Сроки проверки манометров на судах

Обновлено: 25.04.2024

ГОСТ Р 8.905-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система обеспечения единства измерений

Рабочие средства измерений. Метрологические требования и методы испытаний

State system for ensuring the uniformity of measurements. Indicating pressure gauges. Ordinary measuring instruments. Metrological requirements and test methods

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы" (ФГУП "ВНИИМС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 53 "Основные нормы и правила в области обеспечения единства измерений"

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного документа МОЗМ Р 101:1991* "Манометры, вакуумметры, мановакуумметры показывающие и записывающие с упругими элементами (рабочие приборы)" [OIML R 101:1991 "Indicating and recording pressure gauges, vacuum gauges and pressure-vacuum gauges with elastic sensing elements (ordinary instruments)", NEQ]

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на деформационные показывающие (стрелочные и цифровые) манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры, тягонапоромеры (далее - манометры), предназначенные для измерений постоянного избыточного давления жидкости, газа и пара, в том числе вакуумметрического (отрицательного избыточного) давления газа.

Настоящий стандарт предназначен для специалистов, разрабатывающих программы испытаний, а также методики поверки и калибровки конкретных средств измерений давления.

Настоящий стандарт не распространяется на эталоны и на самопишущие манометры.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.802* Государственная система обеспечения единства измерений. Государственная поверочная схема для средств измерений избыточного давления до 250 МПа

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 8.802-2012, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 12.2.007.0 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 2405 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 8291 Манометры избыточного давления грузопоршневые. Общие технические требования

ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ ISO/IEC 17025 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

ГОСТ Р 52931 Приборы контроля и регулирования технологических процессов. Общие технические условия

ГОСТ Р ИСО 5725 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с указанным* всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3 Единицы измерений давления

3.1 Единицей измерений давления в СИ является паскаль (Па), который соответствует ньютону на кв. м (Н/м).

3.2 Градуировка манометров производится в Па или кратных от них: кПа, МПа и гПа, образуемых в соответствии с СИ.

3.3 Допускается применение внесистемных единиц: Бар, кгс/см, мм рт.ст., мм вод.ст., psi и других. При использовании внесистемных единиц рекомендуется записывать в скобках значения давления в единицах СИ в соответствии с [1].

4 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:

4.1 постоянное давление: Давление, не изменяющееся или плавно изменяющееся во времени со скоростью не более 1% диапазона показаний в секунду.

4.2 переменное давление: Давление, плавно и многократно возрастающее и убывающее по любому периодическому закону со скоростью от 1 до 10% диапазона показаний в секунду.

4.3 нормальное рабочее положение манометра: Положение манометра с отклонением от вертикали не более 5° в любую сторону.

4.4 номинальная функция преобразования: Расчетная зависимость вида


,

где - показания шкалы или дисплея манометра;


- номинальная функция преобразования манометра.

- измеряемое давление на входе манометра в нормальных условиях.

Примечание - В настоящем стандарте рассматривается только линейная номинальная функция преобразования.

4.5 действительная функция преобразования: Экспериментально определенная с помощью эталона реальная зависимость показаний манометра от измеряемого давления.

4.6 диапазон показаний манометра: Область значений шкалы стрелочного манометра, ограниченная начальным и конечным значениями шкалы, или крайние значения показаний дисплея цифрового манометра.

4.7 диапазон измерений манометра: Множество значений давления, которые могут быть измерены данным манометром с указанными показателями точности при определенных условиях.

Примечание - Диапазон показаний и диапазон измерений равны, если метрологические характеристики манометра нормируются во всем диапазоне показаний.

4.8 избыточное давление: Давление, превышающее окружающее давление, которое принимают за опорное.

4.9 отрицательное избыточное (вакуумметрическое) давление: Давление, не превышающее окружающее давление, которое принимают за опорное.

4.10 окружающее давление: Давление среды, окружающей манометр в месте и в момент измерений; может быть равно атмосферному давлению.

4.11 опорное значение величины: Значение величины, которое используют в качестве основы для сопоставления со значениями величин того же рода.

4.12 испытания в целях утверждения типа: Комплекс испытаний, включающих экспериментальное определение количественных и (или) качественных свойств манометров, как результата воздействия на него внешних факторов, проводимых для определения соответствия манометра требованиям действующих нормативных документов и технической документации изготовителя в целях утверждения типа.

Примечание - К манометрам одного типа относятся манометры, имеющие одинаковые назначение, конструкцию, принцип действия и выпускающиеся по одной технической документации и технологии.

4.13 калибровка манометров: Совокупность операций, устанавливающих соотношение между значением величины, полученным с помощью данного манометра, и соответствующим значением величины, определенным с помощью эталона, с целью определения метрологических характеристик этого манометра.

4.14 поверка манометров: Установление официально уполномоченным органом пригодности средства измерений к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям.

4.15 класс точности манометра: Обобщенная характеристика данного типа манометров, как правило, отражающая их уровень точности и выражаемая точностными характеристиками средств измерений.

4.16 погрешность манометра: Разность между показанием манометра и известным опорным (действительным) значением.

4.17 основная погрешность манометра: Погрешность манометра, применяемого в нормальных условиях.

4.18 дополнительная погрешность манометра: Составляющая погрешности манометра, возникающая дополнительно к основной погрешности вследствие отклонения какой-либо из влияющих величин от нормального ее значения или вследствие ее выхода за пределы нормальной области значений.

4.19 систематическая погрешность манометра: Составляющая погрешности манометра, принимаемая за постоянную или закономерно изменяющуюся при повторных измерениях одной и той же величины.

4.20 случайная погрешность манометра: Составляющая погрешности манометра, изменяющаяся случайным образом

4.21 абсолютная погрешность: Погрешность СИ, выраженная в единицах измеряемой величины.

Примечание - Абсолютная погрешность манометра это:

- наибольшее инструментальное смещение ([2] 7.21) или наибольшая разность между средними значениями действительной функции преобразования и значениями номинальной функции преобразования манометра при одном и том же значении измеряемого давления, выраженная в единицах давления (используется при испытаниях или калибровке);

- наибольшая разность между измеренным значением и показанием эталона при одном и том же значении измеряемой величины, выраженная в единицах давления при поверке.

4.22 приведенная погрешность манометра: Абсолютная погрешность манометра, выраженная в процентах от нормирующего значения - диапазона показаний манометра.

Примечание - Диапазон показаний для мановакуумметров и тягонапоромеров - сумма модулей диапазонов показаний в области положительного и отрицательного избыточного давления

4.23 относительная погрешность манометра: Абсолютная погрешность манометра, выраженная в процентах от нормирующего значения - текущего показания манометра.

4.24 комбинированная погрешность манометра: Форма выражения погрешности манометра, содержащая одновременно абсолютную и (или) относительную и (или) приведенную погрешности.

4.25 основная погрешность манометра: Составляющая погрешности манометра, применяемого в нормальных условиях.

4.26 дополнительная погрешность манометра: Составляющая погрешности манометра, возникающая дополнительно к основной погрешности вследствие отклонения какой-либо из влияющих величин от нормального ее значения или вследствие ее выхода за пределы нормальной области значений.

4.27 инструментальная неопределенность манометра: Составляющая неопределенности измерений, обусловленная применяемым манометром при калибровке и испытаниях в целях утверждения типа.

4.28 стандартная инструментальная неопределенность: Неопределенность результата измерений, выраженная в виде среднего квадратического отклонения (СКО).

4.29 суммарная стандартная инструментальная неопределенность: Стандартная неопределенность результата измерений, полученного через значения других величин, равная положительному квадратному корню суммы членов, причем члены являются дисперсиями или ковариациями этих других величин, взвешенными в соответствии с тем, как результат измерений изменяется при изменении этих величин.

4.30 расширенная неопределенность показаний манометра: Величина, определяющая интервал вокруг результата измерений, в пределах которого находится большая часть распределения значений, которые с достаточным основанием могли бы быть приписаны измеряемой величине.

В настоящее время на судах флота отрасли внедряются современные средства измерения. Эта работа направлена на повышение качества определения контролируемых параметров.

Производится замена эксплуатируемых в отрасли импортных средств измерений на отечественные аналоги.

Для обеспечения достоверности всей получаемой информации средства измерений систематически подвергаются государственной или ведомственной поверке, благодаря чему устанавливается их пригодность к эксплуатации.

Контролируются правильность применения измерительной техники, соблюдение государственных и отраслевых стандартов и другой нормативно-технической документации, регламентирующей организацию эксплуатации средств измерений на судах.

Ежегодно рыбопромысловый флот пополняется судами с повышенной степенью автоматизации. В их числе БМРТ типа "Прометей", РТМ-С типа "Горизонт", СТМ типа "Орленок", TP типа "50 лет СССР", ТСМ типа "Атлантик" и др. Установленные на них новые системы управления, контроля и защиты требуют более качественной технической подготовки обслуживающего персонала, новых технологий и средств измерений.

Большая разнотипность судовых средств измерений как отечественных, так и импортных затрудняет их эксплуатацию и ремонт. При этом квалификация кадров недостаточна для обеспечения эксплуатации современной техники, что также создает определенные трудности.

Имеют место случаи, когда некоторые измерительные приборы не проверяются из-за сложности их демонтажа, при выполнении которого не исключены случаи механических повреждений как самих приборов, так и соединительных линий кабельных трасс. Судовые расходомеры и отдельные типы импортных измерительных приборов не поверяются из-за неподготовленности лабораторий государственного надзора и ведомственных служб.

Один из недостатков в организации метрологического обеспечения судов - неудовлетворительная организация транспортировки на поверку и из поверки манометрических и электрических приборов. Часто их перевозят в неподходящей для этого таре, даже в мешках навалом. В результате возникают неисправности, появляются механические повреждения, которые остаются не выявленными, так как приборы не проходят контрольной проверки на судах перед установкой и во время эксплуатации.

Плохо, что руководство флотов до сих пор еще не организовало изготовление необходимой тары (контейнеров), исключающей механические повреждения при перевозках измерительных приборов.

Следует иметь ввиду, что приборы, с помощью которых определяется давление (манометры, мановакуумметры), составляют более 50 %, а электрические измерительные - общего числа измерительных приборов, установленных на судах.

Согласно Положению о проведении поверки средств измерений, манометры всех типов подлежат государственной и ведомственной поверкам ежегодно.

На основании ГОСТ 8.513-84 ведомственной метрологической службе разрешается устанавливать межповерочные интервалы для рабочих средств измерений, подлежащих ведомственной поверке в зависимости от фактической стабильности показаний, условий эксплуатации и степени загруженности, а также значимости результатов измерений, с расчетом обеспечения исправности средств измерений на период между поверками.

Практика эксплуатации манометров на судах показывает, что в зависимости от их вида могут быть установлены следующие межповерочные интервалы:

  • один раз в год;
  • один раз в два года;
  • не подлежащие поверке (индикаторные).

Такое разделение в значительной степени облегчит работу эксплуатационников, выполняющих демонтаж и монтаж манометров, перевозку их на поверку и с поверки, сократит дефекты и неисправности приборов, возникающие при демонтаже приборов и транспортировке и др.

С поступлением на эксплуатацию манометров с оцифровкой шкал в международных единицах (паскалях) появились значительные трудности в их освоении из-за отсутствия методических пособий, недостаточного опыта их эксплуатации. В связи с этим имеются случаи замены их на манометры с оцифровкой в старых единицах (кгс/см 2 ).

Для облегчения освоения манометров с оцифровкой шкал в новых международных единицах и исключения ошибок в измерении предлагается нанести на шкалу дополнительную (ориентировочную) оцифровку в старых единицах (кгс/см 2 ) красным цветом без дополнительной поверки манометров в старых единицах (см. рисунок).

Второе место по количеству установленных на судах средств измерений занимают электроизмерительные приборы с классом точности не ниже 2,5, что позволяет производить измерения с достаточным запасом точности, который требуется при эксплуатации судового электрооборудования.

Технические службы флотов на основании многолетнего опыта эксплуатации и заключений механико-судовых служб считают целесообразным увеличить межповерочный интервал для большинства электроизмерительных приборов с двух до четырех лет и проводить поверку приборов во время освидетельствования судов Регистром СССР.

Электроизмерительный прибор


Электроизмерительный прибор

Поверка электроизмерительных приборов также требует большого объема монтажных работ из-за наличия на судах автоматизированных систем, а транспортировка приборов на поверку и с поверки приводит к нарушению регулировки их механизма. На основании вышеизложенного следует установить три межповерочных интервала для электроизмерительных приборов в зависимости от вида: один раз в два года; один раз в четыре года; не подлежащие поверке (индикаторные).

На наш взгляд, установленные Госстандартом СССР более десяти лет назад межповерочные интервалы на средства измерений устарели.

Многолетний опыт эксплуатации средств измерений на судах флота показывает, что по ряду приборов можно увеличить межповерочные интервалы в 2 раза и более. Что касается приборов, работающих в режиме индикаторов, поверку их следует проводить только после ремонта.

Увеличение межповерочных интервалов для большинства средств измерений приведет к значительному сокращению расходов на поверку и преждевременный ремонт, что также необходимо учитывать при переходе на хозрасчет.

Судовая администрация, механики и электромеханики высказываются за проведение на судах данной работы.

Метрологическая служба института "Гипрорыбфлот" ведет важную и нужную для флота отрасли исследовательскую работу по выявлению средств измерений на судах, срок поверки которых может быть увеличен, не требующих оценки контролируемых ими параметров в единицах физических величин с нормированной точностью, работающих в режиме индикаторов.

Безусловно, следует учитывать особенности работы судовых приборов, поскольку в отличие от береговых они имеют малую наработку.

Так, крайне низкую наработку имеет гидравлическое оборудование палубных механизмов, а следовательно, и нет необходимости в частых проверках контролирующих их работу средств измерений.

Если приборы на пультах управления главными двигателями, манометры на котлах и сосудах под давлением необходимо проверять ежегодно, а электрические приборы на ГРЩ - один раз в два года, то манометры на большинстве насосов машинного отделения, установленные только для наблюдения за изменением физических величин без оценки их значений с нормированной точностью, могут вообще не проверяться.

Манометры и амперметры на пультах управления вспомогательными механизмами целесообразно также отнести к разряду индикаторов.

Следует иметь ввиду, что на современных судах предусматривается сокращение численности экипажа в связи с автоматизацией и механизацией, что сужает возможность для производства визуального замера параметров с помощью средств измерений.

Отдельные средства измерений, как, например, индикаторы мощности (ваттметры), по своему режиму вообще не подлежат поверке, так как служат для приближенного контроля.

К разряду индикаторов можно отнести приборы, предназначенные для измерения величин с точностью ±10 %, служащие для наблюдения за изменением физических величин и контроля за ходом технологического процесса.

На наш взгляд, значительное количество средств измерений можно перевести в режим индикаторов. Данную работу предполагается выполнить по каждому типу судна метрологами совместно с судовыми специалистами по заведованиям.

На судне ответственность за средства измерений возложена на 2-го механика и электромеханика, контроль - на старшего механика.

Выполнение указанной работы рекомендуется записывать в ведомость с содержанием следующих сведений:

1) наименование средств измерений, тип, заводской номер;

2) измеряемый параметр, необходимая точность, назначение;

3) периодичность предлагаемой ведомственной поверки.

Для средств измерений, переводимых в режим индикаторов, составляется отдельная ведомость, где третьим пунктом записывается контроль исправности и производится аттестация мест измерения, а не самих приборов. На штатном месте индикатора рядом с прибором проставляется трафаретом буква "И", что значит "индикатор", аналогичная маркировка ставится на стекле и корпусе прибора размером оттиска поверительного клейма.

Контроль исправности индикаторов рекомендуется проводить одновременно с диагностикой технического состояния прибора, для наблюдения за работой которого он установлен. При этом следует обратить внимание на внешний вид индикатора, проверить его работоспособность на штатном месте (рабочем режиме), а также установкой на "О", сравнить показания с другими дублирующими или переносными рабочими средствами измерений.

Отметку о проверке технического средства в журнале заведования (рабочей тетради) или ином учетном документе следует считать результатом одновременного контроля исправности индикатора.

Особого внимания заслуживает эксплуатация на судах устройств для измерения массы, метрологическое обеспечение которых не отвечает элементарным требованиям, поскольку их поверка осуществляется не в морских условиях.

Поверка обычных торговых весов, применяемых на судах, не обеспечивает необходимую точность взвешивания* а несовершенство конструкции и защиты от интенсивного воздействия агрессивной морской среды приводит к выходу их из строя раньше гарантийного срока.

В реальных условиях эксплуатации для исключения рекламаций от торговых организаций из-за неточности взвешивания судовладельцы несколько завышают массу рыбопродукции. Погрешность взвешивания компенсируется существенным перевложением рыбы. Этому способствует также высокий темп проведения ручного взвешивания массы рыбопродукции на судне.

Не лучшим образом обстоит дело и на линиях изготовления пресервов, где применяются настольные гиревые или циферблатные весы, также не приспособленные для эксплуатации в судовых условиях, их погрешность взвешивания еще больше, а надежность меньше.

Применяемые в настоящее время на судах ФРП весовые устройства (типов РНЗ-2, ВНО-20, РП-100-И13; РП-200-Ш13 и др.) не пригодны к эксплуатации в море, реагируют на качку и подвержены сильной коррозии.

Давно встал вопрос о доработке типовых судовых весов, так как они в морских условиях являются не весовыми, а дозирующими устройствами.

Некоторые весовые устройства, применяемые на судах ФРП, не имеют технической и эксплуатационной документации из-за отсутствия установленного порядка приобретения и ввода в эксплуатацию импортных весовых устройств. Необходимо, на наш взгляд, провести государственные испытания наиболее перспективных импортных весов морского исполнения, которые могут быть взяты за основу для разработки и изготовления Минприбором отечественных аналогов.

В 1981 г. на суда Минрыбхоза СССР поступили дозировочные устройства типа CP3-044-238 болгарского производства, предназначенные для дозирования свежей рыбы массой от 7 до 13 кг в металлических противнях. Они надежны в эксплуатации и имеют исключительно простую конструкцию, по техническим характеристикам отвечают требованиям НТД на изделия (допустимое отклонение +50 г).

ПТО "Севтехрыбпром" провело работу по доводке этих дозирующих устройств, разработало инструкторско-технологическую документацию на привязку этих устройств к технологическим линиям на судах типов "Алтай" и "Горизонт", применив в зависимости от типов судов опрокидывающие стационарные лотки или подвесные бункеры с закрывающимися шторками. Кроме того, разработана и утверждена Мурманской лабораторией Госнадзора методика проведения аттестации этих устройств в береговых условиях.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время флот рыбной промышленности практически не имеет весовых устройств в морском исполнении.

Поэтому считаем необходимым в ближайшие годы на основании накопленного практического опыта разработать программу создания и освоения весового судового устройства (комплекса) для измерения массы в морских условиях.

С учетом сравнительно небольшой потребности ФРП в судовых взвешивающих устройствах (около 2000 шт. каждого типа) считаем целесообразным в основу этой программы положить создание типового унифицированного устройства (единая системная база), предназначенного для автоматического дозирования и взвешивания массы как на судах, так и на береговых предприятиях. В этом случае весы в судовом исполнении должны иметь дополнительную приставку, учитывающую погрешность от качки. Такое решение позволит перейти от мелкосерийного производства к серийному и решить важные вопросы унификации (обслуживание, ремонт, обеспечение запасными частями), а также резко снизить их стоимость и повысить надежность, расширить возможность автоматизации взвешивания и дозирования с выходом на АСУТП.

Классификация судов осуществляется в соответствии с классификацией водных бассейнов.


  • в бассейнах разрядов "Л", "Р" и "О" волны 1%-ной обеспеченности высотой соответственно 0,6, 1,2 и 2,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени;

  • в бассейнах разряда "М" волны 3%-ной обеспеченности высотой 3,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени.

Основными символами в формуле класса судов внутреннего плавания являются буквы "Л", "Р", "О" и "М", определяющие конструктивные особенности судна и разряд водного бассейна, в котором допускается его эксплуатация.

Основными символами в формуле класса судов смешанного (река - море) плавания являются буквенные сочетания "О-ПР", "М-ПР" и "М-СП", определяющие конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в морских районах.

^ Таблица 1 – Характеристики нормативных высот волн применительно к основному символу класса судна


Основной символ класса

Нормативная высота волны, м

Обеспеченность высот волн, %

Суммарная повторяемость, %

«Л»

0,6

1

≤ 4

«Р»

1,2

1

≤ 4

«О»

2,0

1

≤ 4

«М»

3,0

3

≤ 4

«О-ПР»

2,0

3

≤ 5

«М-ПР»

2,5

3

≤ 5

«М-СП»

3,5

3

≤ 5

7.5. В зависимости от конструктивных особенностей судна основной символ класса в формуле класса дополняется следующими символами:

1) для судов, построенных под техническим наблюдением Речного Регистра или другой признанной Речным Регистром классификационной организации, - символом + , который ставится перед основным символом, например, "+О";

2) непосредственно после основного символа класса вносится допускаемая при эксплуатации высота волны в метрах с точностью до первого знака после запятой, например, "+O1,5".

Для высокоскоростных судов: глиссеров, судов на подводных крыльях (СПК), судов на воздушной подушке (СВП), а также экранопланов ограничения по высоте волны записываются в виде дроби, в числителе которой указывается высота волны при движении судна в водоизмещающем состоянии, а в знаменателе - в эксплуатационном режиме. После дроби указывается тип судна по принципу движения, например, "Х P1,2/0,8 глиссер", "+ О2,0/1,2 СПК", "+ О2,0/1,5 СВП", "+ P1,2/0,4 экраноплан";

3) для судов, имеющих специальные ледовые усиления, после значения высоты волны записываются заключенные в скобки слово "лед" и толщина мелкобитого зимнего льда в сантиметрах, установленная Речным Регистром при согласовании проекта судна, например, "+О (лед 20)". В формулу класса ледоколов вносится слово "ледокол";

4) для судов, оборудованных средствами автоматизации в соответствии с правилами, после всех символов, указанных в подпунктах 1-3 данного пункта, вносится буква "А", например, "+O2,0 (лед 20) А";

5) если судно или его отдельные элементы не в полной мере соответствуют правилам, не проверены практикой эксплуатации, но допущены Речным Регистром к эксплуатации как экспериментальные с целью их изучения и проверки, в формулу класса перед символом вносится символ + "Э", например, "Э+О2,0 (лед 20) А".

При удовлетворительных результатах испытаний, эксплуатации и освидетельствований судна с экспериментальным классом символ "Э" из формулы класса может быть исключен.

7.6. Речной Регистр может исключить или изменить в формуле класса тот или иной символ при изменении или нарушении условий, послуживших основанием введения в формулу класса данного символа.

7.7. Речной Регистр присваивает класс судну при первоначальном освидетельствовании, подтверждает, возобновляет или восстанавливает его при других видах освидетельствований. Присвоение, возобновление или восстановление класса судну удостоверяются выдаваемым на судно классификационным свидетельством.

7.8. Класс судна, эксплуатируемого постоянно в бассейне данного разряда, должен быть не ниже разряда этого бассейна.

7.9. Судно внутреннего плавания, имеющее годное техническое состояние, может быть признано пригодным к эпизодическому плаванию (нерегулярной эксплуатации) в бассейне более высокого разряда при условии выполнения дополнительных требований по конструкции, надводному борту, оборудованию, снабжению, а также ограничений по району плавания, ветро-волновому режиму, сезонности, ледовым условиям и т.п.

7.10. Речной Регистр по заявке судовладельца проводит переклассификацию судов в случае необходимости изменения основного символа класса в формуле класса или типа и назначения судна.

1. В названии нет вопроса
Каждое название должно быть коротким вопросом.

Добрый день!
Возник вопрос о сроках проверки /вилке/ различного оборудования на судне/спасательного, противопожарного и т.д/ от официального регистрового. Может быть кто-то сталкивался и где это можно посмотреть?

We can not direct the wind, but we can adjust our sails !
Сам себя не похвалишь - никто тебя не похвалит!
С уважением, искренне Ваш nuevemarino!

Да, согласен, но в PMS тоже откуда то берут период проверки до официального наверное это должно быть в каких то документах

We can not direct the wind, but we can adjust our sails !
Сам себя не похвалишь - никто тебя не похвалит!
С уважением, искренне Ваш nuevemarino!

andrey4
Инструкция производителя. Международные документы: SOLAS, LSA/FFA code. Национальные документы: требования флага/регистра.

Удивительно читать такие вопросы от старшего помощника.

А что удивительного , судно в заводе (новострой)-собираются выгнать пароход, проверки заканчиваются в сентябре и завод не хочет их делать вот и вопросы возникают кто и за чей счет будет делать. Завод всячески отказывается и требует официальную бумагу.

Добавлено спустя 7 минут 27 секунд:
А что удивительного , судно в заводе (новострой)-собираются выгнать пароход, проверки заканчиваются в сентябре и завод не хочет их делать вот и вопросы возникают кто и за чей счет будет делать. Завод всячески отказывается и требует официальную бумагу.

Добавлено спустя 4 минуты 51 секунду:
Да и спрашиваю не о сроках проверки а о вилке по проверке (например можно проверить за месяц до срока) но про это хотелось бы узнать из офф источников (вопрос в оплате). Пока пароход в заводе можно заставить завод, а потом это проблема владельца

Поскольку судно предъявляется Регистру, то нормы устанавливает Регистр. Насколько я помню старые времена, наши суда предъявлялись Регистру по выходу из ремонта, но предъявлял их экипаж (судовладелец). Важные механизмы предъявляло судоремонтное предприятие, в процессе ремонта, но их предъявления не имели отношения к судоэкипажу. Вообще в любой Компании есть какие то технические представители. Этот вопрос обычно входит в их компетенцию.

We can not direct the wind, but we can adjust our sails !
Сам себя не похвалишь - никто тебя не похвалит!
С уважением, искренне Ваш nuevemarino!

Я имел ввиду ежегодные проверки у которых входят сроки в ближайшие месяцы, предыдущие делал завод , а вот до следующих может выгнать и хотелось бы их заставить все сделать до выхода.

Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций

Дата введения 1997-07-01

1. РАЗРАБОТАНЫ ЗАО "Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (ЦНИИМФ)

Зам. генерального директора, доктор технических наук С.Н.Драницын

Зав. отделом стандартизации А.П.Вольваченко

Руководитель разработки, канд. техн. наук А.Н.Неелов

кандидаты технических наук Брикер А.С. (Часть II), Левин Б.М. (Часть IV), Неелов А.Н. (Части I, III), Смольник А.Ю. (Часть V), Сорокин В.А. (Части VII, VIII), Филимонов В.Д. (Часть VI).

2. ВНЕСЕНЫ Департаментом мореплавания Службы морского флота Министерства транспорта РФ

Заместитель начальника Д.Д.Анисин

3. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Службой морского флота Министерства транспорта Российской Федерации

Первый заместитель министра В.Л.Быков

3. ВВОДЯТСЯ ВЗАМЕН:

РД 31.21.30-83. Правила технической эксплуатации судовых технических средств.

РД 31.21.65-84. Правила технической эксплуатации закрытий судовых грузовых люков.

РТМ 31.2003-77. Корпус, помещения, системы и устройства судна. Правила технической эксплуатации.

1. Область применения

Настоящие Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций (в дальнейшем - Правила) содержат требования к техническому использованию и техническому обслуживанию корпуса, систем, устройств, агрегатов и механизмов судов морского флота Российской Федерации, направленные на предотвращение отказов и тем самым на обеспечение безопасности людей, судна, перевозимого груза и охраны окружающей среды.

Знание и исполнение Правил обязательно для членов экипажей морских судов и должностных лиц судовладельца. Объем необходимых знаний каждого конкретного члена экипажа судна и должностного лица судовладельца в зависимости от занимаемой должности, типа и конструктивных особенностей судов определяет судовладелец. Типовой перечень лиц, обязанных полностью или частично знать Правила, приведен в Приложении "А".

Настоящие Правила не охватывают технические средства радиосвязи и навигации.

Правила не распространяются на ядерные паропроизводящие установки.*

* Текст настоящего документа разбит на части, обозначенные римскими цифрами. При ссылках на отдельные пункты номер части не указывается, если пункт находится в пределах той же части. В противном случае дополнительно указывается номер части.

2. Нормативные ссылки

В настоящих Правилах использованы ссылки на следующие нормативные документы:

2.1. Устав службы на морских судах России.

2.4. Наставление по борьбе за живучесть на судах морского флота.

2.5. Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации. Российский Морской Регистр судоходства. (Регистр).

2.6. Правила классификации и постройки морских судов. Регистр.

2.7. Правила по оборудованию морских судов. Регистр.

2.8. Правила по грузоподъемным устройствам морских судов. Регистр.

2.9. Правила о грузовой марке морских судов. Регистр.

2.12. Правила морской перевозки опасных грузов (правила МОПОГ). РД 31.15.01-89.

2.13. Комплексная система технического обслуживания и ремонта судов. Основное руководство. РД 31.20.50-87.

2.14. Методика дефектации морских транспортных судов (ЦНИИМФ)

2.17. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ). IMO.

2.18. Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов. IMO.

2.19. Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих палубные лесные грузы. IMO.

2.20. Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза. IMO.

2.21. Международный кодекс по безопасной перевозке зерна насыпью. IMO.

2.22. Международный кодекс по газовозам (МКГ). IMO.

2.23. Международный кодекс по химовозам (МКХ). IMO.

2.24. Кодекс по безопасной перевозке химически активных грузов наливом. IMO.

2.25. Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС). IMO.

Часть I. Общие требования к технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций

1. Общие положения

1.1. Техническая эксплуатация судовых технических средств и конструкций (СТСиК) должна производиться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и требованиями настоящих Правил. В тех случаях, когда инструкции заводов-изготовителей не согласуются с отдельными положениями Правил, должны выполняться требования инструкций.

1.2. При отсутствии инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации СТСиК и в случае необходимости развития и детализации требований, изложенных в Правилах, судовладелец обязан обеспечить разработку инструкций.

1.3. Судовладелец имеет право при наличии достаточных технических обоснований заменять или дополнять отдельные положения инструкций завода-изготовителя. Если изменения касаются документации, согласованной с органами надзора, должно быть получено заключение этих органов на изменение.

В гарантийный период эксплуатация СТСиК должна осуществляться только в строгом соответствии с инструкциями и рекомендациями изготовителя.

1.4. Все операции, связанные с вводом в действие, изменением режимов работы, выводом из действия, проворачиванием и разборкой технических средств, должны производиться с разрешения, по указанию или с извещением должностных лиц (капитана, вахтенного помощника капитана, старшего механика, вахтенного механика, ответственного по заведованию), если это предусмотрено соответствующими пунктами Правил или другими документами, регламентирующими действия судового экипажа. Необходимо помнить, что несогласованный ввод в действие, изменение режима работы, остановка или разборка технического средства могут привести к непредсказуемым последствиям.

1.5. Все действия, связанные с техническим использованием, обслуживанием и ремонтом СТСиК, должны регистрироваться вахтенным механиком в машинном журнале в соответствии с инструкцией по его ведению.

1.6. На судне должен быть организован учет технического состояния СТСиК, а также учет наличия и движения сменно-запасных частей и предметов материально-технического снабжения по заведованиям. Порядок учета и формы учетных документов устанавливает судовладелец.

2. Общие требования к техническому использованию СТСиК

2.1. Подготовка к действию и ввод в действие (пуск)

2.1.1. Подготавливать и вводить в действие допускается только исправные технические средства. При неисправном состоянии технического средства должна быть вывешена предупредительная табличка: "Неисправность! Ввод в действие запрещен".

2.1.2. Подготовка технических средств к действию должна включать тщательный наружный осмотр. Необходимо убедиться в отсутствии посторонних предметов и в том, что включению и пуску ничто не препятствует.

2.1.3. Предохранительные устройства, если они имеются, должны быть на штатных местах и исправны. Запрещается вводить в действие техническое средство с отключенными или неисправными предохранительными устройствами.

2.1.4. Штатные контрольно-измерительные приборы (КИП) должны быть без видимых повреждений. Подготовка к работе и работа технических средств при отсутствии штатных приборов или при неисправном их состоянии запрещается. На шкалах приборов должны быть нанесены метки, указывающие предельные значения измеряемого параметра и при необходимости запретные зоны работы.

2.1.5. Во время подготовки СТСиК необходимо:

.1 снять стопоры, чехлы и временные закрытия, препятствующие нормальной работе;

.2 проверить соответствие положения всех управляющих органов, клапанов, кранов, задвижек, переключателей и т.д. режиму пуска технического средства;

.3 подать смазку ко всем трущимся частям в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Убедиться в наличии достаточного количества масла во всех системах и устройствах смазки (маслосборниках, лубрикаторах, масляных ваннах и т.д.);

.4 при наличии системы охлаждения подать воду или убедиться в достаточности ее количества в системе.

2.1.6. В случаях, предусмотренных инструкцией по эксплуатации, до пуска следует провернуть механизм, машину или агрегат вручную или валоповоротным устройством. Убедиться в отсутствии заеданий и посторонних звуков.

2.1.7. При подготовке автоматизированных технических средств к действию после продолжительного нерабочего периода должна быть проверена работоспособность средств автоматизации, включая средства аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.

2.1.8. Резервные технические средства должны быть исправными. При подготовке к работе установки с автоматически запускающимися резервными техническими средствами должна быть обеспечена и проверена их постоянная готовность к пуску.

2.1.9. Ввод в действие (пуск) технического средства допускается только после выполнения всех операций по подготовке, предусмотренных инструкциями по эксплуатации, исключая экстренные случаи, связанные с предотвращением аварии. В последнем случае должны быть выполнены подготовительные операции, обеспечивающие действие технического средства (снятие ограничителей, подача электропитания и рабочих сред: масла, воды, топлива, а также выполнение необходимых переключений в системах, связанных с техническим средством, отключение при необходимости автоматической защиты). Об экстренной подготовке и вводе в действие СТСиК делается запись в машинном журнале с указанием ответственного лица, давшего это распоряжение.

2.1.10. Если при пуске агрегата от окружающих требуется особое внимание, то о пуске такого агрегата должно быть сделано соответствующее предупреждение. На входах в помещения, где расположены автоматически или дистанционно запускающиеся механизмы, должна быть предупреждающая надпись: "Внимание! Механизмы запускаются автоматически".

2.1.11. После ввода в действие (пуска) СТСиК необходимо проверить показания всех контрольно-измерительных приборов и в случае необходимости отрегулировать нагрузку и параметры рабочих сред, а также убедиться в отсутствии ненормальных шумов, стуков и вибрации. Убедиться в исчезновении световых и звуковых аварийных сигналов, когда контролируемые параметры достигнут рабочих значений.

2.1.12. В случае появления при пуске аварийно-предупредительных сигналов, ненормальных шумов, стуков или вибрации, а также при выходе значений контролируемых параметров за допустимые пределы техническое средство должно быть выведено из действия (остановлено) для выяснения и устранения причин неисправности.

2.2. Обслуживание во время работы

2.2.1. Режим работы технических средств должен устанавливаться с учетом условий эксплуатации таким образом, чтобы значения контролируемых параметров не выходили за установленные пределы.

2.2.2. Во время действия технических средств должен вестись контроль за их работой по показаниям контрольно-измерительных приборов и сигналам аварийно-предупредительной сигнализации, а также путем осмотра, прослушивания и ощупывания. Периодичность контроля устанавливается инструкциями по эксплуатации. При отсутствии указаний в инструкции периодичность должна быть установлена старшим или вахтенным механиком с учетом назначения технического средства, его надежности, а также наличия устройств аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.

2.2.3. При использовании для охлаждения технического средства забортной воды необходимо следить за тем, чтобы ее температура на выходе не превышала 55 °С во избежание интенсивного солеотложения в полостях охлаждения.

2.2.4. В случае остановки или изменения режима работы технического средства вследствие срабатывания автоматической защиты должно быть введено в действие резервное техническое средство (при наличии). Ввод в действие остановленного технического средства или восстановление режима его работы допускается только после тщательного выявления и устранения всех причин, вызвавших срабатывание защиты.

2.2.5. Необходимо периодически сличать показания контрольно-измерительных приборов на пульте дистанционного управления с показаниями приборов, установленных непосредственно на техническом средстве.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: