Сколько судов в год захватывают пираты

Обновлено: 28.04.2024

Пираты в водах южных морей и океанов — дело обычное. С самого начала активного мореплавания такой вид разбоя активно практикуется. Однако в современном мире пираты нападают не только на танкеры и контейнеровозы, но и на пассажирские суда. Цель у них одна — захват заложников и судна с целью получения выкупа. Мы собрали восемь случаев таких нападений. Есть среди них и удачные попытки захвата, и странное поведение капитана судна, и безрассудство, и отвага.

1. Захват круизной яхты Le Ponant

Единственный случай в современной истории круизных путешествий, когда пиратам удалось захватить круизное судно произошел 4 апреля 2008 года. Тогда несколько лодок с сомалийскими пиратами атаковали идущее вдоль побережья Сомали в Аденском заливе судно и захватили его. В плен попали 30 членов экипажа: яхта возвращалась с Сейшельских островов без пассажиров.

За освобождение заложников и возврат судна пираты запросили выкуп в размере 2,1 млн, французские власти и представители владельца яхты на эти условия согласились. Интересно, что сумму для выкупа предоставила страховая компания, в которой был застрахован Le Ponant.

Однако, при передаче денег пиратам, в дело вмешался французский спецназ, которому удалось захватить шестерых пиратов и вернуть часть суммы выкупа. Позже двоих пиратов оправдал французский суд и в качестве компенсации выплатил им по 90 тысяч евро.

2. Массовая атака на круизное судно Athena

3 декабря 2008 года в том же Аденском заливе 29 лодок с сомалийскими пиратами попытались захватить круизный лайнер класса люкс Athena. Они окружили судно и пытались взять его на абордаж и высадиться на борт, однако экипаж препятствовал этому, отбиваясь из водометов. Через некоторое время на место происшествия прибыл американский разведывательный самолет, который своими маневрами отогнал нападающих от лайнера.

В ходе инцидента не пострадали ни пассажиры, ни экипаж судна, и после отбитой атаки пиратов, лайнер продолжил свой круиз.

3. Неудачное применение РПГ против лайнера Seabourn Spirit

Не менее двух лодок с хорошо вооруженными пиратами напали на круизный лайнер Seabourn Spirit 5 ноября 2005 года все в том же Аденском заливе. Пираты приблизились к лайнеру и открыли огонь из автоматов, пистолетов и применили РПГ. Снаряд от РПГ попал в одну из надстроек, но не причинил существенного вреда судну. При этом команда лайнера отвечала пиратам применением водометов.

Вскоре пираты ретировались, однако были перехвачены американским эсминцем USS Gonsalez и взяты в плен.

На Seabourn Spirit никто не пострадал, а применение оружия не причинило судну ущерба.

4. Отбитая с помощью вооруженной охраны атака на MSC Melody

В 2009 году, в ночь на 25 апреля группа из нескольких лодок с пиратами приблизилась к идущему в сторону Красного моря круизному лайнеру MSC Melody и открыла огонь из автоматов и пистолетов, желая остановить судно и захватить его. Но удивлению их не было предела, когда с лайнера, помимо уже обычных водометных струй, полетели пули. Защитить судно и мирный отдых 1000 пассажиров экипажу помогала вооруженная пистолетами и легкими автоматами израильская служба охраны. Попытка пиратов захватить судно была отбита, лайнер увеличил ход, однако пираты не сдавались и начали преследовать MSC Melody, методично расстреливая его из автоматов.

Уже утром к лайнеру подошел испанский фрегат SPS Marques De Ensenada, который конвоировал судно до безопасного района.

5. Ушел от пиратов на скорости круизный лайнер Spirit of Adventure

В этом случае, который произошел 13 января 2011 года, прекрасно все. Лайнер следовал алым ходом Мадагаскарским проливом, его пассажиры собрались в ресторане на ужин. Как вдруг судно резко увеличило ход, а пассажиров, еще не приступивших к аперитивам, попросили покинуть ресторан и собраться в судовом театре.

Позже выяснилось, что максимально увеличить ход судно было вынуждено из-за подозрения на атаку пиратов: две лодки неожиданно приблизились судну и стали совершать маневры, которые должны были остановить его. Но перейдя на полных ход, Spirit of Adventure очень скоро оторвался от нерадивых пиратов, а пассажиры вернулись к своему ужину.

6. Узнал об атаке пиратов уже в порту лайнер MS Nautica

30 ноября 2008 года круизный лайнер MS Nautica был атакован двумя пиратскими лодками недалеко от берега Сомали. Но это стало понятно экипажу судна только после прибытия в порт назначения: на корпусе были обнаружены следы от попадания нескольких пуль.

Тогда то экипаж, сопоставив факты и записи бортового журнала, вспомнил, что в тот день лайнер проходил мимо скопления нескольких рыбацких лодок, и, казалось, рыбаки отчаянно сводят счеты друг с другом. Но нет. То была попытка атаки на их судно.

7. А лайнер Astor вообще не заметил пиратов

Вернее, пираты не успели показать свои намерения экипажу судна: как только они ринулись в атаку на Astor, тут же были остановлены пулеметным огнем с немецкого фрегата Mecklenburg-Vorpommern, который почему то не заметили. Пираты развернулись и бросились наутек. Судно продолжило круиз, а фрегат — патрулирование.

8. Перестраховался от нападения пиратов капитан лайнера Sea Princess

В июле 2017 года капитан лайнера Sea Princess, совершавшего кругосветное путешествие, перестраховался от нападения пиратов, на 10 дней запретив увеселительные мероприятия, иллюминацию и фактически прервав отдых пассажиров. На судне не включали свет и музыку от заката до рассвета, пока лайнер шел через Аденский залив, Красное море и даже Суэцкий канал.

Неизвестно, помогли ли эти меры предосторожности предотвратить нападение пиратов или они и так не рискнули бы напасть на столь крупное судно. Но, удивительно, пассажиры вошли в положение и даже не думали жаловаться на действия капитана, лишившего их отдыха на 10 дней.

В начале XXI века в обиход снова вернулось слово «пираты». На мировое судоходство наводят ужас сомалийские пираты, орудующие у африканского берега Индийского океана. Бывшие рыбаки или военные из распавшегося государства Сомали, пираты используют большие моторные лодки и стрелковое оружие.

В Индийском океане неподалеку от берегов Сомали пролегают важнейшие морские торговые пути. Суда, следующие из Европы в Азию через Суэцкий канал, вынуждены проходить через зону действия вооруженных группировок из Сомали. За 10 лет пиратства зафиксировано больше 100 нападений на торговые и пассажирские суда – в том числе даже на круизные лайнеры! Несколько заложников убито.

Тактика разбоя стара как мир. После захвата судна пираты требуют выкуп от компании-судовладельца, в некоторых случаях угрожая расстреливать заложников из числа судовой команды. Сумма выкупа, как правило, сопоставима с размерами захваченного судна и стоимостью перевозимого груза: от 0,5 млн до 4-5 млн долларов США. По оценкам международных организаций, сумма ежегодного ущерба от деятельности пиратов в Индийском океане составляет до 150-200 млн долларов США.

Для защиты торгового судоходства в Индийском океане много лет патрулируют военные корабли многих стран мира: России, США, Японии, Китая, стран НАТО и однажды даже украинский фрегат «Гетьман Сагайдачный». Совет Безопасности ООН принял специальную резолюцию, разрешающую военным кораблям при необходимости вторгаться в территориальные воды Сомали.

Сомалийские пираты не раз захватывали суда, в составе экипажей которых были россияне. Однако захват российского судна случился всего один раз. Такая история произошла 5 мая 2010 года с морским танкером «Московский университет», принадлежащим Новороссийскому морскому пароходству. Танкер перевозил огромный груз сырой нефти (86 тысяч тонн) в Китай.

Бандиты на нескольких моторных лодках приблизились к российскому танкеру в нейтральных водах – примерно в 500 милях (930 км) от побережья Сомали. Команда судна (23 человека) пытались отбить атаку, поливая лодки пиратов из пожарных брандспойтов, однако разбойники открыли огонь из стрелкового оружия (автоматы и пулеметы Калашникова) и гранатометов РПГ. Российские моряки забаррикадировались в машинном отделении, захватив с собой запасы еды и воды.

Используя абордажные крючья и сборную лестницу, пираты поднялись на борт «Московского университета». Попытка взломать дверь и захватить команду не увенчалась успехом – несмотря на попытки обстрела через иллюминаторы и технические отверстия. Судно было обесточено и легло в дрейф, однако команда успела связаться по радио с российским военным кораблем, патрулирующим район – это был большой противолодочный корабль (БПК) «Маршал Шапошников». Получив сигнал бедствия, российский корабль на полном ходу направился помогать соотечественникам!

Не сумев добраться до забаррикадировавшейся команды танкера, пираты занялись на судне грабежом. К вечеру над танкером появился вертолет разведки с БПК – пираты обстреляли его из автоматов, однако ответным огнём с вертолета один из пиратов был убит. Рано утром БПК «Маршал Шапошников» сблизился с танкером «Московский университет», оставаясь вне зоны видимости пиратов. За ночь был разработан план освобождения танкера и проведены учения.

Рано утром несколько групп морских пехотинцев на скоростных катерах высадились на танкер, с воздуха поддержку осуществлял вертолет. В ходе короткого штурма один из пиратов был убит, несколько получили ранения. Команда танкера была освобождена - все были целы и невредимы.

Так как правовой статус сомалийских пиратов по международному законодательству в 2010 году еще не был определен, захватчиков танкера «Московский университет» пришлось … отпустить! Оставшиеся в живых пираты были посажены в одну из своих лодок, им дали с собой запасы воды, провизии и горючего и отправили восвояси. Но до родного берега сомалийцы не добрались – пропали без вести.

«Русские коммандос штурмовали судно до восхода солнца, начав перестрелку с нашими людьми, на борту они ранили троих, и один был убит. Русские не отпускали наших, вместо этого они расстреляли их в упор, а затем погрузили их безжизненные тела обратно в лодку. Мы осуждаем действия русских, они руководствовались расизмом и ненавистью к чернокожим и Африке. В будущем, если мы снова захватим русских, они встретят ту же участь - убьём», - заявил анонимный представитель пиратов информагентству «Сомалилендпресс».

Последние десятилетия сомалийские пираты активно терроризировали торговые суда в районе Аденского залива. Это не только нанесло серьезный ущерб международному судоходству, но и неоднократно угрожало жизни экипажей кораблей. В 2010 году с этой угрозой столкнулось и российское судно.

Опасный регион

В наибольшей опасности торговые и пассажирские суда находятся поблизости территориальных вод Сомали, однако пираты их могут настигнуть на всем водном пространстве между Йеменом и Танзанией примерно в 500-мильной зоне от африканского берега. В этот криминальный промысел обычно подаются бывшие рыбаки или военные, что особенно активно наблюдается после распада Сомалийского государства в 1991 году. Обычно вооружены пираты самым простым стрелковым оружием – автоматами Калашникова, передвигаются на больших моторных лодках.

Аденский залив – это оживленная судоходная зона, здесь проложены важнейшие торговые маршруты из Европы в Азию и обратно через Суэцкий канал. За первое десятилетие XXI века на этом участке пути было совершено более 100 разбойных нападений на пассажирские лайнеры и торговые суда, несколько человек от рук бандитов погибло. Зачастую от сомалийских пиратов просто откупаются. По оценкам международных организаций, сумма ежегодного ущерба от пиратских налетов достигает 200 млн американских долларов.

Уже несколько десятилетий опасные участки в Индийском океане возле берегов Африки патрулируют военные корабли США, Японии, Китая, России и ряда европейских стран для защиты международного судоходства. Здесь засветился даже украинский фрегат «Гетьман Сагайдачный». В июне 2008 года Совет безопасности ООН принял резолюцию, согласно которой патрульным судам разрешается входить в территориальные воды Сомали и использовать все необходимые средства для пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя.

Эти меры себя оправдали уже в ноябре 2008 года, когда была отбита атака сомалийский пиратов на датский сухогруз «Пауэрфул» силами британского фрегата «Камберленд» при поддержке российского сторожевого корабля «Неустрашимый». Позднее «Неустрашимому» была доверена охрана другого датского сухогруза «CEC COMMANDER».

Захват

Сомалийские пираты неоднократно захватывали суда, в экипажи которых входили россияне, что вызывало серьезную обеспокоенность в Москве. Чтобы как-то помешать распространению этой напасти, в апреле 2010 года российская сторона внесла в Совбез ООН предложение о совместной борьбе с пиратством путем преследования разбоя на законодательном уровне. Это предложение получило поддержку и вылилось в появление резолюции, согласно которой, в частности, предусматривалось создание международного трибунала, который бы рассматривал преступления морских разбойников.

Россияне как будто чувствовали опасность. 5 мая 2010 года, менее чем через месяц после внесения предложения в Совет безопасности, уже российское судно подверглось атаке сомалийских пиратов. Это случилось примерно в 500 милях от побережья Сомали. Ранним утром вахтенный помощник нефтеналивного судна «Московский университет», принадлежащего Новороссийскому морскому пароходству, доложил капитану Юрию Тульчинскому о появлении на горизонте подозрительных шлюпок.

Практически сразу стало ясно, что к кораблю приближаются морские пираты. Тульчинскому было за кого беспокоиться. На танкере находилось 23 члена экипажа включая двух женщин. Боевики тут же себя проявили, выстрелив в сторону российского судна из гранатомета. Это был сигнал к тому, чтобы захвату судна не вздумали противодействовать.

Капитан забил тревогу и тут же вышел на связь с фрегатом «Маршал Шапошников», патрулировавшим воды Аденского залива. Его капитан Ильдар Ахмеров дал Тульчинскому четкие инструкции: «Старайтесь не терять скорость, маневрируйте, ищите помещение, в котором забаррикадируетесь!». «Маршал Шапошников» немедленно двинулся на помощь соотечественникам. От танкера его отделяло около 800 морских миль, расчетное время хода – 18 часов.

Тем временем экипаж корабля как мог оказывал пиратам сопротивление. Вокруг судна из противопожарной системы была пущена водяная завеса, чтобы помешать боевикам взобраться на борт корабля. Одновременно россияне вели по ним стрельбу из самодельных рогаток, используя в качестве боеприпасов все что для этого могло сгодиться: шайбы, болты, гайки.

На какое-то время пираты пропали из виду. Однако вскоре они появились в сопровождении еще одной лодки. После того, как у экипажа закончились «патроны», боевики пошли на абордаж, используя специальные крючья и сборную семиметровую лестницу, позволявшую преодолеть колючую проволоку, которой были оплетены бортики корабля. Вскоре пираты проникли на судно, но оно было уже обесточено и легло в дрейф.

К моменту подьема пиратов на борт экипаж с запасом еды и воды уже находился в надежном месте – румпельном отделении, имевшем двойную входную дверь, которую моряки усиленно забаррикадировали и замотали тросами. Отсюда можно было управлять судном в аварийном режиме. Тульчинский прекрасно осознавал, что, если пираты захватят хотя бы одного заложника — у них будет очень серьезный козырь в переговорах с российскими военными.

Еще перед тем, как двинуться в путь Ахмеров сигнализировал: «Всем-всем! Нападение на танкер. Окажите помощь». На призыв откликнулся дежуривший в регионе корабль НАТО, отправивший к месту происшествия самолет-разведчик. Пролетая над танкером, пилот передал его координаты, а также сообщил, что палуба пустая. Он связался с экипажем, который доложил, что держит оборону в забаррикадированном отделении.

Бандитам все же удалось повредить петли, на которых держалась одна из дверей, однако взломать ее так и не получилось. Они начали стрелять в помещение через технологическое отверстие в стене и иллюминаторы, однако экипаж не пострадал. Бросив бесперспективное занятие, сомалийцы занялись грабежом судна.

«Маршал Шапошников» подошел к танкеру около 2-х часов ночи 6 мая. К спецоперации приступили почти сразу. Вскоре с корабля вылетел вертолет с выключенными фарами и габаритами, чтобы отвлечь внимание пиратов. Сразу за ним к танкеру выдвинулись три катера, в каждом из которых находилась группа захвата в составе 8 человек. Стоило вертолету подлететь к «Шапошникову», как пилотов начали обстреливать. Командир патрульного корабля, предварительно связавшись с Москвой, дал команду стрелять на поражение.

Пока шел воздушный бой группа, захвата проникла на палубу танкера и начала прочесывать танкер. Неожиданно с Ахмеровым на связь вышел предводитель банды и сообщил, что экипаж у него в заложниках, которых он будет расстреливать по одному, если русские моряки не покинут судно. Но капитан знал, что пираты блефовали. Только что он выходил на связь с Тульчинским, и тот заверил его, что с ними все в порядке – они по-прежнему находятся вне зоны досягаемости бандитов.

Теперь можно было смело продолжать операцию. Вертолет дал пулеметные очереди по рулевой рубке, где предположительно прятались пираты, а между морпехами и боевиками завязалась короткая перестрелка. Ближе к рассвету террористов вынудили выйти на открытое пространство палубы с поднятыми руками.

В итоге вся операция на танкере заняла меньше часа. Никто из спецназа и членов экипажа не пострадал. Несколько боевиков получили ранения, один был убит. Горе-пиратам оказали медицинскую помощь, снабдили едой и водой и отправили на их же лодке восвояси. Как позднее выяснилось, сигнал от боевиков был потерян уже через час. Ни лодки, ни тел никто больше не видел. Очевидно, все они погибли.

Послесловие

Впоследствии некоторые мировые СМИ обвиняли Москву в том, что российские военные бросили сомалийцев на произвол судьбы, а не отправили в Кению или на Сейшельские острова, как того требует резолюция Совбеза ООН. Российская сторона ответила, что тюрьмы в этих государствах переполнены, и местные власти были бы совсем не рады такому пополнению. Законодательные системы Кении и Сейшел просто не справляются с таким количеством морских разбойников.

Были и более серьезные обвинения в адрес российских военных. В частности, анонимный представитель пиратов заявил информагентству «Сомалилендпресс» следующее: «Русские коммандос штурмовали судно до восхода солнца, начав перестрелку с нашими людьми, на борту они ранили троих, и один был убит. Русские не отпускали наших, вместо этого они расстреляли их в упор, а затем погрузили их безжизненные тела обратно в лодку. Мы осуждаем действия русских, они руководствовались расизмом и ненавистью к чернокожим и Африке. В будущем, если мы снова захватим русских, они встретят ту же участь — убьём».

Как отвечать на подобные угрозы? Только усилением координации между членами Совета безопасности ООН в решении проблемы сомалийских пиратов, о чем неоднократно настаивали в Москве. Это и повышение безопасности судов, курсирующих в неспокойных водах Аденского залива, и усиление патрулирования этого региона, и создание более четкой законодательной базы, которая могла бы повысить эффективность противодействия морскому разбою.

Общее количество пиратских нападений и вооруженных ограблений судов мирового флота с января по октябрь 2021-го оказалось минимальным за последние 27 лет, однако в отдельных районах пираты стали только активнее.


В результате пиратских действий пострадали 34 балкера, 24 контейнеровоза и 22 танкера, причем на ходу были атакованы 40 судов, в то время как все остальные инциденты имели место на якорных стоянках и портах. Несмотря на эту мрачную статистику, общее число нападений оказалось существенно меньшим, чем в январе-сентябре 2020г (132) и оказалось рекордно низким за период с 1994 года.

А теперь подробнее о том, какая обстановка сложилась к настоящему времени в самых горячих точках Мирового океана.

IMB обращает особое внимание, что все пиратские нападения в регионе осуществлялись только на суда, стоящие в порту или на прибрежных якорных стоянках – в отличие от прошлого, когда некоторые моряки были похищены с судов, находящихся в 100 и более милях от берега.

В водах Индонезии активность «джентльменов удачи» снизилась еще более заметно – с 23-х до 6 инцидентов, которые, к счастью, обошлись без тяжелых последствий. Зато пиратская угроза в Сингапурских проливах, напротив, заметно возросла. Здесь было зафиксировано 20 вооруженных нападений – на пять больше, чем в прошлом году и самый высокий показатель с 1991-го! Стоит подчеркнуть, что в четырех случаях члены экипажа подвергались угрозам, избиениям и получили травмы различной степени тяжести.

Кстати, в октябре на акватории Сингапурского пролива зафиксировано шесть случаев нападений морских разбойников на проходящие суда. Таким образом с начала 2021г количество инцидентов с участием современных «джентльменов удачи» в регионе достигло 32-х.


Власти и портконтроль Сингапура официально предупреждают операторов и экипажи судов, следующих Сингапурским проливом о необходимости усиления бдительности и организацией тщательного наблюдения за окружающей обстановкой, особенно в темное время суток, а также настоятельно рекомендуют оперативно докладывать обо всех произошедших инцидентах, включая попытки высадки посторонних людей на борт.

Что же касается активного противодействия пиратам, то власти прибрежных государств призываются к объединению усилий по выявлению криминальных групп и отдельных преступников, с дальнейшей их нейтрализацией.

Еще одной зоной повышенного риска стал район якорной стоянки на рейде порта Кальяо (Перу). Несмотря на то, что большую часть инцидентов составляли сравнительно небольшие кражи и ограбления под угрозой холодного оружия, имели место и более серьезные случаи. В частности, в ходе одного из пиратских нападений трое моряков были взяты в заложники и были избиты.

Принимая во внимание подобные исключения из общей благоприятной статистики, руководство IMB не испытывает избыточного оптимизма и призывает морское сообщество объединить усилия по борьбе с пиратством.


С 10 мая 2012 года самые знаменитые морские разбойники XXI века не сумели захватить ни единого торгового корабля. Главная заслуга в победе над ними принадлежит одной семье.

Принуждение к пиратству

К 2005 году, когда в Аденском заливе пираты захватили первое крупное судно международной компании, война в Сомали шла уже почти 30 лет. После войны с Эфиопией последовала серия восстаний, которая буквально разорвала страну на лоскуты, контролируемые враждующими полевыми командирами.

Отсутствием пограничной службы воспользовались браконьеры. Траулеры со всего света вычерпывали из вод Сомали тунца, креветку и лобстеров на $300 миллионов в год. Хуже того, связанные с итальянской мафией фирмы начали сброс в местные воды токсичных отходов. Так иссякал единственный источник дохода и без того нищих сомалийских рыбаков. После недолгих попыток брать «пошлину» с иностранных мусорщиков и браконьеров они открыли для себя по-настоящему выгодный бизнес.


Техническое оснащение — рации, позже появились GPS-навигаторы. Разведка — взятка чиновнику в кенийском порту. Две деревянные лодки с навесными моторами по 60 лошадиных сил разгоняются до 25 узлов (46 км/ч) и догоняют в международных водах сухогруз или танкер.

Чтобы заставить капитана сбросить ход, пираты открывают предупредительный огонь из ржавых «Калашниковых» в направлении рубки и демонстрируют готовность выстрелить из гранатомёта. Ищут борт пониже, чтобы закинуть лестницу и подняться на палубу. Захватывают капитанский мостик и под угрозой оружия уводят судно в свою гавань. Корабль, чей борт поднимается над водой хотя бы на 8 метров, или способный развить скорость выше 18 узлов (33 км/ч), остаётся неприступным.

От угроз к насилию сомалийцы переходили нечасто. С 2008 по 2012 год, когда они захватили 170 судов с 3 400 членами экипажа, были убиты 25 моряков. Ещё 37 умерли от голода или покончили с собой в плену.


В лучшем для этого бизнеса 2010 году сумма выкупов за 47 угнанных судов составила ориентировочно $238 миллионов. Большую часть прибыли получили инвесторы экспедиций: местные лидеры кланов и владельцы катеров. Из среднего выкупа в $2,7 миллиона обычный моряк рассчитывал только на $30 000 — 75 000.

Переговоры с судовладельцами шли несколько месяцев. В это время пиратский экипаж жил на трофее, а инвестор вычитал из его доли стоимость еды, проституток, связи и местного наркотика «кат». Мало кто из рядовых сходил на берег с суммой большей, чем $10 000—20 000, но и это огромные деньги для страны, где средний годовой доход не превышает $300. The Washington Post в 2009 году процитировала ответ сомалийца на вопрос, чем пираты отличаются от боевиков из внутренних районов страны: «Они не тощие, у них светящиеся лица, и они всегда счастливы».

2008 — 42 захвата, 2009 — 46, 2010 — 47, 2011 — 28, и каждый громко прозвучал в новостях, создавая видимость значительной угрозы мировому судоходству. Однако мимо Сомали из нефтяных государств Персидского залива в Европу и обратно ежегодно проходит не менее 21 000 торговых судов. Даже в самые тучные для себя годы сомалийцы угрожали десятым долям процента из них, а главный урон судовладельцам наносил страх.

По данным 2011 года, удорожание страховки стоило морской отрасли $635 миллионов, прокладка удалённых от берега маршрутов и дополнительные траты на топливо — $580 миллионов, траты на топливо для ускорения до безопасных 18 узлов — $2,7 миллиарда, установка защитного оборудования и наём вооруженной охраны — свыше $1 миллиарда.

Самые громкие захваты

25 сентября 2008 года — сухогруз «Фаина» с украинским экипажем вёз в Кению четыре десятка танков Т-72, гранатомёты и зенитные установки. Выкуп составил $3,2 миллиона.

8 апреля 2009 года — контейнеровоз Maersk Alabama под флагом США. Экипаж заперся в машинном отделении, заблокировал управление, а позже захватил одного из сомалийцев. Трое других отплыли прочь на спасательном катере, удерживая в заложниках капитана Филлипса. На следующий день их всех застрелили снайперы американских «Морских котиков», капитан не пострадал. В снятом по этому сюжету фильме его роль исполнил Том Хэнкс. Участвовавшая в спасении Филлипса команда спецназовцев через два года убьёт Усаму бен Ладена.


15 ноября 2008 года — 330-метровый супертанкер Sirius Star, перевозивший 2,2 миллиона баррелей нефти стоимостью около $100 миллионов. За крупнейшую в истории добычу сомалийцев заплачен выкуп $3 миллиона.

5 мая 2010 года — нефтеналивное судно «Московский университет»; российский экипаж забаррикадировался в трюме и вызвал на помощь военный корабль «Маршал Шапошников». Морские пехотинцы взяли корабль штурмом. По официальной версии, пиратов высадили в надувную лодку с небольшим запасом продовольствия и воды, но без средств навигации, и они не смогли достичь берега. По неофициальной, они были расстреляны.

10 мая 2012 года — угнан греческий супертанкер Smyrni с 1 миллионом баррелей нефти. По заявлению лидера пиратов, они получили рекордные $9,5 миллионов.

Сомалийское пиратство стало хорошей причиной наладить международное сотрудничество для защиты торговли и одновременно поводом обеспечить военное присутствие на важнейшем маршруте доставки нефти: за бандитами на лодках с навесными моторами теперь охотятся боевые корабли 21 страны. Это самая большая в истории коалиция флотов разных стран и первый в истории случай, когда все постоянные члены Совета безопасности ООН — США, Россия, Великобритания, Франция, Китай — выступают против общего противника.

Победа на берегу

Имея неудачный опыт создания собственной армии — «мусульмане не хотят убивать других мусульман» — Аль Нахайяны наняли в советники Эрика Принса, бывшего агента ЦРУ и создателя ведущей частной военной компании мира Blackwater / Xe Services / Academi. Он строит вооружённые силы ОАЭ из колумбийских контрактников, а с 2010 года на выделенные шейхами $50 миллионов сформировал в Пунтленде спецотряд Puntland Maritime Police Force. Инструкторами и командирами в нём стали южно-африканские наёмники, специалисты по борьбе с партизанами, известные жесточайшими методами тренировок и поддержания дисциплины — инспекторы ООН зафиксировали случаи избиения и убийства курсантов.

Результатом их работы стало создание лучшего боевого подразделения в этой части Африки. Отряд из 1 000 солдат, имеющий на вооружении катера, лёгкие самолёты и вертолёты, за два года сумел уничтожить наземные базы сомалийских пиратов и весь их промысел. С 10 мая 2012 года те захватили лишь один корабль — иранского браконьера, которого никто не хотел защищать.

«Этот проект был задуман и исполнен людьми, которых мы можем назвать париями, не являющимися частью цивилизованного общества. Но он стал одним из самых эффективных и результативных решений проблемы пиратства», — Foreign Policy цитирует Роберта Янга Пелтона, автора книги «Лицензия на убийство: наёмники на войне с террором».

В 2010 году на средства ООН в столице Пунтленда, Гарове, открылась крупнейшая в мире тюрьма для пиратов на 500 мест, и свободных там нет. Сегодня самыми опасными для судоходства районами у берегов Африки считаются воды Нигерии и Гвинеи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: