Совершенствование системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования

Обновлено: 25.04.2024

1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по‑прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

2. Анализ работы государственных и общественных институтов по исполнению Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568, свидетельствует о необходимости принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, представляющей собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеративное устройство Российской Федерации, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

3. Национальная стратегия противодействия коррупции разработана:

а) исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации;

б) на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;

в) с учётом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединённых Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.

4. Меры по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Федерации, в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, в планах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

II. Цель и задачи Национальной стратегии противодействия коррупции

5. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

6. Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:

а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

III. Основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции

7. Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:

а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;

б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;

в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закреплённых в Федеральном законе от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегий противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.

IV. Основные направления реализации Национальной стратегии противодействия коррупции

8. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям:

а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;

в) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;

г) совершенствование системы учёта государственного имущества и оценки эффективности его использования;

д) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

е) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путём расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утверждённым показателям соответствующего бюджета;

ж) расширение системы правового просвещения населения;

з) модернизация гражданского законодательства;

и) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

к) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;

л) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

м) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по её предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;

н) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;

о) повышение эффективности исполнения судебных решений;

п) разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;

р) совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение её результативности;

с) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;

т) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;

у) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;

ф) совершенствование системы финансового учёта и отчётности в соответствии с требованиями международных стандартов;

х) повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.

V. Механизм реализации Национальной стратегии противодействия коррупции

9. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами:

а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;

б) путём решения кадровых вопросов;

в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;

г) путём оперативного приведения:

правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;

правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;

муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;

д) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

е) путём обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации;

ж) путём оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;

з) путём активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

О принимаемых мерах по совершенствованию системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования.

Аналитическая справка
по вопросу "О принимаемых мерах по совершенствованию системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования"

В состав государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры входит имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями и учреждениями автономного округа на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, акции (доли в уставных капиталах) хозяйственных обществ, принадлежащие округу, а также имущество, составляющее казну автономного округа.

Учет имущества казны осуществляется Департаментом по управлению государственным имуществом (далее – Департамент). Имущество, находящееся в хозяйственном ведении и оперативном управлении, учитывается непосредственно пользователями. Все сведения о государственном имуществе автономного округа отражены в реестре государственной собственности.

По предварительным данным на конец 2010 года стоимость имущества автономного округа составила 234,94 млрд. руб., что на 14 % выше соответствующего показателя 2009 года (таблица 1).

Динамика и структура имущества автономного округа в 2009-2010 годах

113,17

117,90

105,12

Итого

205,64

234,94

114,25

I. Меры по совершенствованию системы учета государственного имущества

1. Завершение регистрации прав автономного округа на объекты недвижимости, в том числе земельные участки.

В течение 2010 года заключены 13 государственных контрактов на выполнение работ по технической инвентаризации по объектам капитального строительства автономного округа (административные здания, нежилые помещения и сооружения производственного назначения, жилые помещения, иные объекты недвижимости, в т.ч. объекты аэропортового комплекса г.Ханты-Мансийска, инженерные сети к административным зданиям и жилым домам, нераспределенные геологоразведочные скважины, находящиеся в стадиях консервации и ликвидации).

В результате проведенных работ получены кадастровые и технические паспорта на 85 объектов капитального строительства автономного округа, из них:

- 19 жилых помещений;

- 66 нежилых объектов недвижимости.

В таблице 2 представлена сравнительная информация о результатах работ по технической инвентаризации и паспортизации объектов капитального строительства автономного округа в 2006 – 2010 годах.

Информация по технической инвентаризации объектов капитального строительства
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2006 – 2010 годах

Вид объекта недвижимости

Количество полученных технических паспортов

Итого:

258

530

365

522

85

- 172 земельных участков на площади более 24 154, 35 га;

- 1 397 жилых помещений (жилые дома, квартиры, комнаты);

Прекращено право государственной собственности автономного округа на 200 объектов недвижимого имущества. В том числе, по 107 жилым помещениям (квартиры, комнаты) посредством гражданско-правовых сделок осуществлена государственная регистрация перехода права собственности автономного округа в собственность физических лиц. А также, прекращено право собственности автономного округа на 72 нежилых объекта недвижимости производственного назначения и 21 земельный участок (в связи со сносом, переходом права собственности в собственность публично-правовых образований, юридических и физических лиц; разделом и преобразованием объектов недвижимого имущества).

В целях предупреждения коррупции при принятии решений о приватизации (продаже) государственного имущества, Департаментом подготовлены и использовались в 2010 году следующие документы:

- распоряжение Правительства автономного округа от 19.10.2010 № 379-рп "О перечне имущества Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, предназначенного для приватизации в 2010 году";

- распоряжение Правительства автономного округа от 19.11.2010 № 433-рп "О перечне объектов жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, предназначенных для возмездного отчуждения в 2010 году";

- распоряжение Правительства автономного округа от 16.10.2010 № 367-рп "О Соглашениях о взаимодействии между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Торгово-промышленной палатой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".

В таблице 3 представлена сравнительная информация о результатах осуществленной работы по государственной регистрации права собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на объекты капитального строительства в 2006 – 2010 годах. За весь рассматриваемый период происходит рост количества объектов, на которые осуществляется регистрация собственности автономного округа, что связано с увеличением количества объектов имущества, принимаемого в результате разграничения собственности между органами власти различных уровней, в рамках программы "Сотрудничество", по гражданско-правовым сделкам. По аналогичным причинам в 2010 году происходит рост количества объектов, по которым прекращено право собственности автономного округа.

Информация о государственной регистрации права государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на объекты капитального строительства в 2006 – 2010 годах

Прекращено право собственности автономного округа

Итого прекращено:

В целях надлежащего правового оформления объектов недвижимого имущества автономного округа выдано 279 доверенностей на представление интересов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, в органах технического учета, государственного кадастра недвижимости, в иных организациях и учреждениях Российской Федерации и автономного округа по всем вопросам, связанным с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с землеустройством, технической инвентаризацией, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества.

В течение года также проводилась планомерная разъяснительная консультационная работа с представителями учреждений, предприятий автономного округа, органов исполнительной власти автономного округа по вопросам надлежащего правового оформления закрепленных за ними объектов недвижимого имущества и земельных участков - обеспечения государственного кадастрового учета недвижимого имущества; осуществления государственной регистрации прав собственности, аренды, оперативного управления, хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

2. Инвентаризация

В целях обеспечения сохранности государственного имущества автономного округа Департаментом регулярно проводится инвентаризация имущества, где проверяется его фактическое наличие и целевое использование. Распоряжением директора Департамента от 04.08.2010 № 1993 утвержден порядок проведения проверок использования объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной казне автономного округа и переданных третьим лицам.

В течение 11 месяцев 2010 года из запланированных 40 проверок целевого использования имущества проведены 33 проверки. Оставшиеся 7 проверок будут завершены в декабре 2010 года.

Распоряжением директора Департамента от 09.07.2010 № 1878 "О создании комиссии по проверке использования государственного имущества" создана комиссия по проверке использования недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за исполнительными органами государственной власти автономного округа и государственными учреждениями автономного округа, и утвержден график проведения проверок использования объектов недвижимого имущества. Во исполнение данного распоряжения специалистами Департамента проведена проверка 291 объекта недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за 105 исполнительными органами государственной власти и государственными учреждениями автономного округа. В ходе проверок выявлены 32 нарушения, в том числе, отсутствие технической документации на объекты недвижимости, отсутствие правоудостоверяющих документов, наличие несогласованных с Департаментом перепланировок и т.п.

Департаментом направлены предписания об устранении указанных нарушений, учреждениями ведется соответствующая работа. В настоящее время устранены 5 нарушений, по 27 нарушениям, в связи с длительностью срока оформления технической документации и правоудостоверяющих документов, а также внесения изменений в техническую документацию, учреждениями ведется работа по их устранению.

3. Совершенствование нормативно-правовой базы

3.1 С целью совершенствования механизма управления государственным имуществом подготовлен проект закона автономного округа "Об управлении имуществом, находящимся в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры". Данный документ принят на заседании Думы 15.12.2010.

3.2 Для установления цели управления, а также порядка, способов и форм управления находящимися в государственной собственности автономного округа акциями (долями) хозяйственных обществ, подготовлен проект закона автономного округа "Об особенностях управления находящимися в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры акциями (долями) хозяйственных обществ". Указанный законопроект решает задачу оптимизации и повышения эффективности сложившейся системы управления находящимися в государственной собственности автономного округа акциями (долями) хозяйственных обществ.

3.3 В текущем году подготовлен проект постановления Правительства автономного округа "О порядке учета имущества государственной казны Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и порядке ведения реестра государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".

3.4 В текущем году подготовлено Постановление Правительства автономного округа от 25.09.2010 № 223-п "О порядке передачи в аренду объектов государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".

3.5 В связи с поступающими заявлениями граждан о расторжении договоров купли-продажи жилых помещений, возникла необходимость в нормативном урегулировании процедуры расторжения таких договоров, в связи с чем подготовлен проект постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 января 2003 года № 2-п "Об утверждении Порядка возмездного отчуждения объектов жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".

4.Комплексная автоматизация учета земельных и имущественных отношений

В настоящее время учет государственного имущества автономного округа, а также имущества муниципальных образований ведется обособленно, в различных системах, что создает определенные сложности при сборе и обработке необходимых сведений, приеме и контроле отчетности от балансодержателей государственного имущества, ведении договоров аренды и найма государственного имущества. Для решения данного вопроса проводятся мероприятия по созданию единой информационной базы, осуществляется опытная эксплуатация программного комплекса "SAUMI".

Учитывая, что около 50% крупных муниципальных образований и Департамент используют АИС "SAUMI" на совещании руководителей по управлению имуществом и земельными ресурсами муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, состоявшееся 4 декабря 2009 года, принято решение создать единое пространство для информационного обмена между Департаментом и муниципальными образованиями (далее – МО) по вопросам управления государственным имуществом. Необходимо отметить, что в МО, использующих "SAUMI", на текущий момент могут быть установлены различные версии продукта, использоваться различные функциональные модули (одни МО ведут информацию о земельных участках, другие о движимом имуществе, третьи об арендных отношениях). В I квартале 2010 года от МО было получено письменное подтверждение о готовности принять участие в создании системы (из всех МО только трое изъявили желание использовать программный комплекс "SAUMI" в качестве транспортной системы, т.к. создали и эксплуатируют информационный комплекс на уровне муниципального образования, интегрированный в общую информационную систему МО).

Департаментом направлены в Департамент информационных технологий автономного округа мероприятия для включения в программу автономного округа "Информационное общество - Югра" на 2011-2013 годы ориентировочно на сумму 30 млн. рублей.

Мероприятия включали в себя три раздела:

  • разработка информационной системы Департамента по учету государственного имущества и имущественных отношений;
  • разработка единой информационной системы региона по управлению государственным и муниципальным имуществом;
  • доработка информационных систем Департамента с учетом оказания государственных услуг в электронном виде.

В результате, предложенные мероприятия включены в окружную программу "Информационное общество – Югра" не были.

II. Оценка эффективности использования имущества

1. Стоимость имущества, находящегося в оперативном управлении государственных учреждений и органов государственной власти автономного округа, на конец 2010 года, по предварительным оценкам, составит 149,92 млрд. руб., количество пользователей, государственных учреждений и органов власти, составляет 306. Указанное имущество используется для осуществления полномочий органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также получения неналоговых доходов бюджета автономного округа.

По состоянию на 01.12.2010 реестр содержит информацию о 2 450 объектах недвижимости и 5 637 объектах движимого имущества, стоимостью выше 1 млн. руб. В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 05.12.2006г. № 247-п "О Порядке ведения реестра государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" учет информации о движимом имуществе, находящемся в оперативном управлении, стоимость которого менее 1 млн., в Реестре государственной собственности не предусмотрен.

Эффективность использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, возможно определить как степень его соответствия и достаточности для осуществления полномочий учреждений.

В настоящее время в целях оптимизации бюджетной сферы проводится работа по изменению правового положения государственных учреждений в связи с изменением типов, в соответствии с Федеральным Законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Подготовлен проект распоряжения Правительства автономного округа "О типах государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".

2. Стоимость имущества, закрепленного за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, на конец 2010 года, составляет 10,27 млрд. руб., количество государственных предприятий -12. В реестре государственной собственности по состоянию на 01.12.2010 включены сведения о 753 объектах недвижимого и 2 710 объектах движимого имущества, находящихся в хозяйственном ведении.

В автономном округе проводится политика планомерного сокращения количества государственных предприятий, в том числе путем их акционирования. Так, в соответствии с Перечнем государственного имущества автономного округа, предназначенного к приватизации в 2011 году и в плановый период 2012 и 2013 года, планируется преобразовать в акционерные общества 2 предприятия.

3. Стоимость имущества государственной казны на конец 2010 года составляет 74,75 млрд. руб. (в том числе стоимость акций хозяйственных обществ, находящихся в собственности автономного округа, а также стоимость уставных фондов государственных унитарных предприятий). В реестр включены сведения о 44 173 объектах движимого имущества, а также 1 769 объектах недвижимого имущества (в том числе жилые помещения (квартиры) – 1 225 единиц, нежилые помещения – 224 единицы, сооружения – 320 единиц).

Одним из показателей эффективности использования государственного имущества выступает доходность сдаваемого в аренду имущества. Так, в 2010 году на 1 кв.м. сданного в аренду государственного имущества получен доход в размере 1 270 руб., при этом в 2009 году данный показатель был на 425 рублей меньше. Увеличение доходности сдаваемого в аренду имущества связано с проводимой претензионной работой с должниками. В 2010 году лицам, имеющим задолженность по арендной плате, направлено 26 уведомлений на сумму долга 18,3 млн. руб.

Доходность жилого фонда представляет собой среднюю стоимость 1 кв.м. при реализации жилых помещений по рыночной цене. В 2010 году размер данного показателя составляет 53,3 тыс. руб., при этом в 2009 году он был равен 50,4 тыс. руб. Рост показателя связан с увеличением рыночной стоимости квартир.

В целях повышения эффективности использования имущества в 2010 году разработаны и утверждены ведомственные целевые программы Департамента:

- Программа "Капитальный ремонт объектов недвижимости, находящихся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа –Югры" на 2011 - 2013 годы (Приказ директора Департамента № 3131/10 от 19.11.2010) с целевым значением показателя социально-экономической эффективности "Доля отремонтированных объектов в % к общему числу объектов, имеющих высокую степень износа 40 и более процентов" на момент окончания программы 4,9 %.

- Программа "Управление земельными ресурсами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" на 2011 - 2013 годы (Приказ директора Департамента № 3132/10 от 22.11.2010) с целевым значением показателя "Объем поступлений средств от аренды и продажи земельных участков в консолидированный бюджет автономного округа" за весь период реализации программы в размере 2 430 млн. руб.


Административный центр -
город Ханты-Мансийск
Численность населения -
1626,8 тыс. человек
Площадь - 534,8 тыс. кв.км.


Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Наталья Владимировна Комарова


18 декабря 2014 20:34

Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сообщает:

Губернатор Югры Наталья Комарова приняла участие в заседании Совета по противодействию коррупции, которое провел в Екатеринбурге полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Игорь Холманских. На заседании рассмотрен вопрос о деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Уральского федерального округа, и органов местного самоуправления по совершенствованию системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования.

Открывая заседание, Игорь Холманских отметил, что Президентом Российской Федерации поставлена задача по мобилизации всех имеющихся ресурсов для ускоренного развития экономики страны. В субъектах Российской Федерации одним из наиболее эффективных способов ее реализации является максимально возможное вовлечение в финансово-хозяйственный оборот объектов государственной собственности. «Именно поэтому важно принять все меры по противодействию коррупции в сфере учета, использования и сохранности государственного имущества», – сказал полпред.

Игорь Холманских также подчеркнул, что Национальная стратегия противодействия коррупции определяет одним из основных направлений деятельности государственных органов именно совершенствование системы учета государственного имущества и повышение эффективности его использования. Проведенный анализ показывает, что в Уральском федеральном округе многое сделано в этом направлении.

В свою очередь, глава региона отметила, что совершенствование системы учета государственного имущества и повышение эффективности его использования – один из важных барьеров на пути распространения коррупционных рисков. В автономном округе предпринимаются системные шаги по повышению качества управления государственным и муниципальным имуществом. Это направление определено одним из основных в бюджетной политике Югры на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. В числе ожидаемых результатов такого подхода - обеспечение органов государственной власти исключительно тем имуществом, которое необходимо для исполнения закрепленных за ними публичных полномочий. «При этом главным условием в отношении сохраняемого в государственной собственности имущества является повышение эффективности его использования с обеспечением оптимального уровня государственных расходов на управление», – отметила глава региона.

Отметим, что в автономном округе реализуется комплекс мероприятий по четырем направлениям. Это совершенствование процедур учета и мониторинга использования государственного имущества, формирование исчерпывающего состава госимущества, необходимого для выполнения государственных функций, организация мероприятий по определению целевого назначения имущества, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества.

Кроме того, начиная с 2013 года, в округе запущена система электронного учета государственного имущества, которая позволяет проследить историю и правовой статус каждого объекта, оценить его использование. Данные мониторинга ежедневно выгружаются в Территориальную информационную систему Югры и доступны для общественного контроля.

«Полный отказ от бумажного документооборота ускоряет не только актуализацию данных реестра, но и существенно снижает трудозатраты сотрудников органов власти по ведению реестра, повышая в целом эффективность управления имуществом», – сказала губернатор Югры.

Напомним, что в целях повышения эффективности использования госсобственности в автономном округе в 2013 году разработана и внедрена Система оценки эффективности управления государственным имуществом, базирующаяся на 12 показателях. Ее внедрение, как и управление комплексом в целом, приносят результаты. Так, удельный вес неиспользуемого государственного недвижимого имущества в Югре снизился с 10% в 2012 до 8% в 2014 году. Такую работу планируется продолжить, в том числе, на муниципальном уровне.

В ходе заседания глава региона отдельно остановилась на вопросе формирования Единого реестра публичной собственности. В настоящее время программируется обеспечение автоматизированного наполнения ТИС Югры данными и об имуществе муниципальных образований. Это позволит создать консолидированную информационную базу данных о государственном и муниципальном имуществе, его структуре, уровне и способах использования, объемах доходов от управления.

По словам Натальи Комаровой, принятые меры, а также внедрение системы оценки эффективности управления, позволит обеспечить поступление неналоговых доходов от использования государственного имущества автономного округа не менее чем на 100% от плана мероприятий по росту доходов, повышению эффективности расходов бюджета и сокращению государственного долга Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 год. Кроме того, это сработает на оформление государственной регистрации прав на все объекты недвижимости, приведение структуры и состава имущественного комплекса в соответствие с выполняемыми полномочиями, позволит полностью завершить до 2020 года оптимизацию сети государственных предприятий и государственных учреждений.

Губернатор Югры Наталья Комарова приняла участие в заседании Совета по противодействию коррупции, которое провел в Екатеринбурге полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Игорь Холманских. На заседании рассмотрен вопрос о деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Уральского федерального округа, и органов местного самоуправления по совершенствованию системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования.

Открывая заседание, Игорь Холманских отметил, что Президентом Российской Федерации поставлена задача по мобилизации всех имеющихся ресурсов для ускоренного развития экономики страны. В субъектах Российской Федерации одним из наиболее эффективных способов ее реализации является максимально возможное вовлечение в финансово-хозяйственный оборот объектов государственной собственности. «Именно поэтому важно принять все меры по противодействию коррупции в сфере учета, использования и сохранности государственного имущества», – сказал полпред.

Игорь Холманских также подчеркнул, что Национальная стратегия противодействия коррупции определяет одним из основных направлений деятельности государственных органов именно совершенствование системы учета государственного имущества и повышение эффективности его использования. Проведенный анализ показывает, что в Уральском федеральном округе многое сделано в этом направлении.

В свою очередь, глава региона отметила, что совершенствование системы учета государственного имущества и повышение эффективности его использования – один из важных барьеров на пути распространения коррупционных рисков. В автономном округе предпринимаются системные шаги по повышению качества управления государственным и муниципальным имуществом. Это направление определено одним из основных в бюджетной политике Югры на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. В числе ожидаемых результатов такого подхода - обеспечение органов государственной власти исключительно тем имуществом, которое необходимо для исполнения закрепленных за ними публичных полномочий. «При этом главным условием в отношении сохраняемого в государственной собственности имущества является повышение эффективности его использования с обеспечением оптимального уровня государственных расходов на управление», – отметила глава региона.

Отметим, что в автономном округе реализуется комплекс мероприятий по четырем направлениям. Это совершенствование процедур учета и мониторинга использования государственного имущества, формирование исчерпывающего состава госимущества, необходимого для выполнения государственных функций, организация мероприятий по определению целевого назначения имущества, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества.

Кроме того, начиная с 2013 года, в округе запущена система электронного учета государственного имущества, которая позволяет проследить историю и правовой статус каждого объекта, оценить его использование. Данные мониторинга ежедневно выгружаются в Территориальную информационную систему Югры и доступны для общественного контроля.

«Полный отказ от бумажного документооборота ускоряет не только актуализацию данных реестра, но и существенно снижает трудозатраты сотрудников органов власти по ведению реестра, повышая в целом эффективность управления имуществом», – сказала губернатор Югры.

Напомним, что в целях повышения эффективности использования госсобственности в автономном округе в 2013 году разработана и внедрена Система оценки эффективности управления государственным имуществом, базирующаяся на 12 показателях. Ее внедрение, как и управление комплексом в целом, приносят результаты. Так, удельный вес неиспользуемого государственного недвижимого имущества в Югре снизился с 10% в 2012 до 8% в 2014 году. Такую работу планируется продолжить, в том числе, на муниципальном уровне.

В ходе заседания глава региона отдельно остановилась на вопросе формирования Единого реестра публичной собственности. В настоящее время программируется обеспечение автоматизированного наполнения ТИС Югры данными и об имуществе муниципальных образований. Это позволит создать консолидированную информационную базу данных о государственном и муниципальном имуществе, его структуре, уровне и способах использования, объемах доходов от управления.

По словам Натальи Комаровой, принятые меры, а также внедрение системы оценки эффективности управления, позволит обеспечить поступление неналоговых доходов от использования государственного имущества автономного округа не менее чем на 100% от плана мероприятий по росту доходов, повышению эффективности расходов бюджета и сокращению государственного долга Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 год. Кроме того, это сработает на оформление государственной регистрации прав на все объекты недвижимости, приведение структуры и состава имущественного комплекса в соответствие с выполняемыми полномочиями, позволит полностью завершить до 2020 года оптимизацию сети государственных предприятий и государственных учреждений.

О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы

(В редакции указов Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38; от 13.03.2012 № 297)

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Национальную стратегию противодействия коррупции.

2. (Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 13.03.2012 № 297)

3. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, представлять один раз в год Президенту Российской Федерации доклад о ходе выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы и предложения по совершенствованию деятельности, направленной на противодействие коррупции.

4. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов:

а) принимать действенные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе;

б) руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции и Национальным планом противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, внести до 1 июня 2010 г. в планы соответствующих федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по противодействию коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов;

в) организовать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами;

г) обеспечивать своевременную корректировку планов в соответствии с национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период;

д) оказывать содействие средствам массовой информации в широком освещении мер по противодействию коррупции, принимаемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами;

е) обобщить практику рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принять меры по повышению результативности и эффективности работы с указанными обращениями;

ж) обеспечить усиление антикоррупционной составляющей при организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки федеральных государственных служащих.

а) Счетной палате Российской Федерации при представлении в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" палатам Федерального Собрания Российской Федерации информации о результатах проводимых контрольных мероприятий отражать вопросы, касающиеся предупреждения коррупции и борьбы с ней;

б) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться пунктом 4 настоящего Указа в отношении планов соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции.

6. Предложить Общественной палате Российской Федерации, Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", политическим партиям, саморегулируемым организациям, общественным организациям, объединяющим промышленников и предпринимателей, другим общественным объединениям проводить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

Президент Российской Федерации Д.Медведев

13 апреля 2010 года

УТВЕРЖДЕНАУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 13 апреля 2010 г. № 460

Национальная стратегия противодействия коррупции

I. Общие положения

1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

2. Анализ работы государственных и общественных институтов по исполнению Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568, свидетельствует о необходимости принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, представляющей собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеративное устройство Российской Федерации, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

3. Национальная стратегия противодействия коррупции разработана:

а) исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации;

б) на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;

в) с учетом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.

4. Меры по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Федерации, в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, в планах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

II. Цель и задачи Национальной стратегии противодействия коррупции

5. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

6. Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:

а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

III. Основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции

7. Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:

а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;

б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;

в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.

IV. Основные направления реализации Национальной стратегии противодействия коррупции

8. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям:

а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;

в) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;

г) совершенствование системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования;

д) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

е) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета;

ж) расширение системы правового просвещения населения;

з) модернизация гражданского законодательства;

и) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

к) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;

л) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

м) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;

н) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;

о) повышение эффективности исполнения судебных решений;

п) разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;

р) совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности;

с) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;

т) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;

у) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;

ф) совершенствование системы финансового учета и отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов;

х) повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.

V. Механизм реализации Национальной стратегии противодействия коррупции

9. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами:

а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;

б) путем решения кадровых вопросов;

в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;

г) путем оперативного приведения:

правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов - в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;

правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;

муниципальных правовых актов - в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;

д) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

е) путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации;

ж) путем оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;

з) путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

УТВЕРЖДЕНПрезидентомРоссийской Федерации31 июля 2008 г. № Пр-1568 (в редакции Указа ПрезидентаРоссийской Федерацииот 13 апреля 2010 г. № 460)

Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы

(Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 13.03.2012 № 297)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: