Специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам это

Обновлено: 10.05.2024

Внести в Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4159; 2017, N 50, ст. 7562; 2018, N 11, ст. 1575; N 42, ст. 6378) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 9 дополнить пунктом 33 следующего содержания:

"33) пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни и здоровья граждан и (или) военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, территорий (акваторий) охраняемых войсками национальной гвардии объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, собственных объектов войск национальной гвардии, над местами выполнения войсками национальной гвардии служебно-боевых задач. Такое пресечение осуществляется посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов. Порядок принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в указанных целях, а также перечень должностных лиц войск национальной гвардии, уполномоченных на принятие такого решения, определяется руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.";

а) часть 1 дополнить пунктом 12 следующего содержания:

"12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 33 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.";

б) часть 2 дополнить пунктом 16 следующего содержания:

"16) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам - в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.";

3) часть 1 статьи 21 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

"10) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 33 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.";

4) часть 1 статьи 22 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 33 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.".

Внести в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1316; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 16, ст. 1796; N 30, ст. 3613; 2000, N 26, ст. 2730; 2001, N 11, ст. 1002; 2009, N 39, ст. 4537; 2011, N 7, ст. 901; 2013, N 14, ст. 1645; 2017, N 1, ст. 44) следующие изменения:

1) статью 12 дополнить частью шестой следующего содержания:

"При осуществлении охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы в целях защиты жизни и здоровья граждан, работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, от противоправных действий допускается пресечение нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над исправительными учреждениями, следственными изоляторами уголовно-исполнительной системы и прилегающими к ним территориями, на которых установлены режимные требования, посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов. Порядок принятия решения о пресечении указанных противоправных действий, а также перечень должностных лиц уголовно-исполнительной системы, уполномоченных на принятие такого решения, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.";

а) часть первую дополнить пунктом 13 следующего содержания:

"13) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над исправительными учреждениями, следственными изоляторами уголовно-исполнительной системы и прилегающими к ним территориями, на которых установлены режимные требования, в целях, предусмотренных частью шестой статьи 12 настоящего Закона.";

б) часть вторую дополнить пунктом 12 следующего содержания:

"12) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам - в случаях, предусмотренных пунктом 13 части первой настоящей статьи.";

3) часть первую статьи 31 2 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над учреждениями, исполняющими наказания, следственными изоляторами уголовно-исполнительной системы, прилегающими к ним территориями, на которых установлены режимные требования, в целях, предусмотренных частью шестой статьи 12 настоящего Закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве над указанными учреждениями невозможно.".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2000, N 1, ст. 9; 2003, N 2, ст. 156; N 27, ст. 2700; 2006, N 17, ст. 1779; N 31, ст. 3452; 2007, N 31, ст. 4008; 2008, N 52, ст. 6235; 2010, N 31, ст. 4207; 2011, N 29, ст. 4282; N 50, ст. 7366; 2013, N 19, ст. 2324; N 27, ст. 3477; N 51, ст. 6689; 2014, N 19, ст. 2335; 2016, N 1, ст. 88; 2018, N 11, ст. 1591) следующие изменения:

1) часть первую статьи 13 дополнить пунктом "з 3 " следующего содержания:

"з 3 ) пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечения проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий, а также в случаях, указанных в статьях 14 3 и 14 5 настоящего Федерального закона. Такое пресечение осуществляется посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов. Порядок принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в указанных целях, а также перечень должностных лиц органов федеральной службы безопасности, уполномоченных на принятие такого решения, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;";

2) часть третью статьи 14 3 дополнить пунктом "д" следующего содержания:

"д) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом "з 3 " части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.";

3) часть первую статьи 14 5 дополнить пунктом "л" следующего содержания:

"л) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом "з 3 " части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.".

Статья 3

Статью 6 Федерального закона от 10 января 1996 года N 5-ФЗ "О внешней разведке" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 143; 2011, N 50, ст. 7366; 2016, N 28, ст. 4558; 2018, N 11, ст. 1591) дополнить частью четвертой следующего содержания:

"Служба внешней разведки Российской Федерации вправе пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над территориями ее объектов в целях защиты своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз. Такое пресечение осуществляется посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов. Порядок принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в указанных целях, а также перечень должностных лиц Службы внешней разведки Российской Федерации, уполномоченных на принятие такого решения, определяется руководителем Службы внешней разведки Российской Федерации.".

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2594; 2011, N 50, ст. 7366; 2017, N 27, ст. 3945; 2018, N 11, ст. 1591) следующие изменения:

1) статью 15 дополнить подпунктом 10 4 следующего содержания:

"10 4 ) пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов.

Порядок принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в указанных целях, а также перечень должностных лиц органов государственной охраны, уполномоченных на принятие такого решения, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;";

2) абзац седьмой пункта 1 статьи 26 изложить в следующей редакции:

"6) необходимости пресечь движение транспортного средства или иного объекта в целях, предусмотренных подпунктом 10 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.";

3) подпункт 1 пункта 2 статьи 27 изложить в следующей редакции:

"1) для пресечения движения транспортного средства или иного объекта в целях, предусмотренных подпунктом 10 4 статьи 15 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их движение не представляется возможным;".

Статья 5

Внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3881; 2013, N 14, ст. 1645; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; 2014, N 6, ст. 566; N 42, ст. 5615; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 31, ст. 4821; N 50, ст. 7562; 2018, N 1, ст. 26; N 11, ст. 1591; N 32, ст. 5076; 2019, N 42, ст. 5802) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 13 дополнить пунктом 40 следующего содержания:

"40) пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. Такое пресечение осуществляется посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов. Порядок принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в указанных целях, а также перечень должностных лиц полиции, уполномоченных на принятие такого решения, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.";

а) часть 1 дополнить пунктом 12 следующего содержания:

"12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.";

б) часть 2 дополнить пунктом 15 следующего содержания:

"15) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам - в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.";

3) часть 3 статьи 23 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.".

Статья 6

Внести в Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4159; 2017, N 50, ст. 7562; 2018, N 11, ст. 1575; N 42, ст. 6378) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 9 дополнить пунктом 33 следующего содержания:

"33) пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни и здоровья граждан и (или) военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, территорий (акваторий) охраняемых войсками национальной гвардии объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, собственных объектов войск национальной гвардии, над местами выполнения войсками национальной гвардии служебно-боевых задач. Такое пресечение осуществляется посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов. Порядок принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в указанных целях, а также перечень должностных лиц войск национальной гвардии, уполномоченных на принятие такого решения, определяется руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.";

а) часть 1 дополнить пунктом 12 следующего содержания:

"12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 33 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.";

б) часть 2 дополнить пунктом 16 следующего содержания:

"16) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам - в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.";

3) часть 1 статьи 21 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

"10) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 33 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.";

4) часть 1 статьи 22 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 33 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.".

В последнее время борьбе с беспилотниками во всем мире уделяется очень серьезное внимание. Отечественная промышленность, уловив тренд, смогла разработать и запустить в производство целый ряд систем противодействия БПЛА

В нашей стране создана целая линейка систем, которые позволяют эффективно обнаруживать враждебные беспилотники и обеспечивать от них комплексную защиту на ближних и дальних подступах к охраняемому объекту.

Беспилотники часто именуются дронами - от английского слова drone, одно из значений которого в переводе на русский - трутень. Как оказалось, эти механические насекомые жалить могут просто убийственно. Не удивительно, что борьбе с ними во всем мире уделяется очень серьезное внимание. Отечественная промышленность, своевременно уловив тренд, смогла разработать и запустить в производство большое количество эффективных средств противодействия беспилотникам - разведывательным и ударным.

Расскажем о самых интересных разработках, созданных различными предприятиями Госкорпорации Ростех.

Концерн "Автоматика" специализируется на системах радиоэлектронного и оптического противодействия в стационарных, мобильных и переносных вариантах.

Так, "Пищаль - ПРО" внешне похоже на ружье. Оно не требует ни особой подготовки оператора, ни специальных технических знаний. Увидев цель, оператор просто нажимает на курок, и сразу начинается радиоэлектронное воздействие. У беспилотника подавляются средства связи, управления, навигации. Дрон как бы оказывается в состоянии "прострации". А тяжелые БПЛА самолетного типа просто падают.

Еще одним мобильным переносным устройством помехового воздействия является "Купол-ПРО", выполненный в виде быстромонтируемых узлов, позволяющих собирать и разбирать изделие силами одного человека в течение трех минут. Устройство действует путем заградительного электромагнитного воздействия на бортовые радиоэлектронные подсистемы дрона, из-за чего они приходят в неработоспособное состояние.

Другой переносной комплекс обнаружения и противодействия БПЛА "Луч-ПРО" может быть развернут в течение пяти минут и применен даже с неподготовленных позиций. Он обнаруживает беспилотники и создает помехи, подавляющие каналы управления и навигации в заданном секторе на дальности не менее пяти километров.

Более "тяжеловесной" разработкой "Автоматики" в области борьбы с БПЛА является система "Сапсан-Бекас" - мобильный многофункциональный комплекс с применением как пассивных, так и активных средств обнаружения. В состав комплекса помимо радиолокационных систем входят средства оптико-электронного наблюдения беспилотников, видеокамера видимого спектра и тепловизор. Дальность распознавания дронов оптическими средствами до четырех километров. Дальность подавления каналов управления и навигации беспилотников до четырех км, в зависимости от комплектации и облика охраняемого объекта и тактики применения. Кроме того, комплекс может выступать как средство целеуказания для других систем РЭП и ПВО, вести круговое наблюдение или сканировать заданный сектор.

"Рубеж-Автоматика" - ответ Ростеха на растущую проблему терроризма с использованием беспилотников и их противоправного применения. Изделие обеспечивает безопасность общественных и спортивных мероприятий, промышленных предприятий и объектов топливно-энергетической отрасли. Дальность действия "Рубежа" может достигать 30 км.

Транспортируемый комплекс противодействия БПЛА "Бастион-Автоматика" предназначен для ведения непрерывного радионаблюдения, обнаружения сигналов беспилотных летательных аппаратов и формирования сигналов противодействия. При этом анализ сигнала от беспилотника осуществляется в автоматическом режиме, внедряются средства опознавания "свой-чужой", что позволяет осуществлять охрану объекта без участия операторов.

Другое объединение Ростеха - "Росэлектроника" также имеет широкий спектр решений в области анти-БПЛА. На прошедшей выставке "Интерполитех-2020" впервые был представлен новый модуль акустической разведки "Атака-Шорох". Аппаратура предназначена для защиты гражданских и специальных объектов от несанкционированного проникновения беспилотников, летящих в режиме радиомолчания. Модуль оснащен сверхчувствительными микрофонами, которые позволяют определить местонахождение приближающегося беспилотника. Дальность обнаружения дронов зависит от уровня окружающего шума - так, в городе радиус действия оборудования составляет 100-150 м. Необходимое количество модулей и места их расположения определяются в зависимости от характеристик охраняемого объекта.

Недавно успешно проведены испытания модернизированного комплекса противодействия гражданским беспилотникам "Атака-DBS" с применением нового типа антенн. Результаты показали, что дальность действия комплекса увеличилась почти в 2 раза в части обнаружения и в 2,5 раза в части подавления. Основой комплекса являются модули радиочастотного обнаружения и подавления. Оборудование способно в автоматическом режиме в течение 0,1 секунды обнаружить беспилотник, идентифицировать объект по принципу "свой-чужой", блокировать его каналы связи и навигации.

"Росэлектроника" также создала мобильную версию комплекса противодействия беспилотникам "Атака-Трофи" на базе автомобиля УАЗ повышенной проходимости. Комплекс может без участия оператора идентифицировать дрон по принципу "свой-чужой" и автоматически пресекать несанкционированное проникновение на охраняемую территорию. Время развертывания комплекса - пять минут. Особенность "Атака-Трофи" в том, что буквально "с колес", без подготовки и монтажа оборудования можно организовать защиту различных объектов - промышленных компаний, критически важной инфраструктуры, а также мест массового скопления людей при проведении общественных и спортивных мероприятий.

На форуме "Армия-2020" "Росэлетроникой" был впервые показан многофункциональный мобильный комплекс для борьбы с беспилотниками "Рать". Этот комплекс стал одной из сенсаций форума. "Рать" создана на базе специального бронированного автомобиля и оборудована полным спектром средств обнаружения и подавления дронов для защиты критически важных объектов от несанкционированного вторжения чужих беспилотников.

В состав новинки входит радиолокационная станция, комплекс автоматического распознавания и подавления телекоммуникационных каналов, система направленного сверхвысокочастотного (СВЧ) подавления и система направленного лазерного уничтожения. Все оборудование интегрировано в единую интеллектуальную систему сбора, обработки и отображения информации. Данные от средств обнаружения и наблюдения поступают на центральный пульт управления, система обрабатывает параметры цели и предлагает оператору несколько вариантов дальнейших действий. Комплекс обнаруживает дроны на расстоянии до 3,5 км, осуществляет направленное подавление каналов управления БПЛА в радиусе до 2,5 км. При несанкционированном вторжении нескольких объектов блокирует их каналы связи и спутниковой навигации. Оператор комплекса также может физически уничтожить беспилотник с помощью системы направленного лазерного излучения.

Сейчас идут работы над новой системой - "Эгида". Как заявляют разработчики, она, используя специальное программное обеспечение, сможет отличить беспилотник самолетного типа от вертолетного и аэростатического, что позволит прогнозировать траекторию его посадки после прерывания канала связи дрона с пунктом управления. То есть потерявший управление беспилотник можно будет быстро найти и выяснить его предназначение. Кроме того, система способна обнаружить и даже нейтрализовать БПЛА, которые работают по зашифрованным каналам связи или глушащие свой сигнал.

Самое серьезное внимание беспилотникам и средствам борьбы с ними уделяется в концерне "Калашников".

Электронное ружье REX-1, созданное ижевскими конструкторами Zala Aero Group, эффективно защищает от легких беспилотников. Оружие построено по модульному принципу, и его можно собирать под конкретные задачи. Облегчают сборку простые пиктограммы на модулях: "квадрокоптер" подавляет каналы управления и передачи информации дронов, "спутник" гасит системы навигации, "антенна" - каналы Wi-Fi, а "телефон" - мобильную связь. REX-1 также можно использовать при задержаниях злоумышленников: лазер и стробоскоп ослепит и дезориентирует потенциального террориста, а приборы радиоэлектронного подавления не дадут ему связаться с сообщниками или передать сигнал на взрывное устройство. Не лишним будет REX-1 и при обнаружении подозрительных предметов: он блокирует радиосвязь, и можно спокойно дожидаться приезда саперов.

Сейчас в серию запускается REX-2. Эта система является самой компактной в мире, так как размещена на основе пистолета. При этом сохраняются все характеристики базового образца - ружья REX-1. REX-2 оснащается сменным набором модулей для подавления радио- и спутниково-навигационных сигналов управления беспилотниками. В результате оптоэлектронного подавления операторы теряют контроль над дронами.

Другая система - ZALA ZONT подавляет сигналы спутниковых навигационных систем (GPS, ГЛОНАСС, BeiDou, GALILEO) в радиусе 2 километров, обеспечивая безопасность наземных групп от нападения беспилотников камикадзе и снятия точных координат группы.

Стоит добавить, что мировой рынок систем борьбы с беспилотниками растет очень активно. По прогнозам ResearchAndMarkets, с 2019 по 2025 год мировой рынок антибеспилотных технологий будет расти в среднем на 29% в год или на $2,4 млрд. Значительную часть рынка (рост на $1,3 млрд) составят лазерные разработки для борьбы с дронами - их доля рынка будет увеличиваться еще быстрее - на 30% в год. И Россия в этом сегменте имеет выигрышные позиции - нам есть что предложить самым требовательным покупателям.

Автор выражает благодарность пресс-службе Госкорпорации Ростех за помощь в подготовке материала.

Силовые ведомства и спецслужбы наделили полномочиями сбивать беспилотники, незаконно вторгающиеся в воздушное пространство над охраняемыми объектами, над местами проведения спецопераций и над площадками с массовым скоплением людей. Для этого понадобилось внести изменения в профильные законы "О полиции", "О войсках национальной гвардии РФ" и другие, координирующие деятельность ведомств, которым отныне позволено перехватывать и сбивать чужие дроны.

Reuters

Федеральный закон № 404 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" президент Владимир Путин подписал 2 декабря. Его публикует "Российская газета".

Согласно сопроводительным материалам, новый закон направлен на "обеспечение общественной безопасности, защиту жизни и здоровья граждан в местах проведения массовых и публичных мероприятий, защищенности важных гособъектов от противоправного использования беспилотных воздушных судов".

Имеется в виду использование "птичек" в качестве средств совершения терактов, нарушения работы критически важных и потенциально опасных объектов, средств доставки взрывных устройств и легковесного оружия, распыления отравляющих веществ, распространения наркотиков, контрабанды, передачи запрещенных предметов в колонии "и в иных противоправных целях".

Авторы закона поясняли, что в целях безопасности жизни и здоровья граждан несанкционированные полеты беспилотников следует пресекать над местами проведения культурно-массовых мероприятий (концертов, фестивалей, футбольных матчей и др.), критически важными объектами (электростанции, химические предприятия). А также над объектами транспортной, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Имеются в виду порты, железнодорожные вокзалы, магистрали, стационарные и мобильные пункты государственного управления. Пресечь полет беспилотника силовики смогут и при проведении контртеррористических операций, оперативно-разыскных и следственных мероприятий. А также над колониями, СИЗО и примыкающей к ним территории.

В законе говорится, что уполномоченные лица силовых ведомств и спецслужб - ФСИН, ФСБ, ФСО, СВР, МВД, Росгвардии - принимают решение о том, что беспилотник необходимо нейтрализовать. Пресечение его полета, согласно закону, происходит путем подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотником, воздействием на пульты его управления, а также посредством повреждения или уничтожения беспилотных аппаратов.

В начале ноября замдиректора Росгвардии Олег Борукаев заявил, что беспилотники-нарушители стоит все-таки сбивать, а не перехватывать управление ими. "Дорогостоящие технологии для противодействия беспилотным летательным аппаратам значительно обременят бюджет (имеются в виду комплексы РЭБ. - Прим. "РГ"). В то же время применение оружия и боевой техники - это то, что разрешается законом и является выходом из этого положения, для того чтобы не обременять наши бюджеты", - сказал Борукаев.

Он уточнил, что стоимость технических средств противодействия беспилотникам значима - она колеблется в размере от 150 до 200 млн рублей, в зависимости от эффективности применения.

Еще одним аргументом в пользу использования оружия при борьбе с дронами-нарушителями, по словам Борукаева, является факт появления беспилотников, не восприимчивых к техническим средствам противодействия.

- Как показывает имеющийся мировой опыт, применение стрелкового оружия является не самым эффективным средством противодействия беспилотникам, - пояснил "РГ" ведущий эксперт в сфере беспилотной авиации Денис Федутинов. - Особенно в случае с маневрирующими беспилотниками. Кроме того, ведение огня по беспилотным аппаратам, находящимся над местами проведения массовых мероприятий, очевидно, само по себе может нести риски для гражданских лиц.

"Указанные обстоятельства и привели к появлению иных технических решений, направленных на пресечение незаконных полетов беспилотных летательных аппаратов. Среди них не только системы радиоэлектронного воздействия, о которых упомянул представитель Росгвардии, но и разнообразные сети и прочие приспособления, направленные на захват дронов", - добавил эксперт.

Стоимость технических средств противодействия беспилотникам колеблется в размере от 150 до 200 млн рублей - в зависимости от их эффективности

Недавно стало известно, что российские специалисты госкорпорации "Ростех" разработали беспилотники-киллеры, которые способны отслеживать, перехватывать и обезвреживать дроны противника. Главным оружием таких дронов станет обычная сеть, которая набрасывается на дрон нарушителя. Напомним, с 27 сентября 2019 года в России все владельцы беспилотников с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов должны зарегистрировать свои устройства в Росавиации. Для нарушителей предусмотрены штрафы. Для физических лиц - 2 тысячи рублей, для юридических - от 50 до 80 тысяч рублей. А если нарушено воздушное пространство, к примеру, аэродрома, физлицо оштрафуют на 20-50 тысяч рублей, а компанию - на 200-300 тысяч.

Внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3881; 2013, N 14, ст. 1645; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; 2014, N 6, ст. 566; N 42, ст. 5615; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 31, ст. 4821; N 50, ст. 7562; 2018, N 1, ст. 26; N 11, ст. 1591; N 32, ст. 5076; 2019, N 42, ст. 5802) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 13 дополнить пунктом 40 следующего содержания:

"40) пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. Такое пресечение осуществляется посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов. Порядок принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в указанных целях, а также перечень должностных лиц полиции, уполномоченных на принятие такого решения, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.";

а) часть 1 дополнить пунктом 12 следующего содержания:

"12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.";

б) часть 2 дополнить пунктом 15 следующего содержания:

"15) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам - в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.";

3) часть 3 статьи 23 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.".

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: