Правила предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния

Обновлено: 02.05.2024

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФОРМЫ ЗАПИСЕЙ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ И ПРАВИЛА
ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМ ЗАПИСЕЙ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ,
УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 01.10.2018 N 202

В целях совершенствования предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния, в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5340; 2016, N 26, ст. 3888) и подпунктом 30.23 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2021, N 3, ст. 544), приказываю:

2. Настоящий приказ вступает в силу 01.01.2022.

Приложение
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 26.11.2021 N 226

ИЗМЕНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В ФОРМЫ ЗАПИСЕЙ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ
И ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМ ЗАПИСЕЙ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО
СОСТОЯНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 01.10.2018 N 202

а) строку 20 формы "Запись акта о рождении" признать утратившей силу;

б) строку 16 формы "Запись акта о заключении брака" признать утратившей силу;

в) строку 17 формы "Запись акта о расторжении брака" признать утратившей силу;

г) строку 26 формы "Запись акта об усыновлении (удочерении)" признать утратившей силу;

д) строку 18 формы "Запись акта об установлении отцовства" признать утратившей силу;

е) строку 11 формы "Запись акта о перемене имени" признать утратившей силу;

ж) в форме "Запись акта о смерти":

в строке 11 слово "Причина" заменить словом "Причины";

строку 15 признать утратившей силу.

2. В Правилах заполнения форм записей актов гражданского состояния, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.10.2018 N 202:

а) в пунктах 2 и 8 слова "ФГИС ЕГР ЗАГС" заменить словами "ФГИС "ЕГР ЗАГС";

после слов "подписей заявителей (заявителя)" дополнить словами ", за исключением случаев, когда подписание заявителем записи акта на бумажном носителе не требуется";

слова "содержащихся во ФГИС ЕГР ЗАГС" заменить словами "содержащихся во ФГИС "ЕГР ЗАГС";

в) пункт 17 после слов "имен собственных" дополнить словами ", а также сведений из справочников, реестров, классификаторов, содержащихся во ФГИС "ЕГР ЗАГС";

абзац первый после слов "заявителей (заявителя)" дополнить словами ", за исключением случаев, когда подписание заявителем записи акта на бумажном носителе не требуется";

абзац третий признать утратившим силу;

д) в пункте 19 слова "занимал часть наименования должности лица, подписавшего запись акта," исключить;

е) абзац шестой пункта 21 изложить в следующей редакции:

"В строке "Иные сведения" и в разделах "Сведения о внесенных исправлениях и изменениях", "Служебные отметки" дата указывается в формате: дд.мм.гггг.";

ж) абзацы пятый и одиннадцатый пункта 23 после слова "района" дополнить словами ", муниципального округа";

з) абзац третий пункта 29 признать утратившим силу;

и) пункт 30 признать утратившим силу;

к) пункты 31 - 33 изложить в следующей редакции:

"31. В разделе "Служебные отметки" указываются реквизиты и дата выдачи первичных, повторных свидетельств и выданных гражданам справок, дата проставления отметки об особом статусе записи акта, реквизиты документа, на основании которого проставлена отметка об особом статусе записи акта, а также иные сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При внесении сведений в раздел "Служебные отметки" сначала указывается дата проставления отметки, после чего ставится точка, далее вносится текст отметки с прописной буквы. При наличии нескольких отметок текст разделяется знаком ";".

Каждая новая отметка должна начинаться с новой строки.

32. При внесении изменений, проставлении служебной отметки в запись акта в ЕГР ЗАГС формируется новая версия записи акта в форме электронного документа, которая подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им работника) органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния.

33. В правой верхней части лицевой стороны записи акта на бумажном носителе (на уровне указания сведений о номере и дате записи акта, справа от этих сведений) также указываются отметки об особом статусе записи акта, об изменении статуса записи либо об особых правовых ограничениях субъектов записи акта:

лишение родительских прав;

ограничение в родительских правах;

восстановление в родительских правах;

составлена новая запись о рождении;

л) пункт 34 признать утратившим силу;

м) в пункте 53 слова "Данная запись не подлежит удостоверению. Бывший супруг прочитывает запись акта о расторжении брака и ставит подпись в строке 19. Сведения о реквизитах первичного свидетельства и дате его выдачи вносятся в строку "Реквизиты выданных свидетельств" исключить;

н) пункт 57 дополнить предложением следующего содержания: "Если усыновитель состоит в браке с матерью ребенка и мать изменила фамилию после рождения ребенка на основании записи акта о заключении брака, в строке 27 указываются сведения о заключении брака и фамилия матери после заключения брака.";

о) пункт 70 изложить в следующей редакции:

"70. В строке "Причины смерти" указываются все записи о причине смерти с указанием кода по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) (далее - МКБ), согласно документу, подтверждающему факт смерти, за исключением государственной регистрации смерти на основании документов, выданных компетентными органами иностранных государств, в случае отсутствия в них кода по МКБ.".

Задайте вопрос юристу:

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2019 г. N 647
"Об утверждении Правил предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, военным комиссариатам муниципальных образований до обеспечения их доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия"

С изменениями и дополнениями от:

21 октября 2019 г., 5 октября 2021 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, военным комиссариатам муниципальных образований до обеспечения их доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

2. Установить, что пункт 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 сентября 2019 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

от 23 мая 2019 г. N 647

Правила
предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, военным комиссариатам муниципальных образований до обеспечения их доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия

С изменениями и дополнениями от:

21 октября 2019 г., 5 октября 2021 г.

1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (далее - сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния), военным комиссариатам муниципальных образований (далее - военный комиссариат) до обеспечения их доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

2. Перечень военных комиссариатов, у которых отсутствует доступ к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (далее - перечень отдельных военных комиссариатов), определяется Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В перечне отдельных военных комиссариатов указываются сведения о территории, на которой исполняются полномочия военного комиссариата.

Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает внесение изменений в перечень отдельных военных комиссариатов не позднее 5 рабочих дней со дня обеспечения военному комиссариату доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

3. Министерство обороны Российской Федерации (его территориальные органы) направляет перечень отдельных военных комиссариатов в Федеральную налоговую службу и выписку из перечня отдельных военных комиссариатов по субъекту Российской Федерации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), в течение 3 рабочих дней со дня принятия перечня отдельных военных комиссариатов и внесения в него изменений.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 15 октября 2021 г. - Постановление Правительства России от 5 октября 2021 г. N 1692

4. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения выписки, указанной в пункте 3 настоящих Правил, определяет перечень органов записи актов гражданского состояния и (или) органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских, сельских поселений в случае, если эти органы законами субъектов Российской Федерации наделены в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния (далее - орган записи актов гражданского состояния), осуществляющих предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, с указанием военного комиссариата, которому предоставляются сведения, и территории, на которой исполняются полномочия военного комиссариата (далее - перечень органов записи актов гражданского состояния).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет перечень органов записи актов гражданского состояния в Федеральную налоговую службу и военные комиссариаты, указанные в перечне органов записи актов гражданского состояния, в течение 3 рабочих дней со дня определения перечня органов записи актов гражданского состояния.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 30 октября 2019 г. - Постановление Правительства России от 21 октября 2019 г. N 1349

5. Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния предоставляются в военный комиссариат органом записи актов гражданского состояния в форме документа на бумажном носителе заказными или ценными почтовыми отправлениями либо передаются лично работником органа записи актов гражданского состояния лицу, уполномоченному действовать от имени военного комиссариата.

Документ, содержащий сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, предоставляемые военному комиссариату, подписывается уполномоченным работником органа записи актов гражданского состояния.

6. Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния предоставляются военному комиссариату по акту приема-передачи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащему в том числе перечень реквизитов записей актов гражданского состояния, по которым предоставляются сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, направляемому органом записи актов гражданского состояния в военный комиссариат одновременно с предоставлением сведений.

Акт приема-передачи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния подписывается уполномоченным работником органа записи актов гражданского состояния.

В случае отсутствия за период предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния фактов государственной регистрации актов гражданского состояния или внесения изменений в записи актов гражданского состояния орган записи актов гражданского состояния направляет военному комиссариату уведомление об отсутствии предоставляемых сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния.

Уведомление об отсутствии предоставляемых сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния подписывается уполномоченным работником органа записи актов гражданского состояния.

8. Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния предоставляются в объеме, предусмотренном пунктом 1 статьи 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". Перечень предоставляемых сведений определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 8 статьи 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

9. При получении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния военный комиссариат осуществляет сверку полученных сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния с перечнем реквизитов записей актов гражданского состояния, по которому предоставлены сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, и в случае положительного результата сверки подписывает и направляет в орган записи актов гражданского состояния акт приема-передачи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния.

Акт приема-передачи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния подписывается лицом, уполномоченным действовать от имени военного комиссариата.

В случае обнаружения по результатам сверки, указанной в абзаце первом настоящего пункта, несоответствий военный комиссариат составляет и направляет в орган записи актов гражданского состояния уведомление о выявленных несоответствиях, а также возвращает акт приема-передачи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния и полученные сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния в орган записи актов гражданского состояния.

Орган записи актов гражданского состояния в течение 3 рабочих дней со дня получения от военного комиссариата уведомления о выявленных несоответствиях осуществляет рассмотрение указанного уведомления и повторное предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния в военный комиссариат в соответствии с пунктами 5 - 7 настоящих Правил.

10. Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния предоставляются военному комиссариату в части записей актов гражданского состояния, составленных в форме электронного документа в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.

11. Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния предоставляются военному комиссариату однократно, за исключением случаев, указанных в пунктах 12 и 13 настоящих Правил.

12. Повторное предоставление в военный комиссариат сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется в случае официально подтвержденной утраты ранее полученных сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния.

Запрос о повторном предоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния составляется в форме документа на бумажном носителе и подписывается лицом, уполномоченным действовать от имени военного комиссариата.

К запросу о повторном предоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния прилагаются документы, подтверждающие утрату сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния с указанием даты фиксации утраты таких сведений и периода, за который они утрачены.

Орган записи актов гражданского состояния в течение 7 рабочих дней со дня получения запроса о повторном предоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния рассматривает его на предмет соответствия настоящим Правилам и в случае его положительного рассмотрения предоставляет военному комиссариату сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния в соответствии с запросом.

В случае отрицательного результата рассмотрения запроса о повторном предоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния орган записи актов гражданского состояния направляет военному комиссариату уведомление об отклонении запроса о повторном предоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния с указанием причин отклонения.

Основаниями для принятия решения об отклонении запроса о повторном предоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния являются несоответствие представленного запроса о повторном предоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния и приложенных к нему документов требованиям, установленным настоящим пунктом, или наличие в представленных документах недостоверной информации.

Уведомление об отклонении запроса о повторном предоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния составляется в форме документа на бумажном носителе и подписывается уполномоченным работником органа записи актов гражданского состояния.

13. В случае обнаружения в сведениях о государственной регистрации актов гражданского состояния, предоставленных в военный комиссариат органом записи актов гражданского состояния в форме документа на бумажном носителе в соответствии с настоящими Правилами, технических ошибок или несоответствий предоставленных сведений имеющимся в распоряжении военного комиссариата документам, военный комиссариат направляет в орган записи актов гражданского состояния запрос об уточнении предоставленных сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния.

Запрос об уточнении предоставленных сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния составляется в форме документа на бумажном носителе и подписывается лицом, уполномоченным действовать от имени военного комиссариата.

Орган записи актов гражданского состояния в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса об уточнении предоставленных сведений рассматривает его и в случае подтверждения указанных в нем технических ошибок или несоответствий предоставленных сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре записи актов гражданского состояния, обеспечивает их повторное формирование и предоставляет в военный комиссариат сведения.

В случае отрицательного результата рассмотрения запроса об уточнении предоставленных сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния орган записи актов гражданского состояния направляет в военный комиссариат уведомление об отклонении запроса об уточнении предоставленных сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния с указанием причин отклонения.

Основаниями для принятия решения об отклонении запроса об уточнении предоставленных сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния являются несоответствие представленного запроса об уточнении предоставленных сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния требованиям, установленным настоящим пунктом, или наличие в представленном запросе недостоверной информации, в том числе отсутствие технических ошибок и несоответствий предоставленных сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.

Уведомление об отклонении запроса об уточнении предоставленных сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния составляется в форме документа на бумажном носителе и подписывается уполномоченным работником органа записи актов гражданского состояния.

ГАРАНТ:

Пункт 14 вступает в силу с 1 сентября 2019 г.

14. Орган записи актов гражданского состояния обеспечивает с использованием федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния:

а) ведение реестра предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния военному комиссариату;

в) учет запросов, указанных в пунктах 12 и 13 настоящих Правил, полученных от военных комиссариатов, и уведомлений, указанных в пунктах 12 и 13 настоящих Правил, направленных органом записи актов гражданского состояния в военные комиссариаты.

15. Формы предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, форма акта приема-передачи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния и формы запросов и уведомлений, указанных в пунктах 12 и 13 настоящих Правил, устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной налоговой службой.

Правительство РФ определило порядок предоставления военным комиссариатам содержащихся в ЕГР ЗАГС сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния до их подключения к СМЭВ.

Военкоматы до обеспечения им доступа к СМЭВ будут получать указанные сведения от органов ЗАГС в бумажном виде. Данные будут передавать по почте, фельдъегерской связью либо лично работники органа ЗАГС.

Прописана процедура предоставления сведений.

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2019 г. N 647 "Об утверждении Правил предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, военным комиссариатам муниципальных образований до обеспечения их доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия"

Настоящее постановление вступает в силу с 4 июня 2019 г., пункт 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 сентября 2019 г.

от 27 июня 2018 года N 738

(с изменениями на 20 октября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с пунктом 10 статьи 13_1 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" Правительство Российской Федерации

2. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службе утвердить в 3-месячный срок акты, предусмотренные Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

3. Реализация настоящего постановления осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 настоящего постановления, и бюджетных ассигнований, предусмотренных им на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением:

пункта 1, который вступает в силу с 1 октября 2018 г.;

положений Правил, утвержденных настоящим постановлением, в части включения в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния сведений о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, которые вступают в силу с 1 января 2019 г.

УТВЕРЖДЕНЫ

от 27 июня 2018 года N 738

Правила ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния

(с изменениями на 20 октября 2021 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - Единый государственный реестр), включая порядок обеспечения оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра (далее соответственно -оператор, федеральная информационная система) доступа к нему:

а) органам записи актов гражданского состояния, образованным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских и сельских поселений, на территориях которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, образованные в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния", наделенным законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния;

в) многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг, наделенным законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственную регистрацию рождения (за исключением рождения, государственная регистрация которого производится одновременно с государственной регистрацией установления отцовства) и смерти;

г) консульским учреждениям Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) Министерству юстиции Российской Федерации;

е) Министерству иностранных дел Российской Федерации.

2. Оператор обеспечивает возможность составления, изменения, хранения, обработки и предоставления записей актов гражданского состояния, иных установленных Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" сведений и документов с использованием информационных технологий и технических средств федеральной информационной системы в соответствии с указанным Федеральным законом.

3. В Единый государственный реестр включаются сведения и документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 13_1 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

4. Ведение Единого государственного реестра осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

5. Единый государственный реестр ведется на русском языке. В случае включения в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния сведений на государственном языке субъекта Российской Федерации указанные сведения также включаются в Единый государственный реестр.

6. Хранение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре, осуществляется в соответствии с пунктом 6 статьи 13_1 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

6_1. Документы, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 13_1 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", содержащиеся в Едином государственном реестре, хранятся в Едином государственном реестре в течение трех лет со дня их включения в указанный реестр.

7. Ведение Единого государственного реестра осуществляется в электронной форме в федеральной информационной системе.

8. Единый государственный реестр состоит из 2 разделов:

раздел первый - реестр записей актов гражданского состояния;

раздел второй - реестр сведений о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации (далее - документы иностранных государств).

9. Ведение Единого государственного реестра осуществляется оператором на основе полномочий, информации и документов, создаваемых в рамках реализации установленных в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния", следующими органами:

а) органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;

в) консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

г) Министерство юстиции Российской Федерации (в случае временного осуществления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния");

д) Министерство иностранных дел Российской Федерации.

10. В раздел первый Единого государственного реестра включается по каждой записи акта гражданского состояния следующая информация:

а) запись акта гражданского состояния;

б) сведения о заявлении о государственной регистрации акта гражданского состояния, совершении иных юридически значимых действий в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" или заявление о государственной регистрации акта гражданского состояния, совершении иных юридически значимых действий в соответствии с указанным Федеральным законом в случае, если указанное заявление составлено в форме электронного документа;

в) сведения о совершении органами, осуществляющими в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" государственную регистрацию актов гражданского состояния, иных юридически значимых действий в рамках реализации указанного Федерального закона, на основании информации, включенной в запись акта гражданского состояния, в том числе сведения о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, сведения о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния;

г) сведения о документах, послуживших основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, внесения исправлений и изменений в запись акта гражданского состояния, а также об иных документах, представляемых заявителем в орган, осуществляющий в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" государственную регистрацию актов гражданского состояния, для государственной регистрации акта гражданского состояния, совершения иных юридически значимых действий в соответствии с указанным Федеральным законом, или полученных органами, осуществляющими в соответствии с этим Федеральным законом государственную регистрацию актов гражданского состояния, в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

д) сведения об отказе в государственной регистрации акта гражданского состояния, совершении иных юридически значимых действий (в случае отказа в государственной регистрации акта гражданского состояния, совершении иных юридически значимых действий);

е) сведения о направлении органом, осуществляющим в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" государственную регистрацию актов гражданского состояния, в другие органы и организации, в том числе по запросам, поступающим в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 13_2 указанного Федерального закона, информации о государственной регистрации акта гражданского состояния, совершении иных юридически значимых действий;

ж) сведения о направлении оператором в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 13_2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" информации, включенной в запись акта гражданского состояния;

з) сведения об использовании бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;

и) документы в электронной форме, которые являются в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 14 и абзацем вторым статьи 64 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" основаниями для государственной регистрации рождения либо государственной регистрации смерти.

11. В раздел первый Единого государственного реестра также включаются записи актов гражданского состояния, конвертированные (преобразованные) в форму электронного документа в соответствии со статьей 77_1 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", и записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронного документа в период с 1 апреля 2015 г. по 30 сентября 2018 г.

Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной налоговой службой разрабатывает и размещает на сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" методические рекомендации в отношении формата, представления, использования и хранения записей актов гражданского состояния, составленных в форме электронного документа в период с 1 апреля 2015 г. по 30 сентября 2018 г., в целях формирования и ведения Единого государственного реестра.

12. В раздел второй Единого государственного реестра включается информация по каждому документу иностранного государства в порядке и составе, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 статьи 13_1 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

13. В Едином государственном реестре используются справочники и классификаторы, перечень и правила ведения которых устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной налоговой службой.

14. Оператор обеспечивает возможность формирования информации в Едином государственном реестре в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в части информации, предусмотренной:

подпунктами "а" - "е" пункта 10 и пунктом 11 настоящих Правил, - руководителем органа из числа органов, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 1 настоящих Правил, либо уполномоченным им работником;

подпунктом "ж" пункта 10 настоящих Правил, - оператором в случае направления информации с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия;

пунктом 12 настоящих Правил, - руководителем органа из числа органов, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 1 настоящих Правил, либо уполномоченным им работником;

пунктом 13 настоящих Правил, - уполномоченным работником оператора.

15. Каждый подписанный в Едином государственном реестре электронный документ должен содержать достоверную информацию о моменте его подписания (дату и время с точностью до секунды), установленную средствами удостоверяющего центра, аккредитованного в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи" (с учетом особенностей, указанных в абзаце втором настоящего пункта), наименование оператора или наименование уполномоченного органа из числа органов, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 1 настоящих Правил (далее - уполномоченные органы), фамилию, имя, отчество (при наличии), должность работника оператора или уполномоченного органа, подписавшего документ.

В случае подписания электронного документа в Едином государственном реестре на территории Российской Федерации с ограниченными ресурсами сетей связи в период временного отсутствия связи указанный электронный документ должен содержать дату и время его подписания, установленные техническими средствами, с использованием которых осуществляется локальное ведение Единого государственного реестра уполномоченным органом, а также дату и время (с точностью до секунды) его подписания в Едином государственном реестре в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил, установленные средствами удостоверяющего центра, аккредитованного в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".

16. В Едином государственном реестре обеспечиваются взаимосвязь и проверка на непротиворечивость или соответствие информации, включаемой в записи актов гражданского состояния или в сведения о документах иностранных государств (далее - сведения актов гражданского состояния), иным сведениям Единого государственного реестра в части, касающейся:

лица, в отношении которого осуществляется государственная регистрация акта гражданского состояния или сведения о котором указываются в сведениях акта гражданского состояния;

номеров сведений актов гражданского состояния, информация о которых указывается при государственной регистрации акта гражданского состояния, включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр, при внесении исправлений, изменений, отметок в сведения актов гражданского состояния, аннулировании или восстановлении сведений актов гражданского состояния.

17. При включении в Единый государственный реестр сведений акта гражданского состояния указанным сведениям присваивается неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер.

от 29 декабря 2018 года N 1746

(с изменениями на 25 октября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Признать утратившими силу:

3. Федеральным органам исполнительной власти в 3-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3_1. В целях формирования достоверной официальной статистической информации о естественном движении населения рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации, и органам местного самоуправления, наделенным законами субъектов Российской Федерации полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния, предоставить доступ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья к медицинским свидетельствам о смерти, хранящимся в органах, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, для их проверки на предмет полноты и качества кодирования причин смерти.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Положения Правил, утвержденных настоящим постановлением, в части предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, органам социальной защиты населения применяются до 31 декабря 2020 г. включительно.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 355. - См. предыдущую редакцию)

УТВЕРЖДЕНЫ

от 29 декабря 2018 года N 1746

Правила предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния

(с изменениями на 25 октября 2021 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления указанных в пункте 1 статьи 13_2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (далее - сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния), включая перечень и сроки предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния.

2. Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния предоставляются органам, указанным в пункте 1 статьи 13_2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - уполномоченный орган), оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - оператор) в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

3. Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния предоставляются физическим лицам, указанным в абзаце шестом пункта 1 статьи 13_2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", оператором в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

II. Порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния уполномоченным органам

4. Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния предоставляются уполномоченным органам на основании запроса уполномоченного органа о предоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния (далее - запрос уполномоченного органа о предоставлении сведений), направляемого однократно оператору в соответствии с настоящими Правилами.

Предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется в целях реализации полномочий соответствующих уполномоченных органов, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения с Российской Федерацией, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

5. В запросе уполномоченного органа о предоставлении сведений указывается следующая информация:

а) наименование уполномоченного органа;

б) идентификационный номер налогоплательщика;

в) код причины постановки на учет в налоговом органе;

г) место нахождения уполномоченного органа;

д) адрес электронной почты;

е) сведения о нормативных правовых актах Российской Федерации и (или) принятых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения с Российской Федерацией, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливающих полномочия уполномоченного органа, в целях реализации которых предоставляются сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе сведения о территории, на которой исполняются такие полномочия.

6. К запросу уполномоченного органа о предоставлении сведений прилагаются копии следующих документов:

а) для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти - правовой акт федерального органа исполнительной власти с указанием перечня предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий такого территориального органа, в целях реализации которых предоставляются сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния с указанием видов записей актов гражданского состояния, по которым предоставляются сведения, а также территории, на которой территориальным органом исполняются такие полномочия;

б) для органов социальной защиты населения - нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями органа социальной защиты населения;

в) для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере информационно-коммуникационных технологий и организации информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и (или) автоматизированными системами федеральных органов исполнительной власти (далее - региональный орган исполнительной власти в сфере информационно-коммуникационных технологий):

нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации и (или) соглашение между региональным органом исполнительной власти в сфере информационно-коммуникационных технологий и главой местной администрации муниципального района, городского округа, муниципального округа, городского поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, территориальным органом исполнительной власти города федерального значения или иной документ, предусмотренный в соответствии с особенностями организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения, о получении региональным органом исполнительной власти в сфере информационно-коммуникационных технологий для органа социальной защиты населения, главы местной администрации муниципального района, городского округа, муниципального округа, городского поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, территориального органа исполнительной власти города федерального значения сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния;

нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями регионального органа исполнительной власти в сфере информационно-коммуникационных технологий;

г) для глав местных администраций муниципальных районов, городских округов, муниципальных округов, городских поселений, внутригородских районов и внутригородских территорий городов федерального значения - правовой акт главы местной администрации муниципального района, городского округа, муниципального округа, городского поселения, внутригородского района и внутригородской территории города федерального значения об определении уполномоченного органа на получение для главы местной администрации муниципального района, городского округа, муниципального округа, городского поселения, внутригородского района и внутригородской территории города федерального значения сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния;

д) для территориальных органов исполнительной власти городов федерального значения - законодательный акт субъекта Российской Федерации.

7. Запрос уполномоченного органа о предоставлении сведений составляется в форме документа на бумажном носителе и подписывается лицом, уполномоченным действовать от имени уполномоченного органа.

8. Оператор осуществляет рассмотрение запроса уполномоченного органа о предоставлении сведений и прилагаемых к нему документов в течение 3 рабочих дней со дня их получения на предмет соответствия настоящим Правилам.

Оператор не дает оценку необходимости предоставляемых сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния в целях реализации полномочий уполномоченного органа.

9. В случае положительного результата рассмотрения запроса уполномоченного органа о предоставлении сведений оператор в течение одного дня со дня его рассмотрения предоставляет уполномоченному органу сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также направляет ему уведомление о предоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния.

Оператор предоставляет уполномоченному органу сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил.

10. В случае отрицательного результата рассмотрения запроса уполномоченного органа о предоставлении сведений оператор в течение одного дня направляет в уполномоченный орган уведомление об отклонении запроса уполномоченного органа о предоставлении сведений с указанием причин отклонения.

11. Уведомление о предоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния и уведомление об отклонении запроса уполномоченного органа о предоставлении сведений подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени оператора, и направляются оператором в уполномоченный орган на адрес электронной почты, указанный в запросе уполномоченного органа о предоставлении сведений.

12. В течение 3 рабочих дней со дня изменения информации об уполномоченном органе (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил), указанной в запросе уполномоченного органа о предоставлении сведений, по которому принято решение, предусмотренное пунктом 9 настоящих Правил, уполномоченный орган направляет оператору составленный в форме документа на бумажном носителе запрос об изменении информации об уполномоченном органе, подписанный лицом, уполномоченным действовать от имени уполномоченного органа, а также документы, предусмотренные пунктом 6 настоящих Правил, в случаях изменения наименования уполномоченного органа и (или) его полномочий.

13. Оператор осуществляет рассмотрение запроса об изменении информации об уполномоченном органе, а также документов в случаях, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня их получения на предмет соответствия настоящим Правилам и в случае положительного результата их рассмотрения осуществляет изменение информации об уполномоченном органе и направляет в уполномоченный орган уведомление об изменении информации об уполномоченном органе.

Оператор не дает оценку необходимости предоставляемых сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния в целях реализации полномочий уполномоченного органа.

В случае отрицательного результата рассмотрения запроса об изменении информации об уполномоченном органе, а также документов в случаях, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, оператор в течение одного дня после их рассмотрения направляет в уполномоченный орган уведомление об отклонении запроса об изменении информации об уполномоченном органе с указанием причин отклонения.

14. Уведомление об изменении информации об уполномоченном органе и уведомление об отклонении запроса об изменении информации об уполномоченном органе подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени оператора, и направляются оператором в уполномоченный орган на адрес электронной почты, указанный в запросе уполномоченного органа о предоставлении сведений (запросе об изменении информации об уполномоченном органе).

15. В течение 5 рабочих дней со дня принятия нормативного правового акта Российской Федерации, нормативного правового акта субъекта Российской Федерации о прекращении полномочия уполномоченного органа, для реализации которого предоставляются сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, и (или) решения о реорганизации и (или) ликвидации уполномоченного органа либо по решению уполномоченного органа уполномоченный орган, а также федеральный орган исполнительной власти в отношении своего территориального органа, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении органов социальной защиты населения, регионального органа исполнительной власти в сфере информационно-коммуникационных технологий, территориального фонда обязательного медицинского страхования, территориальных органов исполнительной власти городов федерального значения, глава местной администрации муниципального района, городского округа, муниципального округа, городского поселения, внутригородского района и внутригородской территории города федерального значения в отношении уполномоченного органа, получающего для него сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, направляют оператору запрос уполномоченного органа о прекращении предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния (далее - запрос уполномоченного органа о прекращении предоставления сведений).

Запрос уполномоченного органа о прекращении предоставления сведений составляется в форме документа на бумажном носителе и подписывается лицом, уполномоченным действовать соответственно от имени уполномоченного органа, федерального органа исполнительной власти, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, или главой местной администрации муниципального района, городского округа, муниципального округа, городского поселения, внутригородского района и внутригородской территории города федерального значения.

16. Оператор прекращает предоставление уполномоченному органу сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния в течение одного рабочего дня со дня:

а) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о реорганизации или ликвидации уполномоченного органа;

б) истечения срока действия нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающих полномочия уполномоченного органа, в целях реализации которых такому уполномоченному органу предоставляются сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния;

в) получения запроса уполномоченного органа о прекращении предоставления сведений (по инициативе уполномоченного органа).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: