Суда ограниченного плавания это

Обновлено: 27.04.2024

Данная классификация относится к районам плаванья, но каждое маломерное судно, поднадзорное ГИМС, а также права на управление маломерным судном, ссылаются на эти районы, в качестве разрешенных для плавания.

  1. Водные пути (ВП) — внутренние несудоходные пути, т.е. озера, мелкие реки и т.п.;
  2. Внутренние водные пути (ВВП) — внутренние судоходные пути. Сами эти пути делятся на 7 классов, которые имеют опосредованное отношение к яхтингу, но все же их стоит упомянуть: Класс I — Сверхмагистрали
  3. Класс II — Магистрали I разряда
  4. Класс III — Магистрали II разряда
  5. Класс IV — Пути местного значения I разряда
  6. Класс V — Пути местного значения II разряда
  7. Класс VI и Класс VII — Малые реки
    Неограниченный (Категория 0)— плавание в океанах и морях на волнении с расчетной высотой волны (здесь и далее — 3%-ной обеспеченности )11 м;

Классификация судов по назначению и району плавания.

В соответствии с классификационными признаками судов флота рыбной промышленности различают следующим образом.

Классификация судов по району плавания:

· судна неограниченного района плавания;

· суда ограниченного района плавания I (разрешается свободное плавание в закрытых морях, а в открытых морях – с предельным расстоянием от места убежища 200миль);

· суда ограниченного района плавания II (разрешается свободное плавание в открытых морях с удалением от места убежища на 50миль);

· суда ограниченного района плавания II СП (разрешается плавание на внутренних водных путях с выходом в море при волнении не более 6 баллов и с удалением от места убежища в открытых морях до 50миль, а в закрытых – до 100миль);

· суда ограниченного района плавания III (разрешается прибрежное, рейдовое и портовое плавание).

=Основы морского дела (стр.5)=

Классификация судов по назначению:

· Транспортные (делятся на грузовые и пассажирские):

лесовозы, рефрижераторные, паромы, лихтеры, наливные суда, сухогрузы.

траулеры, сейнеры, рыболовные боты, тунцеловы.

буксиры, спасательные суда, ледоколы.

научно-исследовательские, учебные, пожарные, лоцманские и др.

· Суда технического флота:

=Матрос II класса (стр.30)=

УПС “Крузенштерн” Назначение, район плавания, автономность

Назначение судна – учебное. Предназначено для проведения плавательной практики курсантов морских учебных заведений системы подготовки специалистов флота рыбной промышленности Государственного Комитета по рыболовству Российской Федерации.

Район плавания– неограниченный, за исключением зимних сезонных зон севернее 66о 00 южной широты и плавания в зимнее время в Беринговом, Охотском морях и Татарском проливе.

Автономность:

— по запасам пресной воды – 28 сут;

— по запасам топлива – 75 сут, при работе двух главных двигателей полным ходом;

— по запасам продовольствия – 30 сут по овощной группе продуктов;

— по другим запасам – 40 сут и более.

=Спецификация УПС “Крузенштерн” (стр.6)=

Запас плавучести, грузовая марка, грузовая ватерлиния. Регистровые символы класса судна. Регистровая вместимость.

Запас плавучести.

Запас плавучести – непроницаемый для воды надводный объём судна, расположенный выше грузовой ватерлинии и включающий помещения, ограниченные верхней палубой, а также водонепроницаемые надстройки и рубки. Он обеспечивается водонепроницаемым объёмом корпуса, находящимся выше грузовой ватерлинии, включая и объём герметических надстроек. Большую роль в сохранении запаса плавучести играют поперечные и продольные водонепроницаемые переборки, двойное дно и др. герметические отсеки. Запас плавучести судна зависит от высоты надводного борта – чем выше надводный борт, тем больше запас плавучести.

= Матрос II класса (стр.24)=

Грузовая марка.

Различают обычные марки

для судов, совершающих международные рейсы, и
специальные марки
, нанесённые на борта некоторых типов судов помимо обычных марок или взамен последних. Для контроля в процессе эксплуатации за сохранении судном минимальной безопасной высоты надводного борта на обоих бортах судна в средней части наносят грузовую марку. Она показывает минимальный допустимый надводный борт с учётом района плавания судна и времени года. Представляет собой круг диаметром 300мм, горизонтальную линию, пересекающую этот круг по центру (длина 450мм) и палубной линии, отстоящей от центра круга на расстоянии, равном высоте установленного для данного судна надводного борта. Все линии выполняются толщиной 25мм белой краской на тёмном фоне или чёрной краской на светлом фоне. Кроме этого, на корпус судна в районе форштевня и ахтерштевня наносятся марки углубления.

Узнать еще:

Классификация Минтранса РФ для спортивных парусных судов

Данная классификация предназначена только для спортивных парусных судов.

  1. Категория плавания 0 — присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания длительное время в неограниченном районе с вероятной силой ветра более 28 м/с и высотой волны более 7 м, температурой воздуха или моря ниже 5° С, способному осуществлять автономное плавание, противостоять штормовым условиям плавания, а также преодолевать последствия серьезной аварии без надежды на постороннюю помощь;
  2. Категория плавания 1 — присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в открытом море вдали от берега с вероятной силой ветра более 28 м/с и высотой волны более 7,0 м, способному осуществлять автономное плавание, противостоять штормовым условиям плавания, а также преодолевать последствия аварии без надежды на постороннюю помощь;
  3. Категория плавания 3 — присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 28 м/с и высотой волны до 7,0 м, с удалением от места убежища не более 200 морских миль, имеющему высокую степень автономности и обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;
  4. Категория плавания 3 — присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 24 м/с и высотой волны до 3,5 м, с удалением от места убежища не более 50 морских миль (92,6 км), обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;
  5. Категория плавания 4 — присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 21 м/с и высотой волны до 2,0 м с удалением от места убежища не более 12 морских миль (22 км), обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;
  6. Категория плавания 5 — присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в защищенной акватории с вероятной силой ветра до 17 м/с и высотой волны до 1,0 м, с удалением от места убежища не более 3 морских миль (5,5 км), обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;
  7. Категория плавания 6 — присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в защищенной акватории с вероятной силой ветра до 17 м/с и высотой волны до 1,0 м с удалением от места убежища не более 3 морских миль (5,5 км) при наличии судов обеспечения, способных оказать немедленную помощь.

Классификация Евросоюза (Категории CE)

Очень простая и понятная классификация. Класс присваивается всем малым судам на продажу. Устанавливается «Директивой о маломерных/рекреационных судах (Recreational Craft Directive, RCD) 94/25/EC», с поправками 2003/44/EC, поэтому часто говорят о «Категории RCD» или «Категории CE».

  1. Категория А. Океанские суда — катера и яхты, рассчитанные на продолжительные автономные плавания, при которых сила ветра может быть выше 8 баллов, а высота волны более 4 метров.
  2. Категория B. Морские суда — катера и яхты, рассчитанные на морские плавания, при которых сила ветра не более 8 баллов, а высота волн не более 4 метров.
  3. Категория C. Прибрежные суда — катера и яхты, рассчитанные на плавание в прибрежных водах, заливах, водохранилищах, озерах и больших реках, при которых сила ветра не превысит 6 баллов, а волны не будут выше 2 метров.
  4. Категория D. Суда, предназначенные исключительно для защищенных вод — лодки, катера и яхты, рассчитанные на плавание по небольшим озерам, рекам, каналам, где сила ветра не превысит 4 баллов, а волны не достигнут 0,5 метров.

Морские пассажирские суда прибрежного плавания

Перечень всех типов и проектов

·
Все фотографии судов этого класса

Подразделы

○ Проект 01371
○ Проект
10110, 10110НИС, тип Евпатория
○ Проект
1411, тип РК-1
○ Проект
1413
○ Проект
14220, тип Днепр
○ Проект
1430, тип Александр Грин
○ Проект
14301, тип ОМ-101
○ Проект
1438, тип Молодёжный
○ Проект
1455, тип Альбатрос
○ Проект
1462, тип Рейдовый
○ Проект
1862, тип Сулак
○ Проект
1912РВ
○ Проект
227, 245, тип Алмаз / Магнолия
○ Проект
23290
○ Проект
251
○ Проект
268, 279, тип Нахимовец
○ Проект
30060
○ Проект
485, тип Аркадия
○ Проект
485С, тип Метель
○ Проект
528, 528B (НРБ), тип Георги Димитров / Василь Коларов
○ Проект
543, 543А (НРБ), тип Алупка (2-я серия т/х Георги Димитров)
○ Проект
722
○ Проект
733П
○ Проект
B-070, тип Prom Nr 1 (PP-120)
○ Проект
CD342

Cinderella
○ Тип
Den Lille Havfrue
○ Проект
Flying Cat 40
○ Тип
Gemini
○ Проект
GLIDER
○ Тип
HADAG
○ Проект
InCat 74m (Австралия), тип Christopher Columbus
○ Тип
Intintoli
○ Проект
KP-2 (ПНР), тип Szmaragd / Иверия

Naviga 10S
○ Проект
NB25
○ Проект
P-11 (СФРЮ), тип Osijek
○ Проект
P-200005 (СФРЮ), тип МПК-451
○ Проект
PM1800
○ Проект
PV01
○ Проект
PV02
○ Проект
PV05, тип Барс
○ Проект
PV07
○ Проект
PV20S
○ Проект
PV22
○ Проект
PV24 (NE020.2)
○ Тип
Quer

Rodman 34 Passenger

Rodman 69 Passenger

Rodman 78 Passenger

Sjögull (проект, Швеция)
○ Тип
Söderarm
○ Тип
TriCat
○ Тип
Vaporetto
○ Тип
Värmdö
○ Тип
Заря (морские)
○ Тип
Курортник
○ Тип
Ласточка (Ореанда)
○ Тип
Метеор
○ Тип
МК (довоенный)
○ Тип
МПК-470
○ Тип
Находкинский рабочий
○ Тип
Норд
○ Тип
Пушкин
○ Проект
Р6722
○ Тип
Радуга
○ Тип
Севастополец, проект МА
○ Тип
Скат 1010
○ Проект
УП-160

Таблица судов класса

Сортировать по: Дате постройки

· Месту постройки · Году и месту постройки · Модификации · Последнему названию · Первому названию · Редакторская сортировка

11HN(Черногория)
(Китай)
(Китай)
(Вьетнам)
71036Эйлат
СочиГСК Черноморское морское пароходство / Черноморское морское пароходство ММФ СССР / Черноморско-азовское морское пароходство
9023ЭйлатПрочиеИсраэль-Ям
9024ЭйлатПрочиеIsrael-Yam
Abo Mosad 2(Египет)
Abou BadisСус
Acarlar 1АланияЧастное лицо
Acarlar 2АланияЧастное лицо
Adanali 3(Турция)
Adanali IIIАнтальяПрочие
Adatepe 2Стамбул
AdmiralАланияЧастное лицо
Admiral BlackАланияПрочие (Турция)
Agios Nikolaos(Греция)Частное лицо
AiristoНаанталиПрочие (Финляндия)
Akvaryum 05.1992ВаллеттаCaptain Morgan Leisure Ltd
AlacalufeЭль КалафатеПрочие
Alanya 317АланияПрочие (Турция)
Alexander(Греция)Прочие (Греция)Владелец: Cycladic Cruises
Ali Baba 07АнтальяПрочие (Турция)Ali Baba 07 Boat Tour Çıralı / Olympos
Ali Baba 2Анталья
AlliХельсинки
Alpler 1АланияПрочие (Турция)Bl. Alanya 108
AlyssaСус
Ana B(приписка неизвестна)
AnamnisisЛимасолПрочие (Кипр)Оператор: Cyprus V.I.P. Service
AntoniaВаллеттаLuzzu Cruises LimitedReg. owner: Antonia Cruises Limited
Antonios(Греция)
Aphrodite IЛимасол
Aphrodite IIЛимасолПрочие (Кипр)
Aqua lifeМармарис
Aquascope III(Испания)Excursiones Maritimas Benidorm S.L.
Arabella(Болгария)Прочие
Argo(Греция)Прочие (Греция)Владелец: Aeolos Cruises
Arif Kaptan 2АланияПрочие
Arif Kaptan 4АланияЧастное лицоBl. Alanya 139
Arkadas(Турция)Прочие (Турция)
Arkadas 6(Турция)Прочие (Турция)
Atchara 5(Таиланд)
AtlantisХайфа
Atlantis Sea CruisesЛимасолПрочие (Кипр)
Atlantis Sea Cruises IIЛимасолПрочие (Кипр)
Ayhan 2СтамбулПрочие (Турция)
Aytepe 1СтамбулПрочие (Турция)
Azimut(Италия)
AzizaСусПрочие (Тунис)

Простой вид списка судов (записи по учётным данным)

Перечень всех типов и проектов

·
Все фотографии судов этого класса
Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта


2 .1. Классификация морских судов, поднадзорных ГИМС России по районам плавания

В зависимости от конструктивных особенностей и мореходных качеств судна ему

устанавливаются ограничения по условиям плавания, критериями которых являются

удаленность от мест убежищ и ветро-волновые характеристики. Эти ограничения условно

называются районами плавания судов и делятся на категории.

Допуск к эпизодическому плаванию в районах с разрядом выше допустимой для

судна, а также принятие решения о возможности и условиях перегона судна через районы,

имеющие категорию более высокую, чем допустимая для судна, осуществляет

соответствующий орган ГИМС, по результатам проведения специального осмотра судна и

при предоставлении судовладельцем обоснованного плана мероприятий, гарантирующих

безопасность плавания на этот период.

Судам, не имеющим ограничений по условиям плавания, присваивается район

плавания 0 категории сложности.

Район плавания I категории сложности означает, что судну разрешено плавание в

морских районах на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности до 8,5 м, с

удалением от места убежища не более 200 миль и допустимым расстоянием между

местами убежищ не более 400 миль.

Район плавания II категории сложности - плавание в морских районах на волнении

с высотой волны 3%-ной обеспеченности до 7,0 м, с удалением от места убежища не более

100 миль и допустимым расстоянием между местами убежищ не более 200 миль.

Район плавания категории сложности II СП - плавание в морских районах на

волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности до 6,0 м, с удалением от места

- в открытых морях не более 50 миль и с допустимым расстоянием между

местами убежища не более 100 миль;

- в закрытых морях не более 100 миль и с допустимым расстоянием между

местами убежища не более 200 миль.

Район плавания III категории сложности - плавание в открытых и закрытых морях

на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности до 3,5 м, с максимально

допустимым удалением от места убежища до 50 миль и допустимым расстоянием между

местами убежищ не более 100 миль.

Район плавания IV категории сложности – прибрежное плавание (не далее 20 миль

от места убежища (берега)) с ограничениями по ветровым условиям.

Район плавания IV категории сложности делится на 5 разрядов:

- районы плавания IV категории сложности 1 р а з р я д а – плавание в прибрежных

морских и внутренних водных бассейнах на волнении с высотой волны 3% -ной

обеспеченности до 3,0 м;

- районы плавания IV категории сложности 2 р а з р я д а – плавание в 1% -ной

обеспеченности до 2,0 м;

- районы плавания IV категории сложности 3 р а з р я д а – плавание в прибрежных

морских и внутренних водных бассейнах на волнении с высотой волны 1% -ной

обеспеченности до 1.2 м; - районы плавания IV категории сложности 4 р а з р я д а – плавание в прибрежных

морских и внутренних водных бассейнах на волнении с высотой волны 1% -ной

обеспеченности до 0.6 м;

- районы плавания IV категории сложности 5 р а з р я д а – плавание в прибрежных

морских и внутренних водных бассейнах на волнении с высотой волны 1% -ной

обеспеченности до 0,25 м.

Установление максимального удаления от берега (места убежища) судам IV

категории сложности производится в соответствии с таблицей Приложения №4 Часть I.

В особых случаях судам IV категории могут разрешаться плавания в ночное время

Все суда подразделяются на суда неограниченного района плавания и суда с ограниченным районом плавания.

Судам, на имеющим ограничения по условиям плавания, присваивается район плавания 0 категории сложности.

К судам с ограниченным районом плавания относятся:

- Класс I – плавание в морских районах на волнение с высотой волны до – 8.5 м, с удалением от места убежища не более 200 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не 400 миль;

- Класс II – плавание на волнении с высотой волны до 7,0 м, с удалением от места убежища не более 100 миль, и с допустимым расстоянием между местами убежищами не более 200 миль;

- Класс IIСП – смешанное (река – море) плавание на волнении с высотой волны до 6,0 м, с удалением от места убежища:

-в открытых морях не более 50 миль, с расстоянием между убежищами не более 100 миль;

-в закрытых морях не более 100 миль, с расстоянием между убежищами не более 200 миль.

-Класс III СП – смешанное (река – море) плавание на волнении с высотой волны до 3,5м с максимальным удалением от места убежища не более 50 миль;

- Класс III – прибрежное, рейдовое и портовое плавание.

Классификация судов по типу двигателя.

По типу главного двигателя суда подразделяют на:

- теплоходы (главный двигатель – двигатель внутреннего сгорания (дизель));

- пароходы (главный двигатель – паровая поршневая машина);

- паросиловые суда (главный двигатель – паровая турбина);

- газо – турбинные суда (главный двигатель – газовая турбина);

- дизель – электроходы в роли главного двигателя применяют генератор электрического тока, и дизель;

- атомоходы (главный двигатель – атомный реактор);

- гребные суда (главный двигатель – мускульная сила человека).

Классификация судов по типу движителя.

По типу движителя суда разделяются на:

- суда с гребным винтом (наиболее распространенный движитель);

- суда с крыльчатым движителем – эти движители обеспечивают высокую маневренность судну, но имеют малый КПД, поэтому используются главным образом в качестве вспомогательного подруливающего движителя;

- суда с воздушным винтом – это суда на воздушной подушке, глиссеры, экранопланы;

- суда с водометным движителем – это суда, использующие в качестве движителя высокопроизводительный насос выбрасывающий струю воды, реакция которой движет судно, это малые суда используются на мелководье;

- парусные суда – это суда в качестве движителя используют парус, который преобразует силу ветра в движение судна;

- гребные суда – это суда использующие для движения весло.

Классификация судов по количеству валов.

По количеству гребных валов винтовые суда подразделяют на:

- одновальные – большинство грузовых и промысловых судов;

- двухвальные – военные корабли, пассажирские и специальные суда;

- трехвальные – скоростные военные корабли (МРК, Рка, МПК);

- четырехвальные – океанские пассажирские лайнеры, большие военные корабли, атомные ледоколы.

Ложкообразный нос малого судна.


В последние годы чаще встречаются суда с бульбообразной формой носа, которая уменьшает сопротивление воды движению судна, а также облегчает загрузку судна без дифферента на нос. Также в бульбе носа устанавливают гидроакустическую аппаратуру промысловых, транспортных судов и военных кораблей.

Кормовое расположение МО.


Мореходные качества судна.

Мореходные качества – определяют условия равновесия или движения судна при действии на него различных сил во время эксплуатации судна. к этим качествам относятся: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость, мореходность.

Плавучесть – способность судна держаться на плаву. Имея заданную посадку и неся на себе определенное количество грузов.

Остойчивость – способность судна, выведенного наклонением из состояния равновесия, возвращаться в исходное положение после прекращения действий внешних сил вызвавших это наклонения.

Непотопляемость – способность судна при заполнении одного или нескольких отсеков сохранять плавучесть и остойчивость.

Ходкость – способность судна развивать и сохранять заданную скорость хода при минимальных энергозатратах.

Управляемость – способность судна сохранять или изменять направление движения в соответствии с действиями рулевого.

Мореходность – способность судна противодействовать действию морского волнения и ветра, сохраняя при этом плавность и умеренность размахов качки.

Показателями этих качеств является:

- количество воды, вытесненное корпусом судна;

- параметры посадки, определяющие положение судна относительно свободной поверхности;

- минимальный опрокидывающий момент;

- количество отсеков, заполнение которых не приведет к гибели судна;

- коэффициент полезного действия движителя;

- диаметр циркуляции, амплитуда и период качки в условиях ветрового волнения.

Классификация судов, и их мореходные и эксплуатационные качества.

1. Классификация судов по назначению.Все суда подразделяются на:

- транспортные;

- промысловые;

- служебно – вспомогательные;

- суда технического флота.

Грузовые суда разделяют на два класса;

- сухогрузные;

- наливные.

Универсальные сухогрузные суда предназначены для перевозки генеральных грузов. Генеральный груз – это груз в упаковке (ящиках, бочках, мешках и т. п.) или в отдельных местах (машины, металлические отливки и прокат, промышленное оборудование и т. п.).


Универсальные суда не предназначены для перевозки какого-либо определенного груза, что не позволяет в максимальной степени использовать возможности судна.

По этой причине строят и широко применяются в мировом судоходстве грузовые и специализированные суда, на которых лучше используется грузоподъемность и значительно сокращается время стоянки в портах под грузовыми операциями.

Подразделяются данные суда на следующие основные типы:

- балкеры;

- контейнеровозы;

- ролкеры;

- лихтеровозы;

- рефрижераторные;

- пассажирские;

- танкеры.

Все специализированные суда имеют свои индивидуальные эксплуатационные особенности, что требует от экипажа специальной дополнительной подготовки по приобретению определенных навыков для сохранной перевозки груза, а также обеспечения безопасности экипажа и судна в течение рейса.

Рефрижераторные суда (Reefers) – это суда с повышенной скоростью хода, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов, в основном продовольственных, требующих поддержания определенного температурного режима в грузовых помещениях – трюмах. Грузовые трюмы имеют теплоизоляцию, специальное оборудование и люки небольшого размера, а для обеспечения температурного режима служат холодильная установка рефрижераторного машинного отделения судна.


Балкеры (Bulkers) – это суда которые приспособлены для перевозки насыпью любого массового сухого груза. Балкеры обычно не имеют грузового устройства, и все грузовые операции производятся портовыми средствами, а люки грузовых трюмов делают больших размеров для полной механизации.


Контейнеровозы (Container Ships) – это скоростные суда, предназначены для перевозки различных грузов, предварительно уложенных в специальные крупнотоннажные контейнеры стандартных типов. Грузовые трюмы разделены специальными направляющими на ячейки, в которые загружаются контейнеры, а часть контейнеров размещают на верхней палубе. Грузового устройства контейнеровозы обычно не имеют, и грузовые операции производятся у специально оборудованных причалов – контейнерных терминалов. Некоторые типы судов оборудуются специальным саморазгружающим устройством.


Ролкеры «Ро – Ро» (Rolker («Ro – Ro» ships) – это судас горизонтальном способом погрузки, служат для перевозки груженых авто трейлеров, колесной техники, контейнеров. Автомобилей, пактов. Суда имеют один большой трюм и несколько палуб. Грузовые операции производятся с помощью автопогрузчиков и платформ с тягачами через кормовые или носовые лацпорты (ворота судна по специальным мосткам – рампами, а перемещают груз с палубы на палубу по внутренним аппарелям, или при помощи специальных лифтовых подъемников.


Лихтеровозы (Lighter Ships) – это суда, где в качестве грузовых единиц используются несамоходные баржи – лихтеры, погрузка которых на судно производится с воды, а выгрузка на воду.


Пассажирские суда(Passenger Ships) – это суда, предназначенные для перевозки пассажиров, в специально предназначенных помещениях – пассажирских каютах, а также багаж, почту, и незначительные сопутствующие грузы в специальных грузовых отсеках.

Они подразделяются на:





Отличительной особенностью является их высокая комфортабельность и скорость хода, а также повышенные нормы обеспечения безопасности пассажиров и всего судна в целом.

Промысловые (рыболовные) суда (Fishing Vessel) – это добывающие суда, используемые для лова и первичной переработки рыбы и других морепродуктов. К промысловым судам относятся:

- сейнеры (Се́йнер (англ. seiner, от (purse) seine — (кошельковый) невод) — рыбопромысловое судно для лова рыбы снюрреводом или кошельковым неводом, который также может называться сейной (англ. seine));


- траулеры (Траулер англ. trawler, от trawl — трал — промысловое судно, предназначенное для лова тралом рыбы и нерыбных объектов и их первичной обработки, траулеры оснащаются холодильными установками для заморозки и сохранения продукции в трюмах);


- ярусники.


И другие суда, разлезающиеся назначением, размерениями, типом промыслового устройства и рыбообрабатывающего оборудования, способом хранения улова.

Лесовоз(Timber Carrying vessel) – судно, предназначенное для перевозки лесных грузов, в том числе круглого леса и пиломатериалов россыпью, в пактах и блок-пакетах. При перевозке леса для полной загрузки судна значительную часть груза принимают на верхнюю палубу (караван). Палубу на лесовозах ограждают фальшбортом повышенной прочности и оснащают специальными устройствами для крепления каравана – деревянными или металлическими стензелями, установленными вдоль судна по бортам и поперечными найтовыми.


Парусное судно (Sailing vessel) – это судно, для движения которого используется энергия ветра, преобразуемая с помощью парусов. Парусные суда различаются по числу мачт и типу парусного вооружения.



Служебно – вспомогательные суда – это суда для материально – технического обеспечения флота и служб, организующих их эксплуатацию. К ним относятся:



- буксиры;



- спасательные суда;


- водолазные;


- лоцманские.


Танкеры (Tankers) – это наливные суда, предназначенные для перевозки наливом в специальных грузовых помещениях – танках (емкостях) жидких грузов. Все грузовые операции на танкерах производятся по верхней палубе и в грузовых танках. В завасимости от рода перевозимого груза танкеры делятся на:

- танкеры – это наливные суда, предназначенные для перевозки наливом в специальных грузовых помещениях – танках (емкостях) жидких грузов, в основном нефтепродуктов;


- танкеры газовозы (Liquefied Tankers) – это танкеры, предназначенные для перевозки природных и других сниженных газов под давлением и (или) при пониженной температуре, в специально предназначенных грузовых емкостях различных типов. Некоторые типы судов имеют рефрижераторное отделение;


- танкеры химовозы (Chemical Tankers) – это танкеры, предназначенные для перевозки жидких химических грузов. Грузовая система и танки изготавливаются из специальной нержавеющей стали, либо покрываются специальными кислотостойкими материалами.



Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Для характеристики судов обычно используют их основные признаки. Разделение судов на группы по основным признакам называется классификацией судов. Главным признаком классификации является назначение судна.

Наиболее важным признаком судна является его назначение. По назначению суда можно разделить на следующие группы: транспортные, вспомогательные, специальные, рыбопромысловые, военные, прогулочные.

Транспортные суда предназначены для транспортировки грузов и пассажиров (рис. 1.1) В свою очередь, транспортные суда разделяются на подгруппы: сухогрузные, наливные и пассажирские.


К пассажирским судам относятся суда, перевозящие более 12 пассажиров или не членов экипажа. К этим судам относятся: пассажирские паромы (рис.1.2), круизные суда (рис. 1.3), суда местных линий, линейные и т.д. Следует отметить, что в настоящее время практически нет линейных пассажирских судов, так как длительность перевозки на большие расстояния и стоимость перевозки во много раз больше, чем на авиатранспорте. Суда, построенные как линейные, после переоборудования используются как круизные (для отдыха и путешествий). Паромы предназначены для перевозки людей и автомашин (или железнодорожных вагонов) на короткие расстояния, и к этим судам предъявляются требованиям, как к пассажирским судам. Еcли паром не предназначен для перевозки пассажиров, то его следует отнести к сухогрузным судам с горизонтальным методом грузовых операций (ролкерам).

Рис. 1.2. Паром для перевозки пассажиров, автомашин и железнодорожных вагонов

Рис. 1.3.Круизное судно.

К наливным судам относятся танкеры-нефтевозы, танкеры-продуктовозы, газовозы, химовозы и т.д.

К сухогрузным судам относятся универсальные сухогрузные, суда для перевозки генеральных грузов (т.н. контейнеро-универсальные), балкеры различных типов для перевозки грузов навалом, рефрижераторные суда для перевозки скоропортящихся грузов, контейнеровозы, ролкеры — суда с горизонтальной погрузкой (т.н. накатные суда), грузовые паромы, лихтеровозы и т.д.

Особую подгруппу составляют суда двойного назначения (т.н. комбинированные суда): нефтенавалочники и нефтерудовозы и др. На этих судах реализована заманчивая идея загрузки судна в прямом и обратном рейсе.

Вспомогательные суда предназначены для обеспечения работы транспортных и других судов. К этой группе относятся буксиры, бункеровщики, плавкраны, перегружатели, снабженцы, рейдовые катера, нефтемусоросборщики и т.д. (рис. 1.4, 1.5)

Рис. 1.4. Плавкран

К группе специальных судов можно отнести научные суда, учебные, кабелеукладчики, трубоукладчики, дноуглубительные суда, плавучие доки, плавучие буровые платформы и т.д.

Плавучие доки (рис.1.6) предназначены для подъёма судов с целью осмотра и ремонта подводной части корпуса.

К другим признакам классификации относятся: район плавания, тип силовой установки, вид движителя, характер движения по воде, материал корпуса, архитектурно-конструктивные признаки.

Суда по району плавания подразделяются на суда:

- неограниченного района плавания – океаны и открытые моря (Рис.1.7);

Первого ограниченного района плавания (R1) - в морях с высотой волны 3% обеспеченности 8,5м, с удалением от места убежища не более 200 миль.

Второго ограниченного района плавания (R2) – в морях с высотой волны 3% обеспеченности 7м и с удалением от места убежища не более 100 миль.


Рис.1.7. Морское пассажирское судно.

Рис.1.8. Пассажирское судно смешанного района плавания (река-море).

Смешанное (река-море) плавание (R2-RSN) с высотой волны 3% обеспеченности 6м с удалением от места убежища в открытых морях до 50 миль, а в закрытых морях – до 100 миль (Рис.1.8.).

Cмешанное (река-море) плавание (R3-RSN) с высотой волны 3% обеспеченности 3,5м с учётом конкретных условий плавания и с удалением от места убежища не более 50 миль.

Портовое, рейдовое и прибрежное плавание (R3) в зависимости от конкретных условий.

В настоящее время на гражданских судах наиболее распространены малооборотные дизельные силовые установки из-за своей высокой экономичности, благодаря низким удельным расходам топлива, использованию дешевого топлива, высокого КПД установки, большого моторесурса. При ограничении размеров машинного отделения устанавливаются среднеоборотные дизели, размер которых значительно меньше, но для передачи на винт необходим редуктор. Такие суда называются теплоходами (т/х). В тех случаях, когда необходима очень большая мощность, и при ограничении размеров машинного отделения, на суда устанавливаются паровые турбины (с паровыми котлами) или газовые турбины. Такие суда называются паротурбоходами (птб/х, тб/х) и газотурбоходами (гтб/х).

При газовой турбине требуется минимальный объем машинного отделения, но требуется высококачественное и дорогое топливо при большом удельном расходе. Поэтому мало комерческих судов имеют газотурбинную установку.

Сокращение объема МО эффективно для судов, провозоспособность которых определяется объемом грузовых помещений: ролкеры, контейнеровозы, лихтеровозы.

Рис. 1.9. Атомный ледокол:

1 - отделение гребных двигателей, 2 - дизель-генераторы, 3 - атомная паро-производительная установка, 4 - отделение главных турбогенераторов, 5 - отделение вспомогательных механизмов.

Перспективной является атомная силовая установка (рис. 1.9), которая наряду с преимуществами имеет также определенные недостатки. Поэтому невелико число судов с атомной силовой установкой - атомоходов (а/х).

Если приводом гребного винта является электромотор, а энергию для него вырабатывает дизель, то это судно - дизельэлектроход (дэ/х).

В зависимости от наличия или отсутствия главной силовой установки (с приводом на движитель) все суда делятся на самоходные и несамоходные (движитель – устройство, преобразующее энергию главного двигателя в энергию по преодолению сопротивления воды движению судна).

По виду движителя разделяются на суда:

- с гребным винтом (наиболее распространенный движитель);

- с крыльчатым движителем (рис 1.10) (эти движители обеспечивают высокую маневренность судну, но несколько меньший КПД);

- с воздушным винтом;

Рис. 1.10. Крыльчатый движитель.

- с водомётным движителем (высокопроизводительный насос выбрасывает струю воды, реакция которой движет судно) – используется на мелководье;

- парусные (движитель - парус);

- гребные (движитель – весло)

- колесные (движитель – гребное колесо).

По характеру движения суда разделяются на:

- водоизмещающие – вытесняющие корпусом воду, что обеспечивает их поддержание на воде (надводные суда) и под поверхностью воды (подводные суда);

- глиссирующие – быстроходные катера, при движении которых на днище возникает гидродинамическая подъёмная сила, под действием которой судно частично выходит из воды – глиссирует (при этом уменьшается сопротивление движению и повышается скорость);

- на подводных крыльях (СПК), которые имеют под днищем специальные подводные крылья создающие при движении гидродинамическую подъёмную силу, полностью выталкивающую судно из воды, что позволяет увеличить скорость этих судов до 50 узлов (рис 1.11);

- на воздушной подушке (СВП), под днищем которых вентиляторами создаётся повышенное давление и судно поднимается над водой на 0,2 – 1,5 метра, что резко уменьшает сопротивление движению судна (рис.1.12);

- экранопланы – (в стадии исследований) аппараты, летающие вблизи поверхности воды (рис.1.13), что обеспечивает значительное увеличение подъёмной силы при меньших затратах мощности (скорость до 400км/час).

Рис. 1.11. Судно на подводных крыльях.

1 - корпус; 2 - стойки; 3 - подводные крылья; 4 - ватерлиния на ходу судна; 5 - ватерлиния на стоянке.

Рис. 1.12. Судно на воздушной подушке.

1 - вентилятор; 2 - воздушная шахта; 3 - воздушный канал; 4 - отсек плавучести; 5 - воздушная подушка; 6 - ватерлиния при работе вентилятора; 7 - ватерлиния при неработающем вентиляторе.


По материалу корпуса суда подразделяются на:

- стальные – большинство современных судов;

- из лёгких сплавов – небольшие и скоростные суда (на подводных крыльях, на воздушной подушке, спасательные шлюпки и т. д.;

- пластмассовые - небольшие суда, катера;

- железобетонные – стояночные (стоечные) суда, плавпричалы, плавмастерские, плавдоки;

- деревянные – небольшие рыболовные, спортивные…;

- композитные – корпус судна из двух или трёх материалов (сталь+лёгкие сплавы - пассажирские суда; бетон+сталь – плавдоки и т.д.).

Признаки архитектурно-конструктивного типа судна: наличие и протяжённость надстроек; количество палуб; расположение машинного отделения; раскрытие палуб; форма носа и кормы; минимальный или избыточный надводный борт; число корпусов.

Надстройкой называется прочная водонепроницаемая конструкция на верхней палубе, простирающаяся от борта до борта судна. Рубкой называется конструкция, которая не доходит до бортов (на верхней палубе) более 4% ширины судна.

Надстройки увеличивают объём надводной части судна – запас плавучести, уменьшают заливаемость палубы при ходе на волнении, в надстройках размещаются жилые, общественные, служебные и другие помещения.

По количеству и расположению надстроек различают следующие архитектурные типы судов (рис.1.14):

- гладкопалубные суда, которые имеют только рубки;

- трехостровные, имеющие три надстройки: носовую (бак), среднюю и кормовую (ют);

- двухостровные, имеющие две надстройки: бак и ют, бак и среднюю надстройку, ют и среднюю надстройку;

- одноостровные, имеющие одну из надстроек.

Если бак сливается со средней надстройкой, то говорят, что судно с удлиненным баком, если средняя надстройка сливается с ютом, то это судно с удлиненным ютом. Если надстройка простирается по всей длине, то это судно со сплошной надстройкой (т.н. шельтердечное).

Палубой судна называется горизонтальная конструкция , простирающаяся по всей длине судна (в отличие от палубы платформа располагается на части длины судна). В зависимости от назначения и размеров суда могут иметь одну, две … 10 и более палуб (однопалубное судно, двухпалубное судно). Верхняя палуба замыкает водонепроницаемый контур судна, а палубы, расположенные ниже, служат для горизонтального разделения внутри корпусного объёма.

Архитектурно-конструктивный тип судна определяется также расположением машинного отделения (МО). Современные суда обычно имеют кормовое, смещенное в корму (промежуточное) или среднее расположение МО (рис.1.15). В последние годы чаще встречаются суда с кормовым или промежуточным расположением МО, так как такое расположение МО позволяет выделить для груза наиболее удобные для грузовых операций судовые помещения.


К признакам, характеризующим архитектурно-конструктивный тип грузовых судов, относится также степень раскрытия палубы над грузовыми трюмами. Увеличение раскрытия ускоряет грузовые операции на судне. Суда, у которых раскрытие палубы более 60-70% площади над грузовым помещением (люки до 70-85% ширины судна), называются судами открытого типа.


Форма носа и кормы является также признаком, определяющим тип судна. Наиболее часто встречаются следующие формы носовой оконечности (рис.1.16): прямой наклонный форштевень (а), нос судна ледового плавания (б),нос ледокола (в), клиперский нос с бульбом пассажирских судов (г), бульбообразный нос (д), цилиндрический нос супертанкера (е), ложкообразный нос малого судна (ж). В последние годы чаще встречаются суда с бульбовой формой носа, которая уменьшает сопротивление воды движению судна, а также облегчает загрузку судна без дифферента на нос.


Рис. 1.16.Формы носовой оконечности судов

Наиболее древняя форма кормовой оконечности эллиптическая или обычная (рис.1.17.б). Она характеризуется обтекаемой (двоякой кривизны) подводной частью корпуса и конической надводной частью (образующая – прямая, на рисунке видна линия перехода). Крейсерская формакормы (рис.1.17.а) характерна для судов довоенной постройки (пассажирские суда, крейсеры…). Эта форма улучшает внешний вид судна, но достаточно сложна в постройке (двоякая кривизна обшивки). Транцевая форма кормы характерна для судов послевоенной постройки (рис.1.17.в). Эта форма кормы упрощает технологию постройки, позволяет улучшить расположение швартовного оборудования и облегчить швартовку в кормовой части судна.


Рис.1.17.Формы кормовой оконечности

Минимальный надводный борт, который определяет минимальный запас плавучести, устанавливается в соответствии с Международной конвенцией о грузовой марке. Если судно перевозит легкий груз (с малым удельным объемом), то может оказаться недостаточно объёма грузовых помещений для загрузки судна по минимальный надводный борт. В этом случае назначается судну больший минимального - избыточный надводный борт (суда с избыточным надводным бортом: сухогрузы, ролкеры, пассажирские суда). Суда с минимальным надводным бортом: рудовозы, навалочники (балкеры), танкеры ….

В зависимости от числа корпусов различают: однокорпусные суда, двухкорпусные суда – катамараны, трехкорпусные суда – трисеки.



Катамараны более устойчивы на волнении и имеют значительно большую площадь верхней палубы, что позволяет разместить больше пассажирских помещений или груза. У трисеков два сигарообразных корпуса с машинными установками расположены ниже поверхности воды, что практически, исключает волновую составляющую сопротивления воды и значительно уменьшает затраты мощности на движение судна, уменьшает вибрацию и шум в третьем корпусе. Третий корпус расположен над водой и соединяется с подводными корпусами с помощью колонн; в этом корпусе размещаются пассажирские, жилые, служебные помещения, груз. Этот архитектурный тип судна характерен для высокоскоростных судов.

Суда классифицируются по различным принципам и признакам в зависимости от аспекта их рассмотрения: по районам плавания; в соответствии с правилами классификационных обществ; по принципам поддержания и движения; по типу главной энергетической установки; по архитектурно-конструктивным признакам; по назначению и др. Разделение судов по различным принципам в той или иной степени влияет на их конструкцию.

По районам плавания суда классифицируют на морские, внутреннего плавания (речные) и смешанного плавания. Постройка, освидетельствование и эксплуатация судов в нашей стране осуществляется под надзором классификационных обществ: морские суда поднадзорны Морскому Регистру Судоходства РФ; суда внутреннего и смешанного плавания - Российскому Речному Регистру.

Морским Регистром Судоходства РФ каждому судну присваиваетсякласс, который определяется формулой, состоящей из нескольких символов, например,


КМ ЛУ3 I А3 буксир

где символы означают [15]:

КМ – самоходное судно (К – несамоходное);

- судно построено по Правилам Морского Регистра Судоходства РФ и освидетельствовано этой организацией;

ЛУ3 – знак ледовых усилений судна (цифра от 1 до 9 означает степень приспособленности судна для плавания во льдах: суда категорий
ЛУ1 – ЛУ3 относятся к судам неарктического плавания, остальные категории – для арктических судов);


- знак деления на отсеки (показывает число смежных отсеков (от 1 до 3), при затоплении которых судно остаётся на плаву);

I – знак ограничения района плавания (для судна неограниченного района плавания этот символ отсутствует, для других судов ограничения могут обозначаться символами I, II, IIСП, IIIСП, III – эти символы определяют допустимые высоту волн и удаление от мест убежища);

А3 – знак автоматизации управления судном (на центральном посту и в машинном отделении);

буксир – обозначение типа судна по его эксплуатационным и конструктивным особенностям.

По принципам поддержания на воде можно выделить следующие группы судов: водоизмещающие (надводные и подводные) и суда с динамическими принципами поддержания (СДПП). Водоизмещающие суда уравновешиваются относительно поверхности воды гидростатическими силами, а СДПП поднимаются над водой за счёт сил давления воздуха
(суда на воздушной подушке, экранопланы), гидродинамического давления на подводные крылья или поверхность днища судна. Конструкции
судов водоизмещающих и СДПП различаются настолько, что, например, первые суда на подводных крыльях были созданы авиаторами, а первые суда на воздушной подушке в Англии первоначально строились под надзором авиационных ведомств.

Энергетическая установка (ЭУ) также определяет различные классы судов: несамоходные (обычно называемые баржами) и самоходные. Самоходные суда могут быть оборудованы паровыми машинами (пароходы), двигателями внутреннего сгорания (теплоходы), электродвигателями (электроходы), ядерными реакторами (атомоходы). Многие суда имеют комбинированные ЭУ: турбоэлектроходы имеют паровую или газовую турбину и редуктор в виде генератора тока и гребного электродвигателя с пониженной частотой вращения; дизель-электроходы сочетают дизель с приводом на гребной электродвигатель.

От наличия ЭУ, количества двигателей и расположения машинного отделения (МО) по длине корпуса судна зависят такие особенности архитектуры и конструкции судна, как расположение многоярусной надстройки, длина отсеков и положение переборок, наличие тоннеля гребного вала, конструкции фундаментов и перекрытий машинного отделения, форма кормы и характер обводов всего корпуса, объём дифферентных цистерн и многое другое. От положения МО по длине судна зависит расположение грузов и изгибающий момент, вызывающий изгиб корпуса, а в конечном итоге – система набора корпуса и размеры продольных связей.

Ядерный реактор атомных судов требует специальной конструктивной защиты (двойные борта и переборки и пр.). Некоторые суда требуют особого согласования ЭУ и конструкций, например, катамараны (два двигателя нужно разместить в корпусах малой ширины), накатные суда (высота двигателей ограничена высотой МО, выше которого размещаются грузовые помещения и проезды к кормовой аппарели).

Принцип движения судов определяется движителями. Здесь можно выделить суда: парусные, гребные, колёсные, винтовые, а также оборудованные водомётами, воздушными винтами или воздушно-реактивными движителями. Тип движителя в первую очередь определяется принципами поддержания и двигателями, поэтому на корпус судна влияет весь комплекс средства поддержания судна – ЭУ – движители. На водоизмещающих судах от типа движителя обычно сильно зависит форма и конструкция кормовой оконечности.

Архитектурно-конструктивный тип судна характеризуется совокупностью признаков /4/:

Ø формой и количеством корпусов;

Ø количеством, размерами и расположением надстроек;

Ø высотой надводного борта;

Ø количеством палуб;

Ø типом и размерами грузовых отверстий;

Ø разделением переборками на отсеки или цистерны;

Ø системой набора отдельных перекрытий;

Ø конструкцией отдельных перекрытий;

Ø особенностями конструкции судна.

Форма корпуса судна определяется множеством особенностей, среди которых отметим некоторые:

Ø форма носа (ледокольная, с бульбом или без него, наклон форштевня, характер обводов: V-образный у быстроходных судов с развалом борта в носу; U-образный у тихоходных судов с почти вертикальными бортами и плоским днищем в носу; различные промежуточные формы);

Ø форма кормы (крейсерская, транцевая, со слипом, с кринолином, с форштевнями различных типов в зависимости от типа винторулевого комплекса);

Ø форма средней части (наличие цилиндрической вставки, развал бортов, килеватость днища, наличие продольных или поперечных сломов или реданов, спонсонов, скуловых килей, скегов и пр.).

Существуют суда с двумя или тремя корпусами, соединёнными в верхней части мостами или платформами (катамараны и тримараны).

Надстройкой называется конструкция, образованная продолжением бортовых перекрытий основного корпуса судна, палубой и поперечными переборками, находящаяся выше верхней палубы»[1]. К надстройкам относят и конструкцию, боковые стенки которой не являются продолжением бортов, а несколько отстоят от них (но не более чем на 4 % от ширины корпуса).

Суда, совсем не имеющие надстроек, называются гладкопалубными; с двумя надстройками (баком и обычно многоярусным ютом) – двухостровными; с тремя надстройками (баком, высокой средней надстройкой и ютом) – трехостровными. Как бак, так и ют могут быть удлиненными[2]. Встречаются суда, на которых многоярусная надстройка занимает почти всю длину палубы (например, пассажирские суда, паромы).

На грузовых судах высокая многоярусная надстройка с центральным постом управления (рулевой рубкой) обычно располагается над МО. На некоторых судах, например, для перевозки крупногабаритных грузов, высокая надстройка располагается в носовой части, обеспечивая хороший обзор из рулевой рубки.

Высота надводного борта судна характеризует запас его плавучести, остойчивость, степень заливаемости палубы. Минимальный надводный борт регламентируется международной конвенцией о грузовой марке и разработанными на ее основе правилами классификационных обществ, исходя из общих требований безопасности. Суда для перевозки относительно тяжёлых грузов (большинство танкеров, навалочников, лесовозов
и др.) в полном грузу обычно имеют высоту борта, равную минимально допустимой. У судов для перевозки относительно лёгких генеральных грузов, а также у пассажирских и многих других судов даже при полной загрузке высота надводного борта больше минимальной. Таким образом, различают суда с минимальным и избыточным надводным бортом.

Поколичеству палуб корпуса различают суда с одной, двумя и более палубами (многопалубные). Суда для перевозки массовых грузов, как правило, однопалубные. Высота укладки многих генеральных грузов ограничена, поэтому устройством нижних палуб обеспечивается необходимая высота твиндеков и трюмов.

Для быстрого проведения грузовых операций размеры люков в палубах многих судов делают как можно большими. Однако при большой ширине корпуса это приводит к слишком тяжёлым и громоздким люковым закрытиям. Тогда по ширине располагают два или три люка (парные или строенные люки). Суда, у которых ширина люков составляет более 70 % от ширины корпуса, называют открытыми (с широким раскрытием палуб). Если ширина люков обеспечивает проведение грузовых работ без горизонтального перемещения грузов в трюме, то суда называют полностью открытыми (с полным раскрытием люков).

При большой ширине люковых отверстий корпус судна может оказаться недостаточно жёстким на кручение, а в верхней палубе резко возрастают напряжения от общего изгиба корпуса. Для обеспечения прочности открытых судов верхняя палуба специально усиливается.

Наливные суда имеют одну сплошную непроницаемую палубу. Сплошные палубы характерны также для накатных судов. Такие суда часто не имеют поперечных переборок в грузовой части, поэтому нижние палубы делают с герметично закрывающимися отверстиями, обеспечивающими непотопляемость судна.

Грузовые отверстия могут быть не только в палубах, но и в оконечностях корпуса, а также в бортах (лацпорты).

Переборки корпуса судна во многом определяют конструкцию всех остальных перекрытий (днища, бортов, палуб), так как являются для них опорами. На большинстве судов поперечные переборки образуют отсеки, обеспечивая непотопляемость и жёсткость корпуса судов. Но есть суда без поперечных переборок в грузовом пространстве (например, накатные, бункерные навалочники). На таких судах непотопляемость и жёсткость корпуса обеспечивается (но не всегда в полной мере) двойным дном, двойными бортами и (или) сплошными палубами.

На крупнотоннажных судах (танкеры, рудовозы и др.) часто применяются продольные переборки.

Существует множество других факторов, определяющих архитектурно-конструктивные особенности судов, однако первопричиной всех особенностей является назначение судна. Существует афоризм «груз делает судно» /4/. Поэтому в дальнейших разделах рассмотрим характерные особенности наиболее распространенных типов судов, определяемых их назначением.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: