Сколько шлюпок должно быть на судах

Обновлено: 28.04.2024

1.1 Пассажирские суда, совершающие международные рейсы, которые не являются короткими международными рейсами, должны иметь:

.1 на каждом борту судна частично или полностью закрытые спасательные шлюпки, отвечающие требованиям раздела 4.5 или 4.6 Кодекса, общей вместимостью, достаточной для размещения не менее 50% общего числа находящихся на судне людей. Администрация может разрешить замену спасательных шлюпок спасательными плотами такой же общей вместимостью, при условии что на каждом борту судна всегда будет иметься достаточное количество спасательных шлюпок для размещения на них 37,5% общего числа находящихся на судне людей, Надувные или жесткие спасательные плоты должны отвечать требованиям раздела 4.2 или 4.3 Кодекса и обслуживаться спусковыми устройствами, равномерно распределенными по обоим бортам судна; и

.2 кроме того, надувные или жесткие спасательные плоты, отвечающие требованиям раздела 4.2 или 4.3 Кодекса, общей вместимостью, достаточной для размещения по меньшей мере 25% общего числа находящихся на судне людей. Эти спасательные плоты должны обслуживаться по меньшей мере одним спусковым устройством на каждом борту судна. Этими спусковыми устройствами могут быть устройства, предусмотренные в соответствии с требованиями пункта 1.1.1, или равноценные им одобренные устройства, которые могут быть использованы на обоих бортах судна. Однако нет необходимости, чтобы размещение этих спасательных плотов отвечало требованиям правила 13.5.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., в пункт 1.2 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.

1.2 Пассажирские суда, совершающие короткие международные рейсы, должны иметь:

.1 частично или полностью закрытые спасательные шлюпки, отвечающие требованиям раздела 4.5 или 4.6 Кодекса, общей вместимостью, достаточной для размещения по меньшей мере 30% общего числа находящихся на судне людей. Спасательные шлюпки, насколько это практически возможно, должны быть равномерно распределены по обоим бортам судна. Кроме того, должны иметься надувные или жесткие спасательные плоты, отвечающие требованиям раздела 4.2 или 4.3 Кодекса, такой общей вместимостью, чтобы с учетом вместимости спасательных шлюпок обеспечить размещение всех находящихся на судне людей. Спасательные плоты должны обслуживаться спусковыми устройствами, равномерно распределенными по обоим бортам судна; и

.2 кроме того, надувные или жесткие спасательные плоты, отвечающие требованиям раздела 4.2 или 4.3 Кодекса, общей вместимостью, достаточной для размещения по меньшей мере 25% общего числа находящихся на судне людей. Эти спасательные плоты должны обслуживаться по меньшей мере одним спусковым устройством на каждом борту судна. Этими спусковыми устройствами могут быть устройства, предусмотренные в соответствии с требованиями пункта 1.2.1, или равноценные им одобренные устройства, которые могут быть использованы на обоих бортах судна. Однако нет необходимости, чтобы размещение этих спасательных плотов отвечало требованиям правила 13.5.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., в пункт 1.3 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.

1.3 Все спасательные шлюпки и плоты, которые требуются для обеспечения оставления судна всеми находящимися на нем людьми, должны быть способны спускаться на воду с их полным комплектом людей и снабжения в течение периода времени, не превышающего 30 мин с момента подачи сигнала об оставлении судна, после того, как соберутся все люди и будут надеты спасательные жилеты

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., в пункт 1.4 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.

1.4 Вместо соблюдения требований пунктов 1.1, 1.2 или 1.3 пассажирские суда валовой вместимостью менее 500, если общее число находящихся на судне людей менее 200, могут отвечать следующим положениям:

.1 они должны иметь на каждом борту судна надувные или жесткие спасательные плоты, отвечающие требованиям раздела 4.2 или 4.3 Кодекса, общей вместимостью, достаточной для размещения всех находящихся на судне людей;

.2 если спасательные плоты, требуемые пунктом 1.5.1, не размещены в месте, обеспечивающем их свободное перемещение с борта на борт на уровне одной открытой палубы, то должно быть предусмотрено дополнительное количество спасательных плотов, с тем чтобы общая вместимость имеющихся на каждом борту спасательных плотов была достаточной для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей;

.3 если дежурная шлюпка, требуемая пунктом 2.2, является также частично или полностью закрытой спасательной шлюпкой, отвечающей требованиям раздела 4.5 или 4.6 Кодекса, ее вместимость может быть включена в общую вместимость, требуемую пунктом 1.5.1, при условии, что общая вместимость имеющихся на каждом борту судна спасательных шлюпок и плотов является достаточной для размещения по меньшей мере 150% общего числа находящихся на судне людей; и

.4 в случае, если какая-либо одна спасательная шлюпка или какой-либо один спасательный плот будут потеряны или станут непригодными к использованию, на каждом борту судна должно иметься достаточное количество пригодных к использованию спасательных шлюпок и плотов, включая те, которые размещены в месте, обеспечивающем их свободное перемещение с борта на борт на уровне одной открытой палубы, для размещения всех находящихся на судне людей.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., в пункт 1.5 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.

1.5 Взамен спасательных плотов и спусковых устройств, требуемых пунктом 1.1.1 или 1.2.1, могут использоваться одна или несколько морских эвакуационных систем такой же вместимости, отвечающих требованиям раздела 6.2 Кодекса.

2 Дежурные шлюпки

2.1 Пассажирские суда валовой вместимостью 500 и более должны иметь по меньшей мере одну дежурную шлюпку, отвечающую требованиям раздела 5.1 Кодекса, на каждом борту судна.

2.2 Пассажирские суда валовой вместимостью менее 500 должны иметь по меньшей мере одну дежурную шлюпку, отвечающую требованиям раздела 5.1 Кодекса.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., пункт 2.3 изложен в новой редакции, вступающей в силу 1 июля 2008 г.

2.3 Спасательная шлюпка может быть принята в качестве дежурной шлюпки при условии, что она сама, а также устройства, обеспечивающие ее спуск и подъем, отвечают требованиям, предъявляемым к дежурной шлюпке.

3 Сбор спасательных плотов на воде

3.1 На пассажирских судах количество спасательных и дежурных шлюпок должно быть достаточным для обеспечения того, чтобы при оставлении судна всеми находящимися на нем людьми каждой спасательной или дежурной шлюпке приходилось производить сбор на воде не более шести спасательных плотов.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., в пункт 3.2 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.

3.2 На пассажирских судах, совершающих короткие международные рейсы, количество спасательных и дежурных шлюпок должно быть достаточным для обеспечения того, чтобы при оставлении судна всеми находящимися на нем людьми каждой спасательной или дежурной шлюпке приходилось производить сбор на воде не более девяти спасательных плотов.

Правило 22
Индивидуальные спасательные средства

1 Спасательные круги

1.1 На пассажирском судне должны иметься спасательные круги, отвечающие требованиям правила 7.1 и раздела 2.1 Кодекса, в количестве не менее того, какое предписано в следующей таблице:

Спасательная шлюпка на борту судна

Спасательная шлюпка на борту судна

Все спасательные шлюпки должны иметь надле­жащую конструкцию и такую форму и соотношение главных размерений, чтобы они имели достаточную остойчивость на волнении и достаточный надводный борт, когда, они нагружены их полным комплектом людей и снабжения.

Все спасательные шлюпки должны иметь жесткий корпус и сохранять положительную остойчивость в прямом положении на тихой воде, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения и имеют пробоину в любом одном месте ниже ватерлинии, предполагая, что при этом не произошло потери плавучего материала и отсутствуют другие повреждения.

Каждая спасательная шлюпка должна нести под­твержденные Администрацией сведения, по меньшей мере содержащие:

- наименование изготовителя и его адрес;

- модель шлюпки и ее серийный номер;

- месяц и год изготовления;

- число людей, одобренное для размещения в шлюпке; и

- одобренная в соответствии с подпунктом 1.2.2.9 информация – иметь четко нанесенную информацию об одобрении, включая название Администрации, одобрившей средство, а также указаниям на любые эксплуатационные ограничения.

Организация, производящая освидетельствование шлюпки, должна выдать свидетельство об одобрении, в котором дополнительно к вышеупомянутым сведениям указывается:

- номер подтверждения Администрацией одоб­рения шлюпки;

- материал, из которого изготовлен корпус шлюпки, с указанием деталей в отношении

проблем совместимости материалов в случае ремонта;

- общая масса полностью оснащенной снабже­нием и укомплектованной людьми шлюпки;

- факт одобрения с учетом, соответственно, пунктов 4.5, 4.6, 4.7, 4.8 или 4.9.

Все спасательные шлюпки должны обладать достаточной прочностью, чтобы:

.1 их можно было безопасно спускать на воду, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения; и

.2 их можно было спускать на воду и букси­ровать на переднем ходу судна при скорости 5 узлов на тихой воде.

Корпуса и жесткие закрытия должны быть не способствующими горению или негорючими.

Посадочные места для людей должны быть оборудованы на поперечных и продольных банках или закрепленных сиденьях и иметь такую конструкцию, чтобы выдерживать :

.1 общую статическую нагрузку, эквивалентную массе одобренного для размещения количества людей, весом по 100 кг каждый человек, на местах в шлюпке, отвечающих требованиям пункта 4.4.2.2.2;

.2 для шлюпки, предназначенной для спуска на талях - нагрузку в 100 кг на любом поса­дочном месте, когда она сбрасывается на воду с высоты по крайней мере 3 м; и

.3 для шлюпки, предназначенной для спуска свободным падением - нагрузку в 100 кг на любом посадочном месте, когда она сбрасы­вается с высоты по крайней мере в 1,3 большей, чем одобренная в свидетельстве.

Каждая спасательная шлюпка, кроме предназна­ченных для спуска свободным падением, должна обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать указанную ниже нагрузку без остаточной деформации после ее снятия:

.1 для шлюпок с металлическим корпусом - нагрузку в 1,25 раза превышающую общую массу такой шлюпки, когда она нагружена ее полным комплектом людей и снабжения; или

.2 для других шлюпок - нагрузку в 2 раза превышающую общую массу такой шлюпки, когда она нагружена ее полным комплектом людей и снабжения.

Каждая спасательная шлюпка, кроме предназна­ченных для спуска свободным падением, когда она нагружена ее полным комплектом людей и снабжения и оборудована, в применимых случаях, салазками или наружными привальными брусьями, должна обладать достаточной прочностью, чтобы вы-держивать удар о борт судна спасательной шлюпки в направлении перпендикулярно борту судна при скорости не менее 3,5 м/с, а также сбрасывание на воду с высоты не менее 3 м.

Вертикальное расстояние между настилом днища и внутренней поверх-ностью закрытия или тента, простирающегося над 50% площади днища, должно быть:

.1 не менее 1,3 м - для спасательных шлюпок вместимостью 9 человек или менее;

.2 не менее 1,7- для спасательных шлюпок вместимостью 24 человека или более;

.3 не менее расстояния, рассчитанного линейной интерполяцией, между 1,3 и 1,7 м

- для спасательных шлюпок вместимостью от 9 до 24 человек.

Вместимость спасательных шлюпок.

Не допускаются спасательные шлюпки вмести­мостью более 150 человек.

Количество людей, допустимое к размещению на спасательной шлюпке, спускаемой на талях, должно равняться меньшему из следующих чисел:

числа людей средней массой 75 кг, которые могут сидеть в нормальном положении в спа­сательных жилетах, не мешая работе средств приведения спасательной шлюпки в движение и работе любого ее оборудования; или

1. числа посадочных мест, которое может быть оборудовано на банках и сиденьях.

2. Площади сидений могут пере­крываться, как показано на рисунке, при условии, что имеется достаточное простран­ство для ног и оборудованы подставки для них, а вертикальное расстояние между верхним и нижним сиденьем равно по меньшей мере 350 мм.

Каждое место для сидения должно быть четко обозначено в спасательной шлюпке.

Доступ в спасательные шлюпки

Каждая спасательная шлюпка пассажирского судна должна быть устроена и расположена таким образом, чтобы все расписанные в шлюпку люди могли совершить быструю посадку в нее. Должна также быть возможность быстрой высадки людей из спасательной шлюпки.

Каждая спасательная шлюпка грузового судна должна быть устроена и расположена таким образом, чтобы все расписанные в шлюпку люди могли совер­шить посадку в нее в течение не более 3 мин с момента подачи команды к посадке. Должна также быть возможность быстрой высадки людей из спаса­тельной шлюпки.

Спасательные шлюпки должны иметь посадоч­ный трап, позволяющий находящимся в воде людям забраться в шлюпку, и который может быть исполь­зован для ее любого посадочного входа. Нижняя ступенька этого трапа должна располагаться по крайней мере на 0,4 м ниже ватерлинии спасательной шлюпки в порожнем состоянии

Все спасательные шлюпки должны иметь соб­ственную плавучесть или быть оборудованы стойким к воздействию морской воды, нефти или нефтепро-дуктов плавучим материалом в количестве, достаточном для поддержания на плаву спасательной шлюпки со всем ее снабжением, когда она залита водой и открыта морю.

Кроме того, должен быть предусмотрен дополнитель­ный плавучий материал в количестве, обеспечивающем силу плавучести, равную 280 Н на каждого человека из числа людей, допустимого к размещению на спаса­тельной шлюпке. Плавучий материал не должен распо­лагаться снаружи корпуса спасательной шлюпки, за ис­ключением материала, предусматриваемого сверх тре­буемого выше количества.

Надводный борт и остойчивость спасательной шлюпки

Все спасательные шлюпки должны быть остой­чивы и иметь положи-тельные значения метацентрический высоты (GM) в случае, когда они нагру-жены 50% числа людей, допустимого к размещению на спасательной шлюпке, сидящих в нормальном положе­нии по одну сторону от ее диаметральной плоскости.

Для условия загрузки, упомянутого в пункте 4.4.5.1:

.1 каждая спасательная шлюпка, имеющая отвер­стия для входа вблизи привального бруса дол­жна иметь надводный борт, измеряемый от ватерлинии до самого нижнего отверстия, через которое может произойти затопление спасательной шлюпки, равный не менее 1,5% длины спасательной шлюпки или 100 мм, смотря по тому что больше;

.2 каждая спасательная шлюпка, не имеющая отверстий для входа вблизи привального бру­са, не должна иметь угол крена более 20°, а надводный борт, измеряемый от ватерлинии до самого нижнего отверстия, через которое может произойти затопление спасательной шлюпки, должен быть равным не менее 1,5% длины шлюпки или 100 мм, смотря по тому что больше.

Понятно, что в комментариях к посту возникли вопросы. И несколько вопросов были заданы по спасательным шлюпкам - а не мало ли этих шлюпок, на такую громадину и количество людей на борту? Какова вместимость этих шлюпок?

Вот в этом посте я отвечу на эти вопросы, и заодно расскажу, как в самих правилах по спасательным шлюпкам заложен изящный обход этих самых правил. Пост будет идти по пунктам.

1. Не мало ли шлюпок на борту этого судна?

Пассажировместимость круизного лайнера "Wonder of the Seas" - 5 734 человека (полная расчётная вместимость - 6 988 человек). Плюс экипаж - максимально 2 300 человек. Даже учитывая то, что такие суда не выходят в круизы с полным заполнением гостями, всё равно, количество душ на борту, очень много. 8 000 человек.

А спасательных шлюпок на борту круизника - 18. По девять шлюпок с каждого борта. И кажется, что количество шлюпок не совсем достаточно для всех.

Так, вот. Шлюпок не много, и не мало. Шлюпок, и, следовательно мест в этих шлюпках, ровно столько, сколько требуется по правилам.

2. Что за правила такие?

Правила эти называются СОЛАС ( Международная конвенция по охране человеческой жизни на море/SOLAS, International Convention for the Safety of Life at Sea) и Международный кодекс по спасательным средствам (LSA).

Появлению СОЛАСа мы обязаны "Титанику", именно после этой трагедии и были пересмотрены правила по укомплектованию судов спасательными шлюпками. До "Титаника" количество шлюпок и мест в шлюпках определялось валовой вместимостью судна. И "Титаник", выходя в свой первый и последний рейс, был полностью оснащён спасательными шлюпками согласно действующих правил на тот момент.

Правила были пересмотрены, была принята первая международная конвенция СОЛАС, в которой чётко и ясно прописали, что количество мест в шлюпках должно соответствовать количеству душ на борту судна. Если людей больше, чем мест в шлюпках, то. или устанавливайте дополнительные шлюпки, или снимайте лишних людей, или судно попросту не выпустят в море. Не обязательно даже шлюпки, просто дополнительные спасательные плоты, тоже можно. Когда у нас на борту судна проводилась некая модернизация, и в рейс с нами вышла бригада рабочих, у нас установили два дополнительных спасательных плота.

Но к правилам. Согласно этих правил никакой самодеятельности, никакой отсебятины, никаких игрищ со спасательными средствами быть не должно. Всё должно быть согласно конвенции, и никакого вольного толкования.

3. О толковании конвенции СОЛАС.

Я знаю, что меня читают бывшие, действующие, и даже будущие моряки. И замечания от них по поводу материала довольно справедливы.

Но меня же и читают люди, которые далеки от моря, просто в силу интереса. Так, что, коллеги, извините, но в постах я иногда намеренно упрощаю подачу материала, стараясь делать упор на самое важное и главное. Не всегда это, видимо, у меня получается. Но согласитесь, иногда невозможно втиснуть в статью материал, никак без предисловия и разъяснения не получается. Вот и сейчас я буду пытаться втиснуть в пост многое, и приму обоснованную критику с благодарностью.

Так вот, снова к коллегам - да, вы совершенно правы, когда вносите замечания по спасательным средствам. Но есть одно "но". Вы знаете правила по спасательным средствам, но, как я вижу, вы знаете их только в применении их к вашим судам. К этому относится и количество мест в шлюпках, и то, что шлюпки одного борта в случае аварии должны принять весь экипаж. Это всё правильно. Но вот к пассажирским судам применяют немного другие правила, и это тоже прописано в конвенции СОЛАС. Отдельными главами идёт всё это.

Так, что, повторюсь - никакого вольного толкования конвенции быть не должно. И если я пытаюсь рассказать о правилах своими словами, то по смыслу я не отклоняюсь от конвенции.

4. Вместимость шлюпок на круизных судах.

Там два типа шлюпок. Одни чисто для спасения, вторые называют тендерами. Тендеры используют ещё как катера для съезда на берег в программе круиза. Но в форс-мажорном случае эти тендеры также используются как спасательные шлюпки, они имеют все необходимые сертификаты для этого, необходимое оборудование и точно так же, как и спасательные шлюпки проходят необходимые проверки. В случаях, когда используют тендеры, их не загружают до полной вместимости.

И спасательные шлюпки для круизных судов были самые вместительные, на 150 человек. А вот появление первого круизника класса Оазис немного изменило эту цифру. Специально для Оазисов была разработана, испытана, и сертифицирована спасательная шлюпка CRW55, от компании Schat-Harding. Там не только шлюпку пришлось проектировать, но и всю систему под эти шлюпки. Шлюп-балки для этих шлюпок разработаны так, что шлюпки всегда вывешены за борт, не надо никаких лишних движений. Посадили людей в шлюпку, спустили на воду, и поехали.

DSC00220

5.1 Дежурные шлюпки

5.1.1 Общие требования

5.1.1.1 Если в настоящем разделе не предусмотрено иное, все дежурные шлюпки должны отвечать требованиям пунктов 4.4.1—4.4.7.4 включительно, 4.4.7.6, 4.4.7.7, 4.4.7.9, 4.4.7.10 и 4.4.9. Спасательная шлюпка может быть одобрена для использования в качестве дежурной шлюпки, если она отвечает всем нижеизложенным требованиям, успешно выдержала испытания согласно правилу 111/4.2, а ее установка на судне, спуск и подъем отвечают всем требованиям, предъявляемым к дежурной шлюпке.

5.1.1.2 Несмотря на требования пункта 4.4.4, на дежурных шлюпках необходимый плавучий материал может располагаться снаружи корпуса, при условии что материал надежно защищен от ударов и способен выдержать воздействие окружающей среды, упомянутое в пункте 5.1.3.3.

5.1.1.3 Дежурные шлюпки могут быть жесткими, надутыми или комбинированного типа и должны:

.1 быть длиной не менее 3,8 и не более 8,5 м;

.2 обеспечивать размещение, по меньшей мере, пяти человек на местах для сидения и одного -в положении лежа на носилках. Несмотря на ^ требования пункта 4.4.1.5, все сидящие, за исключением рулевого, могут размещаться на настиле днища шлюпки с учетом условий, предусмотренных в пункте 4.4.2.2.2 и на рис. 1, но при этом изменяется расстояние для вытянутых ног до 1190 мм. Никакая часть посадочного места не должна приходиться на привальный брус, транец или на бортовые трубы плавучести.

5.1.1.4 Дежурные шлюпки комбинированного типа должны отвечать соответствующим требованиям данного раздела к удовлетворению Администрации.

5.1.1.5 Если дежурная шлюпка не имеет достаточной седловатости, она должна быть оборудована носовым закрытием, простирающимся не менее чем на 15% ее длины.

5.1.1.6 Дежурные шлюпки должны быть способны маневрировать при скорости по меньшей мере 6 узлов и сохранять эту скорость в течение не менее 4 ч.

5.1.1.7 Дежурные шлюпки должны обладать достаточной мобильностью и маневренностью на волнении для спасания находящихся в воде людей, сбора спасательных плотов и буксировки самого большого из имеющихся на судне спасательных плотов, нагруженного полным комплектом людей и снабжения или его равноценной замены, со скоростью не менее 2 узлов.

5.1.1.8 Дежурная шлюпка должна быть оборудована стационарным двигателем или подвесным мотором. Если она оборудована подвесным мотором, то руль и румпель могут быть частью двигателя. Несмотря на требования пункта 4.4.6.1, дежурные шлюпки могут оборудоваться бензиновыми подвесными моторами с одобренной топливной системой, при условии что топливные баки специально защищены от пожара и взрыва.

5.1.1.9 Дежурные шлюпки должны быть оборудованы стационарными приспособлениями для буксировки, обладающими достаточной прочностью для сбора или буксировки спасательных плотов как требуется пунктом 5.1.1.7.

5.1.1.10 Если специально не предусмотрено иное, каждая дежурная шлюпка должна быть оборудована эффективным средством откачки воды или быть самоосушающейся.

5.1.1.11 Дежурные шлюпки должны быть оборудованы непроницаемыми при воздействии моря устройствами для хранения мелких предметов снабжения.

5.1.2 Снабжение дежурных шлюпок

5.1.2.1 Все предметы снабжения дежурной шлюпки, за исключением отпорных крюков, которые должны храниться незакрепленными для отталкивания дежурной шлюпки, должны быть закреплены внутри дежурной шлюпки найтовами, храниться в ящиках или отсеках, устанавливаться на кронштейнах и подобных им крепежных приспособлениях, либо быть закреплены другим соответствующим способом. Снабжение должно быть закреплено так, чтобы оно не создавало помех при

спуске и подъеме дежурной шлюпки. Все предметы снабжения дежурной шлюпки должны быть, насколько это возможно, небольшими по размеру и легкими, а также в удобной и компактной упаковке.

5.1.2.2 Обычное снабжение каждой дежурной шлюпки должно включать:

.1 достаточное количество плавучих весел или гребков для обеспечения движения шлюпки на тихой воде. Для каждого весла должна быть предусмотрена уключина типа «кочет», поворотная уключина или другое равноценное приспособление. Уключины должны крепиться к шлюпке штертами или цепочками;

.2 плавучий черпак;

.3 нактоуз с надежным компасом, светящимся или снабженным соответствующим средством освещения;

.4 плавучий якорь с ниралом, если предусмотрен, и дректовом достаточной прочности длиной не мене? 10 м;

.5 фалинь достаточной длины и прочности, прикрепленный к разобщающему устройству, отвечающему требованиям пункта 4.4.7.7 и расположенный в районе носовой оконечности дежурной шлюпки;

.6 один плавучий линь длиной не менее 50 м, обладающий достаточной прочностью для буксировки спасательного плота в соответствии с требованиями пункта 5.1.1.7;

.7 один водонепроницаемый электрический фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе, с одним запасным комплектом батарей и одной запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке;

.8 один свисток или другой равноценный звуковой сигнал;

.9 аптечку первой помощи в водонепроницаемой упаковке, которая после вскрытия может быть снова плотно закрыта;

.10 два плавучих спасательных кольца, прикрепленных к плавучему линю, длиной не менее 30 м:

.11 прожектор с горизонтальным и вертикальным сектором луча, по меньшей мере, 6° и измеренной интенсивностью света 2500 кд, который способен непрерывно светить не менее 3 ч;

.12 эффективный радиолокационный отражатель;

.13 теплозащитные средства, отвечающие требованиям раздела 2.5, в количестве, достаточном для 10% числа людей, допустимого к размещению на дежурной шлюпке, или двух, смотря по тому, что больше; и

.14 переносной огнетушитель одобренного типа; пригодный для тушения горящей нефти *.

5.1.2.3 В дополнение к снабжению, требуемому пунктом 5.1.2.2, обычное снабжение каждой жесткой дежурной шлюпки должно включать:

.1 отпорный крюк;

.3 нож или топор.

5.1.2.4 В дополнение к снабжению, требуемому пунктом 5.1.2.2, обычное снабжение каждой надутой дежурной шлюпки должно включать:

.1 плавучий нож в безопасном исполнении;

.3 эффективные ручные мехи или насос;

.4 комплект ремонтных принадлежностей в соответствующей упаковке для заделки проколов;

.5 отпорный крюк в безопасном исполнении.

5.1.3 Дополнительные требования к надутым дежурным шлюпкам

5.1.3.1 Требования пунктов 4.4.1.4 и 4.4.1.6 к надутым дежурным шлюпкам не применяются.

5.1.3.2 Надутая дежурная шлюпка, когда она подвешена на стропе или подъемном гаке, должна:

* См. пересмотренное «Руководство по морским переносным огнетушителям», принятое Организацией резолюцией А.602(15).

.1 обладать достаточной прочностью и жесткостью, чтобы ее можно было спускать и поднимать с полным комплектом людей и снабжения;

.2 обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать нагрузку в четыре раза превышающую массу ее полного комплекта людей и снабжения при температуре окружающей среды 20±3°С и при заглушенных предохранительных клапанах;

.3 обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать нагрузку в 1,1 раза превышающую массу ее полного комплекта людей и снабжения при температуре окружающей среды –30°С, когда все предохранительные клапаны действуют исправно.

5.1.3.3 Конструкция надутых дежурных шлюпок должна быть такой, чтобы они были способны выдерживать:

.1 хранение на открытой палубе судна в море;

.2 нахождение на плаву в течение 30 суток при любых условиях моря.

5.1.3.4 В дополнение к требованиям пункта 4.4.9, на надутые дежурные шлюпки должны быть нанесены серийный номер, наименование их изготовителя или торговая марка и дата изготовления.

5.1.3.5 Плавучесть надутой дежурной шлюпки должна обеспечиваться либо одной трубой плавучести, разделенной по меньшей мере на пять отдельных отсеков примерно равного объема, либо двумя отдельными трубами плавучести, каждая объемом, не превышающим 60% их общего объема. Трубы плавучести должны быть устроены так, чтобы неповрежденные отсеки могли поддерживать на плаву допустимое к размещению на дежурной шлюпке число сидящих в нормальном положении людей массой 75 кг каждый, с положительным надводным бортом по всему периметру дежурной шлюпки при следующих условиях:

.1 спущен один передний отсек плавучести;

.2 полностью утрачена плавучесть с одного борта; и

.3 полностью утрачена плавучесть с одного борта и носового отсека.

5.1.3.6 Трубы плавучести, образующие борта надутой дежурной шлюпки, должны в надутом состоянии обеспечивать объем не менее 0,17 м^3 на каждого человека из числа людей, допустимого к размещению на дежурной шлюпке.

5.1.3.7 Каждый отсек плавучести должен быть оборудован невозвратным клапаном для надувания его и выпуска воздуха вручную. Должен быть предусмотрен также предохранительный клапан, если Администрация не сочтет его наличие необязательным.

5.1.3.8 На нижней поверхности днища и уязвимых местах наружной поверхности надутой дежурной шлюпки должны быть предусмотрены усиленные полосы, отвечающие требованиям Администрации.

5.1.3.9 Если имеется транец, он не должен вдаваться в корпус более чем на 20% наибольшей длины дежурной шлюпки.

5.1.3.10 Должны быть предусмотрены соответствующие пластыри для крепления фалиней в носу и корме, а также спасательных лееров, закрепленных с провесами внутри и снаружи шлюпки.

5.1.3.11 Надутая дежурная шлюпка должна постоянно находиться в полностью надутом состоянии.

.1 на каждом борту судна одну или несколько полностью закрытых спасательных шлюпок, отвечающих требованиям раздела 4.6 Кодекса, общей вместимостью, достаточной для размещения всех находящихся на судне людей; и

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., подпункт .2 изложен в новой редакции, вступающей в силу 1 июля 2008 г.

.2 кроме того, один или несколько надувных или жестких спасательных плотов, отвечающих требованиям раздела 4.2 или 4.3 Кодекса, массой менее 185 кг и размещенных так, чтобы обеспечивалось их свободное перемещение с борта на борт на уровне одной открытой палубы, общей вместимостью, достаточной для размещения всех находящихся на судне людей. Если масса спасательного плота (плотов) составляет не менее 185 кг и они не размещены так, чтобы обеспечивалось их свободное перемещение с борта на борт на уровне одной открытой палубы, то общая вместимость имеющихся на каждом борту плотов должна быть достаточной для размещения всех находящихся на судне людей.

1.2 Вместо соблюдения требований пункта 1.1 грузовые суда могут иметь:

.1 одну или несколько спасательных шлюпок, спускаемых методом свободного падения, отвечающих требованиям раздела 4.7 Кодекса, которые могут быть спущены с кормы судна, общей вместимостью, достаточной для размещения всех находящихся на судне людей; и

.2 кроме того, на каждом борту судна один или несколько надувных или жестких спасательных плотов, отвечающих требованиям раздела 4.2 или 4.3 Кодекса, общей вместимостью, достаточной для размещения всех находящихся на судне людей. По меньшей мере на одном борту судна спасательные плоты должны обслуживаться спусковыми устройствами.

1.3 Вместо соблюдения требований пункта 1.1 или 1.2 грузовые суда длиной менее 85 м, кроме нефтяных танкеров, танкеров-химовозов и газовозов, могут отвечать следующим положениям:

.1 они должны иметь на каждом борту судна один или несколько надувных или жестких спасательных плотов, отвечающих требованиям раздела 4.2 или 4.3 Кодекса, общей вместимостью, достаточной для размещения всех находящихся на судне людей;

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., подпункт .2 изложен в новой редакции, вступающей в силу 1 июля 2008 г.

.2 кроме случаев, когда масса спасательных плотов, требуемых пунктом 1.3.1, составляет менее 185 кг и они размещены так, чтобы обеспечивалось их свободное перемещение с борта на борт на уровне одной открытой палубы, должно быть предусмотрено дополнительное количество спасательных плотов, с тем чтобы общая вместимость имеющихся на каждом борту спасательных плотов была достаточной для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей;

.3 если дежурная шлюпка, требуемая пунктом 2, является также полностью закрытой спасательной шлюпкой, отвечающей требованиям раздела 4.6 Кодекса, ее вместимость может быть включена в общую вместимость, требуемую пунктом 1.3.1, при условии что общая вместимость имеющихся на каждом борту судна спасательных шлюпок и плотов является достаточной для размещения по меньшей мере 150% общего числа находящихся на судне людей;

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., подпункт .4 изложен в новой редакции, вступающей в силу 1 июля 2008 г.

.4 в случае если какая-либо одна спасательная шлюпка или какой-либо один спасательный плот будут потеряны или станут непригодными к использованию, на каждом борту судна должно иметься достаточное количество пригодных к использованию спасательных шлюпок и плотов, включая те, масса которых составляет менее 185 кг и которые размещены так, чтобы обеспечивалось их свободное перемещение с борта на борт на уровне одной открытой палубы, для размещения всех находящихся на судне людей.

1.4 Грузовые суда, на которых расстояние по горизонтали от носовой или кормовой оконечности судна до ближайшей оконечности ближайшей спасательной шлюпки или спасательного плота более 100 м, должны в дополнение к спасательным плотам, требуемым пунктами 1.1.2 и 1.2.2, иметь спасательный плот, размещенный как можно дальше в нос или в корму, или один спасательный плот, размещенный как можно дальше в нос, а другой - как можно дальше в корму, насколько это целесообразно и практически возможно. Такой спасательный плот или плоты могут быть надежно закреплены так, чтобы их крепление можно было отдать вручную, и нет необходимости, чтобы они были такого типа, чтобы их можно было спустить на воду с помощью одобренного спускового устройства.

1.5 Все спасательные шлюпки и плоты, которые требуются для обеспечения оставления судна всеми находящимися на нем людьми, за исключением спасательных шлюпок и плотов, упомянутых в правиле 16.1.1, должны быть способны спускаться на воду с их полным комплектом людей и снабжения в течение периода времени, не превышающего 10 мин с момента подачи сигнала об оставлении судна.

1.6 Танкеры-химовозы и газовозы, перевозящие грузы, которые выделяют токсичные пары или газы, должны вместо полностью закрытых спасательных шлюпок, отвечающих требованиям раздела 4.6 Кодекса, иметь спасательные шлюпки с автономной системой воздухоснабжения, отвечающие требованиям раздела 4.8 Кодекса.

1.7 Нефтяные танкеры, танкеры-химовозы и газовозы, перевозящие грузы с температурой вспышки не выше 60°С (при испытании в закрытом тигле), должны вместо полностью закрытых спасательных шлюпок, отвечающих требованиям раздела 4.6 Кодекса, иметь огнезащищенные спасательные шлюпки, отвечающие требованиям раздела 4.9 Кодекса.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 9 декабря 2004 г., правило 31 дополнено пунктом 1.8, вступающим в силу 1 июля 2006 г.

1.8 Несмотря на требования пункта 1.1, навалочные суда, определенные в правиле IX/1.6, построенные 1 июля 2006 года или после этой даты, должны отвечать требованиям пункта 1.2.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., в пункт 2 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.

2 Дежурные шлюпки

Грузовые суда должны иметь по меньшей мере одну дежурную шлюпку, отвечающую требованиям раздела 5.1 Кодекса. Спасательная шлюпка может быть принята в качестве дежурной шлюпки, при условии что она сама, а также устройства, обеспечивающие ее спуск и подъем, отвечают требованиям, предъявляемым к дежурной шлюпке.

3 Все грузовые суда, построенные до 1 июля 1986 года, должны в дополнение к спасательным шлюпкам иметь:

.1 один или более спасательных плотов, которые могут быть спущены с любого борта судна, общей вместимостью, достаточной для размещения всех находящихся на судне людей. Спасательный плот или плоты должны быть оборудованы найтовами или равноценными им средствами крепления, обеспечивающими автоматическое разобщение спасательного плота с тонущим судном; и

.2 если расстояние по горизонтали от носовой или кормовой оконечности судна до ближайшей оконечности ближайшей спасательной шлюпки или спасательного плота более 100 м, то в дополнение к спасательным плотам, требуемым пунктом 3.1, спасательный плот, размещенный как можно дальше в нос или в корму, или один спасательный плот, размещенный как можно дальше в нос, а другой - как можно дальше в корму, насколько это целесообразно и практически возможно. Несмотря на требования пункта 3.1, такой спасательный плот или плоты могут быть надежно закреплены так, чтобы их крепление можно было отдать вручную.

Правило 32
Индивидуальные спасательные средства

1 Спасательные круги

1.1 На грузовых судах должны иметься спасательные круги, отвечающие требованиям правила 7.1 и раздела 2.1 Кодекса, в количестве не менее того, какое предписано в следующей таблице:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: