Суд диэтетов это в древней греции

Обновлено: 25.04.2024

Особенность Афин - появление специальных судебных органов: а) после реформы Эфиальта ареопаг стал судом по делам об умышленных убийствах, поджогах, религиозных и, иногда, государственных преступлениях; б) суд эфетов - по делам о неумышленных убийствах и об убийствах метеков; в) суд диэтетов - по малозначительным гражданские и уголовные дела. Диэтеты избирались поровну от каждой филы из числа граждан старше 60 лет и формировали 10 палат, каждая из которых была самостоятельной низшей судебной инстанцией. Частные диэтеты - это третейские судьи.

Процесс - состязательный: главным признавался принцип эквивалентности. Субъектами процесса могли быть все полноправные граждане. За женщин, рабов и метеков представительствовали мужья, хозяева и т. д.

Судопроизводство - двух видов: дике и грапе. Процесс дике начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя и мог быть прекращен даже без судебного постановления. Процесс грапе возбуждался по заявлению любого полноправного гражданина, независимо от того, затронуты были или нет его личные интересы. Он должен был быть обязательно доведен до конца под угрозой крупного штрафа.

Перед началом суда могло быть назначено следствие. В установленный день проходило заседание суда, суть которого - соревнование жалобы истца и возражений ответчика, причем речи участников процесса строго ограничивались во времени. Основные доказательства: документы, показания свидетелей, скрепленные их клятвами, внешние признаки преступлений. Судебный процесс проходил открыто, причем судьи находились под непрерывным психологическим воздействием "групп поддержки" - родителей, друзей, ораторов, которых участники разбирательства приводили с собой. Итогом судебного заседания являлось тайное голосование судей по вопросу о виновности или невиновности ответчика, а также о характере наказания. Особенностью афинского суда было то, что предложения о мере наказания могли вносить как истец, так и ответчик. Важные судебные дела рассматривал суд присяжных – гелиэя. В ней насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог быть каждый гражданин по достижении 30 лет. Гелиэя путем избрания назначала одну десятую часть своих членов для рассмотрения очередного дела. Суд был открытым и гласным. Гелиэя как наиболее демократический орган был использован для борьбы с аристократией. Многие противники афинского строя, в том числе члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, растраты, взяточничество. Судебные процессы являлись средством политической борьбы. Их публичный характер имел своим следствием дискредитацию прежней знати.

Материальной базой афинской демократии, как и всякого рабовладельческого государства, был производительный труд рабов. Между тем рабы, которых было в несколько раз больше, чем свободных, не пользовались судебной защитой.

В суде ареопагитов, эфетов, гелиастов или диэтетов судились только полноправные граждане. Для суда над рабами было специальное учреждение — страшная Коллегия одиннадцати. Коллегия одиннадцати состояла из десяти членов, избиравшихся жребием по одному из каждой филы, одиннадцатым был секретарь.

В ее компетенцию входило исполнение судебных приговоров через своих служителей-рабов, производство арестов, надзор за тюрьмой. Коллегия одиннадцати имела также собственную юрисдикцию.

Она разбирала возбуждаемые в порядке «отведения» (апагоге) дела о простом воровстве, воровстве со взломом, разбое, когда преступление было очевидным или преступник сознавался в нем и когда вследствие этого производство по делу начиналось арестом виновного («отведение»), В этих случаях никто из граждан не выступал обвинителем. Одиннадцать сами разбирали дело и приводили в исполнение свой приговор.

Наконец, Коллегии одиннадцати принадлежал надзор за рабами, государственными и частными. Достаточно было Коллегии одиннадцати получить от шпиона или доносчика сведения о подозрительном поведении рабов, о чем-нибудь напоминающем заговор, как заподозренные рабы бесследно исчезали.

Изощренные пытки, клеймение раскаленным железом, мучительные казни применялись в этих случаях по усмотрению Одиннадцати, в основе которого лежали не доказательства виновности, но случайное подозрение. Производство велось тайно.

Никакими процессуальными гарантиями рабы не пользовались. Их предавали казни без суда. Эту сторону деятельности Одиннадцати следует иметь в виду при оценке указания источников на то, что граждане Афин не имели права предавать смерти своих рабов.

Кроме того, право «отведения» (апагоге), на основании которого мог быть задержан на месте преступления тяжкий преступник, принадлежало любому гражданину в отношении беглого раба. Каждый гражданин мог задержать его без соблюдения каких бы то ни было формальностей и по своему усмотрению вернуть прежнему владельцу или передать Одиннадцати.

Владелец мог подвергнуть своего раба любым наказаниям, кроме смертной казни. По просьбе владельца и распоряжению Одиннадцати раба наказывали служители Коллегии.

Отсрочка от явки в суд давалась неохотно, только при уважительных причинах, под клятву о явке. В случае неявки суд происходил заочно, причем неявившийся мог быть подвергнут штрафу. Нежившийся мог в течение двух месяцев протестовать и требовать нового суда, представив под клятвой уважительные причины неявки.

Неуплата штрафа вела к повышению его размеров, в ряде случаев к аресту до уплаты, иногда заменяемому поручительством троих граждан одного с осужденным имущественного класса.

Приговоры гелиастов не подлежали апелляций. На решения диэтетов или архонтов можно было апеллировать к гелиэе. Однако при этом нельзя было представлять в гелиэю новые доказательства, не рассмотренные в первой инстанции. Так, Аристотель сообщает: «Там уже нельзя пользоваться ни законами, ни запросами, ни свидетельскими показаниями помимо тех, которые были представлены у диэтета (судьи) и положены в ящики»

Только в очень редких случаях решение гелиэи отменялось, и дело рассматривалось вновь. Это могло иметь место, во-первых, когда осужденный путем ряда процессов доказывал ложность свидетельских показаний (лжесвидетели штрафовались); во-вторых, когда осужденный также путем судебного процесса доказывал, что он не был призван к суду, или не явился в срок по уважительной причине.

Неправильно осужденный мог начать процесс против противника, «обвинив его в злом ухищрении или обмане судей».

В' этом случае приговор не отменялся, но выигравший новый процесс мог получить в свою пользу штраф.

Исполнение приговоров

По приговору суда преступления наказывались смертью, изгнанием, продажей в рабство, лишением прав, конфискацией имущества и денежным штрафом. При государственных процессах приговоры приводило в исполнение государство в лице своих органов, а в частных — об этом должен был заботиться сам обвинитель.

К смертной казни приговаривали за государственную измену, стремление к уничтожению демократии, предательство, отрицание государственной религии, нечестие, умышленное убийство и другие тяжкие преступления.

Приговор приводил в исполнение палач, который жил за городом и не имел права показываться в городе.

Наиболее употребительным видом казни служило отравление цикутой. Обвиняемый сам должен был выпить чашу с ядом. Так был казнен Сократ.

Нередко осужденному предлагали на выбор меч и веревку и давали трехдневный срок для самоубийства. Казни иногда предшествовали истязания. Труп казненного бросали в пропасть. Его имущество конфисковалось. При изгнании назначался срок, по истечении которого не удалившийся мог быть умерщвлен. Имущество изгнанного так же конфисковалось.

В рабство продавались лица, неосновательно присвоившие себе гражданские права, или метеки, не платившие податей и не имевшие покровителя из числа полноправных граждан.

Атимия — лишение гражданских прав — налагалась преимущественно при преступлениях, носивших бесчестящий характер, как, например, лжесвидетельство, злоупотребление по должности, злоупотребление имуществом опекаемого, трусость на войне и т. д.

Атимия могла быть полной и частичной.

Полная атимия означала лишение покровительства государства и всех прав гражданства; она обычно сопутствовала изгнанию и сопровождалась конфискацией имущества.

Частичная атимия означала лишение не всех, а. каких-либо определенных прав (прав жречества, права занимать определенные должности, права обращаться к суду и т. д.). Самовольное пользование потерянными вследствие атимии правами считалось тяжким преступлением и могло повлечь за собою смертную казнь.

Восстановление утраченных вследствие атимии прав было весьма сложным. Для этого другой гражданин должен был сначала испросить в народном собрании разрешение безопасно говорить за лишенного прав и только потом уже предложить снять атимию, причем в народном собрании должно было участвовать не менее 6000 человек.

Атимия была неизбежным следствием самого факта преступления и нередко налагалась даже без судебного приговора. Так, оскорбление должностного лица во время исполнения им своих служебных обязанностей само собою бесчестило виновника и влекло атимию.

Временной атимии подвергались государственные должники, не уплатившие долга, вплоть до его уплаты. В этих случаях атимия могла переходить наследственно на детей должника. Ей же подвергались поручители за должника. Должностные лица, не сдавшие во время отчета о полученных ими денежных суммах, подвергались временной атимии, вплоть до сдачи отчета.

третейский или мировой судья. Во избежание дорого обходящихся тяжб пред гражданскими судами гелиастов тяжущиеся стороны в Афинах могли искать решения своих дел у мировых судей или Д. Были и государственные Д., назначавшиеся из числа пожилых людей, и частные посредники, избиравшиеся по взаимному соглашению тяжущихся. Число первых по изданной Россом надписи (Ross, Demen, стр. 22) в 325 г. до Р. X. простиралось по крайней мере до 104. Жалованья они не получали, но истец и ответчик должны были внести законной судебной пошлины (παράστασις) по одной драхме и по одной же драхме каждый раз при прошении об отсрочке. Д. за превышение власти или опущения по своей должности могли во всякое время быть привлекаемы к ответственности перед логистами посредством εισαγγελία, и взыскание в каждом отдельном случае назначалось, соображаясь с важностью их проступка (αγων τιμητός). Что касается компенсации Д., то каждое гражданское дело могло подлежать их суду, и в древнейшие времена они составляли, может быть, инстанцию, которую нельзя было миновать. Во времена Демосфена такой необходимости обращаться к ним уже не было, и истец имел право представить свое дело прямо на суд гелиастов через посредство должностного лица, которому подлежало разбирательство такого рода дел. Но предпочитали обращаться к Д. потому, что это обходилось дешевле, а затем и потому, что не желали потерять инстанции, т. к. на решение Д. всегда можно было подать апелляцию (εφεσις) судье. Производство дела перед Д. соответствовало порядку, установленному законом для ведения всех гражданских дел вообще. Истец сперва должен был обратиться к подлежащему начальству, т. е. к тому должностному лицу, которое имело бы гегемонию в том случае, если бы дело было перенесено на суд гелиастов; этот чиновник передавал дело, вероятно, без предварительного расследования и дознания на суд Д., назначенного по жребию. Далее, тяжущиеся стороны должны были дать обыкновенные присяги (διωμοσία, αντωμοσία). Затем, после тщательного расследования дела (число судебных заседаний, вероятно, не было определено) произносилось решение. Если кто-то не являлся в суд к окончательному заседанию (κυρία), не представив подтвержденного присягой (ύπομοσία) оправдания, то в таком случае дело решалось заочно. Законное средство, к которому можно было прибегать против заочного решения, иск об отмене решения, την ερημον (δίκην) αντιλαχει̃ν, относительно приговора Д. называлось την μη ου̃σαν αντιλαχει̃ν. Оно состояло в подтвержденном присягой показании причин, воспрепятствовавших присужденному явиться в суд. Затем дело, если доводы протестовавшего были признаны уважительными, передавалось другому Д. Впрочем, на все решения Д., как уже было сказано выше, можно было подавать апелляцию (εφεσις); дело поступало тогда на суд гелиастов, которые в таком случае представляли вторую инстанцию. Частных посредников тяжущиеся стороны избирали сами по взаимному соглашению (επιτροπή), которое скреплялось присягой и представлением поручителей. Приговору такого судьи, по крайней мере в период аттических ораторов, нужно было подчиняться беспрекословно; никакой апелляции не допускалось.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер . Ф. Любкер . 1914 .

Полезное

Смотреть что такое "ДИЭТЕТ" в других словарях:

СУДОПРОИЗВОДСТВО — • Iudicium, процесс. a) Аттическое (ср. Meier Schömann, der attische Process, 1824, вновь изд. Липсиусом, 1883; E. Platner, Beiträge zur Kenntniss des attischen Rechts, 1820 и der Process und die Klagen bei den Attikern, 1824 … Реальный словарь классических древностей

Апелляция аттическая — • Έφεσις. Против приговора суда гелиастов собственной апелляции не могло быть. Лишь при приговоре за неявку в суд обвиненный мог апеллировать (την μη ου̃σαν αντιλαχει̃ν, если процесс велся перед диэтетами; την ερημον… … Реальный словарь классических древностей

Диадикасия — • Διαδικασια, особый род тяжбы в Афинах, спор о преимуществе. Посредством Д. дело решалось в тех случаях, когда два лица или несколько лиц предъявляли свои исключительные права на одну и ту же вещь или когда вопрос был спорный, кто… … Реальный словарь классических древностей

Образ жизни — • Δίαιτα, общее выражение, обозначавшее всякую комнату, столовую, спальню, беседку и т. п., даже всю квартиру или целый флигель дома. Так же называлось и соглашение тяжущихся пред мировым посредником, см. Διαιτητής, Диэтет … Реальный словарь классических древностей

Парастасис — • Παράστασις, см. Iudicium, Судопроизводство, 5; и Διαιτητής, Диэтет … Реальный словарь классических древностей

Эйсангелия — • Εισαγγελία, (исангелия) особый род обвинения у афинян, употреблявшийся при чрезвычайных, особенно тяжких или опасных для всех преступлениях. Оно отличалось от остальных γραφαί самою формою жалобы, которая, впрочем, нам неизвестна,… … Реальный словарь классических древностей

Эпитроп — • Έπιτροπή, компромисс на который соглашались в Афинах две спорящие стороны, чтобы передать дело на решение частных третейских судей, а не переносить его на рассмотрение публичных диэтетов (см. Διαιτητής, Диэтет) (επιτρέπεσθαι… … Реальный словарь классических древностей

У римлян Т. судья назывался arbiter (от ad и baetere = подходить, являться в качестве свидетеля), sculna (seculna = говорящее лицо), sequester (то же, что sculna), medius, iudex. Он судит ex aequo et bono (по совести и внутреннему убеждению) и totius rei habet arbitrium et facultatem (имеет безусловный простор и возможность действия). Форма Т. судопроизводства существовала в Риме еще в доисторическую эпоху. С учреждением государственного суда (в лице преторов, децемвиров, центумвиров и пр.) процессуальные особенности Т. судопроизводства удержались на практике и сохранился самый институт Т. суда. Допреторский Т. суд основывается на двух договорах: на договоре сторон (compromissum), в силу которого они обязываются подчиниться приговору Т. судьи, и договоре сторон с Т. судьей (receptum). Прототипом допреторского Т. суда был, вероятно, тот же частный суд с закладом, о котором сказано выше при описании гомеровского Т. суда. При системе преторского суда, арбитр назначался претором для каждого дела, и тем самым становился государственным судьей. В отличие от обыкновенного судьи (iudex), который был подчинен претору и судил на основании ius strictum, арбитр был свободен от ответственности, хотя не имел права уклониться от ведения дела или поставить за себя другое лицо. Т. судьями не могли назначаться сироты, сумасшедшие, немые, глухие, рабы, женщины и лица, ее достигшие 20-летнего возраста. Рассмотрению и решению арбитров подлежали гражданские процессы, в которых приходилось восстановлять спорное право не столько на почве закона, сколько по внутреннему убеждению. Уже во время издания законов XII таблиц, арбитрам поручалось ведение дел о разделе между сонаследниками общего наследства (actio familiae erciscundae), о восстановлении нарушенных межей (actio finium regundorum), о направлении дождевых стоков (actio aquae pluviae arcendae) и друг. Арбитр не имел права выходить за пределы разбираемого дела; он должен был постановить приговор по существу иска, не уклоняясь в сторону; объявленный приговор не мог подлежать изменению и вступал в законную силу. Арбитр мог приглашать экспертов или юристов по специальности. Были ли назначаемы арбитры из списка судей (album iudicum), неизвестно. В конце республики различие в понятиях iudex и arbiter сглаживается; вместо первого названия нередко употребляется второе, хотя арбитральные процессы различались от других еще римскими юристами императорского времени. О гражданском Т. суде см.: Abegg, "De arbitris compromissariis" (Бреславль, 1866); Weizsäcker, "Das römische Schiedsrichteramt unter Vergleichung mit dem officium iüdicis" (Тюбинген, 1879); Matthias, "Die Entwickelung des römischen Schiedsgerichts" (1888).

Из области гражданского права учение о третейск. суде было перенесено в международное право, в котором практика Т. разбирательства может быть прослежена до древнейшей поры государственной жизни народов. В Греции обязанности международных Т. судей исполнялись религиозными властями, а именно оракулами (особенно дельфийским) и амфиктиониями (дельфийско-фермопильской, делосской и др.), как главными носителями идеи панэллинизма; кроме того, разрешение споров Т. вмешательством предоставлялось нейтральному государству и даже частным лицам, пользовавшимся особым уважением (напр. мудрецам, олимпионикам и проч.). Спорящие стороны заранее обещали подчиниться приговору суда, причем иногда в виде гарантии представляли залог, который теряла сторона, не подчинявшаяся решению. Если стороны оставались довольны решением, то высказывалась официально благодарность государству, взявшему на себя роль Т. судьи, а лица, участвовавшие в комиссии судей (σύνδικοι), награждались разными привилегиями. До нашего времени дошло значительное количество эпиграфических документов, относящихся к международному Т. суду в Греции. Ср. M. Sonne, "De arbitris externis quos Graeci adhibuerunt ad lites et intestinas et peregrinas componendas" (Геттинген, 1888); Bérard, "De arbitrio inter liberas Graecorum civitates" (П., 1894); Камаровский, "О международном суде" (стр. 103 и след. М., 1881). Международный Т. суд у римлян был организован менее удовлетворительно, чем у греков, так как стремление римлян к всемирному владычеству и осуществление этого стремления путем военной силы и искусной дипломатии не благоприятствовали учреждению и развитию международного Т. суда. Иногда соседи обращались к Риму с просьбою о посредничестве; в этих случаях роль Т. судьи принадлежала сенату. К категории международных судей относились также так назыв. recuperatores, ведавшие тяжбы между гражданами и иностранцами (перегринами). Число рекуператоров, участвовавших в суде, было нечетное: или 3, или 5, или 11, причем, быть может, каждая сторона выбирала по 1, 2 или 5, к которым присоединялся третий, пятый или одиннадцатый член, по назначению претора. Чаще всего разбирательство дела велось тремя рекуператорами. Нормы, которыми руководились рекуператоры, были смешанные, заимствованные отчасти из римских, отчасти из подлежащих перегринских законов; впрочем, рекуператорам предоставлялась большая свобода судить по внутреннему убеждению (ex aequo et bono) и по индивидуальным условиям каждого отдельного процесса. С расширением римской территории рекуператорские суды отходят за пределы Италии в провинции, а к III в. по Р. Хр. исчезают совершенно, вследствие уравнения провинциалов в гражданских правах с италийцами, а также сосредоточения судебной власти в руках чиновников и повсеместного введения cognitiones extraordinariae. Ср. Colmann, "De Rom. iudicio recuperatio" (Б., 1835); Sell, "Die Recuperatio der Römer" (Брауншв., 1837); Kuehnast, "De recuperatori" bus ad Livii locum XXVI, 48" (Торн, 1845); Saverot, "Les récupérateurs" (Дижон, 1885).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: