Реформирование государственной собственности это

Обновлено: 26.04.2024

С конца 80-х годов в социалистических странах обозначился переход к коренному преобразованию присущих прежнему типу экономики отношений. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах экономическую систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и параллельно существующих в мире систем.

Экономическая система, основанная на общественной собственности, позволяла концентрировать материальные и людские ресурсы общества на важнейших направлениях и обеспечивать мощные прорывы на решающих участках хозяйственной деятельности. Однако исторически эта система была обречена на поражение. Нормальное функционирование усложняющегося хозяйства пришло в противоречие с централизованным директивным управлением. СССР оказался не в состоянии в полной мере освоить достижения научно-технической революции во второй ее части и экономика страны вступила в стадию угасания. Возникла необходимость в изменении отношений собственности как основы всей системы экономических отношений.

Возрождение различных форм частной собственности путем разгосударствления предприятий началось с конца 80-х годов. Приватизация была направлена на повышение эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики. Сложный хозяйственный комплекс с установившимися связями был рывком брошен в рыночную стихию. В рынок страна вступила, будучи не подготовленной ни в экономическом, ни в социальном плане.

Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах, где процесс национализации принимал относительной широкие масштабы (Великобритания, Франция), приватизация проходила, например, в Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций; подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа. Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д.

Выбор направлений и форм преобразований в переходной экономике России осуществлял-ся в ходе острых дискуссий, которые велись по следующим основным направлениям. В качестве приоритетных обосновывалось: разгосударствление с сохранением го-сударственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание коллективных предприятий, как с неделимой, так и коллективно-долевой собственностью; бесплатное распределение государствен-ного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.); акционирование предприятий и прода-жа с аукциона акций и самих предприятий. Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

В России приватизация началась в октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так называемой доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной ин-фраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гости-ничное хозяйство и т. д.

Второй этап - ваучерной приватизации ставились. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50% до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого иму-щества оплачивалось приватизационными чеками. Одной из задач этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов превратился бы в зажиточный «средний класс».

По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем, объеме стоимости имущества составила 35%.

С 1 июля 1994 г. был объявлен третий -денежный этап приватизации. Его основным содержа-нием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. При этом преследовалась основная цель - способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство, и вложат в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление "страте-гических" инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств:

75% предприятий находились в собственности трудовых коллективов, которые не собирались продавать свою долю какому-то другому лицу.

Большое количество акций приобрели за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы только в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.

Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия.

Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы. Государство, для покрытия дефицита госу-дарственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что госу-дарство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не ре-зервирует средства на возвращение кредитов.

В чем состояли основные особенности процесса приватиза-ции в России?

1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями, знавшими специфику фи-нансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собствен-ности.

2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, свя-занные с перераспределением прав собственности. В результате российская мо-дель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.

3. Приоритет социально-политических целей над экономическими. Рос-сийская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном ас-пектах, что неизбежно приводило к расточительности. Имущество государст-венных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе опто-вых цен 80-х годов. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватиза-ции, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтере-сованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государст-венных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации.

4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала.Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собст-венников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредо-точием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от ре-ального государственного имущества основной массы населения.

Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в количествен-ном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг. В результате приватизации изменилась струк-тура собственности. В количественных оценках она выглядела в 1995г. следую-щим образом. (Таблица 1)

Таблица 1 - Доля предприятий в государственном и частном секторах экономики России

Госсектор, % Частный сектор, %
Легкая промышленность
Пищевая промышленность
Строительство
Промышленность стройматериалов
Автотранспорт и авто ремонт
Торговля оптовая
Торговля розничная
Общепит
Бытовое обслуживание
Прочее
В среднем по России 49, 5 50, 5

Пятидесяти процентный рубеж частной собственности по количеству предприятий был преодолен в середине 1995 г.

5. Форсирование развития фондового рынка.К изменениям в структуре собственности не сводятся результаты приватизации по российской модели. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно прива-тизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые ак-ционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором раз-вития фондового рынка,

Следует отметить, что акции приватизированных предприятий и обра-зуемый ими фондовый рынок существенно отличаются от их классических аналогов. Особенность состоит в том, что если классические (обычные) акции являются порождением реального инвестиционного процесса и обмена акций на реальные активы, то акции, вошедшие в фондовый рынок, берут свое происхождение из обмена на фиктивные активы в виде ваучеров и за ними не было реального инвестиционного процесса. Указанные обстоятельства суще-ственно влияют на формирование фондового рынка и движение акционерного капитала. Курсовое поведение акций предприятий, акционированных в по-рядке приватизации, не отражало реальные инвестиционные процессы или экономическую эффективность представляемых ими предприятий. На курсо-вое поведение акций названного типа влияли иные, не вполне обычные для фондового рынка факторы: стремление к перераспределению экономической власти через формирование контрольных пакетов акций. Подтверждением то-му служили факты роста курса акций (в реальном измерении) при спаде про-изводства на предприятиях. Стремительное развитие рынка фиктивного капитала сопровождалось столь же стремительным сужением и деиндустриализацией реального сектора, спад в котором к 1997 г. превысил 50% от уровня 1990 г.

К 1997 г. сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т. е. новый этап приватиза-ции и переприватизации. Система неплатежей, в которую «вползли» практичес-ки все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения мас-штаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая це-лые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должни-ками. Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом.

В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собст-венности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. При-мерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизированно-го жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.

Несмотря на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оп-тимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, даю-щая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности.

Реформа отношений собственности предусматривает формирование такой системы отношений собственности, которая бы в полной мере отвечала достигнутому уровню обобщения труда и производства в разных сферах, отраслях экономики.

Главными направлениями достижения этой цели является разгосударствование и приватизация объектов государственной и колхозно-кооперативной собственности.

Разгосударствование - передача имущества, средств производства государственного предприятия во владение, распоряжение и использование трудовому коллективу разгосударственного предприятия при сохранении его принадлежности обществу, государству.

Приватизация - переход на безоплатной или платной основе объектов государственной собственности (земли, предприятия жилищного фонда и др.) в принадлежность, собственность, распоряжение и использование трудовыми коллективам, группам лиц и отдельным лицам.

Модели приватизации: продажа; бесплатное распределение; создание нац.холдингов; денационализация. На практике приватизация редко осуществляется по одной “чистой” модели.

Продажа - модель приватизации государственных предприятий частными инвесторами. Существует два вида продажи предприятий: закрытая(продажа предприятия персоналу),открытая(позволяет участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам, а не только персоналу, акции переходят к тому, кто предлагает самую большую цену, а полученные от приватизации средства направляются в гос. бюджет).
Бесплатное распределение. Разновидность этой модели-ваучерная приватизация — выдача населению ваучеров (сертификатов). Ими могут наделяться все граждане или только совершеннолетние.

Частные холдинги- если быстрая приватизация невозможна по полит.и идеологическим причинам, они берут на себя управление бывших гос.предприятий с целью максимизации прибыли.
Денационализация - возвращение бывшим владельцам (их наследникам) ранее национализированного имущества. Может быть проведена приватизация только одной, не очень большой, части государственного имущества.

Формами приватизации являются:

1. купля - продажа неразделимых имущественных комплексов по конкурсу или на аукционе; 2. купля продажа частей в капитале предприятие по конкурсу на аукционе, на фондовой бирже, через предоплату или другими способами; 3. выкуп имущества, сданного в аренду с выкупом; 4. выкуп имущества трудовым коллективом и бесплатная передача отд предприятий, части их имущества;

Основные этапы приватизации в РФ. Приватиз в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

Если рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить следующие основные этапы:

1. Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, быт обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.

2. Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе.

3. Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий(с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предпринимательства за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление «стратегических» инвесторов.

Итоги:доступ к собственности остался связан с близостью к власти, не сложился механизм действенной защиты прав собственности, возврат к командной экономике невозможен, из-за элиты, которая сделала себе состояние на разделе госсобствсти. Признание в России рыночной экономики определялось изменениями в отношениях собственности, созданием рыночных институтов.

Процесс реформирования собственности может осуществляться различным образом:

• эволюционно или революционно;

• со сменой формы собственности или в рамках существующей.

Трансформация отношений собственности возможна в результате:

• национализации или денационализации;

• этатизация (огосударствления) или разгосударствления;

• приватизация или реприватизация.

Национализация—это процесс превращения частной собственности в государственную. Национализация может осуществляться различными путями:

• через безвозмездную конфискацию имущества;

• полный или частичный выкуп объекта.

Следствием неограниченной национализации может стать огосударствление или этатизация (от фр. Еtаt - государство) экономики, проявляющаяся в следующих формах:

• господстве государственной собственности;

• монополии государства на принятие основных экономических решений;

• выполнении государством чрезмерных, несвойственных ему функций

Огосударствление приводит к неэффективности экономической системы, её бюрократизации, уничтожению конкуренции, нарастанию социальных противоречий. В результате этого возникает объективная необходимость в проведении денационализации.

Денационализация—процесс противоположный национализации, связан с преобразованием объектов государственной собственности в другие формы, прежде всего на основе разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление(деэтатизация)—это передача от государства юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления, формирование многоукладной, «смешанной» экономики. Формально разгосударствление затрагивает не форму собственности, а механизм её реализации. Разгосударствление означает:

• сокращение доли госсектора в экономике;

• уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет;

• коммерциализацию государственных предприятий путём контрактной системы, акционирования при сохранении контрольного пакета за государством, развития арендных отношений;

• ликвидацию государственной монополии внешней торговли;

• выведение субъектов из-под прямого административного
управления государственными органами.

Приватизация—это передача государственной собственности в частную, поэтому приватизацию можно рассматривать как продолжение процесса разгосударствления.

Программы приватизации в мировой практике определялись следующими побудительными мотивами:

• идеологическими, направленными на изменение границ государственного и частного секторов в пользу последнего во имя расширения свободы действий субъектов;

• экономическими, направленными на либерализацию экономики. В рамках данного подхода исходили из того, что государственное производство менее эффективно, чем частное по внутренне присущим характеристикам, к которым относятся закрытость от конкуренции и уверенность в экономической поддержке государства;

• финансовыми, направленными на сокращение дефицита государственного бюджета, сокращение потребностей государственного сектора, расширении рынков капиталов.

Выбор способов приватизации зависит от целого комплекса факторов (политических, экономических, финансовых, социальных и т.д.). Основными мeтодами приватизации являются:

• массовая бесплатная приватизация на основе выдачи чеков, ваучеров, купонов в зависимости от трудового стажа, возраста, состава семьи граждан. Этот метод позволяет сравнительно быстро распределить государственную собственность среди населения, создав негосударственные формы собственности. В условиях бесплатного и уравнительного распределения на первый план выступают социальные интересы. В процессе реализации этого метода нередко изменения отношений собственности носит формальный характер, не возникает серьёзных стимулов к изменению эффективности производства и удовлетворению финансовых интересов государства.

• передача или льготная продажа государственных активов приватизируемых предприятий трудовому коллективу. Данный метод также является социально наиболее приемлемым и обеспечивает бесконфликтное в целом первичное распределение госсобственности. Изменения эффективности производства связаны во многом с решением проблем управления собственностью.

• приватизация методом прямых продаж государственных активов по рыночной стоимости. Преимуществом этого метода является поступление доходов в бюджет, инвестиций в приватизируемое предприятие, возрастает эффективность производства, но возможно обострение социальных противоречий. К наиболее распространённым способам приватизации в данной форме относятся: полная продажа государственных предприятий частным лицам, допуск частного капитала в государственный сектор, продажа акций предприятий, выкуп арендованного имущества, купля-продажа по конкурсу или на аукционе.

Реализуются следующие формы приватизации:

• акционирование - трансформация государственных предприятий в открытые или закрытые акционерные общества путём эмиссии и продажи акций;

• аренда с выкупом - договор аренды имущества с последующим выкупом, что ведёт к перераспределению прав собственности;

• инвестиционный конкурс - продажа государственных предприятий при осуществлении со стороны покупателей инвестиционных программ. Право собственности переходит к тому, кто предложил максимальный объём инвестиций;

• коммерческий конкурс - продажа активов при согласии покупателя на выполнение определённых условий и предложения максимальной цены. При продаже могут оговариваться следующие условия: по сохранению рабочих мест, профиля предприятия, обязательств по дополнительному инвестированию. Коммерческий и инвестиционный конкурсы могут проводиться путём открытых торгов (в присутствии претендентов) или закрытых (закрытого тендера), когда предложения подаются в закрытых конвертах.

• аукцион- продажа по максимальной цене на открытых торгах от покупателя при этом не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту собственности.

В отдельных странах в ходе преобразования собственности иногда используется такой способ как реприватизация - возврат ранее конфискованной или национализированной собственности безвозмездно прежним собственникам. Реприватизация проводилась в 80-е годы ХХ-го века в ряде стран Западной Европы, а в 90-е- в некоторых постсоциалистических странах.

Таким образом, основной стратегической целью разгосударствления и приватизации является преодоление в национальной экономике застойных явлений, повышение эффективности функционирования, создание конкурентной среды, ускорение социально-экономического развития.

В преобразовании собственности в РБ выделяют четыре этапа. На первом этапе (1991-1992) приватизация осуществлялась «стихийно», в основном по инициативе самих экономических субъектов и за их средства. Отсутствие разработанной законодательной базы, контроля за легализацией доходов, монополизации информации о продаже рентабельных объектов превратили приватизацию в «прихватизацию», растаскивание государственной собственности, что потребовало проведения серьёзной подготовительной работы по её совершенствованию. Среди негативных тенденций этого этапа следует выделить следующие: занижение стоимости производственных фондов, преобладание кредитных средств как источника выкупа, неразработанная методика определения рыночной стоимости объектов, слабый учёт рентабельности производства, льготный режим приобретения для трудовых коллективов, используемый директорским корпусом для злоупотреблений (перепродажи, сдачи в аренду т.п.).

На втором этапе (1993-1995 гг.) в действие вступили основополагающие законодательные акты: «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ», « Об именных приватизационных чеках», Государственная программа приватизации. Основными методами приватизации стала: преобразование государственных предприятий в открытые акционерные общества, выкуп арендованного имущества, продажа на аукционе и по конкурсу малых предприятий коммунальной собственности и объектов незавершённого строительства. Факт создания приватизируемого государственного имущества всем народом, низкий жизненный уровень населения, незначительные денежные сбережения сделали приоритетными бесплатную приватизацию на основе чеков «Имущество» и «Жильё» и продажу предприятий по льготным ценам трудовым коллективам. Основной целью было создание смешанных форм собственности, снижение огосударствления, развитие конкуренции.

На третьем этапе (1995-2005 гг.) происходило дальнейшее совершенствование механизмов трансформации собственности, основой которого стали Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (1998) и Концепция управления государственным имуществом на 2001-2005 гг. Политика приватизации и трансформации собственности основывалась на двух основных принципах: росте эффективности производства через постепенное и сбалансированное осуществление реформ и учёте социальных факторов и последствий преобразований. При реформировании собственности Республика Беларусь исходила из того, что ускоренное преобразование государственных предприятий в негосударственные может привести к резкому сокращению числа работающих и росту напряжённости в стране. Одновременно преобладание денежных форм приватизации на данном этапе стимулировало появление новых эффективных собственников.

На современном четвертом этапе РБ проходит “точечное реформирование” объектов государственной собственности на основе индивидуального подхода, базирующегося на изучение инновационного потенциала предприятий, возможности внедрения новых технологий, экономической эффективности. Собственность передается, как правило, покупателю, выбранному на конкурентной основе и на условиях, согласовавшихся в ходе переговоров. В зависимости от условий приватизации правительство может оставить за собой осуществление общего руководства и контроля, сохранение доли в уставном капитале, участие в Совете директоров, обладание “золотой акцией” и т.д.

В целях повышения эффективности использования имущества, находящегося в республиканской собственности, принято постановление Совета министров от 30 апреля 2004 года, в соответствии с которым Министерству экономики поручено составить график подготовки объектов к отчуждению, если свыше пяти лет объекты не используются или неэффективно используются. Основным способом приватизации государственных предприятий останется их преобразование в открытые акционерные общества с последующей продажей принадлежащих государству акций.

Одновременно стал использоваться метод продажи убыточных объектов за символическую плату. Так, в 2006 году дочернее торговое предприятие “Закат” в г. Новогрудок (Гродненская область), численность работающих 25 человек, продано по конкурсу за 1 базовую величину 31 тыс. рублей, так как его финансовые обязательства на 19,9 млн. рублей превышали активы баланса. В целом реформирование отношений собственности направлено на улучшение структуры государственного имущества, совершенствование системы управления, а также обеспечение долгосрочной и эффективной работы реформируемых предприятий.

Одновременный переход к новым отношениям собственности в Беларуси осуществляется на основе взвешенного подхода, ориентированного на сохранение стабильность социально – экономических условий. Беларусь, отказавшись от варианта “шоковой терапии”, проводит эволюционное реформирование экономики. “Белорусская модель” социально – ориентированной экономики, принятая за основу развития, сочетает свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, экономическую эффективность с высоким уровнем социальной защиты граждан. Эволюционный подход позволяет сверить действия правительства с происходящими изменениями и не допускать потрясений в стране, поскольку конечной целью реформирования экономики является не скорость приватизации, а рост благосостояния населения.

Всего за время проведения реформ (на 1 июля 2006 года) приватизировано 4103 объекта государственной собственности, в том числе 1088 объектов республиканской и 3108 – коммунальной собственности. Общая численность работающих на реформированных предприятиях составила около 960 тыс. человек.

Из общего числа реформированных государственных предприятий 1941 (47,8%) – преобразовали в открытые акционерные общества, 724 (17,8%) – выкуплены коллективами работников, 422 (10,7%) – проданы по конкурсу, 976 (24,1) – на аукционах.

В отраслевом разрезе реформировано 534 промышленных предприятия или 37,5% от общего количества государственной собственности данной отрасли; 289 строительных организаций (30,5%); 1508 объектов торговли и общественного питания (72,5 %), 759 предприятий АПК (44,9 %); 973 организации в других отраслях народного хозяйства.

Перечень объектов республиканской собственности, подлежащих приватизации, ежегодно формируется Министерством экономики Республики Беларусь на оснований предложений республиканских органов государственного управления. Перечень объектов коммунальной собственности формируется местными органами. Информация о готовящихся к приватизации объектов государственной собственности, ходе подготовке к акционированию, возможностях участия в этом процессе отечественных и иностранных инвесторов публикуется в периодической печати и на официальном сайте Министерства экономики в сети ИНТЕРНЕТ.

Осуществление мер по разгосударствлению и приватизации привело к следующим принципиальным изменениям в отношениях собственности:

• установлен плюрализм (многообразие) форм собственности;

• преодолена монополия государственной собственности;

• произошло становление новых форм хозяйственной деятельности;

• широкое распространение получили смешанные формы собственности, где ведущее место заняла акционерная собственность;

• сформирована инфраструктура рынков, обслуживающих разнообразные формы собственности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: