Самый страшный суд это суд над самим собой цитата

Обновлено: 03.05.2024

Сократ- один из великих греческих мыслителей. Ему принадлежит фраза «я знаю, что ничего не знаю». Является своего рода революционером в области философии, так как вместе с софистами открыл новую эпоху истории античной философии, обратившись к проблеме человека, и в частности к проблеме разума. Сократ - излюбленный персонаж диалогов Платона ,ведь первый является учителем и многие из аспектов мировоззрения этих двух философов совпадали. В данной статье мы разберем некоторые интересные факты об этой личности, изучим основные цитаты и идеи.

· Известный суд над Сократом.

Суд над Сократом состоялся по причине его «сократовской мысли» - теме человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, права и долга. Его мировоззрение не соответствовало моральным нормам Афин и политике государства в целом. Сократа обвинили в безбожии, в развращении молодежи, в подрыве существующего государственного строя и даже во введении каких-то новых божеств.Сократ повел себя на суде мужественным образом и ни в коем случае не пытался себя защитить, он не боялся смерти и говорил, что смерть не так страшна, как загнивание человеческого сознания.

Сократ воспринял решение суда абсолютно спокойно, так как считал, что смерть не так страшна как духовная нищета человеческого разума. Его внутренняя опора состояла в том, что не все люди проголосовали за его осуждение, а значит свою жизненную цель он частично выполнил.

· Основные идеи Сократа.

В наибольшей степени Сократ в своих речах отстаивал правду и свою идею о разуме человека (люди должны стремиться прежде всего не к материальному благу, а к богатству своего сознания). Сократ извлек тот урок, что истины в наивысшем эквиваленте не существует, она относительна. Трудно не согласиться с Сократом, ведь обладание методом поиска истины важнее, чем просто обладание истиной.

Умнее тот, кто знает, что ничего не знает в том аспекте, что это фактически и есть сущность истины, ведь истина необъятна даже в наше время, человек не знает о существовании бога и происхождении материи, в сущности, мы до сих пор не можем ответить на, казалось бы, типичные вопросы о создании нашей вселенной и все из нее вытекающей. И поэтому по-настоящему образованный человек не говорит об абсолютной истинности в определенных вопросов, ибо знает, что на данный момент ее невозможно доказать. Слова Зенона Элейского своим ученикам: «Я не только знаю больше, чем вы, но и больше не знаю» являются подтверждением вышесказанному.

Он считал: его призвание – философия. Сократ был убежден, что он избран богом, приставлен им к афинскому народу, как овод к коню, дабы не давать своим согражданам впадать в духовную спячку и заботиться о своих делах больше, чем о самих себе. Своим важнейшим призванием Сократ считал “воспитание человека” смысл которого он видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом изложении какой-то области знаний.

Различие между правильной и неправильной жизнью по мнению Сократа существовало. Оно основывается прежде всего на философии. Ведь философия – это рефлексия, рефлексия – мысль, а мысль –основа духовного развития человека, в свою очередь духовное развитие это и есть правильная жизнь по мнению Сократа,ведь «Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой» .

· Сократ обладал особым методом ведения беседы.

Сократический метод ведения беседы проявляется в диалоге Сократа и Мелета при помощи постановки особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли.

Сократ говорит о том, что Мелет в виду своей молодости противоречит собственным суждениям, ибо требует правосудия по отношению к Сократу за его мировоззрение и «богохульство». Мелет осуждает человека за другое понимание мира, что не соответствует религиозным ценностям, а значит совершает огромное зло, пытаясь осудить человека на смерть.

· Отношение Сократа к должностям.

Сократ не занимал должностей так как хотел проповедовать свое видение о мире социуму, а должности бы ограничивали его мировоззрение своими.

· "С человеком хорошим не бывает ничего дурного ни при жизни, ни после смерти …"

Фразой «С человеком хорошим не бывает ничего дурного ни при жизни, ни после смерти …» Сократ хотел донести то, что человек мыслящий и думающий, не обладающий духовной пустотой сохранит свою метафизическую сущность и после смерти, а значит и «ничего дурного» с ним априори не случится, ибо разум этого человека чист. Трудно не согласиться с позицией Сократа, ведь опаснее смерти только духовное обнищание человеческого сознания.

· О кончине Сократа.

Смерть Сократа была добровольной, ибо он умер за собственную идею, что давало ему чувство внутренней свободы наглядно персонажу произведения Альбера Камю «Калигула».

· «Познай самого себя»

Фразой «Познай самого себя» Сократ имел то, что осмысление собственного бытия является определяющей в жизни человека и способствует его духовному обогащению.

· «Добродетель и истина одно»

Фраза «Добродетель и истина одно» говорит о том, что человек приближается к истине, когда постегает добродетель в виде духовных ценностей и развития.

· «Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью»

Высказывание «Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью» полностью объясняет поведение Сократа на суде, ибо физическая смерть ему не страшна, выдающийся ум исключительно только духовного опустошения личности.

Сократ сегодня воспринимается как идеал философа и «живое воплощение философии» потому что именно он открыл мысль как истину всего сущего. Сократ открыл обществу глаза на проблему человека, и в частности проблему разума, что стало революцией в философии , а в следствии и ее фундаментальной основой.

— Тогда суди сам себя, — сказал король. — Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

— Господин судья, я протестую!
— Почему?
— Потому что это ломает всю мою защиту!

Самые суровые судьи – мы сами.

Тот, кто выносит приговор, сам заносит меч.

В суде нет истины, лишь ваша версия случившегося против их. Так работает система правосудия: суть не в том, что правильно и честно, а в том, чтобы рассказать самую убедительную историю.

Идея судебного процесса заключается в том, что, если заставить двух лжецов разоблачать друг друга, правда выплывет наружу.

Суд — это театр. Кто лучше лжет, тот и выигрывает.

Интересно вышло, да, Симон? Вставший на защиту людей зверочеловек и герой, освободивший людей — оба сидят в тюрьме благодаря этому вашему суду. Я в восторге от этой вашей новой мудрости!

О государстве лучше всего судить по тому, как в нём судят.

(Высший суд — суд совести.)

— Валери МакКейб. Йель. 1991-й год. Для гостей города скидки. Мы обязательно выиграем.
— Вы даже дела не знаете.
— Дело Мэдисона — мелкое дело. Гости всё время нарываются. У Джей Джей Мэдисона даже кота нет. У него аллергия. Я легко добьюсь снятия обвинения.
— У него не было кота? Но зачем тогда подавать в суд?
— Потому что он может.
— Что?
— Все жители Морлоу — юристы, все подают на всех остальных. Так мы гарантируем право зарабатывать на жизнь своей профессией.
— Безумие!

- Валери МакКейб. Йель. 1991-й год. Для гостей города скидки. Мы обязательно выиграем. - Вы даже дела не знаете. - Дело Мэдисона - мелкое дело. Гости всё время нарываются. У Джей Джей Мэдисона даже кота нет. У него аллергия. Я легко добьюсь снятия обвинения. - У него не было кота? Но зачем тогда подавать в суд? - Потому что он может. - Что? - Все жители Морлоу - юристы, все подают на всех остальных. Так мы гарантируем право зарабатывать на жизнь своей профессией. - Безумие!

- Валери МакКейб. Йель. 1991-й год. Для гостей города скидки. Мы обязательно выиграем. - Вы даже дела не знаете. - Дело Мэдисона - мелкое дело. Гости всё время нарываются. У Джей Джей Мэдисона даже кота нет. У него аллергия. Я легко добьюсь снятия обвинения. - У него не было кота? Но зачем тогда подавать в суд? - Потому что он может. - Что? - Все жители Морлоу - юристы, все подают на всех остальных. Так мы гарантируем право зарабатывать на жизнь своей профессией. - Безумие!

Nuisance suit — (дословно) «неприятный костюм», то есть на жаргоне адвокатов, это мелкий, коллективный, дурацкий иск с кучей работы и малой оплатой.

Страшный суд — страшным судом, но вообще-то человека, прожившего жизнь в России, следовало бы без разговоров помещать в рай.

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

Каждый из нас в самом себе носит свой страшный суд.

Не ждите Страшного суда. Он происходит каждый день.

— Без адвокатов, без свидетелей — что это тогда за судебный процесс?
— Ваша вина доказана, здесь лишь выносится судебный приговор. Что выбираете — смерть или изгнание?
— Крейн, если ты думаешь, что мы добровольно согласимся пойти на лед, то ты точно спятил.
— Тогда смерть.
— Тебе видней.
— Замечательно! Смерть через изгнание.

. Спи, во сне ты привыкаешь к смерти, и видишь – ничего страшного. Когда тебя вычли из мира, он не рухнул, не перевернулся. После смерти мы, наверное, тоже проснемся, осмотримся, поймем, что без нас ничего не изменилось, — и снова провалимся в сон, уже окончательно. Это и будет Страшный Суд.

– …Ты слышал выражение «Страшный суд»?
– Слышал.
– На самом деле ничего страшного в нем нет. Кроме того, что он уже давно начался, и все, что с нами происходит, – просто фазы следственного эксперимента. Подумай – разве Богу сложно на несколько секунд создать из ничего весь этот мир со всей его вечностью и бесконечностью, чтобы испытать одну-единственную стоящую перед ним душу?

Мы всегда ни при чём, главное, чтобы на страшном суде так же считали.

У слепого каждый день — судный.

[Наступит час и] все, кто на небесах и на Земле, встанут пред Ним в состоянии рабской покорности. [Вся языческая спесь, атеистические взгляды или безразличие к вечному сойдут на нет. В День Суда серьезность и ужас происходящего разом выбьют все это из душ и сознания людей].

Сура 19 (Мария), аят 93. Смысловой перевод Ш. Аляутдинова.

— Слушайте меня, жители этого мира. Это послание каждому мужчине, женщине и мутанту этого мира. Вы сбились с пути. Но я вернулся. Настал Судный день. Все ваши сооружения, все ваши башни и храмы падут. Вы никак не сможете остановить то, что грядёт. У этого послания лишь одна цель: сообщить сильнейшим среди вас — тем, кто обладает наибольшей силой.
— . Земля будет вашей.
— . защищайте тех, кто слаб. Это моё послание миру.


Как будет проходить Страшный суд – неужели Господь будет действовать как судья: выслушивать свидетелей, выносить приговор? Протоиерей Димитрий Климов считает, что все будет несколько иначе.

Неделя о Страшном Суде. Интересно, что в канун Великого поста Церковь напоминает нам о том, что всё-таки суд будет, о том, что человек, получив от Бога жизнь как бесценный дар, должен будет потом Богу ответить за то, как он эту жизнь прожил.

Протоиерей Димитрий Климов

Протоиерей Димитрий Климов

И одна эта мысль о Суде, об ответе за все свои поступки и за всю свою жизнь, делает человека в духовном и в нравственном смысле более подтянутым. Если человек знает, что Бог видит его дела, его помышления и будет спрашивать за это, он одним этим фактом, одной этой мыслью будет удержан от многих грехов.

В начале мне хотелось бы сказать несколько слов о самом слове «суд». По-гречески судкризис. А что такое в нашем понятии кризис? Например, бывает кризис в медицине, когда болен человек, в горячке, и врач говорит: «У больного кризис болезни». И после этого кризиса есть два варианта развития событий: или больной завтра выздоровеет, температура спадет, или он умрет. То есть кризис – это некая высшая точка болезни, после которой будет или хорошо, или плохо.

Бывает кризис политический, экономический, финансовый. Почему эти кризисы наступают? Копятся неправильности, противоречия, а потом, уже в какой-то высшей точке кипения, происходит кризис. Или кризис межличностных отношений. Тоже есть набор противоречий, недоразумений, недомолвок, который в итоге приводит к кризису, после которого люди или научатся друг с другом разговаривать, или разойдутся.

То есть происходит своего рода суд. Когда человек за какие-то свои поступки должен, в конце концов, ответить в момент кризиса.

Все знают, что христиане постоянно пугают людей Страшным Судом. Как бы легко и спокойно было бы жить, зная, что Суда не будет. А тут попы постоянно твердят о том, что будет Суд. В каком виде этот Суд будет происходить, святые отцы отвечают по-разному.

Есть мнение, что Бог будет взвешивать добрые и злые дела людей на весах, и если перевесят злые дела, то человек попадет в ад, если добрые, то спасается. Таким образом, Бог отождествляется с богиней правосудия Фемидой, у которой завязаны глаза, она беспристрастно взвешивает дела человеческие.

Но мне кажется, что на Суде Христос, встретив человека, протянет к нему Свои руки, пронзенные гвоздями, и скажет: «Вот, чадо Моё, что Я сделал для тебя. Вот, в чем проявилась Моя Любовь к тебе. И Я эту Любовь тебе доказал Своей смертью, Своими страданиями и всей Своей Кровью, пролитой за тебя на кресте. А теперь скажи Мне, что ты сделал для Меня?».

И человек начнет вспоминать, а какие же дела он сделал ради Господа Бога. Возможно даже, ему на ум придут многие добрые дела, но окажется, что он совершал их из-за порядочности, чтобы казаться хорошим, воспитанным человеком перед другими людьми. Делал добрые дела ради близких. Не ближних, а именно близких, то есть родных: родителей, детей. И окажется, что большинство добрых дел он совершал не ради Господа, а ради людей или ради своего тщеславия.

И вот тогда, опустив голову, человек поймет, что на эту всецелую Любовь до последней капли Крови, который Бог к нам проявил, ему нечем ответить. Даже каким-то маленьким проявлением любви и благодарности к Богу он ответить не сможет.

И вот в этом, может быть, и будет Страшный Суд – человек сам себя осудит. Никто его прогонять никуда не будет, он сам прогонит себя и не сможет войти в Царство вот этой Божественной Любви.

В сегодняшнем Евангелии Христос говорит о том, что когда Он придет во второй раз на землю, Его пришествие будет отличаться от первого пришествия. В первый раз Он приходил как проповедник Царства Божия, нищий, у которого не было ни власти, ни политического внешнего авторитета. Но была только сила и истинность слова, а также сила божественных чудес, которыми Господь истинность своих слов подтверждал.

А когда Христос придет во второй раз, Он придет уже как Царь и Судия. И поэтому сказано в Евангелии: во славе Своей и все святые Ангелы с Ним. Христос придет как Царь, разделит все народы, как пастырь отделяет овец от козлов, и овец поставит по правую сторону от Себя, а козлов – по левую.

Я часто думал о том, чем же всё-таки овцы отличаются от козлов. По Ветхому Завету и овцы, и козлы считались чистыми животными, их можно было употреблять в пищу и приносить в жертву Богу. Различие в поведении этих животных.

Когда я служил в Волгограде, в храме, который находился в частном секторе, одна моя прихожанка держала коз. И я часто наблюдал через окно алтаря, как тётя Надя пасет своих коз. Когда пасут овец, то впереди идет или пастух, или самый главный баран, и за ним послушно идут все остальные овцы. А когда пастух пасет коз, то непонятно кто кого пасет. Пастух постоянно догоняет своих коз, которые устремляются совершенно в разные стороны: и через дорогу перебегают, и на деревья залезают, и через забор в соседние дворы лезут. Они не непослушны своему пастуху, постоянно проявляют свою безумную волю, и пасти их очень тяжело.

И вот скажет Царь тем, которые по правую сторону от Него: «Придите, благословенные, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». А тем, кто по левую: «Идите в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».

И люди ответят недоумением: «Господи, когда мы не послужили Тебе?». И Христос скажет: «То, что вы не сделали одному из ближних своих, то не сделали Мне». Понимаете, какой простой критерий?

Оказывается, человек, который делает что-то доброе ближнему своему, делает это и Богу. Если б мы в любом ближнем своем без препятствий и искажений видели образ Бога, как бы легко нам давались все добрые дела! Но часто бывает, что нашей помощи просят люди не симпатичные нам, люди, в которых образ Божий затемнен и искажен пороками и грехами.

И если мы будем делать добрые дела только ради людей, мы никогда не научимся делать добрые дела нашим врагам, нашим обидчикам, людям, несимпатичным нам. А если мы будем вспоминать почаще, что делаем мы это доброе дело не только для этого человека, а для Бога, который нас к этому призывает, тогда все добрые дела будет делать гораздо проще. И тогда мы сможем послужить Богу и оправдать себя на Суде.

Одни утверждают: нет в Евангелии никакого суда, там только любовь и прощение. Другие возражают: напротив, там много говорится о наказании грешников и о том, что каждый даст Богу отчет в своей земной жизни. Кто прав?

Одни утверждают: нет в Евангелии никакого суда, там только любовь и прощение. Другие возражают: напротив, там много говорится о наказании грешников и о том, что каждый даст Богу отчет в своей земной жизни. Кто прав?

Одни утверждают: нет в Евангелии никакого суда, там только любовь и прощение. Другие возражают: напротив, там много говорится о наказании грешников и о том, что каждый даст Богу отчет в своей земной жизни. Кто прав? И те, и другие… или ни те, ни другие. Суд в Евангелии вне всякого сомнения есть, но само Евангелие – не о суде.


Христос ясно говорит: язычникам будет отраднее в день суда, нежели тем, кто не принял Его в Израиле (Мф 11:22-24); за все свои слова люди дадут ответ на суде (Мф 12:36-37); осужденных ждет геенна (Мф 23:33). Грозно звучит предупреждение: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф 5:25). О суде в первых трех Евангелиях говорится, но… не так уж и много, особенно если сравнить с другими темами Его проповеди. И нигде этот суд не называется в Евангелии или вообще в Библии «страшным».

Христос говорил о суде – но как именно говорил? Иногда Он в проповеди возвещал нечто новое, даже шокирующее – а иногда просто ссылался на хорошо известные представления людей. Так Он велел очистившимся прокаженным пойти в Храм для совершения положенных ритуалов (Лк 17:11-14), а подданным кесаря – отдавать ему положенную подать (Мф 22:15-22). При этом понятно, что проповедь Христа была не о ритуалах и не о налогах, а о чем-то совсем ином – но Он опирался на установленные правила как на что-то само собой разумеющееся и не подлежащее пересмотру. Правила правилами, а Благая Весть – о чем-то намного более важном.

Представления о том, что после смерти человек предстает перед высшими существами и дает им отчет о своей жизни, свойственны очень многим народам, в том числе и язычникам, в них нет ничего специфически христианского. У китайцев, например, принято сжигать ради умерших родственников специально изготовленные «адские деньги», чтобы таким образом передать им средства для подкупа этих самых судей. Да и в древнем мире представления о посмертном суде мы найдем не столько в Библии, сколько, например, в египетских «текстах пирамид», которые, собственно, и служили своеобразным пособием по прохождению посмертного суда.

И ничего подобного мы не найдем в Ветхом Завете. Он вообще не особенно задается вопросом о том, что будет с человеком после смерти, всё его внимание сосредоточено на жизни здесь и сейчас. Египтянин с рождения готовился умирать (потому фараоны и строили пирамиды), древний израильтянин призван был к жизни с Богом. К чему было знать подробности того, что произойдет когда-то потом? Они только отвлекут от главного. Бог не просто встретит человека за гробом, Он следит за ним здесь и сейчас, ждет ответа на Свой призыв ежедневно и ежечасно, а не когда-то в далеком будущем.

Конечно, ко временам Нового Завета представление о посмертном воздаянии было вполне ясно сформулировано и у евреев (хотя саддукеи, судя по всему, его не разделяли). Это мы видим по притче о богаче и Лазаре (Лк 16:19-31), но в ней нас может удивить… полное отсутствие всякой судебной процедуры. Один после смерти был отнесен в ад, другой – на лоно Авраама, но никаких разбирательств в притче не описано, всё происходит как бы само собой. Конечно, это всего лишь притча, а не подробная инструкция, но египтянам она показалась бы очень странной. Как же это в ней пропущено всё самое главное и интересное – судебный процесс?

Намного подробнее говорит Христос о судах земных. Он резко упрекает фарисеев, что они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф 23:23). Но речь вовсе не идет о наказании грешников, скорее, о восстановлении справедливости по отношению к бедным и незнатным людям, которые просто никак не могли рассчитывать на внимание судьи и потому были бессильны перед угнетателями и обидчиками. Он даже рассказывает притчу о таком судье, которого бедная вдова заставила-таки своим упрямством исполнить свои прямые обязанности (Лк 18:1-5).

Зато Сам Христос ответил человеку, который хотел, чтобы Он разрешил его спор с братом о наследстве: «кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк 12:14) И уж совсем странно после всего этого смотрятся слова: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк 6:37).

Можно было бы приводить и другие цитаты, но этого уже достаточно, чтобы запутаться. Так судить людям друг друга или не судить? На самом деле, никакого противоречия, всё просто и логично: если можешь восстановить попранную справедливость в отношении другого человека, ты обязан сделать это. А если обидели тебя – лучше прости, потому что сам нуждаешься в прощении. Помирись с соперником, а не то попадешь к Судье не обвинителем, а обвиняемым…

До сих пор я ссылался только на первые три Евангелия, но куда подробнее о суде говорит четвертый евангелист, Иоанн. Например: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин 3:17-21).

Так что же это такое, вообще никакого страшного суда? Если понимать его так, как понимали древние египтяне: сразу после смерти начинается долгое и подробное разбирательство, а потом выносится справедливый вердикт, – да, совсем не так выходит по словам Иоанна. Да и у первых трех евангелистов ясно сказано, что такого суда вообще-то человеку лучше всего избежать, потому что не оправдается он на таком суде.

Впрочем, есть у Матфея и описание, очень похожее именно на такой суд (25:31-46): люди предстают перед Сыном Человеческим, пришедшим во славе, а Он делит их на две части, одну посылает на вечную муку, а других – на вечную жизнь. Но опять-таки, никаких придирчивых разбирательств, никакого взвешивания грехов и добродетелей, как у египтян и как мы видим это на многих средневековых изображениях. Даже никакого экзамена на чистоту веры. Критерий назван всего один: как ты обращался с ближним? Накормил голодного, одел раздетого, посетил заключенного – или прошел мимо? Если ты сделал всё это, то Сын Человеческий знает тебя и примет тебя, потому что всё это ты сделал с Ним. А если нет – ты чужой на этом празднике.

И тогда всё становится на свои места, Иоанн сходится с Матфеем. Суд происходит здесь и сейчас, в каждый момент нашей жизни – а результат его раскроется в вечности. Он идет не потому, что кто-то занял место прокурора, а кто-то место адвоката, и начались прения сторон, а потому, что в мир пришел свет, и в каждый момент нашей жизни мы выбираем, принять его или отказаться от него. Однажды этот выбор станет окончательным. Говорить о таких вещах неизбежно приходится через земные аналогии и подобия, и суд – одно из таких подобий. Пожалуй, самое близкое.

Человеку свойственно впечатляться образами, и картины страшного суда со временем займут западные стены христианских храмов. Все детальнее и живописнее будут на них изображаться мучения грешников разных категорий… А я вспоминаю мозаику на стене небольшой церкви на острове Торчелло около Венеции. Это XII век, пора крестовых походов и междоусобных войн, мрачное, на наш взгляд, время… А суд выглядит на мозаике не столько страшным испытанием, сколько окончательным торжеством добра. Воскресли усопшие, и море отдало своих мертвецов по зову ангельской трубы, все они встречают своего Господа и с радостным трепетом предстают перед Ним. В правом нижнем углу изображено и воинство сатаны с теми из людей, кто встал на его сторону и обрек себя на ту же учесть, но совсем не это побежденное воинство занимало центральное место…

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: