Соотношение заявления и жалобы как формы внесудебной формы защиты прав и свобод человека

Обновлено: 15.04.2024

В соответствии со статьей 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращение гражданина с жалобой это его возможность задействовать административные механизмы защиты своих прав и свобод. Жалоба представляет собой форму обращения гражданина по поводу нарушенных прав, свобод или законных интересов. Жалоба имеет своим предметом требование обращенное в адрес государственных органов и должностных лиц, порождающее у последних обязанность предпринять все необходимые меры в рамках своей компетенции по защите прав и свобод личности.

Что касается права на индивидуальные и коллективные трудовые споры, то оно дает возможность личности отстаивать свои законные интересы в сфере трудовой деятельности. Данное право признается Конституцией РФ (ч. 4 статьи 37), что является важнейшей гарантией реализации человеком своего права на труд.

Коллективный трудовой спор представляет собой неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения условий коллективного договора.

Индивидуальный трудовой спор, по сути, является неурегулированным разногласием между работником и работодателем по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора, о котором заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Порядок реализации рассматриваемого права регулируется трудовым законодательством.

В соответствии с частью 3 статьи 50 Конституции РФ каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания.

Помилование – это освобождение от наказания или его замена другим, более мягким наказанием. Осужденный праве только об этом просить, а право осуществлять помилование принадлежит Президенту РФ. Отказ в просьбе о помиловании не может быть обжалован.

Право на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина является одной из функций демократического государства. При этом указанная защита может проявляется в следующих правовых и организационных аспектах: законодательное закрепление прав и свобод человека и гражданина, а также гарантий их осуществления, в том числе в сфере функционирования исполнительной власти; возможность судебной защиты прав и свобод; возможность административного обжалования органов исполнительной власти; специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти (например, контроль Президента РФ за законностью актов Правительства РФ; прокурорский надзор за соблюдением органами исполнительной власти нормативных правовых актов; функционирование института омбудсмена (уполномоченного по правам человека).

Президент РФ как гарант прав и свобод человека и гражданина

В соответствии со статьей 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Указанная функция реализуется с помощью разнообразных организационных и правовых средств, с помощью которых можно выделить следующие. Во-первых, сам Президент в своей деятельности обязан соблюдать права и свободы граждан и руководствоваться Конституцией РФ. Во-вторых, Президент вправе требовать от всех органов государственной власти соблюдения прав и свобод граждан и неуклонного соблюдения Конституции. В-третьих, Президент вправе отменить акты органов исполнительной власти, непосредственно ему подчиненных по мотивам несоответствия Конституции и нарушения прав и свобод человека и гражданина, либо приостановить их действие до решения вопроса соответствующим судом. В-четвертых, Президент с помощью кадровой политики может влиять и контролировать деятельность государственных органов в области соблюдения прав и свобод человека. В-пятых, глава государства может изложить свое видение ситуации с правами и свободами человека и гражданина в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ, тем самым ориентировав указанный орган в заданном ключе.


Для получения необходимых разъяснений, дачи рекомендаций по общим и конкретным вопросам, а также для восстановления или защиты прав в сфере исполнительного производства заинтересованные лица вправе обратиться в службу судебных приставов с обращением.

Порядок рассмотрения обращений граждан в исполнительном производстве регулируется как Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так и гл. 18 Закона об исполнительном производстве.

Таким образом, законодатель, осуществляя публично-правовые функции в сфере защиты прав и свобод не только конкретного человека и гражданина, но в целом интересов общества и государства в целях повышения эффективности осуществления принудительного исполнения, предусмотрел нормы, посвященные оспариванию постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, в отдельной главе Закона об исполнительном производстве.

Обращение как способ внесудебной защиты прав и интересов взыскателя

Обращение, поступившее в службу судебных приставов в соответствии с ее компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Причем при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

На обращения, в которых не указаны фамилии авторов или их обратные почтовые адреса, ответы не направляются.

Также возвращаются заявителю без рассмотрения обращения, в которых жалуются на неправомерность судебных решений, с письменным разъяснением соответствующего процессуального порядка.

При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, лицо, рассматривающее жалобу, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Необходимо учитывать, что ответственность за соблюдение сроков и качество рассмотрения обращений возлагается на руководителей тех структур, где рассматривается обращение.

Обращения по вопросам, не входящим в сферу деятельности службы судебных приставов, в течение семи дней со дня регистрации направляются в компетентные организации с сопроводительным письмом, о чем письменно уведомляются их авторы.

В случае если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Обращения, поступившие в структурные подразделения службы судебных приставов, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации, однако в исключительных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен не более чем на 30 дней.

Если в обращении гражданина содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит регистрации и направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Жалоба как способ внесудебной защиты прав и интересов взыскателя

Жалоба на действия (бездействие) должностного лица рассматривается по общему правилу в месячный срок. По результатам ее рассмотрения гражданину направляется письменный ответ без вынесения вышестоящим лицом постановления по результатам ее рассмотрения.

Для сокращения количества обращений граждан и организаций в суды с заявлениями об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России важное значение имеет, в частности, надлежащая организация работы по личному приему.

Гражданин (представитель организации) может прийти лично на прием к должностному лицу службы судебных приставов. Ответ на устное обращение с согласия гражданина может быть дан ему устно в ходе личного приема. В остальных случаях гражданину дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. При наличии в обращении вопросов, решение которых не входит в компетенцию службы судебных приставов, гражданину дается устное разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

Качество организации личного приема должностными лицами ФССП России может являться тем средством внесудебного урегулирования возникающих споров, которое позволит оперативно и эффективно устранять нарушения, допущенные судебными приставами-исполнителями в процессе осуществления своей деятельности.

Помощь профессионального юриста при составлении и подачи жалоб или обращений в ФССП России

Если у Вас возникли трудности с подачей жалобы или обращения в Федеральную службу судебных приставов, то обращайтесь к профессиональным юристам по исполнительному производству Московской коллегии адвокатов. Внимательный подход, приемлемые цены и высокое качество ждут Вас.

Нередки факты нарушений прав и свобод. Причины тому различные: преступность, бюрократизм, коррупция, злоупотребления служебным положением. Каждый человек должен иметь право устранить их допустимыми законом способами, т. е. обеспечить защиту (охрану) прав и свобод человека и гражданина, (ложно рассчитывать на то, что основные права и свободы граждан будут претворяться сами собой. В жизни эти процессы носят зачастую конфликтный характер. В этой связи вопросом первостепенной важности становится необходимость надлежащей охраны прав и свобод граждан. Если говорить обобщенно, то все законодательство в той или иной мере направлено на охрану прав человека. Защита прав и свобод человека — это очень большая проблема.

Гарантии основных прав и свобод — это прежде всего экономические, политические, а также специально-юридические (правовые) средства обеспечения реального претворения их в жизнь. Действие правовых гарантий будет эффективным при условии построения правового государства (ст. 45 — 54 Конституции РФ). Правовые гарантии основных прав и свобод граждан выражаются прежде всего в том, что они закрепляются в конституциях и других правовых актах, отвечающих международно-правовым стандартам. В них четко определяется порядок и правила применения этих прав и обязанностей, устанавливаются меры юридической ответственности за посягательства на них, их ущемление. Государство защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Решать вопрос о том, защищать или не защищать свое право и свободу может только сам обладатель права.

Соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ, ст. 2 Конституции РТ), государственная защита прав и свобод гарантируется ( ст. 45 Конституции РФ, ст. 33 Конституции РТ). Защита прав и свобод личности включает целый комплекс средств и мер. Важнейшими из них выступают:

  • 1. Выявление, пресечение и недопущение фактов нарушений прав и свобод личности. Высшие представительные и исполнительные органы РФ и РТ принимают нормативные акты, направленные на упрочение прав и свобод, совершенствование их защиты, повышение ответственности за их соблюдение. Правоохранительные органы занимаются профилактикой правонарушений, раскрывают и расследуют преступления, посягающие на права и свободы граждан.
  • 2. Восстановление нарушенных прав и свобод личности. Оно осуществляется, как правило, путем: отмены неправомерных юридических актов (например, приказа об увольнении лица); возложения обязанности возместить причиненный ущерб (оплатить ремонт поврежденного транспортного средства и т. д.); возврата имущества собственнику (передача похищенной вещи владельцу по решению суда и др.); опровержения сведений, порочащих честь и достоинство.
  • 3. Применение норм юридической ответственности. Это наиболее жесткая реакция государства на факты нарушений прав и свобод личности. Для виновного наступают негативные последствия в виде лишений определенных благ, назначаются, например, меры наказания. Они могут касаться как личности правонарушителя (лишение свободы, увольнение и др.), так и его имущества (конфискация, штраф и др.)

Внутригосударственная защита прав и свобод личности

Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина служат высшие и местные органы власти и управления.

Закрепление прав личности и гарантии их защиты в Конституции и других законодательных актах показано на следующей схеме:

Государственные органы общей и специальной компетенции всех уровней:

  • Высшие - Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Органы судебной власти
  • Органы субъектов Российской Федерации - Органы местного самоуправления
  • Правоохранительные органы


Гарантом является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), Президент Республики Татарстан (ст. 90 Конституции РТ).

Существует и особая должность — Уполномоченный по правам человека, который назначается Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ).

Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и некоторые другие. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические средства, способы, формы и методы.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т. д. При этом, однако, нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов, превышать допустимые пределы правозащиты.

Кроме того, защищать права подростков могут органы управления и общественные организации, если это входит в круг их функциональных обязанностей (органы здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и некоторые другие). При расторжении брака, когда в семье есть ребенок, эти органы дают заключение о том, кому из родителей передать ребенка на воспитание.

Международная защита прав и свобод личности

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ). Международная защита прав человека исторически сложилась в результате совместных действий государств по предупреждению и устранению нарушений. Усилия государств в этом направлении объединяет ООН.

В ООН учрежден и другой специальный орган — Комитет по правам человека. Он осуществляет контроль за выполнением государствами, в том числе Россией, своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), обращает внимание правительств на необходимость обеспечения прав человека.

Как ООН заставляет изменять какое-либо государство свою практику или политику? Эта международная организация не имеет силовых способов, она действует только путем убеждения, концентрации международного общественного мнения, введения экономических санкций. Военное вмешательство — Исключительная мера, принимаемая по решению Совета Безопасности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Защита прав и законных интересов представляет собой использование предусмотренных законом мер защиты с целью устранения препятствий для их реализации в случае нарушения или оспаривания [30] .

Меры защиты – это закрепленные в юридических нормах способы (средства) правового принуждения, направленные на восстановление нарушенного или оспоренного права, создание необходимых условий его беспрепятственного осуществления и обеспечение исполнения юридической обязанности.

В перечень мер защиты, используемых в административном праве, могут быть включены:

– признание незаконным принятого административного акта, либо совершенного административного действия (бездействия);

– признание права; – восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

– пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (меры предварительной защиты);

– признание недействующим акта государственного органа или органа местного самоуправления;

– неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

– прекращение или изменение правоотношения;

– возложение определенной обязанности (принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений права либо воздержаться от опре - деленного действия) и др.

Эти меры направлены на обеспечение неприкосновенности права, его осуществимости и ликвидацию последствий его нарушения.

Использование мер защиты осуществляется в рамках определенной формы защиты прав и законных интересов, под которой понимается юридически установленный порядок удовлетворения потребности в признании, соблюдении и восстановлении нарушенных прав и законных интересов или устранении угрозы их нарушения в целях обеспечении беспрепятственной реализации.

Выделяются две основные формы защиты – юрисдикционная и неюрисдикционная.

Юрисдикционная форма защиты характеризуется тем, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями (бездействием) или решениями, обращается за защитой к государственным юрисдикционным органам (в суд или административный орган), которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения его нарушения. В своем исконном значении слово «юрисдикция» (от лат. jurisdictio – судопроизводство, ведение суда) обозначает право производить суд, решать правовые вопросы и сферу полномочий юрисдикциоиного органа. Jurisdictio дословно переводится как «правоговорение», суждение о праве, акт провозглашения права органом, имеющим власть, судить, т.е. прерогативу разрешать конфликты принудительным для сторон образом. Осуществлять юрисдикцию значит «говорить» сторонам, в чем заключается право в данном конкретном случае, «высказываться от имени закона», «взвешивать» их права и оценивать их действия с точки зрения правомерности либо неправомерности, применять юридические санкции к правонарушителю.

Под судебной защитой субъективных публичных прав и законных интересовпонимается деятельность органов судебной власти (общей и специальной юрисдикции), осуществляемая на основе конституционных принципов правосудия, установленными законом способами и средствами в определенной процессуальной форме путем разрешения административных споров в целях восстановления нарушенного или оспоренного права, создания необходимых условий его беспрепятственного осуществления и обеспечения исполнения юридической обязанности. Судебная форма защиты имеет конституционные основания. Согласно ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

Судебная защита прав и свобод при разрешении административных споров отличается рядом особых признаков:

– реализуется только судом, наделенным особой функцией по осуществлению административного правосудия;

– осуществляется с применением норм административного, налогового, антимонопольного и других отраслей публичного права с целью рассмотрения претензий, основанных на правовых нормах этих отраслей;

– регулируется судебным административным правом и предполагает разрешение административных споров по принципу: прав тот, на чьей стороне закон;

– предназначена для решения наиболее сложных правовых проблем, возникающих в сфере действия административного права;

– производится в установленной законом процессуальной форме, гарантирующей законность и обоснованность судебного решения;

– осуществляется при участии сторон административного спора и других заинтересованных лиц: это способствует принятию объективного и эффективного судебного решения.

В судебном порядке могут защищаться не только субъективные публичные права частных лиц (права свободы), но и права властвования – полномочия органов и должностных лиц государственной власти и муниципального самоуправления. В случаях, установленных в законе, за правовой защитой своих полномочий в суд могут обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный орган субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, избирательные комиссии, полагающие, что какой-либо нормативный правовой акт нарушает их компетенцию (ч. 3, 4 ст. 208 КАС РФ).

При использовании судебной формы защиты применяются такие средства правовой защиты, как административные иски (возражения на них), жалобы, протесты, представления, заявления, вынесение судебных решений, постановлений, оформление и исполнение исполнительных листов и т.д.

Внесудебный порядок характеризует процедуры защиты прав, которые используются до обращения в суд (досудебный порядок). При этом законодатель понимает термин «внесудебные процедуры» достаточно широко (ч. 1 ст. 218 КАС РФ). Исходя из этого понимания внесудебный порядок защиты можно подразделить на два вида: юрисдикционный и неюрисдикционный. Внесудебный юрисдикционный порядок защиты, в свою очередь, представлен двумя видами процедур: квазисудебной и административной.

Квазисудебный порядок защиты характеризуется как деятельность специальных государственных органов, наделенных юрисдикционными полномочиями для разрешения определенных категорий административных споров. Эти органы не входят в систему судебной власти, но используют квазисудебные процедуры, т.е. почти судебные процедуры, максимально приближенные к ним. К их числу можно отнести, например, Высшую патентную палату Роспатента, комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, квалификационные коллегии судей и др. Они не могут называться судом, поскольку входят в систему исполнительной власти либо являются органами судейского сообщества, не относящимися к самой судебной власти и ее осуществлению. Юрисдикционные полномочия этих органов не относятся к полномочиям судебной власти и называются как бы судебными, квазисудебными. Они не осуществляют правосудия, поскольку правосудие – это функция суда.

Защита прав и законных интересов в административном порядке осуществляется органами публичной администрации и местного само- управления, которые в соответствии с законом компетентны без вызова заинтересованных лиц и вне развернутой процедуры по их жалобе принять решение о восстановлении нарушенного права либо устранении юридических неопределенностей. В случае необходимости для принятия объективного, всестороннего и своевременного решения жалоба может быть рассмотрена с участием направившего ее лица. Это решение может быть оспорено в суде. Процедурные правила административной защиты содержатся в ФЗ от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», административных регламентах, иных нормативных правовых актах.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия субъектов административно-правовых отношений по защите своих прав и законных интересов, которые в случаях, предусмотренных в законе, совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к юрисдикционным органам. Можно выделить три основных вида неюрисдикционных форм защиты: самозащиту, институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена) и урегулирование спора о праве административном.

Самозащита – это форма защиты, при которой лицо, права которого нарушены или оспорены, располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя, не прибегая к помощи судебных или иных юрисдикционных органов. В рамках этой формы защиты обладатель нарушенного или оспариваемого права может использовать различные способы самозащиты, которые должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. В частности, к допускаемым мерам самозащиты относятся действия лица в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости или применение мер, которые называются мерами оперативного воздействия, например отказ совершить определенные действия. В административном праве к такого рода мерам можно отнести отказ от исполнения ничтожного административного акта, отказ государственного гражданского служащего от исполнения данного ему неправомерного поручения (ч. 2 ст. 15 ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Самозащиту для обеспечения своих полномочий (прав властвования) вправе использовать органы и должностные лица публичной администрации. Если они принимают в отношении частного лица решение, которое презюмируется законным и обязательным, а частное лицо не исполняет его добровольно, то орган может своей властью применить принудительные меры для исполнения решения и защиты своего права принимать такое решение. Это означает, что свое право (прерогативу) издавать односторонние обязательные решения публичная администрация по общему правилу может защищать принудительно без предварительного решения суда. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 3 ст. 1 КАС РФ и другими законодательными актами. Это вид самозащиты в теории административной юстиции называется «административная самозащита».

Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) – это специально назначаемое должностное лицо, которое выступает как независимый публично-правовой посредник при разрешении споров между гражданином и административными органами и призвано свойственными ему средствами обеспечить защищенность субъективных прав и законных интересов в административно-правовых конфликтах. Основными направлениями деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются: рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению; анализ законодательства РФ в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур и др.

Уполномоченный по правам человека из-за отсутствия у него распорядительных и юрисдикционных полномочий самостоятельно не может непосредственно какими-либо властно-принудительными средствами влиять на действия и решения административных органов и должностных лиц и давать им обязательные к исполнению указания. Он не вправе отменить незаконное административное решение, заменить его своим собственным или потребовать его изменения или отзыва. Сила омбудсмена – в его высоком моральном авторитете, основанном на компетентности, уравновешенности, справедливости суждений.

Урегулирование спора о праве административном – это самостоятельная форма правовой защиты, при использовании которой стороны спорного материального правоотношения совершают совместные действия с целью устранения возникшей спорной ситуации. Такое урегулирование путем обращения к примирительным процедурам, в частности путем обращения к посреднику, является одним из альтернативных судебному способов разрешения споров, использование которых возможно как до или вместо обращения в суд, так и после обращения в суд, когда дело находится в производстве суда.

Отечественное законодательство допускает использование процедур урегулирования административных споров сторонами путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур после обращения в суд и вне суда, но под его контролем (ст. 190 АПК РФ, ст. 137 КАС РФ).

Процедуры урегулирования административных споров до суда, в том числе с использованием примирительных процедур, включая медиацию, в российском праве не получили еще надлежащей правовой регламентации. Между тем в зарубежных странах широко используется, например, процедура обращения к органу – автору акта для урегулирования спорных вопросов в претензионном порядке. На расширение в национальных законодательствах спектра этих процедур как дополняющих административную юстицию ориентирует Рекомендация Комитета министров Совета Европы № R (2001) государствам-членам «Об альтернативах судебному разбирательству споров между публичной администрацией и частными лицами».

Таким образом, административное право в качестве материально- правовой предпосылки административной юстиции обусловливает специфику защищаемых прав и законных интересов, характер форм, способов и мер их защиты. Необходимость административной юстиции предопределяется спецификой претензий, возникающих в связи с принятием и применением норм административного права и основанных на них. Соответственно, юридическая природа судебного административного права как права административной юстиции обусловлена административно-правовым основанием спорных притязаний.

Это право предназначено для разрешения спорных административно-правовых притязаний и выступает как форма принудительного осуществления материальных административно-правовых обязанностей, форма защиты субъективных публичных прав в случае, если содержащиеся в нормах административного права предписания, которые устанавливают эти права, не исполняются обязанными субъектами добровольно.

Право на судебную защиту провозглашено ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Местоимение «каждому» означает, что право на защиту обеспечивается любому лицу: работающему в государственном, общественном, частном, смешенном или ином предприятии, нигде не работающему, пенсионеру, военнослужащему, студенту, школьнику, лицу, находящемуся подл следствием или судом, либо уже отбывающему наказание, имеющему постоянное место жительства или скитающемуся по городам и весям, дееспособному либо находящемуся под опекой или попечительством (в таких случаях действует его представитель) и т.д.

Это право гарантируется не только гражданину РФ, но и иностранцу, а также лицу без гражданства. Причем защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они не были закреплены – в Конституции, отраслевых законах, других нормативных или индивидуальных правовых актах. Это следует из смысла ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, установившей, что сам факт перечисления в Конституции основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер, оно не знает никаких исключений. В этом смысле рассматриваемая норма Конституции РФ находится в полной гармонии с требованиями, сформулированными в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека: «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом». [Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Ст.8 //Российская газета.1995.5 апреля.]

Конституционно гарантированное право на судебную защиту выступает в виде правоотношения, на одной стороне которого находится лицо, обратившееся за защитой, а на другой – суд, обязанный рассмотреть жалобу этого лица и принять законное и обоснованное решение.

Но – и это очень специфично-охранительный аспект права на судебную защиту действует изначально и постоянно, он «работает» и до возникновения юридического факта (подачи жалобы), порождающего правоотношение.

Всякое заинтересованное лицо является субъектом процессуального права на обращение в суд, но участником процессуального отношения оно становится только после того, как в результате его инициативы правоотношение возникло и сконструировалось в виде определенного набора прав и обязанностей между подавшим жалобу, соответствующим судом и другими лицами, участвующими в деле.

Что касается суда как участника процессуального отношения, то независимо от того, какой именно суд рассматривает и разрешает конкретную жалобу, он действует на общих для всех судов, да и всей системы правосудия, конституционных принципах: законности, гласности, состязательности, равноправия сторон, уважения чести и достоинства личности, недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона, и др.

Обращение гражданина в суд регулируется заранее установленными законами и потому общеизвестными правилами. Эта общеизвестность позволяет каждому рассчитывать на рассмотрение его жалобы не специально подобранным по чьей-то воле судьей, а только тем, который еще до возникновения у данного лица потребности в судебной защите, был предопределен законом.

Ч. 1 ст. 47 Конституции РФ гласит, что «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». Это право, широко известное на Западе как право на законного судью, на «своего» судью, никогда не фигурировало у нас ранее, даже теоретически, среди прав человека и гражданина. Практика же в необходимых случаях обращалась к нормам УПК и ГПК, в которых предусмотрены различные основания и способы изменения установленной законом подсудности дел.

Среди них – изъятие вышестоящим судом любого дела, подсудного нижестоящему, и принятие его к своему производству или передача дела в другой нижестоящий суд. Причем основания изменения подсудности сформулированы беспредельно широко: «… в целях наиболее быстрого, полного и объективного рассмотрения дела, а равно в целях наилучшего обеспечения воспитательной роли судебного разбирательства дел».

В настоящее время ситуация исправлена действующими УПК РФ 2001 года и ГПК РФ 2002 года, регламентирующими в статьях 31-36 УПК и главе 3 ГПК достаточно четкие правила, позволяющие исключить нарушение прав человека в данной сфере.

Судебная власть в сфере разрешения гражданских споров реализуется в трех видах гражданского судопроизводства:

- производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений,

Каждому из них присущи характерные признаки, но главенствующую роль по свои масштабам играет, конечно, исковое производство (примерно 75% всех гражданских дел). В этом порядке, т.е. путем подаче исков, граждане отстаивают в суде свои субъективные права и охраняемые законом интересы, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, пенсионных, земельных и иных правоотношений.

Право на обращение в суд (право на предъявление иска) может быть реализовано только при наличии определенных условий, предусмотренных ГПК. Среди них: подсудность дела данному суду, дееспособность истца, наличие у представителя истца надлежаще оформленных полномочий, должным образом составленное заявление (исковое требование), уплата в указанных законом случаях государственной пошлины.

Если перечисленные условия соблюдены, суд обязан принять к рассмотрению иск (заявление) гражданина. Отказ в принятии иска может последовать только при обнаружении ряда процедурных факторов, делающих невозможным исковое производство (например, дело вообще неподведомственно суду, отсутствует требуемое законом предварительное внесудебное рассмотрение дела, имеется вступившее в законную силу решение и др.).

Чтобы облегчить гражданам обращение в суд за защитой, законодатель во многих случаях освобождает их от уплаты госпошлины и возмещения других судебных издержек, связанных с рассмотрением жалобы.

Для института обращения за защитой в суд в особенности характерно и специфично применение принципа диспозитивности, который означает возможность лица самостоятельно, по собственному усмотрению располагать своими субъективными правами – как материальными, так и процессуальными. Процессуальная диспозитивность – это продолжение и прямое следствие диспозитивности материальных (регулятивных) правоотношений, поскольку граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права «своей волей и в своем интересе» (ст. 1 ГК).

Иными словами, гражданин вправе обратиться в суд в поисках защиты, но он может и не делать этого. Заставить его быть истцом, жалобщиком или заявителем не дано никому. Если же иск заявлен, то гражданин вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований и т.д.

Право на обращение в суд (правосубъектность) есть у всех – оно естественно и неотчуждаемо. Но прибегнуть к нему или, напротив, использовать для защиты своих прав и свобод другие способы, не запрещенные законом (ст. 45 Конституции РФ), в том числе заняться самозащитой своих гражданских прав – дело сугубо личное. Решение этого вопроса не подконтрольно ни обществу, ни государству, оно принадлежит только конкретному индивиду.

Конституционное право на судебную защиту при определенных условиях может быть реализовано гражданином и в такой специфической форме осуществления судебной власти, как арбитражное судопроизводство. Арбитражные суды рассматривают и разрешают экономические споры, в том числе те, одной из сторон которых являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя.

Право гражданина на защиту в арбитражном суде бесспорно. Вопрос в другом: в каких случаях предпринимателю нужно обращаться в общий (гражданский) суд, а в каких – в арбитражный?

В литературе высказан взгляд, что нынешнее разграничение полномочий между общими и арбитражными судами – искусственное, ибо и те, и другие рассматривают, по существу гражданские споры, поэтому обращения граждан-предпринимателей в арбитражные суды, низшее звено которых находится не в районе, как у общих судов, а в главном городе субъекта РФ, создает для них дополнительные препятствия, ставит их в невыгодное положение с другими гражданами, которые могут по тем же вопросам обращаться в районные суды.

Тем не менее, независимо от результатов научной полемики, гражданин-предприниматель, чьи прав или законные интересы нарушены неправомерными действиями другой стороны, по-прежнему сохраняет оправдавшую себя возможность обращаться за защитой в арбитражный суд. И это в данный момент – самое существенное.

Конституция РФ, зафиксировав административное судопроизводство в качестве одного из способов осуществления судебной власти (ч. 2 ст. 118), тем самым предопределила, что судебная защита прав и свобод граждан может быть реализована и в этой форме судопроизводства. В принципе этой действительно так. Однако возможность для граждан использовать административное судопроизводства практически затруднена несовершенством законов, регулирующих отправление правосудия в административной сфере.

Привлечение гражданина к административной ответственности по суду, понятно, не равнозначно его обращению в суд за защитой своих прав. Более того, в этих принципиально разных ситуациях действуют совершенно разные инициативы, импульсы возникновения административного судопроизводства. Естественно, в суд обращаются за защитой и те, кто пострадал от административного правонарушения (потерпевший).

Но такие сравнительно редкие случаи не меняют природу административного судопроизводства как деятельности суда по применению властных принудительных мер (административных санкций) к гражданам, виновным в совершении административных деликтов. К тому же эта форма судопроизводства сконструирована с точки зрения процедуры весьма упрощенно, что не вяжется с общепризнанным мнением о судебном разбирательстве как наиболее совершенном способе установления истины.

Другое дело – обжалование в суд действий и решений государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, которыми нарушены права и свободы граждан. Это реальный судебный контроль за действиями (бездействием) чиновников, причем инициированный гражданами или их представителями.

В уголовном судопроизводстве право граждан на судебную защиту приобретает специфические черты из-за своеобразия этого вида государственной деятельности. В отличие от гражданского или арбитражного судопроизводства, где доминирует диспозитивное начало, уголовному процессу присущ принцип публичности (официальности), требующий от органов уголовного преследования (прокурора, следователя, дознавателя) «возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, изобличению виновных и их наказанию». Иными словами, эти должностные лица обязаны начать процесс в силу своего служебного положения и независимо от того, просит ли потерпевший о поимке и наказании виновного, и даже вопреки его желанию.

Этот диаметрально противоположный диспозитивности принцип определяет природу уголовного судопроизводства. Обращение потерпевшего за защитой в суд может ускорить расследование и наказание виновного, но если обращения нет, это ни в малейшей мере не снимает с органов уголовного преследования обязанности начать процесс, как только им станет известно о совершенно или подготавливаемом преступлении. Статья 52 Конституции РФ устанавливает: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».

Именно государственная задача обеспечить неотвратимость наказания каждого преступника (что, естественно, совпадает с интересами потерпевшего) составляет одну из главных целей уголовного судопроизводства.

Поскольку речь идет о праве на судебную защиту как субъективном праве потерпевшего, необходимо сказать о некоторых исключениях из принципа публичности, установленных законом тоже в интересах потерпевшего. Это дела так называемого частного и частно-публичного обвинения, которые могут быть возбуждены только при поступлении его жалобы.

К ним относятся:

- дела об умышленном причинении легкого вреда здоровью;

- побоях, клевете, оскорблении.

В делах частного обвинения важнейшая задача суда примерить потерпевшего с обвиняемым, прекратить производство и тем саамы сделать излишним вмешательство государственных институтов в личную жизнь граждан.

Уголовное судопроизводство по делам частно-публичного обвинения, к которым относятся главным образом дела об изнасиловании без отягчающих обстоятельств, тоже возбуждаются, в отступление от принципа публичности, лишь при наличии жалобы потерпевшего, но в дальнейшем не могут быть прекращены за примирением сторон. Разумеется, это отступление продиктовано не малой общественной опасностью деяния, как в делах частного обвинения, а необходимостью оградить потерпевшего от неизбежной огласки совершенного над ним насилия, если начнется судебный процесс. Это как раз тот случай, когда потерпевший сам определяет, что для нее важнее – настаивать на возбуждении уголовного дела и наказании виновного, или избавить себя от дополнительных моральных страданий.

Разумеется, право на обращение в суд в сфере уголовного судопроизводства распространяется не только на потерпевшего, но и на обвиняемого. Но все-таки специфика уголовного процесса такова, что возбуждается он либо по инициативе органов уголовного преследования, либо по жалобе потерпевшего.

Использование же права на судебную защиту обвиняемым происходит обычно не в стадии возбуждения уголовного дела, а на более поздних этапах уголовного процесса. В частности, обвиняемый может протестовать против прекращения дела следователем или прокурором и требовать направления его в суд для полной реабилитации.

Анализ аспектов права на судебную защиту позволил сделать вывод, что судебная защита прав и свобод является наиболее совершенным из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности. Высокая эффективность судебной защиты обусловлена независимостью суда от всяких органов и влияний и наличием особой процедуры и особых принципов его деятельности.

Относительно недавно был принят Федеральный закон «Об обжаловании в суд действий, решений, нарушающих права и свободы граждан», положения которого развивают и дополняют статью 46 Конституции РФ.

В соответствии с этим законом необходимо учитывать три правила подсудности:

- предметная (по роду дел);

- территориальная (в зависимости от места совершения преступления);

- персональная (в зависимости от характера деятельности или от положения подсудимого).

Что касается правила территориальной подсудности, то следует исходить из того, что обжалуются действия должностного лица, следовательно, подавать жалобу необходимо не по месту жительства служащего, а по месту его работы.

Жалобы могут быть единоличными или коллективными. Подаются они в случаях, если:

1) нарушены права и свободы человека и гражданина;

2) созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод;

3) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность;

4) гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Особых требований к форме жалобы нет. Жалоба подается в суд с копиями по числу лиц, действия которых обжалуются, и оплачивается государственной пошлиной.

При решении вопроса о принятии жалобы к рассмотрению возможны три ситуации: положительное решение вопроса; отказ в принятии рассмотрению; оставление жалобы без движения.

При подаче жалобы в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, местного самоуправления, должностному лицу, последние обязаны рассмотреть жалобу в течение 1 месяца. Если орган не дает ответа в установленный срок или отвечает отказом, то гражданин вправе обратиться в суд. Суд при этом, приняв жалобу, может приостановить исполнение обжалуемого решения.

Сроки обращения с жалобой таковы:

- 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

- 1 месяц со дня получения отказа в удовлетворении его жалобы в вышестоящей инстанции.

Особенность в сроках состоит в том, что гражданину нельзя отказать в принятии жалобы по мотиву пропуска заявителем срока подачи установленного законом, даже если жалоба не содержит просьбы о восстановлении срока.

Однако есть два правила, связанных с этой особенностью:

1. Срок пропущен по уважительной причине и не может быть восстановлен судом после проверки обстоятельств пропуска срока в судебном заседании;

2. Судья может отказать в принятии жалобы по основаниям, предусмотренным в законе.

В целом, жалоба рассматривается по правилам гражданского судопроизводства с учетом ее специфики и особенностей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: