К гражданам иностранных государств совершившим преступление на территории россии нормы упк рф

Обновлено: 25.04.2024

1. Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом, если международным договором Российской Федерации не установлено иное.

2. Нормы настоящего Кодекса применяются также при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории Российской Федерации под флагом Российской Федерации, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, отдельные процессуальные действия за пределами территории Российской Федерации могут проводиться в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 2 Уголовно-процессуального кодекса

1. Любой нормативный правовой акт действует на определенной территории. Как правило, пределы пространственного действия нормативно-правовых актов определяются в зависимости от органа, который издал тот или иной нормативный правовой акт. Не является исключением и уголовно-процессуальный закон, который имеет пределы пространственного действия и распространяет свои нормы в определенном пространстве. В связи с тем что в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ уголовно-процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации, то и действия уголовно-процессуального закона при производстве по уголовным делам ограничены пределами территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В силу ч. 2 ст. 67 Конституции РФ Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Кроме того, ст. 1 Федерального закона "О Государственной границе Российской Федерации" определяет пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

2. Вся уголовно-процессуальная деятельность по уголовным делам на территории России регламентируется только нормами УПК РФ и не зависит от места совершения преступления. В этой связи необходимо учитывать и положения ст. 11 УК РФ. Так, к примеру, в соответствии с ч. 3 ст. 11 УК РФ лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором. Очевидно, что в случае применения норм международного договора и привлечения виновных к уголовной ответственности по уголовному законодательству иностранного государства подлежат применению уголовно-процессуальные нормы этого же государства.

3. В соответствии с международными договорами уголовно-процессуальная деятельность при производстве по уголовным делам может регламентироваться нормами УПК РФ не только на территории России, но и на территории других государств. Речь в данном случае идет о, уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам, в соответствии с нормами УПК РФ, на территории Республики Казахстан, Республики Армения, Республики Таджикистан, Республики Молдова, Республики Белоруссия, Республики Абхазия, Республики Кыргызстан и Южной Осетии. Действия норм УПК РФ на территории данных государств определяются соответствующими международными договорами и соглашениями. В первую очередь это связано с временным нахождением на территории данных государств воинских формирований. Так, к примеру, в соответствии со ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан , образуются соответствующие компетентные органы. Со стороны России ими являются командиры воинских частей, военные коменданты гарнизонов, суды, органы прокуратуры, Министерства внутренних дел, военной контрразведки и другие административные органы Российской Федерации, в компетенции которых находятся вопросы, регулируемые вышеупомянутым Соглашением. Кроме того, в соответствии со ст. 12 данного Соглашения Россия осуществляет свою юрисдикцию в местах дислокации российских воинских формирований, за исключением преступлений, совершенных гражданами Республики Казахстан, и общеуголовных преступлений против граждан Республики Казахстан. Юрисдикция России распространяется и вне мест дислокации российских воинских формирований - в случаях совершения лицами, входящими в состав воинских формирований Российской Федерации, воинских преступлений и правонарушений, совершенных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов относятся к органам дознания. Поэтому начальники органов военной полиции, командиры воинских частей, соединений, начальники гарнизонов, дислоцирующихся на территории Республики Казахстан, осуществляют уголовно-процессуальную деятельность по возбуждению уголовного дела, а также производства неотложных следственных действий в соответствии с нормами УПК РФ. При этом данная уголовно-процессуальная деятельность регламентируется в соответствии с нормами УПК РФ в местах дислокации российских воинских формирований, а также вне мест дислокации российских воинских формирований, но в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований Российской Федерации и совершивших воинские преступления и иные преступления в связи с исполнением обязанностей по военной службе на территории Республики Казахстан. Кроме того, в соответствии с данным Соглашением компетентными органами на территории Республики Казахстан являются и органы прокуратуры. В соответствии с п. 2 ст. 46 Закона о прокуратуре образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Таким образом, на территории Республики Казахстан образованы две гарнизонные военные прокуратуры: военная прокуратура - войсковая часть 22257 и военная прокуратура - войсковая часть 34135. Уголовно-процессуальная деятельность на территории Республики Казахстан органов военной прокуратуры регламентируется в соответствии с нормами УПК РФ в местах дислокации российских воинских формирований, а также вне мест дислокации российских воинских формирований, но в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований Российской Федерации и совершивших воинские преступления и иные преступления в связи с исполнением обязанностей по военной службе на территории Республики Казахстан. Таким же образом уголовно-процессуальную деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с нормами УПК РФ в пределах своей компетенции осуществляет 496-й военный следственный отдел СК России и 26-й, 40-й гарнизонные военные суды.
--------------------------------
Данное Соглашение ратифицировано Федеральным Собранием. См.: Федеральный закон от 30 января 2002 г. N 15-ФЗ // Бюллетень международных договоров. 2002. N 4; СПС "Гарант".

4. Нормы УПК РФ во взаимосвязи со ст. 11 УК РФ регламентируют уголовно-процессуальную деятельность по уголовным делам о преступлениях, которые были совершены на борту воздушного, морского или речного судна, находящихся за пределами территории России, но под флагом России и приписанных к портам России. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (в ред. от 30 марта 2015 г.) отмечается, что судно, которое пользуется правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет национальность Российской Федерации. Поэтому в случаях совершения преступления на борту морского или речного судна, находящегося за пределами территории России, в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ и ст. 69 Федерального закона "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" капитаны морских или речных судов обладают уголовно-процессуальными полномочиями по возбуждению уголовного дела о преступлениях, совершенных на борту судна, и производства неотложных следственных действий. В случае нахождения воздушного, морского или речного судна РФ в территориальных водах или воздушном пространстве другого государства на них распространяется юрисдикция этого государства и действуют нормативно-правовые акты, регламентирующие уголовно-процессуальную деятельность на борту судна иностранного государства. Из данного правила исключаются военные корабли и воздушные судна России. Где бы они ни находились, на них распространяется территориальная юрисдикция России и, следовательно, действуют нормы УПК РФ. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 11 УК РФ лица, совершившие преступление на военном корабле или военном воздушном судне, независимо от места его нахождения, в том числе и в период его нахождения в иностранном порту, подлежат ответственности по УК РФ. Поэтому в данной ситуации уголовно-процессуальная деятельность в отношении данных лиц, совершивших соответствующие преступления, регламентируется нормами УПК РФ.

5. Нормы комментируемой статьи 2 УПК РФ не распространяются на случаи, когда на морском, воздушном или речном судне совершается преступление, а само морское, воздушное или речное судно приписано к порту иностранного государства, находится под флагом также иностранного государства, но экипаж состоит из граждан России. На данные ситуации должен распространяться не территориальный принцип действия норм УПК РФ, а принцип действия норм УПК РФ в отношении граждан России (принцип гражданства). Причем нормы комментируемой статьи 2 Уголовно-процессуального кодекса РФ должны действовать во взаимосвязи с нормами ст. 12 УК РФ и быть второстепенными по отношению к действиям норм УК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 12 УК РФ уголовная ответственность в отношении граждан РФ определяется нормами УК РФ. Следовательно, и уголовно-процессуальная деятельность в данной ситуации должна быть регламентирована нормами УПК РФ, а не УПК иностранных государств. На данную позицию указывает и Конституционный Суд РФ. Так, в своем Постановлении от 16 октября 2012 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 2 и части первой статьи 32 Уголовно-процессуального кодекса РФ" Конституционный Суд РФ отмечает, что нормы ч. 2 ст. 2 УПК РФ реализуют предписания частей второй и третьей статьи 11 УК РФ, определяющей действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории РФ, и подлежат применению во взаимосвязи с ч. 1 ст. 2 УПК РФ, согласно которой производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с УК РФ, если международным договором Российской Федерации не установлено иное, а потому не исключают возможности производства по уголовному делу о преступлении, совершенном вне пределов Российской Федерации, на территории Российской Федерации .
--------------------------------
См.: .

6. Территориальный принцип действия норм УПК РФ связан и с производством следственных и иных процессуальных действий на территории России в рамках исполнения запроса о правовой помощи. В основу действия норм УПК РФ по исполнению запроса о правовой помощи положен принцип взаимности. В этой связи производство отдельных следственных и иных процессуальных действий, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, поступившего от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями производится в соответствии с нормами УПК РФ. Так, к примеру, в соответствии с ч. 1 ст. 72 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) отмечается, что стороны осуществляют в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающей стороны преступление. В этой связи соответствующие государственные органы России для исполнения соответствующих запросов о правовой помощи на территории России в рамках уголовно-процессуальной деятельности в пределах своей компетенции принимают соответствующие нормативные правовые акты. Так, в системе Генеральной прокуратуры РФ существует указание Генпрокуратуры России от 12 марта 2009 г. N 68/35 "О порядке рассмотрения и исполнения в органах прокуратуры Российской Федерации поручений об осуществлении уголовного преследования, запросов о правовой помощи или о возбуждении уголовного дела, поступивших от компетентных органов иностранных государств" . В некоторых случаях на территории России для исполнения запроса о правовой помощи могут быть применены и процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации (см. об этом комментарий к ст. 457 настоящего Кодекса).
--------------------------------
Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 4 августа 1994 г. N 16-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 15. Ст. 1684; ). Кроме того, 7 ноября 2002 г. была принята Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Россия данную Конвенцию не ратифицировала. В этой связи действуют положения Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

7. Территориальный принцип действия на территории России норм УПК РФ распространяется на доказательства, которые были получены в соответствии с процессуальным законодательством иностранного государства на территории данных государств в рамках оказания правовой помощи по уголовным делам. Положения комментируемой статьи 2 УПК РФ дополняются нормами ст. 455 УПК РФ. При этом данные доказательства пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями норм УПК РФ. Так, к примеру, в соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других договаривающихся сторон доказательной силой официальных документов. (Более подробно см. об этом комментарий к ст. 455 настоящего Кодекса.)
--------------------------------
Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 4 августа 1994 г. N 16-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 15. Ст. 1684; ).

УПК РФ Статья 462. Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации

1. Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.

2. Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.

3. Выдача лица может быть произведена в случаях:

1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

4. Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

5. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято, и разъясняет ему право на обжалование данного решения в суд в соответствии со статьей 463 настоящего Кодекса.

(часть пятая введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

6. Решение о выдаче вступает в законную силу через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято. В случае обжалования решения выдача не производится вплоть до вступления в законную силу судебного решения.

(часть шестая введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

7. При наличии запросов нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица решение о том, какой из запросов подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в течение 24 часов письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято.

1. Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом, если международным договором Российской Федерации не установлено иное.

2. Нормы настоящего Кодекса применяются также при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории Российской Федерации под флагом Российской Федерации, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, отдельные процессуальные действия за пределами территории Российской Федерации могут проводиться в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Комментарий к ст. 2 УПК РФ

1. Общий принцип действия уголовно-процессуального закона в пространстве таков: если производство по делу ведется на территории РФ, то при этом независимо от того, где совершено преступление - на территории России или за ее пределами, применяется российский уголовно-процессуальный закон. Он опирается на общепризнанный международно-правовой принцип суверенного равенства государств. Оборотной стороной последнего является международный принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга. Применительно к рассматриваемому правилу он означает, что ни одно государство не вправе издавать законы либо производить действия, распространяющие свою судебную юрисдикцию на территорию других государств без согласия последних. Так, например, должны считаться юридически ничтожными результаты процессуальных действий, совершенных следственными органами одного государства на территории другого, если это не предусмотрено соответствующим международным договором. Для производства этих действий недостаточно даже выраженного согласия органов исполнительной власти другого государства (правительства, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел и т.д.), ибо они не уполномочены на то, чтобы делать исключения из закона, который практически во всех государствах закрепляет территориальный принцип применения уголовно-процессуальных норм. Создавать подобного рода изъятия - привилегия лишь закона или международного права. Так, Конвенцией государств СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., а также двусторонними договорами о правовой помощи с такими государствами, как Болгария, Греция, КНДР, Куба, Латвия, Литва, Финляндия и т.д., при выполнении поручений о правовой помощи допускается применение на территории запрашиваемого государства иностранного законодательства, в том числе и процессуального, но только по просьбе запрашивающей стороны и если это не противоречит собственному законодательству стороны запрашиваемой.

3. Территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом ФЗ и нормами международного права (ст. 67 Конституции РФ). Водная или морская территория государства по сравнению с сухопутными и воздушными территориями имеет согласно международному праву особый правовой режим, что отражается и на уголовно-процессуальной юрисдикции государств. Так, хотя Российская Федерация и обладает суверенитетом над своими внутренними водами, однако в настоящее время в международном праве сложился обычай, закрепленный в ряде соглашений по морскому торговому судоходству, который связан с отказом прибрежного государства от осуществления юрисдикции в отношении преступлений, совершенных на борту торгового судна, если они не затрагивают интересов этого государства или вообще не выходят за пределы судна. Так, согласно договору, заключенному в 1972 г. между СССР и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, уголовная юрисдикция на борту торгового судна, находящегося в порту не своего государства, осуществляется, за исключением случаев совершения тяжкого преступления, лишь по просьбе или с согласия консульского должностного лица. Что касается военных судов, то они согласно нормам международного права всегда находятся под юрисдикцией своего государства. Суверенитет России распространяется и на ее территориальные воды. Поэтому производство по делам о преступлениях, совершенных на российских судах, находящихся в территориальных водах России, всегда ведется по российскому законодательству. Однако согласно ст. 19 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, если иностранное судно пересекает территориальные воды без захода во внутренние воды (право мирного прохода), уголовная юрисдикция прибрежного государства на его борту не осуществляется. Исключение составляют случаи, когда последствия преступления распространяются на прибрежное государство, либо когда капитан судна или консул прибрежного государства обращается к властям прибрежного государства за помощью, либо это необходимо для пресечения торговли наркотиками.

Таким образом, положения ч. 2 комментируемой статьи следует понимать ограничительно. Они справедливы только когда: а) преступление совершено на российском военном судне; б) преступление совершено на российском судне в открытом море; в) российское судно использует право мирного прохода через чужие территориальные воды без захода в воды внутренние; г) российское судно хотя и находится во внутренних водах иностранного государства, однако согласно международному договору преступление, совершенное на борту российского судна, подпадает под юрисдикцию России.

Под ред. А.В. Смирнова "КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ

С изменениями и дополнениями от:

29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г., 9 января, 3 марта, 3 июня, 3, 27 июля, 30 декабря 2006 г., 12, 26 апреля, 5, 6 июня, 24 июля, 2 октября, 27 ноября, 3, 6 декабря 2007 г., 4 марта, 11 июня, 2, 22, 25, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 28 апреля, 29 июня, 18 июля, 30 октября, 3 ноября, 17, 27, 29 декабря 2009 г., 21 февраля, 9, 29 марта, 7, 22, 30 апреля, 5, 19 мая, 1, 22, 23, 27 июля, 29 ноября, 28, 29 декабря 2010 г., 7 февраля, 20 марта, 6 апреля, 3 мая, 3, 14 июня, 11, 20, 21 июля, 6, 7, 21 ноября, 6, 7 декабря 2011 г., 29 февраля, 1 марта, 5, 25 июня, 20, 28 июля, 12, 29 ноября, 1, 30 декабря 2012 г., 11 февраля, 4 марта, 5, 26 апреля, 7, 28 июня, 2, 23 июля, 21 октября, 2, 25 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 12 марта, 20 апреля, 5 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 22 октября, 24 ноября, 31 декабря 2014 г., 3 февраля, 8, 30 марта, 23 мая, 8, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2, 30 марта, 1 мая, 23 июня, 3, 6 июля, 22 ноября, 19, 28 декабря 2016 г., 7, 28 марта, 3 апреля, 7 мая, 7 июня, 1, 26, 29 июля, 5, 20, 29, 31 декабря 2017 г., 19 февраля, 18, 23 апреля, 27 июня, 19, 29 июля, 11, 30 октября, 12 ноября, 27 декабря 2018 г., 6 марта, 1 апреля, 3, 26 июля, 2 августа, 4 ноября, 27 декабря 2019 г., 18 февраля, 1, 7, 24 апреля, 20, 31 июля, 15, 27 октября, 8 декабря 2020 г., 24 февраля, 24 марта, 5, 30 апреля, 11 июня, 1 июля, 21, 30 декабря 2021 г., 4, 6, 9, 25 марта, 11, 28 июня 2022 г.

Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Настоящий Кодекс вступает в силу 1 июля 2002 г., за исключением положений, для которых Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ установлены иные сроки и порядок введения в действие

Положения настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ) в части домашнего ареста, отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным больным наркоманией, применяются с 1 января 2012 г.

См. обзор решений по часто обжалуемым статьям настоящего Кодекса (подготовлено Конституционным Судом РФ, декабрь 2021 г.)

См. избранные материалы о современном уголовном праве и процессуальных вопросах привлечения к уголовной ответственности

1. Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с правилами настоящего Кодекса.

1.1. В случаях, предусмотренных частью третьей статьи 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, отдельные процессуальные действия за пределами территории Российской Федерации в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства могут проводиться в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

2. Процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Комментарий к Статье 3 Уголовно-процессуального кодекса

1. Положения комментируемой статьи 3 определяют правила уголовно-процессуальной деятельности, связанные с производством процессуальных действий, в соответствии с нормами УПК РФ, по уголовным делам обо всех преступлениях, которые были совершены на территории России иностранными гражданами или лицами без гражданства (апатридами). В отношении данных категорий лиц действует общее правило, которое состоит в том, что нормы УПК РФ распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории России, т.е. на граждан РФ, на граждан иностранных государств, лиц без гражданства, лиц, имеющих статус двойного гражданства, и т.д. Исключение составляют лица, пользующиеся иммунитетом от совершения уголовно-процессуальных действий.

2. Положения комментируемой статьи 3 УПК РФ действуют во взаимосвязи со ст. ст. 11, 12 и 13 УК РФ.

4. В соответствии с положениями комментируемой статьи 3 нормы УПК РФ распространяются в отношении лиц, имеющих статус лица без гражданства. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

5. Все уголовно-процессуальные действия при производстве по уголовному делу на территории Российской Федерации в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий, должны производиться только с согласия того иностранного государства либо той международной организации, на службе которой или членом персонала которого находится либо находилось данное лицо. При этом согласие на проведение на территории России соответствующих процессуальных действий по уголовному делу в отношении данных категорий иностранных лиц осуществляется через МИД России. Кроме того, через МИД России запрашивается информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета. Данный запрос в МИД России осуществляется соответствующим участником уголовного судопроизводства в пределах своей компетенции в произвольной форме без согласования с вышестоящим руководителем.

6. По своей процессуальной сущности иммунитет (лат. immuninas или immunitatis, англ. immunity - освобождение от чего-либо) представляет собой предусмотренное национальным законодательством либо нормами или принципами международного права ограниченное применение либо освобождение от применения общих норм национального законодательства. В уголовном судопроизводстве России иммунитетом от уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам в соответствии с ч. 2 ст. 3 УПК РФ обладают лица, находящиеся на службе иностранного государства либо международной организации либо являющиеся членами персонала иностранного государства или международной организации. Данная категория лиц может быть в полной мере освобождена от уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам. Кроме того, в уголовном судопроизводстве России к ограниченному применению уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам в соответствии с гл. 52 УПК РФ отнесены лица, перечень которых предусмотрен ст. 447 УПК РФ. (Более подробно см. комментарий к ст. 447 настоящего Кодекса.) При этом статус лица, обладающего каким-либо иммунитетом, должен соответствовать времени совершенного преступления. Речь в данном случае идет о том, что данное лицо на момент совершения преступления должно иметь соответствующий иммунитет. Кроме того, в случае, когда данный иммунитет в отношении лица снят, уголовно-процессуальная деятельность при производстве по уголовному делу должна иметь ограниченный характер данного производства, а не общий, как предусмотрено в отношении других лиц, не обладавших снятым иммунитетом.

7. Так, к примеру, в соответствии со ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания . Согласно ст. 1 данной Конвенции дипломатическим агентом признается глава представительства или член дипломатического персонала представительства. При этом главой представительства является лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве, а членом дипломатического персонала представительства являются члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг. Кроме того, в соответствии со ст. ст. 12, 13 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза Советских Социалистических Республик глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуются личной неприкосновенностью и они не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, а также пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции. Однако эти лица могут подлежать юрисдикции России в случае ясно выраженного согласия на это аккредитующего государства. В соответствии со ст. 9 данного Положения дипломатические курьеры также пользуются при исполнении своих обязанностей личной неприкосновенностью. Так, к примеру, дипломатический курьер не может быть подвергнут аресту или задержанию. Согласно ст. 15 вышеупомянутого Положения уголовно-процессуальная деятельность, связанная с производством следственных и иных процессуальных действий при производстве по уголовному делу, не распространяется на членов семьи главы дипломатического представительства, а также на членов семей дипломатического персонала представительства, но при условии, что члены семьи проживают вместе с указанными лицами и не являются гражданами России. Другой нормой международного права, которая устанавливает иммунитет от производства следственных и иных процессуальных действий при производстве по уголовным делам, является Венская конвенция о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.) . Так, согласно ст. 41 Венской конвенции 1963 г. консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжкого преступления. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 43 указанной Конвенции не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций. При этом ч. 1 ст. 44 данной Конвенции свидетельствует о том, что работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Консульский служащий или работник обслуживающего персонала не может отказаться давать показания. Если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания. В соответствии с разделом 11 Конвенции ООН о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций (Нью-Йорк, 13 февраля 1946 г.) представителям членов ООН в главных и вспомогательных органах ООН и на конференциях, созываемых ООН, при исполнении ими своих служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно предоставляется иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж, а также всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного, написанного или совершенного ими в качестве представителей и неприкосновенность всех бумаг и документов.
--------------------------------
См.: .

Данное Положение утверждено Указом Президиума ВС СССР от 23 мая 1966 г. N 4961-VI "Об утверждении Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза Советских Социалистических Республик" // СПС "Гарант".

См.: Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124 - 147.

8. Положения комментируемой статьи 3 УПК РФ свидетельствуют о том, что уголовно-процессуальная деятельность в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от процессуальных действий при производстве по уголовному делу, во многом носит бланкетный характер в части производства самих процессуальных действий. Поэтому какие конкретно процессуальные действия будут произведены в отношении лиц, обладающих иммунитетом, определяется соответствующими общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Как правило, все нормы международного права не запрещают возбуждать уголовные дела по факту совершения преступления, производить предварительное расследование при совершении данными категориями лиц соответствующего преступления. Но запрещается данных лиц задерживать, привлекать к уголовной ответственности и т.д. Исключением являются консульские должностные лица, которые на территории России совершили тяжкое уголовное преступление, и по данному обстоятельству имеется вступившее в законную силу судебное решение. Кроме того, в случае, когда Россия объявила консульское должностное лицо за совершение преступления persona non grata, а представляемое государство в разумный срок не отзывает данное лицо, считается, что представляемое государство дает согласие на привлечение консульского должностного лица к уголовной ответственности. В отношении данного лица могут быть произведены все следственные и иные процессуальные действия, оно может быть задержано, к нему могут быть применены меры пресечения, ему может быть предъявлено обвинение, а на основании судебного решения оно может быть признано виновным и ему может быть назначено уголовное наказание в соответствии с действующим законодательством.

9. Производство следственных и иных действий с участием и в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от процессуальных действий при производстве по уголовному делу, имеет определенные особенности. Так, допрашивать по уголовному делу в качестве свидетеля в соответствии со ст. 25 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г., могут главы консульских представительств, сотрудники административно-технического и обслуживающего персонала консульского представительства, за исключением выполнения ими служебных обязанностей. При этом к ним не могут быть применены иные меры уголовно-процессуального принуждения (привод и т.д.) в случае их отказа от дачи показаний.

10. В отношении лиц, пользующихся иммунитетом от процессуальных действий при производстве по уголовному делу на территории России, не должны применяться меры процессуального принуждения, регламентированные нормами УПК РФ. В соответствии с международной практикой в отношении лиц, имеющих иммунитет, могут быть совершены процессуальные действия в соответствии с нормами УПК РФ, регламентирующими его ограничение личной неприкосновенности, в следующих случаях: 1) когда данное лицо своими действиями подвергает себя риску; 2) когда лица, совершающие процессуальные действия, ограничивающие его неприкосновенность, не знают о его статусе; 3) в порядке самообороны от действий данного лица; 4) в целях предупреждения совершения преступления. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 96 УПК РФ при задержании лиц, являющихся гражданами или подданными иностранного государства, но не обладающих иммунитетом, дознаватель, следователь в течение 12 часов с момента задержания обязаны уведомить посольство или консульство соответствующего государства.

11. При этом действующее уголовно-процессуальное законодательство России не предусматривает прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования по возбужденному уголовному делу в ситуации, когда на территории России преступление совершено лицами, обладающими иммунитетом, который был установлен соответствующими общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. По данному уголовному делу, по нашему мнению, возможно только приостановление предварительного расследования по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 208 УПК РФ, и, как правило, по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, т.е. когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: