На какие параметры движения судов оказывает влияние ветер

Обновлено: 28.04.2024

Течение, помимо питательных веществ, приносит воду, богатую кислородом, и этот фактор тоже повышает активность рыб. Океанические течения переносят массы планктона, а зачастую и более теплую воду, в результате чего к нему повышается интерес со стороны всех существ, составляющих пищевую цепочку данной зоны, от самых маленьких рыбешек до крупных хищников.

В Средиземном море, особенно у берега, это явление проявляется не столь масштабно. Охотник на задержке дыхания, применяющий засаду-залежку на дне, несомненно, добьется большего успеха, если будет смотреть по направлению течения, поскольку именно оттуда может появиться рыба, которая любит двигаться вверх по течению, естественно, с условием, что это течение имеется. Менее опытные подводники могут перепутать с течением рябь от ветра на поверхности. Но если ветер дует с определенной стороны, это вовсе не значит, что и течение следует в том же направлении: так часто бывает, но далеко не всегда. Кроме того, бывают ситуации, когда море спокойно и течения нет вообще, в таком случае можно ошибиться в своих расчетах, предполагая определенное движение воды, тогда как его нет.

У разных видов рыб поведение может отличаться, но даже новичек заметит, что больше всего шансов встретить рыбу будет именно при движении по течению. В некоторых случаях, когда течения нет, а море бурное, может оказаться эффективнее ждать рыбу со стороны берега, то есть оттуда, где сильнее всего действует прибойная волна, поднимающая со дня пищу. Очень перспективными оказываются места, где течение гасится или разбивается, как небольшие бухточки каменистого берега или отрезки моря у мысов с огромными валунами, поднимающимися до поверхности, где вода начинает течь по каналу и ускоряется. В таких местах часто концентрируются рыбы или вновь собираются в ранее разделившиеся стаи, либо ищут укрытия, чтобы отдохнуть или устроить засаду на свою добычу. Следует всегда обращаться особое внимание на такие зоны.

Ветра часто становятся причиной течений на поверхности, которые, в свою очередь, влияют на подводную жизнь. Вблизи тех мест, где в море впадают реки, бывает, что ветер пригоняет массу грязной воды, вышедшей из устья реки, к ближайшему каменистому берегу, где вода почти всегда прозрачная. Такие перемены нервируют живущих там рыб, привыкших к чистой воде с высоким уровнем солености, если, конечно, они уже не адаптировались к ним, специально выбирая каналы и лагуны в качестве места своего проживания. Таким образом, приток мутной и более пресной воды сильно влияет на прибрежный участок, в большинстве случаев вызывая миграцию рыб. Вода, которая поступает с течением из открытого моря, обычно прозрачна, богата планктоном и кислородом, ее уровень солености более сбалансированный; в результате создаются идеальные условия для жизни деятельности рыб.

Ветер и течение не всегда оказываются в согласии: действительно, бывают ситуации, когда ветер дует в противоположном течению направлении, и в таком случае под водой нас могут ожидать сюрпризы: например, когда ветер благоприятен с точки зрения силы и направления, а подводное течение все равно приносит мутную и холодную воду. В такой ситуации бесполезно пытаться отплыть в сторону открытого моря, поскольку очень мутная и холодная вода далеко прогонит большинство рыб.

Опять же из-за ветра и течений может измениться видимость у поверхности и рядом с берегом. После волнения на море, которое перебаламутило дно, воды перемешиваются, и взвесь с отходами с берега перемещается течением, делая мутными воды у соседних берегов. Однако такая мутная вода не сильно беспокоит рыбу, которая остается в данной зоне.

При использовании определенных охотничьих тактик крайне важно как следует оценить видимость в воде. Если это тактика засады-залежки на мелководье, лучшей видимостью будет та, при которой рыбу можно заметить на расстоянии примерно 4–6 метров. Такая видимость позволяет иметь хороший обзор, но в, то же время, несколько скрывает подводника от добычи. На практике, при подходящей видимости вероятность успешной охоты возрастает. Рыба становится заметна на расстоянии нескольких метров, и за время пока она, заинтересовавшись, движется в сторону подводника, она оказывается на расстоянии выстрела. В каждом районе охоты будет свое оптимальное расстояние видимости. К примеру, бывают места, где вода очень прозрачная, и рыбы замечают подводника издалека, так что, еще до того как он спустится и попробует применить тактику засады-залежки, они уже скроются. В таких местах будет лучше охотиться в дни с ограниченной видимостью. Во многих других случаях, особенно при охоте в укрытиях, чем прозрачнее вода, тем больше шансов будет увидеть добычу, которая прячется в каменных расщелинах. Хороший подводный охотник должен научиться понимать, как ветра и течения влияют на места их охоты, и использовать эти знания при планировании и в процессе охоты, то есть с самого начала определять, как и с помощью какого снаряжения он будет охотиться. На первый взгляд течение является лишь союзником в охоте, но следует знать основные правила «обращения» с ним. Если подводник позволяет себя транспортировать довольно сильному течению, он преодолеет большее расстояние и затратит меньше сил, чем тот, кто будет перемещаться по морю без течения. Следовательно, в течении можно чаще рассчитывать на встречу с рыбами, обследовать большую площадь и при этом меньше устать. При этом, однако, не стоит забывать о необходимости возвращения, которое, напротив, окажется утомительным и неэффективным в плане охоты. Поэтому следует не слишком отдаляться от исходной точки и максимально использовать путь по течению. Лучше всего взять за правило всегда начинать охоту, двигаясь против течения, когда силы еще свежие, и заканчивать ее по течению, которое, не потребовав от подводника усилий, поможет ему вернуться к исходной точке.

Чем дальше вы отплываете от берега, тем ценнее окажутся данные советы. Ситуация, когда нужно бороться с сильным течением посреди моря, не имея никакой точки опоры, может оказаться даже очень опасной. В этом смысле ветер также оказывает влияние на планирование охоты, поскольку он создает дополнительное толкающее воздействие на тело, находящееся на поверхности во время интервала между нырками. Опять же с точки зрения безопасности крайне важно суметь определить, как будет вести себя море в соответствии с ветром, который в данный момент преобладает в зоне охоты. Если ветер дует с моря, а на море уже появились длинные волны, затрагивающие также и дно, скорее всего, поднимется шторм: в течение охоты море может становиться все более бурным, вплоть до того, что не позволит спокойно выйти на берег в месте входа. У тех, кто ныряет с лодки, могут возникнуть проблемы с якорной стоянкой, судно может начать дрейфовать к скалам, либо будет сложно управлять судном на обратном пути. Главный совет тут — постоянно наблюдать за морем и следить, чтобы волнение не усиливалось. Если за относительно спокойными периодами следует шквалистый ветер, вполне вероятно, что он вскоре усилится, а если это морской ветер, то неизбежно пропорционально усилится и волнение. Важно не только наблюдать за состоянием моря, но и правильно поставить судно на якорную стоянку, лично проверив, хорошо ли зацепился якорь на дне, и не слишком ли он далеко от самого судна.


Рис. 126 При бурном море и длинной волне лучше охотиться у берега.


Видимость под водой сильно влияет на психологическое состояние охотника на задержке дыхания. Как мы все знаем, нырять на одну и ту же глубину в мутной воде и прозрачной будет не одинаково легко. Однако, главный совет — не позволять ввести себя в заблуждение прозрачной и теплой воде, которая может побудить вас погрузиться глубже собственных возможностей и не заметить этого. А в слишком мутной воде есть риск, что любое действие осложнится из-за состояния повышенной тревожности и волнения, что сильно повлияет на фактор безопасности. Когда видимость ограниченная, увеличивается также и риск запутывания в рыболовецкой сети или куске лески, застрявших на морском дне. А если вы ныряете в паре, то в сильно мутной воде напарнику будет сложно за вами проследить.

Когда море бурное, и вы ныряете в районе, часто посещаемом купальщиками, все равно необходимо как следует позаботиться о сигнальном буе подводника, чтобы вас легко было заметить, и с особой бдительностью следить за проходящими мимо судами, не слишком полагаясь на то, что они заметят других людей на поверхности. Мы не можем лично расплачиваться серьезным несчастным случаем за чужую человеческую ошибку!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Определение силы ветра

Определение силы ветра В параглайдинге недостаточно знать, что ветер силен или слаб. Он должен быть оценен и измерен более точно, предпочтительно с использованием инструмента — измерителя силы ветра. Если у вас нет такогоинструмента, вы все же можете грубо оценить силу

Измеритель силы ветра

Измеритель силы ветра Имеется несколько моделей и, к счастью, те, что попроще, надежны, дают достоверный результат, недороги. Они состоят из прозрачной градуированной конической пластиковой трубы с входным отверстием для ветра около дна и выходным отверстием наверху.

Изменение ветра

Изменение ветра Деление ветра на группы, соответствующие его силе, просто на бумаге, но в поле скорость и направление ветра не остаются постоянными всегда.Вот почему так важен измеритель скорости ветра. Когда вы прибыли на место взлета, не доставайте его на минуту, чтобы

Волны и течения

Волны и течения Многих пугают волны на открытой воде. Бывает, что сильное волнение вызывает у спортсменов значительные трудности с ориентированием как по трассе, так и в группе плывущих рядом. Кроме того, может просто укачать. Однако волны могут быть и союзниками. Можно,

7. УСЛОВИЯ проведения занятий

7. УСЛОВИЯ проведения занятий Аля проведения занятий используются площадки без смягчающих покрытий (матов, ковров, татами и т. п.). Такими площадками могут служить голый пол спортзала, открытые площадки с искусственным или естественным покрытием, т. е. с условиями,

Условия эффективной работы

Условия эффективной работы Одним из важных условий успешной визуализации и аффирмации является умение расслабляться и концентрировать свою энергию. Именно поэтому упражнения для воплощения своих мечтаний следует выполнять после основного комплекса йоговских

Защита от ветра, дождя, холода и солнца – «смертоносных» факторов погоды

Защита от ветра, дождя, холода и солнца – «смертоносных» факторов погоды Недооценивать климатические условия очень опасно. Они могут погубить вас в любом месте – для этого не надо ехать в Сахару или в Антарктиду. Уважайте погоду, научитесь понимать ее – и вы всегда

Погодные условия

Погодные условия Предсказание погоды – дело очень сложное. Синоптики составляют прогнозы с помощью сложного оборудования и компьютерных моделей, и то они иногда (а в общем-то довольно часто) ошибаются.Однако природа часто сама подсказывает нам, какая будет погода. Нужно

Неравные условия

Неравные условия Милунка Лазаревич, претендентка на корону прежних лет, предложила гроссмейстеру Найдорфу устроить матч между мужчинами и женщинами.— Если вы найдете дюжину красивых шахматисток, то матч состоится, — согласился веселый аргентинец.— Нет проблем, —

ГЛАВА 2. Течения

ГЛАВА 2. Течения Течение может быть союзником или противником яхтсмена. Это зависит от того, сколько времени яхта идет по течению и сколько против. Очень важно добиться того, чтобы течение дольше, чем для других участников соревнований, служило союзником и меньше-

ГЛАВА 8. Характеристики волн и течения

ГЛАВА 8. Характеристики волн и течения При движении против волнения не высота и не длина волн по отдельности, а их крутизна уменьшает скорость яхты и представляет опасность для плавания. Длинная волна, как бы высока она ни была, не опасна для любой маленькой яхты и не

Влияние ветра на судно

Влияние ветра на судно зависит от ряда причин: силы ветра и его направления относительно диаметральной плоскости, высоты надводного борта, величины площади надстроек и расположения их вдоль судна (центра парусности), осадки и дифферента.

Встречный ветер уменьшает скорость хода, а попутный — увеличивает. Встречный и попутный ветры, направленные к диаметральной плоскости под малым углом, практически не влияют на управление судном , т. е. уваливание его с курса .

Боковой ветер, оказывая давление на надводную часть судна, вызывает смещение судна с намеченного курса, т. е. дрейф. Борт, в который дует ветер, называется наветренным, а противоположный — подветренным.

Чем выше надводный борт и чем больше площадь надстроек, тем больше будет влияние ветра. В связи с этим порожнее судно будет больше дрейфовать или разворачивать, чем груженое. Боковая поверхность корпуса, надстроек, рубок, рангоута, такелажа, тентов, на которую оказывает давление боковой ветер, называется площадью парусности . Равнодействующая сил ветра прикладывается в центре парусности. Если центр парусности находится на середине судна, то такое судно дрейфует под ветер не уваливаясь.

Судно, у которого центр парусности находится впереди центра тяжести (надстройки более развиты в носу), будет уваливаться носом под ветер. В этом случае руль нужно перекладывать на ветер. Сказанное более актуально для водоизмещающих судов со скоростями до 18 км/час. На малые (до 10 метров) глиссирующие суда со скоростями более 35 км в час боковой ветер оказывает малоощутимое влияние, в отличие от более крупных.

Ветер при направлении вдоль долины реки будет менять направление относительно судна, следующего по изгибам русла. При движении судна мимо устьев рек, оврагов и балок, особенно мимо высоких берегов, может подуть сильный, меняющийся по направлению шквальный ветер. Ветер, отраженный от высоких причальных стенок, от высокого берега, иногда резко меняет свое направление, завихряется, изменяется по силе или совсем прекращается.

Ветер, дующий в сторону причала или берега, называется навальным, или прижимным, а ветер противоположного направления (от стенки причала) — отвальным. При швартовке к высокому берегу или причалу надо иметь в виду, что сильный отвальный ветер в силу завихрения может превратиться в сильный навальный со всеми вытекающими последствиями.

Боковой ветер сбивает судно с небольшими скоростями с заданного ему курса, т. е. создает дрейф. Дрейф уменьшается с увеличением скорости хода судна; он тем меньше, чем больше осадка судна. Глиссирующие суда при сильном боковом ветре сносит с заданного курса, как правило, лагом без уваливания. Наиболее подвержены действию ветра надувные суда и судна на воздушной подушке (далее - СВП). Надувные суда имеют относительно малую осадку, малый вес и достаточно большую высоту бортов (парусность). СВП при движении не имеют контакта с экраном и поэтому чутко реагируют на ветер.

Каждое судно подвержено действию ветра в разной степени. В зависимости от направления и силы ветра меняется управление судном и его маневренные качества. Часто не только малое, по и большое судно не может противостоять ветру ни рулем, ни работой винта, оно не может удержаться на якоре, подойти к причалу или отойти от него. С изменением силы и направления ветра меняется путь и скорость судна. Действие ветра на судно зависит от его силы и направления, от общей площади подводной части, от парусности судна, его осадки и водоизмещения.

Рис. 1. Увальчивость и рыскливость судна: а — увальчивость; б — рыскливость
Борт судна, обращенный к ветру, называют наветренным, а противолежащий ему — подветренным. Ветер, дующий в корму, называется попутным ветром, а ветер, дующий в нос,— встречным, противным или лобовым ветром. При швартовых операциях ветер, дующий в сторону причала, называют навальным, или прижимным, а ветер противоположного направления (от стенки причала) называют отвальным, или отжимным.
Ветер при постоянном направлении в долине реки будет менять направление относительно судна, следующего по изгибам этой реки. При движении судна около устьев рек и речек, мимо оврагов и балок, особенно мимо высоких берегов, может подуть сильный, меняющийся по направлению шквальный ветер. Ветер, отраженный от высоких причальных стенок, от высокого берега, может резко менять свое направление, завихряться, изменяться по силе, а иногда совсем прекращаться. Это часто ощущается при входе в камеру шлюза из нижнего бьефа.

Шквал, т. е. внезапное появление сильного ветра или резкое изменение его направления или силы, опасен для мелких судов. Особенно опасен шквал с частыми изменениями направления и скорости ветра по сравнению с ранее действующим ветром. Сильнее всего шквал действует вначале и особенно после штиля.
Брызги, переносимые ветром, мешают управлению маломерным судном. Они попадают на карты, приборы, заливают ветровое стекло. Ветер осложняет подход судна к причалу, шлюзование и другие операции.
Площадь парусности судна определяется общей площадью надводного борта корпуса, надстроек и устройств, оказывающих сопротивление ветру. Точка приложения равнодействующей всех сил действия ветра называется центром парусности. Боковой ветер сбивает судно с направления, заданного ему курсом, т. е. создает дрейф судна. Дрейф уменьшается с увеличением скорости хода судна; он тем меньше, чем больше осадка судна.
От взаимного расположения центра тяжести и центра парусности зависят свойства судна, которые называют увальчивостью или рыскливостью. Увальчивостью или стремлением уклониться от ветра обладает судно, у которого центр парусности находится к носу от центра тяжести. Рыскливостью или стремлением идти к ветру обладают суда, у которых центр парусности расположен к корме от центра тяжести (рис. 1). Следовательно, эти свойства судна можно регулировать перемещением грузов или пассажиров на судне в нос или в корму. Для держания судна на курсе при увальчивости приходится перекладывать руль на ветер, а при рыскливости — под ветер. В обоих случаях руль находится не в диаметральной плоскости судна и создает дополнительное сопротивление, что уменьшает скорость хода. Однако рыскливое судно ведет себя лучше увальчивого в штормовых условиях, когда положение судна носом к волне безопаснее, чем по волне или бортом к ней.
Течение оказывает большое влияние на управление и маневренные элементы судна относительно грунта (берегов)
При ходе против течения судно хорошо слушается руля, уменьшается инерция судна и его легче остановить. Сложнее управлять рулем на поворотах судна при попутном течении, при котором судно хуже слушается руля. Следовательно, при движении вниз по течению труднее выполнять различные маневры. С увеличением скорости течения увеличивается расстояние, необходимое для поворота судна, идущего вниз, так как удлиняется и искажается кривая циркуляции, если ее рисовать относительно берега.
Лучшие условия управления судном и, в частности, его остановкой при движении против течения используются судоводителями при подходе к причалу и швартовке, т. е. судно, идущее по течению, подходит к причалу или берегу после разворота ниже причала на обратный курс.
Особенно неприятны свальные течения, проходящие под углом к основному потоку, так как они вызывают резкое смещение судна с избранного курса (снос с курса). Подобно свальному течению действует поток (течение) в относительно спокойной реке, водохранилище, озере, в море, например в местах впадения притоков, речек, при сгонно-нагонных явлениях. Наибольший снос испытывает судно при следовании бортом к течению. Направление и скорость течения могут непрерывно меняться от действия приливов, отливов, ветра, особенно в устьях и на берегах рек, а также за различными мысами и островами.
Чтобы предупредить снос судна течением с курса, можно переложить руль и уклониться по направлению на это течение. Тогда судно пойдет по направлению равнодействующей скорости течения и своего хода. Угол поправки на течение определяют глазомерно по наблюдению за береговыми и плавучими знаками.

Влияние ветра на судно зави­сит не только от силы ветра, но и от ряда других факторов, ко­торые необходимо учитывать при управлении судном. Среди этих факторов очень важно от­ношение осадки к надводному борту. Танкер в балласте может иметь не только в 2 раза боль­шую надводную часть, но и меньшее сопротивление воды из-за малой осадки. Другим важным фактором. является курсовой угол воздействующего ветра. Более того, ‘надводная часть судна увеличивается с увеличением его дедвейта. Раз­мещение надстройки и измене­ние дифферента играют существенную роль в формировании надводной части корпуса судна и сказываются на вращательном эффекте. Продольное движение судна влияет на относительное расстояние между центром гид­равлического давления и точкой поворотливости. Все это играет роль в определении усилия по­перечной силы ветра.

Сила ветра может быть рас­считана: 0,004 х W х U 2

где W площадь надводной части, фут 2 ; U скорость ветра, уз.

Сила и направление ветра и скорость судна не остаются по­стоянными во время маневра. Небольшая погрешность в опре­делении скорости ветра имеет гораздо большее последствие, чем Подобная погрешность в оцениваемой площади парусно­сти танкера. Для целей практи­ки будут достаточными следую­щие приближенные значения при оценке площади надводной части судна:

W (продольная) = LOA х D – LBP х Тср (средняя осадка);

W (поперечная) = В х D – В хТн (осадка но­сом), где LOA – длина наи­большая, фут; LBP — длина между перпендикулярами, фут; В – ширина наиболь­шая, фут; D – высота борта наибольшая, фут.

Для промежуточных положе­ний судна выбираем среднюю между прямо пропорциональной величиной и величиной, про­порциональной синусу угла ата­ки ветра.

. На следующих страницах текста рассмотрим действие вет­ра со скоростью 25 уз на танкер в балласте дедвей­том 70 тыс. т; • осадка носом 16 фут, кормой — 26 фут;

LOA= 800 фут; LBP = 765 футов; В = 115 футов;

D = 56 футов; мощность двига­теля на переднем ходу 20 тыс., на заднем ходу 16 тыс. л. с.

Рассмотрим судно порожнем, не имеющее хода относительно воды, на которое действует бор­товой ветер (рис. 5). Бортовой ветер вызывает дрейф судна в подветренную сторону, и .корпус встречает подводное сопротив­ление. Поскольку судно имеет дифферент на корму, подводная кормовая часть судна встречает большее сопротивление. В ре­зультате центр поперечного со­противления R будет находить­ся в корме от миделя.

На порожнем судне с высоко поднятой носовой оконечностью передняя часть судна будет ис­пытывать большее воздействие ветра, чем кормовая. Давление ветра можно представить векто­ром силы ветра, действующим на центр парусности Р. Подвод­ное сопротивление может быть представлено вектором силы в точке R. До тех пор, пока точка Р не находится на одной верти­кали с точкой R, две силы пово­рачивают судно, а образующийся ЦВ будет находиться между точками Р и R.


На судне, не имеющем хода относительно воды, ЦВ будет располагаться недалеко от миделя. Когда судно следует пере­дним ходом, центр поперечного сопротивления смещается впе­ред, и увеличивается сила под­водного сопротивления (рис. 6). Поперечная сила ветра развора­чивает судно так, что возникает угол между ДП судна и наме­ченным курсом. Чтобы контро­лировать этот угол и сбаланси­ровать силу ветра, нам необхо­дима поперечная сила в корме — руль. Разворот возникает, когда нарушается равновесие поперечных сил.

Движение назад вызывает смещение центра поперечного .сопротивления в корму, что увеличивает плечо момента си­лы бортового ветра (рис. 7). Когда судно идет назад, руль не оказывает эффективного влия­ния. Поскольку поток, создавае­мый винтом, не направляется больше на перо руля, руль встречает сопротивление только воды, что приводит в результа­те к малой поперечной силе от действия руля.

Судно сильнее сносится под ветер, нос быстрее, чем корма, так что на заднем ходу корма двигается на ветер, или, как го­ворят, “ищет’ ветра”. Однако корма пойдет на ветер только тогда, когда носу есть куда у ва­литься. ЦВ сдвигается далеко в корму, и сила ветра получает большее плечо.


Поперечный упор, создавае­мый винтом правого вращения, работающим назад, легко пре­одолевается сильным ветром справа по носу.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: