Сигнально отличительные огни на судах это

Обновлено: 25.04.2024

§ 59. СИГНАЛЬНО-ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОГНИ
Сигнально-отличительные огни необходимы для предупреждения столкновения судов, а также для связи с берегом. Число огней, их конструкция и место расположения устанавливаются Правилами для предупреждения столкновения судов в морс и Правилами Регистра.
Сигнально-отличительные огни по назначению делят па основные (устанавливают на всех типах судов) и специальные (на судах буксирующих, рыбопромысловых, лоцманских, гидрографических и др.).
В зависимости от назначения сигнально-отличительные огни имеют различные цвета. В табл. 37 приведены основные данные некоторых типов сигнальных огней.
Сигнально-отличительные огни снабжены линзами для увеличения силы света путем концентрации светового потока источника света в конический пучок.
Кормовой (гакабортный) фонарь (рис. 107, а) устроен следующим образом. В корпусе 4 размещены: цилиндр 2, имеющий прокладки 1; винт 3 заземления; манжеты 5; сальниковая гайка 6. Схема включения фонаря показана на рис. 107, б.

Назначение сигнально-отличительных огней

Угол сектора огня в гори-
зонта-
льно плос-
кости, град

Дальность
видимости,
мили

Топовые (передний, на фок-мачте, задний — на грот-мачте) для обозначения хода судна

Кормовой гакабортный для обозначения хода и направления движения судна Отличительные борта:

левого
Якорные гафельные:

нижний (при стоянке судна на

Аварийные (на фок-мачте) «Не

могу управляться» и «Не могу уступить дорогу» (для сигнализации при потере управления)

Клотиковый для световой связи с другими судами, берегом и авиацией:

Примечание. Исполнение гакабортных сигнальных огней - герметичное, остальных — водонепроннцаемое.


Рис. 107. Фонарь и схема его подключения

Для централизованного управления сигнально-отличительными огнями (включения и отключения) применяют коммутаторы (рис. 108, а). Коммутаторы всех типов содержат следующие элементы: пакетные переключатели и выключатели, телефонные ключи; шаровые сигналы, включенные последовательно с лампой каждого огня; предохранители для элементов схемы; фильтры, снимающие помехи радиоприему. Размеры коммутатоpa зависят от числа управляемых огней. Существуют огни топовые I, бортовые 2, кормовой 3, якорные (носовом и кормовом) 1. Корпус коммутатора литой из алюминиевого сплава, крышка откидная. Смотровые отверстия на крышке закрыты стеклом. Под ними находятся выключатели для включения и отключения фонарей. Выключатели ВП и переключатели ПП питания и шаровые сигналы расположены на внутренней стороне крышки коммутатора. Рукоятки выключателей и переключателей выведены наружу. Платы с предохранителями и зажимами для подключения жил кабелей и проводов расположены на дне корпуса. Выключатель питания поворачивают специальным ключом.
В схеме коммутатора на семь сигнальных огней (рис. 108, С) коммутатор подключают к судовой сети поворотом переключателя питания ПП, для подключения к схеме пользуются выключателем питания ВП. Поворотом рукоятки выключателей В включаются требуемые огни следующим образом. При включении выключателя В1 получает питание лампа накаливания топового фонаря через предохранитель Пр и катушку шарового сигнала ШС1.

Рис. 108. Коммутаторы сигнально-отличительных огней

При этом якорь сигнала ШС1 притягивается к сердечнику и размыкает свой контакт, а в смотровом окно коммутатора появляется красное поле, показывающее на исправность цепи и лампы топового фонаря. При разрыве этой цепи или перегорании лампы накаливания топового фонаря теряет питание катушка сигнала ШС1 и якорь возвращается в исходное положение. В смотровом окне исчезает красное поле и начинает звонить звонок Зв, подключенный через замкнувшийся контакт сигнала.
Исправность электрических ценен коммутатора проверяют поворотом ключа К (контроль). При исправности цепей все включенные фонари гаснут, по всех окнах видны черные поля и звонит звонок.
Сопротивление изоляции цепей сигнально-отличительных oгней проверяют мегаомметром, подключенным в штепсель проверки изоляции ШПИ. Сигнальные огни включаются и выключаются пакетными выключателями ВП и ключами К. Кнопка 5 огня означает сигнал «Не могу управляться».

Фонари навигационные, светильники КСО, фонари отличительные, светильники сигнальные, судовые и навигационные огни, судовые навигационные сигнально отличительные фонари - как их только не называют. Давайте разберёмся как же всё-таки они называются, кто и где их производит, на что обращать внимание при их подборе и попробуем ответить на другие вопросы возникающие у специалистов сталкивающихся в своей работе с сигнально-отличительными фонарями, их подборе, ремонте, закупке и прочих моментах когда появляется необходимость с ними работать.

В данной статье предлагаем поговорить на тему сигнально-отличительных фонарей, разобраться с основными их понятиями, типами и видами, терминологией, сходствами и различиями. Рассмотрим наиболее распространённые в России типы СОФ с лампой накаливания (либо их светодиодным аналогом с тем же цоколем) сертифицированными отечественными контролирующими органами, взаимозаменяемость фонарей различных производителей их ремонтопригодность. Поговорим о документации, необходимой для эксплуатации фонарей в России.
Сегодня обсуждаемый нами предмет называют по-разному: фонарь светосигнальный, светильник отличительный, навигационный огонь и т.д. Для дальнейшего обсуждения давайте примем единое наименование и сделаем это на основании документов и фактов.
Светотехнический прибор, перераспределяющий световой поток источника света с целью освещения, называется светильником. Светосигнальные приборы, устанавливаемые на всех судах для обеспечения безопасности мореплавания, получили наименование фонарей. Световая сигнализация, обеспечиваемая фонарями, служит для связи судов с берегом и между собой. Световые сигналы в различных сочетаниях имеют разное значение. (Справочник судового электротехника. Т.2. Судовое электрооборудование/Под ред. Г.И. Китаенко – 2-е изд., перераб. и доп. – Л.: Судостроение, 1980.) Самый известный (и единственный) производитель судовых сигнальных фонарей в СССР был завод «Сатурн» и у него он назывался (и называется сегодня) – фонарь сигнально-отличительный. Основываясь на данной информации принимаем и используем в дальнейшем следующую терминологию:
Фонарь сигнально-отличительный (СОФ) – это светосигнальный прибор устанавливаемый на всех судах для безопасности плавания;
Навигационный огонь — совокупность светотехнических приборов (СОФ), предназначенных для обозначения судна, указания его типа, а также характера движения или стоянки в ночное время

То есть обсуждая в данной статье СОФ, мы обсуждаем именно светотехнические-приборы, не огни, состоящие из них. Статей о навигационных огнях в интернете много, и вы можете без труда их найти, например, здесь

Количество навигационных огней, их комбинация и расположение на судне позволяют судоводителю определять тип встречного судна, его габариты, а также направление движения и предпринять необходимые действия для безопасного движения и маневра. Устройство, предназначенное для централизованного управления навигационными огнями, а также для контроля их состояния называется коммутатор сигнально-отличительных фонарей (КСОФ).

Все СОФ должны соответствовать требованиям правил МППСС-72, разработанных для предотвращения столкновения судов на море и внутренних водных путях. В соответствии с МППСС-72, все суда, в темное время суток, должны нести сигнально отличительные огни.

Так как все СОФ являются крайне важными и необходимыми устройствами, в первую очередь, для безопасности мореплавания, существует ряд условий необходимых для их эксплуатации. Ниже указаны основные из них.

Безопасная эксплуатация фонарей гарантируется их конструкцией и выполнением требований по заземлению. Установка устройств заземления на съемных деталях не допускается. Конструкция фонарей должна обеспечивать надежное крепление съемных частей, исключающее возможность их самопроизвольного выпадения при эксплуатации в условиях ударных и вибрационных нагрузок; удобный доступ к местам электрических соединений;многократное открытие и закрытие фонарей без специального инструмента и повреждения уплотнений. Сальники фонарей должны уплотняться специальным устройством или специальной массой при монтаже на месте.

- СОФ должны обеспечивать нормальную работу при температуре окружающей среды от –45 до 45°С;
- СОФ должны быть устойчивы к воздействию морского тумана;
- СОФ должны соответствовать группе условий эксплуатации в части воздействия механических факторов;
- СОФ должны безотказно работать при длительном крене судна 15° и дифференте до 5°, а также при бортовой качке до 40° с периодом качки 7-9 с и килевой качке – до 10° от вертикали;
- в аварийном режиме СОФ должны надежно работать при длительном крене судна до 22,5° и дифференте до 10°, а также при одновременном крене и дифференте (в указанных пределах);
- СОФ должны иметь степень защиты от воздействия окружающей среды IP56 и выше;

Контроль исполнения правил осуществляет Российский Морской Регистр Судоходства (РМРС) и Российский Речной Регистр (РРР).

На суда с различной длиной устанавливаются огни разной интенсивности и соответственно, с различной дальностью видимости. Дальность видимости огней должна составлять:

· для судов длиной 50 метров и более - 3 морские мили (топовый 6 миль);

· для судов длиной 12 метров и более, но менее 50 метров - 2 морские мили (топовый 5 морских миль или топовый 3 морские мили, если судно длиной менее 20 метров);

· для судов длиной менее 12 метров - 2 морские мили (бортовые огни 1 морская миля).

Для эксплуатации всех типов СОФ необходимо наличие разрешительных документов РМРС и/или РРР.

Для одобрения РМРС необходимы следующие документы:

1. Свидетельство о типовом одобрении (СТО) по форме 6.8.3

2. Свидетельство РМРС по форме 6.5.30 или 6.5.31

3. Паспорт изделия по форме предприятия-изготовителя

Для одобрения РРР необходимы эти документы:

1. Сертификат на изделие по форме РР-8.1

2. Паспорт изделия по форме предприятия-изготовителя

Все СОФ с лампой накаливания (или её светодиодным аналогом) отечественных и иностранных производителей различаются между собой по ряду признаков:

· По способу крепления – стационарные и подвесные;

· По цвету линзы – прозрачные, красные, зелёные, оранжевые, синие, молочные;

· По углу видимости – 112,5; 135; 180; 225; 360;

· По конструктивному исполнению – одинарные, сдвоенные;

· По напряжению питания – от 12 до 220 вольт;

· По мощности (для ламп накаливания) – 15, 25, 60, 65, 80, 85;

· По источнику света – лампа накаливания, светодиодная лампа;

· По типу патрона – E27, P28S, B15d (2Ш15), BAY15d, B22d (2Ш22), специальный;

· Па материалу корпуса – алюминиевый сплав, сталь, нержавеющая сталь, латунь, поликарбонат;

· По температуре окружающей среды – общеклиматические и арктические;

Обратим внимание, что перечислены наиболее встречающиеся в гражданском судоходстве признаки, для облегчения изложения и практического применения полученных из данной статьи знаний. Мы намеренно не указываем все возможные вариации т.к. их слишком много и вероятность их применения в повседневной гражданской практике крайне мала.

Типы патронов, применяемые в СССР назывались иначе, но по сути они те же, что и перечислены выше – Т34 (Е27), Н183 (Е27), Т80 (Е27), ЭП174 (2Ш22), 2Ш15-36МНКв (2Ш15), 2Ш22-250МФКв (2Ш22).

Теперь давайте разберёмся с замысловатыми (и не очень) названиями навигационных огней, именно огней, а не фонарей, но так как некоторые типы фонарей предназначены исключительно для обозначения этих огней, то и фонари называются соответственно, и некоторые производители пишут эти названия на фонарях, поэтому мы их и рассмотрим.

Топовый (ходовой) (masthead light) - белый огонь в носовой части судна на самой передней мачте и второй белый огонь в корме. Оба огня светят вперед на 225°, т. е. от диаметральной плоскости судна в каждую сторону на 112,5°. Топовый огонь располагается выше (отсюда и название top (анг.) – вершина), чем все другие огни и надстройки. Их расстояние друг от друга по горизонтали в три раза больше, чем по вертикали.

Бортовой правый (port side light) – зелёный огонь светит вперёд и вбок от диаметральной плоскости судна в секторе 112,5° так, что каждый сектор освещения бортового огня занимает ровно половину сектора освещения топового.

Бортовой левый (starboard light) – красный огонь, с тем же описанием, что и предыдущий.

Кормовой (stern light) - огонь белого цвета, расположенный в кормовой части судна. Светит назад в секторе 135° т. е. под углом 67,5° в каждую сторону от диаметральной плоскости судна так, что при любом маневре судна всегда видны или топовые, или кормовые огни, но никогда вместе.

Якорный круговой (anchor light) - огонь освещает дугу горизонта в 360° и виден со всех сторон. Обозначает стоянку судна на якоре.

Буксировочный (towing light) - огонь желтого цвета светит назад в секторе 135°.

Клотиковый (signal light) – огонь белого, красного, зелёного и синего цветов, светит вокруг в секторе 360° и предназначен для сигнализации в ночное время посредством азбуки Морзе.

Кильватерный (steering light) – огонь синего или белого цвета в секторе 7-10° предназначенный для удержания строя идущими друг за другом судами.

Гафельный (haffle light) – круговой 360° огонь красного цвета, для обозначения военного судна.

Флагманский (flagship light) – военный огонь белого света в секторе 135° обозначающий присутствие на борту старшего военноначальника.

Гюйсштоковый – огонь синего цвета. Предназначен для ориентировки рулевого при вождении судна.

Пожалуй, и хватит. Правда существует ещё много обозначений огней таких как: «рыболовный», «лишен возможности управляться», "ограничен в возможности маневрировать", «лоцманский», «водолазный», «тральный», «кильский» и прочие, но это, повторим ещё раз, названия для обозначения ОГНЕЙ и типы фонарей, используемые для их обозначения могут быть одни и те же, просто применяется различная конфигурация их расположения и цветов.

Устройство и конструкция СОФ.

Конструкция СОФ достаточно простая. В целом все они устроены по одному принципу и конструктивно отличаются друг от друга размером, количеством кабельных вводов и способом крепления (стационарные и подвесные). Ниже обобщённый рисунок с конструкцией СОФ.

Устройство фонаря.jpg

Материал корпуса большинства современных СОФ – поликарбонат специального состава, разработанного для данного типа изделий. Он обладает высокой механической прочностью, устойчивостью к перепадам температур и воздействию внешних факторов. Наряду с ним также применяются алюминиевые сплавы и нержавеющая сталь.

Линзы и цилиндры изготовляются также из поликарбоната или из силикатного стекла определенной цветности или бесцветные. Кольцевые линзы Френеля применяются в тех СОФ где требуется увеличенная дальность видимости, цилиндры там, где в этом нет необходимости.

Сейчас в мире производятся фонари более сложных конструкций с добавлением функций ранее не присущих СОФ таких как: автономное питание (фонарь работает при отключении бортовой энергетической сети), саморегулирующийся подогрев внутреннего пространства фонаря (для арктических условий работы), возможность изменения цветовой гаммы света и интенсивности его излучения. Но эти все фишки применяются исключительно в светодиодных СОФ, а они тема уже другой статьи.

Ну а теперь давайте посмотрим, как выглядят современные (и не очень) СОФ, кто их производит и какие у них сходства и отличия.

В настоящее время в России есть несколько производителей СОФ с лампой накаливания в качестве источника света, их мы увидим ниже в сравнительных таблицах. Здесь только отметим, что производителей полного цикла производства всего два: всё тот же «Сатурн» - он находится в Москве и «Галс Плюс» в Костроме. Из сертифицированных в России иностранных производителей наиболее распространены фонари, производимые европейскими компаниями «Wiska» и «Aqua Signal». Китайские производители представлены компаниями «Liangzhou» и «Haixing». Также сертифицирован недавно зашедший на наш рынок недавно южнокорейский «DaeYang». Отечественные производители «Маринэк» и «СудоСвет» производят фонари по лекалам вышеуказанных китайских компаний поэтому их весовые и габаритно-присоединительные характеристики точно соответствуют их китайским аналогам. Вследствие этого ниже, мы сведём их в одну таблицу для удобства пользования.

Условно все СОФ можно разделить по типоразмеру на 3 группы (оговоримся, что это очень условное разделение, применяемое в повседневной практике, и мы его принимаем для простоты понимания): «Большие» - для судов длиной более 50 метров, «Средние» - для судов от 12 до 50 метров и «Малые» - для судов менее 12 метров. Реальные габаритные размеры визуально укладываются в данную «классификацию». И разделим все СОФ по конструктивному исполнению на «одинарные» и «двойные» (двухэтажные – даже такой сленг встречается)), что тоже делает их визуально легко отличимыми.

Фонари навигационные, светильники КСО, фонари отличительные, светильники сигнальные, судовые и навигационные огни, судовые навигационные сигнально отличительные фонари - как их только не называют. Давайте разберёмся как же всё-таки они называются, кто и где их производит, на что обращать внимание при их подборе и попробуем ответить на другие вопросы возникающие у специалистов сталкивающихся в своей работе с сигнально-отличительными фонарями, их подборе, ремонте, закупке и прочих моментах когда появляется необходимость с ними работать.

В данной статье предлагаем поговорить на тему сигнально-отличительных фонарей, разобраться с основными их понятиями, типами и видами, терминологией, сходствами и различиями. Рассмотрим наиболее распространённые в России типы СОФ с лампой накаливания (либо их светодиодным аналогом с тем же цоколем) сертифицированными отечественными контролирующими органами, взаимозаменяемость фонарей различных производителей их ремонтопригодность. Поговорим о документации, необходимой для эксплуатации фонарей в России.
Сегодня обсуждаемый нами предмет называют по-разному: фонарь светосигнальный, светильник отличительный, навигационный огонь и т.д. Для дальнейшего обсуждения давайте примем единое наименование и сделаем это на основании документов и фактов.
Светотехнический прибор, перераспределяющий световой поток источника света с целью освещения, называется светильником. Светосигнальные приборы, устанавливаемые на всех судах для обеспечения безопасности мореплавания, получили наименование фонарей. Световая сигнализация, обеспечиваемая фонарями, служит для связи судов с берегом и между собой. Световые сигналы в различных сочетаниях имеют разное значение. (Справочник судового электротехника. Т.2. Судовое электрооборудование/Под ред. Г.И. Китаенко – 2-е изд., перераб. и доп. – Л.: Судостроение, 1980.) Самый известный (и единственный) производитель судовых сигнальных фонарей в СССР был завод «Сатурн» и у него он назывался (и называется сегодня) – фонарь сигнально-отличительный. Основываясь на данной информации принимаем и используем в дальнейшем следующую терминологию:
Фонарь сигнально-отличительный (СОФ) – это светосигнальный прибор устанавливаемый на всех судах для безопасности плавания;
Навигационный огонь — совокупность светотехнических приборов (СОФ), предназначенных для обозначения судна, указания его типа, а также характера движения или стоянки в ночное время

То есть обсуждая в данной статье СОФ, мы обсуждаем именно светотехнические-приборы, не огни, состоящие из них. Статей о навигационных огнях в интернете много, и вы можете без труда их найти, например, здесь

Количество навигационных огней, их комбинация и расположение на судне позволяют судоводителю определять тип встречного судна, его габариты, а также направление движения и предпринять необходимые действия для безопасного движения и маневра. Устройство, предназначенное для централизованного управления навигационными огнями, а также для контроля их состояния называется коммутатор сигнально-отличительных фонарей (КСОФ).

Все СОФ должны соответствовать требованиям правил МППСС-72, разработанных для предотвращения столкновения судов на море и внутренних водных путях. В соответствии с МППСС-72, все суда, в темное время суток, должны нести сигнально отличительные огни.

Так как все СОФ являются крайне важными и необходимыми устройствами, в первую очередь, для безопасности мореплавания, существует ряд условий необходимых для их эксплуатации. Ниже указаны основные из них.

Безопасная эксплуатация фонарей гарантируется их конструкцией и выполнением требований по заземлению. Установка устройств заземления на съемных деталях не допускается. Конструкция фонарей должна обеспечивать надежное крепление съемных частей, исключающее возможность их самопроизвольного выпадения при эксплуатации в условиях ударных и вибрационных нагрузок; удобный доступ к местам электрических соединений;многократное открытие и закрытие фонарей без специального инструмента и повреждения уплотнений. Сальники фонарей должны уплотняться специальным устройством или специальной массой при монтаже на месте.

- СОФ должны обеспечивать нормальную работу при температуре окружающей среды от –45 до 45°С;
- СОФ должны быть устойчивы к воздействию морского тумана;
- СОФ должны соответствовать группе условий эксплуатации в части воздействия механических факторов;
- СОФ должны безотказно работать при длительном крене судна 15° и дифференте до 5°, а также при бортовой качке до 40° с периодом качки 7-9 с и килевой качке – до 10° от вертикали;
- в аварийном режиме СОФ должны надежно работать при длительном крене судна до 22,5° и дифференте до 10°, а также при одновременном крене и дифференте (в указанных пределах);
- СОФ должны иметь степень защиты от воздействия окружающей среды IP56 и выше;

Контроль исполнения правил осуществляет Российский Морской Регистр Судоходства (РМРС) и Российский Речной Регистр (РРР).

На суда с различной длиной устанавливаются огни разной интенсивности и соответственно, с различной дальностью видимости. Дальность видимости огней должна составлять:

· для судов длиной 50 метров и более - 3 морские мили (топовый 6 миль);

· для судов длиной 12 метров и более, но менее 50 метров - 2 морские мили (топовый 5 морских миль или топовый 3 морские мили, если судно длиной менее 20 метров);

· для судов длиной менее 12 метров - 2 морские мили (бортовые огни 1 морская миля).

Для эксплуатации всех типов СОФ необходимо наличие разрешительных документов РМРС и/или РРР.

Для одобрения РМРС необходимы следующие документы:

1. Свидетельство о типовом одобрении (СТО) по форме 6.8.3

2. Свидетельство РМРС по форме 6.5.30 или 6.5.31

3. Паспорт изделия по форме предприятия-изготовителя

Для одобрения РРР необходимы эти документы:

1. Сертификат на изделие по форме РР-8.1

2. Паспорт изделия по форме предприятия-изготовителя

Все СОФ с лампой накаливания (или её светодиодным аналогом) отечественных и иностранных производителей различаются между собой по ряду признаков:

· По способу крепления – стационарные и подвесные;

· По цвету линзы – прозрачные, красные, зелёные, оранжевые, синие, молочные;

· По углу видимости – 112,5; 135; 180; 225; 360;

· По конструктивному исполнению – одинарные, сдвоенные;

· По напряжению питания – от 12 до 220 вольт;

· По мощности (для ламп накаливания) – 15, 25, 60, 65, 80, 85;

· По источнику света – лампа накаливания, светодиодная лампа;

· По типу патрона – E27, P28S, B15d (2Ш15), BAY15d, B22d (2Ш22), специальный;

· Па материалу корпуса – алюминиевый сплав, сталь, нержавеющая сталь, латунь, поликарбонат;

· По температуре окружающей среды – общеклиматические и арктические;

Обратим внимание, что перечислены наиболее встречающиеся в гражданском судоходстве признаки, для облегчения изложения и практического применения полученных из данной статьи знаний. Мы намеренно не указываем все возможные вариации т.к. их слишком много и вероятность их применения в повседневной гражданской практике крайне мала.

Типы патронов, применяемые в СССР назывались иначе, но по сути они те же, что и перечислены выше – Т34 (Е27), Н183 (Е27), Т80 (Е27), ЭП174 (2Ш22), 2Ш15-36МНКв (2Ш15), 2Ш22-250МФКв (2Ш22).

Теперь давайте разберёмся с замысловатыми (и не очень) названиями навигационных огней, именно огней, а не фонарей, но так как некоторые типы фонарей предназначены исключительно для обозначения этих огней, то и фонари называются соответственно, и некоторые производители пишут эти названия на фонарях, поэтому мы их и рассмотрим.

Топовый (ходовой) (masthead light) - белый огонь в носовой части судна на самой передней мачте и второй белый огонь в корме. Оба огня светят вперед на 225°, т. е. от диаметральной плоскости судна в каждую сторону на 112,5°. Топовый огонь располагается выше (отсюда и название top (анг.) – вершина), чем все другие огни и надстройки. Их расстояние друг от друга по горизонтали в три раза больше, чем по вертикали.

Бортовой правый (port side light) – зелёный огонь светит вперёд и вбок от диаметральной плоскости судна в секторе 112,5° так, что каждый сектор освещения бортового огня занимает ровно половину сектора освещения топового.

Бортовой левый (starboard light) – красный огонь, с тем же описанием, что и предыдущий.

Кормовой (stern light) - огонь белого цвета, расположенный в кормовой части судна. Светит назад в секторе 135° т. е. под углом 67,5° в каждую сторону от диаметральной плоскости судна так, что при любом маневре судна всегда видны или топовые, или кормовые огни, но никогда вместе.

Якорный круговой (anchor light) - огонь освещает дугу горизонта в 360° и виден со всех сторон. Обозначает стоянку судна на якоре.

Буксировочный (towing light) - огонь желтого цвета светит назад в секторе 135°.

Клотиковый (signal light) – огонь белого, красного, зелёного и синего цветов, светит вокруг в секторе 360° и предназначен для сигнализации в ночное время посредством азбуки Морзе.

Кильватерный (steering light) – огонь синего или белого цвета в секторе 7-10° предназначенный для удержания строя идущими друг за другом судами.

Гафельный (haffle light) – круговой 360° огонь красного цвета, для обозначения военного судна.

Флагманский (flagship light) – военный огонь белого света в секторе 135° обозначающий присутствие на борту старшего военноначальника.

Гюйсштоковый – огонь синего цвета. Предназначен для ориентировки рулевого при вождении судна.

Пожалуй, и хватит. Правда существует ещё много обозначений огней таких как: «рыболовный», «лишен возможности управляться», "ограничен в возможности маневрировать", «лоцманский», «водолазный», «тральный», «кильский» и прочие, но это, повторим ещё раз, названия для обозначения ОГНЕЙ и типы фонарей, используемые для их обозначения могут быть одни и те же, просто применяется различная конфигурация их расположения и цветов.

Устройство и конструкция СОФ.

Конструкция СОФ достаточно простая. В целом все они устроены по одному принципу и конструктивно отличаются друг от друга размером, количеством кабельных вводов и способом крепления (стационарные и подвесные). Ниже обобщённый рисунок с конструкцией СОФ.

Устройство фонаря.jpg

Материал корпуса большинства современных СОФ – поликарбонат специального состава, разработанного для данного типа изделий. Он обладает высокой механической прочностью, устойчивостью к перепадам температур и воздействию внешних факторов. Наряду с ним также применяются алюминиевые сплавы и нержавеющая сталь.

Линзы и цилиндры изготовляются также из поликарбоната или из силикатного стекла определенной цветности или бесцветные. Кольцевые линзы Френеля применяются в тех СОФ где требуется увеличенная дальность видимости, цилиндры там, где в этом нет необходимости.

Сейчас в мире производятся фонари более сложных конструкций с добавлением функций ранее не присущих СОФ таких как: автономное питание (фонарь работает при отключении бортовой энергетической сети), саморегулирующийся подогрев внутреннего пространства фонаря (для арктических условий работы), возможность изменения цветовой гаммы света и интенсивности его излучения. Но эти все фишки применяются исключительно в светодиодных СОФ, а они тема уже другой статьи.

Ну а теперь давайте посмотрим, как выглядят современные (и не очень) СОФ, кто их производит и какие у них сходства и отличия.

В настоящее время в России есть несколько производителей СОФ с лампой накаливания в качестве источника света, их мы увидим ниже в сравнительных таблицах. Здесь только отметим, что производителей полного цикла производства всего два: всё тот же «Сатурн» - он находится в Москве и «Галс Плюс» в Костроме. Из сертифицированных в России иностранных производителей наиболее распространены фонари, производимые европейскими компаниями «Wiska» и «Aqua Signal». Китайские производители представлены компаниями «Liangzhou» и «Haixing». Также сертифицирован недавно зашедший на наш рынок недавно южнокорейский «DaeYang». Отечественные производители «Маринэк» и «СудоСвет» производят фонари по лекалам вышеуказанных китайских компаний поэтому их весовые и габаритно-присоединительные характеристики точно соответствуют их китайским аналогам. Вследствие этого ниже, мы сведём их в одну таблицу для удобства пользования.

Условно все СОФ можно разделить по типоразмеру на 3 группы (оговоримся, что это очень условное разделение, применяемое в повседневной практике, и мы его принимаем для простоты понимания): «Большие» - для судов длиной более 50 метров, «Средние» - для судов от 12 до 50 метров и «Малые» - для судов менее 12 метров. Реальные габаритные размеры визуально укладываются в данную «классификацию». И разделим все СОФ по конструктивному исполнению на «одинарные» и «двойные» (двухэтажные – даже такой сленг встречается)), что тоже делает их визуально легко отличимыми.


Сигнально-световые огни предназначены для передачи важной информации, а также являются вспомогательными отличительными признаками судна. В условиях плохой видимости с помощью огней и звуковых сигналов суда предупреждают о своем приближении. Соблюдать общепринятые правила необходимо с захода солнца и до восхода, т.е. все ночное время, когда видимость ограничена. Другие огни, которые могут испортить общую картину и изменить трактовку основных огней на борту, вывешиваться не должны. К тому же правила предписывают включать огни всем судам – и тем, что двигаются, и тем, которые стоят на якоре.

Согласно правилам, по огням можно определить категорию судна. Различают такие категории:

Самоходные одиночные суда в движении и на стоянке;

Несамоходные суда во время их буксирования на ходу и во время стоянки;

Малогабаритные и парусные суда;

Стоечные плавсредства и плоты.

Рыбацкие суда выделены в отдельную категорию потому, что они могут обладать небольшими габаритами, а сети под водой могут быть широко раскинуты и занимать судоходные пути, что представляет собой опасность для других кораблей.

Парусные суда также выделяют в отдельную категорию, потому что они могут представлять подвижную опасность для других судов. Лодки, обладающие небольшими габаритами, также должны выставлять сигнальные огни, но в упрощенном варианте.

Назначение огней

Категории судов закодированы различными комбинациями огней для облегчения распознавания их характеристик при плохой видимости. Распознают одиночное судно или состав, причем по огням можно узнать какой именно. Но самым главным предназначением сигналов является возможность определения – стоит судно или движется и куда именно. Ходовые огни у самоходных лодок отличаются во время стоянки и во время движения.

Характеристики и расположение огней

Сигнально отличительные огни на судах различаются своим местоположением, цветом, интенсивностью, режимом вспышек и дальностью видимости.

Топовые огни состоят из белого и красного цвета и должны гореть постоянно. Располагаются они в диаметральной плоскости лодки и должны светить прямо в зоне 225°. В зависимости от назначения судна могут меняться цвет, их число и расположение по отношению друг к другу.

Бортовые огни должны гореть постоянно и располагаться по бортам корабля. При этом существует определенное положение каждого огня – зеленый справа по борту, красный – слева по борту. Светить они должны вперед и вбок от плоскости корабля в зоне 112,5°. При этом сектор освещения бортовых огней не должен перекрывать сектор топовых огней, а лишь частично попадать в их область свечения.

Кормовые огни всегда белые и располагаются, соответственно, на корме, причем гореть должны непрерывно. Они освещают сектор позади корабля на 135°. Висеть должны так, чтобы во время маневрирования корабля, всегда были видны или топовые или кормовые, но одновременно не светили никогда.

Буксировочный огонь всегда желтый и располагается на корме. Должен освещать сектор 135°.

Круговой огонь должен быть виден со всех сторон, потому что освещает дугу в 360°. Его цвет и режим горения зависят от категории судна.

Дополнительные огни

Такие огни называются «елкой» и используются в дополнение к базовым огням на рыболовецких и судах с ограниченным маневрированием или с большой осадкой. Если не знаете, как запомнить ночные сигнальные огни на судне, то воспользуйтесь английской мнемоникой:

Судно, лишенное возможности управляться (not under command):

Судно, ограниченное в возможности маневрировать (restricted in ability to manoeuver):


Для обеспечения безопасности судов во время движения и на стоянках в темное время суток, правилами плавания по внутренним водам СССР установлена определенная система сигнальных и отличительных огней, которые должны применяться на судах речного флота.
На рис. 137 показана схема расположения сигнальных огней на речном катере и даны наименования огней.
Клотиковый огонь белого света с углом луча света 360° зажигается при стоянке судна в порту или у пристани.

Рис. 137. Схема расположения сигнальных огней на речном катере: а) вид с носа; б) вид сбоку; в) вид с кормы
1 — клотиковый огонь; 2, 3, 4 — топовые огни; 5—6 — бортовые огни; 7, 8, 9—гакобортные огни; 10, 11 — сигнальные огни встречному судну

Топовые огни (верхний, средний и нижний) с углом луча света 225° должны быть видимы на расстоянии 8 км в темную ночь при чистой атмосфере. Топовые огни зажигаются при движении судна или при стоянке судна на рейде или на мели.
Бортовые огни (зеленый с правого борта и красный с левого) с углом луча света 112,5° (считая от носа до траверза 90° и позади траверза 22,5°) должны быть видны на расстоянии 4 км в темную ночь при чистой атмосфере. Зажигаются при движении судна.
Гакобортные огни с углами лучей света 135° у среднего (сзади трубы) и 180° у бортовых — зажигаются при движении судна и при стоянке судна на фарватере или вблизи фарватера (на мели). У судов вместимостью менее 40 регистровых тонн применяется один средний гаковый огонь вместо трех.
Сигнальные фонари с углом луча света 180°, кратковременно зажигающиеся несколько раз при встрече с другим судном и сигнализирующие встречному судну, с какого борта должно пройти встречное судно, называются «отмашками».

Конструкция сигнальных фонарей.

Бортовой сигнальный фонарь

Сигнальные и отличительные огни оснащаются лампами накаливания, которые заключены внутри фонарей специальной конструкции.

Рис. 138. Бортовой сигнальный фонарь


На рис. 138 показан бортовой фонарь в разрезе и вид его сверху. Между верхней и нижней частями корпуса фонаря зажимаются винтами стенка и линза. Между лампой и линзой закреплен светофильтр. Внутри крышки расположено фокусирующее устройство, с помощью которого лампа может быть перемещена вверх и вниз для установки в фокус.

Рис. 140. Внешний вид гакобортного фонаря

Резиновые прокладки обеспечивают брызгонепроницаемость фонаря.
Топовый фонарь по конструкции аналогичен Описанному ранее бортовому фонарю. Разница только в том, что топовый фонарь снабжен большей по размерам линзой (угол луча света 225° вместо 112,5°)· Внешний вид топового фонаря показан на рис. 139.
Гакобортный фонарь отличается от бортового и топового следующими особенностями: в стенке корпуса вместо линзы вставлено прозрачное стекло (с углом луча света 135° или 180°), отсутствует фокусирующее устройство, имеется некоторое различие в креплении фонаря. Внешний вид гакобортного фонаря показан на рис. 140.

На рис. 141 показан в разрезе сигнальный клотиковый фонарь. Этот светильник отличается от подпалубного тем, что в корпусе его отсутствует сальник, а для крепления взамен лапок имеется трубчатый прилив с резьбой.



Рис. 142. Принципиальная электрическая схема коммутатора сигнальных огней
БО — бортовой огонь; ГО — гаковый огонь; СР — сериесное реле с блинкером Б (дробс); ПВ2 — пакетный выключатель двухполюсный; Зв — звонок; ШС — шинка сигнальная.

Коммутатор сигнальных и отличительных огней.

Сигнальные и отличительные огни являются важными элементами судна, обеспечивающими бесперебойную работу транспорта в темное время суток. Поэтому необходимо обеспечить бесперебойноеэлектроснабжение фонарей и в случае погасания того или иного фонаря принять немедленно меры к восстановлению погашенного огня.
Для питания сигнальных и отличительных огней применяют специальный коммутатор, принципиальная схема которого показана на рис. 142. Как видно из схемы, каждый сигнальный фонарь питается через последовательно соединенную с ним катушку сериесного реле, называемого дробсом. Контакты реле нормально (т. е. при отсутствии тока в катушке) замкнуты.
Таким образом, если двухполюсный пакетный выключатель какого-либо сигнального фонаря включен, а лампа не горит (катушка реле в этом случае не обтекается током), то контакты реле оказываются замкнутыми и на сигнальную шинку (ШС) поступает напряжение. В этом случае раздается звуковой сигнал (электрический звонок получит напряжение), предупреждающий персонал судна о погасании фонаря.


Таблица 65.
Нормы освещенности на судах речного флота

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: