Судебные органы это элемент механизма государства
Обновлено: 30.04.2024
Традиционно понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» употребляются как синонимы. В последнее время понятие «механизм государства» трактуется шире. В механизм государства наряду с государственным аппаратом включаются и некоторые формы непосредственной демократии (референдумы, выборы и т.п.), т.е. формы реализации государственной власти непосредственно населением.
Механизм государства — это совокупность всех организационных форм, посредством которых реализуется государственная власть, осуществляются функции государства.
Структура механизма государства:
1) институты непосредственной демократии (референдум, выборы и т.д.)
2) государственный аппарат
Государственный аппарат – это специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Признаки государственного аппарата:
- действует на основе законодательства.
- действует на принципах субординации и координации деятельности.
- первичными элементами являются государственные органы и учреждения
- для обеспечения государственно-властных полномочий существуют органы принуждения.
- посредством государственного аппарата осуществляются функции государства.
государственные организации – предприятия, учреждения, способствующие осуществлению функций государства.
Структура государственного аппарата:
· государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих властных функций;
· государственные учреждения, предприятия, организации, которые не обладают властными полномочиями (за искл. их администраций), а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;
· государственные служащие, специально занимающиеся управлением;
· организационные и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимая для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Формы деятельности:
· непосредственно управленческие (не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передачи опыта и т.д.);
· правовые, вызывающие государственно-обязательные последствия;
· правотворческие, направленные на подготовку проектов нормативных актов, их принятие, издание и др.;
· правоохранительные, обеспечивающие надзор и контроль за соблюдением законов, привлечение виновных к юридической ответственности, рассмотрение юридических дел в судах, проведение в жизнь карательных и правовосстановительных мер.
Принципы деятельности:
· приоритетность прав и свобод человека и гражданина, предполагающая обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;
· демократизм, выражающийся в первую очередь в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;
· принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную), способствующий созданию механизмов, исключающих произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
· законность, означающая обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;
· гласность, обеспечивающая информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;
· принцип федерализма, выражающий единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
· профессионализм, создающий благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирующий высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны.
Органы государства: понятие, признаки, классификация.
Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное властными полномочиями.
Признаки органа государства:
· самостоятельность как структурного элемента государственного механизма;
· создание и функционирование в установленном порядке (на основе правовых актов и соответствующим образом — выборы, назначения, формирование);
· выполнение только ему свойственных задач и функций;
· наличие в этой связи властных полномочий;
· наличие организационной структуры, кадрового состава;
· наличие имущества, финансовых средств из бюджета.
Государственные органы разнообразны, они осуществляют различные функции и поэтому подразделяются на виды:
по принципу разделения властей - законодательные, исполнительные и судебные;
Законодательные органы состоят из выборных должностных лиц – депутатов, основная функция - принятие законов.
Исполнительно-распорядительные органы государственной власти включают в себя исполнительную деятельность (осуществление тех решений, которые приняты представительными органами) и распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий).
Органы судебной власти осуществляют в первую очередь юрисдикционную функцию (субъективную и объективную).
Субъективная юрисдикция реализуется посредством официального признания судебным органом наличия у того или иного субъекта субъективного права и присуждения ему всего того, что с этим правом связано.
Объективная юрисдикция отвечает в решении судебного органа на вопрос — нарушено или нет право. Объективная юрисдикция осуществляется как юрисдикция репрессивная, восстановительная и отменительная.
- репрессивная юрисдикция осуществляется в таком решении судебного органа, которое констатирует нарушение каким-то деянием нормативного акта и устанавливает за это определенные штрафные санкции.
- с восстановительной юрисдикцией сталкиваются тогда, когда судебное решение устанавливает на основе права обязанность возмещения ущерба, хотя и не усматривает при этом правонарушения.
- с отменительной юрисдикцией имеют дело в тех случаях, если суд отменяет противоправный юридический акт.
по объему властных полномочий — высшие и местные;
по способу формирования - выборные и назначаемые
по срокам полномочий — на постоянные и временные;
по особенностям и порядку принятия решений - коллегиальные и единоначальные;
по правовым формам деятельности — на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;
по широте компетенции — на органы общей и специальной компетенции.
(Например: Правительство РФ и Министерство финансов РФ)
по форме реализации государственной деятельности — на представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;
Ветви государственной власти: соотношение, взаимодействие, система «сдержек и противовесов».
Разделения властей – это принцип, по которому законодательные, исполнительные и судебные органы функционируют относительно независимо друг от друга, без вмешательства и при строгом разграничении законом их полномочий.
Разделение властей, их функционирование, взаимодействие законодательно закреплено. Н.: статья 10 КРФ
Разделение на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти обосновывается:
· необходимостью осуществлять такие три функции, как принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия;
· обеспечением, сохранением демократии от чрезмерной концентрации, монополизации власти одним человеком, одним государственным органом;
· возможностью контроля за деятельностью ветвей власти, сдерживающих и уравновешивающих одна другую.
Механизм государства, основывающийся на разделении властей, отличается следующими характеристиками:
· единая суверенная власть принадлежит народу;
· отсутствует орган, концентрирующий всю полноту государственной власти;
· относительная независимость ветвей государственной власти и реализующих ее государственных органов;
· система «сдержек и противовесов» ограничивает власть каждого органа государства и препятствует ее сосредоточению в рамках какой-либо ветви власти в ущерб другим ветвям. Элементами такой системы являются: срочность полномочий должностных лиц; несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления; право вето на законопроекты; право роспуска парламента; контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; независимость судейского корпуса и др.
В системе разделения властей:
для законодательной власти характерно:
- первичное представительство идет от народа, как единственного источника власти;
- распорядительная функция по формированию высших исполнительных и судебных органов
- функция контроля исполнительной власти (одобрение кандидатуры председателя правительства, вопрос о доверии правительству, ежегодные отчеты правительства)
- возможность политической оценки (импичмента) должностных лиц
- контролируется судебной властью с помощью конституционного надзора и судебного контроля
для исполнительной власти характерно:
- может быть единоличной (в президентской республике правительство – советники главы государства) или коллегиальной (в парламентской республике правительство подотчетно парламенту)
- несёт солидарную ответственность за принятые решения
- обладает правом законодательной инициативы
- контролируется законодательной властью (одобрение кандидатуры председателя правительства, вопрос о доверии правительству, ежегодные отчеты правительства)
- контролируется судебной властью с помощью конституционного надзора и судебного контроля
для судебной власти характерно:
- только суд отправляет правосудие
- независимость и подчинение только закону
- обладает правом законодательной инициативы
- является арбитром в спорах о компетенции между органами власти
- осуществляет контроль за законодательной и исполнительной властью посредством конституционного надзора и судебного контроля.
В РФ принцип разделения властей закреплен в действующей КРФ. На практике многие готовы признать отдельное существование каждой из властей, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость, что отчасти объясняется российскими традициями: самодержавия, единовластия. Специфика нынешней российской системы разделения властей проявляется и в особенностях положения Президента РФ в системе органов государства, что характерно для смешанных (президентско-парламентских) форм правления. Президент РФ, являясь главой государства, обеспечивает взаимодействие всех ветвей власти.
Вопросы и особенности государственного устройства являются предметом изучения многих наук – истории, политологии, юриспруденции, социологии, и т. д. При этом следует отметить, что соответствующее многообразие областей знания, сопряженных с анализом и объяснением государственности, обусловлено сложностью и многоаспектностью категории «государства».
Так, одной из традиционно дискуссионных и активно изучаемых понятий выступает понятие «механизм государства», а также тесно сопряженное с ним понятие «государственный аппарат». Анализ видов механизма государства в рамках представленной статьи целесообразно начать с формулирования общего определения рассматриваемой категории:
Механизм государства – это существующая в системном единстве совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой органов государственной власти и иных структур, посредством функционирования которых происходит осуществление власти государства и реализация стоящих перед ним общесоциальных функций.
Раскрывая содержание приведенного определения, представители юридической доктрины предлагают следующие отличительные черты, характеризующие рассматриваемый механизм:
- Целостность государственного механизма, предопределяемая единством целей и задач государства в масштабах всего общества;
- Тесная взаимосвязь разнообразных по направленности органов государственной власти, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также не входящие в традиционную теорию разделения властей, контрольно-надзорных органов, правоохранительных органов, вооруженных сил, и т.д.;
- Центральным элементом механизма государства выступают государственные органы, наделенные в установленном законом порядке совокупностью государственно-властных полномочий, необходимых для решения вопросов, составляющих компетенцию соответствующего органа.
Таким образом, анализ приведенного определения, а также выделяемых в науке признаков механизма государства позволяет сделать вывод о том, что соответствующий механизм является сложной, и при этом единой системой, в связи с чем, представляются нецелесообразными существующие точки зрения о возможности выделения отдельных видов механизма государства – в пределах конкретной страны можно говорить только об одном многоуровневом государственном механизме.
Готовые работы на аналогичную тему
В связи со сказанным выше, более обоснованного говорить не о видах механизма государства, а о дифференциации внутренних частей соответствующего механизма, то есть о видах элементов механизма государства.
Орган государственной власти как основная структурная единица государственного механизма. Виды государственных органов
Как было отмечено выше, применительно к характеристике механизма государства невозможно проведение внешней классификации, то есть выделение и обособление отдельных видов механизма государства. Тем не менее, применение метода анализа, то есть разложения сложного явления на составные части, позволяет сделать вывод о том, что применительно к характеристике механизма государства возможна внутренняя классификация, то есть изучение отдельных элементов, составляющих содержание рассматриваемого механизма.
Основным структурным элементом в рамках рассматриваемого механизма традиционно признается орган государства, определение которого может быть сформулировано следующим образом:
Государственный орган (орган государственной власти) – базовый элемент механизма государства, представляющий собой определенное звено его внутренней структуры, непосредственно вовлеченное в осуществлении государственных функций, и наделенное, в этой связи, законодательно ограниченной совокупностью властных полномочий.
При этом применительно к характеристике органов государства могут выделяться самые разнообразные классификации, в зависимости от тех или иных критериев – классификационных оснований.
Так, в частности, в современной юридической доктрине предлагаются следующие классификации видов государственных органов, выступающих основным звеном механизма государства:
- С точки зрения особенностей процедуры формирования: Государственные органы, формируемые в результате народного волеизъявления (в механизме РФ таковыми органами выступают, в частности, Государственная Дума РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее – высший законодательный орган, Президент РФ, и т.д.), и так называемые производные государственные органы, формирование которых находится в компетенции первой группы органов государства (например, Правительство РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее );
- По содержанию деятельности, в соответствии с общепризнанной в демократических государствах теорией разделения властей, принято выделять законодательные, исполнительные и судебные органы, а также не входящие в классическую систему контрольно-надзорные органы государственной власти, вопрос о целесообразности и допустимости отнесения которой к одной из традиционных ветвей остается неразрешенным;
- По срокам полномочий – постоянно действующие органы государственной власти (судебные и правоохранительные органы), и органы, формируемые на определенный срок, продолжительность которого заранее определяется в нормативно-правовых актах.
Виды органов управления и органов принуждения в структуре государственного механизма
Наряду с предложенными выше классификациями структурных элементов механизма государства, в специальной литературе предлагается также подразделение всех видов существующих в рамках рассматриваемой системы на органы управления и органы принуждения.
Уже из названия предложенных подсистем можно сделать вывод о том, что содержание и направленность их функционирования значительно различаются: органы управления, включая органы законодательной и исполнительной власти, призваны формировать основы правового регулирования и государственной политики во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
В свою очередь, назначение органов принуждения – органов общественного порядка, силовых структур, и т.д. выступает обеспечение практической реализации государственно-властных решений исполнительных органов, в том числе посредством применения и угрозы применения мер государственного принуждения.
Нужны еще материалы по теме статьи?
Воспользуйся новым поиском!
Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу
Автор этой статьи Дата написания статьи: 11.12.2018
Сергей Анатольевич Хилимов
Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
В ряде случаев механизм государства именуют государственным аппаратом, однако более точно отражает сущность рассматриваемого государственного явления термин “механизм”. Это не просто “набор” государственных органов, находящихся в статическом состоянии, а целостная динамическая система, обладающая сложной структурой, каждый из элементов которой обеспечивает реализацию соответствующей функции государства. Сам механизм государства – полисистемное образование.
В его структуре можно выделить три взаимосвязанных уровня: элементарный – уровень государственного органа, системный – уровень группы государственных органов, образующих ту или иную подсистему механизма государства (правоохранительная система) и инструментальный уровень – правовые нормы, регламентирующие деятельность государственных органов, отношения, возникающие на базе этих норм, и средства, обеспечивающие реализацию функций государства (эмиссия, налоговая система, бюджет, материально-технические средства и др.).
Наибольший интерес для уяснения сущности механизма государства представляет его первичный элемент – государственный орган.
Государственный орган – это структурно обособленная, относительно самостоятельная часть государственного аппарата, выполняющая функции государственного характера и наделенная для этого определенной компетенцией.
Государственные органы, составляя элементарный уровень механизма государства, в то же время обладают относительной самостоятельностью, структурной обособленностью и могут одновременно выступать частями нескольких подсистем. Так, например, налоговая полиция, выполняя свои собственные функции (охрану налоговых отношений), вместе с тем участвует в деятельности нескольких подсистем, реализующих соответствующие функции государства в целом: правоохранительная функция (правоохранительная система), экономическая функция (экономическая система) и т.д.
Государственные органы многообразны и их принято классифицировать по определенным основаниям.
1. По форме осуществления государственной деятельности:
– представительные органы, избираемые непосредственно населением и выражающие его государственную волю;
– органы государственного управления, т.е. реализующие законодательную волю народа и во исполнение этой воли издающие подзаконные акты в целях управления различными сферами общественной жизни;
– судебные органы, т.е. осуществляющие правосудие от имени общества;
– прокурорские и иные контрольно-надзорные органы, осуществляющие контроль и надзор за законностью в обществе.
2. По принципу разделения властей подразделяются на органы:
– административной (исполнительной) власти;
3. По территориальной сфере деятельности выделяют:
федеральные, органы субъектов федерации и местные органы.
4. По порядку образования:
– первичные органы члены которых избираются непосредственно населением;
– производные органы в формировании которых население непосредственного участия не принимает.
5. По характеру компетенции:
– общей компетенции, рассматривающие и принимающие решения по делам, касающимся широкого круга вопросов;
– органы специальной компетенции, рассматривающие специальные вопросы, относящиеся к их компетенции.
6. По способу принятия решений (по порядку осуществления компетенции):
– коллегиальные органы, принимающие решение несколькими членами;
– единоначальные, где решение принимается одним лицом – начальником органа или его заместителем единолично.
7. По срокам полномочий:
– постоянные органы, создаваемые без ограничения срока деятельности;
– временные органы, создаваемые на определенный срок.
8. По организационно-правовым формам деятельности:
– полновластные органы, решение которых не нуждается в утверждении вышестоящим органом;
– неполновластные органы, решение которых нуждается в обязательном утверждении вышестоящим органом.
9. По содержанию деятельности на правоохранительные, санэпиднадзора и др.
Сущность, функции и механизм государства определяют его форму, т.е. его внутреннюю и внешнюю организацию.
Механизм государства - это целостная иерархическая система органов и учреждений государственного управления, построенная с целью осуществления государственной власти, реализации задач и функций, стоящих перед государством.
Современное государство функционирует в качестве определённой системы, включающей в себя упорядоченную совокупность органов управления, коллективов, осуществляющих управление общественными отношениями от имени государства и в пределах закрепленных за ними полномочий.
Государственный механизм включает в структуру все органы государственного управления. Он выступает в качестве олицетворения государства, являясь его реальным материализованным воплощением. Государственное управление и само существование государства невозможно без наличия механизма государства: ни то, ни другое не может существовать друг без друга.
В теории государственного управления зачастую осуществляется отождествление терминов «механизм государства» и «государственный аппарат», однако многие специалисты рассматривают механизм государства в качестве более широкого понятия, включающего в себя систему органов государственного управления, формирующих государственный аппарат, и систему принудительных учреждений в виде полиции, тюрем и прочего, а также методы реализации власти.
Рассмотрение термина «механизм государства» в узком смысле позволяет отождествлять его с термином «государственный аппарат», под которым понимается вся совокупность органов государственного управления, являющихся частью механизма государства.
Государственный механизм должен отвечать требованиям целостности, предусматривающей его ориентацию на достижение единых целей и задач, единству власти, предусматривающему наличие единых органов государственного управления, а также системности организационно-материальной основы.
Состав механизма государства
Современный механизм государства характеризуется высоким уровнем сложности, многообразием составляющих его элементов.
Готовые работы на аналогичную тему
Структура механизма государства - это внутреннее строение данного механизма, выражающееся в расположении его элементов, их подчиненности друг другу и наличии взаимосвязей.
В структуру государственного механизма включаются следующие элементы:
- во-первых, собственно государственный аппарат, включающий в себя систему органов государственного управления. Данная совокупность органов обеспечивает функционирование механизма государства и реализацию практических функций государственной власти;
- во-вторых, государственные организации, представленные государственными предприятиями, являющимися хозяйствующими субъектами, учреждаемыми государством для осуществления производства продукции, работ и услуг с целью удовлетворения потребностей общества и получения прибыли;
- в-третьих, государственные учреждения, являющимися хозяйствующими субъектами, призванными осуществлять социально-культурные функции в различных сферах общественной жизнедеятельности (наука, образование, здравоохранение и прочее);
- в-четвертых, материальные государственные придатки в лице вооруженных сил, органов полиции и прочего.
Помимо этого, в структуру государственного механизма можно включить всю совокупность государственных служащих, осуществляющих практическую реализацию государственного управления, а также организационных и финансовых средств, принудительных сил, требуемых для обеспечения функционирования государственной власти.
Механизм государства находится под воздействием политического строя, сложившегося в стране, следовательно, может меняться в зависимости от определенного периода времени и сложившейся системы управления государством. В качестве первичного структурного элемента механизма государства выступает орган государственного управления.
На структуру механизма государства влияют различные факторы, к числу которых можно отнести, например, площадь государства. Государства с большими территориями отличаются более сложным механизмом государства по сравнению с мелкими государствами.
Отдельные структурные элементы механизма государства могут играть важную роль на различных этапах существования государства. Так, в условиях участия страны в военных действиях, возрастает роль таких элементов как армия, военные предприятия, спецслужбы. В условиях роста преступности большую значимость приобретают органы охраны правопорядка и так далее.
Признаки государственного механизма
Механизм государства отличается следующими признаками:
- во-первых, наличие системы органов государственного управления, в основе которой находится принцип разделения властей. Механизм государства выступает в качестве системы органов государственного управления, основанной на единых принципах организации и функционирования , закрепленных российской Конституцией, федеральными законами;
- во-вторых, наличие сложной структуры. Структура органов управления включает в себя четко определенные и вписанные в систему иерархии органы государственного управления, находящиеся в определенном соотношении друг с другом и во взаимосвязях;
- в-третьих, наличие взаимообратных связей между государственным механизмом и функциями государства. Реализация функций государства получает реальное воплощение через систему государственного механизма. Государство не способно выполнять свои функции, если у него отсутствует механизм государства;
- в-четвертых, нацеленность на решение задач, обеспечивающих управление страной и реализацию функций государства. Государству для реализации возложенных на него задач требуются определенные материальные средства, выступающие в качестве вещественных придатков государства. Эти материальные средства составляют основу функционирования ряда государственных органов и неотъемлемую часть деятельности государственной власти.
Нужны еще материалы по теме статьи?
Воспользуйся новым поиском!
Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 20.11.2021
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
Теория разделения властей — основной принцип организации деятельности современного демократического государства, который положен в основу механизма государства.
Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию правовым государством [1]. Функционирование правового государства не представляется возможным без самостоятельной и независимой судебной ветви власти, которая обеспечивает защиту интересов государства и граждан от любых посягательств, включая и само государство и государственные органы.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей [2].
Несомненно, основополагающим принципом судебной ветви власти является принцип независимости, имеющий одно из самых важных значений для судебной деятельности.
Независимость суда сводится к совокупности двух основных элементов — институциональной (организационной) и функциональной независимости судебной ветви власти и независимости представителей данной ветви власти — судей.
Центром институциональной независимости судебной власти является идея о том, что суды не должны подчиняться как законодательной, так и исполнительной ветвям власти и должны обладать беспристрастием и независимостью. Господство права требует также, чтобы законодателю не разрешалось принимать законодательные акты, аннулирующие, с эффектом обратной силы, решения суда или иным образом вторгающиеся в судебную функцию. Статьи Конституции, посвященные полномочиям органов законодательной и исполнительной власти, не содержат каких-либо указаний на то, что они имеют право принимать решения, вторгающиеся в компетенцию судебной власти [4, с. 45–48].
Непосредственно независимость суда закреплена в положениях части 1 статьи 120 Конституции Российской Федерации.
При характеристике судебной власти необходимо исходить из того, что судебная власть представляет собой конституционно обособленную и самостоятельную ветвь государственной власти, основным предназначением которой является разрешение правовых споров посредством деятельности судебных органов по осуществлению правосудия, судебная власть балансирует функционирование законодательной и исполнительной ветвей власти, в целях недопущения произвола и злоупотреблений, наряду с правосудием, осуществляет судебный контроль; при этом в системе разделения властей судебная власть занимает предельно обособленное положение, что связано с необходимостью обеспечения независимого и справедливого правосудия [5, с.69].
Судебная ветвь власти в государстве ограничена в своем проявлении, так, например, судебная власть не обладает инициативным правом в проведении судебных разбирательств. Не имеется в виду право проведения судебных заседаний, а то, что суд не может самостоятельно заняться разрешением разбирательства спора без обращения к нему заявителя или иного заинтересованного лица, чьи права нарушены. Суд действует лишь тогда, когда к нему поступает уже возбужденное уголовное или административное дело, или же, когда истец обращается с заявлением в гражданском порядке. Единственное исключение составляют те случаи, когда нарушается порядок в самом зале суда, где проводится разбирательство дела.
Судебная ветвь власти наделена большими полномочиями, но все же, в отличие от законодательной ветви власти, не наделена такой поддержкой населения и конечно же не обладает силовыми ресурсами присущими исполнительной ветви власти. Однако, среди органов государственной власти суд занимает особое место, поскольку именно благодаря данной ветви власти деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти находятся в правовых барьерах.
Однако, несмотря на обособленное положение судебной власти несомненно имеет место воздействие на нее иных ветвей власти.
Воздействие законодательной власти на судебную выражается в ее влиянии на деятельность судебной системы путем формирования действующего законодательства. В функцию судебной ветви власти в свою очередь входит обеспечение осуществления контроля за конституционностью принимаемых законодательной ветвью законов.
Главное направление деятельности исполнительной ветви власти заключается в исполнении законов и их реализации определенными методами, предусмотренными законодательством [6, с.476–477].
Таким образом, можно сделать вывод о тесной взаимосвязи всех трех ветвей власти, несмотря на их разделение. Каждая из ветвей власти находится в непосредственной зависимости от другой, невозможно функционирование одной ветви власти без отлаженной работы в других ветвях власти.
В соответствии со статьей 83 Конституции Российской Федерации судьи высших судебных органов Российской Федерации (Конституционного, Верховного Судов РФ) назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, а судьи других федеральных судов назначаются непосредственно Президентом Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий судей вышеперечисленных высших судебных органов, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
Таким образом, с учетом вышеуказанной нормы закона, прослеживается тесная связь судебной власти с непосредственно Президентом Российской Федерации.
Изменения в Основной закон Российской Федерации о наделении Президента Российской Федерации полномочиями внесения представлений в о прекращении полномочий судей были внесены в 2020 году, соответственно, насколько мне известно, прецедентов указанным случаям не было, однако как представляется возможным предположить, указанные случаи, скорее всего, будут исключительными и не будут использоваться повседневно, поскольку, как сказано было выше основной гарантией судебной власти выступает ее независимость.
В настоящее время в Российской Федерации имеет место реализация Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», целью которой является повышение качества отправления правосудия. Решение о разработке программы было принято Постановлением Правительства Российской Федерации № 1735-р от 20 сентября 2012 года, государственным заказчиком — координатором программы является Министерство экономического развития Российской Федерации. Сроки реализации программы установлены на 2013–2024 годы, в течение которых должны быть реализованы основные цели программы — совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечение открытости и доступности правосудия, создание необходимых условий для отправления правосудия, обеспечение независимости судебной власти, построение эффективной системы исполнительного производства, повышение открытости и доступности исполнительной системы.
В перечень строительных проектов и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых в 2013–2024 годах за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных для реализации целевой программы, также было включено строительство Миасского городского суда Челябинской области, которое завершено, здание, площадью 4125 кв.м., введено в эксплуатацию в 2015 году. На период с 2021 по 2024 года запланировано строительство здания для размещения Арбитражного суда Челябинской области, площадью 14768 кв. метров [3].
Немаловажный интерес вызывает вопрос развития доступа граждан в суды в электронном формате, особую необходимость в котором вызвал введенный в 2020 году режим повышенной готовности в условиях распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019 n-CoV). В связи с чем все суды в Российской Федерации начали вести работу по новому режиму, направленному на уменьшение контакта между людьми, так рекомендовано представление процессуальных и непроцессуальных заявлений и жалоб посредством электронного вида с использованием сервисов интернет-страницы соответствующего суда.
Согласно общепринятому определению Савитского В. М. правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права [7, с.499].
Качество правосудия, его эффективность зависят от справедливости выносимых судьями решений в соответствии с нормой закона. Справедливость вынесенных решений напрямую зависит от правосознания судей как представителей судебной власти. Цели по повышению качества осуществления правосудия и авторитета судебной власти не могут быть достигнуты в результате материально-технического обеспечения данной ветви власти, которая, разумеется, не будет лишней, однако повышение качества осуществления правосудия невозможно без моральной составляющей представителей данной ветви власти и непосредственной их независимости.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, судебная власть, ветвь власти, судебная ветвь власти, суд, исполнительная ветвь, исполнительная власть, правовое государство, судебная система, Челябинская область.
Автор статьи
Читайте также:
- Обязанности государственных предприятий курсовая работа
- Возмещение судебных расходов по делам о защите прав потребителей
- Какие из перечисленных документов относятся к нормативным правовым актам содержащим государственные
- Россия делает заявление о признании южной осетии как суверенного государства
- Реформирование государственной собственности это