Совокупная мощь государства как показатель его возможностей обеспечения национальной безопасности

Обновлено: 25.04.2024

1. Установите соответствие между названиями 6-ти основных направлений в рамках классической геополитики, разработанных Дж. Паркером и их содержанием:

1. Плюралистское направление 1. В основе лежит принцип разделения мира между двумя полюсами силы
2. Тринаристское направление 2. Подлинный центр мировой силы находится на краю гигантской дуги, окаймляющей территорию Евразии
3. Зоналистское направление 3. Мировое геополитическое пространство разделено между тремя главными центрами силы
4. Бинаристское направление 4. Естественные центры мировой силы располагаются в умеренных и субтропических поясах Северного полушария
5. Маргиналистское направление 5. Основывается на идее «центр – полупереферия - периферия»
6. Централистское направление 6. Отрицание существования естетственной монополии на силу у любого региона мира

2. Главный закон классической геополитики – закон противостояния теллурократии и ___________ .

3. Кто из ученых в качестве определяющего элемента континентального полушария выделяет «Мировой остров», включающий Азию, Африку и Европу: а) Маккиндер; б) Мэхэн; в) Хаусхофер; г) Челлен.

4. К странам теллурократии не относится: а) РФ; б) Германия; г) Япония; д) США.

5. Основной закон функционирования системы международных отношений заложен в принципе гомеостазиса, свойственном любой органической саморазвивающейся системе и который проявляется в стремлении системы к ______________

6. С. Хантингтон не выделял в рамках цивилизационного противостояния следующую цивилизацию: а) западную; б) православную; в) иудейскую г) конфуцианскую; д) индуистскую.

7. Общечеловеческие ценности являются: а) основой цивилизационного развития всех стран и наций мира, включая и Россию; б) ценностями западной цивилизации, не применимыми за пределами данной цивилизации; в) глобальными интересами человеческого сообщества; г) фикцией, обманом, который придуман для манипулирования не очень развитыми личностями, обществами и государствами.

8. В противостоянии «Север - Юг» Россия являются частью: а) Юга; б) Мы не Север и не Юг, мы между ними; в) Севера; г) Россия выше этого противостояния.

9. Место России при благожелательном развитии ситуации (т.е. не произойдет глобальных катаклизмов в ближайшие 5-7 лет) приведет страну к тому, что она: а) станет частью «Севера»; б) весь мир будет у нас в долгах за энергоресурсы; в) мы станем перекрестком важнейших дорог этой планеты; г) Россия, постепенно деградируя, станет частью «Юга»; д) Россия развалится на части через 5-7 лет.

10. Основной потребностью и одновременно задачей человеческого сообщества на настоящий момент стала потребность в __________.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ

1. Объект, предмет и задачи курса «Основы национальной безопасности».

2. Роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества.

3. Безопасность в системе «природа – человек - общество».

4. Сущность и содержание национальной безопасности.

5. Объекты, субъекты и принципы обеспечения национальной безопасности.

6. Внутренняя и внешняя безопасность.

7. Виды национальной безопасности.

8. Зарождение и формирование концепции НБ в США.

9. Современные особенности концепции национальной безопасности США.

10. Стратегия НБ России как система взглядов на обеспечение в России безопасности личности: причины и время принятия, структура и основное содержание.

11. РФ в мировом сообществе. Основные негативные тенденции мира.

12. Россия в современном мире: ее союзники и противники, общие интересы России с другими странами мира.

13. Обеспечение национальной безопасности России - содержательный аспект.

14. Закон РФ «О безопасности»: причины и время принятия, содержание.

15. Социальные интересы личности, общества и государства: понятие, классификация.

16. Жизненно важные национальные интересы.

17. Динамика интересов и механизм их формирования.

18. Духовные ценности и идеология в формировании интересов.

19. Баланс жизненно важных национальных интересов как необходимое условие развития и безопасности страны. Пути достижения баланса интересов.

20. Угрозы национальной безопасности: сущность, классификация, содержание.

21. Внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние национальной безопасности Российской Федерации.

22. Реальные и потенциальные угрозы России и человечеству в ХХI веке.

23. Государственная система обеспечения национальной безопасности России.

24. Силовые и ненасильственные методы обеспечения НБ.

25. Негосударственная система обеспечения национальной безопасности РФ.

26. Обеспечение НБ России на местном и региональном уровне.

27. Совокупная мощь государства как показатель его возможностей обеспечения национальной безопасности.

1. Сущность категории «совокупная мощь государства»

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Разработка мер должна начинаться не только с формулирования целей политики обеспечения национальной (а в перспективе и международной) безопасности, но и в определяющей мере с обоснования альтернативных сценариев, представляющих возможные варианты будущего состояния национальной безопасности.

Основные различия альтернативных сценариев будут заключаться в неодинаковых пропорциях распределения экономических, сырьевых, людских ресурсов между видами национальной безопасности. Аппаратом взвешивания и объективного оценивания должны выступать комплексные модели и экспертные системы, эталонирование которых должны осуществлять экспертно-аналитические группы в составе как специалистов в этой области, так и представителей высших должностных лиц государства и, возможно, представителей заинтересованных международных организаций (политических, экономических, военных и т.п.).

Государство обеспечивает национальную безопасность всей своей совокупной мощью, которая определяется его природными ресурсами, уровнем развития экономики, геополитическим положением страны, морально-политическим состоянием населения и, безусловно, состоянием военной мощи. Поэтому, чем сильнее государство, тем надежнее обеспечивается национальная безопасность. Как же оценить эту мощь и силу государства, от которой прямо зависит национальная безопасность?

В условиях, когда основной целью государства было обеспечение военного паритета с противостоящим лагерем и достижение военного могущества, на практике все сводилось к оценке соотношения вооруженных сил государств.

Соотношение сил и средств считается объективным показателем боевой мощи противоборствующих сторон, который позволяет определить степень превосходства одной из них над другой. Правильный подсчет соотношения сил и средств и его оценка способствуют принятию обоснованных решений, своевременному созданию и поддержанию необходимого превосходства над противником на избранных направлениях. Соотношение сил и средств определяется сопоставлением количественных характеристик частей, соединений, вооружения своих войск и противника. При том ставится задача сопоставлять качественные характеристики боевого состава вооружения обеих сторон.

Широко распространено понятие «потенциал как совокупности материальных и духовных сил государства», общества вооруженных сил и возможность их мобилизации для достижения целей войны.

В данном определении речь идет о войне, но в настоящее время в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ и Военной доктриной приоритет отдается предотвращению войн и вооруженных конфликтов. Предпочтение отдается не вооруженным методам разрешения противоречий, а политическим, дипломатическим и другим невоенным средствам. К тому же и саму проблему национальной безопасности мы трактуем иначе, в связи с чем, представляется вполне обоснованным преобразование этого понятия в совокупный потенциал государства как совокупность материальных и духовных сил государства, общества, вооруженных сил и возможность их реализации для надежного обеспечения национальной безопасности.

Этот потенциал может быть реализован только при максимальном напряжении всех ресурсов государства и общества в особых условиях военной и экономической мобилизации В обычных условиях в мирное время такого уровня напряжения естественно, не бывает, поэтому реализуется лишь определенная часть этого потенциала. В государственных бюджетах большинства стран доля материальных ресурсов, направляемых на эти цели, отражается в разделе «национальная безопасность» Сейчас такая практика введена и у нас - по статье «национальная оборона». В различных странах эта доля разная: в США - 4-5% ВВП, в Западной Европе - в среднем 2-3% ВВП, в Японии - около 1% ВВП.

По опыту второй мировой войны максимальная величина совокупного потенциала государства может достигать 45-50% ВВП по завершении полной мобилизации страны. В период корейской войны США, к примеру, мобилизовали 13% ВВП, вьетнамской - 9% ВВП, в ходе операций в Персидском заливе и в Югославии мобилизация была лишь частичной по отдельным, наиболее дефицитным видам вооружения и специалистов.

Часть материальных и духовных сил государства, общества, вооруженных сил, направляемая в данный момент на обеспечение национальной безопасности называется совокупной мощью государства.

Понятия «потенциал» и «мощь» по своему содержанию не идентичны, поскольку они соответствуют философским категориям действительности и возможности. Мощь есть степень реализации потенциала при данных (объективных и субъективных) условиях. Полная реализация совокупного потенциала государства происходит далеко не всегда, хотя максимально возможным уровнем совокупной мощи государства и является этот потенциал. Фактиче­ски совокупный потенциал государства, как категория возможности, представляет собой более широкое, но менее конкретное понятие, чем совокупная мощь государства, которая, как категория действительности, обладает конкретной совокупностью реализованных факторов и условий как объективного, так и субъективного характера.

Методическая оценка уровня национальной безопасности и ее видов.

3.1. Методические подходы количественной оценки уровня национальной

3.2. Количественная оценка жизненных интересов личности, общества и государства.

4. Диагностика опасностей и угроз.

4.1. Показатели и индикаторы.

4.3. Моделирование опасностей и угроз.

Возжеников А.В., Прохожее А.А. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования. М, 1998.

Возжеников А.В., Прохожее А.А. Государственное управление и национальная безопасность. М., 1999.

Прохожее А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М., 2002.

Безопасность. Инф. сборник ФНМБ, № 3, М. - 1994.

Глазьев С. Состояние экономики и угроза национальной безопасно­сти. // Инф. вестник ФРПЦ, № 2, М. - 1997.

Кузьмин И.И., Шапошников Д.А. Концепция безопасности: от риска "нулевого" - к "приемлемому".// Вестник РАН, том 64, N" 5 "Наука" М. - 1994.

Серебрянников В. , Хлопьев А. Социальная безопасность России. ИСПИ РАН, М. - 1996.

Сулакшин С.С. Проблемы национальной безопасности России. ФРПЦ, М. - 1997,

Ходаковский Е.А. Система безопасности. //Безопасность, № 7-9(39), ФНМБ, М. - 1997.

Основы экономической безопасности (государство, регион, пред­приятие, личность) под ред. Олейникова Е.А. ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", М. - 1997.

Национальная безопасность России: реальность и перспективы. // Клуб "Реалисты", спец. выпуск, М. - 1996.

Социальная и духовная безопасность России. МГУ, М. - 1995.

Закон РФ "О безопасности " от 03.1992.

Романенко М.В. Становление науки о национальной безопасности России. // Безопасность, № 10-12, 1997, с. 150.

Закон РФ "О федеральных органах государственной безопасно­сти". 08.07.1992.

Закон РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах". 24.12.1997.

Закон РФ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ". 13.02.1997.

Закон РФ "О гражданской обороне". 28.01.1998.

Закон РФ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ". 12.02.1997.

Закон РФ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Федеральный закон "О защите населения и территории от чрезвы­чайных ситуаций природного и технического характера".

Постановление Правительства РФ № 1113 "О единой государст­венной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций

Практическое занятие (научно-практическая конференция)

Тема: Проблемы национальной безопасности России.

Цели: 1. Закрепить и углубить изучаемый материал студентами.

2.Определить основные проблемы национальной безопасности России и пути их решения.

Время: 160 минут.

1.Подготовительный этап (домашняя работа):

Студентам к научно-практической конференции письменно выполнить задание и быть в готовности к выступлению с тезисами на практическом занятии, а также к участию в обсуждении вопросов конференции.

Список тем для написания рефератов:

Концепция национальной безопасности Российской Федерации: структура, содержание.

Понятия «опасность», угроза», «риски», «безопасность», «национальная безопасность России». Источники опасностей и угроз. Классификация источников и угроз. Анализ угроз по объектам безопасности.

Национальные интересы России. Классификация национальных интересов. Механизм формирования интересов.

Духовные ценности и идеология в формировании интересов. Пути достижения баланса интересов.

Угрозы национальной безопасности в сфере экономики.

Криминализация общественных отношений как угроза национальной безопасности Российской Федерации.

Социальные угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в военной и пограничной сферах.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.

Цели и задачи системы национальной безопасности России.

Цели и задачи по обеспечению военной безопасности России.

Основные задачи и направления обеспечения национальной безопасности России.

Основные направления деятельности государства в экологической сфере.

Основные направления деятельности государства в геополитической сфере.

Основные направления деятельности государства в экономической сфере.

Основные направления деятельности государства в социальной сфере.

Основные направления деятельности государства в демографической сфере.

Важнейшие задачи государства по борьбе с коррупцией.

Состояние здоровья нации и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации.

Роль науки и образования в решении проблемы обеспечения национальной безопасности России.

Система национальной безопасности. Структура системы, органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности. Сферы деятельности системы.

Объекты, субъекты и принципы обеспечения национальной безопасности России.

Функционирование системы национальной безопасности. Основные режимы.

Государственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Совет безопасности РФ: состав, структура, задачи.

Негосударственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и ее задачи.

Частные охранные, детективные агентства и службы безопасности коммерческих структур: задачи по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Совокупная мощь и совокупный потенциал государства. Показатели оценки совокупной мощи государства.

Количественная оценка жизненно важных интересов личности, общества и государства.

2. Порядок проведения практического занятия

Организация занятия (проверка присутствующих и готовности к занятиям, объявле­ние темы и цели занятия).

Распределение на подгруппы и доведение порядка проведения занятия.

- первая подгруппа – защищают рефераты, связанными с угрозами, интересами и направлениями обеспечения национальной безопасности России;

- вторая подгруппа - защищают рефераты, связанными с государственной системой обеспечения национальной безопасности России;

- третья подгруппа – защищают рефераты, связанными с негосударственной системой обеспечения национальной безопасности России.

4. Выработка общей позиции и общего подхода к проблемам обеспечения национальной безопасности России.

5. Выполнение подпунктов 3 - 4 практического занятия.

Подведение итогов занятия с объявлением окончательных оценок участников практического занятия.

Методические указания по выполнению реферата

Учебный план по данной дисциплине предусматривает написание реферата.

Рефератом является авторское исследование заранее выбранной проблемы на основе глубокого изучения дополнительной литературы, в которой представлены различные точки зрения по рассматриваемой теме.

Реферат представляет собой упрощенную модель выпускной квалификационной работы (дипломной работы).

Реферат должен опираться на самостоятельно составленное развернутое содержание, иметь логическую структуру, включать сноски на используемые правовые источники и содержать авторские выводы, к которым студент пришел в ходе исследования.

Структура реферата должна предусматривать следующие элементы:

- основная часть, подразделяющаяся на вопросы (2-3 вопроса);

Кроме того, несомненным достоинством реферата является наличие приложения, которое не входит в общий объем реферата.

Оптимальный объем реферата составляет 25-30 печатных страниц.

С целью оптимального распределения времени, отведенного на выполнение реферата, студентам необходимо тщательно спланировать свою деятельность по её подготовке.

Рекомендуется распределить объем работы на весь период изучения дисциплины следующим образом.

Весь процесс подготовки реферата условно можно разделить на следующие этапы:

Выбор темы, составление предварительного плана работы;

Сбор научной информации, относящейся к теме исследования (прежде всего работа с библиографией, нормативными актами);

Анализ структуры и составных частей реферата, изложение содержания темы;

Обработка материала в целом;

Уточнение плана работы и накопленного материала;

Оформление реферата, представление её для регистрации и рецензирования;

Работа с рецензией и устранение указанных замечаний;

Защита реферата).

- Актуальность проводимого исследования. В нескольких абзацах студенту необходимо мотивированно сформулировать востребованность и значение исследуемой темы на современном этапе.

- Проблема исследования. Студент указывает на нерешенность определенных вопросов, их неоднозначное толкование и т.п., тем самым обозначая проблему исследования, направление работы.

- Объект и предмет исследования. На данном этапе студенту необходимо четко определить объект и предмет исследования. Объектом является определенная область реальной действительности либо сфера общественной жизни. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования, отдельная его сторона.

- Цели и задачи курсовой работы. Студент определяет цель исследования, а также задачи, решив которые, он сможет достичь поставленной цели. Цель исследования – это мысленное прогнозирование результата. Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели курсовой работы.

- Методы исследования. Совокупность приемов, способов, применяемых в процессе исследования объекта и предмета курсовой работы.

- Структура курсовой работы. Студенту необходимо указать, из каких разделов состоит курсовая работа и емко сформулировать их содержание.

- сформировать примерный список литературы, касающейся темы исследования (оптимальное число источников – 20-25). Этому в определенной мере будет способствовать семинарское занятие.

Первый вопрос, как правило, посвящен теоретическим исследованиям. В ней студенту необходимо сформулировать проблему, описать состояние теории, истории вопроса, а также общих положений, касающихся общих теоретических, правовых или методических основ исследуемой темы (сущность, виды, классификация, функции, принципы, методы, методики и т.п.).

3. Второй вопрос реферата. Второй вопрос является практической частью реферата. В нем студент показывает изученность предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики. Материал считается относящимся к практической части исследования, если он содержит описание конкретного судебного дела, судебного решения или его части, либо иной ситуации (правового конфликта), возникшей в правоприменительной практике. Объем второго вопроса должен составлять до 10 листов и содержать 2-3 подвопроса.

4.Заключение. Делаются выводы и предложения по всей работе

На первом практическом занятии по блоку в форме консультативного диалога необходимо согласовать выше перечисленные вопросы с преподавателем – научным руководителем. По итогам преподаватель – научный руководитель оценивает степень подготовленности курсовой работы, а также её качество.

5. Приложение. В приложение целесообразно вынести таблицы, схемы, графический и статистический материал в виде диаграмм. Целью приложения является более наглядное и системное представление ключевых вопросов темы исследования в реферате. Количество листов приложения не менее трех.

В правом верхнем углу листа печатается жирным шрифтом следующее, например:

Приложение 1. Система национальной безопасности России.

Реферат печатается на одной стороне листа формата А4 (210/297 мм). Поля составляют: слева - 30 мм, справа - 15 мм, сверху и снизу - 20 мм. Шрифт: Times New Roman, размер – 14 пт, с полуторным интервалом между строк (абзац - междустрочный интервал - полуторный). Выравнивание по ширине.

Введение, разделы в реферате, заключение, список литературы, приложения начинаются с новой страницы. Заголовок оформляется по центру, размеры шрифта: 18 (для заголовка главы), 16 (для заглавий пунктов внутри главы).

Подвопросы с новой страницы не начинают, кроме тех случаев, когда после заголовка подраздела остается четыре строки до конца страницы.

Нумерация страниц в работе должна быть сквозной, начиная с титульного листа, арабскими цифрами. Номера страниц указываются внизу страницы посередине или по правому краю. Титульный лист считается первой страницей, содержание - второй, введение - третьей и т.д. На титульном листе, содержании, на страницах с заголовками разделов, заключении, списке литературы, приложении номера страниц не проставляются, но страницы при нумерации учитываются.

К защите реферата студенту рекомендуется подготовить доклад и раздаточный материал (схемы, таблицы, графики) членам комиссии (преподавателю). Примерный план доклада приведен ниже.

1. сущность категории «совокупная мощь государства»: Общая теория национальной безопасности, Прохожев Алексей Александрович, 2000 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В издании изложены методические основы новой учебной дисциплины. Впервые представлен обобщенный материал, раскрывающий суть проблемы национальной безопасности, принципы, формы и методы деятельности государства и общества по ее обеспечению.

1. сущность категории «совокупная мощь государства»

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Разработка мер должна начинаться не только с формулирования целей политики обеспечения национальной (а в перспективе и международной) безопасности, как это обычно практикуется, но и в определяющей мере с обоснования альтернативных сценариев, представляющих возможные варианты будущего состояния национальной безопасности.

Обоснование и формирование достаточно реалистического варианта системы мер обеспечения национальной безопасности представляются сложным и дорогостоящим процессом. В его основе должна быть всесторонняя и объективная информация. Кроме того, должны быть реализованы современные методы сбора и обработки данных и формирования банка данных (базы знаний), прогрессивные методы моделирования.

Основные различия альтернативных сценариев будут заключаться в неодинаковых пропорциях распределения экономических, сырьевых, людских ресурсов между видами национальной безопасности. Аппаратом взвешивания и объективного оценивания должны выступать комплексные модели и экспертные системы, эталонирование которых должны осуществлять экспертно-аналитические группы в составе как специалистов в этой области, так и представителей высших должностных лиц государства и, возможно, представителей заинтересованных международных организаций (политических, экономических, военных и т.п.).

Требуется максимальная концентрация и координация всех ресурсов и действий на практическое претворение в жизнь концептуальных мер, направленных на обеспечение национальной безопасности.

Государство обеспечивает национальную безопасность всей своей совокупной мощью, которая определяется его природными ресурсами, уровнем развития экономики, геополитическим положением страны, морально-политическим состоянием населения и, безусловно, состоянием военной мощи. Поэтому, чем сильнее государство, тем надежнее обеспечивается национальная безопасность. Как же оценить эту мощь и силу государства, от которой прямо зависит национальная безопасность?

В условиях, когда основной целью государства было обеспечение военного паритета с противостоящим лагерем и достижение военного могущества, на практике все сводилось к оценке соотношения вооруженных сил государств.

В учебниках по военным дисциплинам соотношение сил и средств до сих пор считается объективным показателем боевой мощи противоборствующих сторон, который позволяет определить степень превосходства одной из них над другой. Отмечается, что правильный подсчет соотношения сил и средств и его оценка способствуют принятию обоснованных решений, своевременному созданию и поддержанию необходимого превосходства над противником на избранных направлениях. На практике соотношение сил и средств определяется сопоставлением, как правило, количественных характеристик частей, соединении, вооружения своих войск и противника. Хотя при этом и ставится задача сопоставлять также и качественные характеристики боевого состава и вооружения обеих сторон, но приемлемые методы сопоставления фактически не отработаны, поэтому доминируют количественные показатели.

Уклон в сторону количественного соотношения сил и средств в военной теории не исключает, однако, разработку системного подхода к выработке оценок сил и мощи государства. Так, широко распространено понятие «потенциал как совокупности материальных и духовных сил государства», общества, вооруженных сил и возможность их мобилизации для достижения целей войны1.

В данном определении речь идет о войне, но в настоящее время в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации и Военной доктриной приоритет отдается предотвращению войн и вооруженных конфликтов. При этом предпочтение отдается не вооруженным методам разрешения противоречий, а политическим, дипломатическим и другим невоенным средствам.

К тому же и саму проблему национальной безопасности мы трактуем иначе, в связи с чем представляется вполне обоснованным преобразование этого понятия в совокупный потенциал государства как совокупность материальных и духовных сил государства, общества, вооруженных сил и возможность их реализации для надежного обеспечения национальной безопасности.

Этот потенциал может быть реализован только при максимальном напряжении всех ресурсов государства и общества в особых условиях военной и экономической мобилизации. В обычных условиях в мирное время такого уровня напряжения, естественно, не бывает, поэтому реализуется лишь определенная часть этого потенциала. В государственных бюджетах большинства стран доля материальных ресурсов, направляемых на эти цели, отражается в разделе «национальная безопасность». Сейчас такая практика введена и у нас — по статье «национальная оборона». В различных странах эта доля разная: в США — 4—5\% ВВП, в Западной Европе — в среднем 2—3\% ВВП, в Японии — около 1\% ВВП.

По опыту Второй мировой войны максимальная величина совокупного потенциала государства может достигать 45-50\% ВВП по завершении полной мобилизации страны. В период корейской войны США, к примеру, мобилизовали 13\% ВВП, вьетнамской — 9\% ВВП, в ходе операций в Персидском заливе и в Югославии мобилизация была лишь частичной по отдельным, наиболее дефицитным видам вооружения и специалистов.

Часть материальных и духовных сил государства, общества, вооруженных сил, направляемая в данный момент на обеспечение национальной безопасности называется совокупной мощью государства.

Понятия «потенциал» и «мощь» по своему содержанию не идентичны, поскольку они соответствуют философским категориям действительности и возможности. Так же, как действительность представляет собой реализацию существующих потенций бытия и практики как его социальной формы, так и мощь есть степень реализации потенциала при данных (объективных и субъективных) условиях. Полная реализация совокупного потенциала государства, как отмечалось, происходит далеко не всегда, хотя максимально возможным уровнем совокупной мощи государства и является этот потенциал. Фактически совокупный потенциал государства, как категория возможности, представляет собой более широкое, но менее конкретное понятие, чем совокупная мощь государства, которая, как категория действительности, обладает конкретной совокупностью реализованных факторов и условий как объективного, так и субъективного характера.

В США в качестве аналогичной категории давно и широко используется понятие «национальная мощь». К примеру, Президент США Б. Клинтон в «Стратегии национальной безопасности США в XXI в.", опубликованной в 1997 г., употребляет это понятие для обозначения всей совокупности материальных и моральных ресурсов нации, имеющих значение для интересов внешней политики страны, для расширения ее влияния и присутствия в мире с тем, чтобы получить в результате экономическую и политическую выгоду. В этом документе особо подчеркивается, что все без исключения элементы национальной мощи страны должны быть эффективно использованы для продвижения национальных интересов США в мире1.

Проблема комплексной оценки совокупной мощи государства также крайне необходима для обеспечения сравнительного анализа и выявления специфических особенностей отдельных зарубежных стран. Следует подчеркнуть, что изучение тех или иных возможностей различных стран может эффективно и целенаправленно осуществляться только на сравнительной основе. Однако при этом всегда возникает вопрос, что брать за базу, за норматив, за стандарт при сравнении и сопоставлении порой резко отличных по уровню социально-экономического развития государств.

Жанр: Экономика


Нарушение межрегиональных хозяйственных связей, рост цен на энергоресурсы и перевозки, неопределенность федеральной собственности, противоречивость принципов распределения компетенции между органами власти всех уровней ограничивает возможности интеграции региональных экономик в единое рыночное экономическое пространство страны.

Российские регионы всегда резко отличались по своим геополитическим и социально-экономическим характеристикам, но сейчас они стремительно разделяются на «богатые» и «бедные», что вызывает не только экономические, но и политические последствия; рост идеи сепаратизма, выхода из состава Российской Федерации, пересмотр административных границ страны и т.д. Развитие подобных тенденций может привести к полной экономической деградации и распаду России на множество отдельных государств.

Для создания и совершенствования подлинного федерализма и укрепления национальной безопасности страны необходимо обеспечить сохранение государственного суверенитета как единого и неделимого на всей территории России, пресечение процесса конфедерализации, переход от нынешней стихийной десуверенизации Российского государства к продуманной, последовательной, сбалансированной децентрализации полномочий и функций органов государственной власти в рамках конституционно-правового пространства,

В настоящее время основные мероприятия по обеспечению национальной безопасности в различных сферах проводятся в рамках президентских, федеральных, региональных и межгосударственных программ. Какправило, эти программы не имеют обшей системной концептуальной основы, не согласовываются в едином центре. До сих пор в стране нет соответствующих механизмов государственного программного регулирования, которые обеспечивали бы использование системного подхода к решению и текущих, и перспективных задач развития регионов России с учетом особенностей обеспечения их безопасности, в первую очередь, приграничных регионов.

Во многих приграничных регионах необходимо решать острые задачи по противодействию экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств, а также по пресечению деятельности транснациональной организованной преступности и незаконной миграции.

Все это, безусловно, сказывается на уровне национальной безопасности страны в целом.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое региональная и местная безопасность?

2. Каковы основные угрозы безопасности на региональном уровне?

1. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 09.04.1992. № 15. Ст. 769.

2. Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке. М.,2001.

3. Возжеников А.В. Парадигма национальной безопасности и реформирующейся России. М., 1999.

4. Возжеников А. В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М., 2002.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: