Суд и его последствия в романе дубровский урок

Обновлено: 25.04.2024

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением А.С.Пушкина “Дубровский”.

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с небольшого литературного эксперимента.

Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:

  • “Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного” (К.П.Троекуров)
  • “С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)”. (А.Г.Дубровский)

Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента? Какова их роль в 1-й и 2-й главе?

Какова сюжетная линия 1-й и 2-й главы? Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).

К сегодняшнему уроку вы должны были еще раз перечитать эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Суд”.

3.Формулировка темы и цели урока

Исходя из домашнего задания и литературного эксперимента, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, цель урока.

4. Постановка проблемного вопроса

Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?

5. 1-й этап рефлексии

Я предлагаю вам сейчас подумать над проблемным вопросом урока и свое мнение, основанное на первоначальном прочтении глав, зафиксировать в тетради (учащиеся фиксируют свое первоначальное мнение по заданному проблемному вопросу “Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?” Затем работа с данными записям будет организована в конце урока, на 2-м этапе рефлексии).

Мы вернемся к данному проблемному вопросу в конце уроках, когда проанализируем эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Сцену суда”.

6. Словарная работа (опережающее домашнее задание)

Дома вам было предложено поработать со словарем и определить значения слов:

Честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня.

Что обозначают эти слова? В чем, на ваш взгляд, разница между словами “гордость”, “гордыня”? Приведите примеры употребления данных слов.

Слова, с которыми мы сейчас работали, будут ключевыми при анализе характеров героев, постарайтесь использовать их в своих ответах.

7. Актуализация ЗУНов.

Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1-й главы.

На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества:

пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости

Распределить данные качества в таблице:

Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера.

Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев?

Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского.

Работа в парах: Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях. Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания?

Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают? К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что-то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров. Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров - покровитель всей губернии).

Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского? (Кистенёвка – маленькое, незначительное).

Таким образом, случаен ли выбор названий поместий?

Говорящими являются и имена героев.

Запись на доске: Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель

Петр - скала, утес, камень.

Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость.

О чем говорят имена героев?

Таким образом, К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский занимают различное социальное положение.

Как вы думаете, а есть ли что-то, что сближает героев, они совершенно разные по характеру?

На чем основывается их дружба?

Что стало причиной ссоры героев?

8. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов.

Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское?

Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)

Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.

Прочитайте портретное описание Шабашкина.

Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.

Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)

Как ведет себя Шабашкин у Троекурова?

С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)

В чем особенность его речи?

Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”) Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)

Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)

Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)

Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение”

Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом?

Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова?

Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).

Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова?

Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.

Проведем исследовательскую работу (работа в парах)

Сравнить черновой и окончательный вариант произведения. Какие изменения были внесены писателем, чем они, на ваш взгляд, были вызваны?

1) Всесторонне обсудить поступки Дубровского, выяснить их причины.

2) Попытаться определить главную мысль повести, сделать вывод, от чего предостерегает нас автор.

3) Развитие логического мышления, умение делать выводы, сопоставлять.

Оформление урока: Иллюстрации к повести "Дубровский", портрет А.С.Пушкина, рисунки учащихся к повести, высказывания о нравственности, грамзаписи (отрывки из повести.)

I . Организационный момент

Ребята! Сегодня мы проводим урок-суд по повести А.С.Пушкина "Дубровский". Этот урок мы разработали и составили общими усилиями. Насколько удачен наш сценарий, судить нашим зрителям.

II . Словарная работа

Ребята! В процессе суда будут встречаться слова. Давайте истолкуем их значения.

III . Ход судебного заседания:

8. Антон Пафнутьич 9. Архип

10. Троекуров К.П

Секретарь: Встать! Суд идет!

Прокурор, адвокат, публика к слушанию дела готова!

Судья 1: Прошу внимания. Слушается дело г-на Дубровского 23-х лет от роду. Дворянин. Холост. Образован. Ранее к судимости не привлекался. Перед судом 2 представления:

1) от прокурора: Дубровский обвиняется в грабежах, в воровстве, в применении жестокости и насилия.

2) от адвоката: "Дубровский беззащитный человек, он стал жертвой жестокости окружающих. Он нуждается в защите и понимании».

Нам необходимо во всем разобраться и вынести решение. Прокурор готов? Защитник готов? Публику просим активно вмешиваться в ход судебного заседания. Чтобы лучше понять обвинение и защиту, следует лучше узнать жизнь подсудимого. Итак, ввести подсудимого. Представьтесь, пожалуйста. Расскажите о себе. Чем вы занимаетесь?

Дубровский: Я, Владимир Дубровский, сын небогатого дворянина, Андрея Гавриловича Дубровского. Матушка моя умерла, когда я был еще ребенком. Я воспитывался в Петербурге, в Кадетском корпусе. Батенька денег не жалел для моего воспитания. Но вот грянула беда. Мой отец поссорился с Троекуровым. Троекуров решил отомстить ему и забрать имение. Он лишил меня всего, заставил грабить на больших дорогах. Вот и все, что я могу о себе рассказать.

Судья: Хорошо, вы можете пока садиться. Пригласите свидетеля. Представьтесь.

Троекуров: Я- Кирила Петрович Троекуров. Помещик. Владею большим имением. Богат. Знатен. Увлекаюсь охотой. Являюсь тонким ценителем собак. Есть дочь Марья Кириловна и сын Саша.

Прокурор: Прошу слова. Расскажите, пожалуйста, как произошла ваша ссора с Андреем Гавриловичем Дубровским.

Троекуров: Андрей Гаврилович - мой старый приятель. Это небогатый помещик, живущий неподалеку. Он был у меня в гостях. Вместе с другими гостями мы осматривали поместье и зашли в псарню. Надо сказать, что Андрей Гаврилович в душе завидовал, что у меня есть псарня. И мой псарь громко сказал, что " не худо иному дворянину променять усадьбу на любую здешнюю конуру. Было б сытнее и теплее". Ну, мой друг принял эти слова в свой адрес и уехал.

Адвокат: Прошу слова. И после этого вы решили отомстить Дубровскому и отнять его имение, завладеть Кистеневкой?

Прокурор: Я протестую.

Судья: Протест отклоняется. Продолжайте, свидетель.

Адвокат: Итак, я повторяю свой вопрос. (повторяет)

Троекуров: Почему завладеть? Это мое имение. Оно принадлежит моим предкам.

Адвокат: Но ведь оно было продано Дубровским.

Троекуров: Но ни у кого не было свидетельств или доказательств, что имение было продано. Документов ведь никаких нет.

Адвокат: Чтобы завладеть Кистеневкой, вы подкупили Шабашкина, и делом занялся суд. Суд отклонил ваше прошение?

Троекуров: Нет, суд не сомневался и принял решение передать Кистеневку мне.

Прокурор: Прошу слова. Вас терзали угрызения совести?

Троекуров: Да, совесть роптала. Победа не радовала мое сердце. Я решил помириться со своим бывшим другом и возвратить ему имение. Я поехал к нему. Но Андрей Гаврилович из окна увидев меня, упал. Сердце его больше не билось. Слуга вышел и передал мне приказ молодого Дубровского убираться прочь. Это мне, дворянину Троекурову, прочь? Да как он посмел, нахал?

Прокурор: Успокойтесь, Кирила Петрович (подает стакан воды)

(к суду). Вы видите, что Кирила Петровича терпел от Дубровских постоянные унижения и оскорбления. Прошу суд учесть это обстоятельство и принять его к сведению.

Адвокат: Позвольте слово. Троекуров был влиятельным и богатым человеком. Ему ничего не стоило повлиять на решение суда и лишить Дубровского наследства, что он и сделал. Но он не учел одного - что Дубровский был, хоть и бедным, но гордым человеком и никому не позволял унижать своё достоинство. Троекуров стал причиной того, что Дубровский тяжело заболел и слег. Он же ускорил смерть Андрея Гавриловича своим приездом.

Судья: Свидетель, скажите, как бы вы поступили, если бы вас разорили, лишили того немногого, что вы имели, выгнали из отеческого дома?

Троекуров: Да кто посмел бы это сделать? Все окружающие льстили мне, угодничали и преклонялись передо мной! Я был уважаемым человеком. Никто бы и не посмел бы перечить мне.

Судья: Хорошо. Суду все ясно. Вы можете пройти в зал и занять свое место. Пригласите, пожалуйста, следующего свидетеля.

Судья: Представьтесь, пожалуйста.

Судья: Я говорю, как ваше имя. Кто вы такой?

Архип: А, эт другое дело. Да я вот это, из дворовых человек господ Дубровских.

Прокурор: Позвольте слово. Вы присутствовали во время пожара имения Дубровских?

Архип. Знакомо дело, был.

Прокурор: Расскажите, пожалуйста, поподробнее. Почему люди, посланные Троекуровым, опечатать имение, оказались запертыми в горящем доме?

Архип. Да я вот их взял да и запер.

Прокурор: Вас Дубровский заставил это сделать или вы сами приняли такое решение? Сжечь людей?

Архип: Господин-то, Владимир Андреевич? Не-е-ет. Он такого не сделат. Он сказал мне «Сходи-ка, ты, Архип, поглянь, запер-то я дверь ихну , али нет. Чтоб люди- то енти, выскочить смогли , как дом гореть начнет. Ну я, туды и пошел. Глянь, а дверь-то нараспашку. Ну, я и запер её, дурья башка.

Прокурор: Тебе Егоровна кричала, чтобы выпустил этих людей из горящего дома?

Архип: Да баба-то, баба она и дура есть. Ведь не понимает, что мы у господ своих как у птички под крылышком. А ну как попадаем к Кирилле Петровичу. Он со своих 3 шкуры снимает, а со своих и вовсе мясо сдерет . Где уж тебе этого понять. А для меня дороже моего господина нет. Я до гроба ему верой и правдой служить буду. А коли надо, живота своего не пожалею за батюшку нашего Владимира Андреевича. Дай бог ему здоровьица (перекрестится).

Адвокат: Прошу слова. Можете ли вы утверждать, что Дубровский убивал людей?

Архип: не-е-ет. Грабить, это да, это было. А убивать - не Владимир Андреевич - благородных кровей, убивать не будет, нет.

Судья2: Вы можете пройти в зал.

Судья2: Итак, крестьяне Дубровского с уважением относились к своим хозяевам. Они видели от своих господ только доброту и отзывчивость, и платили тем же. Они понимали истинную причину смерти Андрея Гавриловича. Они понимали так же, что Троекуров совершил злодейство и над молодым Дубровским. И готовы были встать на защиту своего господина, лишь бы не быть рабами жестокого Троекурова.

Судья3: А суд продолжает свою работу. Пригласите следующего свидетеля. Представьтесь.

Антон Пафнутьич: Я- Антон Пафнутьич, уездный помещик, ближайший сосед Кирила Петровича. Троекурова.

Прокурор: Прошу слова. Антон Пафнутьевич вы единственный и главный свидетель всего происшедшего в ту ночь в комнате с Дефоржем, ныне разоблаченным Дубровским. Сможете ли вы описать картину случившегося.

Антон Пафнутьич.: Вечером я попросился у француза Дефоржа переночевать, т.к. был наслышан о его смелости. Когда ложились спать, я попросил его не тушить свечку в комнате, но он не послушал меня. Вскоре я уснул. Ночью я проснулся оттого, что кто-то держат меня за рукав. Я открыл глаза и увидел Дефоржа. В одной руке он держал пистолет, а в другой вынимает деньги из сумочки, которую я хранил под рубашкой.

Так вот, я спросил у Дефоржа, что это всё значит. И услышал имя, которое меня всегда приводило в ужас. Из уст Дефоржа прозвучали такие слова: «Молчать, или вы пропали. Я-Дубровский".

Прокурор: Когда всё это происходило, и перед вами стоял вооруженный разбойник. Вы не пытались кричать, звать на помощь?

Антон Пафнутьич: Нет, я не пытался кричать. Я опасался,что Дубровский убьет меня и скроется.

Прокурор: Ну, а днём в окружении людей почему Вы молча сидели за столом и никому не рассказали о происшествии? Ведь вы были в безопасности.

Антон Пафнутьич: Я дал слово Дубровскому, что не выдам его. К тому же я опасался, что его люди могут разорить моё имение.

Адвокат: Прошу слова. Почему вы сумочку возили с собой? Не лучше ли её было оставлять дома, в безопасности?

Антон Пафнутьич: Я опасался, что во время моего отсутствия её могут украсть.

Адвокат: Подсудимый, встаньте. Посмотрите на этого человека. Узнаете ли вы его. Действительно ли вы его ограбили?.

Дубровский: Да, я его узнаю. И я его ограбил.

Адвокат: Вы не можете сказать, какая сумма была в сумочке?

Дубровский: Я не имею привычки считать деньги, нажитые горбом крестьян.

Адвокат: Дубровский на что вы потратили эти деньги?

Дубровский: Я раздал их своим преданным людям, которыми Троекуров пытался насильно завладеть. Но мои люди отказались от своего "нового" хозяина.

Адвокат: Почему вы не убили вашего пленника? Ведь у вас не было уверенности в том, что он не расскажет про всё случившееся в ту ночь?

Дубровский: Законы чести для меня превыше всего. Я не хотел марать достоинство дворянина кровью беззащитной жертвы. К тому же Антон Пафнутьич очень трусливый человек. Он дрожал за свою шкуру, и я был уверен, что он никому не расскажет о происшедшем.

Судья 1: Вы можете пока садиться.

Судья 2:Скажите, свидетель, так вы считаете Дубровского разбойником или благородным человеком?

Антон Пафнутьич: Я считаю его разбойником.

Судья 2: Почему? Ведь он пощадил вас.

Антон Пафнутьич: Но он ограбил меня.

Судья 2: Скажите, а вы жертвовали бедным свои деньги?

Антон Пафнутьич: Нет, свои деньги я никогда и никому не жертвовал, и использовал их для своего личного обогащения.

Судья 2: Итак, Дубровский грабил тех людей, которые были жадными, жестокими и наживались на бедствиях народа. Свидетель, вы можете пройти в зал.

Судья 1: Подсудимый, встаньте.

Прокурор. Прошу слова. Дубровский, зачем вы проникли в дом Троекурова под чужим именем?

Дубровский: Я пытался тщательно осмотреть все постройки, чтобы удобнее поджечь усадьбу Троекурова и в случае опасности быстро пересечь своему врагу все пути к бегству.

Прокурор: Зачем вы хотели поджечь усадьбу?

Дубровский: Троекуров выгнал меня из отеческого дома, лишил куска хлеба и послал грабить на больших дорогах. Я решил отомстить ему за всё, что он мне причинил.

Прокурор: Когда в долгих размышлениях и раздумиях вы ходили и обдумывали свой план, неужели у вас не сжалось сердце?. Ведь там пострадали бы другие люди, невиновные. Неужели бы вы смогли забыть об этом, наслаждаясь этим огнём, огнём мести?

Дубровский: Да, я часто задумывался над этим. Но оскорбление, нанесенное мне Троекуровым, было слишком велико. Я хотел бы, чтобы пострадал только он один.

Адвокат: Прошу слово. Почему никто не усомнился, что вы не Дефорж?

Дубровский: Я прекрасно владею французским языком, играю на пианино. В этом нет ничего удивительного, что меня приняли за француза.

Адвокат: Почему вы не осуществили свой замысел? Дубровский: Троекурова спасла его дочь, Мария Кириловна. Я понял, что дом, где обитает она, священный, и ни единое существо, связанное с него, не должно страдать. Я отказался от мщения как от безумия. Адвокат: Почему вы не соединили свои судьбы с Марией Кириловной? Дубровский: Мне трудно ответить. Учитель (к публике): Давайте поможем Дубровскому. Почему Мария Кириловна не смогла стать женой Дубровского?

Адвокат: Почему вы не убили вашего соперника, старого князя Верейского, сидящего в карете?. Ведь он вас ранил. Дубровский: Я не хотел причинят страдания Марие Кириловне. Ведь она была повенчана с ним. Несмотря на свое отчаяние, я отпустил их. Прокурор: Прошу слова наш суд! Уважаемая публика. Мы выслушали откровение человека, ставшего жертвой жестокости других людей. Но и сам он отвечал жестокостью на жестокость, на преступление отвечал преступлением. Местью он никому ничего не доказал, только обрек себя и других на мучительные страдания. Я хочу, чтобы суд осудил не столько самого Дубровского, сколько проявление в его поступках зла, жестокости, мщения. У меня всё.

Адвокат: Прошу слова. Уважаемый суд!! Уважаемая публика! Вы все, наверное, убедились, что мой подзащитный - человек благородный, честный. Его ждала прекрасная карьера. Он был умен, имел хорошие манеры, прекрасно образован. Хорошо воспитан. Владел французским языком. Но все рухнуло в один момент. Что ждало его впереди? У него не было будущего. У него не было выбора. Да, никогда и ничем нельзя было оправдать грабёж и разбой. Но я прошу понять этого человека и проявить к нему сострадание. У меня всё! Судья: Подсудимый, встаньте. Вам предоставляется последнее слово.

Дубровский: Уважаемый Суд! Уважаемая публика! Да, я тот самый разбойник, имя которого приводит всех в ужас. Но прошу не боятся моего имени. Я расстаюсь с вами сегодня. Сейчас. Но на прощанье я откроюсь вам всем. Да, я рожден был для иного назначения. Душа моя умела творить добро и милость. Но теперь в моём сердце только зло и жестокость. Я очень мало видел доброты, поэтому я ожесточился. Но мне хочется призвать всех людей не повторять мои ошибки. Никогда в своей жизни не пытайтесь за жестокость платить жестокостью. Будьте добрее и милосерднее друг к другу. Этими словами я хочу закончить свою исповедь Судья: Суд удаляется на совещание. Учитель: Пока суд совещается, рассмотрим иллюстрации к произведениям Пушкина. Расскажите, какие сцены изображены здесь. Секретарь: Встать! Суд идет! Судья: Прошу садиться. Рассмотрев представления прокурора и адвоката, показания свидетелей и подсудимого, суд постановляет: 1. Резко осудить месть как средство улаживания конфликта между людьми. 2.Осудить безнаказанность поступков Троекурова, который довёл семью Дубровских до полного краха. 3. Суд не оправдывает грабежи разбой дворянина Дубровского. Но мы ценим его благородство и щедрость.

IV . Беседа с классом 1. Итак, мы явились участниками суда над злом и жестокостью. Какой главный урок извлекли вы из сегодняшнего урока? 2. Кто в этой повести стал виновником трагедии? 3. Прочитайте библейскую мудрость: " Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе". Кто из героев повести больше нарушал эту мудрость? 4.Почему крестьяне Дубровского не покинули своего хозяина в трудную для него минуту? 5.Посмотрите на доску. Прочтём небольшой рассказ " Петя из 6(а) шел по коридору. Вдруг его сбил с ног Вова из 6(б) . На другой день Вова бежал по коридору. Видя это, Петя подставил ногу. Вова упал и разбил нос. Он долго и безутешно плакал. А Петя радовался. Он торжествовал победу. Как вы оцениваете поступки обоих мальчиков? - Кто из низ не прав? Почему?

6. Прочтите высказывание М.Ганди «Умение прощать - свойство сильных. Слабые никогда не прощают?»

-Кто из героев повести оказался сильным человеком? Почему?

-Как вы поступаете в жизни, когда затаили обиду на кого-нибудь?

V . Итог урока

Подводя черту под сегодняшним уроком, я хочу, чтобы вы помнили слова Дубровского, были добрее, милосерднее, чтобы первыми не делали зла и могли достойно выйти из конфликтной ситуации.

Цель урока: продолжить работу над романом, вникнуть в суть взаимоотношений между героями.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: готовность к равноправному сотрудничеству.

Метапредметные –

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста.

Коммуникативные: учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий.

Предметные: авторское отношение к героям.

I . Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

1) Работа над I, II, III главой романа А.С. Пушкина «Дубровский» (с. 64—79). Ответы учащихся на вопросы к этим главам (с. 138).

II. Объявление темы и целей урока.

III. Работа над темой урока.

1. Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Беседа

Анализ 1 главы

— Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»? («Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях».

— Как вы понимаете выражение большой вес в губерниях?

Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? («Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань. » Грубость и своенравие Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей).

Ответы на 3-й вопрос учебника попросим детей найти непосредственно в тексте:

— Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»? («В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю страдал от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах, ежедневно притом изобретаемых. »).

Вопросы 4, 5, 6-й учебника помогают нам охарактеризовать двух соседей-помещиков, выявить их сходство и различие.

Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.

Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак.

Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.

— Как вы думаете, если бы Троекуров оказался в гостях у более богатого и знатного человека, который оскорбил бы его достоинство, как в таком случае поступил бы Троекуров?

Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.

— Подберите цитату, которая соответствует рисунку Б.М. Кустодиева (с. 68).

— Какой способ мести избрал Троекуров?

— Что было главным законом Кирилы Петровича?

Важно, чтобы ученики, отвечая на этот вопрос, нашли наиболее выразительную фразу, которая характеризует Троекурова: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение».

— Как действовал Шабашкин по поручению Троекурова?

Сделаем вывод, что для заседателя, помощника судьи, который был представителем закона, деньги стали главным законом жизни.

Анализ II главы

Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».

Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке.

— Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решением суда»? (Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал.)

«Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены.

2. Анализ III главы. «Отец и сын».

Владимир Дубровский вел в Петербурге жизнь, по его мнению, приличную гвардейскому офицеру. Отец посылал ему деньги, себе не оставляя почти ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый молодой человек, «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем». Он надеялся на отца и на то, что сможет найти себе богатую невесту.

Известие о болезни отца Дубровский воспринял «с необыкновенным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В характере Дубровского проявились любовь к своей семье и готовность прийти на помощь отцу. Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет».

Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина.

— Как встретил Дубровский-старший своего сына?

IV. Итоги урока. – Что узнали нового и интересного на уроке?

V. Д/з. Прочитать и пересказать главы IV – V (с. 79 – 85). Ответить на вопросы учебника к этим главам (с. 139). Подготовить пересказ эпизода «Пожар в усадьбе Дубровского».

Конспект урока литературы в 6 классе на тему: « Дубровский - старший и Троекуров.

Суд и его последствия».

Учитель русского языка и литературы

Карипанова Наталья Александровна

с. Буревестник 2017г.

Цель урока: продолжить работу над романом, вникнуть в суть взаимоотношений между героями.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: готовность к равноправному сотрудничеству.

Метапредметные –

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста.

Коммуникативные: учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий.

Предметные: авторское отношение к героям.

I. Актуализация опорных знаний.

1) Работа над I, II, III главой романа А.С. Пушкина «Дубровский»

II. Объявление темы и целей урока.

III. Работа над темой урока.

1. Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Беседа

Анализ 1 главы

— Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»? («Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях».

— Как вы понимаете выражение большой вес в губерниях?

— Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? («Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань. » Грубость и своенравие Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей).

Ответы на 3-й вопрос учебника попросим детей найти непосредственно в тексте:

— Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»? («В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю страдал от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах, ежедневно притом изобретаемых. »).

Вопросы 4, 5, 6-й учебника помогают нам охарактеризовать двух соседей-помещиков, выявить их сходство и различие.

Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.

Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак.

Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.

Характеры героев

Практическая работа. Составление плана сравнительной характеристики героев: Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Подбор цитат, характеризующих героев.

Характеристика героев

Троекуров

Дубровский

Черты характера

— Как вы думаете, если бы Троекуров оказался в гостях у более богатого и знатного человека, который оскорбил бы его достоинство, как в таком случае поступил бы Троекуров?

Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.

— Подберите цитату, которая соответствует рисунку Б.М. Кустодиева (с. 68).

— Какой способ мести избрал Троекуров?

— Что было главным законом Кирилы Петровича?

Важно, чтобы ученики, отвечая на этот вопрос, нашли наиболее выразительную фразу, которая характеризует Троекурова: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение».

— Как действовал Шабашкин по поручению Троекурова?

Сделаем вывод, что для заседателя, помощника судьи, который был представителем закона, деньги стали главным законом жизни.

Анализ II главы

Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».

Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке.

— Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решением суда»? (Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал.)

«Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены.

2. Анализ III главы. «Отец и сын».

Владимир Дубровский вел в Петербурге жизнь, по его мнению, приличную гвардейскому офицеру. Отец посылал ему деньги, себе не оставляя почти ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый молодой человек, «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем». Он надеялся на отца и на то, что сможет найти себе богатую невесту.

Известие о болезни отца Дубровский воспринял «с необыкновенным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В характере Дубровского проявились любовь к своей семье и готовность прийти на помощь отцу. Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет».

Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина.

— Как встретил Дубровский-старший своего сына?

IV. Итоги урока. – Что узнали нового и интересного на уроке?

V. Д/з. Прочитать и пересказать главы IV – V .Ответить на вопросы учебника к этим главам .Подготовить пересказ эпизода «Пожар в усадьбе Дубровского».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества.

Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение, дополнения учителя.

Формы: коллективная, частично индивидуальная.

1.Реализация домашнего задания.

- Ребята, в качестве домашнего задания вам было предложено подумать над ответом на вопрос «Как возникло судебное дело о Кистенёвке и как свершился неправый суд?»

(ответы детей: Мысль о суде как о мести Дубровскому возникла у Троекурова неожиданно. Она стала реальностью, когда появился в Покровском Шабашкин).

- Чтение учителем сцены встречи и разговора Троекурова с Шабашкиным (т.к. он сможет передать с помощью нужной интонации надменность Троекурова и угодничество Шабашкина, которого не трогает участь Дубровского).

- Как ведут себя герои в данной ситуации? (ответы детей: Троекурову незнакомы угрызения совести, колебания и сомнения. Такие же, как он, чиновники помогают ему создать судебное дело о Кистенёвке, отнять имение у Дубровского, зная о том, что документы на право владения сгорели во время пожара).

2.Чтение второй главы (суд) детьми на уроке.

- Как нужно передать в чтении состояние Дубровского, самоуверенность Троекурова и низость судейских чиновников?

3.Беседа (цель: выяснить, что больше всего потрясло Дубровского и как свершился неправый суд).

- Как можно объяснить сумасшествие Андрея Гавриловича Дубровского?

(ответы детей: причиной сумасшествия Дубровского стало предательство и подлость Троекурова; несправедливость суда; бессилие Дубровского перед этим судом; он лишился имения, ему грозит нищета).

- Обратите внимание на сложность переживаний Андрея Гавриловича. На суде была оскорблена честь Дубровского, унижено его человеческое достоинство. Ведь если он много лет незаконно владел Кистенёвкой, значит, жил из милости у богатого помещика, а потом присвоил его поместье.

Вывод: и то, и другое было для гордого Дубровского нестерпимо унизительным. Не выдержав издевательства, Дубровский сходит с ума.

4.Итог урока.

Дубровский не подписал решения суда, но суд над ним уже свершился в угоду Троекурову. Так отомстил Троекуров своему бывшему другу. Неожиданно возникшая ссора закончилась для Дубровского трагически. Восторжествовали несправедливость и беззаконие, честные люди оказались побеждёнными.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: