Какое значение имеет паспорт для реализации прав и обязанностей в сфере государственного управления

Обновлено: 01.05.2024

Конституция Российской Федерации в ст. 17 закрепля­ет положение о том, что права и свободы человека неот­чуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуще­ствление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Главной особенностью граждан как участников адми­нистративных правоотношений является то, что они вы­ступают в качестве частных лиц, т. е. реализуют свои лич­ные общегражданские права и обязанности в сфере ис­полнительной власти, а не права государственных или негосударственных организаций, их должностных лиц.

Права граждан в сфере государственного управления делятся:

В зависимости от механизма их реализации на:

— абсолютные — права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны со­здавать условия и не мешать их реализации, а наобо­рот, защищать, например, право на отдых, право на труд и

относительные — права, для реализации которых ну­жен акт государственного органа, например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществле­ние предпринимательской деятельности, и др.

В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения:

— общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления, например, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц;

— специальные права — это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, например, в сфере эко­номики — каждый гражданин имеет право на осуще­ствление предпринимательской деятельности.

По своему содержанию права делятся на три вида:

— право на участие в государственном управлении. К та­ковым относятся, например, право на государствен­ную службу, право на получение необходимых доку­ментов, пресечение противоправных действий со стороны других граждан, и др.;

— право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций. К таковым можно отнес­ти: право на получение организационной, техничес­кой, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.;

— право на защиту. Основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций.

Во взаимодействии с управленческими структурами гражданами России реализуются прежде всего следующие права:

1. Право граждан участвовать в управлении государ­ством, как непосредственно, так и через своих пред­ставителей (ст. 32 Конституции РФ). Оно подкрепля­ется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного само­управления.

2. Право граждан на объединение, включая право со­здавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ).

3. Право граждан проводить собрания, митинги, демон­страции, шествия и пикетирование (ст. 31 Конститу­ции РФ). Порядок реализации указанного права рег­ламентируется Указом Президента Российской Феде­рации от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».

4. Право граждан обращаться лично, а также направ­лять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуп­равления (ст. 33 Конституции РФ).

5. Право граждан на свободу и личную неприкосно­венность. Арест, заключение сод стражу и содержа­ние под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более чем 48 ча­сов (ст. 22 Конституции РФ). Основания и поря­док применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных право­нарушениях.

6. Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживаю­щих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ).

7. Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и возвращения (ст. 27 Конституции РФ). Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации.

8. Право каждого свободно искать, получать, переда­вать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведе­ний, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, оп­ределяется федеральным законом (ст. 29 Конститу­ции РФ). Осуществление этого права регламентиру­ется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», а также отдельными Указами Президента, направленными на обеспечение этого права.

9. Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездей­ствием) органов государственной власти или их долж­ностных лиц (ст. 53 Конституции РФ). Вред, причи­ненный гражданину незаконными действиями госу­дарственных органов, а также должностных лиц при исполнении ими обязанностей в области администра­тивного управления, возмещается на общих основани­ях, установленных гражданским законодательством. Имея права, граждане Российской Федерации вместе с тем выполняют возложенные на них Конституцией Рос­сийской Федерации обязанности.

Административно-правовые обязанности граждан Рос­сийской Федерации, подразделяются на два вида:

1)абсолютные — возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т. п.);

2)относительные — возникают из правомерных дей­ствий, направленных на приобретение прав и пользо­вание ими (обязанность собственника автомобиля — платить налоги, поступающие в дорожные фонды, и т. п.).

Обязанности граждан Российской Федерации как субъек­тов административного права заключаются в следующем:

— платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 КонституцииРФ);

— сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Консти­туции РФ);

— защищать Отечество (ст. 59 КонституцииРФ);

— не заниматься экономической деятельностью, на­правленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституция РФ);

— соблюдать Конституцию и законы Российской Феде­рации (ст. 15 Конституции Российской Федерации). Как видно из приведенного нами перечня, все обязан­ности граждан Российской Федерации закреплены в Ос­новном Законе — Конституции Российской Федерации.

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов адми­нистративного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

Невыполнение гражданами своих обязанностей в сфе­ре государственного управления влечет за собой примене­ние различных мер воздействия, включая и средства адми­нистративно-правового характера. В этом случае, при на­личии достаточных к тому оснований, граждане могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою.

Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение.

Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней.



Конституция РФ закрепляет положение о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17).

Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, т. е. реализуют личные общегражданские права и исполняют обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных организаций, их должностных лиц.

Права граждан в сфере государственного управления делятся следующим образом.

В зависимости от механизма их реализации:

– абсолютные – права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, а наоборот, защищать, например право на отдых, на труд;

– относительные – права, для реализации которых нужен акт государственного органа, например приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности.

В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения:

– общие права граждан – распространяются на все отрасли и сферы управления, например право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц;

– специальные права – права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, например в сфере экономики: каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности.

По содержанию права делятся на три вида:

1) право на участие в государственном управлении, например право на государственную службу и на получение необходимых документов, пресечение противоправных действий со стороны других граждан;

2) право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций, например право на получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи;

3) право на защиту, например административная жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций.

Во взаимодействии с управленческими структурами граждане России реализуют прежде всего следующие права:

– право участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ). Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

– право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ч. 1 ст. 30);

– право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31). Порядок реализации этого права регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;

– право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ);

– право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более чем 48 ч (ст. 22). Основания и порядок применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях;

– неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25);

– право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы России и возвращения (ст. 27). Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортно-визовой системы и регистрации;

– право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ст. 29). Осуществление этого права регламентируется Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», а также отдельными указами Президента РФ, направленными на обеспечение этого права;

– право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53). Вред, причиненный гражданину незаконными действиями государственных органов, а также должностных лиц при исполнении ими обязанностей в области административного управления, возмещается на общих основаниях, установленных гражданским законодательством.

Имея права, граждане России выполняют возложенные на них Конституцией РФ обязанности. Административно-правовые обязанности делятся на два вида: 1) абсолютные – возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов); 2) относительные – возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля платить налоги, поступающие в дорожные фонды, и т. п.).

Обязанности граждан России как субъектов административного права заключаются в следующем:

– платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);

– сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

– защищать Отечество (ст. 59);

– не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34);

– соблюдать Конституцию РФ и законы России (ст. 15).

Все обязанности граждан России закреплены в основном законе – в Конституции РФ.

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Невыполнение гражданами своих обязанностей в сфере государственного управления влечет за собой применение разных мер воздействия, включая средства административно-правового характера. В этом случае при наличии достаточных к тому оснований граждане могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной или уголовной ответственности.

Паспортная система – это совокупность урегулированных правом общественных отношений, возникших преимущественно между ФМС и гражданами в связи с выдачей паспортов и регистрационным учетом по месту жительства и по месту пребывания. Кроме ФМС в этих отношениях принимают участие военкоматы, медицинские учреждения и жилищно-коммунальные организации.

Паспортная система включает в себя права и обязанности, возникшие по поводу:

1) выдачи паспортов гражданам РФ;

2) выдача иностранным гражданам видов на жительство;

3) регистрация по месту проживания;

4) контроль за соблюдением паспортного режима.

Задачи паспортного режима:

1) обеспечить граждан основным документом, который позволяет реализовывать многие права;

2) обеспечить учет граждан, в т.ч. и воинский;

3) способствовать в борьбе с преступностью;

4) способствовать рациональному размещению на территории РФ и обеспечению безопасности населения в областях с особым административным режимом.

1) ФЗ о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ;

2) ФЗ о порядке выезда из РФ и въезда в РФ;

3) Указ Президента РФ об основном документе, удостоверяющем личность г-на РФ на территории РФ;

4) Утвержденное Правительством положение о паспорте РФ, о паспорте моряка;

5) Правило регистрации и снятия с регистрации граждан РФ.

Выдавать, заменять паспорта, регистрировать г-на по месту жительства или временного пребывания обязанность ФМС, т.к. паспорт является основным документом по следующим основаниям:

1) он содержит все важные сведения о личности: ФИО, пол, дату и место рождения, в обязательном порядке сведения о регистрации, об отношении к воинской обязанности, о регистрации и расторжении брака, сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ;

2) паспорт – единый документ для всех российских граждан, достигших 14 летнего возраста;

3) устанавливается особый порядок заполнения паспортов;

4) указом Президента паспорт объявлен основным документом.

Паспортный режим возлагает на г-на 2 основные обязанности: иметь паспорт и соблюдать правила регистрационного учета. Обязанность иметь паспорт включает в себя обязанность получать, заменять, хранить и т.д. Обязанность получать паспорт может быть первичной (достижение 14 летнего возраста, вступление в гражданство) и вторичной (в случае утраты).

Для получения паспорта г-н может обращаться по месту жительства или фактического проживания. Для получения в ФМС подается заявление вместе со свидетельством о рождении, фотографией, квитанцией об уплате госпошлины. Документы могут быть поданы непосредственно в ФМС или в жилищно-эксплуатационную организацию. Срок оформления паспорта, если сразу не представляется возможность определения личность г-на может быть продлен не более, чем на 20 дней.

Паспорт подлежит замене, когда:

1) г-ну 20 или 45 лет;

2) легально изменились ФИО, сведения о дате или месте рождения;

3) изменился пол;

4) он стал непригодным вследствие износа или повреждения;

5) в записях обнаружены неточности по решению суда.

Паспорт – единый документ для всех российских граждан, достигших 14-летнего возраста.

Установлен особый порядок заполнения паспортов граждан. Указом Президента РФ паспорт признан основным документом, удостоверяющим личность.

Для замены паспорта гражданин должен предоставить заявление, фотографию и паспорт, подлежащий замене. Если замена связана приобретением специальных оснований, то необходимо предоставить документ, подтверждающий основания для замены. При обнаружении утраты паспорта гражданин обязан незамедлительно обратиться в ФМС с соответствующим заявлением, а если паспорт был похищен, то нужно подать заявление и в ОВД по месту жительства или по месту хищения.

До выдачи нового паспорта гражданину м б выдано временное удостоверение личности на срок до 2х месяцев.

Паспортная система – совокупность урегулированных правом общественных отношений, возникающих преимущественно между органами внутренних дел и гражданами в связи с выдачей гражданам паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетом граждан по месту жительства и месту пребывания.

Главными субъектами этих правоотношений являются граждане и органы внутренних дел. Но определенное участие в них принимают военкоматы, органы ЗАГСа, медицинские учреждения, принимающие участие в заполнении паспортов, а также жилищно-коммунальные и иные организации, занимающиеся регистрационным учетом граждан.

Паспортная система включает в себя права, обязанности названных субъектов и возникающие при их реализации отношения по поводу:

• заполнения и выдачи паспортов гражданам России;

• выдачи иностранцам видов на жительство;

• регистрации граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства или временного проживания в России;

• выдачи гражданам заграничных паспортов;

• контроля за соблюдением паспортного режима.

В настоящее время паспортизация и регистрация граждан решает четыре главные задачи:

1. Обеспечить граждан основным документом, который позволяет им осуществлять многие важные права (на свободу передвижения, вступление в брак, открытие банковских счетов, получение лицензий, поступление в вуз, на государственную службу, участие в голосовании, использование авиационного и железнодорожного транспорта и т. д.).

По российскому праву многие права и даже обязанности могут быть реализованы гражданами только при наличии у них паспорта или иного основного документа, позволяющего идентифицировать личность. Паспорт позволяет проверить истинность сведений о гражданине, которые он сам о себе сообщает, а также тех, которые содержатся в других источниках информации. Идентификация личности необходима, когда предоставляются или используются важные права (вступление в брак, прием на работу и т. д.).

2. Обеспечить учет граждан: воинский учет, статистический учет процессов миграции, учет численности и состава проживающего на определенной территории населения (для образования избирательных округов и проч.).

3. Способствовать борьбе с преступностью, в частности, розыску лиц, скрывающихся от правосудия, от уплаты алиментов, учету лиц, прибывших из мест лишения свободы, и т. п.

4. Способствовать рациональному размещению населения на территории страны: предотвращению перенаселения курортных мест, крупных городов, нарушений санитарных правил при заселении жилых помещений, обеспечению безопасности при заселении местностей с особыми административными режимами. Экономические и иные средства косвенного воздействия на выбор гражданами места проживания пока еще не обеспечивают рационального расселения населения. И регистрационный учет в определенной степени используется как средство прямого административного воздействия на процесс миграции.

Решение названных задач обеспечивает выполнение двуединой цели паспортного режима: создание условий, благоприятствующих осуществлению гражданами своих прав, а также – способствующих выполнению их обязанностей, обеспечению безопасности граждан, общества, государства.

Правовой основой паспортной системы являются Федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О гражданстве Российской Федерации», Указ Президента России «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», утвержденные Правительством «Положение о паспорте гражданина Российской Федерации», «Положение о паспорте моряка», «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета», ряд приказов и инструкций МВД. Вопросы выдачи основного документа иностранным гражданам и лицам без гражданства, их регистрации регулируются еще и актами СССР, и актами субъектов Федерации.

Система названных актов закрепляет в России паспортный режим, то есть совокупность правил паспортизации и регистрации граждан, правовую основу паспортной системы. Для ее существования необходимы также организационные (система компетентных органов, служб, организаций), материально-технические условия и деятельность субъектов во исполнение соответствующих правил.

Паспортный режим – часть общего административного режима страны, поскольку его правила распространяются на всех граждан, он не связан с какими-то особыми обстоятельствами. В отличие, например, от таких специальных административно-правовых режимов, как режимы закрытого административно-территориального образования, чрезвычайного положения, пограничной зоны.

В решении вопросов реализации гражданами России права на свободу передвижения большую роль играют многочисленные постановления, определения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, других судов. В этой главе приведены некоторые из них. Использованные в главе судебные правоположения свидетельствуют о том, что суды решительно выступают против любых необоснованных ограничений этого конституционного права не только подзаконными актами, но и федеральными законами и законами субъектов Федерации. Судебная практика в немалой степени способствует либерализации российского паспортного режима. Она направлена на устранение тех ограничений прав граждан, которые связаны с существовавшим в СССР в условиях тоталитаризма отношением к паспортизации, регистрации граждан как средствам контроля за ними.

Смотрите также:

Реализация прав и свобод граждан в сфере государственного управления направлена на выполнение трех тесно связанных между собой задач: во-первых, на индивидуализацию субъектов (носителей), закрепленных Конституцией и законами прав, свобод и обязанностей, выражающуюся в удостоверении и подтверждении тех или иных характеристик, с которыми закон связывает обладание и пользование соответствующим правом; во-вторых, на определение конкретных правомочий, вытекающих из содержания того или иного установленного законом права (обязанности); в-третьих, на индивидуализацию предусмотренных Конституцией и законами условий, процедур, которые обеспечивают полную реализацию принадлежащих по закону гражданам прав и свобод. Указанные задачи решаются путем осуществления как распорядительной, оперативно-исполнительной, так и правоохранительной деятельности.

Для надлежащей организации правоприменения особое значение имеют распорядительные акты, принимаемые Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных республик, их Президиумами, а также соответствующими Советами Министров. Эти органы за годы действия Конституции СССР 1977 года приняли целый ряд актов, направленных на обеспечение и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления. Хотя между актами, принятыми соответственно органами государственной власти или органами государственного управления, существуют обусловленные разделением труда в государственной деятельности различия, тем не менее они содержат много общего.

Анализ практики показывает, что вопросы, связанные с реализацией таких прав и свобод граждан, как право на труд, отдых, охрану здоровья1, образование2, на участие в управлении общественными и государственными делами, право каждого гражданина обращаться с заявлениями, письмами и жалобами3 и вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе и другие, постоянно находятся в поле зрения КПСС и Советского государства, высших органов государствен-ной власти и управления. Они систематически рассматривают и обсуждают их, принимают по ним соответствующие управленческие решения.

Особенности распорядительных актов по осуществлению прав и свобод граждан в сфере государственного управления можно проследить, взяв в качестве примера постановления Президиума Верховного Совета СССР, Президиумов Верховных Советов союзных республик, принятые на основе анализа работы государственных органов и общественных организаций по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан. Так, на своем заседании 29 августа 1978 г. Президиум Верховного Совета СССР обсудил вопрос о работе Советов народных депутатов города Краснодара с предложениями, заявлениями и жалобами граждан и в своем постановлении констатировал: Советы города, выполняя решения XXV съезда КПСС, требования Конституции СССР, Конституции РСФСР, Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», уделяют повседневное внимание письмам граждан, приему населения, обеспечивают в целом правильное и своевременное разрешение предложений, заявлений и жалоб.

Письма, как правило, рассматриваются лично руководителями исполнительных комитетов, отделов и управлений исполкомов, прием проводится в удобное для населения время. Организован личный прием трудящихся по месту их работы. Советы народных депутатов города, их исполнительные комитеты, постоянные комиссии осущест* вляют систематический контроль за разрешением в соответствии с действующим законодательством обращений граждан и исполнением принимаемых по ним решений, за состоянием дел с рассмотрением предложений, заявлений и жалоб, на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории Советов, в том числе и не находящихся в их подчинении, регулярно обсуждают вопросы рассмотрения писем и приема населения, заслушивают отчеты руководителей предприятий и организаций о работе с обращениями граждан.

Вместе с тем Президиум Верховного Совета СССР в своем постановлении отметил, что в работе Советов народных депутатов города Краснодара и их исполнительных комитетов по рассмотрению обращений граждан имеются отдельные недостатки. Встречаются случаи формального отношения к рассмотрению предложений, заявлений и жалоб, исполнению решений по ним. Не всегда принимаются необходимые меры к своевременному устранению причин, порождающих жалобы1.

О типичных недостатках и упущениях в работе Советов народных депутатов Кировоградской области в этой сфере говорится в постановлении Президиума Верховного Совета УССР от 26 апреля 1981 г. В нем, в частности, указывается, что некоторые руководящие работники областного исполнительного комитета и районных исполнительных комитетов недостаточно уделяют внимания личному приему граждан. Исполнительные комитеты областного, городского и районных Советов нередко мирятся с фактами бюрократического отношения к обоснованным обращениям граждан, формальных отписок, пустых обещаний, что вызывает неудовольствие, повторные обращения, письма и поездки граждан в вышестоящие органы по вопросам, которые должны решаться на местах2.

Оценив опыт работы Советов и подчиненных им органов на данном участке государственного строительства, постановления этого рода определяют и ставят первоочередные задачи в деле осуществления прав и свобод граждан, выдвинутые текущим моментом жизни нашего общества. Эти задачи имеют большое общественно-политическое и идейное значение для более эффективной реализации прав и свобод граждан. Они правильно ориентируют государственные органы, должностных лиц, общественные организации — всех, кто выполняет правоприменительную деятельность в сфере осуществления прав граждан; обращают их внимание на еще не решенные проблемы.

В заключительной части постановлений непременно содержится перечень рекомендуемых мероприятий и предписаний, адресованных правоприменителям нижестоящей ступени и обязывающих их провести соответствующую распорядительную и исполнительно-оперативную работу. Акты вышестоящих органов наряду с нормами Конституции и законодательства являются основанием и для правоприменительной деятельности нижестоящих органов, а также для решения возникающих в ходе осуществления прав граждан конкретных ситуаций. Так, в постановлении Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июля 1979 г. Советам и исполнительным комитетам предписывалось регулярно заслушивать на сессиях Советов, заседаниях исполнительных комитетов отчеты руководителей учреждений и предприятий, независимо от их подчиненности, по вопросам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан; привлекать к строгой ответственности лиц, допускающих нарушение установленного порядка рассмотрения заявлений и жалоб трудящихся. Указанное постановление обязало Президиумы Верховных Советов и Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных, Ленинградского и Московского городских Советов народных депутатов обеспечить повсеместно необходимые условия для осуществления конституционных прав граждан обращаться с предложениями, заявлениями, обжаловать действия должностных лиц государственных и общественных органов1.

Реализация прав и свобод граждан в сфере государственного управления — сложная и, как правило, многоступенчатая деятельность. В ходе ее осуществления может возникнуть целая цепь сменяющих друг друга конкретных ситуаций, которые нуждаются в правоприменении.

Именно так обстоит дело с осуществлением права граждан на участие в управлении государственными и общественными делами. На его примере и будет рассмотрен правоприменительный процесс. Это право — одно из наиболее емких и разносторонних по содержанию основных прав советских граждан. Оно включает; а) право участвовать в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения; б) право избирать и быть избранным в Советы народных депутатов, народные судьи и народные заседатели и в другие выборные органы; в) право принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях; г) право принимать участие в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: