Ответственность главы государства за социальное и духовно нравственное благополучие граждан

Обновлено: 24.04.2024

Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России".

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru._4_klass.docx 54.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»

муниципального образования города Братска

на заседании ШМО

на заседании МС

Зам. директора по УМР

учебного курса «Окружающий мир»

для обучающихся 4б класса

на 2022-2023 учебный год

Образовательная область: обществознание и естествознание

Костинец Г.А. учитель начальных классов высшей квалификационной категории

На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. В двух частях. 4 класс. – М.: Просвещение, 2022.
  • Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы.
  • Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.
  • Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов.
  • Тихомирова Е.М Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А.А. Плешакова «Окружающий мир. 4 класс».
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверочные работы. 4 класс. – М.: Просвещение, 2021.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

У обучающегося будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
  • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни;
  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
  • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы и культуры;
  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
  • этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • умения осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
  • понимания себя наследником ценностей многонационального российского общества, его гуманистических и демократических ценностных основ;
  • осознания своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
  • навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в различных видах внеурочной деятельности;
  • представление о возможностях собственного участия в построении будущего России.
  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;
  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
  • планировать свои действия;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять сравнение, классификацию и сериацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выбирать или самостоятельно предлагать в соответствии со своими интересами темы проектных работ, определять необходимые источники информации и способы оформления результата;
  • использовать при проведении практических и проектных работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений, опытов, проектной деятельности;
  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • включаться в ролевую игру, ведя беседу, рассказ от имени персонажа (учителя, экскурсовода, путешественника и т.д.);
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Человек и природа

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе, быту, природной среде;
  • находить в различных источниках на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете, актуальную информацию о проектах по спасению редких видов животных России;
  • осознавать необходимость и ценность таких проектов для сохранения разнообразия и красоты природы родной страны и всей планеты;
  • перечислять международные экологические организации и кратко характеризовать их деятельность; приводить примеры международных экологических дней, раскрывать их символический смысл;
  • различать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; приводить примеры заповедников и национальных парков России и других стран, осознавать их значение для сохранения природы;
  • рассказывать об охране природы в своём крае;
  • осознавать значение атласа-определителя «От земли до неба», книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», «Энциклопедия путешествий. Страны мира», других использованных в процессе обучения компонентов УМК для решения учебных задач, расширения кругозора, практической жизни.

Человек и общество

Обучающийся получит возможность научиться:

  • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
  • называть элементы государственного устройства России,
  • объяснять их роль в жизни страны;
  • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
  • приводить конкретные примеры прав ребёнка;
  • использовать политико-административную карту России для получения информации о родной стране, субъектах Российской Федерации;
  • узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
  • рассказывать о святынях России (на примере памятников истории и культуры своего региона), осознавать их ценность для каждого жителя страны.

Человек и природа. Окружающий мир, его многообразие. Способы и средства познания окружающего мира. Представление о времени и его течении. Прошлое, настоящее и будущее.

Связи в окружающем мире: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между человеком и природой. Изображение связей с помощью моделей.

Звёзды и планеты. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна – спутник Земли. Освоение человеком космоса; достижения нашей страны в космических исследованиях.

Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера).

Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Природное сообщество и взаимосвязи в нём: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2 – 3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Всемирное природное наследие. Бережное отношение к природному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Человек и общество. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика). Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края.

История – наука о прошлом людей. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Представления об эпохах в истории человечества: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени. Памятники истории и культуры – свидетели различных эпох в истории человечества.

Всемирное культурное наследие. Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья.

Работа составлена для проведения мониторинга подготовки учащихся четвертых классов по окружающему миру.

Цель работы – оценить качество подготовки обучающихся 4 классов по окружающему миру по теме «Мы живем в Российском государстве».

Мониторинг направлен на обеспечение эффективной реализации государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Содержание работы соответствует планируемым результатам стандарта и требованиям к результатам изучения окружающего мира четвероклассников и направлены на выявление уровня подготовки школьников по окружающему миру по теме «Мы живем в Российском государстве».

Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями

Умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, умение анализировать информацию, представленную в разных формах, понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы, сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни, освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Структура варианта проверочной работы.

Вариант проверочной работы включает 14 заданий: 9 задания с выбором ответа и 5 заданий с кратким ответом.

Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки

В табл. 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания.

Проверяемые элементы содержания

Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовнонравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.

«Конституция – Основной закон Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие».

студентки группы П–162

по специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Тарасовой Аделины Андреевны.

Тема: «Конституция – Основной закон Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие».

Цель: организация деятельности обучающихся по первичному усвоению знаний о Конституции Российской Федерации; правах и обязанностях человека; полномочиях главы государства.

Обучающие : понимать особую роль России, формирование уважительного отношения к ней.

Развивающие: овладевать навыками смыслового чтения текста учебника в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

Воспитательные: формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности.

Планируемые результаты:

Предметные: Применить полученные знания на практике; используют информацию, имеющуюся в учебнике.

Метапредметные:

Регулятивные целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение работать в группе; умение четко, ясно кратко формулировать свою точку зрения.

Личностные: проявление уважительного отношения к правам и обязанностям друг друга; к основному закону государства – Конституции Российской Федерации, главе государства.

Оборудование: презентация, наглядный материал

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Добрый день, ребята! Садитесь, пожалуйста, на свои места.

- Для того чтобы на протяжении всего урока у вас было отличное настроение улыбнитесь соседу по парте и пожелайте друг другу удачи.


Если рассматривать, в чем состоит ответственность государства перед гражданином, то можно выделить основные критерии: защита от угроз внешних (военная агрессия, нарушение прав за границей, спады экономики) и внутренних (бандитизма, терроризма, спада условий жизни), помощь в развитии. Существуют и обратные обязанности — гражданина перед государством: растить детей, способных жить в обществе и развивать его, сохранять семью, платить налоги.

Существующие проблемы

Все больше людей интересуются, в чем состоит ответственность государства перед гражданином. К таким относят духовные и материальные блага. Уровень потребностей населения зависит от политической и экономической ситуации в стране.

в чем состоит ответственность государства перед гражданином

Рассматривая нарастающие проблемы общества, можно частично объяснить, в чем состоит ответственность государства перед гражданином. Требования возросли в связи с последними событиями в мире: присоединение Крыма к РФ, военные действия на Украине, спад доходов после введения санкций.

Изменения в глобальном масштабе влияют на потребности населения. В большинстве случаев это предопределяется курсом внешней политики правящей партии. В период внешней угрозы гражданам нужна уверенность в крепкой воле руководителя страны. Значение имеет и его имидж, поведение на мировых встречах.

Основные критерии

Попытаемся разобраться, в чем состоит ответственность государства перед гражданином. Основной критерий жизни в обществе — это сохранность условий для нормальной жизни населения. Они достигаются за счет поддержания некоторых показателей: рождаемость, средний доход семьи, влияние на смертность по различным причинам.

ответственность государства перед гражданином

Основными критериями являются те, на которые государство может повлиять непосредственно. Инструментами для этого выступает власть: законодательная, исполнительная, судебная, военные ведомства. Все институты и образования следуют одной цели: сохранить целостность государства.

Существует ответственность государства перед гражданином. Последнему гарантируются некоторые права Конституцией:

  • на достойную безопасную жизнь;
  • на владение собственностью, право распоряжаться ею по своему усмотрению;
  • на благоприятную окружающую среду (сохранение природных условий и наказание виновных в ее порче);
  • на защиту исторически значимых объектов и событий.

Размытые критерии

Ответственность государства перед гражданином заключается в готовности властей противостоять непредвиденным событиям, которые могут даже частично привести к беспорядкам. Мерами профилактики оздоровления сознания общества выступают следующие действия:

  • Повышение патриотизма подрастающего поколения.
  • Обеспечение образованием.
  • Снижение разрыва между доходами очень богатых и бедных.
  • Своевременная корректировка законов под сложившиеся условия. Это актуально, когда следование нормативным актам становится абсурдным действием.

Существует и взаимная ответственность государства и личности. Гражданин обязан предпринимать действия по сохранению здорового общества. К таким относятся: содействие правоохранительным органам, воспитание психически здоровых детей, уплата налогов и многое другое. Несогласных с нормами единства законов привлекают к ответственности.

Взаимная ответственность государства и личности является единственно возможным вариантом существования здорового и крепкого общества. Этим достигается законность всех происходящих действий в стране. Порядок начинается с ответственности каждого человека за поступки.

Мифические представления у человека

Ответственность государства перед каждым гражданином часто является размытым определением. Часто возникают противоречия, которые невозможно устранить. Большинство людей в обществе желают иметь доход выше среднего и ходить на «непыльную» работу. Однако кому-то нужно быть обслуживающим персоналом.

взаимная ответственность государства и личности

Задачей государства становится создать ряд условий для части общества, согласно которым с малолетства готовится рабочий класс. Как ни печально это звучит, но порядок держится на покорности. Проявление несогласия с таким устройством признается диверсионной деятельностью. Верхушка применяет все инструменты для устранения бунтующих личностей.

Взаимная ответственность гражданина и государства выполняет регулирующую функцию через самосознание человека, соблюдение принципов гуманности, честности. Хотя государственность далеко не всегда базируется на перечисленных качествах. Скорее эти требования предъявляются к индивидам.

Каждый человек влияет на происходящее?

Часто ответственность государства путают с желанием правящей верхушки материально обогатиться. Участие или неучастие в способствующих этому событиях непосредственно влияет на соблюдение принципов законности. Поэтому гражданин не вправе отделять свою личность от происходящего вокруг.

ответственность государства

Взаимная ответственность человека и государства заключается в обоюдном контроле за деятельностью всех структур общества. Здоровые отношения между всеми ветвями власти возможны только при активном участии населения. Проявление пассивности часто становится преступлением со стороны как граждан, так и государства.

Говорить о государстве как о некой отдельной составляющей некорректно. Общество влияет на действия власти, оно наделяет её полномочиями. Оно же их и забирает, когда руководство перестало вызывать чувство доверия.

Когда и какая наступает ответственность?

Обязанности каждого индивидуума определены четко в законодательных актах. И за этим ведется постоянный контроль, принимаются своевременные меры. Гораздо сложнее проконтролировать власть, чего не хватает в современном обществе РФ.

взаимная ответственность гражданина и государства

Если гражданин недовыполнил свои обязанности, его привлекают моментально согласно существующим кодексам. Однако государственные недоработки часто остаются безнаказанными. Это происходит из-за отсутствия инструментов у индивидуума.

Так, недостаточное обеспечение медикаментами в период острой необходимости не влечет за собой материальной компенсации гражданам без длительных судебных разбирательств. При этом проступки отдельной личности сразу караются Уголовным кодексом и полным возмещением нанесенного ущерба.

Аналогичные пробелы присутствуют в каждой отрасли деятельности в РФ. Здесь уместно говорить о неполном выполнении своих обязанностей со стороны государства.

Отождествление с материальными благами

Несомненно, правящая партия в демократическом обществе предопределяет, какова ответственность государства перед гражданином будет впоследствии. Право выбора часто неосознанно отождествляется со своим материальным благополучием. Что в корне меняет суть назначения данного механизма.

взаимная ответственность человека и государства

Выборная система должна быть способом проявления гражданской обязанности индивидуума, направленной на формирование бескорыстной правящей элиты. Но на деле каждая личность изначально рассматривает угодную партию как средство обогащения. Каждый проголосовавший приходит в избирательный участок в надежде на улучшение условий жизни после одной лишь подписи в бюллетене.

При таком подходе происходит подмена ценностей, а вместе с этим и понятие об обязанностях гражданина. Контроль и постоянное участие в делах государства являются необходимой мерой для построения равноправных взаимоотношений между всеми структурами власти и обществом.

Что должен соблюдать индивид в обществе?

Основные обязанности гражданина прописаны в Конституции РФ. Соблюдать её пункты обязано и государство, но в несколько ином виде. Каждый человек должен проявлять уважение к культурным ценностям отдельных ячеек общества.

какова ответственность государства перед гражданином

В обязанности входит не допускать посягательств на чужое имущество, свободу. Каждый человек обязан уплачивать налоги, бережно относиться к природным богатствам. Отдельный вопрос ставится по защите отечества, имиджа страны, охране культурного наследия.


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет", факультет педагогики и психологии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовно-нравственного воспитания молодёжи, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу России. Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Духовность, нравственность – выступают в качестве элементов мировоззрения. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания и развития, укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовно-нравственных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности [6].

Духовно-нравственное развитие личности - является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:

1.нравственных чувств совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;

2. нравственного облика -терпения, милосердия, кротости, незлобивости;

3. нравственной позиции - способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

4. нравственного поведения - готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли [5].

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации [1].

Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

Усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну; общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения; содержание духовно-нравственного развития обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства [1].

Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этно-конфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;

российской гражданской нации;

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом» [4].

Более высокой ступенью духовно нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Важным свойством духовно нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами [2].

Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Таких проблем в России множество, и они не уходят даже из жизни самых благополучных, динамично развивающихся стран. Сделать себя нравственнее, добрее, чище - значит сделать таким мир вокруг себя [4].

Литература:

Данилюк А. Я., А.М. Кондаков, В. А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М., 2009.

Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средства формирования этнической толерантности. «Педагогическое образование и наука» -М., 2013. -№1- С. 117-121.

Магомедова З.Ш. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в сфере влияния этноса. «Стандарты и мониторинг в образовании» № 5, Москва, 2012, с. 19 – 22

Синенко В.Я. «Духовно-нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы. // Семья, школа, церковь.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. М.: Канон, 1996

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: