Курсовая работа на тему принципы правосудия

Обновлено: 18.04.2024

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Конституционные основы судебной власти

План курсовой работы

  • 1. Судебная власть в системе разделения властей.
  • 2. Конституционные принципы правосудия.
  • 3. Судебная система Российской Федерации.
  • 4. Проблемы реформирования судебной власти в Российской Федерации.

Список использованных источников.

Введение

Выбранная тема курсовой работы является актуальной, так как в системе государственной власти, как нам известно, судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные суды.

Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и подчиняется только ему. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.

Суд - это государственный орган, который имеет полномочия по разрешению отнесенных к его компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, дающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений.

Мы можем с уверенностью сказать, что важнейшим критерием перемен, происходящих в России, было и остается состояние судебной власти. Не случайно одним из первых шагов в обновлении основ российской государственности стала судебная реформа. Концепция судебной реформы была утверждена Верховным Советом РСФСР еще в 1991 году. Как сказано в ней, одна из главных задач реформы состоит в утверждении судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

Таким образом, объектом курсовой работы является непосредственно сама судебная система Российской Федерации, её основные принципы, а также проблемы её реформирования в современной Российской Федерации.

Предметом данной курсовой работы может послужить, в данном случае, деятельность органов судебной власти в Российской Федерации.

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение конституционных основ судебной власти во всей ее полноте.

  • 1) рассмотреть судебную власть как часть системы разделения властей;
  • 2) определить основные принципы судебной власти;
  • 3) изучить понятие судебной системы в Российской Федерации;
  • 4) выделить проблемы реформирования судебной власти в Российской Федерации.

В процессе курсовой работы для достижения вышеизложенных задач были использованы различные методы, такие как: анализ, описание, обобщение информации, сравнительный метод и аналогия.

Говоря о степени разработанности темы, следует сказать, что конституционные основы судебной власти в Российской Федерации отражены во многих нормативно правовых актах, в федеральных законах, указах президента, в постановлениях правительства и в различных кодексах Российской Федерации.

Также, безусловно, для многих политиков, юристов, научных деятелей данная тема являлась объектом рассмотрения. Так, например, в данном курсовой работе были использованы работы и учебники такого выдающегося профессора как О.Е. Кутафина, также были взяты во внимание работы Е.И. Козловой, В.И. Фадеева и других выдающихся профессоров в данной сфере.

Поставленная цель, задачи и вышеизложенные методы исследования обусловили структуру данной курсовой работы. Она включает в себя введение, четыре главы, заключение и список использованных источников, как учебного, так и законодательного характера, для получения полной, достоверной и актуальной информации.

Эмоджи

Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам, а также промокод на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.

Конституция РСФСР 1978 года — стала документом, который впервые в истории нашего государства узаконил статус правосудия как деятельности государства, путем включения в своё содержание главы 9 «Правосудие и прокурорский надзор». В современной Конституции РФ 1993 года идея функционального разделения правосудия была закреплена и отражена в главе 7 «Судебная власть». Конституция России указывает, что правосудие в нашей стране осуществляется только судом. Данное положение подчеркивает также статья 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
Принципы правосудия — это закрепленные в Конституции РФ и других нормативно актах положения, образующие единую систему и регламентирующие вопросы осуществления правосудия органами судебной системы на территории Российской Федерации.
Принципы правосудия — это изменчивая категория, она тесно связана с определённым историческим этапом, нравственными убеждениями, культурными и правовыми традициями. Начиная с XX века повсеместно начали появляться и ректифицироваться международные нормы и соглашения закрепляющие принципы осуществления правосудия

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

Эмоджи

и получи доступ ко всей экосистеме Автор24

Конституция РСФСР 1978 года — стала документом, который впервые в истории нашего государства узаконил статус правосудия как деятельности государства, путем включения в своё содержание главы 9 «Правосудие и прокурорский надзор». В современной Конституции РФ 1993 года идея функционального разделения правосудия была закреплена и отражена в главе 7 «Судебная власть». Конституция России указывает, что правосудие в нашей стране осуществляется только судом. Данное положение подчеркивает также статья 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
Принципы правосудия — это закрепленные в Конституции РФ и других нормативно актах положения, образующие единую систему и регламентирующие вопросы осуществления правосудия органами судебной системы на территории Российской Федерации.
Принципы правосудия — это изменчивая категория, она тесно связана с определённым историческим этапом, нравственными убеждениями, культурными и правовыми традициями. Начиная с XX века повсеместно начали появляться и ректифицироваться международные нормы и соглашения закрепляющие принципы осуществления правосудия . Со временем ратификация приносит к закреплению гуманности и принципов правосудия в высшие нормативно-правовые акты государств.
При принятии решения о юрисдикции или ином правовом принципе отправления правосудия необходимо прежде всего увязать положения ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, содержащей категорические нормы, которые гласят, что:
а) Конституция РФ имеет высшую юридическую силу;
б) нормы Конституции РФ имеют прямое действие на всей территории страны;
в) законы и иные правовые акты, принятые в РФ, не могут противоречить Конституции РФ.
В систему конституционных принципов есть основания включать следующие принципы: законности; отправление правосудия исключительно судами; независимость судей; отправление правосудия на основе равенства всех перед законом и судами; обеспечение права граждан обращаться в суд для защиты своих законных интересов; презумпция невинности; состязательности и равноправия сторон; гласности разбирательства дела в суде; охраны чести и достоинства личности.
Стоит понимать, что в зависимости от вида судопроизводства, к примеру, гражданского, уголовного или административного проявление принципов правосудия проявляется в разных видах.
Организационный фундамент судов основан на положениях Конституции РФ и ФКЗ РФ

Эмоджи

Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам, а также промокод на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.

Введение

Проблема конфликтов человека с человеком является актуальной проблемой с древнейших времен человеческой цивилизации. Такой она остаётся и на текущий момент времени. Столкновение интересов людей или групп лиц порождают правовые конфликты, для решения которых, представительными органами были созданы законы, а на судебную власть была возложена обязанность охранять право и осуществлять правосудие, опираясь на законы. Как гласит первая статья Конституции Российской Федерации: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Как и в любом демократическом государстве в России существует разделение властей, оно гарантируется десятой статьёй конституции. В данном разделение властей выделено особое место судебной власти, особенность заключается в том, что только эта ветвь власти может осуществлять правосудие на территории Российской Федерации. Правосудие – вид деятельности по рассмотрению и разрешению судебных дел в соответствии с законом и установленными им процедурами. В Российской Федерации правосудие осуществляется в соответствии с положениями конституции. Конституционные принципы правосудия - закрепленные в действующей Конституции положения по организации и функционированию органов судебной власти, отражающие демократический характер правосудия. Актуальность этой темы объясняется тем, что центральное место в системе полномочий судебной ветви власти занимает правосудие. Это объясняется тем, что отправление правосудия тесно связано с осуществлением прав граждан, защитой интересов государства и государственных органов. Решение конфликтов между сторонами будет присуще любой стадии развития общества из чего следует, что судебная система, как и конституционные принципы правосудия, должны «идти в ногу» друг с другом. Для этого единства судебная система должна обновляться, реформироваться, а конституционные принципы правосудия, при необходимости, подстраиваться под общество. Правосудие — это один из столпов регулирования правовых вопросов в нашей стране и поддержания в ней порядка, для нужной работы которого необходимо нормативное закрепление. Объектом исследования данной курсовой работы является институт правосудия в РФ. Предметом исследования являются научно-теоретические концепции, нормы и положения действующего законодательства, закрепляющие цель, задачи, функции и содержание конституционных основ правосудия в Российской Федерации. Цель работы – опираясь на выработанные юридической наукой подходы, и используя положения действующего законодательства охарактеризовать понятие, значение конституционных принципов правосудия в Российской Федерации. Задачи, поставленные для достижения цели: Рассмотрение и анализ судебной системы России и её нормативно-правовой базы. Дать характеристики конституционным принципам правосудия.

Понятие принципов правосудия

Конституция РСФСР 1978 года — стала документом, который впервые в истории нашего государства узаконил статус правосудия как деятельности государства, путем включения в своё содержание главы 9 «Правосудие и прокурорский надзор». В современной Конститу.

Целью данной курсовой работы является изучение понятия правосудия, его общей характеристики, а главное анализ его демократических принципов.

Задачами курсовой работы являются:
Изучение общей характеристики принципов правосудия.
Детальное рассмотрение всех принципов правосудия.
Определить нормативные акты, в которых закреплены демократические принципы правосудия

Содержание

Введение________________________________________________________3
Глава 1. Демократические принципы правосудия.______________________4
1.1.Законность ___________________________________________________6
1.2.Осуществление правосудия только судом_________________________8
1.3.Обеспечение прав и свобод гражданина при
осуществлении правосудия.________________________________________10
1.4.Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда__13
1.5. Открытое разбирательство дел во всех судах._____________________19
1.6.Осуществление правосудия на началах равенства всех
перед законом и судом.___________________________________________21
1.7.Участие граждан в осуществлении правосудия.____________________25
1.8.Обеспечение подсудимому права на защиту_______________________28
1.9.Презумпция невиновности._____________________________________29
1.10. Национальный язык судопроизводства._________________________30
Заключение.______________________________________________________32
Список используемой литературы.___________________________________34

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные.docx

Введение______________________ ______________________________ ____3

Глава 1. Демократические принципы правосудия.___________________ ___4

1.1.Законность ______________________________ _____________________6

1.2.Осуществление правосудия только судом_______ __________________8

1.3.Обеспечение прав и свобод гражданина при

осуществлении правосудия.___________________ _____________________10

1.4.Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда__13

1.5. Открытое разбирательство дел во всех судах._____________________19

1.6.Осуществление правосудия на началах равенства всех

перед законом и судом.______________________ _____________________21

1.7.Участие граждан в осуществлении правосудия.___ _________________25

1.8.Обеспечение подсудимому права на защиту___ ____________________28

1.9.Презумпция невиновности._________________ ____________________29

1.10. Национальный язык судопроизводства.________ _________________30

Заключение.___________________ ______________________________ _____32

Список используемой литературы.___________________ ________________34

Темой моей курсовой работы, являются демократические принципы правосудия.

Целью данной курсовой работы является изучение понятия правосудия, его общей характеристики, а главное анализ его демократических принципов.

Актуальность выбранной темы очевидна, так как известно, что правосудие представляет собой один из важнейших видов правоохранительной деятельности, осуществляемой специально создаваемыми на то государственными органами , а принципы, на которых основана данная деятельность, должны знать не только квалифицированные юристы, но и каждый гражданин РФ.

Задачами курсовой работы являются:

  • Изучение общей характеристики принципов правосудия.
  • Детальное рассмотрение всех принципов правосудия.
  • Определить нормативные акты, в которых закреплены демократические принципы правосудия

Принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы-принципы, поскольку именно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.

Глава 1. Демократические принципы правосудия.

Демократические принципы правосудия – основные правовые положения, выражающие природу и сущность организации и деятельности судов по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, а также дел подсудных Конституционному Суду Российской Федерации.

К демократическим принципам правосудия относятся:

  • Законность
  • Осуществление правосудия только судом
  • Обеспечение прав и свобод гражданина при осуществлении правосудия.
  • Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей и подчинение их только закону.
  • Открытое разбирательство дел во всех судах.
  • состязательность и равноправие сторон.
  • Участие граждан в осуществлении правосудия.
  • Обеспечение подсудимому права на защиту
  • Презумпция невиновности.
  • Национальный язык судопроизводства.

Демократические принципы правосудия должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве, т.е. в федеральных законах о судебной системе, о судах, о судьях. Частично это сделано в рамках принятых за последние годы федеральных конституционных законов о Конституционном Суде, об арбитражных судах, о судебной системе. Учтены указанные положения Конституции при принятии новой редакции федеральных законов о прокуратуре и о статусе судей, а также привнесении изменений и дополнений в законодательство о судоустройстве и судопроизводстве.

Для общей характеристики демократических основ (принципов) правосудия существенным является то, что их содержание постоянно совершенствуется. Особенно активно идет этот провес в последние годы.

Заметное содействие этому процессу призвано оказать стремление реализовать пользующийся широким признанием замысел преобразовать наше государство в правовое и по-настоящему демократическое.

Полная реализация обозначенных в Конституции РФ стратегических задач в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, демократизации правоохранительной системы, по идее, должна привести к тому, что судебная власть станет такое же влиятельной, авторитетной и полноправной, как и другие ветви государственной власти — исполнительная и законодательная. И это, естественно, сможет стать стимулом для благоприятной корректировки содержания принципов правосудия.

1.1.Законность.

Законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции Российской Федерации, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами.

Законность – универсальный правовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях действующей Конституции РФ. Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»

Особенностью современного понимания принципа законности является то, что оно допускает при определенных условиях возможность неприменения судами также законов, в том числе федеральных. И такое отношение к закону вытекает непосредственно из положений, закрепленных в Конституции РФ.

Оно также получило поддержку Пленума Верховного Суда РФ, который в

постановлении "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" 1 разъяснил:

«Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует…

Нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции Российской Федерации)».

Другими словами , в соответствии с данными разъяснениями суды не всегда обязаны безоговорочно следовать предписаниям законов и указов. Прежде чем применять акты даже столь высокого уровня они должны проверять, насколько они соответствуют Конституции РФ 2 .

1.2.Осуществление правосудия только судом.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ, правосудие осуществляется только судом. Данное положение конкретизируется в ч. 1 ст. 4 ФКЗ о судебной системе, где сказано: “Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается”. 3

Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст. 49 Конституции РФ и ст. 13 УПК 4 . В последней по данному поводу сказано следующее: “Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом”. Другими словами, только суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. Что касается отправления правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, то положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ и приведенной ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, тоже конкретизируется в ряде Других законов, в первую очередь в ГПК и АПК.

Круг органов, уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен названными выше законами.

К ним отнесены Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Этот перечень является исчерпывающим. Государство доверяет отправление правосудия только специально уполномоченным (компетентным) органам. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

Требование, чтобы данный вид государственной деятельности выполнялся только судами, имеет в виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишь вышестоящие судебные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, ограждающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства. 5

1.3.Обеспечение прав и свобод гражданина при осуществлении правосудия.

В любом государстве, претендующем на то, чтобы его считали демократическим, данный принцип тоже следует относить, как и принцип законности, к числу универсальных. Жизнь и здоровье, честь и достоинство, права и свободы человека и гражданина — ценности, которые подлежат первоочередной защите во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе, разумеется, и при осуществлении правосудия. 6 Юридической базой для такого подхода в наши дни является уже давно пользующаяся широким признанием идея, положенная в основу ст. 2 Конституции РФ. “Человек, его права и свободы,— говорится в этой статье, — являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”. 7

Эта основополагающая идея развита и конкретизирована во многих предписаниях Конституции РФ и других законодательных актах, включая те, которые имеют непосредственное отношение к правосудию и в целом ко всем направлениям правоохранительной деятельности. О ряде предписаний такого рода речь уже шла выше и пойдет в последующих параграфах данной главы и других главах учебника. Это предписания о равенстве всех перед законом и судом, презумпции невиновности, праве на защиту от обвинения в преступлении, состязательности и равноправии сторон, праве на судебную защиту прав и свобод от каких бы то ни было посягательств, а также о национальном языке судопроизводства, открытом разбирательстве судебных дел и т. д.

Многие из них имеют существенное значение для создания надлежащих условий, необходимых для подлинного правосудия как по уголовным, так и гражданским, в том числе арбитражным делам.

В соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый обладает правом на жизнь. Для правосудия имеет принципиальное значение тот факт, что в этой же статье подчеркивается исключительный характер смертной казни.

Цель работы – анализ правосудия в современной России. Для достижения цели предполагается решить ряд задач:
- определить понятие правосудия;
- рассмотреть конституционные принципы правосудия в РФ;
- проанализировать современное состояние правосудия;
- рассмотреть пути совершенствования правосудия в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ПОНЯТИЕ ПРАВОСУДИЯ 5
1.1 Роль правосудия в гражданском обществе 5
1.2 Отличительные признаки правосудия 7
2 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ) ПРАВОСУДИЯ, ИХ ПОНЯТИЕ, ИСТОКИ И ЗНАЧЕНИЕ 9
2.1 Конституционные принципы осуществления судебной власти. 11
3 ПРАВОСУДИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 17
3.1 Анализ состояния правосудия в настоящее время 17
3.2 Перспективы совершенствования правосудия в Российской Федерации 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа содержит 1 файл

350ПравосудиеВРФ(курсовая).doc

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Эти органы – основное звено механизма правоприменения, без которого не может существовать современное государство. Правосудие – одно из направлений государственной деятельности правоохранительных органов. Оно также относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место. Правосудие занимает особое место в системе гарантий защиты прав и свобод личности еще и потому, что эффективность такой защиты гораздо выше, чем у других государственных органов. Суды обладают огромными полномочиями, необходимыми для защиты прав и свобод человека и гражданина.Правосудие способно предоставлять большие гарантии защиты прав и свобод личности, и вопрос заключается только в практической реализации имеющихся возможностей.Статистические данные, в частности, ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека показывают, что ситуация в области прав и свобод человека в России, несмотря на отдельные позитивные сдвиги, продолжает по многим параметрам оставаться неудовлетворительной. Это касается как нарушения социально-экономических прав человека, так и права на свободу совести, религии, мысли и убеждений, права на судебную защиту, права на жизнь и личную неприкосновенность.

Сравнительный анализ докладов Уполномоченного показал, что идет тенденция к увеличению нарушений прав человека: 2004 год – 22 815 обращений, 2005 – 24 985 обращений, 2006 – 33 455 обращений, 2007 – 36 634 обращения, 2008 – 30 392 обращения, 2009 год – 33425 обращений. Большинство из этих жалоб принимается к рассмотрению и по ним проводится соответствующая работа. Причем, как отмечается, особую тревогу вызывают действия сотрудников правоохранительных органов, которые при исполнении своих должностных обязанностей сами становятся нарушителями многих прав человека 1

Тема правосудия в современной России очень актуальна, поскольку суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

Цель работы – анализ правосудия в современной России. Для достижения цели предполагается решить ряд задач:

- определить понятие правосудия;

- рассмотреть конституционные принципы правосудия в РФ;

- проанализировать современное состояние правосудия;

- рассмотреть пути совершенствования правосудия в РФ.

Решению задач и достижению поставленной цели будет способствовать анализ материалов нормативных документов, а также учебной и специальной литературы.

1.1 Роль правосудия в гражданском обществе

Роль и значение правосудия обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести прежде всего то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного определенного в законе воздействия, а равно при реабилитации тех, кто незаконно и необоснованно привлекался к ответственности. Такое же слово принадлежит ему и при определении правовых последствий, вытекающих из рассмотрения споров между гражданами, связанных с реализацией, скажем, трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных или неимущественных прав, предоставленных им. Правосудие также является способом разрешения споров (имущественных и некоторых других), возникающих в сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимися предпринимательством.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д. ) и нередко именуемые в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них общеобязательность. Она означает, в частности, что вступивший в силу приговор, определение или постановление, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединении, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Несколько иначе по закону определяется социальное и правовое значение судебных решений по гражданским делам: после вступления в законную силу они, как правило, не исполняются автоматически. Для их реализации требуется волеизъявление заинтересованного лица либо наступление какого-то другого условия. Но если, к примеру, такое волеизъявление выражено, то требование об исполнении судебного решения по гражданскому делу становится обязательным для всех и на всей территории страны.

Неисполнение судебного решения или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом. Например, в соответствии со ст. 315 УК злостное неисполнение государственным или иным служащим решения, приговора, определения или постановления суда либо воспрепятствование их исполнению может быть наказано различными мерами наказания, начиная от штрафа в размере от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда и кончая лишением свободы до двух лет.

Сущность правосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и не столько в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением (функцией) правоохранительной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам.

1.2 Отличительные признаки правосудия

Правосудию присущ ряд других специфических признаков.

К их числу следовало бы отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно. Статья 4 Закона о судоустройстве однозначно говорит, что правосудие должно осуществляться путем:

— рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

— рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

Другим отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Как было сказано выше, закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях. А это значит, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при неуклонном соблюдении гражданского процессуального, арбитражного процессуального или уголовно-процессуального законодательства. Предписания эти регулируют практически все наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания (порядок формирования законного состава суда, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности, последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств и т. п. ). Все процессуальные предписания в конечном счете направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу.

К отличительным признакам правосудия относится, наконец, также то, что оно может осуществляться только особым органом — судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

С учетом отмеченных отличительных признаков правосудия его можно определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешение гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающие законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Демократические основы (принципы) правосудия — это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны, данного вида государственной деятельности. Такие положения являются основополагающими для всех предписаний законодательства по вопросам организации правосудия, роли и места его органов в государственном механизме и политической системе общества.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу, — Конституции РФ, конституционных и других федеральных законах. Они также берут свои истоки и в таких высокоавторитетных актах, как Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года.

В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности в сфере организации и деятельности правосудия.

Эти требования рождены прежде всего практикой развития и совершенствования правосудия у нас в стране. Они также учитывают в разумных пределах положительный опыт других стран, а равно опыт международного сотрудничества, отраженный, к примеру, в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, в которых можно найти немало прогрессивных положений по вопросам организации и осуществления правосудия. Эти документы признаны большим числом государств, в том числе Российской Федерацией, в силу чего являются обязательными к исполнению.

Для общей характеристики демократических основ (принципов) правосудия существенным является то, что их содержание постоянно совершенствуется. Особенно активно идет этот провес в последние годы. Заметное содействие этому процессу призвано оказать стремление реализовать пользующийся широким признанием замысел преобразовать наше государство в правовое и по-настоящему демократическое.

Полная реализация обозначенных в Конституции РФ стратегических задач в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, демократизации правоохранительной системы, по идее, должна привести к тому, что судебная власть станет такое же влиятельной, авторитетной и полноправной, как и другие ветви государственной власти — исполнительная и законодательная. И это, естественно, сможет стать стимулом для благоприятной корректировки содержания принципов правосудия.

2.1 Конституционные принципы осуществления судебной власти.

Осуществление правосудия только судом.

Правосудие осуществляется только судом. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ". Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ". Создание чрезвычайных судов не допускается. Присвоение властных полномочий суда преследуется по закону.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: