Взаимодействие международного и внутригосударственного права в современных условиях

Обновлено: 25.04.2024

Взаимодействие международного и внутригосударственного права обусловлено взаимосвязью внешней и внутренней политики государ­ства. Внутригосударственное и международное право — это две авто­номные по отношению друг к другу правовые системы, взаимосвязан­ные и активно взаимодействующие вплоть до проникновения норм международного права в национальное и наоборот.

Теории соотношения международного и внутригосударственного права:

1. Дуалистическая концепция (основоположники — Оппенгейм, Анцилотти, Триппель) — внутригосударственное и международное право представляют собой два различных правопорядка, две автоном­ные, равнозначные и равноправные правовые системы, которые име­ют разный предмет регулирования. Для выполнения международным правом его функций необходимо содействие национального права. В случае коллизии международного и внутригосударственного права национальный суд применит национальное право.

2. Монистические концепции:

а) концепция монистическая I (основоположники — Шмидт, юри­сты фашистской Германии): внутригосударственное и международное право представляют собой части единой правовой системы, в которой примат принадлежит национальному праву. Международное право — это всего лишь сумма внешнеполитических прав различных госу­дарств, т.е. это внешнегосударственное право (у каждого государст­ва — свое собственное);

б) концепция монистическая II (автор — Кельзен): в мире сущест­вует единая система права, объединяющая и национальное, и между­народное право, и примат в этой единой правовой системе принадле­жит международному праву;

в) концепция монистическая III (автор — Лаутерпахт): междуна­родное право имеет примат даже во внутригосударственной сфере. Индивид является основным субъектом международного права. Внут­ригосударственное право играет незначительную роль; международ­ное выступает как самый лучший регулятор «человеческих дел, а так­же логическое условие правового существования государств».

3.Теория координации (Фицморис, Руссо) оспаривает и дуалисти­ческую, и монистическую концепции, отрицает общую сферу дейст­вия международного и внутригосударственного права. Международ­ное право есть право координации, не предусматривающее автомати­ческой отмены внутренних норм, противоречащих обязательствам в международном плане.

В современной теории международного права господствует кон­цепция «общего правового поля», в котором взаимодействуют, взаи­мовлияют, взаимопроникают различные правовые системы, правоположения и правовые институты. «Общее правовое поле» резюмирует возможность изолированного развития национального права, оторванного от мирового правового развития. Новые институты международного права «накладываются» на национальное право, имеют с ними общий предмет регулирования.

В сопряженных сферах международного и национального права -исходит наиболее интенсивный обмен юридическими идеями и нормативными формулировками вплоть до взаимоперехода. Тенденция — сближение международного права с национальным законода­тельством. Все большее число проблем, когда-то сугубо внутренних, переходит в международную среду, и все более характерным становит­ся непосредственное действие международных договоров на террито­рии государства.

Функционирование международного права невозможно без содействия внутригосударственного механизма. Процесс осуществления норм Международного права на территории государства — это процесс национальнонально-правовой имплементации (государство при помощи

его внутреннего права обеспечивает реализацию норм международного). Формы национально-правовой имплементации:

1.Рецепция - восприятие внутригосударственным правом норм международного права без изменения их содержания. Общая рецепция - это восприятие всего общего международного права, всех вступивших в силу для данного государства международных договоров (ст. 25 Основного закона ФРГ, ст. 6 Конституции США, ст. 55 Конституции Франции, ст.15 Конституции РФ) Специальная рецепция-это восприятие отдельных международно-правовых норм.

2. Трансформация — это преобразование нормы международного права в норму национального права посредством издания закона или иного нормативного акта, который регулирует тот же вопрос, что и соответствующая международно-правовая норма. Трансформация предполагает исчезновения одной нормы и появления другой. Tpaнсформируемая норма международного права не исчезает, не изменятся, а продолжает существовать в неизменном виде. Наряду с ней появляется новая норма внутреннего права, регулирующая тот же вопрос.

3.Отсылка — государство включает в свое законодательство нормы, отсылающие к международному праву и санкционирующие применение внутри страны правил международных договоров и международно-правовых обычаев.

Взаимодействие внутригосударственного и международного права происходит в виде их взаимного влияния, при этом влияние внутриго­сударственного права имеет первичный характер. Каждое государство заинтересовано в осуществлении вовне своих собственных целей. Деятельность государства осуществляется через систему его органов и должностных лиц, компетенция которых регулируется национальным правом. В процессе создания норм международного права каждое го­сударство исходит из принципов и норм своего национального права и не соглашается принимать на себя обязательства, противоречащие основам его политической и социальной системы.

Первичность воздействия национального права на международное не означает, что нормы международного права в чем-то уступают на­циональным: ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. — государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения международного договора. Влияние внутригосударственного права на меж­дународное проявляется в различных формах:

1.Материальное влияние — содержание норм национального права влияет на содержание норм международного.

2.Процессуальное влияние — нормы национального права о порядке заключения международных соглашений предопределяют дей­ствительность международного договора.

3. Социальное влияние — правосознание представителей государства, заключающих от его имени международный договор, является национальным; при определении содержания международного дого­вора ими используются юридические категории национального права.

Современная практика показывает, что в международных судах и арбитражах постоянно используются нормы права различных госу­дарств как юридический факт и вспомогательное средство для опреде­ления действующих международно-правовых норм.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Международное и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, и они находятся в постоянном взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга.

Существуют различные теории относительно соотношения международного и внутригосударственного права. Среди них можно выделить дуалистическую и монистическую. Дуалистическая теория основывается на разграничении международного и национального права и их неподчинении друг другу. Монистические концепции в противовес дуалистической исходят из соединения международного и внутригосударственного права в одну правовую систему и лишь в зависимости оттого, какая часть преобладает - внутригосударственное право или международное, - различают примат внутреннего права государства или международного Неэффективность данной теории привела к отходу от нее и появлению нового течения - «умеренного монизма», который воздерживается от радикальных утверждений о примате международного права.

Механизмы воздействия международного и внутригосударственного права.

Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права.

Наиболее типичной формой влияния выступает воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на международное право в рамках нормообразования последнего.

Изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права.

Устранение из международного права под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм.

Рецепция и активное использование в международном праве основных правовых формул, пришедших из внутригосударственного права.

Влияние международного права на формирование и развитие внутригосударственного права.

Трансформация - пересказ своими словами норм международного права во внутреннем законодательстве. Существуют три системы трансформации:

· прямая: согласно которой заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона;

· опосредствованная: правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта;

· смешанная: сочетает элементы первых двух систем и является наиболее распространенной.

В случае если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об инкорпорации.

Во многих законах говорится, что те или иные его положения будут применяться в соответствии с определенным договором, в таких случаях речь идет об отсылке к международным договорам.

Рецепция, или заимствование, бывает: прямая - полное заимствование тех или иных норм международного права, косвенная - ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства.

Взаимодействие международного и внутригосударственного права обусловлено взаимосвязью внешней и внутренней политики государ­ства. Внутригосударственное и международное право — это две авто­номные по отношению друг к другу правовые системы, взаимосвязан­ные и активно взаимодействующие вплоть до проникновения норм международного права в национальное и наоборот.

Теории соотношения международного и внутригосударственного права:

1. Дуалистическая концепция (основоположники — Оппенгейм, Анцилотти, Триппель) — внутригосударственное и международное право представляют собой два различных правопорядка, две автоном­ные, равнозначные и равноправные правовые системы, которые име­ют разный предмет регулирования. Для выполнения международным правом его функций необходимо содействие национального права. В случае коллизии международного и внутригосударственного права национальный суд применит национальное право.

2. Монистические концепции:

а) концепция монистическая I (основоположники — Шмидт, юри­сты фашистской Германии): внутригосударственное и международное право представляют собой части единой правовой системы, в которой примат принадлежит национальному праву. Международное право — это всего лишь сумма внешнеполитических прав различных госу­дарств, т.е. это внешнегосударственное право (у каждого государст­ва — свое собственное);

б) концепция монистическая II (автор — Кельзен): в мире сущест­вует единая система права, объединяющая и национальное, и между­народное право, и примат в этой единой правовой системе принадле­жит международному праву;

в) концепция монистическая III (автор — Лаутерпахт): междуна­родное право имеет примат даже во внутригосударственной сфере. Индивид является основным субъектом международного права. Внут­ригосударственное право играет незначительную роль; международ­ное выступает как самый лучший регулятор «человеческих дел, а так­же логическое условие правового существования государств».

3.Теория координации (Фицморис, Руссо) оспаривает и дуалисти­ческую, и монистическую концепции, отрицает общую сферу дейст­вия международного и внутригосударственного права. Международ­ное право есть право координации, не предусматривающее автомати­ческой отмены внутренних норм, противоречащих обязательствам в международном плане.

В современной теории международного права господствует кон­цепция «общего правового поля», в котором взаимодействуют, взаи­мовлияют, взаимопроникают различные правовые системы, правоположения и правовые институты. «Общее правовое поле» резюмирует возможность изолированного развития национального права, оторванного от мирового правового развития. Новые институты международного права «накладываются» на национальное право, имеют с ними общий предмет регулирования.

В сопряженных сферах международного и национального права -исходит наиболее интенсивный обмен юридическими идеями и нормативными формулировками вплоть до взаимоперехода. Тенденция — сближение международного права с национальным законода­тельством. Все большее число проблем, когда-то сугубо внутренних, переходит в международную среду, и все более характерным становит­ся непосредственное действие международных договоров на террито­рии государства.

Функционирование международного права невозможно без содействия внутригосударственного механизма. Процесс осуществления норм Международного права на территории государства — это процесс национальнонально-правовой имплементации (государство при помощи

его внутреннего права обеспечивает реализацию норм международного). Формы национально-правовой имплементации:

1.Рецепция - восприятие внутригосударственным правом норм международного права без изменения их содержания. Общая рецепция - это восприятие всего общего международного права, всех вступивших в силу для данного государства международных договоров (ст. 25 Основного закона ФРГ, ст. 6 Конституции США, ст. 55 Конституции Франции, ст.15 Конституции РФ) Специальная рецепция-это восприятие отдельных международно-правовых норм.

2. Трансформация — это преобразование нормы международного права в норму национального права посредством издания закона или иного нормативного акта, который регулирует тот же вопрос, что и соответствующая международно-правовая норма. Трансформация предполагает исчезновения одной нормы и появления другой. Tpaнсформируемая норма международного права не исчезает, не изменятся, а продолжает существовать в неизменном виде. Наряду с ней появляется новая норма внутреннего права, регулирующая тот же вопрос.

3.Отсылка — государство включает в свое законодательство нормы, отсылающие к международному праву и санкционирующие применение внутри страны правил международных договоров и международно-правовых обычаев.

Взаимодействие внутригосударственного и международного права происходит в виде их взаимного влияния, при этом влияние внутриго­сударственного права имеет первичный характер. Каждое государство заинтересовано в осуществлении вовне своих собственных целей. Деятельность государства осуществляется через систему его органов и должностных лиц, компетенция которых регулируется национальным правом. В процессе создания норм международного права каждое го­сударство исходит из принципов и норм своего национального права и не соглашается принимать на себя обязательства, противоречащие основам его политической и социальной системы.

Первичность воздействия национального права на международное не означает, что нормы международного права в чем-то уступают на­циональным: ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. — государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения международного договора. Влияние внутригосударственного права на меж­дународное проявляется в различных формах:

1.Материальное влияние — содержание норм национального права влияет на содержание норм международного.

2.Процессуальное влияние — нормы национального права о порядке заключения международных соглашений предопределяют дей­ствительность международного договора.

3. Социальное влияние — правосознание представителей государства, заключающих от его имени международный договор, является национальным; при определении содержания международного дого­вора ими используются юридические категории национального права.

Современная практика показывает, что в международных судах и арбитражах постоянно используются нормы права различных госу­дарств как юридический факт и вспомогательное средство для опреде­ления действующих международно-правовых норм.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Международное и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, и они находятся в постоянном взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга.

В конце XIX века в науке международного права впервые встал вопрос о проблеме соотношения международного и внутригосударственного права. В 1899 году вышла книга известного немецкого юриста Г. Трипеля "Международное и внутригосударственное право". Но еще раньше русские ученые Камаровский Л.А. и Мартене Ф.Ф. заметили неоспоримую связь и взаимное влияние норм международного и норм внутригосударственного права как основной критерий их взаимодействия.

По вопросу соотношения международного и национального права изначально в науке международного права преобладало два основных направления: дуалистическое и монистическое.

Согласно дуалистической теории между международным правом и внутригосударственным правом имеется существенное различие, заключающееся в разном предмете регулирования этих систем. Международное право регулирует отношения между суверенными государствами, а внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью.

Монистическая же теория напротив исходит из слияния международного и внутригосударственного права в одну правовую систему и только в зависимости от того, какая часть преобладает - внутригосударственное право или международное, - различают верховенство внутреннего права государства или верховенство международного. Неэффективность данной теории привела к отходу от нее и появлению нового течения - «умеренного монизма», который воздерживается от радикальных утверждений о примате международного права.

На сегодняшний день главенствующей теорией соотношения международного и внутригосударственного права является монистическая теория с приматом международного права. Безусловно, что государства, утверждая концепцию примата международного права, вовсе не умаляют значение внутригосударственной сферы международному праву, а напротив, обращают внимание на принципиально новую роль международного права в условиях регулирования межгосударственных отношений. Но в последнее время в российской юридической литературе все же имеют место и противоположные толкования современного содержания примата международного права.

Механизмы (формы) воздействия международного и внутригосударственного права.

Национальные системы права регулируют внутригосударственные отношения. Нормы внутригосударственного права не могут регулиро­вать международные отношения. Однако это не означает, что эти нор­мы, вся система внутреннего права не могут воздействовать на между­народное право. Есть определенные формы влияния норм внутригосу­дарственного права на международные отношения и международное право. Внутригосударственное право, законодательство определяют организацию и деятельность государства, его политику внутри страны и на международной арене. Особенно зримо это проявляется в правовом государстве, выражающем суверенную волю народа. Внутригосударственное право находит выражение во внешней поли­тике и дипломатии государства. Конечно, внешняя политика и диплома­тия государства не должны вступать в противоречие с общепризнанны­ми принципами и нормами международного права. Через политику, ди­пломатию государство выражает и утверждает правовые идеи, взгляды, нормы, закрепленные в политическом, правовом, нравственном созна­нии народа, в нормативно-правовых актах и тем самым воздействует на международную жизнь, межгосударственные отношения, на междуна­родное право. Одной из таких форм воздействия внутреннего права на междуна­родные отношения, нормы международного права является закрепление в Конституции государства, других правовых актах принципов международного права. В преамбуле Конституции Российской Федерации по­лучили выражение принцип уважения прав и свобод человека, общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов, принцип суверенной государственности России. Конституция Российской Феде­рации установила, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации явля­ются составной частью ее правовой системы" (п. 4 ст. 15). Конституционные положения об основных принципах и нормах международного права создают высокие юридические гарантии того, что эти принципы и нормы будут реальной основой внешней политики го­сударства, что государственные органы и должностные лица будут учи­тывать эти положения и во внутренней жизни страны, общества. Внутригосударственное право, вся система его норм представляют собой своеобразный источник норм международного права. Национальное право прежде всего отражает происходящие в государственно-организованном обществе изменения. Развитие науки, техники, культу­ры, изменения самого человека, демографические процессы, развитие общественных отношений и т.д. - все это происходит в пределах госу­дарства, находит отражение и закрепление в нормах национального пра­ва. Создается и умножается опыт сотрудничества государств в опреде­ленных областях жизни, в реализации совпадающих или близких инте­ресов, умножается решение дел, связанных с иностранным элементом. Какие нормы внутригосударственного права могут быть в преобразо­ванном виде использованы в международном праве? Р.А. Мюллерсон считает, что к таким нормам национального права, которые могут быть трансформированы в международное право, относятся нормы, регули­рующие конкретную деятельность государств, например, заключение договоров, правовое положение иностранцев, дипломатических и кон­сульских представительств в стране. К такому "источнику" междуна­родного права относятся также нормы внутреннего права, регулирую­щие отношения между субъектами национального права из разных стран; нормы, регулирующие часть внутригосударственных отношений, могущие породить международные отношения по поводу их регулирова­ния. В перечень нормативных элементов внутригосударственного права с перспективой "вхождения" в международное право Р.А. Мюллерсон включает "определенные юридические максимы, обеспечивающие внут­реннюю согласованность правовых систем и возникшие, как правило, в рамках национального права". В условиях расширения и углубления международного сотрудничества государств стоит задача с помощью международного права унифицировать ряд областей внутригосударст­венного права. Эта унификация осуществляется при помощи междуна­родных договоров, соглашений. Опыт международного сотрудничества государств находит выраже­ние в разных формах унификации регулирования отношений между ними. Значительный теоретический и практический интерес представ­ляет правовая система Европейского Союза, который был создан в 1992 г. Отличительной особенностью права Европейского Союза является его верховенство и прямое действие на территории всех стран, входящих в Союз. Граждане государств, входящих в Европейский Союз, являются одновременно гражданами Европейского Союза. Гражданство Союза дополняет, а не подменяет национальное гражданство. Нормы международно-правовых актов, для того чтобы регулировать внутригосударственные отношения, должны войти в систему права этого государства, т.е. быть имплементированы во внутреннее право. Важное средство имплементации представляет трансформация, которая проявля­ется в нескольких формах (прямая, опосредствованная, смешанная). Трансформация - пересказ своими словами норм международного права во внутреннем законодательстве. Прямая трансформация означает, что нормы заключенного и рати­фицированного международного договора непосредственно обретают силу закона, а если государства об этом достигнут соглашения, то и силу, превосходящую закон. Опосредствованная трансформация означа­ет принятие особого закона, другого нормативного правового акта, пе­реводящего норму международного договора во внутригосударственную норму права. Наиболее распространенной является смешанная трансформация, ко­торая представляет собой сочетание элементов первых двух видов трансформации.Рецепция и активное использование в международном праве основных правовых формул, пришедших из внутригосударственного права. Рецепция, или заимствование, бывает: прямая - полное заимствование тех или иных норм международного права, косвенная - ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства. Трансформация (см.выше). В случае если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об инкорпорации. Во многих законах говорится, что те или иные его положения будут применяться в соответствии с определенным договором, в таких случаях речь идет об отсылке к международным договорам.

Наиболее типичной формой влияния выступает воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на международное право в рамках нормообразования последнего. Изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права. Устранение из международного права под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм.

1) Регулятивный характер системы международного права и национальных правовых систем:

Устанавливая определенные права и обязанности сто­рон —участников международно-правовых или внутригосударствен­ных отношений, обе правовые системы создают тем самым своего рода пределы, рамки их поведения, направляют их действия в строго определенное правовое русло.

В национальных правовых системах (особенно та­ких, как английская, японская и др.) по сравнению с международной правовой системой гораздо большую роль играют исторические, поли­тические и правовые традиции. Несравнимо большее значение имеют правовое сознание и обычай. Намного более активную роль в процессе реализации правовых предписаний выполняют политическая и право­вая идеология, правовые доктрины.

2) Государственно-волевой характер норм международно­го и национального права.

Они представляют собой продукт волевой деятельности людей, выступают как средство выражения и закрепления их социальных и материаль­ных ценностей и интересов.

В национальном праве государственная воля, «наполняющая» в процессе правотворчества сущность и содержание издаваемых госу­дарством норм права, проявляется в наиболее полной мере и к тому же в «чистом» виде. Воплощаясь в систему норм, формирующих на­циональное право, она выступает как воля доминирующего в преде­лах той или иной страны суверена, как единая и неделимая государ­ственная воля 2 .

В процессе формирования норм и принципов международного права государственная воля проявляется не как индивидуальная воля единого государства, а как согласованная воля не­скольких государств. В силу этого в специальных научных исследовани­ях современное международное право вполне оправданно определяется не в виде системы юридических норм, издаваемых или санкционируе­мых государством и выражающих государственную волю, как в случае с национальным правом, а как система юридических норм, «создавае­мых государствами (и частично другими субъектами международного права) путем согласования их воль, регулирующих определенные обще­ственные отношения».

3) Объект и пред­мет регулирования международного и национального права.

В качестве объектов регулирования международного и националь­ного права выступают существующие в мире, в рамках отдельных стран и за их пределами, общественные отношения, которые могут быть опосредованы и в действительности опосредуются не только нор­мами права, но и другими социальными нормами (нормами морали, обычаями, традициями и пр.).

Предметом регулирования национального права являются отношения, возникающие внутри той или иной страны, в пределах того или иного «национального» общества. Предметом ре­гулирования международного права выступают общественные отноше­ния, возникающие на уровне международного сообщества.

Особенность предметов регулирования междуна­родного и национального права проявляется также в том, что они опосредуют различные по своему характеру отношения. Если в сис­теме отношений, составляющих предмет регулирования национального права, значительное место занимают отношения властвования и подчи­нения, то в системе отношений, образующих предмет регулирования международного права, таких отношений, по природе своей предполагающих наличие единого властвующего субъекта (суверена) и подчи­ненных ему субъектов, нет.

4) Субъекты международного и национального права.

Общность: 1) существование субъектов права в каждой из систем; 2) наличие общих для каждой из них субъектов права.

В качестве субъектов междуна­родного права рассматриваются: «главным образом суверенные государ­ства», а также нации, борющиеся за государственную независимость, и ме­ждународные (межгосударственные) организации.

Наряду с государством общим субъектом совершенного междуна­родного и национального права могут выступать также отдельные граждане, частные лица.

В качестве источников национального права, как известно, рассматриваются нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты), правовые договоры и обычаи, правовые доктрины, судебная практика и порождаемые ею прецеденты, административные прецеденты. Данный перечень источников национального права доста­точно полный, но не исчерпывающий, поскольку в религиозных и не­которых других правовых системах существуют свои специфические источники права.

К источникам международного права можно отнести: а) ме­ждународные конвенции (общие и специальные), «устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами»; б) ме­ждународный обычай как «доказательство всеобщей практики, при­знанной в качестве правовой нормы»; в) общие принципы права, «признанные цивилизованными нациями»; г) судебные решения и «доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публично­му праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

Сравнительный анализ источников международного и националь­ного права показывает, что между ними достаточно много как общего, так и особенного.

Общность ряда ис­точников международного и национального права проявляется, в ча­стности, в их природе, характере и даже в названии. Таковыми явля­ются, например, правовые договоры, доктрины, обычаи и судебные решения.

Особенность этих источников международного и внутриго­сударственного права проявляется в их конкретном целевом назначе­нии и содержании.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: