Сколько лет военным судам

Обновлено: 01.05.2024

Об истории военных судов и их сегодняшнем дне рассказывает заместитель председателя Верховного суда Российской Федерации – председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Владимир ХОМЧИК.

– Владимир Владимирович, полагаю, читателям будет интересно узнать об истории и современном состоянии отечественной военной судебной системы, о перспективах её развития.
– Вообще, военные суды в России возникли с появлением самой регулярной армии. Что же касается современной военно-судебной системы, то она ведёт отсчёт своей истории с момента формирования Военно-революционного трибунала республики, который почти 100 лет назад, а именно 8 декабря 1918 года, приступил к работе.
Общеизвестно, что правонарушения, совершаемые военно-служащими, ослабляют уровень боевой готовности армии и флота, негативно влияют на их способность защищать суверенитет.

Поэтому все страны, и Россия не исключение, наделяют те или иные органы государства властными полномочиями по использованию правовых санкций в отношении людей в погонах, совершивших правонарушения.
Важнейшими задачами военных судов были и остаются защита интересов государства, укрепление законности, поддержание правопорядка, воинской дисциплины и боеспособности в Вооружённых Силах, в других войсках, воинских формированиях и органах, соблюдение прав и законных интересов военнослужащих, рассмотрение уголовных дел о совершении наиболее опасных преступлений. При этом осуществление правосудия базируется на глубоком знании специфики военной службы, военного законодательства, воинских уставов, наставлений и приказов, конкретных условий жизнедеятельности войск. Особо отмечу, что военные судьи подготовлены выполнять профессиональные обязанности и в условиях боевых действий.
– В настоящее время проводится реорганизация военных судов. Как она проходит?
– Недавно принятые законы стали важным шагом на пути совершенствования военной судебной системы и повышения эффективности правосудия в Вооружённых Силах. Ими созданы кассационный и апелляционный военные суды, упразднён ряд окружных и гарнизонных военных судов, а некоторые окружные военные суды объединены. Верховным судом Российской Федерации совместно с Судебным департаментом при Верховном суде проводится работа по реализации этих двух новых законодательных актов, в том числе по комплектованию судов квалифицированными судейскими кадрами. До 1 октября 2019 года организационные мероприятия должны быть завершены, и суды начнут работу. В Вооружённых Силах правосудие будут осуществлять 111 военных судов, из них один кассационный и один апелляционный, 9 окружных (флотских) военных судов, 100 гарнизонных военных судов.

В Вооружённых Силах правосудие будут осуществлять 111 военных судов, из них один кассационный и один апелляционный, 9 окружных (флотских) военных судов, 100 гарнизонных военных судов

Наша справка. 29 июля 2018 года был принят Федеральный конституционный закон
№ 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», 12 ноября 2018 года – Федеральный закон № 403-ФЗ «О создании, упразднении некоторых военных судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых военных судов».
– Не ошибусь, если предположу, что одной из основных задач в сфере обеспечения национальной безопасности любого государства является сегодня противодействие терроризму. Какова здесь роль военных судов?
– Проблема терроризма в последние годы приобрела глобальный характер. Это угроза интересам граждан, общественной безопасности, стабильности государств, международным отношениям в целом. Рост террористической опасности происходит на фоне обострения и распространения политического, этнического, религиозного экстремизма.
Роль судебных органов в противодействии этому злу заключается в признании организаций террористическими и рассмотрении уголовных дел в отношении лиц, совершивших преступления террористической направленности. С 2003 по 2017 год Верховным судом России, а также окружными военными судами были признаны террористическими и запрещена деятельность на территории государства 27 организаций. В их числе «Аль-Каида», «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Движение Талибан», «Имарат Кавказа», «Исламское государство», «Джебхат ан-Нусра» и другие.
– А если говорить об уголовной политике Российской Федерации в отношении преступлений террористической направленности – она в последнее время претерпела изменения?
– Безусловно, ведь происходящие в стране и в мире события влияют на оценку угроз, тактику противодействия терроризму. За этот достаточно короткий промежуток времени сформирован комплекс уголовно-правовых норм, направленных на защиту государственных интересов от действий террористической направленности. Они в совокупности с другими мерами образуют эффективную систему противодействия терроризму.
Например, увеличение числа преступлений террористической направленности и, как следствие, возникновение угроз личной безопасности участников судебного разбирательства привело к тому, что дела такого рода стали передаваться для рассмотрения в окружные военные суды. Опасности и угрозы, возникавшие при рассмотрении таких дел судами общей юрисдикции, потребовали также изменений в уголовно-процессуальном законодательстве по вопросам территориальной подсудности уголовных дел данной категории.
С 1 января 2015 года уголовные дела террористической направленности переданы на рассмотрение по подсудности Московскому и Северо-Кавказскому окружным военным судам. С июля 2016 года рассмотрение уголовных дел данной категории возложено на Приволжский, а с июня 2017 года – на Дальневосточный окружные военные суды. В 2015 году Московским и Северо-Кавказским окружными военными судами рассмотрено с вынесением приговоров более 80 дел террористической направленности в отношении более чем 120 лиц. В 2016 году Московским, Приволжским и Северо-Кавказским окружными военными судами – свыше 180 дел в отношении более чем 220 человек; в 2017 году – порядка 250 дел данной категории в отношении более чем 350 лиц.
Наиболее резонансными стали уголовные дела о совершении ряда тяжких и особо тяжких преступлений Исой Хашагульговым и рядом других лиц в организации взрыва на рынке во Владикавказе в 2010 году, уголовное дело о совершении актов терроризма в 2001-2002 годах Хасаном Закаевым и другими, дела «Норд-Оста». Участники этих преступлений привлечены к наказаниям, связанным с пожизненным лишением свободы либо с длительными сроками её лишения.
– Владимир Владимирович, на ваш взгляд, какие проблемы требуют решения в ходе дальнейшего совершенствования законодательства, связанного с организацией деятельности военных судов?
– К таким вопросам в первую очередь следует отнести деятельность судов в военное время. Реформа военно-судебной системы и замена военной службы государственной гражданской службой, безусловно, способствуют повышению открытости, доступности информации о деятельности военных судов. Однако представляется, что в условиях военного положения, боевых действий потребуется внесение изменений в законодательство о статусе судей и работников аппарата военных судов, в соответствии с которыми с объявлением военного положения они должны надевать погоны.
Солидарен также с позицией учёных-правоведов о том, что для успешного выполнения поставленных задач в период боевых действий судьи военных судов должны иметь не только специальную военную подготовку, но и стаж военной службы.
– А в условиях, когда судьи военных судов больше не являются военнослужащими, необходима ли им военно-юридическая подготовка?
– Да, и в этом залог успешного решения возложенных на военные суды задач. Напомню, что в 2009 году был упразднён институт прикомандирования военнослужащих к Верховному суду Российской Федерации и к военным судам. Как следствие, упразднено прохождение ими военной службы на судебных должностях и должностях работников аппаратов военных судов. Сегодня большинство судей военных судов – офицеры запаса. Они проходили военную службу в рядах Вооружённых Сил, хорошо знают специфику воинских взаимоотношений, особенности армейского быта.
Такая практика сложилась исторически и обеспечена законом о военных судах. Преимущественным правом назначения на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий такое звание, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.
Необходимость военно-юридической подготовки судей и их помощников обусловлена спецификой правового регулирования военно-служебных отношений. Изучение таких учебных дисциплин, как военная администрация, военно-уголовное право, судебная защита прав военнослужащих, а также ряда других, позволяет им качественно рассматривать дела. Сегодня эти дисциплины преподаются, к сожалению, только на военной кафедре Российского государственного университета правосудия, где осуществляется подготовка специалистов по военно-учётной специальности «Судебная работа».
Полагаю, что выпускники военной кафедры этого вуза смогут занять достойное место в военно-судебной системе России, комплектование которой осуществлялось выпускниками Военного университета Минобороны России, а в советский период – Военного Краснознамённого института, военно-юридического факультета Военно-политической академии имени В.И. Ленина и Военно-юридической академии.
– Владимир Владимирович, спасибо вам за интервью и с наступающим юбилеем военных судов России.


В Москве 7 декабря 2018 года состоялось торжественное собрание, посвященное 100-летию со дня образования военных судов в России. Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Михайлович Лебедев поздравил ветеранов, судей и участников со знаменательной датой.

В приветственном слове Глава Верховного Суда Российской Федерации напомнил, что в начале декабря 1918 года состоялось первое заседание Военно-Революционного Трибунала Республики.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации отметил, что становление и развитие военных судов в Российской Федерации проходило достаточно трудно. В октябре 1991 года была принята Концепция судебной реформы РСФСР, система военных трибуналов не соответствовала данной концепции.

На заседание Президиума Верховного Суда РСФСР 28 декабря 1991 года был вынесен вопрос об упразднении военных трибуналов, однако, обсудив принципиальную позицию о сохранении военной юстиции, военную коллегию включили в состав Верховного Суда РСФСР, затем было принято решение о включении военных трибуналов в судебную систему РСФСР. Позднее, 21 апреля 1992 года, военные трибуналы переименованы в военные суды.

Окончательно судебно-правовой статус военных судов был закреплен в Федеральных конституционных законах «О судебной системе Российской Федерации» и «О военных судах Российской Федерации», – подчеркнул Вячеслав Михайлович Лебедев.

К 100-летию образования военных судов в России был приурочен и прошедший накануне, 6 декабря 2018 года, в Верховном Суде Российской Федерации семинар-совещание с участием председателей окружных (флотских) и гарнизонных военных судов, в ходе работы которого обсуждались проблемные вопросы квалификации преступлений против военной службы и воинских должностных преступлений; судебной практики военных судов, связанной с применением законодательства о военной службе и статусе военнослужащих; судебной практики военных судов, связанной с обеспечением военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями, а также вопросы рассмотрения военными судами административных и гражданских дел, связанных с соблюдением должностными лицами органов военного управления требований законодательства Российской Федерации о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат и другие.

Кроме того, были затронуты, в частности, и темы, касающиеся особенностей рассмотрения уголовных дел гарнизонными военными судами с участием суда присяжных; судебной практики рассмотрения гарнизонными военными судами жалоб, поданных в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации; квалификации хищения чужого имущества путем мошенничества; особенностей назначения военнослужащим уголовных наказаний за совершенные преступления.

В рамках проходивших мероприятий, посвященных 100-летию образования военных судов в России, состоялась церемония награждения юбилейными медалями «100 лет военным судам».

7 декабря в Верховном Суде РФ отметили "100-летие со дня образования военных судов в России". Ранее приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 4 июня 2018 г. № 90 была учреждена медаль «100 лет военным судам Российской Федерации».


Воистину торжество символично избирательностью даты.

8 декабря 1918 года состоялось первое заседание высшего внесудебного (неправосудного) органа расправы с неблагонадёжным классовым элементом в войсках - Революционного военного трибунала при Революционном Военном Совете Республики в составе тов. Данишевского, Мехоношина и Аралова.


Первый председатель Реввоентрибунала РСФСР К.Данишевский в интервью газеты Известия ВЦИК заявил: "Военные трибуналы не руководствуются и не должны руководствоваться никакими юридическими нормами. Это карающие органы, созданные в процессе напряженнейшей революционной борьбы".


Думаю, излишне говорить о том, сколько невинно осуждённых на смерть людей стали жертвами такого "правосудия", если даже первые двое из членов высшего военного трибунала были расстреляны в 1938 году по приговору Военной коллегии ВС СССР, а третий его член был на грани расстрела и спасся сменой руководства НКВД.

Идеология подобных органов расправы оформилась ещё 20 июня 1918 года в Митрофаньевском зале Кремля (чем не дата для "торжества"?) в деле наморси, капитана 1 ранга Алексея Михайловича Щастного - героя, спасшего в Ледовом походе Балтийский флот от гибели, сыграв тем самым ключевую роль в удержании Петрограда от захвата немцами, о покровительственной роли которых советской власти знал командующий морскими силами.


На следующий день после ареста А.М. Щастного был учрежден Ревтрибунал при ВЦИКе, а тремя днями ранее постановлением наркома юстиции П. Стучки был отменен установленный на II Всероссийском съезде Советов запрет на применение судом смертной казни. Против обвиняемого выступал только Л.Д. Троцкий, который лично арестовал, допросил, поддержал обвинение и побывал в совещательной комнате членов трибунала. Ранним утром в сквере Александровского военного училища (ныне - территория главного корпуса Минобороны России по адресу Знаменка, 19, где мне довелось служить по выпуску из Военного университета) первый смертный приговор был приведён в исполнение.

О внесудебной сущности "прародителей" военных судов можно составить мнение по тексту Положения о революционных военных трибуналах, утв. постановлением Реввоенсовета РСФСР от 04.02.1919: "В своих решениях и приговорах Революционный Военный Трибунал фронта руководствуется интересами Социалистической Республики, обороны ее от врагов Социалистической Революции и интересами классовой войны за торжество пролетариата, как это подсказывается ему революционным коммунистическим правосознанием и революционной совестью".

На самом деле история военных судов насчитывает не одно, а целых три столетия. Специализированные военные суды берут начало от издания в 1715 году Артикула воинского и Краткого изображения процесса и судебных тяжб, которые составили соответственно части 2 и 3 Воинского устава Петра I. В частности, были созданы военные суды, которые назначались из числа преимущественно офицеров ad hoc в составе презуса (председатель), асессоров (члены) в количестве 6 в генеральских или 12 в полковых судах, протоколиста (секретарь) и адъютанта (судебный пристав), а также единственного штатского - аудитора, обладавшего юридическими познаниями. Чуть позже был создан первый постоянный военный суд, который рассматривал дела уклонистов и дезертиров в Москве (Указ от 15 февраля 1723 г. «Об учреждении в Москве постоянного нижнего Военного Суда согласно 50 главе Воинского устава.// П.С.З. -Т.VII. – № 4166).

В таком виде, разве что с увеличением в рамках реакционной политики самодержавия 1-ой половины XIX в. числа подсудных лиц до 70 (не только военных, но и множество гражданских, даже таких, как торговцы опиумом и похитители казённого имущества), военные суды просуществовали вплоть до Военно-судебной реформы 1864-1867 года, когда был принят Военно-судебный устав, провозгласивший независимость суда от военной администрации и несменяемость судей.


Однако в полной мере эти принципы не были воплощены в жизнь. Во-первых, по военным округам полковые и окружные суды учреждались постепенно вплоть до контрреформы Военно-судебных уставов обр. 1883-1885 гг., вызванных нарастанием революционных настроений. Во-вторых, общий надзор за военно-судебными местами лежал на военном министре, который был вправе за недостатки и упущения по военной службе (вне связи с судебной деятельностью) наложить дисциплинарные взыскания в виде замечания или выговора.

Главный военный суд с отделениями в Сибири и на Кавказе должен был наблюдать "за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением военными судами" (ст. 1-4 Военно-судебного устава 1867 г.). Правительствующий Сенат являлся кассационной инстанцией для общих, но не военных судов. Наряду с ними продолжал функционировать высший чрезвычайный военно-судебный орган - Верховный уголовный суд, который рассматривал дела по первой инстанции, подобные делам Д.В. Каракозова (1866), А.К. Соловьева (1879). С 1906 года являлся уже постоянным присутственным местом в составе Сената (в недавней (2017) экранизации романа Алексея Толстого "Хождение по мукам" в эпизоде лекции профессора юридического факультета ошибочно упомянается всё ещё в качестве суда ad hoc, в тексте самого романа такого места не припоминаю).

Военные судьи назначались из числа офицеров, имевших профессиональное юридическое образование и безупречную репутацию. Поставщиком кадров была Александровская военно-юридическая академия (с 1867), в которой преподавали такие профессора как К.Д. Кавелин, Н.М. Коркунов. Известно, что с 1896 под 1906 год здесь читал лекции известный цивилист, доктор римского права Давид Давидович Гримм. Военно-юридическую академию закончил внук Александра II Великий князь Андрей Владимирович Романов.

Возвращаясь к военно-полевым трибуналам, 100-летие со дня появления которых в советской республике было торжественно отмечено в Верховном Суде РФ, следует знать, что они в отличие от обыкновенных военных судов царской России не имели хотя бы в какой-либо степени цивилизованную процессуальную форму. Да и во всяком случае, есть у них прародитель и постарше - суд скорорешительный, который упоминается в Кратком артикуле (1706 г.) и в гл.50 Воинского устава Петра I: «преступник при остановке оного полка или роты без всяких обстоятельств и допросов, через священника токмо исповедался, и потом того часу пред всеми повешен или расстрелян иметь быть».

7 декабря в Верховном Суде РФ отметили "100-летие со дня образования военных судов в России". Ранее приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 4 июня 2018 г. № 90 была учреждена медаль «100 лет военным судам Российской Федерации».


Воистину торжество символично избирательностью даты.

8 декабря 1918 года состоялось первое заседание высшего внесудебного (неправосудного) органа расправы с неблагонадёжным классовым элементом в войсках - Революционного военного трибунала при Революционном Военном Совете Республики в составе тов. Данишевского, Мехоношина и Аралова.


Первый председатель Реввоентрибунала РСФСР К.Данишевский в интервью газеты Известия ВЦИК заявил: "Военные трибуналы не руководствуются и не должны руководствоваться никакими юридическими нормами. Это карающие органы, созданные в процессе напряженнейшей революционной борьбы".


Думаю, излишне говорить о том, сколько невинно осуждённых на смерть людей стали жертвами такого "правосудия", если даже первые двое из членов высшего военного трибунала были расстреляны в 1938 году по приговору Военной коллегии ВС СССР, а третий его член был на грани расстрела и спасся сменой руководства НКВД.

Идеология подобных органов расправы оформилась ещё 20 июня 1918 года в Митрофаньевском зале Кремля (чем не дата для "торжества"?) в деле наморси, капитана 1 ранга Алексея Михайловича Щастного - героя, спасшего в Ледовом походе Балтийский флот от гибели, сыграв тем самым ключевую роль в удержании Петрограда от захвата немцами, о покровительственной роли которых советской власти знал командующий морскими силами.


На следующий день после ареста А.М. Щастного был учрежден Ревтрибунал при ВЦИКе, а тремя днями ранее постановлением наркома юстиции П. Стучки был отменен установленный на II Всероссийском съезде Советов запрет на применение судом смертной казни. Против обвиняемого выступал только Л.Д. Троцкий, который лично арестовал, допросил, поддержал обвинение и побывал в совещательной комнате членов трибунала. Ранним утром в сквере Александровского военного училища (ныне - территория главного корпуса Минобороны России по адресу Знаменка, 19, где мне довелось служить по выпуску из Военного университета) первый смертный приговор был приведён в исполнение.

О внесудебной сущности "прародителей" военных судов можно составить мнение по тексту Положения о революционных военных трибуналах, утв. постановлением Реввоенсовета РСФСР от 04.02.1919: "В своих решениях и приговорах Революционный Военный Трибунал фронта руководствуется интересами Социалистической Республики, обороны ее от врагов Социалистической Революции и интересами классовой войны за торжество пролетариата, как это подсказывается ему революционным коммунистическим правосознанием и революционной совестью".

На самом деле история военных судов насчитывает не одно, а целых три столетия. Специализированные военные суды берут начало от издания в 1715 году Артикула воинского и Краткого изображения процесса и судебных тяжб, которые составили соответственно части 2 и 3 Воинского устава Петра I. В частности, были созданы военные суды, которые назначались из числа преимущественно офицеров ad hoc в составе презуса (председатель), асессоров (члены) в количестве 6 в генеральских или 12 в полковых судах, протоколиста (секретарь) и адъютанта (судебный пристав), а также единственного штатского - аудитора, обладавшего юридическими познаниями. Чуть позже был создан первый постоянный военный суд, который рассматривал дела уклонистов и дезертиров в Москве (Указ от 15 февраля 1723 г. «Об учреждении в Москве постоянного нижнего Военного Суда согласно 50 главе Воинского устава.// П.С.З. -Т.VII. – № 4166).

В таком виде, разве что с увеличением в рамках реакционной политики самодержавия 1-ой половины XIX в. числа подсудных лиц до 70 (не только военных, но и множество гражданских, даже таких, как торговцы опиумом и похитители казённого имущества), военные суды просуществовали вплоть до Военно-судебной реформы 1864-1867 года, когда был принят Военно-судебный устав, провозгласивший независимость суда от военной администрации и несменяемость судей.


Однако в полной мере эти принципы не были воплощены в жизнь. Во-первых, по военным округам полковые и окружные суды учреждались постепенно вплоть до контрреформы Военно-судебных уставов обр. 1883-1885 гг., вызванных нарастанием революционных настроений. Во-вторых, общий надзор за военно-судебными местами лежал на военном министре, который был вправе за недостатки и упущения по военной службе (вне связи с судебной деятельностью) наложить дисциплинарные взыскания в виде замечания или выговора.

Главный военный суд с отделениями в Сибири и на Кавказе должен был наблюдать "за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением военными судами" (ст. 1-4 Военно-судебного устава 1867 г.). Правительствующий Сенат являлся кассационной инстанцией для общих, но не военных судов. Наряду с ними продолжал функционировать высший чрезвычайный военно-судебный орган - Верховный уголовный суд, который рассматривал дела по первой инстанции, подобные делам Д.В. Каракозова (1866), А.К. Соловьева (1879). С 1906 года являлся уже постоянным присутственным местом в составе Сената (в недавней (2017) экранизации романа Алексея Толстого "Хождение по мукам" в эпизоде лекции профессора юридического факультета ошибочно упомянается всё ещё в качестве суда ad hoc, в тексте самого романа такого места не припоминаю).

Военные судьи назначались из числа офицеров, имевших профессиональное юридическое образование и безупречную репутацию. Поставщиком кадров была Александровская военно-юридическая академия (с 1867), в которой преподавали такие профессора как К.Д. Кавелин, Н.М. Коркунов. Известно, что с 1896 под 1906 год здесь читал лекции известный цивилист, доктор римского права Давид Давидович Гримм. Военно-юридическую академию закончил внук Александра II Великий князь Андрей Владимирович Романов.

Возвращаясь к военно-полевым трибуналам, 100-летие со дня появления которых в советской республике было торжественно отмечено в Верховном Суде РФ, следует знать, что они в отличие от обыкновенных военных судов царской России не имели хотя бы в какой-либо степени цивилизованную процессуальную форму. Да и во всяком случае, есть у них прародитель и постарше - суд скорорешительный, который упоминается в Кратком артикуле (1706 г.) и в гл.50 Воинского устава Петра I: «преступник при остановке оного полка или роты без всяких обстоятельств и допросов, через священника токмо исповедался, и потом того часу пред всеми повешен или расстрелян иметь быть».


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

История возникновения и развития системы военных судов в России

8 декабря 2014 года исполнится 96 лет со дня создания военных судов (военных трибуналов) России. В военные суды они были переименованы в 1993 году. Первые военные трибуналы были созданы на фронтах гражданской войны летом 1918 года. Уже в декабре приступил к работе Революционный военный трибунал республики, руководивший всеми военными трибуналами. Дата одного из его первых распорядительных заседаний, которое состоялось 8 декабря 1918 года, вошла в историю как день образования военных судов.

На самом деле история военных судов значительно продолжительнее и богаче. Началась она еще в допетровские времена. Тогда не было военно-уголовного законодательства и судопроизводства, подсудность ратных людей в мирное и военное время была разной. В мирное время они несли ответственность перед отдельными приказами - гражданскими органами, ведающими отдельными отраслями управления (в 1802 году вместо приказов были созданы первые 8 министерств). В военное время ратные люди были подсудны Воеводскому суду и назначаемым им суду полковых судей или сотенных голов.

В 1716 году Петр I создает регулярную армию и принимается Воинский устав. Одновременно был учрежден "правильный самостоятельный военный суд" и принят Военно-уголовный кодекс. В ходе Великой судебной реформы 15 мая 1867 года царь утвердил Военно-судебный устав, на основании которого в российской армии создаются полковые и военно-окружные суды, Главный военный суд, которые действовали до революции 1917 года.

Согласно Соборному уложению 1649 года "О службе всяких ратных людей Московского государства" во время сбора и в военное время суд над ратными людьми осуществляли полковые командиры или по их назначению полковые судьи, а также другие воинские начальники. Как видно, это были суды временные, которые действовали в период сбора армии и ведения боевых действий.
После создания Петром I регулярной армии требовалось любыми мерами поддерживать в ней дисциплину и порядок, Петр I, организуя государственный аппарат, наряду с общими судами, создал в 1702 году военные суды. Наиболее полно их организацию и деятельность регламентировал Воинский устав 1716 года, в котором была специальная глава "О суде и судиях".
Низшей инстанцией военного суда был полковой суд. Ему были подсудны обер-офицеры и нижние чины за все преступления, кроме тех, которые подлежали суду вышестоящего суда - генерального.

Генеральный суд был апелляционной инстанцией для полковых судов. Он же был и первой инстанцией по наиболее важным делам. Генеральному суду были подсудны все государственные преступления, в том числе и против государя, преступления высших воинских чинов и преступления против этих чинов.
Кроме генерального и полкового суда, существовал еще скорорешительный суд как прообраз военно-полевых судов. Отличался он быстротой процесса, учреждался в военное время, в походе. Этот суд на месте преступления выносил приговор о смертной казни и тут же приводил его в исполнение. Все эти суды не были постоянными, создавались они по мере надобности командованием. Им же назначались и судьи. Такое положение действовало до судебной реформы XIX века.

В 1987 году был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым стала создаваться новая военно-судебная система. В нее входили полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя отделениями - в Сибири и на Кавказе.
Устав определил, что судебная власть в военном ведомстве принадлежит указанным судам, которые должны были действовать как установления коллегиальные. Полковые и военно-окружные суды являлись судами первой инстанции и рассматривали дела по существу. Главный военный суд был судом второй инстанции, решал дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров. Он так же должен был наблюдать "за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением военными судами". Суды полковых судов назначались командиром полка из числа офицеров (председатель - на 1 год, члены судов - на 6 месяцев).

Военно-окружные суды состояли из постоянных и временных членов. Судьи военно-окружных судов и Главного военного суда должны были быть офицерами и иметь юридическое образование. Подбирались они военным министром и назначались приказом царя.
Данная система военных судов просуществовала до 1917 года. После октября 1917 года в России были упразднены все ранее действовавшие судебные установления, в том числе и военные суды.

В соответствии с Декретом о суде N 1, принятым Советским правительством в ноябре 1917 года, в стране началось создание новых народных судов, которые должны были избираться населением. На эти суды возлагалось и рассмотрение дел о преступлениях, совершаемых военнослужащими. Однако вскоре выяснилось, что общегражданские суды не могли обеспечить быстрого и оперативного разрешения возникавших в армии дел, особенно в период боевых действий войск.

Необходимо было создать суды, которые должны быть организационно связаны с армейскими формированиями. По инициативе командования в армии стали создаваться специальные военно-судебные органы - революционные военные трибуналы, которые к концу 1918 года существовали уже на всех фронтах. Кроме того, 14 октября 1918 года был создан Реввоентрибунал Республики, который начал работать в декабре 1918 года.

В июне 1921 года был учрежден единый верховный трибунал в качестве кассационно-надзорного органа для всех трибуналов. В его составе была образованна Военная коллегия, которая в январе 1923 года была включена в состав Верховного Суда РСФСР. В апреле 1924 года, с образованием Верховного Суда СССР, Военную коллегию включили в его состав, и все военные трибуналы стали судами Союза ССР.

Первое положение, регулирующее принципы и деятельность военных трибуналов, было принято в 1919 года в последующем задачи, компетенция и построение военных трибуналов определялись общесоюзным Положением о военных трибуналах 1926 года, а затем Положениями о военных трибуналах 1958 и 1980 гг.
В деятельности этих судов четко просматривалась карательная направленность, характерная для периода гражданской войны в борьбе за власть. Например, первый председатель Реввоентрибунала республики К. Данишевский в интервью корреспонденту газеты "Известия ВЦИК" заявил: "Военные трибуналы не руководствуются никакими юридическими нормами. Это карающие органы, созданные в процессе напряженной революционной борьбы…". Работники вновь созданных трибуналов сами создавали первые инструкции и положения, определявшие перечни преступных деяний и мер наказания, а также регламентировавшие порядок судопроизводства. Позже они были использованы при разработке первых советских кодексов 1922 года.

Из мировой истории известно, что чрезвычайные органы не стремятся к публичности действий. Однако для первых послеоктябрьских лет с их революционным энтузиазмом и бескомпромиссностью действий уровень гласности в работе многих военных трибуналов был высоким. В штаты некоторых трибуналов входили профессиональные журналисты, освещавшие ход рассмотрения судебных дел. Большинство дел слушалось публично, в газетах были постоянные рубрики "В военно-революционном трибунале". В последующем, однако, такой гласности становилось все меньше и меньше.

В 30-е годы XX столетия жизнь страны был период массовых репрессий. Главная роль в их реализации принадлежала внесудебным органам (особым совещаниям, "двойкам", "тройкам"). Военные трибуналы так же принимали в этом участие.
Особый период в деятельности военных трибуналов связан с периодом Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.). В военное время к их подсудности был отнесен большой круг деяний и лиц, их совершивших.

После войны работа военных трибуналов была перестроена применительно к условиям мирного времени. Они стали осуществлять правосудие лишь в отношении военнослужащих, совершивших преступление. Судебную деятельность военные трибуналы всегда осуществляли на основе единых и общих для всех судов принципов. При отправлении правосудия руководствовались общими уголовными и уголовно-процессуальными нормами.

Положение о военных трибуналах 1980 года, сохраняя преемственность в законодательстве, развивало и конкретизировало порядок их образования и компетенцию, правовое положение судей и народных заседателей, систему и полномочия органов, осуществляющих надзор за судебной деятельностью и организационное руководство судами, вопросы материально-технического обеспечения и комплектования личным составом. В этом едином законодательном акте были отражены как судоустройственные, так и судопроизводственные принципы организации и деятельности военных трибуналов; закреплены правовые основы разграничения функций судебного надзора и организационного руководства трибуналами.

Мелехин А.В., доктор юридических наук, профессор.

Запись создана: Пятница, 28 Сентябрь 2018 в 11:01 и находится в рубриках 40 - 50-е годы XX века, Гражданская война, Развитие в 60 - 80-е годы XX века.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: