Ходатайство об отмене решения суда принятого в порядке упрощенного производства кас образец

Обновлено: 18.04.2024

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Комментарий к ст. 294 КАС РФ

В ст. 294 КАС РФ в рамках регламентации обжалования решения суда, принятого в порядке упрощенного (письменного) производства, только установлен срок его обжалования в апелляционном порядке - не более 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения. Соответственно, установлен сокращенный срок подачи апелляционных жалобы, представления на такое решение суда. По общему правилу ч. 1 ст. 298 данного Кодекса апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Подобный сокращенный срок (причем еще меньший) обжалования решения по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, установлен в ч. 3 ст. 229 АПК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 25 июня 2012 г. N 86-ФЗ) - не более 10 дней со дня принятия такого решения. Там же определены особенности обжалования такого решения в арбитражный суд кассационной инстанции: решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 данного Кодекса, т.е. только по безусловным основаниям. Однако в КАС РФ подобные положения не вошли.

В пункте 76 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36 разъяснено следующее:

- решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения (ст. 294 КАС РФ);

- из взаимосвязанных положений ст. 294 и ч. 1 ст. 314 КАС РФ следует, что апелляционная жалоба (представление) на определение суда, принятое по административному делу, рассматриваемому в порядке упрощенного (письменного) производства, подается в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии определения;

- копия решения (определения) суда считается доставленной лицу, участвующему в деле (полученной им), и в тех случаях, когда она поступила данному лицу, но по обстоятельствам, зависящим от него, не была ему вручена или адресат не ознакомился с ней. В таких случаях срок обжалования судебного акта начинает течь с даты, указанной на почтовом штемпеле возвращенного почтового отправления с отметкой о невозможности вручения в связи с истечением срока хранения, отказом от получения почтового отправления (п. 1 ст. 165.1 части первой ГК РФ);

- при этом лицо, участвующее в деле, вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы (представления), представив доказательства наличия уважительных причин неполучения или несвоевременного получения почтового отправления с копией судебного акта (ст. 95 КАС РФ).

Как разъяснено в п. 77 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, апелляционные жалоба, представление на судебные акты по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 КАС РФ.

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена решения в упрощенном порядке кас (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Отмена решения в упрощенном порядке кас

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.02.2021 N 88а-2448/2021
Категория спора: 1) Налог на имущество физических лиц; 2) Страховые взносы.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по налогу на имущество; 2) О взыскании пеней; 3) О взыскании недоимки по страховым взносам.
Обстоятельства: В связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции неявка стороны спора в судебное заседание, назначенное в указанный период времени, однозначно свидетельствует об уважительности причин такой неявки.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение. Суд апелляционной инстанции доводы жалобы Д. о допущенном судом первой инстанции процессуальном нарушении отклонил, указав на отсутствие предусмотренных частью 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, ввиду того, что ходатайство Д. об отложении разбирательства дела не было мотивировано какими-либо причинами, позволяющими оценить их уважительность, в связи с чем переход суда к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства признал обоснованным и не повлиявшим на правильность решения суда, исходя из того, что Д. не была лишена возможности представить возражения относительно заявленных требований и доказательства, обосновывающие эти возражения.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Отмена решения в упрощенном порядке кас

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Реформирование упрощенного производства: цели и результаты
(Царегородцева Е.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2020, N 11) На достижение цели по устранению давно существовавших пробелов в правовом регулировании и совершенствованию самой модели упрощенного производства направлено и большинство изменений в КАС. При внешней схожести института упрощенного производства в административное судопроизводство заложена абсолютно иная модель, нежели в гражданский и арбитражный процесс. Рассматривая упрощенное производство как вариант заочного разбирательства , наиболее ярко симбиоз упрощенного и заочного производства можно наблюдать именно в административном судопроизводстве. Это касается, во-первых, возможности рассмотрения в порядке упрощенного производства любого административного дела (кроме прямо изъятых КАС из упрощенного производства) в случае неявки всех лиц, участвующих в деле, их представителей при надлежащем извещении, если явка не является обязательной или не признана судом обязательной, а также в случае заявления всеми лицами, участвующими в деле, ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и если их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным. Конечно, это не полный аналог заочного производства в гражданском процессе, но до КАС ни один процессуальный кодекс не рассматривал упрощенное производство как последствие неявки в процесс. Во-вторых, таким проявлением черт заочного производства можно считать появление в КАС нормы об отмене судом решения, постановившим его в порядке упрощенного производства, по ходатайству заинтересованного лица и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, что является исключением из аксиомы отмены решения вышестоящим судом, как и в случае с заочным решением. Если же говорить об основаниях для отмены решения, то стоит отметить, что законодатель в административном судопроизводстве отказывается от модели возложения ответственности за соблюдение процессуальных сроков представления процессуальных документов и доказательств на стороны, предусматривая в качестве правового последствия не возвращение поступивших в суд с опозданием документов, а отмену решения суда и возобновление рассмотрения дела.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Очередной шаг в упрощении цивилистического процесса: оценки и перспективы
(Громошина Н.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2019, N 10) И еще одно дополнение в нормы об упрощенном производстве хотелось бы отметить, воздерживаясь пока от его окончательных и однозначных оценок. Это дополнение КАС РФ новой ст. 294.1 "Отмена решения суда по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства судом, принявшим решение". Приведем текст этой нормы для ее корректного анализа.

Нормативные акты: Отмена решения в упрощенном порядке кас

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 11.06.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.06.2022) Статья 294.1. Отмена решения суда по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, судом, принявшим решение

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2020 N 42
"О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства" 9. Согласно статье 294.1 КАС РФ суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу (в том числе доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание, в котором разрешен вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства), направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

В целях обеспечения единообразного применения судами общей юрисдикции норм главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", постановляет дать следующие разъяснения.

1. Упрощенное (письменное) производство представляет собой специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола при соблюдении установленных законом процессуальных гарантий прав и интересов лиц, участвующих в деле, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора (статьи 291, 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс).

Административные дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются судом по общим правилам административного судопроизводства с особенностями, установленными главой 33 КАС РФ.

Правила упрощенного (письменного) производства не применяются при рассмотрении административных дел судами апелляционной и кассационной инстанций.

2. Административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного (письменного) производства при наличии одного из следующих условий:

всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей, в частности, в порядке упрощенного (письменного) производства подлежат рассмотрению административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме, не превышающей двадцати тысяч рублей, в случае, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа по данным требованиям отказано или судебный приказ отменен (часть 1 статьи 291 КАС РФ);

в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц (часть 7 статьи 150 КАС РФ);

заявлено требование территориального органа федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов о взыскании расходов на привод (часть 1 статьи 120 КАС РФ);

при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта имеются основания, предусмотренные частью 5 статьи 216 КАС РФ.

Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела, указанные в главах 24, 28 - 31.1 КАС РФ (часть 2 статьи 291 Кодекса).

3. При рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства лица, участвующие в деле, вправе подавать в суд заявления, возражения, объяснения в письменной форме, другие письменные доказательства и иные документы в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 45 КАС РФ).

4. В случаях наличия оснований для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренных частью 5 статьи 216, пунктом 2 части 1 статьи 291 КАС РФ, суд (судья) выносит подлежащее направлению лицам, участвующим в деле, определение (определение о принятии административного искового заявления к производству, о подготовке административного дела к судебному разбирательству, о принятии административного искового заявления к производству и подготовке административного дела к судебному разбирательству), которое должно содержать:

сведения о наличии оснований, дающих возможность применения правил упрощенного (письменного) производства по рассматриваемому административному делу;

разъяснение того, что возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства представляются в суд в десятидневный срок со дня получения копии определения (часть 2 статьи 292 Кодекса).

Поскольку при наличии названных выше оснований для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства возражения административного ответчика относительно рассмотрения административного дела в данном порядке являются безусловным препятствием для такого рассмотрения, переход к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства осуществляется лишь после вынесения указанного выше определения и по истечении срока для представления возражений (части 3, 4 статьи 292 КАС РФ).

Неполучение административным ответчиком поступившей ему копии названного определения по обстоятельствам, зависящим от него, в том числе в связи с отказом от его получения, само по себе не служит препятствием для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. В этом случае суд вправе перейти к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства после получения доказательств отказа административного ответчика от получения соответствующего почтового отправления либо доказательств возвращения данного почтового отправления ввиду истечения срока его хранения (статья 100 КАС РФ, статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

5. В случаях, указанных в части 1 статьи 120, части 7 статьи 150, пунктах 1, 3 части 1 статьи 291 КАС РФ, суд (судья) на стадии принятия административного искового заявления к производству, стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству или на стадии судебного разбирательства по административному делу вправе разрешить вопрос о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

6. Как следует из части 7 статьи 150 КАС РФ, неявка в судебное заседание (в том числе в первое судебное заседание по административному делу) всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его проведения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, а также их представителей является основанием для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

В связи с этим в определении, направляемом лицам, участвующим в деле, и их представителям вместе с извещением о времени и месте судебного заседания, следует предварительно разъяснять возможность рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в случае неявки названных лиц в судебное заседание по административному делу (часть 2 статьи 14 КАС РФ).

Переход к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства на основании части 7 статьи 150 КАС РФ осуществляется судом при соблюдении следующих условий:

рассматриваемое административное дело не относится к категориям дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства (часть 2 статьи 291 КАС РФ);

явка не явившихся в судебное заседание лиц не является обязательной в силу закона (не признана судом обязательной);

имеются доказательства надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, и их представителей о времени и месте судебного заседания;

отсутствуют ходатайства об отложении судебного разбирательства, подтвержденные доказательствами, свидетельствующими о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание.

Установив, что соответствующее административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, суд разрешает заявленные ходатайства и принимает решение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, после чего завершает судебное заседание. Протокол такого судебного заседания должен содержать сведения, указанные в части 4 статьи 205 КАС РФ, в том числе сведения о разрешении судом вопроса о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

7. Обратить внимание судов на то, что обстоятельства, свидетельствующие о необходимости отложения судебного разбирательства административного дела, могут указываться в поступивших в суд письменных возражениях лиц, участвующих в деле, их представителей относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства по административным делам, в которых эти возражения не являются безусловным препятствием для рассмотрения дела в таком порядке (часть 1 статьи 120, часть 7 статьи 150, пункты 1, 3 части 1 статьи 291 КАС РФ).

9. Согласно статье 294.1 КАС РФ суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу (в том числе доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание, в котором разрешен вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства), направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

При этом судебное решение, принятое в порядке упрощенного (письменного) производства, отменяется принявшим его судом лишь в случаях, если поступившие после принятия решения возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства подтверждают наличие соответствующих оснований для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства; указанное выше заявление подано лицом, не привлеченным к участию в административном деле, о правах и об обязанностях которого принято решение; поступившие после принятия решения новые доказательства признаны судом имеющими существенное значение для рассмотрения и разрешения данного административного дела (часть 7 статьи 292, статья 294.1, пункт 4 части 1 статьи 310 Кодекса).

Для разрешения вопроса об отмене принятого в порядке упрощенного (письменного) производства решения при необходимости не исключается проведение судебного заседания с извещением лиц, участвующих в деле, их представителей о времени и месте его проведения. В случае отсутствия такой необходимости это решение может быть отменено определением соответствующего суда, вынесенным без проведения судебного заседания и получения дополнительных объяснений (возражений) лиц, участвующих в деле. Определение об отмене решения принявшим его судом выносится в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления возражений (заявления или доказательств) в суд (часть 4 статьи 2, часть 6 статьи 292 КАС РФ).

В случае одновременного поступления указанных выше возражений, заявления или новых доказательств и апелляционной жалобы (представления) на решение, принятое в порядке, предусмотренном главой 33 КАС РФ, суд первой инстанции вправе отменить данное решение при наличии соответствующих оснований. В этом случае апелляционная жалоба (представление) на отмененное решение возвращается (статья 129 КАС РФ). Вместе с тем, если апелляционная жалоба (представление) принята к производству суда апелляционной инстанции, такое решение не может быть отменено по правилам статьи 294.1 КАС РФ. Представленные возражения, заявление, доказательства приобщаются в таком случае к материалам административного дела.

10. Определение суда об отмене решения, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела или об отказе в этом не подлежит обжалованию отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела (статья 202 КАС РФ).

11. Судам следует иметь в виду, что определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства может быть вынесено при наличии оснований, указанных в части 7 статьи 292 КАС РФ, в частности, в следующих случаях:

для правильного разрешения административного дела необходимо истребовать доказательства;

невозможно осуществить обмен доказательствами между сторонами в сроки, предусмотренные частью 5.1 статьи 292 КАС РФ, даже после их продления судом (например, в случае представления в суд обоснованного заявления стороны о невозможности получения ею почтовой корреспонденции в соответствующие сроки);

необходимо привлечь к участию в деле заинтересованных лиц;

сторонами выражены намерения к заключению соглашения о примирении (статьи 94.2, 137.1, часть 5.1, пункт 2 части 7 статьи 292 КАС РФ).

Для рассмотрения в порядке упрощенного (письменного) производства административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций на сумму, не превышающую двадцати тысяч рублей, не являются безусловными препятствиями такие обстоятельства, как пропуск срока обращения в суд с административным иском при наличии заявления о восстановлении данного срока, представление административным ответчиком возражений относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. При этом, если в представленных в суд возражениях содержатся достоверные сведения об иных обстоятельствах, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства, суд переходит к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства (например, в случаях, когда возникает необходимость в допросе свидетеля или доказательством по делу являются документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну).

12. Принимая во внимание отсутствие устного судебного разбирательства при рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а также необходимость обеспечения права административного ответчика на защиту от предъявленных требований в случаях изменения административным истцом при рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства основания или предмета административного иска, увеличения им размера заявленных требований, суд вправе, руководствуясь частью 5.1 статьи 292 КАС РФ, установить новые сроки для представления доказательств, возражений, документов при условии, что размер измененных требований не превышает двадцати тысяч рублей, или вынести определение о рассмотрении административного дела по общим правилам административного судопроизводства.

13. После перехода к рассмотрению административного дела по общим правилам административного судопроизводства, а также после вынесения определения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства течение соответствующего срока рассмотрения и разрешения административного дела начинается сначала (часть 4 статьи 2, часть 4 статьи 141 КАС РФ).

14. Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается судом в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 статьи 292 КАС РФ, в любой из дней в пределах данного срока. При этом лица, участвующие в деле, не извещаются о времени и месте принятия данного решения. Такое решение может быть выполнено в форме электронного документа (часть 1.1 статьи 16 КАС РФ). Копия указанного решения направляется судом не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения (часть 6 статьи 292, часть 2 статьи 293 Кодекса).

Дополнительное решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается по правилам, предусмотренным статьей 183 КАС РФ. Разъяснение решения осуществляется по правилам, предусмотренным статьей 185 КАС РФ.

Вместе с тем заявление о возмещении судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением соответствующего дела, поданное в суд первой инстанции после его разрешения, может быть рассмотрено в порядке, установленном главой 33 КАС РФ, при наличии оснований, предусмотренных частью 7 статьи 150, частью 1 статьи 291 КАС РФ. Не исключается также при необходимости рассмотрение такого заявления в судебном заседании с извещением о времени и месте его проведения лиц, участвующих в деле (статья 114.1 КАС РФ).

15. При производстве по кассационным жалобам, представлениям на вынесенные в порядке упрощенного (письменного) производства судебные решения и определения применяются положения статьи 327.1 КАС РФ.

16. В связи с принятием настоящего постановления признать не подлежащими применению пункты 41, 69 - 72, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".

«Упрощенка» по КАС: что разъяснил Пленум ВС

Пленум ВС принял новые процессуальные разъяснения. Они касаются Кодекса административного судопроизводства, а если точнее – упрощенного порядка рассмотрения административных дел. Пленум рассказал, как считать сроки и что делать, если участник дела одновременно подает апелляционную жалобу и возражения против «упрощенки». Постановление также дало судам пространство для маневра в случаях, когда одна из сторон не отправила копии другим участникам спора.

Верховный суд впервые принимает разъяснения по упрощенному порядку производства административных дел. Постановление призвано унифицировать уже сложившуюся судебную практику, а также внести определенность в некоторые спорные вопросы. «В своих комментариях ВС подчеркнул, что в рамках упрощенного производства важно соблюсти все формальные процессуальные тонкости», – рассказывает Ксения Сочеева из Land Law Firm Land Law Firm Федеральный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) Профайл компании × .

Постановление вышло относительно небольшим – всего на 16 пунктов. Мы оставили ссылку на полный текст документа в конце материала.

Пленум определился в вопросе о том, какие дела могут рассматриваться в порядке упрощенного производства. Первая инстанция может рассмотреть дело в порядке упрощенного производства только при наличии одного из следующих условий:
✔️ все участники заявили о рассмотрении спора в их отсутствие, которое не является обязательным по конкретной категории дел;
✔️ участники просто не явились в суд, а их явка не является обязательной;
✔️ истец заявил ходатайство об «упрощенке», а ответчик против этого не возражает;
✔️ указанная в административном иске сумма долга по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 000 руб.;
✔️ при рассмотрении дела об оспаривании «повторного» нормативного правового акта (по правилам ч. 5 ст. 216 КАС).

Верховный суд также разъяснил, в каких случаях суд должен рассматривать дело по общим правилам КАС. Это нужно делать, если для правильного разрешения административного дела необходимо истребовать доказательства, а также в случае невозможности обмена доказательствами между сторонами. «Упрощенка» не подойдет и тогда, и когда к участию в деле нужно привлечь заинтересованных лиц, а также когда стороны намереваются заключить соглашение о примирении.

Учитывая то, что участникам дается 10 дней на подачу возражений с момента получения копии определения, суд не может приступить к рассмотрению дела раньше этого времени.

Обойти правило не получится: если участник административного процесса не получит копию определения суда по зависящим от него обстоятельствам (например, сам откажется от вручения документа), суд все равно перейдет к «упрощенке» сразу после того, как узнает о неполучении письма.

Пленум отдельно отмечает, что обстоятельства, свидетельствующие о необходимости отложения судебного разбирательства, можно указывать и в письменных возражениях на иск. Суд может их учесть. И тогда он вынесет определение о рассмотрении дела в общем порядке и о назначении новой даты заседания.

«Это разъяснение важно с процессуальной точки зрения, поскольку дает дополнительную возможность добиться рассмотрения дела в общем порядке для стороны, которая против «упрощенки», – комментирует Ксения Сочеева из «СЗЮ». При этом заявление ходатайства об отложении само по себе не гарантирует рассмотрения административного дела по общим правилам.

Пленум подчеркивает, что возражения административного ответчика – это безусловное основание для неприменения упрощенного порядка рассмотрения административных дел. «Поэтому переход к «упрощенке» возможен лишь по истечении срока для представления возражений ответчика», – комментирует Ольга Рогачева, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × .

Это положение давно сформировалось в судебной практике, ВС его подчеркнул и конкретизировал, говорит Ксения Сочеева. Сейчас суды исходят в основном только из того, представлены ли возражения в установленный срок или нет, рассказывает эксперт.

Суд вправе отменить свое же решение по административному делу, принятое в упрощенном порядке, напоминает Пленум ВС. Для этого нужно, чтобы «заинтересованное лицо» заявило соответствующее ходатайство.

Такое ходатайство должно содержать возражения относительно применения «упрощенки» или новые доказательства по административному делу, в том числе о наличии уважительных причин неявки на судебное заседание, на котором разрешен вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.

На практике суды часто сталкиваются с тем, что одновременно с такими возражениями поступает апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции, рассказывает Артур Аванесян, старший юрист Рустам Курмаев и партнеры Рустам Курмаев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Уголовное право группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 1 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 5 место По выручке Профайл компании × . Пленум устраняет неопределенность и потенциальную конкуренцию апелляции и заявления в первую инстанцию. Если апелляционная жалоба уже принята к производству, то дело будет рассматривать вторая инстанция. Если так еще не сделали, то первая инстанция сама пересмотрит дело в общем порядке.

Заявление об отмене решения нужно подать в суд не позднее двух месяцев после его принятия. На направление новых доказательств дается не меньше 30 дней со дня, когда суд перешел на упрощенное рассмотрение дела.

«С учетом возможности дальнейшего апелляционного обжалования решения суда указанные сроки при их пропуске продлению и восстановлению не подлежат», – уточнил Верховный суд.

Также Пленум подчеркнул, что при переходе от «упрощенки» к обычному порядку рассмотрения течение срока рассмотрения и разрешения административного дела начинается сначала.

«Это положение сводит к минимуму ситуации, когда одна из сторон не узнала о доказательствах, представленных другой стороной. Также обеспечивается соблюдение принципов равенства сторон и состязательности процесса», – уверена Сочеева.

Подобные «ошибки» со стороны госорганов и чиновников суд исправлять не будет. Если они забудут про копии, то суд не примет доказательства и вернет их.

Пленум Верховного суда научил «упрощенке» по КАС

Пленум ВС вернулся с новыми процессуальными разъяснениями. На этот раз в центре внимания оказался проект разъяснений Кодекса административного судопроизводства. ВС объяснил, в каких случаях применять упрощенный порядок рассмотрения споров, а когда суду стоит вернуться к общему порядку. Также Пленум научил считать сроки, разъяснил правила подачи апелляционной жалобы и разрешил судам отправлять участникам спора копии доказательств, если этого не сделала предоставившая их сторона.

Пленум ВС разъяснил, в каких случаях должна применяться «упрощенка». Первая инстанция может рассмотреть дело в порядке упрощенного производства только при наличии одного из следующих условий:

✔️ все участники заявили о рассмотрении спора в их отсутствие, которое не является обязательным по конкретной категории дел;

✔️ участники просто не явились в суд, а их явка не является обязательной;

✔️ истец заявил ходатайство об «упрощенке», а ответчик против этого не возражает;

✔️ указанная в административном иске сумма долга по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 000 руб.;

✔️ при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта.

Суд должен рассматривать дело по общим правилам КАС:

– если для правильного разрешения административного дела необходимо истребовать доказательства;

– в случае невозможности обмена доказательствами между сторонами;

– если нужно привлечь к участию в деле заинтересованных лиц;

– когда стороны выражают намерения заключить соглашение о примирении.

С учетом того, что участникам дается 10 дней с момента получения копии определения на подачу возражений, суд не может приступить к рассмотрению дела раньше этого времени.

Схитрить не получится: если участник административного процесса не получит копию определения суда по зависящим от него обстоятельствам (например, сам откажется от вручения документа), суд все равно перейдет к «упрощенке». Сразу после того, как узнает о неполучении письма.

Пленум ВС отмечает: возражения участника процесса относительно рассмотрения административного дела в упрощенном порядке не являются безусловным препятствием для перехода к «упрощенке».

Неявка на судебное заседание всех участников дает суду право перейти к упрощенной процедуре. Но только при соблюдении нескольких критериев: явка участников должна быть необязательной в силу закона, а стороны все равно нужно известить о заседании и получить доказательства надлежащего уведомления.

Кроме того, автоматический переход на «упрощенку» не допускается, если одна из сторон попросила отложить разбирательство по уважительным причинам.

Пленум отдельно отмечает, что обстоятельства, свидетельствующие о необходимости отложения судебного разбирательства, можно указывать и в письменных возражениях на иск. Такие обстоятельства не станут для суда безусловной причиной не переходить на упрощенную процедуру рассмотрения, но суд может учесть их. И тогда он вынесет определение о рассмотрении дела в общем порядке и о назначении новой даты заседания.

В таком случае суд вправе продлить установленный ранее срок предоставления документов, чтобы другая сторона спора могла заявить свои возражения относительно рассмотрения дела по общим правилам.

Суд вправе отменить свое же решение по административному делу, принятое в упрощенном порядке, напоминает Пленум ВС. Для этого нужно, чтобы «заинтересованное лицо» заявило соответствующее ходатайство.

Такое ходатайство должно содержать возражения относительно применения «упрощенки» или новые доказательства по административному делу, в том числе о наличии уважительных причин неявки на судебное заседание, на котором разрешен вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.

Заявление об отмене решения нужно подать в суд не позднее двух месяцев после его принятия. На направление новых доказательств дается не меньше 30 дней со дня, когда суд перешел на упрощенное рассмотрение дела.

«С учетом возможности дальнейшего апелляционного обжалования решения суда указанные сроки при их пропуске продлению и восстановлению не подлежат», – уточнил Верховный суд.

Также Пленум подчеркивает, что при переходе от «упрощенки» к обычному порядку рассмотрения течение срока рассмотрения и разрешения административного дела начинается сначала.

Определение суда об отмене решения, принятого им в порядке упрощенного производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела можно обжаловать в апелляционном порядке. Но Пленум ВС подчеркивает, что такое определение не подлежит обжалованию отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела.

То есть сначала нужно дать суду закончить рассмотрение возобновленного дела, а только потом подавать апелляцию.

Участники административного процесса должны не только предоставлять доказательства в суд, но и послать их другой стороне разбирательства. Если этого не сделать, то суд вправе продлить срок направления соответствующих доказательств, документов или возражений, а также передать их самостоятельно, в том числе и через интернет. Кроме того, суд в таком случае может перейти к рассмотрению дела по общим правилам КАС.

При этом такие «ошибки» госорганов и чиновников суд исправлять не будет. Если они забудут про копии, то суд не примет доказательства и вернет их.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: