Судебные органы это элемент механизма государства

Обновлено: 30.04.2024

Традиционно понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» употребляются как синонимы. В последнее время понятие «механизм государства» трактуется шире. В механизм государства наряду с государственным аппаратом включаются и некоторые формы непосредственной демократии (референдумы, выборы и т.п.), т.е. формы реализации государственной власти непосредственно населением.

Механизм государства — это совокупность всех организационных форм, посредством которых реализуется государственная власть, осуществляются функции государства.

Структура механизма государства:

1) институты непосредственной демократии (референдум, выборы и т.д.)

2) государственный аппарат

Государственный аппарат – это специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Признаки государственного аппарата:

- действует на основе законодательства.

- действует на принципах субординации и координации деятельности.

- первичными элементами являются государственные органы и учреждения

- для обеспечения государственно-властных полномочий существуют органы принуждения.

- посредством государственного аппарата осуществляются функции государства.

государственные организации – предприятия, учреждения, способствующие осуществлению функций государства.

Структура государственного аппарата:

· государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих властных функций;

· государственные учреждения, предприятия, организации, которые не обладают властными полномочиями (за искл. их администраций), а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;

· государственные служащие, специально занимающиеся управлением;

· организационные и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимая для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Формы деятельности:

· непосредственно управленческие (не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передачи опыта и т.д.);

· правовые, вызывающие государственно-обязательные последствия;

· правотворческие, направленные на подготовку проектов нормативных актов, их принятие, издание и др.;

· правоохранительные, обеспечивающие надзор и контроль за соблюдением законов, привлечение виновных к юридической ответственности, рассмотрение юридических дел в судах, проведение в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

Принципы деятельности:

· приоритетность прав и свобод человека и гражданина, предполагающая обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

· демократизм, выражающийся в первую очередь в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

· принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную), способствующий созданию механизмов, исключающих произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

· законность, означающая обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

· гласность, обеспечивающая информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;

· принцип федерализма, выражающий единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

· профессионализм, создающий благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирующий высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны.

Органы государства: понятие, признаки, классификация.

Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное властными полномочиями.

Признаки органа государства:

· самостоятельность как структурного элемента государственного механизма;

· создание и функционирование в установленном порядке (на основе правовых актов и соответствующим образом — выборы, назначения, формирование);

· выполнение только ему свойственных задач и функций;

· наличие в этой связи властных полномочий;

· наличие организационной структуры, кадрового состава;

· наличие имущества, финансовых средств из бюджета.

Государственные органы разнообразны, они осуществляют различные функции и поэтому подразделяются на виды:

по принципу разделения властей - законодательные, исполнительные и судебные;

Законодательные органы состоят из выборных должностных лиц – депутатов, основная функция - принятие законов.

Исполнительно-распорядительные органы государственной власти включают в себя исполнительную деятельность (осуществление тех решений, которые приняты представительными органами) и распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий).

Органы судебной власти осуществляют в первую очередь юрисдикционную функцию (субъективную и объективную).

Субъективная юрисдикция реализуется посредством официального признания судебным органом наличия у того или иного субъекта субъективного права и присуждения ему всего того, что с этим правом связано.

Объективная юрисдикция отвечает в решении судебного органа на вопрос — нарушено или нет право. Объективная юрисдикция осуществляется как юрисдикция репрессивная, восстановительная и отменительная.

- репрессивная юрисдикция осуществляется в таком решении судебного органа, которое констатирует нарушение каким-то деянием нормативного акта и устанавливает за это определенные штрафные санкции.

- с восстановительной юрисдикцией сталкиваются тогда, когда судебное решение устанавливает на основе права обязанность возмещения ущерба, хотя и не усматривает при этом правонарушения.

- с отменительной юрисдикцией имеют дело в тех случаях, если суд отменяет противоправный юридический акт.

по объему властных полномочий — высшие и местные;

по способу формирования - выборные и назначаемые

по срокам полномочий — на постоянные и временные;

по особенностям и порядку принятия решений - коллегиальные и единоначальные;

по правовым формам деятельности — на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

по широте компетенции — на органы общей и специальной компетенции.

(Например: Правительство РФ и Министерство финансов РФ)

по форме реализации государственной деятельности — на представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;

Ветви государственной власти: соотношение, взаимодействие, система «сдержек и противовесов».

Разделения властей – это принцип, по которому законодательные, исполнительные и судебные органы функционируют относительно независимо друг от друга, без вмешательства и при строгом разграничении законом их полномочий.

Разделение властей, их функционирование, взаимодействие законодательно закреплено. Н.: статья 10 КРФ

Разделение на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти обосновывается:

· необходимостью осуществлять такие три функции, как принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия;

· обеспечением, сохранением демократии от чрезмерной концентрации, монополизации власти одним человеком, одним государственным органом;

· возможностью контроля за деятельностью ветвей власти, сдерживающих и уравновешивающих одна другую.

Механизм государства, основывающийся на разделении властей, отличается следующими характеристиками:

· единая суверенная власть принадлежит народу;

· отсутствует орган, концентрирующий всю полноту государственной власти;

· относительная независимость ветвей государственной власти и реализующих ее государственных органов;

· система «сдержек и противовесов» ограничивает власть каждого органа государства и препятствует ее сосредоточению в рамках какой-либо ветви власти в ущерб другим ветвям. Элементами такой системы являются: срочность полномочий должностных лиц; несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления; право вето на законопроекты; право роспуска парламента; контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; независимость судейского корпуса и др.

В системе разделения властей:

для законодательной власти характерно:

- первичное представительство идет от народа, как единственного источника власти;

- распорядительная функция по формированию высших исполнительных и судебных органов

- функция контроля исполнительной власти (одобрение кандидатуры председателя правительства, вопрос о доверии правительству, ежегодные отчеты правительства)

- возможность политической оценки (импичмента) должностных лиц

- контролируется судебной властью с помощью конституционного надзора и судебного контроля

для исполнительной власти характерно:

- может быть единоличной (в президентской республике правительство – советники главы государства) или коллегиальной (в парламентской республике правительство подотчетно парламенту)

- несёт солидарную ответственность за принятые решения

- обладает правом законодательной инициативы

- контролируется законодательной властью (одобрение кандидатуры председателя правительства, вопрос о доверии правительству, ежегодные отчеты правительства)

- контролируется судебной властью с помощью конституционного надзора и судебного контроля

для судебной власти характерно:

- только суд отправляет правосудие

- независимость и подчинение только закону

- обладает правом законодательной инициативы

- является арбитром в спорах о компетенции между органами власти

- осуществляет контроль за законодательной и исполнительной властью посредством конституционного надзора и судебного контроля.

В РФ принцип разделения властей закреплен в действующей КРФ. На практике многие готовы признать отдельное существование каждой из властей, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость, что отчасти объясняется российскими традициями: самодержавия, единовластия. Специфика нынешней российской системы разделения властей проявляется и в особенностях положения Президента РФ в системе органов государства, что характерно для смешанных (президентско-парламент­ских) форм правления. Президент РФ, являясь главой государства, обеспечивает взаимодействие всех ветвей власти.

Вопросы и особенности государственного устройства являются предметом изучения многих наук – истории, политологии, юриспруденции, социологии, и т. д. При этом следует отметить, что соответствующее многообразие областей знания, сопряженных с анализом и объяснением государственности, обусловлено сложностью и многоаспектностью категории «государства».

Так, одной из традиционно дискуссионных и активно изучаемых понятий выступает понятие «механизм государства», а также тесно сопряженное с ним понятие «государственный аппарат». Анализ видов механизма государства в рамках представленной статьи целесообразно начать с формулирования общего определения рассматриваемой категории:

Механизм государства – это существующая в системном единстве совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой органов государственной власти и иных структур, посредством функционирования которых происходит осуществление власти государства и реализация стоящих перед ним общесоциальных функций.

Раскрывая содержание приведенного определения, представители юридической доктрины предлагают следующие отличительные черты, характеризующие рассматриваемый механизм:

  • Целостность государственного механизма, предопределяемая единством целей и задач государства в масштабах всего общества;
  • Тесная взаимосвязь разнообразных по направленности органов государственной власти, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также не входящие в традиционную теорию разделения властей, контрольно-надзорных органов, правоохранительных органов, вооруженных сил, и т.д.;
  • Центральным элементом механизма государства выступают государственные органы, наделенные в установленном законом порядке совокупностью государственно-властных полномочий, необходимых для решения вопросов, составляющих компетенцию соответствующего органа.

Таким образом, анализ приведенного определения, а также выделяемых в науке признаков механизма государства позволяет сделать вывод о том, что соответствующий механизм является сложной, и при этом единой системой, в связи с чем, представляются нецелесообразными существующие точки зрения о возможности выделения отдельных видов механизма государства – в пределах конкретной страны можно говорить только об одном многоуровневом государственном механизме.

Готовые работы на аналогичную тему

В связи со сказанным выше, более обоснованного говорить не о видах механизма государства, а о дифференциации внутренних частей соответствующего механизма, то есть о видах элементов механизма государства.

Орган государственной власти как основная структурная единица государственного механизма. Виды государственных органов

Как было отмечено выше, применительно к характеристике механизма государства невозможно проведение внешней классификации, то есть выделение и обособление отдельных видов механизма государства. Тем не менее, применение метода анализа, то есть разложения сложного явления на составные части, позволяет сделать вывод о том, что применительно к характеристике механизма государства возможна внутренняя классификация, то есть изучение отдельных элементов, составляющих содержание рассматриваемого механизма.

Основным структурным элементом в рамках рассматриваемого механизма традиционно признается орган государства, определение которого может быть сформулировано следующим образом:

Государственный орган (орган государственной власти) – базовый элемент механизма государства, представляющий собой определенное звено его внутренней структуры, непосредственно вовлеченное в осуществлении государственных функций, и наделенное, в этой связи, законодательно ограниченной совокупностью властных полномочий.

При этом применительно к характеристике органов государства могут выделяться самые разнообразные классификации, в зависимости от тех или иных критериев – классификационных оснований.

Так, в частности, в современной юридической доктрине предлагаются следующие классификации видов государственных органов, выступающих основным звеном механизма государства:

  1. С точки зрения особенностей процедуры формирования: Государственные органы, формируемые в результате народного волеизъявления (в механизме РФ таковыми органами выступают, в частности, Государственная Дума РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее – высший законодательный орган, Президент РФ, и т.д.), и так называемые производные государственные органы, формирование которых находится в компетенции первой группы органов государства (например, Правительство РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее );
  2. По содержанию деятельности, в соответствии с общепризнанной в демократических государствах теорией разделения властей, принято выделять законодательные, исполнительные и судебные органы, а также не входящие в классическую систему контрольно-надзорные органы государственной власти, вопрос о целесообразности и допустимости отнесения которой к одной из традиционных ветвей остается неразрешенным;
  3. По срокам полномочий – постоянно действующие органы государственной власти (судебные и правоохранительные органы), и органы, формируемые на определенный срок, продолжительность которого заранее определяется в нормативно-правовых актах.

Виды органов управления и органов принуждения в структуре государственного механизма

Наряду с предложенными выше классификациями структурных элементов механизма государства, в специальной литературе предлагается также подразделение всех видов существующих в рамках рассматриваемой системы на органы управления и органы принуждения.

Уже из названия предложенных подсистем можно сделать вывод о том, что содержание и направленность их функционирования значительно различаются: органы управления, включая органы законодательной и исполнительной власти, призваны формировать основы правового регулирования и государственной политики во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

В свою очередь, назначение органов принуждения – органов общественного порядка, силовых структур, и т.д. выступает обеспечение практической реализации государственно-властных решений исполнительных органов, в том числе посредством применения и угрозы применения мер государственного принуждения.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 11.12.2018

Сергей Анатольевич Хилимов

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

В ряде случаев механизм государства именуют государственным аппаратом, однако более точно отражает сущность рассматриваемого государственного явления термин “механизм”. Это не просто “набор” государственных органов, находящихся в статическом состоянии, а целостная динамическая система, обладающая сложной структурой, каждый из элементов которой обеспечивает реализацию соответствующей функции государства. Сам механизм государства – полисистемное образование.

В его структуре можно выделить три взаимосвязанных уровня: элементарный – уровень государственного органа, системный – уровень группы государственных органов, образующих ту или иную подсистему механизма государства (правоохранительная система) и инструментальный уровень – правовые нормы, регламентирующие деятельность государственных органов, отношения, возникающие на базе этих норм, и средства, обеспечивающие реализацию функций государства (эмиссия, налоговая система, бюджет, материально-технические средства и др.).

Наибольший интерес для уяснения сущности механизма государства представляет его первичный элемент – государственный орган.

Государственный орган – это структурно обособленная, относительно самостоятельная часть государственного аппарата, выполняющая функции государственного характера и наделенная для этого определенной компетенцией.

Государственные органы, составляя элементарный уровень механизма государства, в то же время обладают относительной самостоятельностью, структурной обособленностью и могут одновременно выступать частями нескольких подсистем. Так, например, налоговая полиция, выполняя свои собственные функции (охрану налоговых отношений), вместе с тем участвует в деятельности нескольких подсистем, реализующих соответствующие функции государства в целом: правоохранительная функция (правоохранительная система), экономическая функция (экономическая система) и т.д.

Государственные органы многообразны и их принято классифицировать по определенным основаниям.

1. По форме осуществления государственной деятельности:

– представительные органы, избираемые непосредственно населением и выражающие его государственную волю;

– органы государственного управления, т.е. реализующие законодательную волю народа и во исполнение этой воли издающие подзаконные акты в целях управления различными сферами общественной жизни;

– судебные органы, т.е. осуществляющие правосудие от имени общества;

– прокурорские и иные контрольно-надзорные органы, осуществляющие контроль и надзор за законностью в обществе.

2. По принципу разделения властей подразделяются на органы:

– административной (исполнительной) власти;

3. По территориальной сфере деятельности выделяют:

федеральные, органы субъектов федерации и местные органы.

4. По порядку образования:

– первичные органы члены которых избираются непосредственно населением;

– производные органы в формировании которых население непосредственного участия не принимает.

5. По характеру компетенции:

– общей компетенции, рассматривающие и принимающие решения по делам, касающимся широкого круга вопросов;

– органы специальной компетенции, рассматривающие специальные вопросы, относящиеся к их компетенции.

6. По способу принятия решений (по порядку осуществления компетенции):

– коллегиальные органы, принимающие решение несколькими членами;

– единоначальные, где решение принимается одним лицом – начальником органа или его заместителем единолично.

7. По срокам полномочий:

– постоянные органы, создаваемые без ограничения срока деятельности;

– временные органы, создаваемые на определенный срок.

8. По организационно-правовым формам деятельности:

– полновластные органы, решение которых не нуждается в утверждении вышестоящим органом;

– неполновластные органы, решение которых нуждается в обязательном утверждении вышестоящим органом.

9. По содержанию деятельности на правоохранительные, санэпиднадзора и др.

Сущность, функции и механизм государства определяют его форму, т.е. его внутреннюю и внешнюю организацию.

Механизм государства - это целостная иерархическая система органов и учреждений государственного управления, построенная с целью осуществления государственной власти, реализации задач и функций, стоящих перед государством.

Современное государство функционирует в качестве определённой системы, включающей в себя упорядоченную совокупность органов управления, коллективов, осуществляющих управление общественными отношениями от имени государства и в пределах закрепленных за ними полномочий.

Государственный механизм включает в структуру все органы государственного управления. Он выступает в качестве олицетворения государства, являясь его реальным материализованным воплощением. Государственное управление и само существование государства невозможно без наличия механизма государства: ни то, ни другое не может существовать друг без друга.

В теории государственного управления зачастую осуществляется отождествление терминов «механизм государства» и «государственный аппарат», однако многие специалисты рассматривают механизм государства в качестве более широкого понятия, включающего в себя систему органов государственного управления, формирующих государственный аппарат, и систему принудительных учреждений в виде полиции, тюрем и прочего, а также методы реализации власти.

Рассмотрение термина «механизм государства» в узком смысле позволяет отождествлять его с термином «государственный аппарат», под которым понимается вся совокупность органов государственного управления, являющихся частью механизма государства.

Государственный механизм должен отвечать требованиям целостности, предусматривающей его ориентацию на достижение единых целей и задач, единству власти, предусматривающему наличие единых органов государственного управления, а также системности организационно-материальной основы.

Состав механизма государства

Современный механизм государства характеризуется высоким уровнем сложности, многообразием составляющих его элементов.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура механизма государства - это внутреннее строение данного механизма, выражающееся в расположении его элементов, их подчиненности друг другу и наличии взаимосвязей.

В структуру государственного механизма включаются следующие элементы:

  • во-первых, собственно государственный аппарат, включающий в себя систему органов государственного управления. Данная совокупность органов обеспечивает функционирование механизма государства и реализацию практических функций государственной власти;
  • во-вторых, государственные организации, представленные государственными предприятиями, являющимися хозяйствующими субъектами, учреждаемыми государством для осуществления производства продукции, работ и услуг с целью удовлетворения потребностей общества и получения прибыли;
  • в-третьих, государственные учреждения, являющимися хозяйствующими субъектами, призванными осуществлять социально-культурные функции в различных сферах общественной жизнедеятельности (наука, образование, здравоохранение и прочее);
  • в-четвертых, материальные государственные придатки в лице вооруженных сил, органов полиции и прочего.

Помимо этого, в структуру государственного механизма можно включить всю совокупность государственных служащих, осуществляющих практическую реализацию государственного управления, а также организационных и финансовых средств, принудительных сил, требуемых для обеспечения функционирования государственной власти.

Механизм государства находится под воздействием политического строя, сложившегося в стране, следовательно, может меняться в зависимости от определенного периода времени и сложившейся системы управления государством. В качестве первичного структурного элемента механизма государства выступает орган государственного управления.

На структуру механизма государства влияют различные факторы, к числу которых можно отнести, например, площадь государства. Государства с большими территориями отличаются более сложным механизмом государства по сравнению с мелкими государствами.

Отдельные структурные элементы механизма государства могут играть важную роль на различных этапах существования государства. Так, в условиях участия страны в военных действиях, возрастает роль таких элементов как армия, военные предприятия, спецслужбы. В условиях роста преступности большую значимость приобретают органы охраны правопорядка и так далее.

Признаки государственного механизма

Механизм государства отличается следующими признаками:

  • во-первых, наличие системы органов государственного управления, в основе которой находится принцип разделения властей. Механизм государства выступает в качестве системы органов государственного управления, основанной на единых принципах организации и функционирования , закрепленных российской Конституцией, федеральными законами;
  • во-вторых, наличие сложной структуры. Структура органов управления включает в себя четко определенные и вписанные в систему иерархии органы государственного управления, находящиеся в определенном соотношении друг с другом и во взаимосвязях;
  • в-третьих, наличие взаимообратных связей между государственным механизмом и функциями государства. Реализация функций государства получает реальное воплощение через систему государственного механизма. Государство не способно выполнять свои функции, если у него отсутствует механизм государства;
  • в-четвертых, нацеленность на решение задач, обеспечивающих управление страной и реализацию функций государства. Государству для реализации возложенных на него задач требуются определенные материальные средства, выступающие в качестве вещественных придатков государства. Эти материальные средства составляют основу функционирования ряда государственных органов и неотъемлемую часть деятельности государственной власти.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 20.11.2021

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.


Теория разделения властей — основной принцип организации деятельности современного демократического государства, который положен в основу механизма государства.

Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию правовым государством [1]. Функционирование правового государства не представляется возможным без самостоятельной и независимой судебной ветви власти, которая обеспечивает защиту интересов государства и граждан от любых посягательств, включая и само государство и государственные органы.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей [2].

Несомненно, основополагающим принципом судебной ветви власти является принцип независимости, имеющий одно из самых важных значений для судебной деятельности.

Независимость суда сводится к совокупности двух основных элементов — институциональной (организационной) и функциональной независимости судебной ветви власти и независимости представителей данной ветви власти — судей.

Центром институциональной независимости судебной власти является идея о том, что суды не должны подчиняться как законодательной, так и исполнительной ветвям власти и должны обладать беспристрастием и независимостью. Господство права требует также, чтобы законодателю не разрешалось принимать законодательные акты, аннулирующие, с эффектом обратной силы, решения суда или иным образом вторгающиеся в судебную функцию. Статьи Конституции, посвященные полномочиям органов законодательной и исполнительной власти, не содержат каких-либо указаний на то, что они имеют право принимать решения, вторгающиеся в компетенцию судебной власти [4, с. 45–48].

Непосредственно независимость суда закреплена в положениях части 1 статьи 120 Конституции Российской Федерации.

При характеристике судебной власти необходимо исходить из того, что судебная власть представляет собой конституционно обособленную и самостоятельную ветвь государственной власти, основным предназначением которой является разрешение правовых споров посредством деятельности судебных органов по осуществлению правосудия, судебная власть балансирует функционирование законодательной и исполнительной ветвей власти, в целях недопущения произвола и злоупотреблений, наряду с правосудием, осуществляет судебный контроль; при этом в системе разделения властей судебная власть занимает предельно обособленное положение, что связано с необходимостью обеспечения независимого и справедливого правосудия [5, с.69].

Судебная ветвь власти в государстве ограничена в своем проявлении, так, например, судебная власть не обладает инициативным правом в проведении судебных разбирательств. Не имеется в виду право проведения судебных заседаний, а то, что суд не может самостоятельно заняться разрешением разбирательства спора без обращения к нему заявителя или иного заинтересованного лица, чьи права нарушены. Суд действует лишь тогда, когда к нему поступает уже возбужденное уголовное или административное дело, или же, когда истец обращается с заявлением в гражданском порядке. Единственное исключение составляют те случаи, когда нарушается порядок в самом зале суда, где проводится разбирательство дела.

Судебная ветвь власти наделена большими полномочиями, но все же, в отличие от законодательной ветви власти, не наделена такой поддержкой населения и конечно же не обладает силовыми ресурсами присущими исполнительной ветви власти. Однако, среди органов государственной власти суд занимает особое место, поскольку именно благодаря данной ветви власти деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти находятся в правовых барьерах.

Однако, несмотря на обособленное положение судебной власти несомненно имеет место воздействие на нее иных ветвей власти.

Воздействие законодательной власти на судебную выражается в ее влиянии на деятельность судебной системы путем формирования действующего законодательства. В функцию судебной ветви власти в свою очередь входит обеспечение осуществления контроля за конституционностью принимаемых законодательной ветвью законов.

Главное направление деятельности исполнительной ветви власти заключается в исполнении законов и их реализации определенными методами, предусмотренными законодательством [6, с.476–477].

Таким образом, можно сделать вывод о тесной взаимосвязи всех трех ветвей власти, несмотря на их разделение. Каждая из ветвей власти находится в непосредственной зависимости от другой, невозможно функционирование одной ветви власти без отлаженной работы в других ветвях власти.

В соответствии со статьей 83 Конституции Российской Федерации судьи высших судебных органов Российской Федерации (Конституционного, Верховного Судов РФ) назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, а судьи других федеральных судов назначаются непосредственно Президентом Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий судей вышеперечисленных высших судебных органов, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Таким образом, с учетом вышеуказанной нормы закона, прослеживается тесная связь судебной власти с непосредственно Президентом Российской Федерации.

Изменения в Основной закон Российской Федерации о наделении Президента Российской Федерации полномочиями внесения представлений в о прекращении полномочий судей были внесены в 2020 году, соответственно, насколько мне известно, прецедентов указанным случаям не было, однако как представляется возможным предположить, указанные случаи, скорее всего, будут исключительными и не будут использоваться повседневно, поскольку, как сказано было выше основной гарантией судебной власти выступает ее независимость.

В настоящее время в Российской Федерации имеет место реализация Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», целью которой является повышение качества отправления правосудия. Решение о разработке программы было принято Постановлением Правительства Российской Федерации № 1735-р от 20 сентября 2012 года, государственным заказчиком — координатором программы является Министерство экономического развития Российской Федерации. Сроки реализации программы установлены на 2013–2024 годы, в течение которых должны быть реализованы основные цели программы — совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечение открытости и доступности правосудия, создание необходимых условий для отправления правосудия, обеспечение независимости судебной власти, построение эффективной системы исполнительного производства, повышение открытости и доступности исполнительной системы.

В перечень строительных проектов и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых в 2013–2024 годах за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных для реализации целевой программы, также было включено строительство Миасского городского суда Челябинской области, которое завершено, здание, площадью 4125 кв.м., введено в эксплуатацию в 2015 году. На период с 2021 по 2024 года запланировано строительство здания для размещения Арбитражного суда Челябинской области, площадью 14768 кв. метров [3].

Немаловажный интерес вызывает вопрос развития доступа граждан в суды в электронном формате, особую необходимость в котором вызвал введенный в 2020 году режим повышенной готовности в условиях распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019 n-CoV). В связи с чем все суды в Российской Федерации начали вести работу по новому режиму, направленному на уменьшение контакта между людьми, так рекомендовано представление процессуальных и непроцессуальных заявлений и жалоб посредством электронного вида с использованием сервисов интернет-страницы соответствующего суда.

Согласно общепринятому определению Савитского В. М. правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права [7, с.499].

Качество правосудия, его эффективность зависят от справедливости выносимых судьями решений в соответствии с нормой закона. Справедливость вынесенных решений напрямую зависит от правосознания судей как представителей судебной власти. Цели по повышению качества осуществления правосудия и авторитета судебной власти не могут быть достигнуты в результате материально-технического обеспечения данной ветви власти, которая, разумеется, не будет лишней, однако повышение качества осуществления правосудия невозможно без моральной составляющей представителей данной ветви власти и непосредственной их независимости.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, судебная власть, ветвь власти, судебная ветвь власти, суд, исполнительная ветвь, исполнительная власть, правовое государство, судебная система, Челябинская область.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: