Принцип равенства участников судебного процесса перед законом и судом рб

Обновлено: 07.05.2024

Принципы ГПП – закрепленные в нормах права основные исходные положения ГПП, выражающие наиболее существенные черты данной отрасли права.

Значение принципов гражданского процессуального права велико как в нормотворческой, так и в правоприменительной деятельности. С помощью принципов права осуществляется толкование норм права.

В зависимости от предмета регулирования все принципы гражданского процессуального права можно условно разделить на две основные группы:

1) конституционные принципы (принципы организации правосудия);

2) отраслевые принципы (принципы процессуальной деятельности).

Конституционные:

Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие по гражданским делам осуществляется только судом. Гражданские дела рассматривают судьи, назначенные на должность в установленном законодательными актами порядке.

Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения в судах гражданских дел. В соответствии со ст. 113 Конституции дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично. В силу ст. 10 ГПК гражданские дела по первой инстанции рассматриваются судьями всех судов единолично, а в случаях, предусмотренных ГПК, – коллегиально.

Принцип независимости судей и подчинения их только закону. «Судьи при осуществлении правосудия, – закреплено в ст. 110 Конституции, – независимы и подчиняются только закону». Эта норма повторена в ст. 85 Кодекса о судоустройстве и статусе судей и в ст. 11 ГПК.

Принцип независимости судей и подчинения их только закону предполагает также независимость судей от вышестоящих судов.

Принцип равенства граждан перед законом и судом. Граждане равны перед законом и судом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий, места жительства, времени проживания в данной местности и других обстоятельств.

Принцип уважения достоинства участников гражданского судопроизводства. Суд обязан уважать достоинство участников гражданского судопроизводства. Любой участник гражданского судопроизводства предполагается добросовестным, пока не доказано обратное.

Принцип права пользования юридической помощью. «Каждый, – указано в ст. 62 Конституции, – имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде…».

Принцип законности – сформулирован в ст. 112 Конституции, согласно которой суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.

Принцип законности требует, чтобы все гражданские дела в суде разрешались в строгом соответствии с нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права, начиная с момента принятия судьей заявления к производству суда и заканчивая разрешением дела по существу.

Принцип государственного языка судопроизводства. В соответствии со ст. 17 Конституции государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки. Это правило в полной мере распространяется и на судопроизводство.

Принцип гласности судопроизводства. Часть первая ст. 114 Конституции провозглашает, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом судебном заседании может иметь место только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Принцип судебного и прокурорского надзора за законностью и обоснованностью судебных постановлений. Вышестоящие суды и органы прокуратуры в установленном законом порядке осуществляют надзор за законностью и обоснованностью судебных постановлений по гражданским делам, а также за соблюдением законодательства при их исполнении.

Принцип обязательности судебных постановлений. Судебные постановления, вступившие в законную силу, обязательны для всех граждан и должностных лиц и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь (ст. 115 Конституции, ст. 24 ГПК).

Отраслевые:

Принцип выяснения действительных обстоятельств дела. В соответствии со ст. 20 ГПК обязанность по собиранию доказательств, необходимых для установления истины по делу, лежит на юридически заинтересованных в исходе дела лицах. Суд лишь содействует указанным лицам (по их ходатайству) в истребовании доказательств, когда представление таких средств доказывания для них невозможно.

Принцип диспозитивности – один из наиболее специфичных принципов гражданского процессуального права. Он действует во всех стадиях процесса (от возбуждения гражданского дела в суде до исполнительного производства), представляет собой «движущее начало» гражданского судопроизводства.

В соответствии с принципом диспозитивности юридически заинтересованные в исходе дела лица имеют право по своему усмотрению свободно распоряжаться принадлежащими им материальными и процессуальными правами (ст. 18 ГПК).

Распорядительные действия сторон по гражданскому делу поставлены под контроль суда. Суд не принимает отказа истца от иска, признания иска ответчиком и не утверждает мирового соглашения сторон, если эти действия противоречат закону или нарушают чьи- либо права и охраняемые законом интересы (ст. 61 ГПК).

Принцип состязательности – относится к числу основополагающих принципов гражданского процессуального права, соблюдение которого создает необходимые предпосылки для правильного рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Принцип состязательности закрепляет активность сторон и других участвующих в деле лиц в доказательственной деятельности. Согласно ст. 179 ГПК, каждая сторона должна доказать факты, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.

Принцип процессуального равноправия сторон. Суть данного принципа в том, что закон предоставляет сторонам (истцу и ответчику) равные процессуальные возможности для защиты в суде своих прав и. законных интересов. Согласно ст. 19 ГПК гражданские дела во всех судах рассматриваются на основе равенства сторон в процессе.

Принцип устности судопроизводства. В соответствии с принципом устности судопроизводства суд ведет заседание устно. Участники процесса устно заявляют отводы и ходатайства, дают объяснения по делу. В устную форму облекаются мнение прокурора, показания свидетелей и т. д. (ст. 269 ГПК). Закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда то или иное процессуальное действие должно быть совершено в письменной форме.

Принцип непосредственности регулирует вопросы работы суда с доказательствами по делу. В силу данного принципа суд первой инстанции при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать все собранные по делу доказательства: заслушать объяснения сторон и других юридически заинтересованных в исходе дела лиц, показания свидетелей, пояснения специалистов и заключения экспертов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства и др. (часть вторая ст. 269 ГПК). При этом суд должен обеспечить равные возможности участникам процесса для их непосредственного участия в исследовании доказательств.

Принцип непрерывности судебного разбирательства означает, что разбирательство каждого дела (от начала его рассмотрения до постановления судебного решения) должно проходить непрерывно. Согласно ст. 269 ГПК судебное заседание по делу происходит непрерывно, кроме перерывов, предусмотренных ГПК. До окончания рассмотрения начатого дела или до отложения его разбирательства суд не вправе рассматривать другие дела.

Принцип процессуальной экономии. В соответствии с этим принципом процесс по каждому делу судом должен вестись с минимально необходимыми затратами времени, сил и средств обеспечивая правильное и своевременное разрешение гражданских дел.

Принцип равенства участников судебного процесса пе­ред законом и судом при осуществлении правосудия означает, что гарантируется равенство прав человека и гражданина неза­висимо от пола, расы, национальности, языка, социального про­исхождения, имущественного и должностного положения, мес­та жительства, отношения к религии, принадлежности к обще­ственным организациям и т.п..Истоками принципа равенства человека перед законом и судом являются сложившиеся в обществе представления о справедливости, которая носит конкретно-исторический харак­тер. Справедливость-категория нравственности.Она полу­чает преломление в праве и выражается прежде всего в принци­пе равенства человека перед законом и судом. Одной из харак­терных черт правового закона является взаимодействие права и справедливости, их сближение, согласованное воздействие на людей.Однако в общественной жизни закон в отличие от спра­ведливости, как средства нравственности, более постоянен. По­этому не исключено нарушение гармонии между нормами зако­на и представлениями о справедливости. Даже незначительные элементы несправедливости закона заметны, поскольку законом регламентируются наиболее важные общественные отношения. Вследствие этого главным является заботиться о совершенство­вании законодательства и практики его применения. О справедливости упоминается в нормативно-правовых актах. Так, в УПК перечислены основания к отмене или изме­нению приговора.Среди них названо и такое: несоответствие назначенного судом наказания тяжести преступления и лично­сти обвиняемого. А несоответствующим тяжести преступления и личности обвиняемого признается наказание, когда оно хотя и не выходит за пределы, предусмотренные уголовным законом, по своему сроку и виду является явно несправедливым как вследствие мягкости, так и вследствие суровости.Вместе с тем, даже тогда, когда закон не употребляет понятие «справедливость», это не говорит о том, что его нормы не согласуются с представлениями о справедливости, сложив­шимися в обществе на определенном этапе его развития. Равенство участников судебного процесса перед зако­ном и судом надо понимать как равенство перед законом, кото­рый применяет именно суд, а не какой-либо другой государственный орган. Участники судебного процесса разделяются на две группы:1)лица, юридически заинтересованные в исходе дела, то есть в тех или иных выводах судах;2) лица, юридиче­ски не заинтересованные в исходе дела.К лицам, юридически заинтересованным в исходе дела, относятся стороны возникшего юридического конфликта.В уголовном процессе к ним относятся: обвиняемый, потерпев­ший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, в гражданском процессе - истец,ответчик и их представители. Прокурор имеет государственный интерес в исходе дела личного интереса он не имеет.К лицам, юридически не заинтересованным в исходе де­ла, относятся свидетели, эксперты, переводчики, хранители аре­стованного имущества и др..Принцип равенства участников судебного процесса пе­ред законом и судом согласуется с установившимся в государ­стве правилом о едином суде и едином для всех законе. Законо­дательство распространяются на всех. Суд должен применять его так, чтобы не предоставлять привилегии одним лицам и дискриминировать других. Он должен заботиться о том, чтобы реализовать права и законные интересы каждого человека.Следует отметить, что в законодательстве предусмотрен определенный порядок привлечения к уголовной ответственно­сти депутатов, судей, работников органов прокуратуры и неко­торых других должностных лиц. Этот порядок существует не из желания дискриминировать этих лиц или, наоборот, наделить их особыми привилегиями, а потому что им присущ специаль­ный статус, которым они наделены до решения вопроса о при­влечении их в качестве подозреваемых или обвиняемых. Как только они будут признаны таковыми, они наделяются теми же правами, которые имеет каждый подозреваемый или обвиняе­мый.

Принцип равенства участников судебного процесса пе­ред законом и судом реализуется всеми судами и при рассмот­рении любого дела.

19. Принцип использования государственного языка при осуществлении правосудия

В Республике Беларусь статус белорусского и русского языков одинаков. Сложилась практика, что судоговорение и де­лопроизводство в суде ведется на русском языке. В соответст­вии со ст. 50 Конституции, каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Применительно к су­допроизводству положения этой статьи конкретизируются в ст. 10 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», где сказано: «Лицам, участвующим в деле и не вла­деющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспе­чивается право ознакомления со всеми материалами дела, уча­стие в судебных действиях через переводчика, право выступать в суде на родном языке».

Уголовно-процессуальное и гражданское процессуаль­ное законодательство содержит еще ряд уточнений. Согласно I ПК и УПК, переводчиком является не заинтересованное в ис­ходе дела лицо, владеющее языками, знание которых необхо­димо для перевода в случаях, когда участники процесса не владеют языком, на котором ведется производство по делу, а также для перевода письменных документов. Переводчиком может быть только тот, кто свободно владеет обоими языками. К пере­водчику приравнивается лицо, понимающее знаки глухого или немого и способное изъясняться с ними знаками. Переводчик имеет право задавать вопросы участникам процесса с целью уточнения смысла переводимых слов и выра­жений; получать вознаграждение за перевод и возмещение рас­ходов, связанных с явкой в суд.

Переводчик обязан являться по вызову суда; удостове­рять верность перевода своей подписью; отказаться от участия в производстве по делу, если он не обладает знаниями, необходи­мыми для перевода; не разглашать сведения об обстоятельствах дела, известных ему в связи с участием в деле. За заведомо не­правильный перевод переводчик несет уголовную ответствен­ность в соответствии с УК.В содержании принципа использования государственно­го языка при осуществлении правосудия входят следующие по­ложения: 1) судопроизводство осуществляется на белорусском или русском языке; 2) участники судебного процесса могут вы­ступать в суде на своем родном языке; 3) участникам процесса, не владеющим языком судопроизводства, суд обеспечивает пе­ревод их выступлений на языке судопроизводства; 4)ознакомление участников процесса, не владеющих языком судопроизводства, с материалами дела происходит с помощью переводчика; 5) знание языка судопроизводства, если он не яв­ляется родным для участника судебного процесса, не исключает участия переводчика в судебном заседании; 6) вручение участ­никам процесса процессуальных документов в переводе на их родной язык или на другой язык, которым они владеют; 7) назначение судом переводчика как по просьбе лиц, участ­вующих в деле, так и по собственной инициативе.

Эти положения действуют на протяжении всего произ­водства по делу.При назначении судей и прокуроров надо учитывать знание ими языка судопроизводства. Государственным языком судопроизводства должен владеть и секретарь судебного засе­дания, поскольку протокол судебного заседания должен вестись на языке судопроизводства. Представляет интерес решение вопроса о том, должен ли адвокат владеть языком судопроизводства. С одной стороны, предоставление такого требования к адвокату сужает сферу действия одной из гарантий принципа обеспечения обвиняемо­му права на защиту - выбор им адвоката в соответствии со сво­им желанием. С другой стороны, если адвокат не владеет язы­ком судопроизводства, то он может прибегнуть к услугам переводчика и общаться со своим подзащитным через него. Но тогда снижается либо даже сводится на нет положение, согласно ко­торому о содержании беседы адвоката со своим подзащитным никто не должен быть осведомлен. В связи с этим государст­венным языком судопроизводства должен владеть и адвокат.

При ведении судебного процесса может возникнуть си­туация, когда кто-либо из участников судебного процесса (об­виняемый, свидетель, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители) знает язык судопро­изводства, однако желает выступать в судебном заседании на родном языке. Такая возможность им должна быть предостав­лена и суд обязан позаботиться о вызове переводчика. Иное ре­шение вопроса находилось бы в противоречии с принципом ис­пользования национального языка при осуществлении правосу­дия.

Статья 115 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что «правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе». Это положение продублировано в процессуальных кодексах (ч.1 ст.24 УПК, ст.19 ГПК, ст. 9 ХПК) и суть его состоит в том, что законом устанавливаются и обеспечиваются равные возможности сторонам (участникам дел) отстаивать в судебном разбирательстве свои интересы, используя при этом предоставленные им права. Истоки состязательности кроются в несовпадении материально-правовых интересов сторон, состязательный характер их деятельности обуславливается процессуальным равноправием.

Состязательность и равенство сторон в процессе – неразрывные понятия, ведь ни о каком состязании не может быть речи, если состязающиеся стороны не наделены равными правами и возможностями для отстаивания собственных позиций. Так при осуществлении правосудия по уголовным делам функции обвинения, защиты и разрешения дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и тоже должностное лицо

Реализация принципа состязательности и равенства сторон в полной мере осуществляется лишь в стадии судебного разбирательства. Говорить о последовательном действии этого принципа в досудебных стадиях, в последующих после судебного разбирательства стадиях, не приходится. Конституционное положение о равноправии сторон при осуществлении правосудия имеет процессуальный аспект. Стороны не вообще равноправны, а имеют равные процессуальные права при отстаивании перед судом своих позиций. Так, например, в ч.4 ст.24 УПК определено, что стороны в судебном разбирательстве пользуются равными правами по представлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказыванию мнения по любому вопросу, имеющему значение по уголовному делу, участию в судебных прениях. Суд же при состязательном построении судебного разбирательства обязан обеспечить сторонам условия для реализации их процессуальных прав и обязанностей, следит за законностью действий сторон, способствует установлению истины по делу.

Независимость судебной системы является одним из важнейших признаков демократического развития общества и государства. Без независимости невозможно построение правового государства и достижение верховенства закона.

Задачи и цели судебно-правовой реформы заложены в Концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010-2020 годы. Дальнейшее своё институциональное продолжение Концепция получила в Плане нации «100 конкретных шагов».

С учетом продолжающейся судебной реформы важно определение приоритетных направлений, выработка концепции по укреплению независимости судебной системы страны.

Статья 14 Основного Закона Республики провозгласила равенство всех перед законом и судом.

Это важнейший принцип сосуществования граждан и функционирования правового государства, согласно которому все граждане равны перед законом и судом независимо от того, к какой расе, полу, нации они принадлежат. Независимо от того какое они занимают положение в обществе, от их религиозных, политических и иных убеждений.

Происходящие изменения в законодательстве и некоторые преобразования в судебной сфере направлены прежде всего на соблюдение принципа равенства всех граждан.

Обеспечиваемый государством доступ всех к правосудию - предмет особого внимания. Принятие нового гражданского процессуального и внесенные изменения прежде всего направлены на обеспечение доступа к правосудию, к скорейшему разрешению споров.

Отмена оплаты государственной пошлины при обжаловании судебных актов, обязательное применение аудио видео фиксации судебных заседаний, сокращенные сроки проведения подготовки к судебному разбирательству и назначения судебного заседания, сокращенные сроки рассмотрения отдельных категорий дел, возможность вызова сторон по всем доступным средствам связи, введение института упрощенного производства, введение института медиации и партисипативной процедуры.

Все указанные и другие изменения в законодательство позволяют на сегодня максимально прозрачно, доступно, в краткие сроки разрешить возникший спор гражданам. В большинстве случаев одна сторона по делу останется неудовлетворенной результатом разрешения спора, поэтому о дним из весьма желаемых результатов разрешения спора безусловно является примирение сторон.

Содействие примирению сторон - значит прийти к такому результату, при котором требования сторон к друг к другу разрешаются на взаимоприемлемых и взаимовыгодных условиях.

Особое внимание сторонам необходимо уделять стадии подготовки к судебному разбирательству, на практике при вызове сторон на подготовку стороны не всегда понимают ее значение, зачастую не являются по вызову суда на подготовку, или являются неподготовленными, без документов и доверенностей на представление интересов, ссылаясь на то, что это всего лишь «подготовка». Тогда как, с новым процессуальным Кодексом и с учетом внесенных изменений законодательство позволяет судье завершить рассмотрение дела на стадии предварительного судебного заседания с вынесением окончательного судебного акта.

Завершение гражданского дела с вынесением окончательного судебного акта на стадии предварительного судебного заседания не всегда однозначно принимается сторонами, на практике имеют место доводы сторон с указанием в апелляционной жалобе на «слишком быстрое завершение судьей судебного процесса». Это явление происходит по причине укоренения в сознании и представления большинством граждан о судебных разбирательствах как годами длящемся судебных тяжбах с длительными многочасовыми заседаниями. Внесенные изменения в процессуальное законодательство как раз таки направлены на искоренение такого представления, и на достижение скорейшего разрешения спора, и прежде всего на достижение примирения между сторонами.

Тем самым, указанные изменения в процессуальном законодательстве стали большим подспорьем такому распространенному представлению о гражданском процессе и является путем достижения максимального обеспечения доступа к правосудию, а равно и равенства всех перед законом и судом.


Фундаментом демократического и правового государства является принцип равенства и справедливости. Российская Федерация имеет особенный путь исторического развития. Зачастую представления российских исследователей о равенстве и справедливости являются самобытными. Содержание Конституции Российской Федерации универсально и многопланово. Конституция Российской Федерации закрепляет правовое положение человека и гражданина, принципы государства, основы российского федерализма. Одновременно положения Основного закона РФ представляют собой политико-правовую основу гражданского общества, основы соблюдения баланса интересов государства и личности.

Ключевые слова: равенство, правовое государство, закон, права человека и гражданина, государство, баланс интересов, принцип, права и свободы, защита прав и свобод.

The foundation of a democratic and legal state is the principle of equality and justice. The Russian Federation has a special path of historical development. Often, the ideas of Russian researchers about equality and justice are original. The content of the Constitution of the Russian Federation is universal and multifaceted. The provisions of the Constitution of the Russian Federation provide for various regulatory and legal forms of their manifestation. The Constitution of the Russian Federation also provides for the legal status of a person and a citizen, the principles of the state, and the foundations of Russian federalism. At the same time, the provisions of the Constitution of the Russian Federation represent the political and legal basis of civil society, provide the basis for maintaining the balance of interests of the state and the individual.

Keywords: equality, rule of law, law, human and civil rights, state, balance of interests, principle, rights and freedoms, protection of rights and freedoms.

В науке конституционного права предусмотрено выделение формального принципа равенства прав и свобод личности. Согласно формальному подходу, отношения личности и закона характеризуются посредством равенства, несмотря на социальные качества человека и гражданина.

Принцип равенства прав и свобод отражен в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ. По нему все равны перед законом и судом. Хотя данная норма не включена в основы конституционного строя, расположение ее в содержании главы 2, наделяет ее повышенной юридической силой в сравнении с положениями глав 3–8 [1, с. 856–857]. Закрепление равенства на уровне федеральной конституции распространяет его действие на всю территорию России, даже если в основном законе субъекта РФ, как например, в Уставе Краснодарского края, не выделяются главы (разделы), посвященные правам и свободам личности [2, с. 55]. Кроме того, регулирование и защита прав и свобод личности отнесены к предметам ведения РФ (п. «в» ст. 71 Конституции РФ) [3, с. 58].

В юридической литературе равенство всех перед законом и судом принято рассматривать через призму правового государства, характеризующегося верховенством закона. Закон является общеобязательным нормативным постановлением органов представительной власти, наделенным наивысшей юридической силой и содержащий правила поведения субъектов права. В некоторых случаях законы исходят непосредственно от источника власти — народа. Благодаря закону обеспечивается регулирование различных социальных отношений и связей.

Конституция РФ не конкретизирует, перед конкретно какими законодательными актами равны граждане, что автоматически предопределяет их равенство перед положениями Конституции РФ, федеральными и региональными законами во всем их видовом многообразии.

Нормы Конституции РФ являются исходными началами и ориентирами для разработки и принятия иных нормативно-правовых актов. Нормы остальных законов предопределяют издание иных законов и подзаконных актов. Закон издается соответствующим органом государственной власти, но он провозглашается от имени всего государства или субъекта РФ.

Для обеспечения равенства перед законом и судом необходимо единообразное понимание и толкование норм права. Ситуации, когда содержание правовой нормы четко не определено, неизбежно приводят к дискреционному правоприменению, а, соответственно, к нарушению принципа равенства перед законом. Для успешной реализации принципа равенства прав и свобод необходимо гарантировать единообразное понимание содержательного наполнения законов правоприменителями. В противном случае, неизбежно создаются предпосылки для дискриминации граждан.

Как уже было сказано выше, рассматриваемый принцип является одним из столпов правового государства. Однако, он не является буквальным. Демократическим стандартам большинства стран свойственно закрепление неравенство отдельных субъектов права перед законом. Чаще всего, речь идет об отличительных особенностях привлечения к ответственности главы государства, некоторых должностных лиц, депутатов, судей. В отношении их устанавливается особый иммунитет перед законом. Также им предоставляются определенные привилегии, устанавливаемые для обеспечения выполнения ими своих служебных обязанностей. Рассматриваемые правовые иммунитеты являются исключением из общих правил, установленных положениями Основного Закона страны. Такие исключения направлены на обеспечение публичных интересов, они представляют собой гарантии осуществления общественно полезных функций ограниченным кругом лиц.

Иммунитет, которым обладают Президент, судьи, депутаты представляет собой исключение из принципа равенства всех перед законом. Однако допускаемые для них исключения одновременно обусловливаются повышенными требованиями к лицам, желающим занять соответствующую должность, а также особой процедурой их отбора. Предоставляемая им возможность пользоваться исключениями необходима для обеспечения правовой защиты и эффективного выполнения поставленных перед ними государственных задач, обеспечения их безопасности и независимости при принятии решений. В то же время иммунитет рассматриваемых лиц не является абсолютным. Они могут быть лишены его по представлению высших должностных лиц правоохранительных органов или иных субъектов.

Равенство перед законом неразрывно связано с равенством перед судом, поскольку вся деятельность судов основана на соблюдении и применении закона. Конституция РФ устанавливает судебную форму защита прав в качестве наиболее эффективного средства восстановления нарушенных прав и свобод. Принцип равенства перед законом и судом обеспечивается единым для соответствующих видов судопроизводств порядком рассмотрения дел. Рассматриваемый принцип тесно связан с конституционным принципом состязательности и равноправия сторон, установленным положениями ст. 123 Конституции РФ. Он представляет собой важнейшее демократическое и процессуальное начало, которое создает максимально благоприятные условия для установления истины и вынесения справедливого судебного решения [4, с. 100].

Реализация принципа равенства перед законом и судом обеспечивается путем доступа к правосудию вне зависимости от социального статуса и имущественного положения, распространяясь на все суды. Однако в данной части, по мнению ученых, имеется много проблем. Например, речь идет о возможности реализации конституционных прав на судебную защиту. Так, положения ст. 131 ГПК РФ предусматривают форму и содержание искового заявления. При несоблюдении данных требований конституционное право на судебную защиту не может быть реализовано, суд оставит заявление без движения. Очевидно, что для составления искового заявления, которое соответствует требованиям процессуального законодательства, необходимо обратиться к специалисту, услуги которого, как правило, возмездные.

Подача в суд искового заявления сопровождается уплатой государственной пошлины, что опять-таки ставит под сомнение реализацию принципа доступа к правосудию, если гражданин не обладает необходимой суммой для обращения суд. Несмотря на наличие законодательных оснований, позволяющих освобождать ту или иную категорию граждан от уплаты государственной пошлины, зачастую данный вопрос остается на усмотрение суда, который не всегда принимает решение в пользу лица, которое ходатайствует об освобождении от уплаты государственной пошлины. Весьма положительно, на наш взгляд, данная проблема может быть решена путем реализации предложенной научным сообществом инициативы о введении дифференцированных размеров государственной пошлины, исходя из материального положения истца [5, с. 188].

Обеспечение прав и интересов участников процесса возможно также посредством использования полномочий должностных лиц органов прокуратуры. Инициатива в возбуждении дела в случае необходимости защиты прав и свобод граждан принадлежит прокурору, который обеспечивает бесплатное правовое сопровождение. Разумеется, с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов прокурор обращается при наличии согласия самого гражданина. Однако возможность реализации прокурором данных функций в последнее время сокращается. Так, положения ст. 45 ГПК РФ предусматривают, что с заявлением в защиту прав прокурор обращается, если установлено, что гражданин не имеет возможности обратиться в суд самостоятельно в силу наличия заболевания, возраста, признания недееспособным. Прокурор в тексте искового заявления должен обосновать невозможность лица самостоятельно обратиться в суд, представив суду доказательства. Уважительность оснований, по которым лицо не имеет возможности обратиться в суд оставлена на усмотрение суда.

Таким образом, у прокурора не всегда имеется возможность инициировать судебный процесс в защиту прав лица, если такое лицо не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд. Такое ограничение, очевидно, не оправданно. Инициатива прокурора предъявить иск для защиты прав и законных интересов личности у многих ученых вызывает вопросы относительно обеспечения принципа равенства сторон. Возможно ли соблюдение и обеспечение принципа равенства сторон перед законом и судом, если на стороне лица выступает должностное лицо, обладающее такими правами как право на принесение протеста или истребование дела.

Положения ГПК РФ предусматривают, что прокурор пользуется правами и несет обязанности истца при участии в гражданском деле, за исключением права заключить мировое соглашение и оплаты судебных расходов. Инициирование прокурором судебного процесса и участие в нем для защиты прав и законных интересов граждан не противоречит принципу равенства сторон перед законом и судом, поскольку прокурор возбуждает дело в случае, если лицо не имеет возможности самостоятельно себя защитить. Следовательно, наоборот происходит выравнивание возможностей сторон, связанных с защитой их прав и законных интересов в суде.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что равенство перед законом и судом — это базовый принцип, позволяющий осуществлять права и свободы человека и гражданина, обеспечивающий, в том числе, сущностную характеристику России как правового государства. От практической реализации данного принципа Провозглашение Российской Федерации демократическим, федеративным и правовым государством предполагает беспрепятственную реализацию данного конституционного принципа.

  1. Юсифова Л. А., Безуглов С. В. Иерархия норм в Конституции РФ. Сборник статей по материалам Х Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 120-летию И. С. Косенко. Отв. за вып. А. Г. Кощаев. 2017.
  2. Безуглов С. В., Бутурлина Е. С. Устав Краснодарского края как источник права // Власть закона. — 2019. — № 1 (37).
  3. Безуглов С. В., Бутурлина Е. С. Особенности федеральных конституционных законов как источников права // Власть закона. — 2017. — № 4 (32).
  4. Безуглов С. В., Бутурлина Е. С. К вопросу о понятии, системе и классификации принципов правосудия // Власть закона. — 2018. — № 1 (33).
  5. Ржевский В. А., Чепурпова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. — М., 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, суд, исковое заявление, Конституция РФ, государственная пошлина, принцип равенства, Российская Федерация, защита, РФ, свобода личности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: