Судебное решение это акт применения права

Обновлено: 26.04.2024

Правоприменительный акт – официальный правовой документ, принятый уполномоченным органом (должностным лицом) в ходе решения конкретного юридического дела и содержащий индивидуально-конкретное властное предписание.

Признаки правоприменительного акта:

1. Принимается уполномоченным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции.

3. Направлен на решение конкретного юридического дела.

5. Принимается на основе норм права и индивидуализирует их применительно к конкретной ситуации и конкретным лицам.

6. Оформляется в виде официального правового документа, имеет установленную форму и реквизиты.

7. Адресован индивидуально-определенным лицам.

8. Реализуется однократно.

9. Выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий, т.е. возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Соотношение нормативного правового акта и правоприменительного акта

б) принимаются уполномоченными органами (должностными лицами) в пределах их компетенции;

в) принимаются в порядке, предусмотренном нормами права;

г) имеют государственно-властный характер и обязательны к исполнению;

д) их реализация обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.

2. Отличия указаны в табл. 3.

Отличия нормативного правового акта от правоприменительного акта

Нормативный правовой акт Правоприменительный акт
Содержит общие правила поведения – нормы права Содержит индивидуально конкретные предписания
Выражает способ нормативного правового регулирования Выражает способ индивидуального поднормативного регулирования
Обращен к широкому кругу лиц Обращен к индивидуально определенным лицам
Реализуется многократно Реализуется однократно
Не является юридическим фактом и сам непосредственно не влечет наступления правовых последствий Выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий (возникновение, изменение или прекращение правоотношения)

Структура правоприменительного акта:

1. Вводная часть – содержит указание на правоприменительный орган, место и дату принятия решения.

2. Описательная часть – содержит описание существа дела, т.е. сведения о фактических обстоятельствах.

3. Мотивировочная часть – содержит обоснование выносимого решения.

4. Резолютивная (постановляющая) часть – содержит выносимое решение.

Виды правоприменительных актов:

1. По субъектам принятия:

– принятые государственными органами (например, органами законодательной, исполнительной и судебной власти);

– иными уполномоченными органами (например, органами местного самоуправления);

– принятые должностными лицами (например, ректором вуза).

2. По наименованию:

– указы (например, Указ Президента РФ о награждении гражданина А. орденом Дружбы);

– распоряжения (например, распоряжение губернатора области о назначении гражданина Б. на должность начальника отдела);

– приказы (например, приказ ректора о назначении гражданина В. на должность преподавателя);

– определения (например, частное определение суда);

– решения (например, решение суда о расторжении брака);

– приговоры (например, обвинительный приговор суда).

3. По функциям права:

– регулятивные (например, приказ о назначении на должность или об увольнении по собственному желанию);

– охранительные (например, приказ о увольнении за совершение прогула).

4. По юридической природе:

– основные (содержат конечное решение дела, например обвинительный или оправдательный приговор суда).

– вспомогательные (не содержат конечного решения дела, а подготавливают принятие основных актов, например постановление о возбуждении уголовного дела);

5. По правовым последствиям:

– правообразующие (влекут возникновение правоотношения, например, приказ о назначении на должность);

– правоизменяющие (влекут изменение правоотношения, например, приказ о переводе с одной должности на другую);

– правопрекращающие (влекут прекращение правоотношения, например приказ об увольнении).

6 По порядку принятия:

– принимаемые единоначально (например, Указ Президента, приказ директора учреждения, решение мирового судьи);

– принимаемые коллегиально (например, решение Совета Федерации о назначении гражданина А. на должность судьи Конституционного Суда РФ, решение суда о разделе имущества).

Акт применения права – это официальное решение компетентного органа или должностного лица по конкретному делу, имеющее государственно-властный характер, направленное на регулирование определенных общественных отношений.

Акты применения права характеризуются признаками:

1. государственно-властное решение по конкретному юридическому делу компетентного органа государственной власти или должностного лица.

2. обязателен для соблюдения и исполнения всеми субъектами права, кому оно адресовано. Исполнение правоприменительного акта обеспечивается силой государственного принуждения.

3. имеет установленную законом определенную форму выражения. Например, решение или приговор суда, постановление следователя о возбуждении уголовного дела, приказ ректора вуза о зачислении абитуриента в вуз и т. д.

4. принимается по установленной процедуре

Эти (1-4) признаки также относятся к НПА. Но:

5. имеет индивидуальный характер и направлен на регулирование конкретных общественных отношений.

6. акты применения права являются юр. фактами. Служат основаниями возникновения, изменения, прекращения правоотношений.

7.характеризуется однократным действием, не является источником права, не может выходить за пределы общей нормы права, может выражаться в устной форме (устное распоряжение руководителя админ предприятия)

Правоприменительный акт оформляется в соответствии с правилами юр техники, состоит из 4 частей: вводной (указ реквизиты, наименование акта), описательной (факты, ставшие предметом рассмотрения правоприменительного органа), мотивировочной (оценка доказательств, юр квалификация, ссылки на соотв нормы), резолютивной (формулируется конкретное решение,в т.ч. избирается мера юр ответственности)

Различают следующие виды правоприменительных актов:

1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:

а) акты государственных органов и общественных организаций; б) акты главы государства – Президента РФ;

в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;

д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля;

ж) акты коллегиальные и единоличные.

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают:

а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые;

в) акты уголовно-правовые; г) акты применения материального и процессуального права.

3. По форме правоприменительной деятельности выделяют:

а) акты регулятивные (исполнительные), связанные с применением диспозиции правовых норм, имеющие дозволительный характер;

б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.

4. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

5. По своемуюридическому значениюакты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные – это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).

6.По форме: Указы Президента ненормативного характера, приказы, протоколы, решения.

- это официальный акт. Он исходит не от любых, а только от государственных, либо с санкции государства других органов и организаций (муниципальных, общественных). Кроме того, официальность означает, что акт применения имеет юридическую силу:

- исходит компетентного органа. Каждый правоприменительный орган обладает только ему присущим кругом полномочий. Поэтому, например, приговор может вынести только суд, а не какой-то другой орган.

- содержит конкретное веление (правило) поведения. Именно из акта применения можно узнать какие конкретно права и обязанности принадлежат гражданину, что он конкретно может и что должен делать, какими гарантиями обеспечивается, что права будут, безусловно, предоставлены, а обязанности соблюдены и (или) исполнены;

- выносится (совершается) в отношении других субъектов. Акт применения выносится, как правило, не в отношении себя, а в отношении других. Недопустимо, например, чтобы судья сам в свою пользу вынес решение о разделе имущества. И все же в редких случаях (не имеющих общественного, государственного значения, не затрагивающих права других людей) возможно вынесение приказа, например, о командировании, подписанного самим начальником в отношении самого себя;

- имеет разнообразные формы выражения. Наиболее важное значение имеет письменная, документальная форма. Посредством акта-документа решаются наиболее значимые для личности и общества жизненные вопросы. Каждый акт имеет строго определённую, только ему присущую документальную форму: решение, приговор, постановление, приказ.

Существуют другие формы акта применения: акт - действие (досмотр вещей при посадке в самолёт); акт - сигнал (свисток сотрудника ГИБДД); акт - жест (указание сотрудника ГИБДД жезлом водителю); устный приказ начальника;

-направлен на организацию осуществления права. Акт применения – итог правоприменительной деятельности. В нём содержатся положения о подтверждении прав и обязанностей, их объёме, о мерах поощрения и наказания и т.д. Другими словами, создавая условия для непосредственной реализации субъективных прав и обязанностей, акт применения доводит начатое правовым регулированием упорядочивание общественных отношений до конца.

Требования, предъявляемые к актам применения права.

Требования к содержанию акта:

- законности. Ондолжен издаваться в строгом соответствии с законом, в пределах компетенции данного органа;

- обоснованности. Он должен быть принят только при полном и всестороннем исследовании фактических обстоятельств, установлении объективной истины по делу. Акт, принятый на основе сомнительных данных должен быть отменен.

Требования к порядку издания.

Речь идёт о соблюдении установленной процедуры принятия того или иного акта применения. Такая процедура регламентируется специальным законом, прежде всего здесь следует назвать нормы ГПК, УПК, Арбитражного ПК и др.

Требование к документальной форме.

Акт применения имеет соответствующие ему реквизиты (название, дата подписания, наименование органа или должностного лица и т.д.) и структуру. Так, решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей (ст. 198 ГПК РФ). Соблюдение этих требований обязательно.

1) По содержанию. Нормативные акты содержат принципы, нормы права; правоприменительные акты – индивидуальные правовые веления (правила).

2) По предмету регулирования. Нормативные акты регулируют типичные отношения; правоприменительные акты регулируют конкретные, индивидуально-определённые общественные отношения (например, алиментные отношения не вообще, а отношения между конкретными субъектами).

3) По адресатам. Нормативные акты обращены к персонально не определённому кругу лиц; акты применения содержат индивидуальные правила, обращённые к персонально указанным в них лицам и организациям.

4) По кратности их реализации.Нормативные акты реализуются неоднократно. Все субъекты, подпадающие под их действие, каждый раз вправе или обязаны сообразовывать поведение с ними. Акт применения (независимо от сроков, периодичности исполнения и т.д.) действует относительно конкретного случая только один раз. После полной реализации он прекращает своё действие, т.е. имеет лишь разовое значение. Например, приговор о лишении свободы.

В повседневной правоприменительной практике издаётся множество индивидуальных актов. Обладая общими признаками, акты применения в то же время имеют черты, которые присущи только той или иной группе актов. Это и обуславливает необходимость проведения их к научной классификации.

6) По значению: основные и вспомогательные.

Основные – акты, содержащие окончательное, итоговое решение юридического дела (приговор по уголовному делу, решение о взыскании алиментов по гражданскому делу);

вспомогательные – акты, обеспечивающие подготовку и действие главного акта (таковым являются акты следственных, судебных органов и т.д., а именно, определения, постановления).

- правообразующие (постановление о возбуждении уголовного дела);

- правоизменяющие (изменение квалификации по уголовному делу с части третьей на часть вторую в процессе следствия );

- правопрекращающие (прекращение уголовного дела в связи со смертью обвиняемого).

По субъектам их издания:

По видам функций права:

Регулятивные акты. Они устанавливают и подтверждают наличие или отсутствие субъективных прав и обязанностей участников правоотношения, определяют их объём и т.д.

Правообеспечительные акты. Они устанавливают меры охраны, защиты субъективных прав, меры поощрения и принуждения.

По наименованию: указы, распоряжения, приказы, постановления, решения, приговоры и т.д.

Существуют и иные классификации правоприменительных актов

Применения права по аналогии. Применение норм права по аналогии (аналогия закона) предусмотрено гражданским законодательством (ст. 6 ГК РФ), семейным законодательством (ст. 5 СК РФ) и т.д. Условия для применения аналогии закона:

1) случай должен быть в сфере правового регулирования;

2) отсутствует конкретная юридическая норма, регулирующая данные правоотношения в законодательстве, в соглашении сторон, в применяемых к ним обычаях делового оборота;

3) имеется норма, регулирующая сходный вид отношений.

Два вида аналогии:

Аналогия закона – применение к данным отношениям конкретных юридических норм, регулирующих сходные отношения. Аналогия применяется, как правило, в рамках одной отрасли права. Здесь сходство обеспечивается единством предмета и метода правового регулирования.

Субсидиарное применение. При отсутствии в конкретной отрасли права юридических условий для применения собственных норм по аналогии закона, допускается применение норм другой (смежной, родственной) отрасли права. Например, к семейным отношениям сходных норм гражданского права.

Аналогия права – принятие решения правоприменительным органом исходя из общих начал и смысла законодательства. Она должна применяться, когда нет конкретной нормы ни в данной отрасли, ни в смежных отраслях. Однако в целом, случай в сфере правового регулирования находится.

Судебные акты — это разновидность правовых актов. Они обладают целым рядом особенностей. Все они связаны с полномочиями суда и выполняемыми им задачами. Рассмотрим также разницу между актами, выносимыми по конкретному делу, и судебно-правовыми актами.

арбитражные акты

Особенности актов

Рассмотрим особенности, свойственные всем актам суда, независимо от вида производства (гражданское, уголовное, административное и т.д.):

  • они — результат деятельности отдельной ветви государственной власти;
  • выносятся только на основе действующего законодательства в пределах установленной компетенции;
  • имеют правоприменительный характер и направлены на установление, изменение и прекращение правоотношений;
  • затрагивается, как правило, конкретный спор или ситуация, требующие вмешательства суда;
  • форма и структура определяются процессуальными нормами;
  • имеют обязательный характер для участников дела и всех иных организаций, органов, физических лиц, которые не были затронуты процессом рассмотрения.

акт суда

Выше перечислены только некоторые особенности актов судов.

Роль судов

Суды выполняют разные задачи: разрешение споров, установление фактов и так далее. Кроме граждан и организаций, полномочия судей распространяются на органы исполнительной и законодательной власти. Именно судами решаются споры, возникающими между структурами управления. Особую роль играют уставные и конституционные суды субъектов. Судебные акты — это форма выражения деятельности составляющих судебной системы.

Основа судебных постановлений

Судья выносит решение, приговор или иной акт, руководствуясь имеющейся нормативной базой, состоящей из законов и подзаконных актов. Он не имеет права уклоняться от применения законодательного акта, если только тот не противоречит более значимым нормативным актам. Результат работы судьи считается отвечающим нормам при условии его соответствия процедурным нормам.

судебные и нормативные акты

Судебный акт — это в какой-то мере результат работы других органов власти (принятия законов, иных нормативных актов, управленческих решений и т.д.), и его автор не имеет абсолютной свободы в своих действиях.

Границы воздействия

Законами оговорено, что обязательность судебных актов — это, прежде всего, средство урегулирования конкретных конфликтов или споров, установления фактов, разрешения иных проблемных ситуаций. Поэтому они носят правоприменительный характер.

Теперь о воздействии на правоотношения. Изменением, например, считается утверждение по иску одной из сторон корректировок в соглашении. Прекращение правоотношений — это, например, расторжение договора по иску одной из сторон или иного уполномоченного лица.

Установление правоотношений производится в случае установления фактов, признания отцовства и т.д. Решение затрагивает всегда конкретных людей, например, взыскание денежной суммы, восстановление в очереди на жилье и т.д.

Обязательный характер

Органу власти или физическому лицу не нужно принимать участие в судебном процессе, чтобы судебное решение имело для него силу. Оно наделяется законной силой в отношении всех без исключения. Кроме того, законом установлена ответственность за отказ от исполнения судебного акта. Чиновники и сотрудники организаций напрямую привлекаются к ответственности за это. Неисполнение некоторых решений — в частности, о выплате алиментов — служит основанием для ответственности по другим статьям УК.

Кроме того, факты, установленные решением, в той или иной степени учитываются при рассмотрении иных дел в судах.

Судебные и нормативные акты

Цель нормативного акта — упорядочение общественных отношений. Он является набором правил, которые должны исполняться всеми лицами, которые имеют к нему отношение. Например, правила подачи документов для получения субсидий. Нарушение порядка влечет за собой отказ в помощи. Неисполнение иных предписаний может привести к имущественной, административной или уголовной ответственности.

Нормативные акты по своей природе носят, как правило, общий характер, и воздействуют на неограниченное число людей. В то же время они принимаются уполномоченными органами в установленном порядке и выражают волю государства.

судебно правовые акты

Судебные акты также направлены на регулирование отношений, но уже между конкретными лицами. Они представляют собой толкование норм законодательства в конкретном случае. Судебные и нормативные акты принимаются с соблюдением специальной процедуры. Нарушения приводят к их отмене полностью или частично. Таким образом, эти две категории правовых актов имеют ряд общих черт и отличий.

Особенности актов Верховного суда

Верховный суд является верхним звеном судебной системы. Его задача не только в рассмотрении споров. Есть еще одна функция — издание разъяснений, которые имеют значение и в судебной, и в административной практике страны.

Верховный суд проводит Пленумы, по результатам которых издает разъяснения о применении норм права по разным вопросам, в основном тех, которые возникают в судах. Но их действие носит все же рекомендательный характер. Подобное можно сказать и об обзорах практики. Они отражают мнение суда, сформулированное на конкретных примерах.

судебные акты арбитражных судов

Кроме того, в Верховном суде рассматриваются заявления о несоответствии законам нормативных актов Правительства, иных центральных органов власти (министерств, агентств и т.д.).

Рассматривая дело и вынося решение о законности или незаконности нормативных актов, ВС вносит свою толику в их толкование. Мотивировочная часть по таким решениям учитывается при подготовке новых заявлений по подобным делам или по тем, в которых применяются частично отмененные по решению суда акты.

Роль Конституционного суда

Он выносит несколько категорий актов:

  • оценка соответствия Конституции отдельных законов и их положений;
  • толкование норм Конституции и законов, выраженное в заключениях суда.

Все они именуются судебно-правовыми актами, т.к. благодаря своим свойствам они в некоторой степени приравнены к нормативным актам. В отличие от актов ВС, они обязательны для применения всеми органами власти и судами.

Пленум ВС РФ

Своим решением КС вправе отменить закон полностью, частично или отказать в жалобе, истолковав норму таким образом, что действие закона фактически прекращается или практика применения кардинально меняется. Постановление или определение суда обретает силу с момента его вынесения или вступление откладывается в части отмены закона (так суд поступил с нормами УК о совершении мошеннических действий предпринимателями).

Аналогичную роль играют уставные и конституционные суды субъектов в регионах. Если роль уставного суда выполняется административной палатой субъектного суда, его решения пересматриваются в ВС РФ.

Арбитражные акты

В АПК упоминается следующий перечень актов, принимаемых арбитражными судами: приказы, решения, постановления и определения. Приказы принимаются в упрощенном порядке, на основе заявления взыскателя без участия сторон. Судья руководствуется лишь документами. Решения — акты, которыми заканчивается производство почти во всех делах.

Определения — промежуточные акты в рамках судебного производства. Ими также заканчиваются некоторые категории дел. Определение выносится при рассмотрении дела в апелляционном или кассационном порядке. Результат рассмотрения надзорной жалобы оформляется в виде постановлений. Таким образом, закон перечисляет возможные варианты судебных актов арбитражных судов.


Акт, выраженный в форме письменного документа и завизированный подписью уполномоченного лица, является отражением некоего зафиксированного действия или произошедшего события. Как документ, акт применения права - это официальный способ закрепить (зарегистрировать) как, почему и применительно к кому использовалась та или иная норма права.

  1. Поскольку в документе указывается, к кому применяется правовая норма (с учетом источников), то в целом акт приобретает индивидуальные и персонифицированные признаки. Здесь стоит акцентировать внимание на том, что речь идет не только о конкретном субъекте, но и о частных жизненных ситуациях, связях и отношениях.
  2. Документ содержит признаки проявления власти, то есть в акте содержится предписание (обязательное требование) от уполномоченного государством органа и адресованное лицу конкретного рассматриваемого дела.
  3. Документ должен быть выражен в определенной законом форме (указывается название, наименование органа, место и время, подписи лиц и др).

Акт применения права – это резолюция (официальное решение) компетентного и уполномоченного государством органа по конкретному юридическому делу, которое содержит властное предписание от имени государства, выраженное в установленной законом форме и направленное на индивидуальное урегулирование общественных отношений .

Отличительные черты

Иногда юристы делают различия между актом применения права и правоприменительным актом. На самом деле различие здесь только в названии. По существу, это одно и тоже. В то же время не стоит путать акт применения права и нормативно-правовой акт. Для наглядности приведем следующую сравнительную таблицу:

Вопрос Нормативно-правовой акт Акт применения права
Общие черты
Относится к юридическому акту? Оба акта являются юридическими
Как издается? Акты издаются уполномоченными государством органами и в соответствии с законной для таких актов процедурой
Какая степень юридической силы? Каждый акт обладает определенной юридической силой и является средством правового регулирования. С точки зрения иерархии, правоприменительный акт находится в пределах НПА
Отличительные черты
Какого характера? Имеет обобщающий характер, содержит общие правила и установки Носит индивидуальный характер, регулирует частное правоотношение
К кому обращен? Обращен к широкому кругу лиц Адресован лицам, участвующим в деле
Какой имеет срок действия? Действует до тех пор, пока его не отменят Его действие распространяется на конкретный случай
Как часто применяется? Может неоднократно применяться в пределах сроков действия Применяется разово по отношению к конкретной ситуации по делу
Как может влиять на норму права? Может устанавливать, задавать, изменять или отменять нормы права Никак не влияет, но выступает, как средство реализации правовых норм
Как соотносится с источниками права? Выступает источником права Не относится к источникам права, но ссылается на них
В какой форме выражается? Только в письменной форме Могут быть в письменной (приказ, решение и т.д.), устной (вызов свидетеля в зал), в виде конклюдентных действий (жестикуляция регулировщика)

Классификация и виды правоприменительных актов

Структура акта применения права


Для решений судебных органов, правоприменительный акт включает четыре последовательно расположенные части:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: