства». Урок 21. Сословия в XVII в.: низы общества Образовательные результаты Предметные: учащиеся смогут охарактеризовать правовой статус низших сословий российского общества в XVII в. Метапредметные: учащиеся смогут охарактеризовать изменения, которые произошли в торговле в связи с введением Торгового и Новоторгового уставов; определить, работая с иллюстрациями, какие виды хозяйственной деятельности крестьян были актуальны в XVII в. Личностные: формирование эмоционально положительного принятия своей этнической идентичности. План урока 1. Податные сословия. 2. Ужесточение вотчинного режима. 3. Русский город и его население. 4. Торговые люди.

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.
Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и т. д.), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII в. наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII—XIX вв. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.

Содержание

Тягло в Московской Руси

Тягло — в Московской Руси податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более лёгким, чем тягло. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определённая единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягло освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые в виду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и пр. вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общиныи не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения от тягла относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги государству и пр. В виду злоупотреблений со стороны крестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. К составу тяглого населения Московской Руси XVII в. относятся крестьянская община и посадская община. [1]

Тягло в духовенстве

Приходское духовенство, в своём духовном ведомстве, в древней Руси, было податным классом, который был обязан тяглом своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение «тяглые попы» было официальным термином. Система кормления, на которой построена вся древняя администрация, легла в основу и епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство. Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично проявлялась в светской администрации, — с другой, со стороны духовенства — в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более лёгким сбором. Святительские дани и пошлины платились священноцерковно служителями при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в стихарь, обязан был платить «ставленые пошлины». После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 г. отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый священнослужитель платил «перехожие деньги». Вдовые попы и диаконы платили «епитрахильные» и «орарные» пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной «крестцовой». За явку грамот новому архиерею платилась «явленая куница» или явочные деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну ежегодно «церковную дань» по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли пошлины за «антиминсы» для новых церквей и «венечные» с браков. При Иоанне Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский «подъезд», хотя бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда, оно платило ещё «московский подъём», для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединялись ещё особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем «десятильнича дохода». При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем «данских» и «отвозных» денег, «с оброком куницы» и «писчего». Из этого перечня пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, — и общий финансовый взгляд на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во всей своей силе.

Санкции за уклонение от уплаты тягла

Примечания

  1. ↑ Ср. Лаппо-Данилевский, «Организация прямого обложения в Московском государстве и пр.» (СПб.,1890); Милюков, «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII стол.» (СПб., 1892); Дьяконов, «Акты, относящиеся к истории тяглого населения в Московском государстве» (Юрьев, 1895 — 97).
  2. ↑ См. П. В. Знаменский, «Приходское духовенство на Руси. Повинности духовенства в древней Руси» («Правосл. Обoзрениe»,1867, т. 1); «О сборах с низшего духовенства русского в казнуепархиальных архиереев в XVII и XVIII стол.» («Правосл. Собеседник»,1866, т. 1); Ив. Перов, «Епархиальные учреждения в русской церкви в XVIи XVII вв.» (Рязань, 1882); П. В. Знаменский, «Руководство к русской церковной истории» (Казань, 1888).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.
Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и т. д.), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII в. наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII—XIX вв. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.

Содержание

Тягло в Московской Руси

Тягло — в Московской Руси податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более лёгким, чем тягло. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определённая единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягло освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые в виду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и пр. вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общины и не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения от тягла относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги государству и пр. В виду злоупотреблений со стороны крестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. К составу тяглого населения Московской Руси XVII в. относятся крестьянская община и посадская община. [1]

Тягло в духовенстве

Приходское духовенство, в своём духовном ведомстве, в древней Руси, было податным классом, который был обязан тяглом своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение «тяглые попы» было официальным термином. Система кормления, на которой построена вся древняя администрация, легла в основу и епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство. Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично проявлялась в светской администрации, — с другой, со стороны духовенства — в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более лёгким сбором. Святительские дани и пошлины платились священноцерковно служителями при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в стихарь, обязан был платить «ставленые пошлины». После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 г. отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый священнослужитель платил «перехожие деньги». Вдовые попы и диаконы платили «епитрахильные» и «орарные» пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной «крестцовой». За явку грамот новому архиерею платилась «явленая куница» или явочные деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну ежегодно «церковную дань» по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли пошлины за «антиминсы» для новых церквей и «венечные» с браков. При Иоанне Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский «подъезд», хотя бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда, оно платило ещё «московский подъём», для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединялись ещё особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем «десятильнича дохода». При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем «данских» и «отвозных» денег, «с оброком куницы» и «писчего». Из этого перечня пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, — и общий финансовый взгляд на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во всей своей силе.

Санкции за уклонение от уплаты тягла

Примечания

  1. ↑ Ср. Лаппо-Данилевский, «Организация прямого обложения в Московском государстве и пр.» (СПб.,1890); Милюков, «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII стол.» (СПб., 1892); Дьяконов, «Акты, относящиеся к истории тяглого населения в Московском государстве» (Юрьев, 1895 — 97).
  2. ↑ См. П. В. Знаменский, «Приходское духовенство на Руси. Повинности духовенства в древней Руси» («Правосл. Обозрение»,1867, т. 1); «О сборах с низшего духовенства русского в казнуепархиальных архиереев в XVII и XVIII стол.» («Правосл. Собеседник»,1866, т. 1); Ив. Перов, «Епархиальные учреждения в русской церкви в XVIи XVII вв.» (Рязань, 1882); П. В. Знаменский, «Руководство к русской церковной истории» (Казань, 1888).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Тяглые крестьяне — в России XV—XVIII вв. и в Великом княжестве Литовском название крестьян, обязанных платить государственные налоги и выполнять государственные повинности (тягло). В разряд тяглых крестьян в России входили частновладельческие и черносошные крестьяне, со 2-й половины XVII в. — бобыли и халупники, а с начала XVIII в. — холопы. С введением в 1724 г. подушной подати стали частью податных сословий.

У тягловых крестьян Великого княжества Литовского основной формой ренты была панщина. До волочной померы единицей обложения у них была служба, позже волока. За пользование волокой земли тяглые крестьяне отбывали два дня панщины в неделю и повинности в виде натуральных и денежных платежей (чинш), а также дополнительные работы (сгоны). В XVI—XVIII веке земельные наделы крестьян сокращались, в то время как повинности росли.

См. также

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

  • Крепостное право
  • Крестьянство
  • Аграрное общество
  • Категории населения Великого княжества Литовского

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Тяглые крестьяне" в других словарях:

ТЯГЛЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — в Русском государстве 15 нач. 18 вв. черносошные и частновладельческие крестьяне, платившие государственные налоги и несшие государственные повинности. С 1724 с введением подушной подати стали называться податным населением … Большой Энциклопедический словарь

ТЯГЛЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — в Русском государстве XV начале XVIII вв. общее название частновладельческих и черносошных крестьян, плативших налоги и несших государственные повинности. С введением подушной подати (1724) стали именоваться податным населением … Юридический словарь

ТЯГЛЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — ТЯГЛЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, в 15 начале 18 вв. название черносошных и частновладельческих крестьян, плативших государственные налоги и нёсших государственные повинности (тягло). С введением в 1724 подушной подати стали называться податным населением.… … Русская история

тяглые крестьяне — в России XV начале XVIII вв. «черносошные» и частновладельческие крестьяне, платившие государственные налоги и нёсшие государственные повинности. С 1724 с введением подушной подати стали называться податным населением. * * * ТЯГЛЫЕ КРЕСТЬЯНЕ… … Энциклопедический словарь

Тяглые крестьяне — в России 15 18 вв. название крестьян, обязанных платить государственные налоги и выполнять государственную повинности (см. Тягло). В разряд Т. к. входили частновладельческие и Черносошные крестьяне, со 2 й половины 17 в. бобыли, а с… … Большая советская энциклопедия

ТЯГЛЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — назв. крестьян в России 14 нач. 18 вв., обязанных платить гос. налоги и выполнять гос. повинности (см. также Тягло). В разряд Т. к. входили как черносошные , так и частновладельческие крестьяне. Во 2 й пол. 17 в. этот разряд увеличился за счет… … Советская историческая энциклопедия

тяглые крестьяне — в Русском государстве XV начале XVIII вв. общее название частновладельческих и черносошных … Большой юридический словарь

Крестьяне — … Википедия

Крестьяне — Содержание: 1) К. в Западной Европе. 2) История К. в России до освобождения (1861). 3) Экономическое положение К. после освобождения. 4) Современное административное устройство К. I. К. в Западной Европе. Судьбы крестьянского или земледельческого … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Тяглые люди — Тягло система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV нач. XVIII в. Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди… … Википедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: