Фз о судебной службе в рф на каком чтении находится

Обновлено: 07.05.2024

В рамках пленарного заседания Совета судей генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде Александр Гусев рассказал о законопроекте, который позволит решить многие проблемы судейского корпуса.

Речь идет о законопроекте о государственной судебной службе, который Верховный суд внес на рассмотрение в Государственную думу в феврале 2017 года. Он предусматривает, что сотрудники аппаратов Верховного суда, федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов будут состоять на федеральной государственной судебной службе, а работники аппаратов мировых судей – на государственной судебной службе субъектов РФ. В конечном итоге это может решить одну из главных проблем судебной системы – повысить заработок сотрудников аппарата (подробнее в материале "Лебедев внес в Госдуму законопроект о государственной судебной службе").

По словам Гусева, этот закон позволит укрепить независимость судей, решить проблемы комплектования судов и повысить престиж судейской профессии. "Продолжаем работу с Госдумой с целью принятия этого законопроекта", – заверил он.

Еще до внесения в Госдуму Правительство раскритиковало предложенные Верховным судом изменения. В Кабмине сочли, что прописанной в документе специфики работы в судебных органах недостаточно для выделения ее в отдельный вид госслужбы. Кроме того, по мнению правительства, судебным чиновникам придется платить за выслугу лет больше, чем госслужащим.

С февраля 2017 года спорные законопроекты находятся на рассмотрении профильного думского комитета по госстроительству и законодательству под председательством Павла Крашенинникова. Они еще не прошли ни одного чтения в Госдуме.

С текстом законопроектов № 102341-7 "О государственной судебной службе РФ" можно ознакомиться здесь, № 102332-7 "О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с введением государственной судебной службы РФ" – здесь, а № 102355-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением государственной судебной службы РФ" – здесь.


Комиссия по законопроектной деятельности подготовила отрицательный отзыв Правительства РФ на разработанный ВС РФ законопроект, которым предлагается выделить службу в судебной системе в отдельный вид государственной службы.

Законопроект «О государственной судебной службе Российской Федерации», который Пленум ВС РФ решил внести в Госдуму, имеет давнюю историю. Он был разработан Судебным департаментом при ВС РФ в конце 2014 г. и касался аппаратов не только судов общей юрисдикции и арбитражных судов, но также КС РФ. Однако позже законопроект был доработан, и в его последней редакции, одобренной Пленумом ВС РФ 15 ноября 2016 г., судебная служба в конституционных и уставных судах не предусматривается.

Как ранее сообщала «АГ», согласно законопроекту, для государственных служащих аппаратов судов, которые «участвуют в осуществлении судопроизводства, начиная от приема заявления и заканчивая выдачей исполнительного листа, а в некоторых случаях – в осуществлении контроля за исполнением решения суда», должны быть созданы условия для работы, способствующие эффективности и качеству правосудия. Поэтому судебным служащим должны быть положены льготы, доплаты, дополнительные оплачиваемые отпуска, страховки, классные чины и даже форменное обмундирование.

В то же время к работникам аппарата судов предлагалось установить особые требования. Так, «судебный служащий будет обязан не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб не только его репутации, но и авторитету судебной власти. Он не сможет выступать в суде представителем граждан. Ему запрещается заниматься предпринимательской, другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и творческой».

По данным СМИ, судебные служащие, в случае принятия законопроекта, могли претендовать на ежемесячную надбавку «за особые условия судебной службы» в размере до 200% от ежемесячного содержания, а также на премии «за выполнение особо важных и сложных заданий».

Предлагалось создать в судах субъектов и арбитражных судах должность «руководитель аппарата суда – администратор суда», чтобы председатели судов могли сосредоточиться на своей основной работе – отправлении правосудия. А помощников судей предлагалось не закреплять за отдельными судьями, что позволило бы перераспределять помощников в случаях «возрастания временной нагрузки у судей» или «поступления сложного дела». Чтобы повысить статус судебного служащего и выделить его среди участников судебного процесса при участии в заседании, работников аппарата предлагалось облачить в «форменную одежду» со специальными нашивками и погонами в соответствии с присвоенным чином.

Однако в правительственной комиссии по законопроектной деятельности посчитали, что законопроект и пояснительная записка к нему не содержат достаточных обоснований, подтверждающих специфику служебной деятельности в судебных органах, обуславливающих необходимость выделения государственной судебной службы из государственной гражданской службы.

Кроме того, как следует из отзыва комиссии (имеется в распоряжении «АГ»), большинство положений законопроекта, регламентирующих вопросы поступления на государственную судебную службу, ее прохождения и прекращения, дублируют положения Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» либо схожи с ними. Поэтому процессуальные обязанности отдельных категорий служащих государственной судебной службы реализованы в рамках действующих положений названного федерального закона посредством уточнения должностных регламентов работников аппаратов судов. А специфика организации и прохождения государственной гражданской службы в судах может быть закреплена в рамках законодательного акта об особенностях прохождения государственной гражданской службы в данном государственном органе.

Также правительственной комиссии не понравилось выведение из рамок законопроекта КС РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, в аппаратах которых предполагается сохранить государственную гражданскую службу.

Наконец, и это, пожалуй, главное: в Правительстве РФ подсчитали, что реализация законопроекта потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Ведь выплата ежемесячной надбавки за выслугу лет осуществляется, согласно законопроекту, в процентном отношении к окладу месячного денежного содержания служащих судебной службы, в то время как на государственной гражданской службе размер указанной выплаты зависит в процентном соотношении от должностного оклада. Это приведет к увеличению фонда оплаты труда указанных судов, хотя в финансово-экономическом обосновании законопроекта говорилось, что его принятие не повлечет выделения дополнительных ассигнований федерального бюджета.

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 5)
    • Статья 1. Основные термины
    • Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Государственная судебная служба Российской Федерации
    • Статья 4. Принципы судебной службы
    • Статья 5. Законодательство Российской Федерации о судебной службе Российской Федерации
    • Статья 6. Служащий судебной службы
    • Статья 7. Обстоятельства, препятствующие поступлению на судебную службу и нахождению на судебной службе
    • Статья 8. Основные права служащего судебной службы
    • Статья 9. Обязанности служащего судебной службы
    • Статья 10. Запреты, связанные с судебной службой
    • Статья 11. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Статья 12. Представление сведений о расходах
    • Статья 13. Должности судебной службы. Реестр должностей судебной службы Российской Федерации
    • Статья 14. Классификация должностей судебной службы
    • Статья 15. Квалификационные требования к должностям судебной службы
    • Статья 16. Должностной регламент
    • Статья 17. Классные чины судебной службы
    • Статья 18. Порядок присвоения и сохранения классных чинов судебной службы
    • Статья 19. Формирование состава аттестационной комиссии
    • Статья 20. Порядок проведения аттестации служащего судебной службы
    • Статья 21. Право поступления на судебную службу
    • Статья 22. Документы, предъявляемые при поступлении на судебную службу
    • Статья 23. Конкурс на замещение должности судебной службы
    • Статья 24. Назначение на должность судебной службы
    • Статья 25. Понятие и стороны служебного контракта
    • Статья 26. Содержание служебного контракта
    • Статья 27. Срок служебного контракта
    • Статья 28. Предельный возраст пребывания на судебной службе
    • Статья 29. Испытание при поступлении на судебную службу
    • Статья 30. Изменение условий служебного контракта
    • Статья 31. Перевод служащего судебной службы на иную должность, перемещение
    • Статья 32. Перевод служащего судебной службы на иную должность по состоянию здоровья
    • Статья 33. Изменение существенных условий служебного контракта
    • Статья 34. Последствия отказа служащего судебной службы от перевода на иную должность, несогласия на изменение существенных условий служебного контракта
    • Статья 35. Временное замещение иной должности судебной службы
    • Статья 36. Последствия сокращения должностей судебной службы или упразднения органа прохождения судебной службы
    • Статья 37. Отстранение от замещаемой должности судебной службы
    • Статья 38. Служебное время
    • Статья 39. Время отдыха и его виды
    • Статья 40. Перерыв в течение служебного дня
    • Статья 41. Отпуск на судебной службе
    • Статья 42. Ежегодный отпуск
    • Статья 43. Другие виды отпусков
    • Статья 44. Разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части. Отзыв служащего судебной службы из отпуска, продление отпуска или его перенос
    • Статья 45. Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией
    • Статья 46. Реализация права на отпуск при увольнении с судебной службы
    • Статья 47. Оплата труда служащего судебной службы
    • Статья 48. Фонд оплаты труда служащих судебной службы и работников органа прохождения судебной службы
    • Статья 49. Государственные гарантии служащих судебной службы
    • Статья 50. Форменная одежда служащих судебной службы
    • Статья 51. Основные принципы командирования служащих судебной службы
    • Статья 52. Стаж судебной службы
    • Статья 53. Виды поощрений и награждений за судебную службу
    • Статья 54. Понятие конфликта интересов
    • Статья 55. Предотвращение конфликта интересов и ответственность за непринятие мер по предотвращению конфликта интересов
    • Статья 56. Урегулирование конфликта интересов
    • Статья 57. Служебная дисциплина на судебной службе
    • Статья 58. Виды дисциплинарных взысканий
    • Статья 59. Привлечение к дисциплинарной ответственности
    • Статья 60. Снятие дисциплинарного взыскания
    • Статья 61. Порядок проведения служебной проверки
    • Статья 62. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
    • Статья 63. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения
    • Статья 64. Пределы материальной ответственности служащего судебной службы
    • Статья 65. Порядок определения размера материальной ответственности служащего судебной службы
    • Статья 66. Порядок возмещения причиненного материального ущерба служащего судебной службы
    • Статья 67. Общие основания прекращения служебного контракта
    • Статья 68. Расторжение служебного контракта по соглашению сторон
    • Статья 69. Расторжение срочного служебного контракта
    • Статья 70. Расторжение служебного контракта по инициативе служащего судебной службы (по собственному желанию)
    • Статья 71. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя
    • Статья 72. Прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
    • Статья 73. Прекращение служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта
    • Статья 74. Расторжение служебного контракта в связи с выходом служащего судебной службы из гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства другого государства или права постоянного проживания в иностранном государстве
    • Статья 75. Порядок оформления прекращения служебного контракта
    • Статья 76. Содержание кадровой работы
    • Статья 77. Подготовка кадров для судебной службы
    • Статья 78. Получение дополнительного профессионального образования служащим судебной службы
    • Статья 79. Государственный заказ на дополнительное профессиональное образование служащих судебной службы
    • Статья 80. Кадровый резерв для замещения должностей судебной службы
    • Статья 81. Реестры государственных служащих судебной службы Российской Федерации
    • Статья 82. Персональные данные служащего судебной службы, членов его семьи и граждан, поступающих на судебную службу. Ведение личного дела служащего судебной службы
    • Статья 83. Индивидуальный служебный спор
    • Статья 84. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров
    • Статья 85. Программы развития судебной службы
    • Статья 86. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    • Статья 87. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Проект федерального закона N 102341-7
    "О государственной судебной службе Российской Федерации"

    Президент Российской Федерации

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 5)
      • Статья 1. Основные термины
      • Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
      • Статья 3. Правовое регулирование службы в органах принудительного исполнения
      • Статья 4. Принципы службы в органах принудительного исполнения
      • Статья 5. Взаимосвязь службы в органах принудительного исполнения, гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов и муниципальной службы
      • Статья 6. Должности в органах принудительного исполнения
      • Статья 7. Классификация должностей в органах принудительного исполнения
      • Статья 8. Специальные звания
      • Статья 9. Квалификационные требования к должностям в органах принудительного исполнения
      • Статья 10. Сотрудник
      • Статья 11. Права сотрудника
      • Статья 12. Служебные обязанности сотрудника
      • Статья 13. Требования к служебному поведению сотрудника
      • Статья 14. Ограничения и запреты, связанные со службой в органах принудительного исполнения
      • Статья 15. Ответственность сотрудника
      • Статья 16. Форменная одежда сотрудника, знаки различия и ведомственные знаки отличия
      • Статья 17. Право поступления на службу в органы принудительного исполнения
      • Статья 18. Документы, представляемые гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения
      • Статья 19. Рассмотрение документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения, и принятие по ним решений
      • Статья 20. Основания возникновения правоотношений на службе в органах принудительного исполнения
      • Статья 21. Контракт
      • Статья 22. Виды и срок действия контракта
      • Статья 23. Содержание контракта
      • Статья 24. Испытание при поступлении на службу в органы принудительного исполнения
      • Статья 25. Замещение должностей в органах принудительного исполнения по конкурсу
      • Статья 26. Возникновение и изменение правоотношений на службе в органах принудительного исполнения в период действия военного положения
      • Статья 27. Назначение на должности в органах принудительного исполнения
      • Статья 28. Присяга сотрудника органов принудительного исполнения
      • Статья 29. Должностная инструкция
      • Статья 30. Перевод сотрудника
      • Статья 31. Временное исполнение обязанностей
      • Статья 32. Аттестация сотрудника
      • Статья 33. Совмещение обязанностей на службе в органах принудительного исполнения. Совместительство
      • Статья 34. Особенности прохождения службы при сокращении должностей в органах принудительного исполнения. Зачисление сотрудника в распоряжение органа принудительного исполнения
      • Статья 35. Приостановление службы в органах принудительного исполнения
      • Статья 36. Стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения
      • Статья 37. Персональные данные сотрудников, ведение кадрового учета сотрудников
      • Статья 38. Реестр сотрудников
      • Статья 39. Общие условия присвоения и сохранения специальных званий
      • Статья 40. Сроки выслуги в специальных званиях
      • Статья 41. Присвоение первых и очередных специальных званий
      • Статья 42. Присвоение специальных званий досрочно либо на ступень выше
      • Статья 43. Приостановление присвоения очередного специального звания
      • Статья 44. Присвоение специальных званий гражданам, проходившим военную службу, государственную службу иных видов, гражданскую службу или муниципальную службу
      • Статья 45. Служебная дисциплина
      • Статья 46. Меры поощрения
      • Статья 47. Нарушение служебной дисциплины
      • Статья 48. Дисциплинарные взыскания
      • Статья 49. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
      • Статья 50. Порядок применения к сотрудникам мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий
      • Статья 51. Порядок наложения на сотрудников взысканий за коррупционные правонарушения
      • Статья 52. Служебная проверка
      • Статья 53. Служебное время
      • Статья 54. Режим служебного времени
      • Статья 55. Время отдыха
      • Статья 56. Отпуска на службе в органах принудительного исполнения
      • Статья 57. Основной отпуск
      • Статья 58. Дополнительные отпуска
      • Статья 59. Продление основного отпуска или дополнительного отпуска
      • Статья 60. Отпуск по личным обстоятельствам
      • Статья 61. Другие виды отпусков
      • Статья 62. Отзыв сотрудника из отпуска
      • Статья 63. Освобождение сотрудника от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью
      • Статья 64. Денежное довольствие
      • Статья 65. Социальные гарантии сотруднику и членам его семьи
      • Статья 66. Страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с исполнением служебных обязанностей. Гарантии в связи с увольнением со службы в органах принудительного исполнения
      • Статья 67. Вещевое и продовольственное обеспечение сотрудника
      • Статья 68. Пенсионное обеспечение сотрудника и членов его семьи
      • Статья 69. Конфликт интересов в органах принудительного исполнения
      • Статья 70. Служебный спор в органах принудительного исполнения
      • Статья 71. Временное отстранение сотрудника от исполнения служебных обязанностей
      • Статья 72. Восстановление на службе в органах принудительного исполнения
      • Статья 73. Принципы и основные направления формирования кадрового состава органов принудительного исполнения
      • Статья 74. Подготовка кадров для органов принудительного исполнения
      • Статья 75. Государственный заказ на подготовку кадров для органов принудительного исполнения
      • Статья 76. Кадровый резерв для замещения должностей в органах принудительного исполнения
      • Статья 77. Кадровая работа в органах принудительного исполнения
      • Статья 78. Основания прекращения службы в органах принудительного исполнения
      • Статья 79. Увольнение со службы в органах принудительного исполнения
      • Статья 80. Основания прекращения или расторжения контракта
      • Статья 81. Увольнение в связи с утратой доверия
      • Статья 82. Расторжение контракта по соглашению сторон
      • Статья 83. Расторжение контракта и увольнение со службы в органах принудительного исполнения по инициативе сотрудника
      • Статья 84. Расторжение контракта и увольнение со службы в органах принудительного исполнения по инициативе руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя
      • Статья 85. Прекращение срочного контракта в связи с истечением срока его действия
      • Статья 86. Расторжение контракта вследствие нарушения обязательных правил при его заключении
      • Статья 87. Прекращение контракта по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения
      • Статья 88. Порядок увольнения со службы в органах принудительного исполнения
      • Статья 89. Погребение и отдание почестей
      • Статья 90. Финансирование службы в органах принудительного исполнения
      • Статья 91. Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения
      • Статья 92. Заключительные положения
      • Статья 93. Применение законодательных актов Российской Федерации в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона
      • Статья 94. О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
      • Статья 95. О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"
      • Статья 96. О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"
      • Статья 97. О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
      • Статья 98. О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"
      • Статья 99. О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"
      • Статья 100. О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
      • Статья 101. О внесении изменения в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
      • Статья 102. О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле"
      • Статья 103. О внесении изменения в Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации"
      • Статья 104. О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах"
      • Статья 105. О внесении изменения в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"
      • Статья 106. О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации"
      • Статья 107. О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
      • Статья 108. О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"
      • Статья 109. О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
      • Статья 110. О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
      • Статья 111. О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
      • Статья 112. О внесении изменения в Федеральный закон "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
      • Статья 113. О внесении изменения в Федеральный закон "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
      • Статья 114. О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации
      • Статья 115. О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
      • Статья 116. О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
      • Статья 117. О внесении изменения в Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"
      • Статья 118. О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан"
      • Статья 119. О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации"
      • Статья 120. О внесении изменения в Федеральный закон "О полиции"
      • Статья 121. О внесении изменения в Федеральный закон "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан"
      • Статья 122. О внесении изменения в Федеральный закон "О пособии детям военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в войсках, органах и учреждениях)"
      • Статья 123. О внесении изменения в Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"
      • Статья 124. О внесении изменений в Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
      • Статья 125 (утратила силу)
      • Статья 126. О внесении изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
      • Статья 127. О внесении изменений в Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
      • Статья 128. О внесении изменения в Федеральный закон "О порядке отбывания административного ареста"
      • Статья 129. О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях"
      • Статья 130. О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
      • Статья 131. О внесении изменений в Федеральный закон "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
      • Статья 132. О внесении изменения в Федеральный закон "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"
      • Статья 133. О внесении изменения в Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"
      • Статья 134. О внесении изменений в Федеральный закон "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"
      • Статья 135. Вступление в силу настоящего Федерального закона

      С изменениями и дополнениями от:

      31 июля, 8, 22, 30 декабря 2020 г., 30 апреля 2021 г.

      Принят Государственной Думой 19 сентября 2019 года

      Одобрен Советом Федерации 25 сентября 2019 года

      Президент Российской Федерации

      С 2020 г. вступит в силу Закон о службе в органах принудительного исполнения. В настоящее время это ФССП.

      Устанавливаются обязательность служебных отношений на контрактной основе, конкурсный порядок отбора кандидатур на замещение отдельных должностей, возможность ротации ряда руководителей, порядок урегулирования конфликта интересов, антикоррупционные и другие правовые механизмы.

      Определяются стороны, содержание, формы и сроки действия контракта, а также порядок его заключения. Детально регламентируются вопросы испытания при поступлении на службу, перевода на другую должность или изменения существенных условий контракта. Закрепляется исчерпывающий перечень оснований для прекращения контракта либо его расторжения.

      Обеспечивается единый подход к установлению продолжительности отпусков. Продолжительность отпуска будет зависеть от выслуги лет и от условий прохождения службы.

      Снижение нагрузки, споры вне суда и YouTube-канал: что нового предложил Верховный суд

      Нагрузка на российских судей продолжает расти, сильнее всего это сказывается на мировых судьях. Поэтому их собираются избавить от рутинных дел, чтобы больше времени было на рассмотрение комплексных споров. При этом мировым судьям хотят отдать все алиментные споры, рассказал глава Совета судей Виктор Момотов. А Вячеслав Лебедев поделился актуальной судебной статистикой и рассказал, какие разъяснения Пленум ВС даст уже в ближайшее время.

      Новые пленумы и обзоры практики

      Верховный суд подготовил новые предложения по совершенствованию уголовного судопроизводства, рассказал Лебедев. Сейчас уголовный закон предусматривает возможность обжалования в порядке сплошной кассации решений по уголовным делам, которые не обжаловались в апелляционной инстанции. В 2020 году в таком порядке рассмотрели 16% всех кассационных жалоб.

      Но кассационные суды не рассматривают доказательства по уголовным делам — эффективность такого обжалования под вопросом. Поэтому председатель ВС пообещал: в скором времени Пленум представит законопроект, предусматривающий обжалование в порядке сплошной кассации жалоб по уголовным делам только тех судебных решений, которые уже были обжалованы в апелляционном порядке. «Те, кто не воспользовался правом на апелляционное обжалование, получит право на подачу кассационной жалобы по процедуре выборочной кассации», — заверил Лебедев.

      Кроме того, до конца этого года Пленум ВС представит несколько новых постановлений. Одно из них будет касаться правил рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства. Также готовятся разъяснения по правилам рассмотрения споров в арбитражных судах первой инстанции.

      А Президиум ВС в скором времени утвердит обзор по договорам тепло- и энергоснабжения.

      Мировые судьи: проблемы с финансированием

      Мировые судьи рассматривают порядка 80% всех судебных споров в России, рассказал председатель Совета судей Виктор Момотов. Нагрузка на них остается высокой, но есть проблемы с финансированием мировых судебных участков. Дело в том, что «денежные» вопросы решаются региональными властями. В некоторых регионах «нет должного взаимодействия» между судейским сообществом и исполнительными органами власти субъекта, и это, по словам Момотова, приводит к снижению гарантий обеспечения деятельности мировой юстиции.

      «Советы судей Владимирской, Кемеровской, Сахалинской областей, Забайкальского края, республик Ингушетия, Марий-Эл, Хакасия и Крым отмечают недостаток финансирования мировой юстиции своего региона», — заявил Момотов. А в Еврейской автономной области финансирование мировых судей на 2022 год уменьшили сразу на 46%. Из-за этого судьям не хватает денег ни на серверы для платформы ГАС «Правосудие», ни на кондиционеры.

      Также во многих регионах существует проблема текучки кадров в аппаратах мировых судей. Причина этого, по мнению Совета судей, — низкий уровень зарплат. «Это абсолютно недопустимая ситуация, и ответственность за нее лежит и на исполнительных органах власти субъектов, и на региональных советах судей, которые не смогли донести и должным образом отстоять потребности и интересы мировых судей», — заявил Момотов.


      В России 7698 мировых судей, и каждый в равной степени должен быть обеспечен всем необходимым для отправления правосудия — от бумаги и помещения до помощников и секретарей.

      Нужно освободить мировых судей от рутинных и несвойственных им функций, подчеркнул Момотов. И один из способов — помощь искусственного интеллекта. Глава Совета судей напомнил, что три участка мировых судей в Белгородской области участвуют в пилотном проекте: там при помощи программы готовят судебные приказы при взыскании с граждан имущественного, транспортного и земельного налогов. «Планируется, что в дальнейшем программа будет доступна для всех мировых судей», — пообещал Момотов.

      Путь примирения

      «Само по себе увеличение количества судей является в какой-то мере тупиковым путем, так как не снижает ежегодно увеличивающееся количество дел, поступающих в суды различных уровней», — уверен Момотов. Решать проблему нужно другими путями, например через «упрощение некоторых судебных процедур» и с помощью дальнейшего развития досудебного порядка рассмотрения споров.

      Так, Момотов предложил ввести обязательное досудебное урегулирование споров между дольщиками и застройщиками. Сейчас дольщики направляют претензии строительной компании, а если застройщик их не удовлетворит — обращаются в суд. Но лишь небольшая часть конфликтов между участниками долевого строительства и застройщиками успешно решается в досудебном порядке, подчеркнул председатель Совета судей.

      «На наш взгляд, участие третьего лица на досудебной стадии позволило бы снизить напряжение и конфликтность, которые часто возникают между сторонами по таким спорам, что способствовало бы мирному решению конфликта без обращения в суд», — заявил Момотов. Он подчеркнул, что нужно создать такой правовой механизм, при котором застройщики должны нести дополнительную экономическую ответственность, если они не смогли договориться с дольщиком до суда, а в суде проиграли.

      «В целом необходимо расширять круг споров, по которым стороны обязаны использовать досудебное урегулирование, которое при этом не должно ограничиваться только претензионным порядком», — подытожил глава Совета судей.

      Перераспределение нагрузки

      Для разгрузки мировых судей Совет судей и ВС предлагают и другие шаги.

      Момотов предлагает передать мировым судьям все споры об алиментах, а не только те, что рассматриваются в порядке приказного производства. Такое предложение он объяснил «высокой нагрузкой районных судов», а также «приближенностью» мировых судей к населению.

      Суды идут в YouTube

      Совет судей прилагает много усилий по созданию единой системы информирования гражданского общества о работе судебной системы России, подчеркнул Момотов. Но «назрела необходимость» сделать новый шаг и от координации пресс-служб и различных площадок перейти к единому медиаресурсу, способному полноценно освещать деятельность судебной системы.

      Нагрузка на суды растет, а на колонии — падает

      За 9 месяцев 2021-го российские суды общей юрисдикции рассмотрели 16,8 млн гражданских дел, 6,5 млн дел об административных правонарушениях и 3,47 млн административных дел, рассказал председатель ВС Вячеслав Лебедев. Арбитражные суды рассмотрели чуть больше 1,2 млн экономических споров. По итогам трех кварталов 2021 года зафиксировано повышение нагрузки на судей на 5% относительно аналогичного периода 2020 года.

      За 9 месяцев этого года российские суды рассмотрели 567 000 уголовных дел. Около 23% от них завершились прекращением уголовного преследования, а обвинительный приговор вынесли в отношении 439 300 человек. Наказание в виде реального лишения свободы получили 29% осужденных.

      Меру пресечения в виде заключения под стражу избрали в отношении 65 000 человек — на 9% меньше, чем в прошлом году. При этом суды удовлетворили 191 900 ходатайств о продлении срока содержания под стражей, что на 13% меньше, чем за 9 месяцев прошлого года.

      По состоянию на 1 ноября в колониях и тюрьмах находятся 469 283 человека. С 1 января количество заключенных сократилось на 13 549 человек.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: