Государственная регистрация физических лиц в налоговой

Обновлено: 25.04.2024

ИНН — идентификационный номер налогоплательщика. Он присваивается всем физическим и юридическим лицам и уникален для каждого. По таким номерам налоговая ведет учет всех налогоплательщиков в России: проверяет, кому сколько налога начислить и кто сколько уже заплатил. ИНН проставляется во всех платежных документах о начислении и об уплате налогов.

ИНН физлиц состоит из 12 цифр, юрлиц — из 10:

  1. Код субъекта РФ — первые две цифры.
  2. Номер налоговой инспекции, присвоившей ИНН, — следующие две.
  3. Порядковый номер записи в реестре налогоплательщиков — шесть цифр, для организаций — пять.
  4. Контрольное число, которое ФНС вычисляет по специальной формуле, — последние две цифры, для организаций — одна.

Раньше физическим лицам индивидуальный номер присваивался, как только человек становился налогоплательщиком — например, когда устраивался работать. Сейчас налоговая инспекция присваивает ИНН при рождении ребенка — сведения им автоматически передает загс.Если ИНН при рождении не присвоили, его можно получить позже — для этого надо подать заявление. Если у человека нет ИНН и он стал владельцем недвижимости или транспорта, налоговая присвоит ИНН сама. Юридическим лицам номер присваивается при регистрации.

ИНН физлица сохраняется, даже если произошла смена имени, фамилии, места жительства. Идентификационный номер юрлица также никогда не меняется. При регистрации в качестве ИП за предпринимателем сохраняется его ИНН физлица.

Что вы узнаете

Как узнать свой ИНН

В налоговой инспекции

Зайдите в ближайшую инспекцию с паспортом — там скажут ваш ИНН.

На сайте налоговой

Нужно заполнить форму на странице «Узнать ИНН»: указать ФИО, дату рождения и паспортные данные. Если гражданин состоит на учете в налоговых органах, его номер будет показан в строке результата. Через сайт ФНС можно узнать свой идентификационный номер или ИНН другого человека.

На сайте госуслуг

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг и войдите в личный кабинет. В личном кабинете нажмите «Документы и данные» — «Личные документы» — ИНН.

Второй вариант — в строке поиска вбейте «Узнай свой ИНН». Сайт попросит авторизоваться, сведениями из профиля автоматически заполнит заявку и выдаст результат — номер ИНН.

Через госуслуги можно узнать только свой идентификационный номер.

Как узнать ИНН индивидуального предпринимателя и юридического лица

На официальном сайте налоговой есть страница со сведениями из ЕГРЮЛ и ЕГРИП — это реестры, где хранится полная информация о юрлицах и ИП, в том числе идентификационный номер налогоплательщика.

Для сведений о юридическом лице выберите опцию «Юридическое лицо» и введите ОГРН этого юрлица или укажите наименование и регион, в котором находится организация.

Для поиска сведений об ИП выберите закладку «Индивидуальный предприниматель/КФХ» и введите его ОГРНИП или укажите ФИО и регион места жительства.

Результаты поиска ИП по ФИО. В таблице найдите нужного индивидуального предпринимателя — напротив фамилии в соответствующей колонке будет его идентификационный номер

Если кликнуть по фамилии в таблице выше, система сформирует выписку из единого государственного реестра ИП. В выписке содержатся все сведения об индивидуальном предпринимателе, в том числе и ИНН

Если нужно узнать свой ИНН предпринимателя или юридического лица, и при этом есть личный кабинет на сайте ФНС, то сведения об ИНН всегда есть в ЛК. Их можно посмотреть как на сайте, так и в мобильном приложении для личного кабинета.

Как и где получить ИНН

Обычно под ИНН подразумевают не сам номер, а свидетельство, которое выдает налоговая при постановке на учет, — в нем указан номер.

Первый раз такое свидетельство выдают бесплатно в любом налоговом органе России, который работает с физическими лицами. Для этого нужен паспорт и заполненное заявление о постановке физлица на налоговый учет по форме № 2-2-Учет.

Есть несколько способов подать заявление о постановке на учет и получить свидетельство.

В налоговой инспекции

В МФЦ

Выберите ближайший к вам МФЦ и уточните по телефону, можно ли в нем получить свидетельство. Если получать документ в МФЦ, срок выдачи увеличится до 7—10 дней.

К заявлению по форме № 2-2-Учет приложите нотариально заверенную копию паспорта и отправьте их заказным письмом. В этом случае свидетельство придет также письмом на адрес, указанный в заявлении. Специалист налоговой инспекции подготовит и отправит документ в течение пяти рабочих дней. Еще несколько дней займет почтовая пересылка.

Через интернет на сайте ФНС

Сервис предложит выбрать любую инспекцию для получения свидетельства и сообщит дату, когда оно будет готово.

Получение свидетельства при отправке такого заявления на сайте ФНС может занять больше времени, чем при личной подаче. Налоговый орган сначала проверит все сведения, содержащиеся в заявлении, направит запросы в органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства. После подтверждения всех сведений налоговый орган поставит гражданина на учет и выдаст документ в течение пяти рабочих дней.

Получение ИНН на ребенка

Если ребенок достиг 14-летнего возраста, он может получить свидетельство самостоятельно любым из указанных выше способов.

Получением свидетельства для ребенка младше 14 лет должен заниматься его законный представитель — мать или отец, усыновитель, опекун.

Вот какой набор документов понадобится:

  1. Заявление по форме № 2-2-Учет , заполненное от лица законного представителя ребенка.
  2. Паспорт гражданина, от имени которого заполнено заявление.
  3. Свидетельство о рождении ребенка.

Документы можно подать любым из способов, указанных в предыдущем разделе.

Как восстановить или заменить свидетельство ИНН

При смене фамилии, имени, отчества, пола, даты рождения, места рождения нужно заменить свидетельство — идентификационный номер при этом остается прежним. Сроков для такой замены нет, органы записи актов гражданского состояния сами направляют измененные сведения в налоговую. Обязанности получить новый документ также не установлено — заменить его можно для удобства.

Порядок получения нового документа аналогичен получению ИНН впервые. При изменении персональных данных вы получите новое свидетельство бесплатно.

Если документ испорчен или утрачен, нужно восстановить его, получив повторное свидетельство. Оно стоит 300 рублей. Госпошлину за повторную выдачу свидетельства можно оплатить на сайте налоговой. Квитанцию об оплате нужно приложить к стандартному набору документов для получения: паспорту и заявлению по форме № 2-2-Учет.

Если вы сменили место жительства, получать новое свидетельство ИНН не нужно.

Дубликат свидетельства о постановке на налоговый учет будет готов через 5 рабочих дней при подаче документов в налоговой инспекции и через 7—10 дней при подаче документов через МФЦ.

Как получить электронное свидетельство ИНН

В октябре 2020 года ФНС расширила функциональные возможности личного кабинета налогоплательщика — физического лица.

Пользователи могут бесплатно в любой момент запросить и скачать электронное свидетельство ИНН, подписанное усиленной квалифицированной подписью. Такой документ равнозначен бумажной версии. И это самый простой на сегодняшний день способ получения или восстановления свидетельства ИНН.

Как воспользоваться возможностью:

Свидетельство ИНН будет в формате pdf и подписано усиленной квалифицированной подписью налоговой инспекции.

Как сделать отметку об ИНН в паспорте

Каждый гражданин России может обратиться в инспекцию ФНС по месту жительства — специалист сделает отметку с указанием ИНН на 18 странице паспорта.

Записываться заранее не нужно, оставлять паспорт тоже. Штамп поставят сразу же в присутствии гражданина при наличии свидетельства ИНН.

Что такое ИНН и зачем он нужен. Как физическому лицу онлайн узнать ИНН по паспорту. Как сделать отметку об ИНН в паспорте. Какие документы нужны, чтобы оформить свидетельство ИНН, и что делать, если вы его потеряли

  • 1. Что такое ИНН и зачем он нужен?
  • 2. Как узнать свой ИНН?
  • 3. Как и где получить ИНН?
  • 4. Какие документы нужны для получения ИНН?
  • 5. Как оформить ИНН ребенку?
  • 6. Что делать, если я сменил ФИО или потерял свидетельство ИНН?
  • 7. Как сделать отметку об ИНН в паспорте?

1. Что такое ИНН и зачем он нужен?

Идентификационный номер налогоплательщика, или ИНН, — это 12-значный номер, который вы (или ваш работодатель за вас) используете для уплаты налогов.

Он также понадобится, чтобы проверить, нет ли у вас неуплаченных налогов, и если вы решите зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель.

2. Как узнать свой ИНН?

Если вы забыли или потеряли свой ИНН, вы можете узнать его:

  • онлайн. С помощью сервиса Федеральной налоговой службы. Вам понадобятся данные паспорта гражданина РФ или другого документа, удостоверяющего личность;
  • при личном обращении в налоговую инспекцию. Выберите удобную для вас инспекцию и запишитесь на прием онлайн.

3. Как и где получить ИНН?

Если у вас нет ИНН, вы можете оформить его:

    , с помощью сервиса на сайте ФНС (для авторизации используйте учетную запись портала госуслуг РФ). Свидетельство о постановке на учет, подписанное усиленной квалифицированной подписью налогового органа, будет направлено также в ваш личный кабинет. По вашему запросу оно может быть выдано на бумажном носителе;
  • лично, обратившись в налоговую инспекцию. Для этого выберите удобную инспекцию и запишитесь на прием онлайн;
  • во всех центрах госуслуг «Мои документы» по экстерриториальному принципу вне зависимости от места жительства или пребывания в Российской Федерации;
  • по почте. Для этого отправьте заполненное заявление в налоговую инспекцию по вашему выбору заказным письмом с описью вложения и уведомлением о получении. К заявлению вы можете приложить нотариально заверенные копии документов (документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства или пребывания).

4. Какие документы нужны для получения ИНН?

Для получения ИНН вам понадобятся:

  • заявление;
  • паспорт гражданина РФ или другой документ , удостоверяющий вашу личность:
  • документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или пребывания.

Если документы будет подавать ваш представитель, дополнительно потребуются:

  • копия вашего паспорта гражданина РФ или другого документа , удостоверяющего вашу личность;
  • нотариально удостоверенная доверенность на имя вашего представителя.

Свидетельство ИНН будет готово в течение 5 рабочих дней после того, как налоговая получит пакет документов.

5. Как оформить ИНН ребенку?

Если ребенку 14 лет или больше — а значит, у него уже есть паспорт гражданина РФ — ИНН для него оформляется точно так же, как и для взрослого.

Если ребенку меньше 14 лет, заявление о постановке на учет нужно писать от имени законного представителя ребенка. Для заполнения заявления понадобятся свидетельство о рождении ребенка и справка, подтверждающая его регистрацию по месту жительства. Личное присутствие ребенка младше 14 лет не нужно — и подает документы, и забирает готовое свидетельство его законный представитель.

6. Что делать, если я сменил ФИО или потерял свидетельство ИНН?

Идентификационный номер присваивается один раз и сохраняется даже при смене ФИО и места жительства или снятии с налогового учета — обо всех изменениях налоговая инспекция узнает в ходе межведомственного взаимодействия. Поэтому если вам нужен ваш ИНН, но вы утратили свидетельство или сменили указанные на нем личные данные, вы можете просто узнать свой номер ИНН с помощью сервиса Федеральной налоговой службы и использовать его.

Также при желании вы можете оформить дубликат свидетельства ИНН. Это можно сделать:

  • в налоговой инспекции лично или через своего представителя. Для этого выберите удобную для вас инспекцию и запишитесь на прием онлайн. Подать заявление также можно заранее, воспользовавшись онлайн-формой на сайте Федеральной налоговой службы;
  • во всех центрах госуслуг «Мои документы» по экстерриториальному принципу вне зависимости от места жительства или пребывания в Российской Федерации;
  • по почте, направив пакет документов в налоговую инспекцию по вашему выбору заказным письмом с описью вложения и уведомлением о получении.

Пакет документов тот же, что и при получении ИНН в первый раз. Поменять свидетельство ИНН в связи со сменой личных данных можно бесплатно, а при оформлении документа взамен утраченного нужно уплатить госпошлину в размере 300 рублей.

7. Как сделать отметку об ИНН в паспорте?

Чтобы сделать отметку об ИНН в паспорте, выберите удобную для вас налоговую инспекцию и запишитесь на прием онлайн. Вам потребуется паспорт и свидетельство ИНН. Отметку сделают в вашем присутствии в течение 15 минут.

Кто может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Какие документы нужно подавать в налоговую для регистрации ИП. Можно ли зарегистрировать ИП онлайн. Как прекратить деятельность ИП

  • 1. Кто может зарегистрироваться в качестве ИП?
  • 2. Какие документы нужны для оформления ИП?
  • 3. Куда можно подать документы?
  • 4. Когда будут готовы документы?
  • 5. Как восстановить свидетельство о регистрации ИП?
  • 6. Нужно ли сообщать в налоговую об изменениях личных регистрационных данных?
  • 7. Как прекратить деятельность ИП?
  • 8. Могут ли меня исключить из ЕГРИП без моей инициативы?
  • 9. Куда можно обратиться за помощью с документами?

1. Кто может зарегистрироваться в качестве ИП?

Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя может любой житель Российской Федерации, достигший 18 лет. Сделать это могут и несовершеннолетние с 14 до 18 лет, но только с согласия родителей, и, в таком случае, им понадобятся дополнительные документы.

2. Какие документы нужны для оформления ИП?

  • оригинал паспорта;
  • копии всех страниц паспорта;
  • заполненное заявление о госрегистрации физлица в качестве ИП (форма № Р21001);
  • квитанция об уплате госпошлины (с помощью сервиса на сайте ФНС можно сформировать квитанцию для ее оплаты в любом банке или же оплатить онлайн);
  • если в качестве индивидуального предпринимателя регистрируется иностранный гражданин или лицо без гражданства — копия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации;
  • дополнительные документы , если в качестве индивидуального предпринимателя регистрируется несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет.

Обратите внимание! С 1 января 2019 года при направлении документов для государственной регистрации в электронной форме, в том числе через центр госуслуг «Мои документы» и нотариуса, уплачивать государственную пошлину не нужно.

3. Куда можно подать документы?

Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя можно по месту регистрации, указанному в паспорте. Если в паспорте не указано место регистрации, то государственная регистрация ИП может быть осуществлена по месту пребывания. Подать заявление вы можете:

  • лично в межрайонную инспекцию ФНС России № 46. Записаться на прием можно онлайн на сайте ФНС; при помощи специального сервиса на сайте ФНС. В таком случае вам понадобится квалифицированный сертификат ключа электронной подписи;
  • через нотариуса в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью ( услуги нотариуса платные);
  • через мобильное приложение «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» . Вы можете начать процедуру регистрации, нажав кнопку «Зарегистрировать ИП», размещенную в нижней части экрана первой страницы приложения. Это позволит регистрирующему органу заранее подготовить необходимые документы. Однако посещать налоговую инспекцию вам все равно придется, дату сообщат в приложении;
  • через портал госуслуг РФ.
  • окружного значения по ЦАО по адресу: Пресненская набережная, дом 2, торгово-развлекательный комплекс «Афимолл Сити»;
  • окружного значения по ЮАО по адресу: улица Кировоградская, дом 13А, торговый центр «Колумбус», главный вход, третий этаж;
  • окружного значения по ЮЗАО по адресу: Новоясеневский проспект, дом 1, торгово-развлекательный центр «Спектр»;
  • окружного значения по ВАО по адресу: Щелковское шоссе, дом 75, торгово-развлекательный центр «Щелковский», четвертый этаж;
  • окружного значения по ЮВАО по адресу: Рязанский проспект, дом 2, корпус 3, торгово-развлекательный центр «Город», первый этаж;
  • окружного значения по САО по адресу: Ленинградское шоссе, дом 16А, стр. 8, торгово-развлекательный комплекс «Метрополис», этаж -1;
  • окружного значения по СЗАО по адресу: ул. Сходненская, дом 56, торгово-развлекательный центр «Калейдоскоп», четвертый этаж;
  • городского значения по адресу: проспект Мира, дом 119, строение 71, павильон ВВЦ №71.

4. Когда будут готовы документы?

Готовые документы вы можете получить по электронной почте, бумажным письмом по почте, а также в инспекции № 46 (лично или через представителя) — в зависимости от того, какой способ вы указали при подаче заявления. Если заявление подавали через центр госуслуг «Мои документы», готовые документы можете получить в том центре, в который вы обращались.

Обратите внимание! Свидетельства о регистрации индивидуальных предпринимателей с 1 января 2017 года не выдаются. По итогам регистрации вы получите лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе.

5. Как восстановить свидетельство о регистрации ИП?

С 1 января 2017 года свидетельства о регистрации ИП не выдаются. Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей ведется в электронном виде. Вы можете получить только лист записи ЕГРИП:

    (нужна регистрация на сайте ФНС);
  • на бумажном носителе.

Предоставление сведений ЕГРИП онлайн является бесплатным. Для получения листа записи ЕГРИП на бумажном носителе необходимо будет уплатить госпошлину, а также представить следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • письменный запрос (составляется в произвольной форме);
  • квитанцию об уплате госпошлины (с помощью сервиса на сайте ФНС можно сформировать квитанцию для ее оплаты в любом банке или же оплатить онлайн).

Подать документы можно в межрайонную инспекцию ФНС России № 46. Записаться на прием можно онлайн на сайте ФНС.

Вы также можете получить сведения из листа записи ЕГРИП, для этого документы нужно подать в центр госуслуг «Мои документы».

6. Нужно ли сообщать в налоговую об изменениях личных регистрационных данных?

Если вы сменили фамилию, регистрацию по месту жительства, паспорт, то сообщать об этом в налоговую инспекцию не нужно. Если же необходимо поменять другие данные в реестре (например, вы перестали заниматься одним видом экономической деятельности и начали заниматься другим), то об этом нужно сообщить в налоговую инспекцию. Подать документы нужно в течение семи рабочих дней с момента изменения сведений.

Для внесения изменений понадобятся:

    о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (форма № Р24001);
  • копии документов, на основании которых будут внесены изменения.

Документы можно подать:

Получить лист записи ЕГРИП можно будет через 5 рабочих дней по почте или в инспекции №46 (лично или через представителя), в зависимости от того, какой способ вы указали при подаче заявления. Если заявление вы подавали через центр госуслуг «Мои документы», готовые документы можете получить в том центре, в который вы обращались.

7. Как прекратить деятельность ИП?

Для этого понадобятся:

    о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (форма № Р26001);
  • квитанция об уплате госпошлины при подаче документов лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности непосредственно в налоговый орган на бумажном носителе (с помощью сервиса на сайте ФНС можно сформировать квитанцию для ее оплаты в любом банке или же оплатить онлайн).

Обратите внимание! С 1 января 2019 года при направлении документов для государственной регистрации в форме электронных документов уплачивать государственную пошлину не нужно.

Документы можно подать:

Получить лист записи ЕГРИП можно будет через 5 рабочих дней по почте или в инспекции №46 (лично или через представителя), в зависимости от того, какой способ вы указали при подаче заявления. Если заявление подавали через центр госуслуг «Мои документы», готовые документы можете получить в том центре, в который вы обращались.

8. Могут ли меня исключить из ЕГРИП без моей инициативы?

Индивидуального предпринимателя могут признать фактически прекратившим свою деятельность, если к моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения одновременно соблюдаются следующие условия:

  • истекло пятнадцать месяцев с даты окончания действия патента или индивидуальный предприниматель в течение последних пятнадцати месяцев не представлял документы отчетности, сведения о расчетах, о налогах и сборах;
  • индивидуальный предприниматель имеет недоимку и задолженность в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Решение о предстоящем исключении недействующего ИП из реестра должно быть опубликовано в органах печати в течение трех дней с момента его принятия. После публикации есть один месяц на то, чтобы недействующий ИП и другие заинтересованные лица (например, кредиторы) направили в регистрирующий орган письменное возражение (адрес для направления заявления публикуется вместе с решением). В таком случае решение об исключении недействующего индивидуального предпринимателя из ЕГРИП не принимается.

Если же в течение месяца заявлений не поступило, то регистрирующий орган исключает недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внося соответсвующую запись.

Исключение может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в течение одного года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

9. Куда можно обратиться за помощью с документами?

Если вам нужна помощь с подготовкой пакета документов для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, внесения изменений в сведения об ИП а также для прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вы можете обратиться в ГБУ «Малый бизнес Москвы». Сервис поможет бесплатно и в кратчайшие сроки получить комплект документов для нужной вам процедуры. Заявку на подготовку документов можно подать:

Заявление на ИНН физического лица

Каждый налогоплательщик в России стоит на учёте в ИФНС. Налоговая инспекция контролирует доходы граждан и организаций, а также уплату ими налогов. Идентификация налогоплательщиков происходит по специальному коду, который называется ИНН.

Идентификационный номер налогоплательщика присваивается физическому или юридическому лицу один раз. При смене ФИО, адреса или названия организации ИНН остается неизменным.

Как получить ИНН

Юридическое лицо получает свой ИНН автоматически, сразу после регистрации. Но физическим лицам (гражданам РФ или иностранцам) идентификационный номер обычно присваивается по заявлению.

Заявление не требуется, если у человека появилось право собственности на недвижимость или транспорт. В таких случаях ИНН, если его не было, присваивает налоговая инспекция, ведь собственник обязан платить налоги на такое имущество.

Не обязательно иметь ИНН физического лица и перед открытием бизнеса. Если у вас не было этого кода, то его присвоят после государственной регистрации. В остальных случаях надо подавать заявление на получение ИНН. Причём сделать это можно не только за себя, но и за несовершеннолетнего ребенка.

Но сначала стоит проверить, возможно, что идентификационный номер у вас уже есть, но вы об этом не знаете или забыли. Для этого введите в поля этого сервиса свои паспортные данные.

проверка ИНН на сайте ФНС

Если оказалось, что ИНН присвоен, но у вас нет свидетельства, то надо обратиться в свою налоговую инспекцию. Если же идентификационный номер не найден, значит, необходимо заполнить заявление о постановке на учёт в налоговом органе.

Бланк заявления для присвоения ИНН

Новый бланк заявления на получение ИНН был утверждён Приказом ФНС России от 08.05.2020 № ЕД-7-14/323@. Документ называется форма № 2-2-Учёт, в нём три страницы.

Образец заполнения заявления

Теперь о том, как заполнить заявление о постановке на учёт в ИФНС. Новая форма 2-2-Учёт отличается от прежней, которая была утверждена ещё в 2011 году. Из бланка убрали поля о прежнем месте жительства и изменении фамилии (если такой факт был).

Заявление довольно простое, для его заполнения вам понадобится паспорт и немного времени. На титульной странице укажите код налоговой инспекции, в которую вы обращаетесь. Если вы его не знаете, найдите код с помощью специального сервиса на сайте ФНС.

В следующих строках впишите свою фамилию, имя и отчество. Ниже надо выбрать цифру, соответствующую вашему полу:

Далее укажите дату и место рождения, точно так, как в паспорте.

Переходим к данным о гражданстве. Получить ИНН в России может любой человек, в том числе, иностранец или лицо без гражданства. В поле из одной ячейки граждане любой страны выбирают «1», а апатриды – «2». Код страны гражданства надо найти в классификаторе стран мира (ОКСМ), этот документ есть в свободном доступе. Для граждан РФ подскажем, что код России «643». Лица без гражданства вписывают код «999».

Слева внизу надо выбрать статус того, кто подаёт заявление:

  • «1» – лично налогоплательщик;
  • «2» – представитель.

Если заявление подаётся лично, ФИО указывать не надо, эти поля предназначены для подачи по доверенности. Далее заявитель должен вписать свой телефон, дату подачи и расписаться. Представитель также должен вписать реквизиты доверенности: дату и номер, либо уточнить, что она без номера. Доверенность сдаётся вместе с заявлением.

Вверху второй страницы вписывают фамилию и инициалы налогоплательщика и данные документа, удостоверяющего личность. В приложении к приказу надо найти код вида документа. Самые популярные это «21» (внутренний паспорт гражданина РФ) и «03» (свидетельство о рождении для несовершеннолетних). В поле «Серия и номер» знак № не проставляется, серия и номер документа отделяются пробелом.

При заполнении ячейки «Сведения об адресе на территории Российской Федерации» выберите нужное значение:

  • «1» – для постоянной прописки;
  • «2» – для временной регистрации;
  • «3» – при отсутствии официального места проживания на территории РФ.

Адрес заявителя, при его наличии, заполняется в соответствии с классификатором ФИАС по муниципальному делению. Он не всегда совпадает с паспортом, поэтому будьте внимательны.

Способы подачи заявления на получение ИНН

Мы разобрались, как заполнить заявление о постановке на учёт в ИФНС, теперь расскажем о способах подачи.

Но если у вас есть личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или учётная запись на Портале госуслуг, то можно подать заявление онлайн, через этот сервис.

Как подать заявление на получение ИНН

Однако свидетельство о присвоении ИНН при таком способе подачи можно будет получить только при личном визите в налоговую.



ИНН – это идентификационный номер налогоплательщика, который налоговая инспекция присваивает физическим и юридическим лицам. Уникальный номер налогоплательщика необходим для того, чтобы отслеживать историю его налоговых отчислений, задолженностей перед бюджетом, сдачу отчетности.

В обязательном порядке должны иметь номер ИНН индивидуальные предприниматели, организации и госслужащие. Обычные граждане хоть и не обязаны его иметь, но тоже сталкиваются с тем, что ИНН запрашивают при устройстве на работу, обращении в банк, совершении сделок.

То, сколько цифр в ИНН, зависит от того, кому он принадлежит. В номере физического лица 12 цифр:

  • первые 4 цифры – это код ФНС, присвоившей код;
  • следующие 6 цифр - порядковый номер записи о физическом лице;
  • последние 2 - контрольное число.

ИНН ИП будет тем же самым, что и у физического лица, который стал индивидуальным предпринимателем.

ИНН юридического лица короче, в нем 10 цифр:

  • первые 4 цифры – код ФНС, присвоившей код;
  • следующие 5 цифр - порядковый номер записи об организации;
  • последняя цифра - контрольное число.

Пример ИНН - 563565286576

Как узнать свой ИНН?

Если вы хотите узнать свой ИНН или не уверены, есть ли он у вас, то можете проверить эту информацию. Для этого надо прийти в налоговую инспекцию по месту жительства с вашим паспортом и запросом. Есть и другой способ – узнать ИНН онлайн.

узнать свой/чужой инн

Чтобы узнать ИНН физического лица (не свой), переходите на форму ниже. Будьте готовы к тому, чтобы ввести паспортные данные свои и лица, чей идентификационный номер вы хотите узнать.

ИНН физического лица

Если вы не знаете паспортные данные, то узнать ИНН физического лица можно только в налоговой инспекции. Для этого надо будет лично обратиться туда и заплатить пошлину в 100 рублей.

Где получить ИНН?

Если вы проверили свои данные и убедились, что идентификационный номер налогоплательщика вам еще не присвоен, то можно получить ИНН в налоговой инспекции по месту прописки. Для этого надо подать заявление на получение ИНН (бланк по форме 2-2 Учет) и копию паспорта.

Читайте подробности в статье: Как подать заявление на ИНН.

Документы для получения ИНН необязательно лично подавать в ФНС. Если у вас есть электронная подпись, то можно ИНН получить через интернет, скачав программу «Налогоплательщик ЮЛ». В этом случае готовое свидетельство о присвоении налогового номера вы получите в электронном виде или по почте заказным письмом.

Если же электронной подписи у вас нет, то получить ИНН физическому лицу через интернет можно, заполнив заявление на сайте ФНС. В этом случае вы только подаете заявку онлайн, а само свидетельство в бумажном виде надо будет забирать в налоговой инспекции по месту прописки. Постановка на налоговый учет происходит в течение пяти дней со дня получения заявления.

Как восстановить ИНН при утере?

ИНН присваивается физическому лицу один раз в жизни и не меняется при смене места жительства, паспортных данных или утере свидетельства. Если документ утрачен, то выдается не дубликат, а новое свидетельство с тем же самым ИНН. Чтобы его получить, надо подать в налоговую инспекцию по месту прописки:

  • заявление в свободной форме о выдаче нового свидетельства ИНН;
  • квитанцию об оплате госпошлины за повторную выдачу свидетельства на сумму 300 рублей (статья 333.33 НК РФ);
  • копию паспорта с указанием места прописки.

Если вы обращаетесь в налоговую инспекцию лично, то при себе нужно иметь паспорт. Если документы подаете по почте или через доверенное лицо, то копию паспорта надо заверить нотариально. Оформление дубликата происходит в течение пяти дней, после чего его надо забрать лично или через доверенное лицо.


Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: