Сколько судей в верховном суде рк

Обновлено: 25.04.2024

Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года N 132.

Раздел 1. Общие положения

Статья 2. Символы государственной власти

Статья 4. Единство судебной системы

Статья 5. Законодательство, определяющее порядок деятельности судов и статус судей в Республике Казахстан

Раздел 2. Судебная система

Глава 1. Районные и приравненные к ним суды

Статья 6. Образование районных и приравненных к ним судов

Статья 7. Состав районного суда

Статья 8. Полномочия районного суда

Статья 9. Председатель районного суда

Глава 2. Областные и приравненные к ним суды

Статья 10. Образование областных и приравненных к ним судов

Статья 11. Структура и состав областного суда

Статья 12. Полномочия областного суда

Статья 13. Исключена Конституционным законом РК от 17.11.2008 № 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2)

Статья 14. Председатель областного суда

Статья 15. Председатель судебной коллегии областного суда

Статья 16. Пленарное и расширенное пленарное заседания областного суда

Статья 16-1. Исключена Конституционным законом РК от 21.02.2019 № 226-VI (порядок введения в действие см. ст. 2)

Глава 3. Верховный Суд Республики Казахстан

Статья 17. Полномочия Верховного Суда

Статья 18. Структура и состав Верховного Суда

Статья 19. Исключена Конституционным законом РК от 17.11.2008 № 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2)

Статья 20. Председатель Верховного Суда

Статья 21. Председатель судебной коллегии Верховного Суда

Статья 22. Пленарное и расширенное пленарное заседания Верховного Суда

Статья 22-1. Исключена Конституционным законом РК от 21.02.2019 № 226-VI (порядок введения в действие см. ст. 2)

Раздел 3. Статус судей

Глава 1. Правовое положение судей

Статья 23-1. Статус судей международных судов, делегированных от Республики Казахстан

Статья 26. Гарантии независимости судьи

Статья 28. Требования, предъявляемые к судье

Статья 29. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи

Статья 29-1. Медицинское освидетельствование кандидата на должность судьи

Статья 30. Отбор кандидатов на должность судьи, председателя, председателя судебной коллегии суда

Статья 31. Порядок наделения судьи полномочиями

Статья 33. Приостановление полномочий судьи

Статья 34. Освобождение от должности и прекращение полномочий председателя суда, председателя судебной коллегии и судьи

Статья 34-1. Предельный возраст пребывания в должности судьи

Статья 35-1. Пенсионное обеспечение судьи

Статья 36. Высший Судебный Совет

Статья 37. Судейское сообщество и его органы

Статья 38. Исключена Конституционным законом РК от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

Глава 2. Дисциплинарная ответственность судей

Статья 39. Основания дисциплинарной ответственности судей

Статья 40. Виды взысканий, применяемых в отношении судьи

Статья 41. Исключена Конституционным законом РК от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

Статья 42. Сроки рассмотрения дисциплинарного дела

Статья 43. Исключена Конституционным законом РК от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

Статья 44. Решения Комиссии по качеству правосудия

Статья 44-1. Решения Судебного жюри

Статья 45. Срок действия дисциплинарного взыскания

Статья 46. Исключена Конституционным законом РК от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

Глава 3. Материальное и социальное обеспечение судей

Статья 47. Материальное обеспечение судьи

Статья 48. Исключена Конституционным законом РК от 29.12.2010 № 370-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

Статья 49. Ежегодные отпуска судей

Статья 50. Компенсация при переезде

Статья 52. Обеспечение судей мантиями

Статья 53. Медицинское обслуживание судей

Статья 54. Компенсации в случае получения увечья (травмы, ранения, контузии, профессионального заболевания) или гибели (смерти) судьи

Статья 55. Компенсация расходов на погребение

Статья 55-1. Лишение судьи гарантий по материальному и социальному обеспечению

Раздел 4. Обеспечение деятельности судов

Статья 56. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов

Раздел 5. Заключительные и переходные положения

Статья 58. Законодательные акты, признанные утратившими силу

Статья 59. Введение в действие настоящего Конституционного закона и связанные с ним особенности деятельности судей

судейский молоток и весы правосудия

Основная задача судебной власти - разрешение конфликтов и споров, возникающих в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон.

Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти.

Судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом.

Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет функции кассационной инстанции по отношению к ним и дает разъяснения по вопросам судебной практики посредством принятия нормативных постановлений.

Верховный Суд Республики Казахстан состоит из Председателя и судей. В Верховном Суде Республики Казахстан создаются судебные коллегии и могут создаваться специализированные составы. При Верховном Суде Республики Казахстан образуются научно-консультативный совет, международный совет и печатный орган. При Верховном Суде Республики Казахстан функционирует Академия правосудия.

Верховный Суд Республики Казахстан по правилам суда первой инстанции рассматривает административные дела об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Республики Казахста н, решений и действий (бездействия) Центральной комиссии референдума.

К местным судам относятся:

- областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы Республики, городские суды городов республиканского значения);

- районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд).

В Республике Казахстан могут создаваться другие суды, в том числе специализированные суды (военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие).

Специализированные суды образуются Президентом Республики Казахстан со статусом областного или районного суда.

Председатель Верховного Cуда

АСАНОВ ЖАКИП КАЖМАНОВИ

Контакты:

г.Нур-Султан, левый берег р. Ишим,

ул. Д.Кунаева, 39 (здание Верховного Суда)

e-mail: vsrk@sud.kz


11:27 7047 0

В этом году Казахстан выделил на работу судебной системы 56,9 миллиарда тенге. У судей в стране есть ряд пожизненных льгот.

Рассказываем, как устроена судебная система в Казахстане, сколько получают судьи и за что.

КАКИЕ ВИДЫ СУДОВ И СУДЕЙ СУЩЕСТВУЮТ

Судебная система — это все суды в стране. Они разрешают конфликты и споры как между гражданами, так и среди чиновников, органов госуправления, компаний. Также суды восстанавливают нарушенные права и наказывают тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон. Заниматься этим могут только суды.

Суды в Казахстане — это отдельная ветвь власти. Зачем нужно разделение власти, как оно работает и кто за что отвечает, читайте в нашем материале.

Судебная система Казахстана:

— Суды I инстанции — городские, специализированные суды, военный суд гарнизона и районные суды.

Это суд, куда первым делом обращаются граждане, если их права кто-то нарушил. Суд изучает доказательства, выносит решение и выбирает меру наказания согласно уголовному или административному кодексу, в зависимости от дела.

— Суды II инстанции — городской суд столицы, городской суд города республиканского значения, Военный суд войск РК и областные суды. Их также называют апелляционными.

Если человек не согласен с решением районного суда, то может подать апелляцию в суд II инстанции. Там дело будут рассматривать по-новому. Когда не устраивает решение апелляционного суда, можно обратиться уже в Верховный суд для пересмотра дела.

— Верховный суд — высший судебный орган. Следит за работой остальных судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

По закону «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», носитель судебной власти в Казахстане — судья.

Ни судья, ни члены его семьи, не имеют права порочить честь и авторитет правосудия в стране.

Судья — важная и ответственная должность. Например, именно судьи избирают меру пресечения гражданину, обвиняемому в каком-либо правонарушении.

В Казахстане существуют жесткие критерии отбора на эту должность.

Кто может стать судьей районного суда:

              гражданин Казахстана в возрасте от 30 лет;

            Кроме этого, необходимо сдать специальный экзамен, пройти медицинское освидетельствование и стажировку в суде.

            Кто может стать судьей областного суда:

                        гражданин со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет;

                      Также необходимо получить заключение о его работе от областного суда, куда намерены принять судью.

                      Кто может стать судьей Верховного суда:

                                  гражданин со стажем работы в юридической сфере не менее 20 лет;

                                Плюс, нужно получить заключение от Верховного суда.

                                КАК И ЧЕМ ГОСУДАРСТВО ОБЕСПЕЧИВАЕТ СУДЕЙ

                                На финансирование судебной системы в стране ежегодно выделяют крупные суммы.

                                Согласно Указу президента «О республиканском бюджете на 2020 год», на обеспечение судебными органами судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций в этом году было выделено 56,9 миллиарда тенге.

                                Для сравнения: это в 2 раза больше, чем сумма, выделенная на развитие Министерства национальной экономики (около 27,3 миллиарда тенге), в 5 раз больше, чем бюджет Министерства экологии (9,9 миллиарда) и в 8 раз больше, чем выделено на Министерство информации (7,3 миллиарда).


                                Кроме того, у судей высокие зарплаты. Уровень оплаты варьируется в зависимости от статуса суда.

                                По данным Верховного суда, в Казахстане работают 2,4 тысячи судей, хотя всего рабочих мест предусмотрено 2 684.

                                Районные судьи в Казахстане зарабатывают от 400 до 500 тысяч тенге, областные — от 600 до 700 тысяч, в Верховном суде — от 800 до 900 тысяч. Чем больше стаж, тем выше зарплата.

                                Для сравнения: средняя зарплата по Казахстану в 2020 году составила 211 тысяч тенге, а модальная зарплата (наиболее часто встречающаяся) — всего 58 034 тенге.

                                Даже самый низкооплачиваемый судья получает почти в 2 раза больше средней зарплаты и почти в 7 раз больше реального оклада казахстанцев.

                                Кроме того, у судей в Казахстане много льгот . Например, государство бесплатно предоставляет им земельные участки для индивидуального строительства, а после 10 лет госслужбы судьям выдают квартиры бесплатно.

                                К слову, квартиры для судей зачастую выбираются весьма неплохие. Ratel.kz опубликовал материал , как Верховный суд закупал шесть трех- и четырехкомнатных квартир на общую сумму в 186,6 миллиона тенге в элитных ЖК Астаны (Нур-Султана). Три квартиры стоили 25,4 миллиона тенге, одна — 28,6 миллиона и две — 40,7 миллиона.

                                Для судей, вышедших на пенсию, предоставляется скидка в 50 % по оплате жилой площади, коммунальных услуг, топлива.

                                Также судьи получают бесплатное медицинское и санаторно-курортное обеспечение и надбавки: за выслугу лет и за повышение квалификации. Например, при стаже свыше 20 лет службы надбавка составляет 50 % от зарплаты.

                                Что еще важно и интересно: судьи обладают неприкосновенностью (иммунитетом) . По Конституционному закону , судья не может быть:

                                — подвергнут содержанию под стражей, домашнему аресту, приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке;

                                — привлечен к уголовной ответственности.

                                Лишить судью неприкосновенности можно только после того, как Высший Судебный Совет предоставит заключение президенту, а тот даст свое согласие. В случае с судьей Верховного суда необходимо согласие Сената Парламента.

                                По словам адвоката Таира Назханова, дела в отношении судей могут тянуться очень долго. Сперва необходимо получить согласие от высших органов власти, а дело может начаться только после одобрения Генерального прокурора. И он же будет контролировать весь судебный процесс.

                                Сложности, которые возникают у органов досудебного расследования связаны именно с получением согласия президента или Сената и с тотальным контролем со стороны Генеральной Прокуратуры. В остальном как досудебное расследование, так и рассмотрение дела в суде производится по общим правилам судебного разбирательства, — говорит Назханов.

                                Как работает Суд Международного финансового центра «Астана»: рассказ его главы

                                Уже четвертый год в Казахстане существует суд, который рассматривает дела на принципах английского права. Нынешний председатель суда, известный судья из Великобритании рассказывает, с какими категориями споров к ним чаще всего обращаются, удачно ли получилось пережить пандемию и главное – что уже удалось достичь суду за несколько лет работы. Поделился руководитель и планами на ближайшее будущее, а еще объяснил – какую роль играет Суд МФЦА для местного правосудия и юридического сообщества.

                                Основные достижения в работе суда

                                С момента основания МФЦА 1 января 2018 года проделана огромная работа. Сейчас у нас имеется полностью сформированная и доступная судебная система с прочной правовой базой, основанной на общем праве. Ее помогали создавать мой предшественник, Лорд Вульф, а также регистратор и руководитель аппарата Кристофер Кэмпбелл-Холт, который продолжает трудиться с нами.

                                Наш приоритет – обеспечить доступ к правосудию для всех в любое время. В результате в феврале 2019 года мы запустили новую систему электронного правосудия – eJustice. Электронная платформа eJustice, а также организация слушаний с помощью видео позволяют бизнес-сообществу на 100% использовать судебные и арбитражные услуги из любой точки мира в режиме онлайн без физического присутствия в Казахстане. В период карантина эти онлайн-технологии применялись в полной мере для разрешения судебных, арбитражных и медиативных дел.

                                Суд МФЦА представляет судебную систему, основанную на нормах и принципах английского общего права. Он действует в соответствии с наилучшими международными стандартами для разрешения гражданских и коммерческих споров в МФЦА. Он обладает исключительной юрисдикцией в отношении споров, возникающих в связи с деятельностью МФЦА, а также в отношении споров, переданных в Суд МФЦА по соглашению сторон.

                                Суд МФЦА является независимым в своей деятельности и не является частью судебной системы Республики Казахстан. Кроме того, функционирует Апелляционный суд, решения которого являются окончательными. Суд МФЦА имеет собственные процедурные правила, которые были составлены на основе норм и принципов английского общего права, а также лучшей международной практики. Помимо этого, предусмотрена специальная ускоренная процедура рассмотрения небольших исков.

                                Председатель Суда МФЦА и все судьи являются одними из самых опытных и выдающихся судей в системе общего права, получивших международное признание за абсолютную независимость, беспристрастность, честность, безусловное следование принципу верховенства закона и неподкупность. Судьи, процедуры, практика и стандарты в Суде МФЦА хорошо знакомы компаниям, ведущим бизнес в крупнейших финансовых центрах по всему миру.

                                На сегодняшний день Суд МФЦА рассмотрел 15 дел. Требуется время, чтобы увеличить количество рассматриваемых дел, но график развития Суда МФЦА опережает графики развития аналогичных судов в других международных финансовых центрах.

                                Насколько мне известно, Суд МФЦА прописан в приблизительно 5000 коммерческих договорах в качестве выбранной юрисдикции в случае возникновения спора. Существование Суда с развитыми процедурами и услугами, применяющего общее право и готового выносить решения по коммерческим вопросам, само по себе может означать, что стороны решают споры, а не просто судятся.

                                Международное сотрудничество является очень важной частью нашей деятельности. На сегодняшний день Суд МФЦА и МАЦ подписали 33 меморандума о взаимопонимании с различными институтами по разрешению споров из Казахстана, Великобритании, России, Гонконга, Китая, Сингапура и других стран.

                                Какие споры рассматривают чаще всего

                                Если говорить о характере дел, то я бы сказал, что споры обычно касаются договоров, платежей, купли-продажи, долговых обязательств, имущества, земельных участков, финансов и трудовых вопросов. Право, применявшееся в этих делах, включало и право МФЦА. Стороны представляли клиентов из Казахстана, России, Китая, Великобритании, Узбекистана. Что еще более важно, все судебные решения были успешно исполнены в Казахстане со стопроцентным удовлетворением. Даже во время карантина на фоне пандемии Суд МФЦА и МАЦ продолжали оказывать свои услуги, и все дела рассматривались онлайн во время COVID-19 без каких-либо административных сборов.

                                Существует много причин для обращения в Суд МФЦА.

                                Во-первых, независимость Суда МФЦА гарантирует равную и справедливую защиту прав всех инвесторов с применением лучших международных стандартов верховенства права. Эта независимость защищается мной как Председателем Суда МФЦА, восемью судьями и регистратором. Наши судьи являются одними из самых опытных и авторитетных судей в мире общего права с мировой репутацией благодаря своей абсолютной независимости, беспристрастности, честности, безусловному применению верховенства права и неподкупности.

                                Во-вторых, мы разработали комплексную систему исполнения решений. Все судебные решения и постановления исполняются в соответствии с исполнительными процедурами Суда МФЦА в Казахстане. Международное исполнение решений поддерживается Судом МФЦА.

                                В-третьих, конечно, наша вышеупомянутая удобная и экономически эффективная онлайн-система разрешения споров.

                                В-четвертых, стоит упомянуть географическое расположение Казахстана. Суд МФЦА расположен между Европой и Азией, и впервые в Казахстане и во всем регионе Центральной Азии мы обеспечиваем существование по-настоящему международного суда общего права мирового класса в непосредственной близости или на сравнительно небольшом расстоянии для казахстанских и центральноазиатских предприятий и международных инвесторов.

                                Работа суда в пандемию

                                Система eJustice оказалась очень эффективной и полезной во время вспышки COVID-19. Когда мы полностью изменили наши административные процедуры для оказания онлайн-услуг, не было необходимости менять принципы, лежащие в основе нормативной базы Суда МФЦА, и нам не пришлось вносить какие-либо изменения в нормативные акты. В соответствии с Конституционным законом «О МФЦА» существует свод актов, касающихся разрешения споров в МФЦА, включая Регламент Суда МФЦА, который регулирует административные вопросы. Этот регламент соответствует современным требованиям, включает или предоставляет соответствующие регулирующие полномочия. Регламент разработан с учетом будущих изменений, включая технологические, без необходимости внесения поправок.

                                Дальнейшее развитие суда

                                Предстоящие шаги заключаются в обеспечении лучшего понимания средств разрешения споров, предлагаемых Судом МФЦА, и их использования коммерческими предприятиями и бизнесменами в полной мере как в Казахстане, так и за его пределами.

                                Суд МФЦА ежегодно реализует программу устойчивого улучшения, направленную на дальнейшее развитие и становление в качестве первоочередного выбора для решения коммерческих споров в Центральной Азии.

                                В 2021 году ключевые цели Суда МФЦА включают следующее:

                                1. Программа по привлечению сторон в использовании услуг Суда МФЦА.
                                2. Запуск новых услуг по разрешению споров, включая удобную для пользователей Программу обслуживания клиентов.
                                3. Совершенствование процедуры исполнения решений Суда МФЦА, включая инициативу по исполнению судебных решений по денежным вопросам, направленную на распространение исполнения решений Суда МФЦА в иностранных судах.
                                4. Повышение международного признания с возможностью расширения юрисдикции Суда МФЦА на территории всей Центральной Азии.

                                Влияние суда на казахстанское правосудие и юридический мир

                                Суд МФЦА является полностью независимым от судебной системы Казахстана. Взаимодействие между Судом МФЦА и Верховным Судом РК – это дружеское сотрудничество.

                                С момента начала работы в 2018 году у Суда МФЦА всегда была поддержка как в Казахстане, так и за рубежом. Суд МФЦА подписал Меморандумы о взаимопонимании с Верховным Судом РК и Академией правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан. Меморандумы о взаимопонимании предназначены для укрепления сотрудничества, реализации совместных инициатив, направленных на продвижение верховенства права в Казахстане и во всем мире.

                                Сотрудничество также включает возможность передачи дел по согласию сторон спора из Верховного суда Казахстана в Суд МФЦА. Согласно Конституционному закону «О МФЦА», одним из элементов юрисдикции Суда МФЦА являются дела, передаваемые ему по соглашению сторон спора.

                                Суд МФЦА постоянно стремится поддерживать предоставление качественного правового образования и профессиональной подготовки для удовлетворения потребностей юристов и судей в Казахстане и Центральноазиатском регионе. Мы предоставляем комплексные образовательные программы по правовым вопросам и разрешению споров в Казахстане, в дополнение к лекциям по общему праву, которые регулярно читают судьи Суда МФЦА в сотрудничестве с государственными и коммерческими партнерами. Это обычная практика для судов и арбитражных центров мировых финансовых центров в Абу-Даби, Дубае, Катаре, Сингапуре и т. д.

                                Программа доступна для всех желающих и включает в себя тренинги по международному коммерческому праву, адвокатской деятельности, навыкам арбитра и медиатора. Лекции и тренинги могут посещать все желающие – от студентов юридических факультетов до партнеров юридических фирм. Учитывая, что институт английского общего права представляет собой новое явление для Казахстана, наша программа подходит абсолютно для любого уровня знаний. В течение трех лет более 2000 казахстанцев прошли наши обучающие программы.

                                В ходе реализации программы мы тесно сотрудничали с ведущими университетами, специалистами по праву и партнерами по обучению. Пользуется популярностью ежегодный студенческий игровой процесс в Суде МФЦА.

                                Суд МФЦА также предлагает программу стажировок международного класса. Студенты-юристы из Казахстана, и не только, проходят специализированную стажировку в Суде МФЦА. В рамках этой программы стажировки также есть возможность лично ознакомиться с практикой разрешения споров в международных юридических фирмах, где студенты получают практическое представление о методах разрешения споров, используемых международными юридическими фирмами в таких судах, как Суд МФЦА.

                                Судью Лорда Манса приняли в Коллегию адвокатов Англии и Уэльса (Миддл Темпл) в 1965 году и назначили королевским барристером в 1982-м. В 1993 году он стал судьей в Высоком суде Англии и Уэльса (Отделение Королевской скамьи). В 1999-м получил пост лорда-судьи в Апелляционном суде Англии и Уэльса, а в 2005-м – ординара Апелляционного суда в Палате лордов. В 2009 году он и еще девять судей Апелляционного суда стали судьями Верховного суда Великобритании с момента его открытия. В 2017-м занял должность заместителя Председателя Верховного суда Великобритании. В 2018 году он покинул этот пост, выйдя на пенсию. А летом 2020-го стал главой суда МФЦ «Астана».

                                Верховный суд РФ

                                Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.

                                24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде». В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.

                                19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». Этим актом устанавливалась подсудность дел новым судебным учреждениям, состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»

                                В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел местным народным судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры. В противовес прежнему всесословному суду, новый суд провозглашался как «орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибо судебная деятельность есть одна из функций государственного управления), — что суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, — что суд есть орудие воспитания к дисциплине»

                                11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов). Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов. Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.

                                23 июня 1921 года принят Декрет «Об объединении всех революционных трибуналов Республики», предусматривавшем очередную реорганизацию судебной системы. В соответствии с Декретом «в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также для судебного учреждения для дел особой важности» создавался Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР, который стал единым кассационным органом и органом надзора над всеми действовавшими на территории РСФСР трибуналами, а также судом первой инстанции для дел особой важности.Именно ему надлежало стать предшественником Верховного Суда РСФСР.

                                Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.

                                В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений:

                                - в составе постоянного народного судьи;

                                - в составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;

                                2) губернский суд;

                                3) Верховный Суд РСФСР.

                                4 января 1923 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 года приказом № 1 по Верховному Суду. В этом приказе говорилось, что «Верховный трибунал ВЦИК именуется впредь с 1-го января, согласно „Положения о судоустройстве“, — Верховный Суд РСФСР».

                                К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора — дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

                                Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.

                                Верховный Суд РСФСР действовал в составе:

                                б) пленарного заседания;

                                в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;

                                г) судебной коллегии;

                                д) военной коллегии;

                                е) военно-транспортной коллегии;

                                ж) дисциплинарной коллегии.

                                Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии — по уголовным и гражданским делам.

                                В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.

                                Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

                                В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили: Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

                                По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР. Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам. Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были закреплены законодательно Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года.

                                Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов этого суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника.

                                К компетенции Пленума относилось: истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, вносимых в Пленум Верховного Суда РСФСР.

                                30 января 1928 года ВЦИК Советов и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР»Как указывалось в Постановлении, это сделано в целях обеспечения единства управления всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции и, в особенности, чтобы было «обеспечено руководство и управление в отношении прокуратуры и судебных органов». С этого времени вся работа по руководству судами оказалась сосредоточенной в Наркомате юстиции РСФСР. Прокурор Республики наделялся правом опротестовывать Народному комиссару юстиции "содержание информаций и информационных писем Верховного Суда РСФСР на предмет их отмены или изменения, что обосновывалось необходимостью обеспечения «единства судебной практики и управления судебными органами». Кроме того, в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 года Наркомюсту предлагалось изменить стиль руководства губернскими и народными судами, выдвинув на первый план работу по наполнению их деятельности общественно-политическим содержанием.

                                С середины 1943 года члены Верховного Суда и сотрудники аппарата входили в различные комиссии по определению ущерба, нанесенного российским судам немецко-фашистскими захватчиками. По мере наступления советских войск и освобождении временно оккупированных местностей действовавшие в прифронтовой полосе военные трибуналы снова преобразовывались в обычные суды.

                                Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что безусловно отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование. Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование.

                                25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

                                27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принят закон «О судоустройстве РСФСР». Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1964 года и от 18 августа 1972 года в этот Закон были внесены изменения и дополнения, направленные на его совершенство.

                                В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР, в которой традиционно воспроизводились основополагающие нормы общесоюзного Основного Закона, в том числе, относящиеся к организации суда и правосудию. Имелась специальная глава (21), посвященная вопросам судоустройства и осуществления правосудия.

                                11 апреля 1991 года состоялось совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции РСФСР, на которое были приглашены председатели Верховных судов республик, краев, областей, представители юридической науки и практические работники. На нем принято постановление о созыве Съезда судей. Главный вопрос повестки дня, который предполагалось вынести на обсуждение Первого Съезда судей — «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».

                                20 июля 1991 года Президент РФ издал Указ «О прекращении деятельности организационных политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», в соответствии с которым распускались партийные структуры, через которые осуществлялось воздействие на систему правосудия.

                                19 августа 1991 года было объявлено об образовании государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который в свою очередь объявил о принятии на себя государственной власти в стране. Однако Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ГКЧП объявлен антиконституционным, а действия его организаторов квалифицированы как государственный переворот.

                                17 октября 1991 года в Москве открылся Первый Всероссийский съезд судей.

                                В мае-июле 1992 года были приняты Законы "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, которыми давалась принципиально новая регламентация рассмотрения большой категории уголовных и гражданских дел. Бывшая Военная коллегия Верховного Суда СССР включалась в состав организационно-штатной структуры Верховного Суда РСФСР с соответствующим изменением названия. Установлена возможность разрешения ряда категорий дел судьей единолично, что смягчило появившуюся напряженность, которая сложилась в судах ввиду нехватки народных заседателей, а также вследствие роста судимости и преступности.

                                В октябре 2003 года Пленум Верховного Суда РФ, обобщив практику рассмотрения судами дел с применением общепризнанных принципов и норм международного права, принял соответствующее постановление, включавшее в себя такие рекомендации нижестоящим судам, которые стали основой к дальнейшему совершенствованию правосудия в России, более тесной интеграции правоприменительной системы нашей страны в европейское и мировое правовое пространство. Этими рекомендациями судам разъяснялись понятия и необходимые условия, определяющие возможность непосредственного применения международных договорных норм, раскрывалось значение общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной практике, особенности их реализации на внутригосударственном уровне.

                                Место в судебной системе

                                Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

                                В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

                                Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ. Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.

                                Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

                                Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом.

                                Официальным изданием Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуется для всеобщего сведения информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам.

                                В «Бюллетене Верховного Суда РФ» публикуются обзоры судебной практики, статьи по актуальным вопросам применения законодательства и другие материалы.

                                При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты. Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ.

                                Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.

                                Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия — государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.

                                Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет.

                                Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации выполняет важную роль в осуществлении надзора за рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, обеспечивая единообразие судебной практики, соблюдение законов при осуществлении правосудия, способствуя тем самым формированию единого правового пространства страны. Он непосредственно участвует в проведении кадровой политики в судах общей юрисдикции, в практической реализации гарантий независимости судей.

                                Автор статьи

                                Куприянов Денис Юрьевич

                                Куприянов Денис Юрьевич

                                Юрист частного права

                                Страница автора

                                Читайте также: