Обязанности государственных предприятий курсовая работа

Обновлено: 22.04.2024

Введение 2
Глава 1. Общие положения о государственных предприятиях 3
1.1. Понятие государственного предприятия 3
1.2. Законодательство о государственных предприятиях 6
1.3. Реорганизация и ликвидация государственного предприятия 9
Глава 2. Административно-правовое положение государственных предприятий 13
2.1. Административно-правовой статус предприятий и учреждений 13
2.2. Обязательства государственного предприятия………. 19
2.3. Правовое регулирование деятельности государственного предприятия 28
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 года была принята Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, в которой сделан вывод о бесперспективности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и желательности постепенной замены такой организационно-правовой формы другими видами коммерческих организаций.
В будущем предусмотрено сохранение лишь федеральных казенных предприятий в некоторых особо важных сферах экономики. Аналогичные выводы сделаны и в Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг., утвержденной Президиумом Федеральной антимонопольной службы 3 июля 2013 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 327 была принята государственная программа Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", согласно которой приватизация (акционирование, преобразование в иную организационно-правовую форму или ликвидация) всех федеральных государственных унитарных предприятий в России должна завершиться к 2018 году. Всего по прогнозному плану приватизации федерального имущества к 2018 году планируется продать не менее 530 федеральных государственных унитарных предприятий, что составляет порядка 30 процентов от общего их количества на начало 2014 года (табл. 3). Из них часть приходится на предприятия с видами деятельности в области научных исследований и разработок - 85 (16%), производства медицинских изделий - 69 (13%) и предоставления прочих видов услуг - 71 (13,4%).
Остальные федеральные государственные унитарные предприятия (1 265) должны быть реорганизованы в другие организационно-правовые формы (казенные предприятия либо учреждения).
Достижение поставленной задачи предусмотрено посредством определения целевой функции унитарных предприятий, а именно сопоставления осуществляемой деятельности с полномочиями, возложенными на федеральные органы государственной власти исходя из презумпции, что все объекты федерального имущества, за исключением тех, которые определены как необходимые для достижения задач и стратегических интересов Российской Федерации, подлежат разгосударствлению.
После определения целевой функции Федеральным агентством по управлению государственным имуществом формируются единые перечни и "дорожные карты", предусматривающие дальнейшую судьбу унитарных предприятий, в том числе:
1) в случае отсутствия целевой функции у предприятия - преобразование федерального государственного унитарного предприятия в акционерное общество либо в общество с ограниченной ответственностью (в зависимости от размера чистых активов);
2) в случае наличия целевой функции - преобразование федеральных государственных унитарных предприятий в федеральные казенные предприятия либо в федеральные государственные учреждения.
Анализ реализации государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом" по состоянию на начало 2015 года показал, что решения об условиях приватизации приняты только в отношении 16 процентов предприятий, включенных в трехлетнюю программу приватизации, 26 процентов предприятий находятся в стадии ликвидации. Приватизация 41 процента предприятий приостановлена в связи с неснятыми ограничениями на их приватизацию либо решениями Правительства Российской Федерации об их акционировании не ранее 2016 года.
По мнению Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, основная причина затягивания сроков приватизации государственных унитарных предприятий в том, что министерства и ведомства настаивают на сохранении 155 предприятий в форме федеральных государственных предприятий, количество предприятий, предложенных отраслевыми ведомствами к преобразованию в бюджетные учреждения и казенные предприятия, за 2014 год возросло с 79 до 247, а в отношении 194 предприятий, уже включенных в программу приватизации, предлагается принять иные решения.
Таким образом, на практике федеральные отраслевые министерства и ведомства не заинтересованы в сокращении подведомственных им государственных унитарных предприятий, что подтверждается данными Федеральной службы государственной статистики, согласно которым за последние 3 года количество федеральных государственных унитарных предприятий сократилось всего лишь на 213 (на 1 января 2014 года - 1 690 предприятий, на 1 июля 2015 года - 1 633 предприятия, на 1 января 2016 года - 1 477 предприятий), тогда как на уровне регионов и муниципалитетов количество унитарных предприятий за этот же период увеличилось в 2 раза (на 1 января 2013 года - 11 252 предприятия, на 1 января 2016 года - 23 262 предприятия).
При этом необходимо отметить, что за период с 2005 по 2014 год в Российской Федерации были приватизированы 1 455 унитарных предприятий, из них 39 процентов ( часть) приходится на государственные предприятия субъектов Российской Федерации, 31 процент - на муниципальные унитарные предприятия и 30 процентов - на федеральные унитарные предприятия (см. табл. 4).
Таблица 2.1
Приватизация имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий по формам собственности в 2005 - 2014 годах
Приватизированные имущественные комплексы государственных и муниципальных унитарных предприятий Год Итого 2005 2010 2011 2012 2013 2014 Всего 491 217 276 228 136 107 1 455 В том числе по формам собственности: федеральная 112 97 119 69 20 15 432 субъектов Российской Федерации 226 56 80 102 58 50 572 муниципальная 153 64 77 57 58 42 451
В связи с изложенным вызывает сомнение обоснованность аргументов о необходимости ликвидации унитарных предприятий как таковых, поскольку часть из них являются источником бюджетных неналоговых доходов.
Учитывая, что государственная собственность на акции не является эффективным инструментом проведения государственной политики и не способствует сохранению государственного имущества, а в ряде случаев служит источником формирования частных капиталов и обогащения определенных лиц, после преобразования унитарного предприятия в акционерное общество (общество с ограниченной ответственностью) следующим этапом для уполномоченного органа будет выбор между дальнейшей реализацией пакета акций (долей) и управлением акционерным обществом (обществом с ограниченной ответственностью).
Таким образом, вопрос жизнеспособности унитарных предприятий необходимо рассматривать в отдельности по каждому объекту управления и неразрывно:
1) с осуществляемым видом деятельности;
2) с объемом средств, ежегодно перечисляемым предприятием в доход бюджета в виде части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
При убыточности унитарного предприятия независимо от наличия целевого функционала, несомненно, речь должна идти о его приватизации, и здесь важно определить удобный момент для выхода на рынок с целью максимизации доходов бюджета от продажи пакета акций (долей) приватизируемого унитарного предприятия.
В случае наличия у предприятия в течение последних трех лет положительного финансового результата имеет смысл поставить под сомнение саму идею преобразования такого предприятия независимо от выполняемого предприятием функционала, так как государство, единожды вложив в предприятие государственное имущество (как правило, неиспользуемое), имеет постоянный источник неналоговых доходов в виде отчислений унитарным предприятием части прибыли, остающейся после уплаты обязательных платежей.
Резюмируя итоги исследования особенностей и перспектив, форм, причин реформирования государственных унитарных предприятий, отметим, что приватизация является разовым источником доходов, в то время как перечисление в бюджет части прибыли унитарных предприятий - постоянным (ежегодно в случае наличия положительного финансового результата), поэтому сохранение группы таких унитарных предприятий - источников неналоговых доходов бюджета является экономически целесообразным и разумным.

В форме государственных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) предприятия либо частные предприятия. Имущество государственного предприятия находится в собственности РФ и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-территориальной единицы и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.
Учредительным документом государственного предприятия является его устав, который утверждается его учредителем. Устав предприятия в обязательном порядке должен содержать наименование предприятия, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью предприятия и другие сведения, предусмотренные законодательством. Помимо данных сведений устав предприятия должен содержать сведения о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.
Управление унитарным предприятием осуществляется его руководителем, который назначается собственником имущества и ему подотчетен. При этом собственник имущества предприятия – физическое лицо вправе непосредственно выполнять функции руководителя.
Законом предусмотрено право осуществлять передачу полномочия руководителя предприятия по решению собственника имущества по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) либо индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Но любой исполнительный орган распоряжается имуществом юридического лица в пределах, установленных учредителем (участником).
Список использованной литературы

Государственное предприятие – это хозяйствующий субъект, находящийся в собственности государства.

Создание государственного предприятия осуществляется по распоряжению должностных лиц органов государственного управления. Для назначения руководителя государственного предприятия также издается распоряжение органа государственного управления. С руководителями государственных предприятий заключаются трудовые контракты.

Государственные предприятия делятся на бюджетные, в этом случае не финансируются за счет средств соответствующего бюджета федерального или регионального уровня, и казенные, в том случае если они полностью находятся в ведении определенного государственного органа.

Государственные предприятия встречается во всех государствах мира. Например, в собственности государства находятся Лондонский метрополитен, Аэрофлот, Швейцарские федеральные железные дороги, Эмиратские авиалинии и так далее.

Следует отличать государственные предприятия от предприятий с государственным участием. В первом случае речь идет о полной собственности государства в отношении государственных предприятий и их имущества, во втором случае речь идет о компаниях, в уставном капитале которых имеется доля государства, которое владеет контрольным или иным пакетом акций предприятия.

Основой деятельности государственного предприятия является план социально-экономического развития, выступающий в качестве важнейшего инструмента реализации экономической политики государства. Государство определяет цели и виды деятельности государственных предприятий, состав прав и обязанностей государственного предприятия, уровень ответственности, порядок управления и так далее.

В настоящее время государство сохраняет в своей собственности предприятия, которые имеют стратегическое значение для его развития или представляют собой естественной монополии.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика обязанностей государственных предприятий

Основной обязанностью государственного предприятия является ведении тех видов деятельности, для осуществления которых это предприятие создается государством. Государственное предприятие могут осуществлять только те виды деятельности, которые предусмотрены уставом. Осуществление обязанности по ведению деятельности государственными предприятиями предполагает их строгое функционирование в рамках правового поля.

На состав обязанностей государственного предприятия оказывает влияние объем полномочий, которым это предприятие наделяется в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Государственные предприятия в соответствии с российским законодательством могут создаваться:

  • во-первых, на праве хозяйственного ведения;
  • во-вторых, на праве оперативного управления.

Данные права определяют обязанности государственных предприятий в отношении государственного имущества, которое закрепляется за ними на основе этого права.

Право хозяйственного ведения находится в зависимости от права государственной собственности за счет ограничения вещного права, обусловленного принадлежностью имущества государственного предприятия государству, а не самому предприятию.

Право хозяйственного ведения включает в себя передаваемые государственному предприятию права владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным за этим предприятием, согласно его назначению, видам деятельности, предусмотренным уставом государственного предприятия, распоряжениям собственника и требованиям законодательства.

При этом обязанности государственного предприятия в отношении принадлежащего ему имущества имеют существенные ограничения.

Именно в ведении собственника имущества, переданного государственному предприятию на праве хозяйственного ведения, находится решение вопросов создания этого предприятия, определения целей, предмета его функционирования, ликвидации и реорганизации, назначения руководства, контроля за использованием имущества. Государственное предприятие обязано обеспечивать собственнику получение части прибыли от использования имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения.

Обязанности государственного предприятия не позволяют ему осуществлять сдачу имущества в аренду, отдавать его в залог, вносить в уставные капиталы других организаций или как-то по-иному распоряжаться имуществом без наличия согласия собственника.

Государственные предприятия, получающие имущество на праве оперативного управления, получают возможность владеть и пользоваться этим имуществом в пределах, ограниченных законодательством сообразно целям деятельности и назначению имущества. При отсутствии ограничений в их обязанности входит распоряжение имуществом при наличии согласия собственника.

Государственные предприятия обязаны вернуть собственнику неиспользуемое, излишнее или применяемое не по назначению имущество, закрепленное за ним. Аналогичное правило распространяется на имущество, приобретенное государственным предприятием за счет средств, предоставленных для этих целей собственником предприятия.

Государственное предприятие обязано эффективно использовать имущество и средства, предоставленные ему собственниками этого предприятия. Деятельность государственного предприятия не всегда направлена на получение прибыли, однако получение положительного финансового результата при определенных видов деятельности обязательно. Таким образом, в обязанности государственного предприятия входит осуществление деятельности, направленной на достижение целей предприятия.

Также обязанности государственного предприятия подразумевают предоставление отчета его собственнику относительно показателей ведения деятельности, эффективности использования государственного имущества, получения доходов и прибыли. Руководство государственного предприятия несет ответственность перед собственником за осуществление деятельности и использовании имущества, предоставленного государственному предприятию.

Понятие и функции государственного предприятия, принципы и нормативно-правовое обоснование его деятельности, разновидности. Некоммерческие организации: понятие, структура, порядок учреждения, общественные объединения и фонды, потребительские кооперативы.

Подобные документы

Общая характеристика профсоюзов - организационной формы объединения трудящихся. Нормативно-правовое регулирование его деятельности. Основные права и обязанности профсоюзов в сфере трудового права. Правовое положение, задачи и функции организации.

курсовая работа, добавлен 24.08.2011

Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. Анализ нормативно-правовой базы процесса приватизации. Особенности, порядок и основные способы приватизации государственного и муниципального имущества. Субъекты и объекты приватизации.

курсовая работа, добавлен 25.08.2011

Некоммерческие организации как юридические лиц: сущность, особенности, характеристика. Учреждение как разновидность некоммерческих организаций. Особенности правового положения автономных учреждений. Правовое положение государственных бюджетных учреждений.

курсовая работа, добавлен 27.08.2012

Понятие государственных закупок для государственных и муниципальных нужд. Структура нормативно-правового регулирования таких поставок. Способы определения поставщика путем проведения торгов и без них. Требования к исполнению государственного контракта.

дипломная работа, добавлен 21.10.2014

Понятие, принципы и способы размещения государственных и муниципальных заказов. Нормативно-правовое обеспечение государственных и муниципальных закупок для государственных и муниципальных нужд. Участие бюджетных учреждений в государственных закупках.

дипломная работа, добавлен 05.05.2016

Сущность, методы и принципы государственного управления. Понятие компетенции, принципы организации и деятельности государственных органов. Правовое регулирование деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации.

курсовая работа, добавлен 28.05.2016

Кооперативные организации (кооперативы) и иные общественные организации как субъекты трудового права. Администрация государственного и муниципального унитарного предприятия, ее полномочия. Функции акционерных обществ работников (народных предприятий).

курсовая работа, добавлен 14.05.2014

Понятие личных неимущественных прав, их классификация и разновидности. Гражданско-правовое регулирование личной жизни граждан, его уголовно-правовая охрана. Понятие тайны, охраняемой законом, особенности и нормативно-правовое обоснование ее защиты.

курсовая работа, добавлен 14.12.2014

Понятие, основные принципы гражданства, нормативно-правовое обоснование и порядок его получения и прекращения. Изменение гражданства детей. Правовое регулирование решения дел в данной области, ответственные государственные органы, их обязанности.

курсовая работа, добавлен 15.12.2014

Сущность и содержание государственного управления в области внутренних дел, права и обязанности, а также полномочия ответственных органов. Понятие общественного порядка и общественной безопасности, принципы и нормативно-правовые основы ее обеспечения.


Цели и задачи


Введение и актуальность


Государственные учреждения образовывают для реализации различных целей, направленных на защиту интересов граждан, предоставление им различных услуг и многого другого. Различают несколько видов государственных предприятий, не только по видам деятельности, но и по особенностям предоставления имущества и управлению доходами. Если учредителями государственных предприятий являются частные или юридические лица, то они признаются государственными служащими, но не собственниками.
Какие в России есть государственные предприятия? В числе таковых — ФГУП «Космическая связь», которая находится в подчинении Федерального агентства связи. Данная организация является одним из ведущих поставщиков спутниковых технологий в РФ. География его деятельности не ограничена территорией России — компания широко известна и за рубежом. Данное госпредприятие обладает современной инфраструктурой, задействует волоконно-оптические линии. Ее сервисы представлены организацией телевизионного вещания, предоставления доступа в интернет, предоставления коммуникационных услуг для крупных бизнесов.
Известным государственным предприятием является ФГУП «Гознак». Данная организация осуществляет исследования и разработки в сфере государственных знаков. В компетенции данной компании — производство различных официальных документов, монет, орденов. Госпредприятие находится в подчинении Минфина РФ.
К федеральным государственным предприятиям относится Издательско-торговый центр «Марка». Данная организация издает и выпускает почтовые марки, различные буклеты, конверты, карточки, бланки, штемпели, открытки, наборы для филателистов.
В регионах РФ учреждено большое количество муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность в самых разных сегментах. Данная форма коммерческих активностей также в достаточной мере популярна в России.
Наряду с унитарными госпредприятиями, существуют также государственные корпорации, а также бизнесы с государственным участием. В чем их специфика? Прежде всего, стоит отметить, что государственные корпорации — это разновидность некоммерческих учреждений. В то время как деятельность государственных предприятий унитарного типа по сути может не отличаться от активностей частных бизнесов. Государственные корпорации учреждаются высшими органами власти РФ на базе имущественных взносов. Создаются такие организации, как правило, в целях решения социальных задач.
Одна из важнейших характеристик государственных корпораций в том, что в отношении них осуществляется существенно менее активный контроль со стороны надзорных органов. Главное отличие государственных корпораций от ГУП в том, что она владеет всем тем имуществом, которое ей передается органами власти, на праве собственности. В то время как в государственной собственности находятся все активы унитарных предприятий. Учредители государственных корпораций не несут обязательств перед кредиторами соответствующих организаций. Бизнесы с государственным участием.
Еще один тип компаний, присутствующих в экономике РФ — бизнесы с государственным участием. Они чаще всего представлены в виде хозяйственных обществ. Это могут быть производственные предприятия, банки, консалтинговые — в принципе, любые бизнесы. Участие государства в них обеспечивается посредством приобретения с его стороны определенной доли в акциях соответствующих фирм. Властям может принадлежать контрольный пакет акций, или же, миноритарный. В первом случае фирма, теоретически, может именоваться госпредприятием, но это не совсем корректно с юридической точки зрения. Например, ПАО «Сбербанк» с точки зрения контрольного пакета акций принадлежит государству. Но называть его госпредприятием не вполне корректно, так как по всем признакам данное кредитно-финансовое учреждение следует относить к хозяйственным обществам.
Государственные и муниципальные предприятия — организации, которые играют заметную роль в экономике РФ. Они ведут деятельность в самых разных сферах национального хозяйства. Посредством них государство обеспечивает занятость граждан, создает капитализацию в различных сегментах экономики, извлекает прибыль как коммерческий субъект.
Наиболее распространенный тип структур соответствующего типа — унитарное предприятие. Также государство может быть субъектом бизнеса, приобретая долю в хозяйственных обществах. В некоторых случаях власти РФ могут учреждать государственные корпорации, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, но не считающиеся коммерческими организациями.


Заключение и вывод


Государственные и муниципальные предприятия – организации, которые играют важную роль в экономике РФ, функционируя в самых различных сферах национального хозяйства. С их помощью государство обеспечивает занятость граждан, создает капитализацию в различных сегментах экономики, извлекает прибыль как коммерческий субъект. Наиболее распространенный тип структур соответствующего типа – унитарное предприятие.
Унитарное предприятие представляет собой особую правовую организационную форму юридического лица. Отличительной особенностью подобной формы организации является то, что предприятие не является собственником того имущества, которое за ним закреплено (зачастую на основе права хозяйственного пользования).
Государственное унитарное предприятие отличается от федерального или муниципального тем, что относится к субъекту федерации (то есть в рамках данного исследования к городу Кирову). Таким образом, можно говорить о том, что государственное унитарное предприятие распоряжается тем имуществом, которое находится на балансе государства.
Деятельность государственных предприятий полностью подчинена действующему законодательству, а их обязанности четко прописываются в уставе, и их исполнение подлежит четкому контролю со стороны государства.
В целях повышения качества выполнения обязанностей государственных предприятий, в том числе государственных унитарных предприятий министерствам и ведомствам, в ведомственном подчинении которых находится государственное предприятие, необходимо усилить контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью, включая проведение инвентаризации имущества, а также разработать и утвердить показатели экономической эффективности деятельности подведомственных предприятий. На современном этапе в Российской федерации не существует единой системы оценки экономической и производственной деятельности. Это обусловлено множеством критериев и различной ситуацией в разных субъектах Федерации.
Средством повышения эффективности выполнения производственной деятельности института «Кировкоммунпроект» может также являться контроль за расходами предприятия, которые не связаны с прямой деятельностью научно-исследовательского института. Так, на сайте государственных тендеров можно ознакомиться с перечнем тендеров, заказчиком в которых выступает «Кировкоммунпроект».

Значимую роль в экономике РФ играют государственные предприятия. Соответствующего типа организации могут вести деятельность в самых разных сегментах национального хозяйства. Их учреждение и обеспечение работы имеет специфику. В чем она заключается? Какие типы госпредприятий распространены в России?

Государственное предприятие

Что представляют собой государственные предприятия?

Государственное предприятие — субъект экономической деятельности, имущество которого находится в собственности органов власти — на федеральном или региональном уровне. Достаточно близким к нему учреждением по правовому статусу является муниципальное предприятие. Оно, в свою очередь, имеет активы, принадлежащие местным властям.

Государственные и муниципальные предприятия

Государственные и муниципальные предприятия чаще всего относятся к категории унитарных, то есть их имущество не может быть распределено по долям. С точки зрения вида деятельности и те и другие могут не отличаться от частных бизнесов. Работа государственных и муниципальных предприятий может быть полностью коммерциализированной.

Специфика унитарных предприятий

Как мы отметили выше, государственные и унитарные предприятия России по правовой природе чаще всего являются унитарными. В чем специфика данного статуса фирм?

К унитарным предприятиям относятся фирмы, за которыми не закреплено право собственности на какие-либо активы. То имущество, которое используется в коммерческих активностях соответствующего типа организации, может находиться в хозяйственном ведении. Оно полностью принадлежит собственнику предприятия, то есть государству.

Соответствующие активы неделимы и не могут быть, как мы отметили выше, каким-либо образом распределяться. Основные признаки унитарности фирмы:

  • юридическое лицо утверждается посредством выделения некоторого имущества, в то время как хозяйственные общества формируются, как правило, посредством объединения активов нескольких инвесторов;
  • право собственности всегда остается за учредителем фирмы;
  • распоряжение активами унитарного госпредприятия осуществляется исходя из принципа хозяйственного ведения или же оперативного управления.

Основной принцип управления государственным предприятием, относящимся к категории унитарных — наличие единоличного органа, принимающего решение. В то время как в хозяйственных обществах распространен принцип коллегиального принятия ключевых решений.

Для чего создаются унитарные предприятия?

С чем связана необходимость учреждения государством предприятий рассматриваемого типа? Это может связано, к примеру, с невозможностью приватизации тех или иных фирм, в то время как использование их ресурсов в коммерческих целях вполне возможно. В этом случае бизнес ведется в форме унитарного предприятия.

Еще одна возможная причина учреждения фирм рассматриваемого типа — необходимость решения социальных задач. Таких как, например, обеспечение занятости граждан. Бывает, что частные бизнесы не рассматривают вариантов с открытием производств в том или ином регионе в силу того, что это может быть нерентабельно.

Предприятия России

В этом случае государство может учредить в соответствующем субъекте унитарное предприятие. Оно может быть не слишком прибыльным и даже иметь убытки, но сможет обеспечить занятость населения. Возможные долги фирмы вследствие убыточной бизнес-модели могут компенсироваться посредством государственных финансовых механизмов.

Учредительные документы госпредприятий

Государственные и муниципальные предприятия, как и другие юрлица, имеют учредительные документы. Главный из них — решение собственника. Таковым чаще всего выступает компетентный государственный орган. Другой важнейший учредительный документ госпредприятия — устав. Он утверждается тем же органом власти, который выносит решение об учреждении фирмы. В документах, о которых идет речь, должны быть зафиксированы цели деятельности предприятия.

Государственное предприятие учреждение

Можно отметить, что государственное предприятие будет вправе заниматься только теми коммерческими активностями, что определены на уровне учредительных источников. Но фирма сможет осуществлять, в принципе, любые сделки, что необходимы ей для осуществления деятельности. Государственное предприятие, как и другие коммерческие структуры, может зарегистрировать фирменное название и иные признаки индивидуализации — например, логотип.

Создание госпредприятия и управление бизнесом

Создание госпредприятие осуществляется по инициативе компетентного органа власти — он, в частности, подписывает учредительные документы, о которых мы сказали выше. При этом собственник имущества фирмы, если она создается по принципу хозяйственного ведения, который рассматривается как один из самых распространенных, не отвечает по возникшим у компании обязательствам, не считая субсидиарной ответственности по факту банкротства фирмы, если оно допущено в результате его действий.

Собственник государственного предприятия имеет широкий круг полномочий. Так, он имеет право выносить решения о создании, изменении статуса и ликвидации фирмы, определять цели деятельности государственного предприятия, назначать и освобождать от должности директора фирмы, осуществлять контроль над использованием имущества фирмы, контролировать сделки компании с недвижимостью.

Производственные предприятия

Кроме того, государственное предприятие в ряде случаев может быть обязано уплачивать собственнику часть прибыли.

Назначение уставного фонда госпредприятия

Рассматриваемый ресурс госпредприятия является основным инструментом защиты интересов кредиторов. Если величина чистых активов компании будет ниже размера уставного фонда, то он также должен быть сокращен. Однако в этом случае кредиторы получают право запросить у фирмы досрочное исполнение имеющихся обязательств. Если чистые активы предприятия становятся меньше того минимального уровня, что определен в законодательстве, то оно должно быть ликвидировано.

Дочерние структуры госпредприятий

Государственные предприятия России могут учреждать дочерние структуры. Их имущество может быть отнесено исходя из принципа хозяйственного ведения как в сферу компетенции учредителя, так и, собственно, находиться под управлением самой дочерней фирмы. Соответствующая структура, как и основная компания, должна иметь собственный устав. Учредитель дочернего предприятия также должен назначить его директора. Ответственность субъекта, учреждающего дочернюю структуру, реализуется в рамках тех же юридических механизмов, что и в случае с собственником основного предприятия.

Госпредприятия в оперативном управлении

Альтернативой созданию госпредприятия по принципу хозяйственного ведения может быть учреждение фирмы по праву оперативного управления. Оно имеет ряд особенностей. В данном случае формируется не государственное предприятие (учреждение). Статус организуемой фирмы другой — федеральное казенное предприятие. Главным образом такие структуры учреждаются в промышленных сегментах. То есть представляют собой преимущественно производственные предприятия.

Как создаются госпредприятия в оперативном управлении?

Данного типа структуры создаются в соответствии с решениями правительства РФ. К ним приписывается имущество, которое входит в структуру федеральной собственности. Устав казенного предприятия также утверждается правительством РФ. Рассматриваемого типа структуры могут учреждаться как заново, так и посредством реорганизации госпредприятий иных типов. В том числе и тех, которые изначально формировались исходя из принципа хозяйственного ведения. Таковым может быть федеральное государственное предприятие. Если оно реорганизуется в казенное — то это не должно сопровождаться сокращениями кадров. Каждый сотрудник получает право перейти на работу на новое предприятие.

Устав казенного госпредприятия

Полезно будет рассмотреть специфику устава казенного госпредприятия. В нем фиксируются: порядок предоставления отчетности, а также указываются ее формы, механизмы ответственности директора за результаты работы фирмы, обязательство по использованию государственных средств по назначению, виды коммерческой деятельности фирмы, а также то, в каком порядке должна распределяться прибыль организации. В уставе организации рассматриваемого типа также отражается фирменное название компании.

Какие в России есть госпредприятия: примеры

Какие в России функционируют известные государственные предприятия?

В числе таковых — ФГУП «Космическая связь», которая находится в подчинении Федерального агентства связи. Данная организация является одним из ведущих поставщиков спутниковых технологий в РФ. География его деятельности не ограничена территорией России — компания широко известна и за рубежом. Данное госпредприятие обладает современной инфраструктурой, задействует волоконно-оптические линии. Ее сервисы представлены организацией телевизионного вещания, предоставления доступа в интернет, предоставления коммуникационных услуг для крупных бизнесов.

Известным государственным предприятием является ФГУП «Гознак». Данная организация осуществляет исследования и разработки в сфере государственных знаков. В компетенции данной компании — производство различных официальных документов, монет, орденов. Госпредприятие находится в подчинении Минфина РФ.

Деятельность государственных предприятий

К федеральным госпредприятиям относится Издательско-торговый центр «Марка». Данная издает и выпускает почтовые марки, различные буклеты, конверты, карточки, бланки, штемпели, открытки, наборы для филателистов.

В государственной собственности находятся

В регионах РФ учреждено большое количество муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность в самых разных сегментах. Данная форма коммерческих активностей также в достаточной мере популярна в России.

Госкорпорации РФ

Наряду с унитарными госпредприятиями, существуют также госкорпорации, а также бизнесы с государственным участием. В чем их специфика? Прежде всего стоит отметить, что госкорпорации — это разновидность некоммерческих учреждений. В то время как деятельность государственных предприятий унитарного типа по сути может не отличаться от активностей частных бизнесов.

Госкорпорации учреждаются высшими органами власти РФ на базе имущественных взносов. Создаются такие организации, как правило, в целях решения социальных задач. Одна из важнейших характеристик госкорпораций в том, что в отношении них осуществляется существенно менее активный контроль со стороны надзорных органов. Главное отличие госкорпорации от ГУП в том, что она владеет всем тем имуществом, которое ей передается органами власти, на праве собственности. В то время как в государственной собственности находятся все активы унитарных предприятий. Учредители госкорпораций не несут обязательств перед кредиторами соответствующих организаций.

Бизнесы с государственным участием

Еще один тип компаний, присутствующих в экономике РФ — бизнесы с государственным участием. Они чаще всего представлены в виде хозяйственных обществ. Это могут быть производственные предприятия, банки, консалтинговые — в принципе, любые бизнесы. Участие государства в них обеспечивается посредством приобретения с его стороны определенной доли в акциях соответствующих фирм. Властям может принадлежать контрольный пакет акций, или же, миноритарный. В первом случае фирма, теоретически, может именоваться госпредприятием, но это не совсем корректно с юридической точки зрения. Например, ПАО «Сбербанк» с точки зрения контрольного пакета акций принадлежит государству. Но называть его госпредприятием не вполне корректно, так как по всем признакам данное кредитно-финансовое учреждение следует относить к хозяйственным обществам.

Резюме

Государственные и муниципальные предприятия — организации, которые играют заметную роль в экономике РФ. Они ведут деятельность в самых разных сферах национального хозяйства. Посредством них государство обеспечивает занятость граждан, создает капитализацию в различных сегментах экономики, извлекает прибыль как коммерческий субъект. Наиболее распространенный тип структур соответствующего типа — унитарное предприятие. Также государство может быть субъектом бизнеса, приобретая долю в хозяйственных обществах. В некоторых случаях власти РФ могут учреждать госкорпорации, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, но не считающиеся коммерческими организациями.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: