Семьи одиноких родителей как объект социального обеспечения со стороны государства

Обновлено: 26.04.2024

Социальная защита - это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

пенсионеры, в том числе одинокие;

инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

граждане, не имеющие постоянного места проживания;

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

проведение мероприятий по социальному обеспечению;

предоставление услуг по социальному страхованию;

оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование

Социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

Меры по преодолению безработицы;

Поддержка многодетных семей;

Выплата пособий на детей;

Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

Доступное здравоохранение и образование;

Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

Добровольное социальное страхование;

Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

бесплатное медицинское обслуживание;

предоставление санаторно-курортного лечения;

социальная помощь семьям, имеющим детей;

обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Выводы

Социальная защита - это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита - это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Мать-одиночка в настоящее время как категория, воспитывающая детей, является достаточно распространенной в силу того, что нередко дети рождаются вне брака. Гораздо реже речь идет о матери-одиночке, которая усыновила ребенка вне брака, так как на такое действие законодатель накладывает прямое ограничение. Так как многие женщины, которые воспитывают ребенка в одиночестве, нуждаются в улучшении жилищных условий, в настоящее время государство реализует перечень мер, направленных на предоставление таким женщинам социальных благ, а также на материальную поддержку таких семей.

О каких именно благах идет речь и каким образом можно их получить?

На какие законы следует опираться?

Для того чтобы получить те или иные блага от государства, женщина должна понимать, на что именно она может рассчитывать в качестве получения социальной помощи от государства, а также каким образом регулируются ее права с точки зрения правового обеспечения.

Основное регулирование предоставляемых социальных и материальных благ, включаемых в государственную социальную помощь матерям-одиночкам, осуществляется с помощью таких нормативных актов:

работа по договору без трудовой книжки

  1. Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 1995 года. Он регулирует предоставление выплат всем тем лицам, которые воспитывают детей, не достигших возраста восемнадцати лет, а также выплаты особым категориям граждан, которые имеют право на предоставление им льготных выплат из-за ограниченного материального положения.
  2. Федеральный закон «О дополнительных мерах поддержки семьям, имеющим детей» осуществляет регулирование вопросов, связанных с предоставлением дополнительных выплат семьям, в которых появился второй и последующий ребенок независимо от причин появления такого ребенка.
  3. Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», который был принят в 2017 году для того, чтобы осуществлять регулирование вопросов, связанных с предоставлением различного рода пособий тем гражданам, которые воспитывают детей в возрасте до полутора и до трех лет при условии, что такие дети появились в семьях после 1 января 2018 года.
  4. Федеральный закон «О государственной социальной помощи», который осуществляет регулирование мероприятий, направленных на предоставление различного вида государственных пособий семьям, которые нуждаются в материальной и социальной поддержке семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Не являются в этом случае исключениями и матери-одиночки, воспитывающие детей и проживающие на территории Российской Федерации.

Кроме того, вопросы, связанные с предоставлением социальной помощи матерям-одиночкам, независимо от того, скольких детей они воспитывают, находятся также в ведении регионального и муниципального законодательства, что позволяет говорить о том, что для полного регулирования вопросов, связанных с предоставлением социальной помощи, необходимо изучать действующее законодательство разных уровней власти в государстве.

Какие виды помощи доступны матери-одиночке?

Мать-одиночка, проживающая на территории Российской Федерации и имеющая подтвержденный с юридической точки зрения статус, имеет право на то, чтобы получать различные виды помощи от государства. К основным видам относятся:

  • материальная помощь, предоставляемая в виде жилого помещения, используемого по договору социального найма, для тех женщин, которые, проживая со своими несовершеннолетними детьми, нуждаются в улучшении имеющихся жилищных условий;
  • материальная помощь от работодателя в виде выплат, которые направлены на поддержание достаточного уровня материального благосостояния работницы, воспитывающей своих детей без помощи второго родителя ввиду его отсутствия;
  • социальная помощь в виде пособий, льгот и скидок на определенные виды расходов при условии, что женщина имеет подтвержденный статус матери-одиночки, а ее дети не достигли возраста восемнадцати лет.

Выплаты и пособия, кроме тех, которые предоставляются работодателем, могут быть осуществлены на уровне федерального и регионального бюджетов.

В каждом конкретном случае следует уточнять в органах социальной защиты населения, куда именно следует обращаться за теми или иными видами пособий.

Виды социальной помощи

Для матерей, воспитывающих своих детей в одиночестве, в настоящее время на федеральном и региональном уровне предоставляются следующие виды социальной помощи (вся социальная помощь на сегодняшний день сводится к выплате разного рода пособий, которые направлены на улучшение материального благосостояния такой матери и ее детей):

на ребенка до 3 лет

  1. Пособие по уходу за ребенком, которое выплачивается женщине до достижения ее малышом возраста полутора лет (оно выплачивается либо работодателем при наличии официального трудоустройства, либо государством в лице органов социальной защиты населения, если официального трудоустройства у такой женщины по каким-либо причинам нет). Если женщина была официально трудоустроена на момент выхода в отпуск по уходу за ребенком, то для нее расчет такого пособия осуществляется из ее среднего заработка и устанавливается в размере сорока процентов от такового. Если официальной работы у женщины на момент выхода в декрет не было, то пособие выплачивается, исходя из установленного минимума.
  2. Детское пособие на ребенка, которое выплачивается до достижения ребенком возраста шестнадцати лет (если ребенок продолжает образование и после школы путем поступления в высшее учебное заведение, то срок выплаты пособия сохраняется до двадцати трех лет).
  3. Пособие по беременности и родам, которое предусмотрено к выплате для женщин, имеющих официальное трудоустройство, а также для женщин, которые официально признаны безработными и состоят на учете в центрах занятости населения по месту своего проживания, но встали на такой учет после увольнения с предыдущего места работы.
  4. Единовременное пособие при рождении ребенка, размер которого устанавливается на основании региональных параметров (при установлении размера такого пособия учитываются показатели рождаемости в регионе, а также размер той части бюджета, которая используется для выплат различных государственных пособий).
  5. Выплаты матерям-одиночкам в виде ежемесячных пособий, которые направлены на помощь женщинам, воспитывающим детей-инвалидов.
  6. Пособия, которые выплачиваются малоимущим женщинам, воспитывающим детей без помощи второго родителя, установленные на основании соответствующих норм регионального законодательства.
  7. Компенсации на оплату коммунальных услуг при условии отсутствия задолженностей по таким счетам у матери-одиночки в отношении помещения, в котором она проживает совместно со своими детьми, младший из которых не достиг возраста полутора лет.
  8. Компенсация на оплату детского сада для каждой семьи, состоящей из матери и ее детей (размер компенсации увеличивается в зависимости от того, сколько детей у такой матери посещает то или иное дошкольное учреждение.
  9. Ежегодные пособия для матерей-одиночек, которые воспитывают детей, посещающих школу, направленные на помощь в подготовке таких детей к очередному учебному году.
  10. Разовые социальные выплаты, которые предусмотрены для той или иной категории матерей-одиночек и могут выплачиваться к крупным государственным праздникам.

Получение каждого вида такой социальной помощи осуществляется на основании соответствующих документов и заявления, так как право на пользование такими государственными мерами поддержки следует подтвердить с юридической точки зрения.

Порядок получения социальной помощи

Предоставление любой помощи от государства осуществляется только в том случае, если женщина подтвердит свое право на такую помощь. Так, в частности, подтверждение должно осуществляться в виде подачи специального заявления в уполномоченные государственные органы.

Предоставление перечисленных выше видов социальной помощи матерям-одиночкам находится в ведении органов социальной защиты населения. Если они непосредственно не принимают участия в выплате определенного вида поддержки (как, например, в случае с пособием по беременности и родам), то на такие органы возложена обязанность проводить контроль за соблюдением прав женщин, которые имеют подтвержденный, с юридической точки зрения, статус матери-одиночки (например, путем направления специального запроса в Фонд социального страхования о проверке правильности осуществленных выплат).

Если же речь идет именно о предоставлении такого рода выплат, то порядок действий выглядит следующим образом:

  1. Внесение в органы социальной защиты заявления о необходимости предоставления матери-одиночки конкретного вида социальной помощи от государства. Заявление может быть подано путем непосредственного визита в такие органы, а также путем направления его через многофункциональные центры или портал Госуслуги.
  2. Предоставление подтверждающего пакета документов для обоснования права получения конкретного вида государственной помощи.
  3. Получение мотивированного ответа, положительного или отрицательного, о предоставлении того или иного вида социальных выплат от государства.

Для того чтобы матери-одиночки подтвердить свое право на получение государственных льгот с точки зрения документов, необходимо подготовить:


  • собственный паспорт, а также аналогичные удостоверяющие документы на всех несовершеннолетних детей, которых воспитывает женщина;
  • справку по форме 025, которая подтвердит статус матери-одиночки (оформляется в органах ЗАГС по заявлению женщины и свидетельству о рождении того ребенка, отец которого неизвестен либо оспорил свое отцовство на основании решения суда. В последнем случае потребуется также предоставить копию решения суда с отметкой о вступлении в силу);
  • документы, которые подтверждают необходимость выплат специальных социальных мер поддержки (если речь идет о матери-одиночке, которая обладает статусом малоимущей либо малообеспеченной);
  • если речь идет о необходимости предоставления субсидии на оплату коммунальных услуг, то потребуются документы, подтверждающие право пользования конкретным жилым помещением, а также отсутствие задолженностей по оплате коммунальных платежей;
  • для некоторых видов социальных пособий потребуется предоставление информации о доходах матери за последние три месяца в виде справки по форме 2-НДФЛ;
  • выписка из банка с указанием реквизитов расчетного счета для перечисления денежных средств женщине.

Все перечисленные документы должны быть подготовлены в виде оригинала и копий, заверение которых производит либо сотрудник органов соцзащиты, либо специалист многофункционального центра.

Могут также потребоваться и дополнительные документы, перечень которых устанавливается на уровне регионов или муниципалитетов, так как некоторые виды помощи предоставляются именно из регионального или муниципального бюджетов. Подробный список следует уточнять в органах социальной защиты населения конкретного региона, в котором проживает женщина.

Мать-одиночка имеет право на предоставление от государства различных видов социальной помощи. За предоставлением некоторых видов такой помощи женщина может обратиться к своему работодателю. Однако подавляющее большинство видов социальной поддержки женщины выплачивается от государства в лице его органов социальной защиты населения. Именно в эти органы мать-одиночка должна обращаться для получения дополнительных социальных выплат, в том числе для получения пособия за воспитание ребенка.

Но для того чтобы рассчитывать на получение хотя бы одного из видов такого пособия, необходимо, чтобы мать-одиночка подтвердила свой статус и право на получение таких мер помощи в виде предоставления специального перечня документов. В противном случае в предоставлении того или иного вида выплат может быть отказано на основании отсутствия причин для их осуществления.

Многодетные семьи на сегодняшний день получили достаточно большое распространение на территории Российской Федерации. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что осуществляемые ранее государственные меры по стимулированию рождаемости на сегодняшний день получили отражение в виде повышающейся рождаемости в отдельных регионах. Так как именно многодетные семьи на сегодняшний день являются семьями, которые как раз и поднимают уровень рождаемости, государство в лице его органов власти различных уровней (от федерального до муниципального) приняло решение о необходимости активной поддержки тех семей, которые и стали многодетными и подтвердили свой статус.

Одной из сфер, в которой оказывается такая поддержка, следует считать социальную сферу. Каким образом оказывается помощь многодетным семьям в данной сфере, и на какие гарантии могут рассчитывать семьи с подтвержденной юридически многодетностью?

Правовая основа регулирования

Несмотря на то что на территории Российской Федерации количество многодетных семей постоянно растет, единого нормативного акта, который регулировал бы предоставление различных мер социальной поддержки многодетным семьям на территории всего государства, нет. В мае 2018 года на уровне Совета Федерации было принято решение вернуться к рассмотрению Федерального закона №138, который был отложен в 1999 году.

На сегодняшний день единого нормативного акта так и не принято, по этой причине меры поддержки многодетным семьям регулируются несколькими нормативными актами:

опека и попечительство

  • Указом Президента Российской Федерации №431, регулирующим собственно предоставление многодетным семьям меры социальной поддержки, направленным на улучшение условий жизни таких семей;
  • Федеральным законом «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей», который направлен на предоставление поддержки семьям, в которых воспитывается более двух детей и которые планируют появление еще одного ребенка;
  • Земельным Кодексом, положения которого сформулированы для исполнения положений Указа Президента №431 в части предоставления земельных участков многодетным семьям.

Так как предоставление социальных мер поддержки многодетным семьям осуществляется не только на уровне федерального, но и на уровне регионального законодательства, следует обращаться также и к региональным нормативным актам.

Социальная помощь

Социальная помощь для многодетных семей на сегодняшний день – это целый комплекс специальных мер, которые реализуются для того, чтобы улучшить уровень социального и материального благосостояния таких семей, если их статус многодетных официально подтвержден.

При оказании социальной помощи многодетным семьям им предоставляются следующие виды помощи:

на ребенка до 3 лет

  • субсидии и пособия, направленные на предоставление скидок или компенсаций тех затрат, которые совершают многодетные семьи при оплате коммунальных услуг (наличие такой компенсации предусмотрено в положениях Указа Президента №431);
  • пособия для улучшения уровня жизни, в том числе семей, которые воспитывают детей, посещающих детские сады или образовательные учреждения дополнительного образования;
  • пособия и субсидии в виде скидок на посещение культурных мероприятий, которые подходят для воспитываемых в семье детей по возрастному цензу;
  • пособия на улучшение жилищных условий или предоставление специальных ссуд социального назначения, которые будут использованы с целевой точки зрения, например, для закупки строительных материалов (социальная помощь в данном случае заключается в назначении льготной цены для приобретения строительных материалов);
  • помощь в организации бизнеса и реализации существующих бизнес-моделей, осуществление которых будет направлено на улучшение материального благосостояния конкретной семьи, реализующей ту или иную модель.

Социальная помощь предоставляется по разным направлениям в зависимости от того, в какой именно сфере она должна осуществляться.

Социальные меры поддержки

Перечень социальных льгот и мер поддержки, которые должны предоставляться многодетным семьям, на сегодняшний день подробно раскрыт в Указе Президента Российской Федерации №431. В соответствии с положениями данного нормативного акта к числу основных социальных льгот, доступных многодетным семьям, относятся:

  • скидка в размере не менее тридцати процентов на оплату коммунальных услуг по месту проживания многодетной семьи, а если речь идет о собственном доме, в котором отсутствует центральное отопление, то предоставляется также и скидка на используемые теплоносители, которыми и обеспечивается отопление такого дома при проживании в нем многодетной семьи;
  • предоставление права бесплатного проезда в городском или муниципальном транспорте для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, а для случаев, когда речь идет о детях, которые посещают загородные лагеря детского отдыха или учреждения санаторно-курортной направленности, то право бесплатного проезда предоставляется в железнодорожном транспорте не только для ребенка, следующего к месту отдыха, но и для сопровождающего его одного взрослого (взрослый получает право бесплатного возвращения в свой город от места отдыха ребенка);
  • право получения бесплатного питания в школьных образовательных учреждениях, а также скидка на оплату учреждений дошкольного и дополнительного школьного образования (размер скидки варьируется в зависимости от того, на какого по счету ребенка она предоставляется, но составляет для дошкольного образования не более семидесяти процентов от стоимости, а для дополнительного школьного образования – не более тридцати процентов);
  • предоставление бесплатной школьной формы или заменяющей ее одежды, а также бесплатных спортивных костюмов для посещения соответствующих занятий в образовательных учреждениях школьного типа независимо от того, какой статус присвоен тому или иному образовательному учреждению;
  • ежемесячное бесплатное посещение различных заведений культурной направленности, если такое посещение осуществляется детьми в соответствии с их возрастом (то есть мероприятия соответствуют возрастному цензу). В противном случае билеты на такие мероприятия родителям придется оплачивать лично;
  • предоставление земельных участков для строительства дома по проекту индивидуального жилищного строительства, а также для ведения сельского хозяйства, если такие действия направлены на улучшение материального благосостояния семьи, а сам участок будет использоваться исключительно по его целевому назначению;
  • предоставление скидок или оказание помощи в приобретении по льготным ценам необходимых строительных материалов для возведения собственного дома, в котором многодетная семья будет проживать;
  • помощь в реализации утвержденных бизнес-моделей, если планируемое получение прибыли от реализации такого бизнеса рассчитано на улучшение благосостояния конкретной семьи. При этом в рамках помощи по реализации бизнеса следует рассматривать несколько направлений, которые осуществляет государство, а именно: выделение земельных участков, предоставление налоговых скидок на период становления бизнеса, предоставление беспроцентных кредитов, ссуд на развитие установленной бизнес-модели, льготы на аренду земельных участков или оборудования, необходимого для ведения того или иного вида бизнеса.

Кроме перечисленных видов помощи от государства в виде специально принятых мер социальной поддержки, для многодетных семей государство на региональном уровне предусмотрело целый ряд дополнительных мер социальных гарантий.

Социальные выплаты и гарантии

Так как многодетная семья на воспитание детей тратит всегда достаточно большое количество финансовых средств, государство приняло решение о необходимости не только предоставления различных мер социальной поддержки, но также и о предоставлении некоторых льгот и пособий. В частности, многодетная семья вправе рассчитывать на получение:

  • единовременного пособия при рождении очередного ребенка, которое выплачивает работодатель одному из родителей (заявление на получение такого пособия пишет тот родитель, который планирует получать остальные выплаты). Если родители не работают, или речь идет об одиноком многодетном родителе, то пособие будет выплачено из регионального бюджета на основании заявления, поданного в органы социальной защиты населения, и подтверждения статуса безработного путем предоставления справки из регионального Центра занятости населения;
  • пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора и трех лет. Пособие до полутора лет назначается на основании заработка того родителя, который будет его получать, в размере сорока процентов от такого среднего заработка, а пособие до трех лет – на основании установленного в конкретном регионе уровня таких пособий;
  • компенсационной выплаты за увеличение стоимости жизни для семей, в которых есть дети, не достигшие возраста трех лет. Данная выплата является региональной и возможности ее получения следует уточнять в каждом конкретном регионе;
  • выплаты на компенсацию тридцати и более процентов от стоимости жилищно-коммунальных услуг и на оплату домашнего телефона. Внесение такой компенсации осуществляется до достижения детьми возраста совершеннолетия, однако, следует учитывать, что такая субсидия перерасчитывается раз в шесть месяцев и перед каждым перерасчетом следует подтверждать право на ее получение путем предоставления соответствующих документов о необходимости такой субсидии.

Для тех семей, в которых воспитывается более семи несовершеннолетних детей, предусмотрена разовая выплата в размере ста тысяч рублей, которая предоставляется совместно с присвоением Ордена Родительской Славы (возможность получения такого ордена следует уточнять в каждом конкретном регионе), а для семей, воспитывающих десять и более несовершеннолетних детей, установлена ежемесячная выплата в размере десяти тысяч рублей (данная выплата также является региональной и конкретный размер следует уточнять в региональных подразделениях Министерства здравоохранения и социальной защиты населения).

Как получить причитающиеся выплаты и меры социальной поддержки?

Независимо от того, о какой именно мере соцподдержки или о какой выплате идет речь, получение их может быть осуществлено только в том случае, если семья подтвердила с документальной точки зрения свой статус многодетной семьи и право на получение таких мер поддержки (особенно такое подтверждение требуется для тех случаев, когда речь идет о крупных региональных выплатах, например, при воспитании в семье десятого или последующего ребенка).

Законодатель не делает различий для получения тех или иных мер поддержки в том, идет ли речь о родных или усыновленных детях – они по своему статусу равны, если соблюдены все юридические процедуры.

Порядок действий для получения тех или иных выплат и мер поддержки выглядит стандартным в случае обращения в органы социальной защиты населения:

  1. Подача заявления установленного для конкретного вида социальной помощи образца. В тексте заявления следует указать причины, по которым семья нуждается в предоставлении того или иного вида помощи, а также составить перечень документов, которые будут подтверждать статус такой семьи в качестве многодетной и нуждающейся в помощи.
  2. Предоставление пакета сопровождающих документов для получения того или иного вида помощи. Следует понимать, что для каждого конкретного вида помощи речь будет идти о своем перечне документов, так как придется подтверждать разные стороны жизни семьи.
  3. Получение ответа о предоставлении или об отказе в предоставлении того или иного вида помощи от государства. Ответ в любом случае должен быть мотивирован, а в случае отказа формируется также описание причин отказа. Если ответ отрицательный, он должен быть оформлен в письменном виде путем составления специального документа.

К числу основных документов, которые могут понадобиться для получения того или иного вида помощи, следует отнести:


  • паспорт заявителя как представителя многодетной семьи;
  • документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних и несовершеннолетних членов семьи, которые проживают совместно и носят единый статус многодетной семьи;
  • справки о доходах родителей (если, например, речь идет о предоставлении субсидий на компенсацию части расходов, связанных с коммунальными платежами или оплатой детских садов, дополнительных секций и кружков, которые посещают дети);
  • справки о необходимости улучшения жилищных условий (если речь идет о строительстве или капитальном ремонте и предоставлении субсидий для этих действий);
  • документы на право пользования или собственности конкретного жилого помещения, а также об отсутствии задолженностей по имеющимся коммунальным платежам, если речь идет о предоставлении субсидий на оплату таких платежей;
  • справки о том, что семья признана малоимущей (если действительный уровень доходов такой семьи является не соответствующим установленному в регионе прожиточному минимуму);
  • реквизиты банковского счета, на который будут перечисляться те или иные субсидии или пособия (счет должен быть открыт на одного из родителей).

В некоторых случаях может потребоваться предоставление дополнительных документов, перечень которых может варьироваться в зависимости от того, о каком именно пособии или о какой субсидии идет речь в каждом конкретном случае. Чаще всего дополнительные документы требуются для предоставления региональных и муниципальных субсидий и пособий, которые определены соответствующими нормами права.

Многодетные семьи, проживающие на территории Российской Федерации, нередко нуждаются в оказании различных видов помощи, в том числе в виде специальных выплат и субсидий. Это обусловлено тем, что воспитание каждого ребенка требует большого уровня финансовых затрат. Для таких семей государство разработало целый комплекс мер поддержки, получение которых необходимо, однако, подтвердить с помощью предоставления целого спектра документов. Кроме того, от многодетной семьи потребуется подтвердить необходимость предоставления ей того или иного вида помощи и поддержки. Если такого подтверждения не будет, органы социальной защиты населения, которые отвечают за предоставление такой помощи, вправе отказать семье в реализации ее потребностей.

Неполная семья имеет некоторые социальные льготы и может претендовать на выплаты, выдаваемые государством.

Неполная семья имеет некоторые социальные льготы и может претендовать на выплаты, выдаваемые государством. Но для начала надо разобраться, что собой представляет неполная семья и какие льготы предлагает государство в 2022 году для семей, у которых неполный состав. Также стоит рассмотреть, при каких обстоятельствах нужна выплата, какие шаги следует сделать, чтобы оформить выплату пособий для неполных семей.


Понятие «неполная семья» в праве

Для начала нужно разобраться, что собой представляет понятие семья. Семьей называют людей, которые живут совместно, связаны между собой родством, духовной связью, ведут совместный быт, а их отношения отличаются близостью и взаимопониманием. Если говорить о составе семьи, то с юридической точки зрения, официальная составляющая семьи – это супруги. Также в состав семьи входят дети, если они у супругов появились.

Иногда семья может распасться. Например, из-за того, что супруги разводятся, перестают совместно проживать или один из супругов умирает. Если за период супружества в паре родились или были усыновлены дети, и они остались жить с одним из супругов, семья получает неполный статус и ей положена выплата. Неполная семья 2022 году – это семья, где ребенка воспитывает только один родитель. Но важно учитывать некоторые нюансы, при которых семья получила статус неполной. Например, неполнаясемья – детей воспитывает только один родитель. Не имеет существенного значения, кто это – мать или отец.

Так могут назвать биологических родителей или юридических представителей ребенка. Также неполный состав семьи могут получить официальные представители детей. В последнем случае в свидетельстве о рождении ребенка есть пропуск в строке о родителях. Получить статус одинокого родителя можно, если статус другого родителя был оспорен или факт родства вообще не устанавливали.

Получить положение одинокого родителя в 2022 году, и добиться, чтобы была получена выплата, можно:

    , не состоя в официальных супружеских отношениях;
  • Если второго родителя лишили родительских прав;
  • Выплата будет получена, если второй родитель умер;
  • Если второй родитель не исполняет свои родительские обязанности и это можно подтвердить решением от судебного пристава;
  • Если одного из родителей посадили в тюрьму;
  • Если второго родителя признали пропавшим без вести или если второй супруг погиб и есть официальное подтверждение этому, выплата также полагается.

Есть некоторые сложности в признании человека безвестно отсутствующим. Такой статус в 2022 году могут получить лица, место пребывания которых неизвестно в течение более чем одного года. Когда человека сначала признали безвестно пропавшим, если его местонахождение не будет обнаружено в течение 5 лет, суд может признать такого человека погибшим. Иногда рассматриваемые сроки снижаются до полугода, если человек пропал при обстоятельствах, которые увеличивают риск гибели. Например, после стихийного бедствия или в местности, где проходят военные действия.

Социальная защита неполных семей

Социальная поддержка неполных семей является очень актуальным для России вопросом, поскольку более 30% семей в РФ в 2022 году относятся к категории неполных. Рассматриваемая ситуация может считаться социальной проблемой, по крайней мере власти страны именно так считают, и прикладывают усилия, чтобы минимизировать риски. В некоторых других странах ситуация хуже, но и сейчас рассматриваемая социальная категория нуждается в усиленной поддержке.

Обязательно подтвердите, что имеете неполный состав семьи, только тогда социальнаязащита будет вам обеспечена. Это можно сделать в местных органах соц. защиты. Но прежде чем туда идти, нужно подготовить документы. Неполный состав семьи может подтвердить один из рассматриваемых документов:

  • Принесите свидетельство о рождении ребенка;
  • Возьмите свидетельство о смерти супруга (при условии, что он являлся родителем ребенка);
  • Можно принести решение суда, в котором второго родителя признали безвестно пропавшим;
  • Судебное решение, ограничивающее второго родителя в родительских правах (если он не выполняет свои родительские обязанности);
  • Справка, полученная в уголовных органах о том, что второй родитель находится в учреждении исправительного порядка.

Выплаты неполным семьям – это часть помощи для рассматриваемой категории льготников, поскольку им нужна социальнаязащита. Помощь не обязательно материальная, в 2022 году поддержка может быть нематериального порядка. Но учтите, при оформлении выплат и другой защиты, обязательно обращают внимание на достаток семьи. Если у неполной семьи высокий уровень достатка, вероятно, что поддержку им не предоставят, поскольку она не нуждается в социальнойзащите.

Льготы федерального характера предоставляют разного рода пособия за неполный состав семьи:

  • Если родитель одинокий и не работает, ему предоставят пособие;
  • Если родитель работает, ему к зарплате предоставляют доплату к зарплате за неполный семейный состав;
  • Государство покроет часть расходов на коммунальные услуги;
  • Дети могут получить бесплатное питание в образовательном учреждении;
  • Если ребенок ходит в детский сад, посещает секции, хочет поехать в оздоровительный лагерь, родитель на эти услуги получит скидки.

В некоторых субъектах РФ список социальной защиты расширяется, а иногда список могут сократить. Но если у семьи уровень жизни ниже минимума, государство выделит материальную помощь.

Выплата пособий неполным семьям


Пособие неполным семьям – это социальная помощь, что государство выделяет неполным семьям, у которых проблемы финансового типа. Но рассматриваемая помощь появилась относительно недавно. До июля 2022 года такой поддержки не было. Родители, которые воспитывают своих детей самостоятельно, могут получать ежемесячную выплату. При условии, что ребенку уже есть 8 лет, но не больше 17 лет.

То есть, пособие получит неполная семья дети 8 до 16 в которой воспитываются только одной матерью или отцом. Размер рассматриваемого пособия для 8 и 16-летних детей составляет 50% от стандартного детского прожиточного минимума. Принимаются во внимание региональные данные. Размер сказать сложно, но примерно помощь составит 5,5 или 6 тысяч рублей.

Права получить новый тип пособия сможет не любая семья, которая имеет неполный состав и где растет ребенок. Рассчитывать на помощь могут одинокие матери ребенка, в свидетельстве рождения которого в строке об отце стоит прочерк. Также отсутствие отца можно объяснить его смертью или переводом в категорию без вести пропавших. Помощь можно оказать женщине, которая усыновила ребенка без супруга.

Отцы ребенка (усыновители), если мать умерла или пропала (была признана пропавшей без вести). Запросить помощь могут родители в разводе, которые имеют право на алименты, но второй родитель их не платит.

Пособие для семьи, имеющей неполный статус в 2022 году, будет поступать только тогда, если уровень дохода на каждого члена меньше чем прожиточный уровень по региону. Причем в расчет принимаются не только доходы прямого толка вроде зарплат или пенсий, но и персональное имущество.

Например, есть ли во владении жилье? Чтобы получить помощь, нужно, чтобы на одного члена семьи приходилось до 24 кв. м. если это квартира, и 40 квадратов, если речь о доме, где живет ребенок. Кроме того, можно владеть земельным участком до 25 соток в городе и до гектара, вне его.

Есть определенные требования по отношению к транспорту. Пособие получат лица, которые владеют авто, что выпущено, как минимум, пять лет назад и объём его двигателя не достигает 250 л. с. Не принимаются в расчет только транспорт для инвалидов.

Если семья имеет депозит, льготу не снимут, если сумма этого депозита больше 250 тысяч рублей. К тому же обращается внимание на уровень годового процента по этим вкладам. Он не должен быть выше прожиточного минимума. Если рассматриваемые требования соблюдены, можно получить выплаты на детей8 и 16 лет. Причем пока ребенку8 лет, его пособия может отличаться от того, что ребенок получит в 16 лет. Все зависит от прожиточного минимума.

Выплата пособий для детей 8 и 16 лет, через интернет-сайт Госуслуги, отделение Пенсионного фонда или МФЦ. Подать заявку можно, как только ребенку исполнится 8 лет, и подавать документы можно до той поры, пока не исполнится 16 лет. Помимо представленного списка документов, могут потребоваться дополнительные бумаги. Учтите, что в 2022 году получать рассматриваемые пособия можно только на карту «МИР» либо на обычный счет, который не прикреплен к карточке никакого банка.

Пенсия по потере кормильца

Дети из неполных семей могут получать поддержку, если умер один из родителей. Также ПФР будет оказывать помощь, если умерли оба родителя. Эта помощь называется «пенсией» и оформить её можно на портале Госуслуг, в Пенсионном фонде или в МФЦ. При этом к основному заявлению нужно приложить дополнительные документы. Рассматриваемую помощь будут платить ребенку до его совершеннолетия или даже до конца учебы. В 2022 году размер пенсии по потере кормильца составляет 5 800 рублей.

Дополнительные льготы неполным семьям

Одинокий родитель, который входит в неполный состав семьи, может получить удвоенный налоговый вычет в ФНС. Также неполный состав семьи позволяет претендовать на субсидию по ЖКХ. Но только если на коммунальные услуги тратится больше норматива, что установлен в регионе.

Оформление субсидии возможно на платформе Госуслуг, в МФЦ, или обратившись в ведомстве своего города. И конечно, неполный состав семьи позволяет забыть о выплатах при посещении государственного детского сада. Если в семье один ребенок, сэкономите 20% от суммы, если детей двое – 50%, а за троих – 70%.

Другие выплаты на детей для одиноких родителей

Выплаты на детей в неполных семьях могут быть разными. Например, выплаты могут поступать по беременности и родам, а также при рождении ребенка. Выплаты могут быть предоставлены родителю, который ухаживает за ребенком в течение полутора лет после рождения ребенка. А также по выплатам от полутора до трех лет. Ну и конечно, родители будут получать ежемесячное пособие для ребенка, которому от трех до 7 лет, но только если семья имеет низкий доход.

Есть ещё школьная выплата, что дают на детей, которым от 6 до 16 лет. Выплата единовременная и в 2022 году её размер составляет 10 тыс. рублей. Деньги начали начислять с 16 августа. При рождении первого и второго ребенка, государство будет выдавать ежемесячное пособие.

Семьям, у которых неполный состав, предоставляется возможность использовать льготную ипотеку. Ипотеку выдают под 6% годовых. Хотя существует несколько других региональных привилегий.

Получить юридическую помощь по вопросу пособий и выплат на детей в неполных семьях можно на нашем сайте.

Государственная услуга включает в себя следующие виды социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей и одиноких родителей:

Круг заявителей

граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации;

постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также беженцы;

временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной трудоспособности и в связи с материнством иностранные граждане и лица без гражданства;

граждане Российской Федерации, проживающие на территории Орловской области;

иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцев, постоянно проживающих на территории Орловской области;

временно проживающие на территории Орловской области и подлежащие обязательному социальному страхованию иностранные граждане и лица без гражданства.

Регламентирующие документы:

Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1929; 2019, № 40, ст. 5488)

Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Приказ Минтруда России от 29 декабря 2017 года № 889н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка»

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. № 668н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»

Закон Орловской области от 19.11.2004 г. № 439-ОЗ «О пособии на ребенка»

Закон Орловской области от 02.10.2003 г. № 350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки»

Закон Орловской области от 9 апреля 2020 года № 2472-ОЗ «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно»

Указ Губернатора Орловской области от 6 мая 2020 г. № 211 «Об утверждении Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно»

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: