Служба как организационно правовая категория и элемент государственной организации

Обновлено: 21.05.2024

Государственная служба как социальная и государственно-пра­вовая категория представляет собой сложное общественное явление. Ее необходимо рассматривать как организационный и правовой ин­ститут. Как организационный институт она тесно связана с органи­зацией государственной деятельности и является ее элементом. Го­сударственная служба как организационный институт продолжает и завершает всю государственную организацию, как важнейший эле­мент и атрибут государства она не может быть сведена лишь к харак­теристике профессиональной служебной деятельности различных ка­тегорий государственных служащих.

В содержание организационно-правового института государс­твенной службы входят три взаимосвязанных элемента: 1) органи­зация деятельности личного состава государственных органов, его служащих (учреждение должности в структуре государственного ап­парата, определение круга обязанностей и полномочий по каждой должности, порядка замещения этой должности и т. д. Причем все это должно быть выполнено государством еще до того, как служащий займет свое служебное место и начнет свою профессиональную де­ятельность по осуществлению определенных государственных функ­ций и полномочий); 2) сама служебная профессиональная деятельность личного состава государственных органов (его служащих), в процессе и в результате которой реализуется компетенция соответствующего государственного органа; 3) правовое регулирование этой служебной профессиональной деятельности государственных служащих (указа­ние и закрепление в соответствующих нормативно-правовых актах задач, функций и полномочий, организационных и правовых форм и методов деятельности каждого государственного служащего).

В ст. 1 Федерального закона «О системе государственной служ­бы Российской Федерации» государственная служба определена как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Фе­дерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Фе­дерации; федеральных органов государственной власти, иных феде­ральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Рос­сийской Федерации, федеральными законами для непосредственно­го исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, ус­тавами, законами субъектов Российской Федерации для непосредст­венного исполнения полномочий государственных органов субъек­тов Российской Федерации. Аналогично в ст. 2 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» му­ниципальная служба - это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Государственные и муниципальные служащие по действующему законодательству - граждане России, осуществляющие професси­ональную служебную деятельность (исполняющие профессиональ­ные обязанности) по занимаемым должностям государственной или муниципальной службы и получающие за это денежное содержание (вознаграждение, довольствие) из бюджета соответствующего уров­ня. Занятие какой-либо государственной должности государствен­ной службы или муниципальной должности муниципальной службы является обязательным и определяющим признаком понятия, соот­ветственно, государственного или муниципального служащего.

Современное законодательство о службе не дает легального об­щего определения понятия должности, поэтому необходимо уяснить организационно-юридическую сущностную характеристику понятия должности как государственно-правового установления, в котором: 1) должность - это первичная ячейка структуры аппарата любо­го государственного или муниципального органа, предусмотренная действующим законодательством и штатно-организационными нор­мативами; 2) за каждой должностью закреплена часть компетенции соответствующего государственного или муниципального органа с точным установлением компетенционных должностных обязанно­стей и полномочий лица, заметающего эту должность; 3) профессио­нально-квалификационные характеристики и требования, предъяв­ляемые государством к лицу ее замещающему или претендующему на занятие этой должности, четко закреплены за каждой должностью.

Все должности государственной службы подразделяются на: долж­ности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федера­ции; воинские должности; должности правоохранительной службы.

Необходимо различать и четко разграничивать понятия «госу­дарственная должность» и «должность государственной службы».

Государственные должности Российской Федерации и государствен­ные должности субъектов Российской Федерации—должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государс­твенных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (ус­тавами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федера­ции, а должности федеральной и субъектов Федерации государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ или законами или иными нормативными правовы­ми актами субъектов РФ соответственно. Государственные должнос­ти занимают, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, губернаторы и другие лица, поименованные в специальном Рее­стре государственных должностей. Взаимосвязь гражданской служ­бы и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования.

Тема 6.3. Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и пол­номочиям. Категории и группы должностей государственной и муници­пальной службы. Должностные лица.

По роду своей профессиональной работы и сферам деятельности все

служащие делятся по сферам экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.

По видам государственной деятельности все федеральные государст­венные служащие в Реестре государственных должностей государс­твенной службы разделены по соответствующим органам государс­твенной власти, специализированным на осуществлении различных видов государственной деятельности: служащие представительных (законодательных) органов государственной власти - Федерального Собрания (Совета Федерации, Государственной Думы) РФ, служа­щие общегосударственной контрольно-надзорной власти (Централь­ной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, Прокуратуры РФ, Уполномоченного по правам человека РФ), служащие органов государственной судебной власти (Конституционного Суда РФ, Вер­ховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции, Высшего Арбитражного Суда и федеральных территориальных арбитражных судов), служащие органов государственной исполнительной власти (Правительства РФ, министерств и других центральных органов ис­полнительной власти, а также их территориальных органов). Анало­гично по видам государственной деятельности классифицируются и государственные служащие субъектов РФ.

По функционально-должностным признакам и полномочиям, отра­жающим роль каждого служащего в осуществлении функций органа, в котором они состоят на службе, они делятся на три большие груп­пы: руководящий состав (руководители), основной состав (специа­листы) и вспомогательно-обслуживающий персонал.

Все лица, замещающие должности государственной службы всех ее разновидностей, нанимаются государством через представителя нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещаю­щее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Должности государственной гражданской службы подразделяют­ся на категории и группы. Подразделяются они на следующие четыре категории:

руководители - должности руководителей и заместителей ру­ководителей государственных органов и их структурных подразделе­ний, должности руководителей и заместителей руководителей терри­ториальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и замес­тителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

помощники (советники) - должности, учреждаемые для содей­ствия лицам, замещающим государственные должности, руководи­телям государственных органов, руководителям территориальных ор­ганов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полно­мочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финан­сово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятель­ности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Далее, должности государственной гражданской службы подраз­деляются на следующие пять групп: 1) высшие; 2) главные; 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие должности государственной гражданской служ­бы. При этом должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специали­сты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую груп­пы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечи­вающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей государственной гражданской службы.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральным законом вводятся другие виды квалификационных раз­рядов: воинские звания, иные специальные звания для работников правоохранительных органов, дипломатические ранги и т. д. Присво­ение квалификационных разрядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ (и соответствующих этому уровню других видов квалификационных разрядов) произво­дится Президентом РФ.

Государственные должности в субъектах РФ также подразделяют­ся на аналогичные по наименованию категории и классификацион­ные группы государственных должностей.

Муниципальные должности в органах местного самоуправления так­же делятся на несколько категорий и классификационных групп, но по несколько иным критериям и основаниям, чем государственные должности:

выборные муниципальные должности, замещаемые в результате му­ниципальных выборов (депутаты, выборные должностные лица мест­ного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправ­ления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в ре­зультате муниципальных выборов;

муниципальные должности муниципальной службы, замещаемые путем заключения трудовых договоров.

Особую и специфическую категорию служащих составляют долж­ностные лица. Общим для всех отраслей права элементом характе­ристики понятия должностного лица можно считать наличие у него организационно-распорядительных и (или) административно-хозяй­ственных полномочий. Но при этом в административном праве тер­мин и понятие «должностное лицо» 73 многозначны и относятся к не­скольким видовым категориям служащих.

В служебно-дисциплинарных административно-правовых от­ношениях, связанных с применением к служащим мер поощрения и ответственности за служебные проступки, должностным лицом выступает не непосредственный начальник, а тот руководитель, ко­торый наделен правом назначения этого служащего на должность и увольнения. Начальников и руководителей у служащего может быть несколько, а должностное лицо, пользующееся правом применения мер поощрения и дисциплинарной ответственности, одно - тот руководитель, который наделен не просто какими-то распорядительны­ми полномочиями, а правомочиями принимать на соответствующую должность и освобождать от должности.

Во внеслужебных отношениях с гражданами должностным лицом может выступать наделенный публичной властью (т. е. правом отда­вать указания, обязательные к исполнению, лицам, не состоящим в его служебном подчинении лицам - гражданам) представитель госу­дарственной или муниципальной власти (сотрудник полиции, военнослужа­щий внутренних войск при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка, оперативные работники некоторых правоохранительных органов и др.).

Должностные лица многочисленных государственных контроль­но-инспекционных органов (государственных инспекций), пользую­щихся правом применения мер административного предупреждения, пресечения и административных взысканий, тоже составляют особую и специфичную группу государственных служащих — должностных лиц, исчерпывающий перечень которых дан в КоАП РФ.

Государственная служба как социальная и государственно-правовая категория представляет собой сложное общественное явление. Ее необходимо рассматривать как организационный и правовой институт. Как организационный институт она тесно связана с организацией государственной деятельности и является ее элементом. Как важнейший элемент и атрибут государства она не может быть сведена лишь к характеристике профессиональной служебной деятельности различных категорий государственных служащих.

В содержание организационно-правового института государственной службы входят три взаимосвязанных элемента:

1) организация деятельностиличного состава государственного органа, его служащих (учредить должность в структуре государственного аппарата, определить круг обязанностей и полномочий по каждой должности, порядок замещения этой должности и т.д., причем все это должно быть выполнено государством еще до того, как служащий начнет свою профессиональную деятельность по осуществлению определенных государственных функций и полномочий);

2) сама служебная профессиональная деятельностьличного состава государственного органа (его служащих), в процессе и в результате которой реализуется компетенция соответствующего государственного органа;

3) правовое регулированиеэтой служебной профессиональной деятельности государственных служащих (указание и закрепление в соответствующих нормативно-правовых актах задач, функций и полномочий, организационных и правовых форм и методов деятельности каждого государственного служащего).

4. Понятие государственной и муниципальной службы и служащего. Категории и группы должностей государственной и муниципальной службы

Вст. 1Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ. Аналогично в ст. 2 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе, на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Государственные и муниципальные служащие по действующему законодательству – граждане России, осуществляющие профессиональную служебную деятельность (исполняющие профессиональные обязанности) по занимаемым должностям государственной или муниципальной службы и получающие за это денежное содержание (вознаграждение, довольствие) из бюджета соответствующего уровня. Занятие какой-либо государственной должности государственной службы или муниципальной должности муниципальной службы является обязательным и определяющим признаком понятия соответственно государственного или муниципального служащего.

Современное законодательство о службе не дает легального общего определения понятия должности, поэтому представляется уместным и целесообразным восполнить этот пробел доктринальным определением сути этого организационно-юридического понятия.

Сущностными характеристиками понятия должности как государственно-правового установления являются следующие моменты:

1) должность – это первичная ячейка структуры аппарата любого государственного или муниципального органа, предусмотренная действующим законодательством и штатно-организационными нормативами;

2) за каждой должностью закреплена часть компетенции соответствующего государственного или муниципального органа с точным установлением компетенционных должностных обязанностей и полномочий лица, замещающего эту должность;

3) за каждой должностью четко закреплены профессионально-квалификационные характеристики и требования, предъявляемые государством к лицу, ее замещающему или претендующему на занятие этой должности.

Все должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта РФ; воинские должности; должности правоохранительной службы.

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации утверждается указом Президента РФ. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.

Статья 9 Федерального закона «О государственной гражданской службе» закрепляет категории и группы должностей государственной гражданской службы. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руково­дителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, за­мещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты –должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты –должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы в зависимости от их группы закон разделяет на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

Классные чины гражданской службы установлены ст. 11 указанного Федерального закона. Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы по результатам квалификационного экзамена.

Законом предусматриваются следующие классные чины гражданской службы: действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Классный чин гражданской службы – действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса – присваивается Президентом РФ.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соот­ветствии с законом субъекта РФ.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов РФ определяется указом Президента РФ.

Для других видов государственной службы в соответствии с федеральными законами вводятся воинские звания, иные специальные звания для работников правоохранительных органов, дипломатические ранги и т. д.

Государственные должности в субъектах РФ также подразделяются на аналогичные по наименованию категории и классификационные группы государственных должностей.

Муниципальные должности в органах местного самоуправлениятоже делятся на несколько категорий и классификационных групп, но по несколько иным критериям и основаниям, чем государственные должности:

выборные муниципальные должности,замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

муниципальные должности муниципальной службы,замещаемые путем заключения трудовых договоров.

Государственная служба как социальная и государственно-правовая категория представляет собой сложное общественное явление. Ее необходимо рассматривать как организационный и правовой институт. Как организационный институт она тесно связана с организацией государственной деятельности и является ее элементом. Государственная служба как организационный институт продолжает и завершает всю государственную организацию, как важнейший элемент и атрибут государства она не может быть сведена лишь к характеристике профессиональной служебной деятельности различных категорий государственных служащих.

В содержание организационно-правового института государственной службы входят три взаимосвязанных элемента: 1) организация деятельности личного состава государственных органов, его служащих (учреждение должности в структуре государственного аппарата, определение круга обязанностей и полномочий по каждой должности, порядка замещения этой должности и т.д. Причем все это должно быть выполнено государством еще до того, как служащий займет свое служебное место и начнет свою профессиональную деятельность по осуществлению определенных государственных функций и полномочий); 2) сама служебная профессиональная деятельность личного состава государственных органов (его служащих), в процессе и в результате которой реализуется компетенция соответствующего государственного органа; 3) правовое регулирование этой служебной профессиональной деятельности государственных служащих (указание и закрепление в соответствующих нормативно-правовых актах задач, функций и полномочий, организационных и правовых форм и методов деятельности каждого государственного служащего).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

11.1. Государственная служба занятости как активный субъект социального партнерства

11.1. Государственная служба занятости как активный субъект социального партнерства Организация эффективной занятости населения и снижение уровня бедности признаны Генеральной Ассамблеей ООН в 1995 г. самыми актуальными социально-экономическими проблемами XXI

Статья 420. Государственная архивная служба

Статья 420. Государственная архивная служба (1) Правонарушения, предусмотренные статьями 72, 328, 329, устанавливаются Государственной архивной службой. (2) Констатировать правонарушения и составлять протоколы вправе директор Государственной архивной службы и его

1.2. Аффект как уголовно-правовая категория

1.2. Аффект как уголовно-правовая категория В уголовном праве аффектированное преступление относится к преступлениям с привилегированным составом. Считается, что его общественная опасность значительно ниже, чем аналогичных преступлений, совершаемых в обычном

§ 7.6. Государственная и муниципальная служба

§ 7.6. Государственная и муниципальная служба Орган публичной власти - это не отвлеченная абстракция, а конкретный коллектив граждан, внутренне структурированный, организованный в систему и нацеленный на выполнение строго определенных задач и функций. Совокупность этих

Статья 6. Организационно-правовая форма банка

Статья 6. Организационно-правовая форма банка Банки в Украине создаются в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или кооперативного банка.Законодательство о хозяйственных обществах распространяется на банки в части, не противоречащей

Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации

Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации 1. Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также – гражданская служба) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан

4. Организационно-правовой статус высшего учебного заведения и управление им

4. Организационно-правовой статус высшего учебного заведения и управление им К высшим учебным заведениям относятся все имеющие статус юридического лица образовательные учреждения, реализующие образовательные программы высшего профессионального образования. Высшие

Государственная служба

Государственная служба В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» система госслужбы включает такие виды государственной службы:1) государственную гражданскую;2) военную;3) правоохранительную.Соответственно служащие

§ 1. Законность – важнейшая правовая категория

§ 1. Законность – важнейшая правовая категория Законность – фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.Право представляет собой фактор социальной жизни.

25. Основания выбора организационно-правовой формы коммерческой организации, участвующей в торговом обороте

25. Основания выбора организационно-правовой формы коммерческой организации, участвующей в торговом обороте Выбор организационно-правовой формы торгово-предпринимательской организации имеет важное значение для успешной коммерческой деятельности. Необходимо четко

Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

7.3 Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата

7.3 Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата Разделение властей исторически известно давно, его использовали еще древние греки, чтобы обезопасить государственный строй от изменений. Например, в Афинах

3.5. Организационно-правовой статус государственных органов особой компетенции

3.5. Организационно-правовой статус государственных органов особой компетенции Многообразие органов государственной власти привело к появлению специализированных органов, реализующих особые функции, но не входящих ни в одну из ветвей власти.Такими органами являются

5.1. Организационно-правовой статус органов местного самоуправления

5.1. Организационно-правовой статус органов местного самоуправления Конституция Российской Федерации в качестве одного из способов осуществления власти народом наряду с органами государственной власти закрепляет органы местного самоуправления[43], что позволяет

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» система госслужбы включает такие виды государственной службы:

1) государственную гражданскую;

Соответственно служащие подразделяются на гражданских служащих, военнослужащих и служащих в правоохранительных органах.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет, что гражданская государственная служба – это вид госслужбы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных госорганов, госорганов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в резерве и др. случаи).

Гражданская государственная служба подразделяется на Федеральную государственную гражданскую службу и Государственную гражданскую службу субъекта РФ (в основе данной классификации лежит принцип федерализма).

Военная государственная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских специальных формированиях и органах, осуществляющих обеспечение обороны и безопасности государства.

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранителной службы в госорганах, службах и учреждениях, осуществляющих обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьбу с преступностью, защиту прав и свобод человека и гражданина.

Гражданский служащий – это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Служащим в правоохранительных органах присваиваются специальные звания и классные чины.

Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Государственная служба – сложный, комплексный, многогранный социально-правовой институт, имеющий прочные правовые, экономические, социальные и организационные корни, основы; определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками госорганов в целях выполнения задач и функций государства. В целом под госслужбой может пониматься любая работа, выполненная в государственных органах и учреждениях, отличающаяся по форме и содержанию от труда рабочих.

Государственный служащий – это гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном Законом «О государственной службе», обязанности по госдолжности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

В зависимости от вида организации выделяют служащих таких субъектов права: государства (госорганов), органов местного самоуправления, общественных объединений, политических партий, негосударственных коммерческих, некоммерческих, религиозных, частных, международных организаций.

К государственным служащим относятся только лица, занимающие государственную должность в госорганах, а не в любых госорганизациях (например, в государственных вузах).

Кроме этого, к госслужбе относится исполнение должностных обязанностей только лицами, замещающими госдолжности категорий «Б» и «В», на лиц категории «А» понятие госслужбы не распространяется, они не являются государственными служащими. Деятельность лиц категорий «Б» и «В» имеет обслуживающий характер, для обеспечения исполнения полномочий лицами категории «А». (Неверно понимание, будто лица «Б» и «В» служат при лицах «А», а не обществу и государству. Если лица «А» сменяются, предполагается возможность замены лиц «Б».)

Виды классификаций государственных служащих:

1) по масштабу деятельности органов госвласти: федеральные госслужащие и госслужащие субъектов;

2) по разделению властей: госслужащие представительных, судебных и органов исполнительной власти;

3) по объему должностных полномочий: должностные лица (руководители, представители власти, чьи властные полномочия выходят за пределы их органов, распространяются на не подчиненных им граждан) и госслужащие, не являющиеся должностными лицами;

4) по квалификационным разрядам (они присваиваются лично каждому госслужащему по результатам квалификационного экзамена или аттестации; см. вопрос № 70) – соответственно, для пяти групп госдолжностей, начиная с 5-й (для лиц категорий «Б» и «В»): действительный государственный советник РФ, государственный советник РФ, советник РФ, советник госслужбы, референт госслужбы (все должности – 1-го, 2-го и 3-го классов). Существуют также другие виды квалификационных разрядов – воинские звания, дипломы, ранги.

Ключевой является классификация в зависимости от характера полномочий.

1. Должностные лица – государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия, регистрацию предприятий и т. д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (например, руководители многих структурных подразделений органов управления).

а) Представители административной власти – должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).

б) Граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства РФ о нотариате нотариальной деятельностью может заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на ее осуществление. При осуществлении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Обязательным для последних является то, что они должны быть членами нотариальной палаты.

2. Оперативный состав (функциональные работники) – это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрисконсульты и др.

По рассматриваемому признаку к должностным лицам относятся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные должности, а также руководители предприятий, учреждений, организаций и др.; к оперативному составу относятся младшие государственные должности (референты 1, 2 и 3-го класса) и т. д.

Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей, преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Действия таких служащих, влекущие юридические последствия, имеют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на общественные отношения.

3. Вспомогательный состав – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т. д.). В обязанности служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.

Государственная служба проходит на государственных должностях . Вообще под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Эта категория присуща только служащим.

Государственная должность – должность в федеральных органах власти, органах власти субъектов, а также в иных госорганах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, имеющая установленный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного госоргана, денежное содержание и ответственность за исполнение этих обязанностей.

Государственные должности подразделяются на:

– категории «А» (политико-судебные) – должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральным законом, конституцией субъектов для непосредственного исполнения полномочий госорганов (должности Президента РФ, председателя Правительства РФ, депутатов, судей и др.). Высший уровень руководителей (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат парламента, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов и т. д.);

– категории «Б» (патронатные) – должности, учреждаемые в установленном законодательном порядке для непосредственного обеспечения исполнения непосредственных полномочий лиц «А» (рабочий аппарат Президента РФ);

– категории «В» (административные) – должности, учреждаемые госорганами для исполнения и обеспечения их полномочий (секретари, курьеры и др.).

Все эти должности должны быть перечислены в Реестре государственных должностей РФ. Реестр состоит из: 1) Перечня политических должностей (категория «А»); 2) Реестра государственных должностей государственной службы (категории «Б» и «В»). Утверждается Президентом РФ.

Государственные должности, включенные в Реестр госдолжностей, подразделяются на группы: высшие госдолжности (5-я группа); главные (4-я группа); ведущие (3-я группа); старшие (2-я группа); младшие (1-я группа).

Строго говоря, в настоящее время понятие государственной службы относится к группе «Б» и «В», то есть Президент РФ – не государственный служащий. Группа «Б» – политические чиновники. По закону, государственная служба на госдолжностях категории «Б» ограничена тем сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории «А».

Каждой должности соответствует определенный квалификационный разряд.

Граждане, претендующие на занятие должностей из 2 и 3-й группы, обязаны иметь высшее профессиональное образование по профилю госслужбы или то, которое считается равноценным. Квалификационные разряды должны присваиваться по результатам квалификационного экзамена:

1) действительный государственный советник 1, 2, 3-го класса (для высших государственных служащих);

2) государственный советник РФ 1, 2, 3-го класса (для государственных служащих, замещающих главные должности);

3) советник РФ 1, 2, 3-го класса (для служащих, замещающих ведущие должности);

4) советник государственной службы 1, 2, 3-го класса (для служащих старших государственных должностей);

5) референт 1, 2, 3-го класса (для младших государственных должностей).

Квалификационные чины 1 и 2-го класса присваиваются Президентом РФ, остальные – начальником заведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

11.1. Государственная служба занятости как активный субъект социального партнерства

11.1. Государственная служба занятости как активный субъект социального партнерства Организация эффективной занятости населения и снижение уровня бедности признаны Генеральной Ассамблеей ООН в 1995 г. самыми актуальными социально-экономическими проблемами XXI

Статья 420. Государственная архивная служба

Статья 420. Государственная архивная служба (1) Правонарушения, предусмотренные статьями 72, 328, 329, устанавливаются Государственной архивной службой. (2) Констатировать правонарушения и составлять протоколы вправе директор Государственной архивной службы и его

Раздел V Служба в милиции

Раздел V Служба в милиции Статья 17. Сотрудники милиции Сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены

§ 4. Військова служба

§ 4. Військова служба Військова служба в Збройних Силах України та інших військових формуваннях є державною службою особливого характеру. Вона полягає в професійній діяльності придатних до неї за станом здоров’я та віком громадян України, пов’язаній із захистом

§ 7.6. Государственная и муниципальная служба

§ 7.6. Государственная и муниципальная служба Орган публичной власти - это не отвлеченная абстракция, а конкретный коллектив граждан, внутренне структурированный, организованный в систему и нацеленный на выполнение строго определенных задач и функций. Совокупность этих

80. Противопожарная служба

80. Противопожарная служба Для обеспечения пожарной безопасности, организации государственного пожарного надзора, пожарной охраны объектов и пожаротушения в органах внутренних дел организована противопожарная служба , возглавляемая Главным управлением

112. Служба исполнения наказаний

112. Служба исполнения наказаний До недавнего времени исполнение наказаний, назначаемых судом за совершение уголовных преступлений, составляло одну из функций Министерства внутренних дел РФ. Для осуществления этой функции была создана система органов, исполняющих

Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации

Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации 1. Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также – гражданская служба) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан

3. Государственная служба как организационно-правовая категория, элемент государственной организации и правовой институт

3. Государственная служба как организационно-правовая категория, элемент государственной организации и правовой институт Государственная служба как социальная и государственно-правовая категория представляет собой сложное общественное явление. Ее необходимо

59. Муниципальная служба

59. Муниципальная служба Понятие «муниципальная служба» рассматривают в следующих аспектах:• как вид деятельности;• как ведомственное структурное подразделение (например, служба административно-технического обеспечения);• как самостоятельное ведомство (например,

Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАРАНТИНА РАСТЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАРАНТИНА РАСТЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАТЬЯ 15. Основной принцип организации и деятельности государственной службы карантина растений Российской Федерации Государственная служба карантина растений Российской Федерации является

Служба как специфический вид социально-трудовой деятельности.

Характерные признаки служащего

Каждая социальная категория граждан — рабочий, крестьянин, пенсионер — имеет свой строго определенный законодательством правовой статус, основанный на едином для всех правовом статусе гражданина.

Рабочий, крестьянин в процессе своего труда воздействуют на объекты природы в ее первозданном виде (шахтер, рыбак, землепашец и др.) или на уже профильтрованные предшествующим трудом человека природные объекты — машины, механизмы, сооружения и т.д. (токари, слесари, механизаторы, строители и др.). Здесь отношения рабочего, крестьянина с объектами и предметами их труда регулируются технологическими нормами и технико-экономическими нормативами, поэтому рабочий в процессе своего труда своими действиями не порождает каких-либо юридических последствий для других лиц, может создавать их только для себя, да и то лишь по поводу своего труда (его оплаты, соблюдения или, наоборот, нарушения установленных технологических норм и технико-экономических нормативов, добросовестности к выполнению трудовых обязанностей и т.д.), но это уже область трудового правового регулирования, одинакового как для рабочих, так и для служащих. Служащий же в процессе своего труда воздействует на человека, точнее, на сознание человека и его поведение (лечит, учит, воспитывает, администрирует и т.д.), поэтому процесс труда служащего регулируется не только профессионально-технологическими правилами, но и нормами социальных взаимоотношений, многие из которых есть правовые нормы. Наличие правовых отношений в самом процессе труда служащего является характерной особенностью и обязательным элементом всей его трудовой деятельности. Статус служащего обязывает его вступать в социальные, в т.ч. правовые, отношения с теми субъектами, которым он служит или которых обслуживает.

Таким образом, статус любого служащего характеризуется тем, что он призван и должен служить человеку, обществу, государству, имея объектом своего трудового воздействия человека, его сознание, а в процессе своего труда вступает в правовые отношения, своими служебными действиями создает и вызывает юридические последствия для других лиц, с которыми он взаимодействует. Отношения же служащего по поводу его труда (оплаты, предоставления отпуска, создания необходимых условий труда и т.д.) принципиальных отличий от аналогичных отношений у рабочего не имеют, относятся к области трудовых отношений служащего и регулируются нормами трудового, а не административного права.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 264. Незаконное участие государственного служащего в осуществлении пред- принимательской деятельности

Статья 264. Незаконное участие государственного служащегов осуществлении пред- принимательской деятельности Незаконное участие государственного служащего в осуществлении предпринимательской деятельности путем создания (учреждения) предприятий, а также прямое или

Статья 349. Воспрепятствование законной деятельности государственного служащего

Статья 349. Воспрепятствование законной деятельности государственного служащего (1) Воспрепятствование в любой форме законной деятельности государственного служащего при осуществлении им своих служебных обязанностей (недопущение проведения контроля,

Перечень нормативных документов, регулирующих вопросы места пребывания и трудовой деятельности иностранных граждан

Перечень нормативных документов, регулирующих вопросы места пребывания и трудовой деятельности иностранных граждан 1. Ст. 62 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с поправками от 30 декабря 2008 г.).2. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской

1.1. Значение, характерные черты, правовое регулирование деятельности судебной власти

1.1. Значение, характерные черты, правовое регулирование деятельности судебной власти Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации выполняет три самостоятельные функции: законодательную, исполнительную, судебную (ст. 10).Конституция РФ включает

Глава 7. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО. КАДРОВАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА

Глава 7. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО. КАДРОВАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА Статья 42. Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего 1. При обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского

Статья 42. Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего

Статья 42. Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего 1. При обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего кадровая служба государственного органа обязана соблюдать следующие

Понятие, признаки и принципы организации деятельности государственного аппарата

Понятие, признаки и принципы организации деятельности государственного аппарата Государственный аппарат – это система органов и учреждений, осуществляющих на практике государственную власть, задачи и функции государства.Признаки государственного аппарата:? всегда

62. Квалифицирующие признаки, характерные для преступлений в сфере экономики

62. Квалифицирующие признаки, характерные для преступлений в сфере экономики 1. Значительный ущерб гражданину.Значительный ущерб гражданину – оценочно-формализованный признак, определяется с учетом имущественного положения потерпевшего, но не может составлять менее

3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (исполнительной власти)

3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (исполнительной власти) Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно

7. Государственное регулирование организации социально-трудовой сферы

7. Государственное регулирование организации социально-трудовой сферы Объектом государственного регулирования здесь выступают многочисленные и разнообразные процессы: 1) формирования минимальных доходов и уровня жизни населения, а также социального обслуживания

Статья 18.10. Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации

Статья 18.10. Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства 1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих

Статья 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)

Статья 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) Привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего),

ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики

ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики 1. Государственное регулирование образования и науки в РФ Закрепленное в ст. 43 Конституции РФ право граждан на образование имеет под собой весьма солидную правовую

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: