Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд

Обновлено: 04.05.2024

1. Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по адресу или месту жительства заявителя либо по адресу административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

2. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

3. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения.

4. Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Комментарий к ст. 208 АПК РФ

1. Установленное ч. 1 ст. 208 АПК правило определения территориальной подсудности данной категории дел в большей степени обеспечивает защиту интересов участников производства по делу об административном правонарушении, чем это предусмотрено ст. 30.1 КоАП, поскольку позволяет оспорить постановление административного органа не только по месту нахождения административного органа (месту рассмотрения дела по терминологии КоАП), но и по месту нахождения или месту жительства заявителя.

Необходимость в оспаривании постановления по делу по месту нахождения административного органа может возникнуть в тех случаях, когда административные правонарушения, связанные с деятельностью находящихся вне места нахождения юридического лица (на территории другого субъекта РФ) филиалов и представительств, были расследованы и рассмотрены административным органом. Это же касается деятельности индивидуального предпринимателя, осуществляемой им вне места своего жительства.

В отношении административных правонарушений, совершенных иностранными юридическими лицами, ВАС РФ со ссылкой на ст. 35 АПК разъяснил, что подобные дела рассматриваются по месту нахождения соответствующего административного органа (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ N 10).

Подсудность дела об оспаривании решения, вынесенного вышестоящим органом, должностным лицом по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, определяется исходя из подсудности дела об обжаловании указанного постановления, поскольку при рассмотрении соответствующего заявления арбитражным судом оценивается также и само постановление (п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ N 10).

2. Сложившаяся судебная практика применения положений ч. 2 ст. 208 АПК рассматривает срок для подачи заявления в арбитражный суд как разновидность процессуальных сроков, распространяя на него требования положений гл. 10 АПК. Кроме того, арбитражные суды признают сроки, указанные в ч. 2 ст. 208 АПК и ч. 1 ст. 30.3 КоАП, равными.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления по делу, при этом порядок исчисления данного срока отличается от того, который установлен ч. 3 ст. 113 АПК, поскольку данный срок включает в себя нерабочие дни, за исключением случаев, когда последний день срока приходится на нерабочий день, - срок в этом случае истекает в первый следующий за ним рабочий день (см.: Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2008 г.). Поскольку ч. 2 ст. 208 АПК отдает приоритет специальной норме ("если иной срок не установлен федеральным законом"), ВАС РФ следовало бы учесть данную особенность и не распространять на этот срок правила исчисления, указанные в ч. 3 ст. 113 АПК.

Большинством ученых-процессуалистов признается, что предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК срок по своей правовой природе не относится к процессуальным срокам, а является сроком на судебную защиту нарушенного субъективного права, имеет материально-правовую природу, начинает течь, когда арбитражно-процессуальные отношения еще не возникли. Особенности начала его течения (со дня получения копии постановления, решения, определения по делу об административном правонарушении) нередко требуют установления данного факта в судебном заседании, подлежат доказыванию в установленном порядке, что во многих случаях исключает возможность применения той процедуры восстановления срока, которая предусмотрена ч. 4 ст. 117 АПК, а также последствий пропуска срока, предусмотренных ч. 2 ст. 115 АПК.

В отличие от ч. 2 ст. 117 АПК и ч. 4 ст. 198 АПК ч. 2 ст. 208 АПК в соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП не говорит об обязательном наличии уважительных причин для восстановления судом пропущенного заявителем срока. Это свидетельствует о том, что арбитражный суд вправе восстановить пропущенный срок и при отсутствии уважительных причин его пропуска, прежде всего если незаконность вынесенного постановления очевидна. Несмотря на это, арбитражные суды практически всегда оценивают причины пропуска срока с точки зрения их уважительности, в соответствии с ч. 2 ст. 117 АПК указывая, что только уважительные причины могут служить основанием для восстановления срока. Отсутствие указания в абз. 2 ч. 2 ст. 208 АПК на уважительность причин пропуска как основание для восстановления срока свидетельствует также и о том, что обстоятельства, являющиеся основаниями для восстановления срока, значительно шире по сравнению с теми, которые используются при оспаривании ненормативных правовых актов (ч. 4 ст. 198 АПК). В качестве таких обстоятельств могут выступать ошибки заявителя при оспаривании постановления по делу, его обращение не в те судебные органы, подача им заявления в арбитражный суд через административный орган, отсутствие в постановлении по делу сведений о порядке его оспаривания и т.п.

При установлении факта пропуска срока для подачи заявления в арбитражный суд следует иметь в виду, что если заявитель первоначально обжаловал постановление по делу в вышестоящий административный орган или вышестоящему должностному лицу (ст. 30.1 КоАП), то срок для подачи заявления в арбитражный суд начинает течь со дня получения заявителем копии решения административного органа по своей жалобе (см., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 05.10.2004 N 5772/04).

В случае отсутствия ходатайства о восстановлении срока при подаче заявления, если из материалов дела следует, что срок заявителем пропущен, арбитражный суд не вправе возвратить лицу заявление (ч. 2 ст. 115, ст. 129 АПК), а должен предложить ему подать соответствующее ходатайство. При отказе лица обратиться с соответствующим ходатайством, а также при принятии судом решения об отказе в восстановлении срока для обращения в суд это является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования заявителя (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2006 N 16228/05). Такая позиция в отношении порядка отказа в восстановлении срока формально отходит от требований, которые установлены ч. 4 ст. 117 АПК, что в большей степени соответствует правовой природе срока для обращения в суд (возможно, свою роль сыграло Определение КС РФ от 18.11.2004 N 367-О). Тем не менее ряд судебных органов по-прежнему ориентируется на процедуру рассмотрения ходатайства о восстановлении срока, предусмотренную ч. 4 ст. 117 АПК, несмотря на то, что установление факта начала течения срока в большинстве случаев требует проведения судебного разбирательства с вызовом сторон, поскольку документарное подтверждение факта получения копии постановления по делу во многих случаях не соответствует дате фактического получения постановления.

Если срок на подачу заявления арбитражным судом восстанавливается, об этом указывается в судебном решении - рассмотрение заявления по существу означает, что суд восстановил заявителю срок для обращения в суд, даже если об этом не указано в судебном решении. Следовательно, в тех случаях, когда дело было рассмотрено судом по существу, он не вправе отказать заявителю в удовлетворении заявления только на основании того, что им отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока.

Формальный подход судов к вопросу о восстановлении срока для обращения в суд может привести к нарушению международно-правовых принципов доступа к правосудию, закрепленных в том числе в Европейской конвенции о правах человека. В идеале отказ в удовлетворении заявления по причине пропуска срока на обращение в суд должен всегда сопровождаться констатацией в судебном решении отсутствия очевидных нарушений при вынесении административным органом постановления - постановление принято уполномоченным органом, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, административное наказание назначено в пределах санкции статьи Особенной части КоАП, при надлежащем нормативном основании (См., например: Постановление ФАС Центрального округа от 24.06.2009 N А23-99/2009А-9-4). Однако процессуальное законодательство ориентирует суды иначе - вначале должен разрешаться вопрос о восстановлении срока и только при его положительном решении дело подлежит рассмотрению по существу (ч. 4 ст. 30.3 КоАП, ч. 4 ст. 117 АПК). Понимая, что формальный подход к восстановлению срока может привести к нарушению прав лица на судебную защиту, нередко суды рассматривают дело по существу, несмотря на то, что срок заявителем пропущен и вопрос о его восстановлении не разрешался в установленном порядке. Как правило, это связано с тем, что административный орган действительно нарушил установленный порядок привлечения лица к административной ответственности (См., например: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.10.2009 N А81-1283/2009).

3. При оспаривании в арбитражном суде решений административных органов о привлечении к административной ответственности не применяется тот порядок обжалования, который предусмотрен в ч. 1 ст. 30.2 КоАП. Это связано с тем, что АПК обязывает непосредственно заявителя соблюдать установленные требования обращения в арбитражный суд, в том числе прилагать документ, свидетельствующий о направлении копии заявления в административный орган (ч. 2 ст. 209 АПК). Если заявитель пропускает 10-дневный срок для обращения в арбитражный суд по причине того, что он в соответствии с ч. 1 ст. 30.2 КоАП направил заявление административному органу, вынесшему постановление, это может свидетельствовать только о наличии оснований для восстановления пропущенного срока, но не о соблюдении установленного порядка обращения в суд, как ошибочно полагает ряд судебных органов (См., например: Постановление ФАС Уральского округа от 03.03.2009 N Ф09-783/09-С1).

4. Полномочие суда приостановить исполнение оспариваемого решения может быть реализовано только в отношении определенного вида административно-юрисдикционных актов - постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа, вступившего в законную силу и не исполненного заявителем, а также вступившего в законную силу решения вышестоящего административного органа (должностного лица) об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение.

В отношении постановления о назначении административного наказания, не вступившего в законную силу, постановления о назначении административного наказания, вступившего в законную силу и исполненного (постановление административного органа о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется немедленно после его вынесения, т.е. до вступления в законную силу), постановления о прекращении производства по делу, решения вышестоящего административного органа по жалобе на постановление по делу (за исключением вступившего в законную силу решения о направлении дела на новое рассмотрение), определения об отказе в возбуждении дела нет необходимости в применении данной обеспечительной меры, поскольку названные юрисдикционные акты не подлежат принудительному исполнению, не предполагают совершение каких-либо иных организационно-управленческих действий со стороны административных органов (должностных лиц) по их исполнению.

Суд вправе приостановить исполнение вступившего в законную силу постановления о назначении административного штрафа, учитывая, что неисполнение заявителем данного постановления в течение 30 дней со дня его вступления в законную силу может повлечь за собой привлечение лица к административной ответственности (ст. 20.25 КоАП), а также в целях исключения направления вступившего в законную силу и добровольно не исполненного заявителем постановления административного органа на принудительное исполнение в службу судебных приставов (ст. 31.3 КоАП).

В случае если исполнительное производство по вступившему в законную силу постановлению о назначении административного штрафа было возбуждено, решение суда о приостановлении исполнения постановления должно приниматься путем приостановления исполнительного производства на основании п. 2 ч. 2 ст. 39 ФЗ об исполнительном производстве.

Таким образом, основной целью применения данной обеспечительной меры является предотвращение причинения заявителю значительного ущерба, связанного как с уплатой незаконно возложенной на него имущественной санкции в виде административного штрафа, так и с угрозой привлечения его к административной ответственности в тот период, когда спор находится на разрешении суда. Порядок подачи ходатайства о приостановлении исполнения постановления административного органа и порядок принятия судом решения регулируются гл. 8 АПК. Так, например, ходатайство заявителя о применении судом данной обеспечительной меры должно быть мотивированным. Ходатайство о применении данной обеспечительной меры государственной пошлиной не облагается.

Следует иметь в виду, что при рассмотрении данной категории дел заявитель вправе ходатайствовать о применении иных обеспечительных мер (ст. 91 АПК), поскольку в соответствии со ст. 207 АПК эти дела рассматриваются по общим правилам искового производства.

5. В соответствии с ч. 5 ст. 30.2 КоАП ч. 4 ст. 208 АПК предусматривает, что заявления по данной категории дел государственной пошлиной не облагаются. Это касается не только заявлений, подаваемых в арбитражный суд субъекта РФ, но и апелляционных и кассационных жалоб на решения арбитражного суда по данной категории дел. Ошибочно уплаченная заявителями государственная пошлина на основании решения соответствующего арбитражного суда подлежит возврату из федерального бюджета.

Под ред. В.В. Яркова "КОММЕНТАРИЙ К АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"

АБСАЛЯМОВ А.В., АБУШЕНКО Д.Б., БЕССОНОВА А.И., БУРАЧЕВСКИЙ Д.В., ГРЕБЕНЦОВ А.М., ДЕГТЯРЕВ С.Л., ДОЛГАНИЧЕВ В.В., ЗАГАЙНОВА С.К., КУЗНЕЦОВ Е.Н., ЛАЗАРЕВ С.В., ПЛЕШАНОВ А.Г., РАЗДЬКОНОВ Е.С., РЕНЦ И.Г., РЕШЕТНИКОВА И.В., СКУРАТОВСКИЙ М.Л., СОЛОМЕИНА Е.А., СПИЦИН И.Н., ТАРАСОВ И.Н., ТИМОФЕЕВ Ю.А., ХАЗАНОВ С.Д., ХАЛАТОВ С.А., ЧУДИНОВСКАЯ Н.А., ЯРКОВ В.В., 2020. Издательство "СТАТУТ"

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Комментарии к ст. 203 АПК РФ

По общему правилу заявление о привлечении виновного юридического либо физического лица к административной ответственности направляется в арбитражный суд по месту нахождения (жительства) лица, привлекаемого к административной ответственности.

Это иной порядок, установленный арбитражным процессуальным законом, в сравнении с подсудностью дел, указанной в КоАПе: по общему правилу административные дела там предписывается рассматривать по месту совершения административного правонарушения (лишь при наличии ходатайства от лица, привлекаемого к административной ответственности, дело может быть рассмотрено по месту его жительства), а при проведении административного расследования - по месту нахождения органа, осуществлявшего данный вид расследования (ст. 29.5 КоАП).

Законодатель допускает возможность направления заявления в арбитражный суд и по месту совершения административного правонарушения, если оно имело место на территории другого субъекта Российской Федерации, то есть вне места нахождения (жительства) заявленного виновного лица.

Последнее правило обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, по месту совершения правонарушения находятся доказательства. У арбитражного суда может возникнуть необходимость в осмотре места совершенного правонарушения. Во-вторых, представителю административного органа необходимо явиться в судебное заседание для дачи объяснений, и для него территориальная удаленность арбитражного суда имеет существенное значение.

В исковом производстве дело рассматривается арбитражным судом по месту нахождения виновного лица. В этом находит проявление некоторая процессуальная льгота. Законодатель сохранил предоставленную льготу уже потому, что процессуальные сроки для привлечения виновного лица к административной ответственности являются чрезвычайно короткими.

1. Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

2. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

3. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения.

4. Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Комментарии к ст. 208 АПК РФ

1. Для подачи заявления по делу об оспаривании решения по поводу привлечения субъекта экономической деятельности к административной ответственности необходимо обратиться в арбитражный суд по месту нахождения (жительства) привлеченного к ответственности лица, потерпевшего, обратившегося с заявлением об оспаривании решения административного органа либо месту нахождения самого административного органа. Таким образом, законодатель устанавливает альтернативную подсудность.

Право выбора принадлежит заявителю, под которым понимается лицо, привлеченное к административной ответственности, или потерпевшее лицо. Поэтому и тот и другой вариант выбора подсудности заявленного спора об оспаривании решения административного органа о привлечении к ответственности будет правильным.

2. Законодателем определен сокращенный десятидневный срок обжалования в арбитражный суд принятого уполномоченным на то административным органом решения о привлечении к ответственности. Иной срок может быть установлен для отдельных категорий административных правонарушений федеральным законом.

Пропущенный по уважительной причине срок судебного обжалования принятого административным органом решения может быть арбитражным судом восстановлен. Рассмотрение вопроса о восстановлении нарушенного срока производится только по ходатайству заявителя. Инициатива арбитражного суда арбитражным процессуальным законом не предусмотрена.

Если основания для восстановления пропущенного процессуального срока не будут арбитражным судом обнаружены (причины не будут признаны уважительными), то последует отказ в его восстановлении.

3. Подача ходатайства необходима и для рассмотрения вопроса о приостановлении исполнительного производства по решению административного органа. Лишь по результатам рассмотрения такого ходатайства арбитражным судом исполнение оспариваемого решения административного органа может быть приостановлено.

Приостановление исполнения решения административного органа о применении санкций за административное правонарушение, совершенное субъектом предпринимательской деятельности, целесообразно при наличии сомнений в правомерности и обоснованности принятого административным органом решения либо наличии явной ошибки при его принятии.

4. Оспаривание решения административного органа о применении к субъекту экономической деятельности карательных административных санкций является вынужденной мерой защиты нарушенных прав в судебном порядке.

Даже при наличии сомнений в законности принятого административным органом решения о его привлечении к административной ответственности недопустимо создавать препятствия для проверки властного и карающего решения в судебном порядке.

Этими обстоятельствами объясняются закрепленные в арбитражном процессуальном законе льготы, связанные с освобождением заявителя от оплаты государственной пошлины.

1. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

2. К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Комментарии к ст. 204 АПК РФ

1. Законодатель определяет исчерпывающие требования, предъявляемые к заявлению о привлечении к административной ответственности участника экономической деятельности, виновного в совершении административного правонарушения.

Оно подается в арбитражный суд в письменной форме, подписанное уполномоченным лицом либо его представителем на основании надлежащим образом оформленной доверенности. Заявление может быть подано посредством заполнения формы на официальном сайте арбитражного суда в глобальной сети Интернет.

В подаваемом заявлении должно быть указано наименование арбитражного суда, наименование заявителя, его местонахождение, номер телефона, факса, адрес электронной почты, а также наименование лица, привлекаемого к административной ответственности, его место нахождения (жительства), имеющиеся сведения о контактах для экстренной связи.

Заявление содержит перечень прилагаемых к нему документов, доказательства направления лицу, привлекаемому к административной ответственности, копии заявления со всеми отсутствующими у того приложениями заказной корреспонденции с уведомлением о ее вручении.

В заявлении, кроме того, в обязательном порядке указываются дата и место совершения административного правонарушения, должность и фамилия с инициалами должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, дополнительные сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности (если они имеют значение для квалификации правонарушения и определения степени ответственности, например, об инвалидности), квалификация административного правонарушения при составлении о нем протокола, требование административного органа о привлечении виновного лица к административной ответственности на основании действующего закона.

Вид административной ответственности и мера наказания определяются арбитражным судом как уполномоченным на то государственным органом, поэтому отсутствие достаточной информации по этому поводу в заявлении административного органа не порождает ущербности указанного документа .

Пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

Если в заявлении административного органа содержится ошибочная правовая квалификация совершенного административного правонарушения, то арбитражный суд применяет правильную квалификацию при наличии в протоколе об административном правонарушении достаточных сведений о событии правонарушения и подтверждающих эту квалификацию доказательств.

Если правомерное изменение арбитражным судом квалификации административного правонарушения порождает неподведомственность ему дела об административном правонарушении, то производство по нему прекращается, заявление и прилагаемые документы возвращаются в адрес административного органа.

Вышеперечисленные сведения в обязательном порядке указываются, несмотря на их наличие в протоколе о совершенном правонарушении. Последний часто составляется собственноручно, имеет неразборчивые записи, препятствующие или создающие помехи судопроизводству в арбитражном суде.

Направление административным органом в арбитражный суд вместо заявления протокола об административном правонарушении влечет его возврат. Применение института оставления без движения здесь неуместно по причине отсутствия заявления как такового и короткого срока, установленного законодателем для привлечения правонарушителя к административной ответственности.

2. Приложение к заявлению, подаваемому в арбитражный суд, является многослойным. Во-первых, оно отражает перечень приложенных к нему документов, включая протокол об административном правонарушении. Во-вторых, протокол об административном правонарушении имеет собственные приложения, включая доказательства направления его копии в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, получения копии протокола лицом, привлекаемым к административной ответственности, либо вручения ему копии протокола.

Протокол об административном правонарушении является основным документом, фиксирующим событие правонарушения и добытые доказательства, поэтому его форма и содержание определяются законом (ст. 28.2 КоАП).

К протоколу могут быть приложены зафиксированные показания технических средств, протоколы изъятия образцов и проб, протоколы осмотра транспортных средств, протоколы осмотра помещений и документов, иные документы, фиксирующие информацию, необходимую для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по адресу или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Комментарий к ст. 203 АПК РФ

1. Устанавливая территориальную подсудность дел о привлечении к административной ответственности, АПК учитывает, с одной стороны, общие правила о территориальной подсудности, применяемые в исковом производстве (ст. 35 АПК), а с другой - особенности совершения административных правонарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями - данные правонарушения, как правило, совершаются по месту нахождения юридического лица или месту жительства индивидуального предпринимателя. Если деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя не выходит за пределы одного субъекта РФ, то место совершения правонарушения и место рассмотрения дела арбитражным судом фактически совпадают, что полностью соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.5 КоАП.

В тех случаях, когда административное правонарушение совершено юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем вне места его нахождения или места его жительства, место рассмотрения дела определяется административным органом, составившим протокол об административном правонарушении (возбудившим дело прокурором), - заявление может быть подано по месту совершения административного правонарушения или по месту нахождения (жительства) лица, его совершившего. Очевидно, что выбор должен зависеть от факторов, оказывающих влияние на объективность рассмотрения дела, - местонахождение основных доказательств, возможность лица, совершившего правонарушение, участвовать в рассмотрении дела и т.п.

2. В целях обеспечения объективного рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных по месту нахождения территориально обособленных (находящихся на территории другого субъекта РФ) филиалов и представительств юридического лица, ВАС РФ со ссылкой на ст. 29.5 КоАП разъяснил, что такие дела должны рассматриваться по месту совершения административного правонарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

В случае совершения административного правонарушения иностранным юридическим лицом, не имеющим филиала или представительства на территории РФ, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению по месту его совершения либо по месту проведения административного расследования.

Рассмотрение дела по месту жительства индивидуального предпринимателя, а не по месту совершения им административного правонарушения, если его предпринимательская деятельность осуществляется на территории другого субъекта РФ, значительно усложняет процесс доказывания виновности такого лица, представление административным органом надлежащих доказательств суду и, на наш взгляд, подобный подход требует корректировки.

3. Нарушение правил территориальной подсудности, т.е. рассмотрение дела об административном правонарушении по месту совершения административного правонарушения, а не по месту нахождения юридического лица (месту жительства индивидуального предпринимателя), не всегда признается грубым процессуальным нарушением, влекущим отмену судебного акта (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 07.10.2008 N 5853/08).

4. При определении места нахождения юридического лица и места жительства индивидуального предпринимателя следует руководствоваться ст. ст. 20 и 54 ГК и ст. 8 ФЗ о госрегистрации.

5. На практике может возникнуть вопрос о том, где должно рассматриваться дело о привлечении к административной ответственности юридического лица, если одно и то же административное правонарушение, например в виде противоправного бездействия, было выявлено и по месту нахождения юридического лица, и по месту нахождения территориально обособленного филиала (представительства) юридического лица либо только по месту нахождения нескольких филиалов (представительств), находящихся на территории разных субъектов РФ. В первом случае дело подлежит рассмотрению по месту нахождения юридического лица, а во втором - по месту нахождения того филиала (представительства), в отношении которого административный орган первым обратился в арбитражный суд с заявлением, которое было принято к рассмотрению (ч. 1 ст. 39 АПК).

Под ред. В.В. Яркова "КОММЕНТАРИЙ К АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"

АБСАЛЯМОВ А.В., АБУШЕНКО Д.Б., БЕССОНОВА А.И., БУРАЧЕВСКИЙ Д.В., ГРЕБЕНЦОВ А.М., ДЕГТЯРЕВ С.Л., ДОЛГАНИЧЕВ В.В., ЗАГАЙНОВА С.К., КУЗНЕЦОВ Е.Н., ЛАЗАРЕВ С.В., ПЛЕШАНОВ А.Г., РАЗДЬКОНОВ Е.С., РЕНЦ И.Г., РЕШЕТНИКОВА И.В., СКУРАТОВСКИЙ М.Л., СОЛОМЕИНА Е.А., СПИЦИН И.Н., ТАРАСОВ И.Н., ТИМОФЕЕВ Ю.А., ХАЗАНОВ С.Д., ХАЛАТОВ С.А., ЧУДИНОВСКАЯ Н.А., ЯРКОВ В.В., 2020. Издательство "СТАТУТ"

Судебная практика по статье 203 АПК РФ:

Исходя из указанного соотношения норм КоАП РФ и главы 25 АПК РФ территориальная подсудность дел об административных правонарушениях арбитражным судам должна определяться по специальным правилам предусмотренным статьей 203 АПК РФ. В силу статьи 203 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Согласно статье 203 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Майдарово, д. 8, кв. 71, что подтверждается протоколом об административном правонарушении, то есть место жительства ответчика находится в Московской области. В соответствии со статьей 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: