С появлением теории правового государства принципа неотъемлемых

Обновлено: 07.05.2024

Принципы – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами:

• уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы;

• нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства;

• наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов;

• степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.

С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства.

1. Принцип приоритета права. В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин «господство права», происхождение которого, очевидно, связано с английским «rule of low» – «правление права» или «господство права». На наш взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой – фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.

Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в осооенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.

Великие мыслители-«одиночки» догадывались о происхождении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета в своем развитии. Отсюда необходимость ограничения государственной власти, связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.

В конечном счете приоритет права означает:

а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;

б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;

в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;

г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т. д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.

Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.

Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т. д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это:

1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;

2) особый тип правового регулирования и форма правоотношений;

3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин – равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т. д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.

3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.

Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона – высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 1.4. Принципы и виды правового статуса личности

§ 1.4. Принципы и виды правового статуса личности Принципы правового статуса - наиболее общие, основополагающие положения, закрепленные в главе 2 Конституции РФ, на которые опирается законодатель в процессе регламентации правового статуса человека и гражданина.Эти

Глава 4. Теория правового государства

Глава 4. Теория правового государства Правовое государство - демократическое государство, организация и деятельность которого, всех его органов, должностных лиц основаны на праве и связаны с ним.В основе правового государства лежат производственные отношения,

§ 4.2. Возникновение и развитие теории правового государства

§ 4.2. Возникновение и развитие теории правового государства Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

8. Принципы уголовно-правового регулирования

8. Принципы уголовно-правового регулирования Принцип законности, который вытекает из положений Всеобщей декларации прав человека: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:1) признание приоритетности

§ 5. О формировании правового государства в России

§ 5. О формировании правового государства в России В нашей стране идеям о правовой государственности предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки И.Т. Посошкова, изложенные в его «Книге о скудости и богатстве» (1724 г.), С.Е. Десницкого в «Представлении об

Статья 18. Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления

Статья 18. Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления 1. Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.2. Финансовые обязательства, возникающие в

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА (ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА (ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ) Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и

19. Принципы социального и правового государства по Конституции Российской Федерации

19. Принципы социального и правового государства по Конституции Российской Федерации В ст. 7 Конституции РФ определяется, что:1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное

31.1 Развитие идей правового государства

31.1 Развитие идей правового государства Конституции ряда современных государств закрепили их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. В юридической литературе выделяются, как правило, четыре этапа

31.2 Признаки правового государства

31.2 Признаки правового государства Отечественные и зарубежные ученые называют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. Однако некоторые из этих черт присущи любому демократическому государству, например реальное осуществление народовластия,

§ 12. Понятие и признаки правового государства

§ 12. Понятие и признаки правового государства Понятие «правовое государство» стало употребляться в языке наших политиков и правоведов в положительном смысле не так давно. Еще лет десять назад о концепции правового государства говорили критически, осуждая ее

Назовите принципы правового государства, приведенные автором. Всего укажите четыре принципа.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (. ) Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные права человека. (. ) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.


Задания Д22 C3 № 511

Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе могут быть названы следующие условия:

— согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;

— уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;

— солидарность, объединение граждан вокруг общепризнанных ценностей;

— человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур;

— человек освобожден от жесткой опеки государства.

2) Объяснен смысл понятия, например: государство — главный политический институт осуществляющий управление обществом через систему органов публичной власти, который обладает суверенитетом и монопольным правом на сбор налогов, осуществление принуждения и т. д.

Назовите принципы правового государства, приведенные автором. Всего укажите четыре принципа.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (. ) Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные права человека. (. ) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.


Задания Д22 C3 № 511

Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе могут быть названы следующие условия:

— согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;

— уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;

— солидарность, объединение граждан вокруг общепризнанных ценностей;

— человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур;

— человек освобожден от жесткой опеки государства.

2) Объяснен смысл понятия, например: государство — главный политический институт осуществляющий управление обществом через систему органов публичной власти, который обладает суверенитетом и монопольным правом на сбор налогов, осуществление принуждения и т. д.

1. учре ждение Государственного совета; 2) проведение ЕГЭ для выпускников школ.

3 .проведение переписи населения; 3.создание об ществ защиты прав потребителей;

А5. Верны ли суждения об институтах гражданского общества?

А) институтом гражданского общества является Конфедерация обществ защиты прав потребителей;

Б) институтом гражданского общества является Федеральное Собрание РФ.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

А6. Исключительным признаком правового государства является постулат :

1.источником закона является верховная власть, сама же она стоит выше закона;

2.все государственные, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;

3.принятие законов должно осуществляться представительными законодательными органами;

4.принятые законы обязательно должны быть опубликованы в средствах массовой информации.

А7. В основе теории правового государства лежит стремление :

1. Разделить ветви власти; 2.Определить взаимоотношения личности и государства;

3. Обеспечить индивидуальную свободу; 4. Дать возможность народу контролировать государство

А8. Общество с развитыми экономическими, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним,- это:

1.гражданское; 2.тоталитарное; 3. пра вовое; 4.авторитарное.

А9. Укажите признак правового государства :

1. Власть выше права 2.Справедливость 3.Разделение властей. 4. суверенность

А10. Теорию разделения властей на три ветви создал :

1.Аристотель 2.Цицерон 3.Ш. Монтескье. 4.А.Смит

А11. Разделение властей необходимо для :

1. сосредоточение власти в одних руках. 2. исключения монополизации власти.

3. исполнения принятых законов. 4.улучшения благосостояния населения

А12. Кому принадлежит идея о правовом государстве с разделением властей.

1.Аристотелю 2. Ш. Монтескье 3. И. Канту 4.В.Ленину

А13. Идеи какого государства высказаны в древнеримском суждении: « Не царь- закон, а закон царь»?

1.Социалистического 2.Тоталитарного 3. Правового 4.Унитарного

А 14 .Необходимым условием существования гражданского общества является

1) наличие двухпалатного парламента 2) высокий уровень правовой культуры граждан

3) существование рыночной экономики

4) наличие в конституции статей, декларирующих права и свободы граждан

А15. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Духовно-нравственной основой гражданского общества является нигилизм по отношению к решениям, принимаемым властью.

Б. Духовно-нравственной основой гражданского общества является наличие свободного доступа граждан к различной информации.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А16. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Для правового государства обязательно соблюдение принципа разделения властей.

Б. Для правового государства обязательна республиканская форма правления.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А17. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. В гражданском обществе государство контролирует все сферы общественной жизни.

Б. Характерной чертой гражданского общества является наличие свободного доступа граждан к различной информации.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А18. Прочитайте фрагменты из публицистических статей. В каком из них содержится информация о событиях, отражающих функционирование институтов гражданского общества?

1) «Глава государства совершил плановую рабочую поездку по сельскохозяйственным областям, обсудив с представителями коллективов крупных сельскохозяйственных предприятий проблемы аграрного сектора экономики».

2) «Парламент одобрил проект школьной реформы, предусматривающей введение профильного обучения на старшей ступени школы».

3) «Жильцы дома, расположенного в центре города, начали сбор подписей против уплотнительной застройки их дворовой территории многоквартирным жилым домом».

4) «Новый законопроект связан с порядком распределения финансовых обязательств центра и регионов по финансированию социальной сферы, значительная часть средств и обязательств должна быть передана на региональный уровень».

А19.Прочитайте фрагменты из публицистических статей. В каком из них содержится информация о событиях, отражающих функционирование институтов гражданского общества?

1) «Союз автомобилистов обсудил готовящиеся поправки в законодательство, предусматривающие ужесточение ответственности водителей за нарушение Правил дорожного движения».

2) «Согласно обсуждаемому в Государственной Думе законопроекту, средняя заработная плата медицинских работников должна возрасти до 30%».

3) «На внеочередном совещании Правительства министр сельского хозяйства выступил с критикой предложенных мер защиты отечественного производителя».

4) «Верховный суд рассмотрел кассационную жалобу и принял решение об ее удовлетворении».

A20 Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Для гражданского общества характерно развитие свободных инициатив и самодеятельности.

Б. Для формирования институтов гражданского общества необходимо, чтобы законы зафиксировали приоритет частной собственности по сравнению со всеми остальными формами собственности.

1 ) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Признаки правового государства

Ответ: ______________________________

В2.Ниже приведен перечень терминов, характеризующих зрелое гражданское общество.

Политический плюрализм, самодеятельность граждан, гражданские инициативы, аполитичность, демократия.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

В3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В стране впервые проходят выборы в органы местного самоуправления по новому закону. (2)Думается, это событие является показателем упрочения демократических институтов и традиций в жизни общества. (3)Правы те, кто считает, что расширение полномочий муниципальных органов способно существенно повысить эффективность их работы на благо местного сообщества. (4)Именно муниципальным органам, по новому закону, переданы основные полномочия по проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

В5. Найдите в приведенном списке институты гражданского общества, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) общество книголюбов

2) Государственная Дума РФ

4) ассоциация банкиров

В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений и _________(1), выражающих частные интересы граждан в различных сферах. В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются естественные _________(2): в материальном благополучии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенствовании, образовании, информации, творчестве, общении и т.д. Здесь в отличие от вертикальных, то есть государственно-властных отношений, возникают горизонтальные связи. Это социально- экономические, социокультурные, социально-политические _________(3). В рамках гражданского общества возникают и функционируют различные негосударственные социальные институты. Ими являются: рыночная экономика, основанная на плюрализме _________(4), свободе труда и предпринимательской деятельности. А также семья, школа, церковь, общественные организации, средства массовой информации. К институтам гражданского общества относятся также заинтересованные группы и их добровольные объединения, общественно-политические движения и политические _________(5). Правовое _________(6) обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества; оно подконтрольно этому обществу, являясь одним из его институтов».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) потребности Б) отношения В) демократические выборы Г) партии

Д) форма собственности Е) институты Ж) частная собственность

З) Государство И) Избирательные системы

В7. Найдите в приведенном списке примеры деятельности правового государства и

запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В ФРГ в обычном порядке было возбуждено Уголовное дело за неуплату налогов против министра экономики.

2) в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров

3) Парламент принял решение согласно которому президенту государства Д. принадлежит вся государственная власть в полном объеме.

4) 126-я статья Конституции СССР(1936г) закрепила особый статус коммунистической партии в политической системе.

5) Конституция РФ требует, чтобы все государственные, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

Гражданское общество и государство.

Упрощенно было бы понимать гражданское общество как сферу, полностью свободную от функционирования каких-либо политических структур. Некорректно также деполитизировать гражданское общество, определяя его как неполитическую сферу. Человек может реализовывать свою гражданскую свободу поведения, выбора образа жизни, в высказывании мнения, позиции, в участии в собрании, митинге, демонстрации, в деятельности политических партий, функционировании частных телекомпаний, газет, радиостанций. Особенность гражданского общества не в отстраненности от политики, но в разграничении государственной политики и политики, проводимой партиями, в возможности существования как официальной позиции, так и позиций различных групп интересов, независимых средств массовой информации, предпринимательских кругов. К государственной политике гражданин имеет право подходить критически, но законопослушно, если само государство функционирует в рамках конституционного пространства. Гражданское общество есть способ организации экономических, производственных отношений, где личные интересы развиваются до степени коллективных, которые, в свою очередь, воспринимаются через интересы, права и свободы отдельной личности в силу того, что отношение между государством и гражданским обществом есть отношение между публичной властью и индивидуальной свободой. В сфере политических отношений государство занимает ведущее положение, причем нужно помнить, что оно обусловливается гражданским обществом, так как его деятельность в первую очередь определяется выполнением общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

С1. В чем авторы усматривают упрощенное и некорректное понимание гражданского общества? Какие четыре направления реализации гражданской свободы указывают авторы? С2. Авторы указывают особенность гражданского общества. Приведите ее и проиллюстрируйте конкретным примером.

С3. Авторы подчеркивают: «к государственной политике гражданин имеет право подходить критически, но законопослушно, если само государство функционирует в рамках конституционного пространства». Опираясь на знания обществоведческого курса и курса истории, приведите три примера, когда граждане вынуждены были действовать незаконопослушно в условиях нарушения государством рамок конституции.

С4. Каким образом авторы определяют сущность гражданского общества? Дайте с опорой на знание курса любое иное определение гражданского общества. Приведите два пояснения любого из определений.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском обществе в России.

С6. Определите роль гражданских неполитических организаций (институтов гражданского общества) в развитии политической системы современного демократического общества. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

« С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь : взаимная ответственность государства и гражданина … Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективных прав человека… Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей – эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства – защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд , а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства. Е.В. Лукашева.

С1 Назовите принципы правового государства, приведенные автором

С2 Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.

С3 Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальным противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

С4 Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.

man-on-wire-foto-1-hojplosning

Вот сижу тут на днях с учеником, разбираю текст одного из заданий для готовящихся сдавать ЕГЭ по обществознанию. Это такое задание для дураков: надо прочитать оную писульку, а потом найти в тексте ответы на несколько вопросов и выписать их из КИМа в бланк ответа. Вот этот текст:

«С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правого закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности, а надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь взаимная ответственность государства и гражданина. <. >Правовое государство для выполнения своей основной функции - защиты и охраны прав и свобод граждан - должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства - защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства».

Читаю, читаю, и вдруг исполняюсь яростью немалой. Ну, то, что текст вязкий и нечитаемый, это ладно, - это же не сам ЕГЭ, это лишь подготовка, на экзамене-то тексты будут любо-дорого почитать, хехе…

Ну, то что «принцип неотъемлемых естественных прав человека» - это такое болото, в котором сами профессора и доценты по уши увязли, и не выбраться (просто то, что такие права есть, вроде бы все согласны, а каковы они и, более того, сколько их, никто не знает), - это тоже ничего. Зато ведь красиво звучит, с этим не поспоришь.

Ну, то, что из оного «принципа неотъемлемых…» никак не вытекает принцип разделения властей (а если и вытекает, то уж, заодно, и принцип буравчика, и закон подлости), - ладно, покраснеем, потупимся, вздохнём, скажем: «хорошо, уговорили».

Но вот с этим как? – «Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права»?

Ну, то есть, можете ли вы привести мне примеры правового государства на нынешний момент времени, учитывая чуть выше приведённое утверждение? То есть «не раздираемое социальными противоречиями» и так далее?

Я даже, как умная Маша, задал вопрос компьютеру, и выяснил, что в 2012 году согласно индексу проекта World Justice Project по восьми основным позициям лидируют Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Нидерланды и Новая Зеландия. Где-то там рядом Люксембург и Монако.
Обилие скандинавов и примкнувших к ним финнов меня разом развеселило. Это как премия Альфреда Нобеля по литературе: за сто с лишним лет куча скандинавских имён, о многих из которых за пределами Швеции или Дании никто слыхом не слыхивал.

А по факту, имеем ряд периферийных государств, давным-давно выключенных из мэйнстрима исторического процесса. То есть, если Новая Зеландия вдруг возьмёт, и исчезнет с лица Земли, об этом узнают годом спустя, и то благодаря тому, что негде снимать очередную кукольную сказку про хоббитов.

Норвегия с её пятимиллионным населением (треть Москвы) поближе, и потому о ней знаем побольше: Брейвик, ювенальная юстиция, вырождение. Ну, ладно, Григ и Гамсун. Ну, ладно, национальное блюдо: ржаной пирог с запечёнными в нём кусками сала и весьма вонькой селёдки.

Но каким-то образом ориентироваться на это государство с одним из самых высоких уровней жизни в мире? - Извините, я лучше поголодаю, но этот пирог есть не стану.

Даже не об этом речь. Любая социальная система, как бы она не умиляла кого-то, всё равно находится в состоянии неустойчивого равновесия. И когда-то, утеряв момент силы, рухнет. Как бы это кого-то не печалило.

Любая благая идея, направленная на совершенствование общества, в конечном итоге извратится, превратится в антипод начальному замыслу. Это простейший диалектический принцип, практически не знающий исключений. Как социальная стабильность, так и социальная нестабильность пагубны для общества. Но если в случае нестабильности возможен переход в другое качественное состояние жизни, в первом случае – смерть и распад неизбежны.

Неустойчивость – это и проклятие социальной и психологической природы человека, это и тот мощнейший инструмент, благодаря которому человек и человечество живы и по сей день. Представим себе brave new world, в котором нашлось место только обществам, вроде норвежского и новозеландского. Всё правильно-преправильное, все умные-преумные, с кодексами даже в сортир ходят, и любой младенец, валяясь в колыбели, только о том и помышляет, как бы чего не нарушить, как бы обосраться, оставаясь в правовом поле.

Итак, хотите правовое государство? Будет оно вам, но о социальном развитии забудьте навеки, не будет оно развиваться, даже если как угодно стимулировать. Будет вам всемирный Шир, населённый хоббитами, сидящими в своих благоустроенных норах и помышляющими исключительно о том, что от долгого сидения у них сделался геморрой, и с этим надо что-то делать.

Пусть Достойный Читатель не подумает, что, воспевая неустойчивость и нестабильность, я являюсь их апологетом. Но данность не обсуждается. Я когда-то читал, что идеальное число опор (применительно к человеку – ног) суть три. Две мало, четыре избыточно. Позвольте спросить, как давно кто-либо из Читателей мечтал о чудесном приобретении третьей ноги?

Есть масса данностей умалчиваемых, или старательно, до неузнаваемости, приукрашенных.

Принц Сиддхартха Гаутама жил-поживал в своём дворце с тремя миллионами жён и наложниц, - мог бы жить-поживать и далее. Только лишь ряд сбоев в этой кажущейся безупречной системе сделал принца Буддой. Не знаю уж, насколько это для кого-то привлекательно. Но уж получше, нежели судьба «равноправного партнёра государства, участвующего в принятии решений, осуществляющего в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденного от жесткой опеки государства». Шир, милый Шир.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: