Взаимодействие международного и внутригосударственного права в современных условиях
Обновлено: 25.04.2024
Взаимодействие международного и внутригосударственного права обусловлено взаимосвязью внешней и внутренней политики государства. Внутригосударственное и международное право — это две автономные по отношению друг к другу правовые системы, взаимосвязанные и активно взаимодействующие вплоть до проникновения норм международного права в национальное и наоборот.
Теории соотношения международного и внутригосударственного права:
1. Дуалистическая концепция (основоположники — Оппенгейм, Анцилотти, Триппель) — внутригосударственное и международное право представляют собой два различных правопорядка, две автономные, равнозначные и равноправные правовые системы, которые имеют разный предмет регулирования. Для выполнения международным правом его функций необходимо содействие национального права. В случае коллизии международного и внутригосударственного права национальный суд применит национальное право.
2. Монистические концепции:
а) концепция монистическая I (основоположники — Шмидт, юристы фашистской Германии): внутригосударственное и международное право представляют собой части единой правовой системы, в которой примат принадлежит национальному праву. Международное право — это всего лишь сумма внешнеполитических прав различных государств, т.е. это внешнегосударственное право (у каждого государства — свое собственное);
б) концепция монистическая II (автор — Кельзен): в мире существует единая система права, объединяющая и национальное, и международное право, и примат в этой единой правовой системе принадлежит международному праву;
в) концепция монистическая III (автор — Лаутерпахт): международное право имеет примат даже во внутригосударственной сфере. Индивид является основным субъектом международного права. Внутригосударственное право играет незначительную роль; международное выступает как самый лучший регулятор «человеческих дел, а также логическое условие правового существования государств».
3.Теория координации (Фицморис, Руссо) оспаривает и дуалистическую, и монистическую концепции, отрицает общую сферу действия международного и внутригосударственного права. Международное право есть право координации, не предусматривающее автоматической отмены внутренних норм, противоречащих обязательствам в международном плане.
В современной теории международного права господствует концепция «общего правового поля», в котором взаимодействуют, взаимовлияют, взаимопроникают различные правовые системы, правоположения и правовые институты. «Общее правовое поле» резюмирует возможность изолированного развития национального права, оторванного от мирового правового развития. Новые институты международного права «накладываются» на национальное право, имеют с ними общий предмет регулирования.
В сопряженных сферах международного и национального права -исходит наиболее интенсивный обмен юридическими идеями и нормативными формулировками вплоть до взаимоперехода. Тенденция — сближение международного права с национальным законодательством. Все большее число проблем, когда-то сугубо внутренних, переходит в международную среду, и все более характерным становится непосредственное действие международных договоров на территории государства.
Функционирование международного права невозможно без содействия внутригосударственного механизма. Процесс осуществления норм Международного права на территории государства — это процесс национальнонально-правовой имплементации (государство при помощи
его внутреннего права обеспечивает реализацию норм международного). Формы национально-правовой имплементации:
1.Рецепция - восприятие внутригосударственным правом норм международного права без изменения их содержания. Общая рецепция - это восприятие всего общего международного права, всех вступивших в силу для данного государства международных договоров (ст. 25 Основного закона ФРГ, ст. 6 Конституции США, ст. 55 Конституции Франции, ст.15 Конституции РФ) Специальная рецепция-это восприятие отдельных международно-правовых норм.
2. Трансформация — это преобразование нормы международного права в норму национального права посредством издания закона или иного нормативного акта, который регулирует тот же вопрос, что и соответствующая международно-правовая норма. Трансформация предполагает исчезновения одной нормы и появления другой. Tpaнсформируемая норма международного права не исчезает, не изменятся, а продолжает существовать в неизменном виде. Наряду с ней появляется новая норма внутреннего права, регулирующая тот же вопрос.
3.Отсылка — государство включает в свое законодательство нормы, отсылающие к международному праву и санкционирующие применение внутри страны правил международных договоров и международно-правовых обычаев.
Взаимодействие внутригосударственного и международного права происходит в виде их взаимного влияния, при этом влияние внутригосударственного права имеет первичный характер. Каждое государство заинтересовано в осуществлении вовне своих собственных целей. Деятельность государства осуществляется через систему его органов и должностных лиц, компетенция которых регулируется национальным правом. В процессе создания норм международного права каждое государство исходит из принципов и норм своего национального права и не соглашается принимать на себя обязательства, противоречащие основам его политической и социальной системы.
Первичность воздействия национального права на международное не означает, что нормы международного права в чем-то уступают национальным: ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. — государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения международного договора. Влияние внутригосударственного права на международное проявляется в различных формах:
1.Материальное влияние — содержание норм национального права влияет на содержание норм международного.
2.Процессуальное влияние — нормы национального права о порядке заключения международных соглашений предопределяют действительность международного договора.
3. Социальное влияние — правосознание представителей государства, заключающих от его имени международный договор, является национальным; при определении содержания международного договора ими используются юридические категории национального права.
Современная практика показывает, что в международных судах и арбитражах постоянно используются нормы права различных государств как юридический факт и вспомогательное средство для определения действующих международно-правовых норм.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!
Международное и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, и они находятся в постоянном взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга.
Существуют различные теории относительно соотношения международного и внутригосударственного права. Среди них можно выделить дуалистическую и монистическую. Дуалистическая теория основывается на разграничении международного и национального права и их неподчинении друг другу. Монистические концепции в противовес дуалистической исходят из соединения международного и внутригосударственного права в одну правовую систему и лишь в зависимости оттого, какая часть преобладает - внутригосударственное право или международное, - различают примат внутреннего права государства или международного Неэффективность данной теории привела к отходу от нее и появлению нового течения - «умеренного монизма», который воздерживается от радикальных утверждений о примате международного права.
Механизмы воздействия международного и внутригосударственного права.
Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права.
Наиболее типичной формой влияния выступает воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на международное право в рамках нормообразования последнего.
Изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права.
Устранение из международного права под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм.
Рецепция и активное использование в международном праве основных правовых формул, пришедших из внутригосударственного права.
Влияние международного права на формирование и развитие внутригосударственного права.
Трансформация - пересказ своими словами норм международного права во внутреннем законодательстве. Существуют три системы трансформации:
· прямая: согласно которой заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона;
· опосредствованная: правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта;
· смешанная: сочетает элементы первых двух систем и является наиболее распространенной.
В случае если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об инкорпорации.
Во многих законах говорится, что те или иные его положения будут применяться в соответствии с определенным договором, в таких случаях речь идет об отсылке к международным договорам.
Рецепция, или заимствование, бывает: прямая - полное заимствование тех или иных норм международного права, косвенная - ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства.
Взаимодействие международного и внутригосударственного права обусловлено взаимосвязью внешней и внутренней политики государства. Внутригосударственное и международное право — это две автономные по отношению друг к другу правовые системы, взаимосвязанные и активно взаимодействующие вплоть до проникновения норм международного права в национальное и наоборот.
Теории соотношения международного и внутригосударственного права:
1. Дуалистическая концепция (основоположники — Оппенгейм, Анцилотти, Триппель) — внутригосударственное и международное право представляют собой два различных правопорядка, две автономные, равнозначные и равноправные правовые системы, которые имеют разный предмет регулирования. Для выполнения международным правом его функций необходимо содействие национального права. В случае коллизии международного и внутригосударственного права национальный суд применит национальное право.
2. Монистические концепции:
а) концепция монистическая I (основоположники — Шмидт, юристы фашистской Германии): внутригосударственное и международное право представляют собой части единой правовой системы, в которой примат принадлежит национальному праву. Международное право — это всего лишь сумма внешнеполитических прав различных государств, т.е. это внешнегосударственное право (у каждого государства — свое собственное);
б) концепция монистическая II (автор — Кельзен): в мире существует единая система права, объединяющая и национальное, и международное право, и примат в этой единой правовой системе принадлежит международному праву;
в) концепция монистическая III (автор — Лаутерпахт): международное право имеет примат даже во внутригосударственной сфере. Индивид является основным субъектом международного права. Внутригосударственное право играет незначительную роль; международное выступает как самый лучший регулятор «человеческих дел, а также логическое условие правового существования государств».
3.Теория координации (Фицморис, Руссо) оспаривает и дуалистическую, и монистическую концепции, отрицает общую сферу действия международного и внутригосударственного права. Международное право есть право координации, не предусматривающее автоматической отмены внутренних норм, противоречащих обязательствам в международном плане.
В современной теории международного права господствует концепция «общего правового поля», в котором взаимодействуют, взаимовлияют, взаимопроникают различные правовые системы, правоположения и правовые институты. «Общее правовое поле» резюмирует возможность изолированного развития национального права, оторванного от мирового правового развития. Новые институты международного права «накладываются» на национальное право, имеют с ними общий предмет регулирования.
В сопряженных сферах международного и национального права -исходит наиболее интенсивный обмен юридическими идеями и нормативными формулировками вплоть до взаимоперехода. Тенденция — сближение международного права с национальным законодательством. Все большее число проблем, когда-то сугубо внутренних, переходит в международную среду, и все более характерным становится непосредственное действие международных договоров на территории государства.
Функционирование международного права невозможно без содействия внутригосударственного механизма. Процесс осуществления норм Международного права на территории государства — это процесс национальнонально-правовой имплементации (государство при помощи
его внутреннего права обеспечивает реализацию норм международного). Формы национально-правовой имплементации:
1.Рецепция - восприятие внутригосударственным правом норм международного права без изменения их содержания. Общая рецепция - это восприятие всего общего международного права, всех вступивших в силу для данного государства международных договоров (ст. 25 Основного закона ФРГ, ст. 6 Конституции США, ст. 55 Конституции Франции, ст.15 Конституции РФ) Специальная рецепция-это восприятие отдельных международно-правовых норм.
2. Трансформация — это преобразование нормы международного права в норму национального права посредством издания закона или иного нормативного акта, который регулирует тот же вопрос, что и соответствующая международно-правовая норма. Трансформация предполагает исчезновения одной нормы и появления другой. Tpaнсформируемая норма международного права не исчезает, не изменятся, а продолжает существовать в неизменном виде. Наряду с ней появляется новая норма внутреннего права, регулирующая тот же вопрос.
3.Отсылка — государство включает в свое законодательство нормы, отсылающие к международному праву и санкционирующие применение внутри страны правил международных договоров и международно-правовых обычаев.
Взаимодействие внутригосударственного и международного права происходит в виде их взаимного влияния, при этом влияние внутригосударственного права имеет первичный характер. Каждое государство заинтересовано в осуществлении вовне своих собственных целей. Деятельность государства осуществляется через систему его органов и должностных лиц, компетенция которых регулируется национальным правом. В процессе создания норм международного права каждое государство исходит из принципов и норм своего национального права и не соглашается принимать на себя обязательства, противоречащие основам его политической и социальной системы.
Первичность воздействия национального права на международное не означает, что нормы международного права в чем-то уступают национальным: ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. — государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения международного договора. Влияние внутригосударственного права на международное проявляется в различных формах:
1.Материальное влияние — содержание норм национального права влияет на содержание норм международного.
2.Процессуальное влияние — нормы национального права о порядке заключения международных соглашений предопределяют действительность международного договора.
3. Социальное влияние — правосознание представителей государства, заключающих от его имени международный договор, является национальным; при определении содержания международного договора ими используются юридические категории национального права.
Современная практика показывает, что в международных судах и арбитражах постоянно используются нормы права различных государств как юридический факт и вспомогательное средство для определения действующих международно-правовых норм.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!
Международное и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, и они находятся в постоянном взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга.
В конце XIX века в науке международного права впервые встал вопрос о проблеме соотношения международного и внутригосударственного права. В 1899 году вышла книга известного немецкого юриста Г. Трипеля "Международное и внутригосударственное право". Но еще раньше русские ученые Камаровский Л.А. и Мартене Ф.Ф. заметили неоспоримую связь и взаимное влияние норм международного и норм внутригосударственного права как основной критерий их взаимодействия.
По вопросу соотношения международного и национального права изначально в науке международного права преобладало два основных направления: дуалистическое и монистическое.
Согласно дуалистической теории между международным правом и внутригосударственным правом имеется существенное различие, заключающееся в разном предмете регулирования этих систем. Международное право регулирует отношения между суверенными государствами, а внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью.
Монистическая же теория напротив исходит из слияния международного и внутригосударственного права в одну правовую систему и только в зависимости от того, какая часть преобладает - внутригосударственное право или международное, - различают верховенство внутреннего права государства или верховенство международного. Неэффективность данной теории привела к отходу от нее и появлению нового течения - «умеренного монизма», который воздерживается от радикальных утверждений о примате международного права.
На сегодняшний день главенствующей теорией соотношения международного и внутригосударственного права является монистическая теория с приматом международного права. Безусловно, что государства, утверждая концепцию примата международного права, вовсе не умаляют значение внутригосударственной сферы международному праву, а напротив, обращают внимание на принципиально новую роль международного права в условиях регулирования межгосударственных отношений. Но в последнее время в российской юридической литературе все же имеют место и противоположные толкования современного содержания примата международного права.
Механизмы (формы) воздействия международного и внутригосударственного права.
Национальные системы права регулируют внутригосударственные отношения. Нормы внутригосударственного права не могут регулировать международные отношения. Однако это не означает, что эти нормы, вся система внутреннего права не могут воздействовать на международное право. Есть определенные формы влияния норм внутригосударственного права на международные отношения и международное право. Внутригосударственное право, законодательство определяют организацию и деятельность государства, его политику внутри страны и на международной арене. Особенно зримо это проявляется в правовом государстве, выражающем суверенную волю народа. Внутригосударственное право находит выражение во внешней политике и дипломатии государства. Конечно, внешняя политика и дипломатия государства не должны вступать в противоречие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Через политику, дипломатию государство выражает и утверждает правовые идеи, взгляды, нормы, закрепленные в политическом, правовом, нравственном сознании народа, в нормативно-правовых актах и тем самым воздействует на международную жизнь, межгосударственные отношения, на международное право. Одной из таких форм воздействия внутреннего права на международные отношения, нормы международного права является закрепление в Конституции государства, других правовых актах принципов международного права. В преамбуле Конституции Российской Федерации получили выражение принцип уважения прав и свобод человека, общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов, принцип суверенной государственности России. Конституция Российской Федерации установила, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы" (п. 4 ст. 15). Конституционные положения об основных принципах и нормах международного права создают высокие юридические гарантии того, что эти принципы и нормы будут реальной основой внешней политики государства, что государственные органы и должностные лица будут учитывать эти положения и во внутренней жизни страны, общества. Внутригосударственное право, вся система его норм представляют собой своеобразный источник норм международного права. Национальное право прежде всего отражает происходящие в государственно-организованном обществе изменения. Развитие науки, техники, культуры, изменения самого человека, демографические процессы, развитие общественных отношений и т.д. - все это происходит в пределах государства, находит отражение и закрепление в нормах национального права. Создается и умножается опыт сотрудничества государств в определенных областях жизни, в реализации совпадающих или близких интересов, умножается решение дел, связанных с иностранным элементом. Какие нормы внутригосударственного права могут быть в преобразованном виде использованы в международном праве? Р.А. Мюллерсон считает, что к таким нормам национального права, которые могут быть трансформированы в международное право, относятся нормы, регулирующие конкретную деятельность государств, например, заключение договоров, правовое положение иностранцев, дипломатических и консульских представительств в стране. К такому "источнику" международного права относятся также нормы внутреннего права, регулирующие отношения между субъектами национального права из разных стран; нормы, регулирующие часть внутригосударственных отношений, могущие породить международные отношения по поводу их регулирования. В перечень нормативных элементов внутригосударственного права с перспективой "вхождения" в международное право Р.А. Мюллерсон включает "определенные юридические максимы, обеспечивающие внутреннюю согласованность правовых систем и возникшие, как правило, в рамках национального права". В условиях расширения и углубления международного сотрудничества государств стоит задача с помощью международного права унифицировать ряд областей внутригосударственного права. Эта унификация осуществляется при помощи международных договоров, соглашений. Опыт международного сотрудничества государств находит выражение в разных формах унификации регулирования отношений между ними. Значительный теоретический и практический интерес представляет правовая система Европейского Союза, который был создан в 1992 г. Отличительной особенностью права Европейского Союза является его верховенство и прямое действие на территории всех стран, входящих в Союз. Граждане государств, входящих в Европейский Союз, являются одновременно гражданами Европейского Союза. Гражданство Союза дополняет, а не подменяет национальное гражданство. Нормы международно-правовых актов, для того чтобы регулировать внутригосударственные отношения, должны войти в систему права этого государства, т.е. быть имплементированы во внутреннее право. Важное средство имплементации представляет трансформация, которая проявляется в нескольких формах (прямая, опосредствованная, смешанная). Трансформация - пересказ своими словами норм международного права во внутреннем законодательстве. Прямая трансформация означает, что нормы заключенного и ратифицированного международного договора непосредственно обретают силу закона, а если государства об этом достигнут соглашения, то и силу, превосходящую закон. Опосредствованная трансформация означает принятие особого закона, другого нормативного правового акта, переводящего норму международного договора во внутригосударственную норму права. Наиболее распространенной является смешанная трансформация, которая представляет собой сочетание элементов первых двух видов трансформации.Рецепция и активное использование в международном праве основных правовых формул, пришедших из внутригосударственного права. Рецепция, или заимствование, бывает: прямая - полное заимствование тех или иных норм международного права, косвенная - ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства. Трансформация (см.выше). В случае если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об инкорпорации. Во многих законах говорится, что те или иные его положения будут применяться в соответствии с определенным договором, в таких случаях речь идет об отсылке к международным договорам.
Наиболее типичной формой влияния выступает воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на международное право в рамках нормообразования последнего. Изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права. Устранение из международного права под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм.
1) Регулятивный характер системы международного права и национальных правовых систем:
Устанавливая определенные права и обязанности сторон —участников международно-правовых или внутригосударственных отношений, обе правовые системы создают тем самым своего рода пределы, рамки их поведения, направляют их действия в строго определенное правовое русло.
В национальных правовых системах (особенно таких, как английская, японская и др.) по сравнению с международной правовой системой гораздо большую роль играют исторические, политические и правовые традиции. Несравнимо большее значение имеют правовое сознание и обычай. Намного более активную роль в процессе реализации правовых предписаний выполняют политическая и правовая идеология, правовые доктрины.
2) Государственно-волевой характер норм международного и национального права.
Они представляют собой продукт волевой деятельности людей, выступают как средство выражения и закрепления их социальных и материальных ценностей и интересов.
В национальном праве государственная воля, «наполняющая» в процессе правотворчества сущность и содержание издаваемых государством норм права, проявляется в наиболее полной мере и к тому же в «чистом» виде. Воплощаясь в систему норм, формирующих национальное право, она выступает как воля доминирующего в пределах той или иной страны суверена, как единая и неделимая государственная воля 2 .
В процессе формирования норм и принципов международного права государственная воля проявляется не как индивидуальная воля единого государства, а как согласованная воля нескольких государств. В силу этого в специальных научных исследованиях современное международное право вполне оправданно определяется не в виде системы юридических норм, издаваемых или санкционируемых государством и выражающих государственную волю, как в случае с национальным правом, а как система юридических норм, «создаваемых государствами (и частично другими субъектами международного права) путем согласования их воль, регулирующих определенные общественные отношения».
3) Объект и предмет регулирования международного и национального права.
В качестве объектов регулирования международного и национального права выступают существующие в мире, в рамках отдельных стран и за их пределами, общественные отношения, которые могут быть опосредованы и в действительности опосредуются не только нормами права, но и другими социальными нормами (нормами морали, обычаями, традициями и пр.).
Предметом регулирования национального права являются отношения, возникающие внутри той или иной страны, в пределах того или иного «национального» общества. Предметом регулирования международного права выступают общественные отношения, возникающие на уровне международного сообщества.
Особенность предметов регулирования международного и национального права проявляется также в том, что они опосредуют различные по своему характеру отношения. Если в системе отношений, составляющих предмет регулирования национального права, значительное место занимают отношения властвования и подчинения, то в системе отношений, образующих предмет регулирования международного права, таких отношений, по природе своей предполагающих наличие единого властвующего субъекта (суверена) и подчиненных ему субъектов, нет.
4) Субъекты международного и национального права.
Общность: 1) существование субъектов права в каждой из систем; 2) наличие общих для каждой из них субъектов права.
В качестве субъектов международного права рассматриваются: «главным образом суверенные государства», а также нации, борющиеся за государственную независимость, и международные (межгосударственные) организации.
Наряду с государством общим субъектом совершенного международного и национального права могут выступать также отдельные граждане, частные лица.
В качестве источников национального права, как известно, рассматриваются нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты), правовые договоры и обычаи, правовые доктрины, судебная практика и порождаемые ею прецеденты, административные прецеденты. Данный перечень источников национального права достаточно полный, но не исчерпывающий, поскольку в религиозных и некоторых других правовых системах существуют свои специфические источники права.
К источникам международного права можно отнести: а) международные конвенции (общие и специальные), «устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами»; б) международный обычай как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы»; в) общие принципы права, «признанные цивилизованными нациями»; г) судебные решения и «доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».
Сравнительный анализ источников международного и национального права показывает, что между ними достаточно много как общего, так и особенного.
Общность ряда источников международного и национального права проявляется, в частности, в их природе, характере и даже в названии. Таковыми являются, например, правовые договоры, доктрины, обычаи и судебные решения.
Особенность этих источников международного и внутригосударственного права проявляется в их конкретном целевом назначении и содержании.
Автор статьи
Читайте также:
- Взыскание долга по частям верховный суд
- Определите подведомственны ли данные дела судам общей юрисдикции если дело подведомственно судам
- Обязанность суда создать условия для всестороннего
- Как стать адвокатом в австрии
- Государство и муниципальные образования как участники наследственных правоотношений