Рожкова л п принципы и методы типологии государства и права

Обновлено: 28.04.2024

§ 7. Политический режим современной России

Исходя из названных признаков того или иного режима, можно констатировать, что современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии.

Конечно, было бы неправильно отрицать и некоторые достижения проводимых реформ, прежде всего связанные с рядом таких демократических завоеваний, как выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов, проведение референдумов, свобода слова, расширение отдельных политических прав для граждан, утверждение идей парламентаризма и политического плюрализма, наличие многопартийности, политической оппозиции, специфического разделения властей, института импичмента и т.п.

Однако необходимо помнить о том, что все названные демократические институты и нормы имеют во многом формальный характер и сам факт их существования еще не свидетельствует о настоящей демократии. Важно, чтобы они работали на общество, на интересы большинства граждан, а не служили ширмой демократии, ее красивой упаковкой. С помощью выборов, как известно, пришел к власти А. Гитлер, но это не означает, что в Германии 30-х гг. победила демократия. Выборы Президента РФ 1996 г. - также весьма показательная политическая акция, когда были выборы, но выбора не было. Всем известны случаи мощного давления средств массовой информации, руководителей предприятий, учреждений и организаций на избирателей и т.п.

Весьма специфична многопартийность. Многие партии и движения находятся в большей мере в виртуальном, а не реальном мире (например, "Социал-демократы", "Женщины России", "За гражданское достоинство" и т.п.). Подчас общественное объединение представляет лишь самих лидеров да небольшую группу лиц.

В сегодняшней России есть парламент - Федеральное Собрание. Вместе с тем полномочия его палат (Государственной Думы РФ и Совета Федерации) весьма ограничены и не позволяют полноценно влиять на политическую ситуацию. В частности, у нынешнего парламента по Конституции контрольные функции явно занижены.

Точно так же можно квалифицировать и ситуацию по поводу установленного в Конституции РФ института импичмента. Осуществить его реально практически невозможно - слишком много на его пути законодательных и бюрократических препятствий.

Что касается гласности, то апогеем ее были конец 80-х - начало 90-х гг. Сейчас же средства массовой информации оказались под контролем олигархов, иными словами - "денежных мешков".

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются различия формационного и цивилизационного подходов к типологии государства?

2. Из каких элементов состоит понятие "форма государства"?

3. Каковы признаки монархии и республики?

4. Как отличить унитарное государство от федерации?

5. Назовите основные признаки демократического политического режима.

Литература

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург, 1994. Гл. 3.

Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000. Гл. 5.

Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. N 4.

Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Гл. 4, 7.

Ракитская И.Ф. Теория государства. СПб., 1999.

Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1984.

Современный буржуазный федерализм. М., 1978.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000. Гл. 3, 5.

Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1991.

Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999. Гл. 6.

Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

Федерация в зарубежных странах. М., 1993.

Глава 5. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

§ 1. Механизм государства: понятие, основные черты, структура

Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы (В.М. Сырых).

Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

Характерные черты механизма государства:

а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;

б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;

в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;

г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2) государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4) государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

111. Мордавец , А . С . Социально - юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / А . С .

112. Морозова , Л . А . Проблемы современной российской государственности / Л . А . Морозо ва . – М ., 1998.

119. Общая теория государства и права . Академический курс . В 2 т . / отв . ред . М . Н . Марченко . – М ., 1998.

120. Общая теория государства и права . Академический курс . В 2 т . / отв . ред . М . Н . Марченко . – М ., 1998.

121. Одинцова , А . В . Гражданское общество : взгляд экономиста / А . В . Одинцова // Государство и пра во . –

123. Омельченко , О . А . Идея правового государства : истоки , перспективы , причины / О . А . Омельченко . –

125. Паршин , А . Что такое государство ? Научное исследование природы государства / А . Паршин . – СПб .,

127. Плахов , Д . В . Социальные нормы . Философские основания общей теори и / Д . В . Плахов . – М ., 1985.

130. Поленина , С . В . Качество закона и эффективность законодательства / С . В . Поленина . – М ., 1993.

132. Политология для юристов : курс лекций / под ред . Н . И . Матузова и А . В . Малько . – М ., 1999.

137. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации : научно - методическое по собие / отв .

146. Рожкова , Л . П . Принципы и методы типологии го сударства и права / Л . П . Рожко ва . – Сарато в , 1984.

148. Ростовщиков , И . В . Права личности в России : их об еспечение и защита органами внутренних дел /

149. Руссо , Ж . Ж . Об общественном дого воре , или Принципы политического пр ава / Ж . Ж . Руссо . – М .,

152. Саидов , А . Х . Введение в основные правовые системы современности / А . Х . Саидов . – Ташкент , 1988.

153. Саидов , А . Х . Сравнительное правоведение ( основные правовые системы современности ) / А . Х . Саи -

156. Самощенко , И . Е . Понятие пр авонарушения по советскому законодательству / И . Е . Самощенко . – М .,

158. Семитко , А . П . Развитие правовой культуры как правовой прогрес с / А . П . Семитко . – Екатеринбург ,

161. Соловьев , В . С . Оправдание добра . Нравственная философия // Собр . соч . В 2 т . / В . С . Со ловьев . – М .,

165. Становление правопорядка в Российском государстве : реальность и перспективы : материалы конфе -

166. Строгови ч , М . С . Основные вопросы советской социалистической законности / М . С . Строгович . – М .,

167. Сырых , В . М . Логические основания общей теории права : в 2 т . / В . М . Сырых . – М ., 2000. – Т . 1.

168. Сырых , В . М . Метод правовой науки : основные элемен ты , структура / В . М . Сырых . – М ., 1 980.

170. Теория государства и права / под ред . В . М . Корельского и В . Д . Перевалова . – М ., 2000. – Гл . 18.

172. Теория государства и права : курс лекций / под ред . Н . И . Матузова и А . В . Малько . – М ., 2000.

176. Ткаченко , Ю . Г . Методологические вопросы теории правоотношений / Ю . Г . Ткаченко . – М ., 1980.

180. Фарбер , И . Е . Правос ознание как форма общественного сознания / И . Е . Фа рбер . – М ., 1963.

181. Хабриева , Т . Я . Толкование Ко нституции Российской Федерации : теория и практ ика / Т . Я . Хабриева . –

184. Хачатуров , Р . Л . Юридическая ответственность / Р . Л . Хачатуров , Р . Г . Ягутин . – Тольятти , 1995.

188. Чефранов , В . А . Правовое сознание как разновидность со циального отражения / В . А . Чефранов . – Ки -

195. Энгельс , Ф . Происх ождение семьи , частной собственнос ти и государства / Ф . Энгельс . – М ., 1985.

196. Энтин , Л . М . Разделение властей . Опыт современных госуд арс тв / Л . М . Энтин . – М ., 1995.

197. Юсупов , В . А . Правопримен ительная деятельность орга нов управления / В . А . Юсупов . – М ., 1979.

Реферат по теме Принципы и методы типологии государства и права : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук : (12.00.01)

Курсовая по теме Принципы и методы типологии государства и права : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук : (12.00.01)

ВКР/Диплом по теме Принципы и методы типологии государства и права : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук : (12.00.01)

Диссертация по теме Принципы и методы типологии государства и права : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук : (12.00.01)

Заработать на знаниях по теме Принципы и методы типологии государства и права : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук : (12.00.01)

Предмет и методология теории государства и права

Программа профессиональной "Юриспруденция".Лекцию читает кандидат исторических наук, доцент, преподаватель и эксперт института "Кластер" .

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Принципы и методы типологии государства и права : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук : (12.00.01)

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях
Теория государства и права. Тема 1.
Предмет и методы теории государства и права.
1. ТГП Предмет и методология теории государства и права

--> --> Акмолинская область, Кокшетау городская администрация, Кокшетау
Сулейменова, 10
Расположение на карте

--> --> Калужская область, Калуга городской округ, Калуга, Октябрьский округ, Северный
Комсомольская, 5
Расположение на карте

зимний период: пн-вт, чт-вс 11:00-19:00; ср выходной; санитарный день: последняя пт месяца
Пн: 11:00-19:00
Вт: 11:00-19:00
Ср: 11:00-19:00
Чт: 11:00-19:00
Пт: 11:00-19:00

--> --> Московская область, Балашиха городской округ, Балашиха, Салтыковка м-н
Московская, 18
Расположение на карте

--> --> Московская область, Пушкинский район, Пушкино, Заветы Ильича м-н
Вокзальная, 14
Расположение на карте

санитарный день: последний чт месяца
Вт: 10:30-13:00 13:30-19:00
Ср: 10:30-13:00 13:30-19:00
Чт: 10:30-13:00 13:30-19:00
Пт: 10:30-13:00 13:30-19:00
Сб: 10:00-13:00 13:30-18:00
Вс: 10:00-13:00 13:30-18:00

--> --> Смоленская область, Смоленск городской округ, Смоленск, Заднепровский район, Ситники
Маршала Ерёменко, 30
Расположение на карте

санитарный день: последний чт месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00
Вс: 10:00-18:00

--> --> Нижегородская область, Нижний Новгород городской округ, Нижний Новгород, Канавинский район, Сортировочный
Путейская, 10
Расположение на карте

санитарный день: последний чт месяца
Пн: 09:30-18:00
Вт: 09:30-18:00
Ср: 09:30-18:00
Чт: 09:30-18:00
Пт: 09:30-18:00
Вс: 09:30-18:00

--> --> Ленинградская область, Гатчинский район, пос. Елизаветино
Дружбы площадь, 37
Расположение на карте

--> --> Ростовская область, Азовский район, ст-ца Елизаветинская
Мира переулок, 11
Расположение на карте

--> --> Кировская область, Киров городской округ, Киров, Октябрьский район
Монтажников, 22
Расположение на карте

санитарный день: последняя пт месяца
Вт: 10:00-13:00 14:00-19:00
Ср: 10:00-13:00 14:00-19:00
Чт: 10:00-13:00 14:00-19:00
Пт: 10:00-13:00 14:00-19:00
Сб: 10:00-18:00

Предмет теории государства и права

Краткие ответы на вопросы к экзамену. В этом ролике я попробую в краткой и доступной форме рассказать Вам о том, что такое предмет теории .

Гуманитарное образование метод тгп

Краткие ответы на вопросы к экзамену. В этом видео я попробую в краткой и доступной форме рассказать Вам о том, что представляет из себя .

Гуманитарное образование Теория государства и права. Часть 1

1. Предмет и методология теории государства и права. 2. Общество, государство, право. 3. Типы и формы государства. Функции государства. Механизм .

Образование для всех 6. Типология государства

Видео из курса лекций по дисциплине "Теория государства и права" 1. Понятие типологии государства 2. Понятие типа государства 3. Подходы к .

Реферат по теме Принципы и методы типологии государства и права : Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. юрид. наук : (12.00.01)

Курсовая по теме Принципы и методы типологии государства и права : Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. юрид. наук : (12.00.01)

ВКР/Диплом по теме Принципы и методы типологии государства и права : Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. юрид. наук : (12.00.01)

Диссертация по теме Принципы и методы типологии государства и права : Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. юрид. наук : (12.00.01)

Заработать на знаниях по теме Принципы и методы типологии государства и права : Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. юрид. наук : (12.00.01)

метод тгп

Краткие ответы на вопросы к экзамену. В этом видео я попробую в краткой и доступной форме рассказать Вам о том, что представляет из себя .

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Принципы и методы типологии государства и права : Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. юрид. наук : (12.00.01)

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях
Баскова А.В./ ТГП/ ТГП: все вопросы про государство за 20 минут

Теория государства и права: все вопросы про государство. В данном ролике в сжатом варианте рассмотрены все вопросы про государство, которые .

Предмет и методология теории государства и права

Программа профессиональной "Юриспруденция".Лекцию читает кандидат исторических наук, доцент, преподаватель и эксперт института "Кластер" .

Теория государства и права. Тема 1.

санитарный день: последний день месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00

санитарный день: последняя пт месяца
Вт: 12:00-22:00
Ср: 12:00-22:00
Чт: 12:00-22:00
Пт: 12:00-22:00
Сб: 12:00-22:00
Вс: 12:00-20:00

--> --> Республика Саха (Якутия), Якутск городской округ, Якутск, Автодорожный округ
Сергеляхское шоссе 3 км, 3
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца
Пн: 09:00-19:00
Вт: 09:00-19:00
Ср: 09:00-19:00
Чт: 09:00-19:00
Пт: 09:00-19:00
Сб: 10:00-17:00

--> --> Мурманская область, Мурманск городской округ, Мурманск, Октябрьский округ
Ленина проспект, 94
Расположение на карте

зимний период: пн-пт, вс 11:00-18:00; сб выходной; санитарный день: последний день месяца
Вт: 11:00-18:00
Ср: 11:00-18:00
Чт: 11:00-18:00
Пт: 11:00-18:00
Сб: 11:00-18:00

--> --> Красноярский край, ЗАТО Железногорск городской округ, пос. Тартат
40 лет Октября, 9
Расположение на карте

санитарный день: последняя ср месяца
Вт: 10:00-13:00 15:00-19:00
Ср: 10:00-13:00 14:00-18:00
Чт: 10:00-13:00 15:00-19:00
Пт: 10:00-13:00 15:00-19:00
Сб: 10:00-13:00 14:00-18:00

--> --> Белгородская область, Старооскольский городской округ, Старый Оскол, Лебединец м-н
Лебединец микрорайон, 16
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца
Вт: 12:00-20:00
Ср: 12:00-20:00
Чт: 12:00-20:00
Пт: 12:00-20:00
Сб: 12:00-20:00
Вс: 12:00-20:00

зимний период: вт-пт 10:00-18:00, перерыв: 14:00-15:00; сб 10:00-17:00; пн выходной
Пн: 10:00-14:00 15:00-18:00
Вт: 10:00-14:00 15:00-18:00
Ср: 10:00-14:00 15:00-18:00
Чт: 10:00-14:00 15:00-18:00
Пт: 10:00-14:00 15:00-18:00

--> --> Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Красносельский район, МО "г. Красное Село"
Красногородская, 17 к2
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца
Пн: 11:00-19:00
Вт: 11:00-19:00
Ср: 11:00-19:00
Чт: 11:00-19:00
Сб: 11:00-18:00
Вс: 11:00-18:00

--> --> Хабаровский край, Хабаровск городской округ, Хабаровск, Центральный район
Истомина, 57
Расположение на карте

--> --> Республика Башкортостан, Стерлитамак городской округ, Стерлитамак, Западный
Техническая, 32 ст3
Расположение на карте

Баскова А.В./ТГП/ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В ролике рассмотрены общая структура Теории государства и права: что такое теория государства и права и какие вопросы она изучает. Показано .

ZNY100 Теория государства и права. Часть 1

1. Предмет и методология теории государства и права. 2. Общество, государство, право. 3. Типы и формы государства. Функции государства. Механизм .

Образование для всех 1. ТГП Предмет и методология теории государства и права
Втехникум.рф теория государства и права как наука

Краткие ответы на вопросы к экзамену. В этом ролике я попробую в краткой и доступной форме рассказать Вам о том, что представляет из себя теория .

Принципы и методы типологии государства и права : Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. юрид. наук : (12.00.01). В книге описывается взаимодействие правовых норм, кодексов и жизненных примеров, отражающих связь законодателя с жизнью народа.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ (ДИАХРОНИЧЕСКИЙ). / ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ / СТРУКТУРНЫЙ (СИНХРОНИЧЕСКИЙ) / ТИП ГОСУДАРСТВА / ТИП ПРАВА / ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ / GENETIC (DIACHRONIC) / STRUCTURAL (SYNCHRONIC) / THE LEGAL SYSTEM / THE TYPOLOGY OF STATES / TYPE OF STATE / TYPE RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогачева Ольга Анатольевна

В статье рассматриваются различные подходы к типологии государства . Анализ дан как традиционным, так и нетрадиционным подходам к типологии государства .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рогачева Ольга Анатольевна

Формирование эмоциональной устойчивости педагогов дошкольного образовательного учреждения в период модернизации образования

The main approaches to the typology of the state

The article considers different approaches to the typology of the state. Analysis of both traditional and non-traditional approaches to the typology of the state.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к типологии государства»

научно-методический электронный журнал

ART 14791 УДК 340.15

Рогачева Ольга Анатольевна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры правовых дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире, г. Армавир olvarogachewa@vandex. ru

Основные подходы к типологии государства

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к типологии государства. Анализ дан как традиционным, так и нетрадиционным подходам к типологии государства.

Ключевые слова: тип государства, типология государств, правовые системы, тип права, структурный (синхронический), генетический (диахронический). Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Типология государства является важным направлением исследования ученых правоведов, так как научная типология выступает важным направлением развития юридической науки, а тип государства является одним из важнейших понятий в сфере права. Понятие «тип государства и права» занимает автономное место в теории государства и права, так как дает возможность более полно отразить трансформирующуюся сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественно-исторический прогресс общества в целом, как в бытии, так и в развитии государственно-организованного общества.

В данной статье дается анализ основных подходов к типологии государства. По мнению М. Н. Марченко, типология рассматривается как классификация по типам государств и их правовых систем, при этом он характеризует данную деятельность как объективно необходимый, закономерный процесс познания государственноправовой материи, отражающий логику естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены некоторых типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права [1].

Типология государства вызывала интерес ученых еще со времен античности. Одним из первых авторов, который предпринял попытку анализа рациональнотеоретической типизации государства и права с позиции их социально-политической характеристики был Аристотель. Он рассматривал как критерий классификации типов государств количество властвующих в государстве, их имущественное положение, а также осуществляемая государством цель. Аристотель рассматривал все государства как относящиеся к двум основным группам: правильные и неправильные. Правильными государствами являются те, в которых основной целью является общее благо, а неправильными государствами являются те, в которых достигаются частные цели. По количеству властвующих в государстве выделялось правление одного, немногих и большинства.

Аристотель рассматривает как политическое явление не только государство, но и право, так как, по его мнению, существование неполитических прав не возможно. Политическое право, по его мнению, включает в себя различные элементы, такие как естественное и позитивное право. Естественное право имеет значение независимо от признания его государством. Условное право - то, которое устанавливается законами (писаными и неписаными) и всеобщими соглашениями [2].

научно-методический электронный журнал ART 14791 УДК 340.15

По мнению другого автора, Плобия, смена типов государства - естественный процесс, который зависит не от государства, а от природы [3]. Развитие государства, по его мнению, включает зарождение, становление, упадок и исчезновение.

Большое значение в разработке идеи типологии государства имеют работы Г. Еллинека, который различал понятия государство и право как самостоятельные явления, которые имеют разные аспекты и определения. По его мнению, можно выделить идеальный и эмпирический типы государств, где первое - это мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует, оно лишь должно существовать, выступая мерилом реального государства. То, что соответствует этому критерию, «имеет право возникнуть и существовать, что не соответствует ему, должно быть отвергнуто и упразднено» [4]. Г. Еллинека разделяет рабовладельческое государство на древневосточный (деспотически-монархический), греческий (республиканский) и римский (противопоставление древневосточного и греческого) типы [5]. Учёным выделяются также средневековый и современный типы государства [6].

По мнению М. Н. Марченко, выделение идеального типа государства не имеет принципально важного теоретического значения «Теоретически научному познанию. идеальные типы государства и права дают весьма мало», ибо объектом научных исследований служит и всегда будет служить сущее, а не должное, а именно «тот мир, который уже дан, а не тот, который еще имеет быть созданным» [7]. Эмпирический тип получается в результате сравнения реальных государств друг с другом (древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное).

На наш взгляд, в концепции Г. Еллинека доминирующей основой являются не только особенности государственной власти, но и характер ее взаимосвязи с индивидами. Конкретному типу государства присуща определенная форма правления, в которой и раскрываются способы взаимодействия или их отсутствие. В разработанной Г. Еллинеком концепции рассматривается историческое развитие признания реального правового статуса индивида государственной властью [8].

Понимая, что не существует типов государства и права в чистом виде, Г. Елли-нек вводит понятие «среднего типа», которое сможет снять противоречия в процессе типологизации государственно-правовых явлений. Кроме этого он выделяет типы развития и типы существования государственно-правовых явлений (динамические и статические типы государства и права) [9].

На основании соотношения государства и общества, где просматривается характер деятельности государственной власти, предлагает типологию О. Э. Лейст. В древние и средние века сословное государство законодательно закрепляло и, таким образом, поддерживало неравенство населения. Представители высших социальных слоев, в отличие от низших, обладали правовым статусом, выступали в качестве субъектов права. В копне средневековья и в начале Нового времени (XVI-XVIII вв.) зарождается правовое государство, в котором присутствует конституционная основа, гражданское общество, а также государственный орган, представляющий интересы всего социума. В эту эпоху формулируется теоретическая модель бессословного общества равноправных людей.

С середины XX в. окончательно формируется современное правовое, демократическое государство, действительно защищающее интересы всего общества и человека. О.Э. Лейст отмечает, что прохождение государствами в процессе развития отмеченных выше этапов происходило в разное время, а в некоторых отмечалось регрессивное направление [10].

научно-методический электронный журнал ART 14791 УДК 340.15

O. Э. Лейст в рамках своей типологии раскрывает исторический процесс признания государственной властью граждан как равноправных субъектов, а также определение их прав и свобод как основной ценности, защищаемой государством.

Л. Гумплович осуществлял классификацию современных ему государств в зависимости от размеров территории и численности населения, подразделяя их на мировые, с территорией более 1 млн кв. км и населением более 50 млн человек, великие - от 200 тыс. до 1 млн кв. км и населением от 30 до 50 млн человек, малые - с территорией менее 200 тыс. кв. км и населением до 30 млн человек.

P. Макайвер проводил деление всех государств на два типа: династические (антидемократические) и демократические. Отличия между ними заключены в степени отражения государственной властью воли общества [11].

Немецкий политолог Р. Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические, утверждает, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и не исключено неравенство, но создана общая для всех основа и которое делает возможным цивилизованное общественное бытие [12].

Заслуживает внимание и классификация государств по их отношению к религии. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства [13].

Светское государство - это государство, где церковь отделена от государства, и регулирование общественных отношений осуществляется гражданскими, не религиозными нормами.

Клерикальное государство - это государство, где церковь имеет государственный статус, не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой.

Теократическое государство - это государства, где государственная власть, принадлежит церковной иерархии. Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства), признаваемому «живым богом», «наместником бога на земле», «первосвященником» и т. п. (фараон, царь, император, халиф).

Атеистическое государство - это государство, в котором идеология государства является атеистической и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих.

Некоторые ученые используют в качестве основания для классификации государства уровень развития права. С. С. Алексеев выделяет неразвитые (несовершенные) и развитые государства. В первом типе право является придатком государственной власти и всецело зависит от нее. Положения, фиксируемые в правовых нормах, ориентированы на политику, проводимую высшими государственными органами. В развитом государстве право выступает в качестве самостоятельного, независимого феномена, способного противостоять любому произволу. Правовые нормы закрепляют те общественные отношения, которые сложились в обществе, независимо от воли государственных органов. Выделенные типы автор обозначает как последующие, т. е. государство с неразвитой системой права стремится к его совершенствованию [14].

Исторический тип права предопределяет тип государства, указывает Г. В. Назаренко, который выделяет три исторических типа права и, соответственно, государства. Сословное право (рабовладельческое и феодальное право, право государств азиатского способа производства) присутствует в государстве сословного

научно-методический электронный журнал ART 14791 УДК 340.15

типа. Второй тип государства - современное представительное государство - появляется с возникновением права, где все граждане признаются формально свободными и равноправными. Нарушение границ естественных прав граждан нередко порождало бурную реакцию в обществе в виде бунтов, революций и т. д. Эта особенность отличает современное представительное государство от цивилизованного государства (третий тип). Здесь присутствует не только формальное закрепление равноправия, но и реальные механизмы его обеспечения [15].

Таким образом, эта типология основана на содержательной стороне права, его особенностях, где раскрывается процесс признания господствующими слоями общества равноправия всех (и в первую очередь низших) слоев [16].

Соловьев, рассматривая возникновение и крушение великих цивилизаций древности, выработал свою, уникальную типологию государств, которая опиралась на теорию органического развития. В общих чертах деление государств на органические и неорганические предполагало первоначальное определение способа и исторического контекста их возникновения. Факторы, способствующие этому делению, включали в себя: путь территориального расширения границ; географическое положение; свойство «племени», то есть населения государства, и целый ряд иных признаков, позволяющих отнести то или иное государство к органическому или неорганическому образованию [17].

Интересную типологию государства предлагают В. П. Сальников, С. В. Степашин и А. Г. Хабибулин. Для наиболее глубокого осмысления государства и его типов эти ученые вводят в понятийный аппарат теории государства и права категорию «политическая субъектность», которая означает способность государства оказывать реальное, активное и достаточно эффективное воздействие на происходящие в обществе процессы. Для этого необходимо наличие объективных и субъективных факторов. К числу первых относятся: правовые - наличие правовой системы, являющейся легитимизирующей основой деятельности государства; социальные - социальная опора в лице населения в целом либо определенных классов, слоев, а также возможность повышения или понижения государством социального статуса индивидов или групп, их места в социальной структуре общества; экономические - материальные ценности (государственная казна, государственный сектор экономики, плодородные земли, полезные ископаемые и т. д.); силовые - аппарат принуждения в лице специальных институтов и органов, профессионально подготовленных для этого людей, оружия и др.; идеологические - наличие идеологов, позволяющих государству обосновывать свое место в политической системе и добиваться должной степени консолидированности общества; информационные - информация, объем и качество которой позволяют осуществлять компетентное руководство общественными процессами [18].

Интересным подходом к типологии государств является выделение классификации структурной (синхронической) и генетической (диахронической) [19]. Выделяется также типология, в рамках которой в науке выражены типы развития и типы существования (динамические и статистические; структурные и исторические) [20].

В статье предпринята попытка дать характеристику как традиционных, так и нетрадиционных типологий государства. Понятие типа государства является очень важным вопросом теории государства и права. Классификация типов государства может основываться на различных научных подходах, в рамках которых выделяются наиболее важные аспекты для классификации типов государств.

научно-методический электронный журнал ART 14791 УДК 340.15

Несмотря на большое количество нетрадиционных подходов к типологии государств, наиболее распространенными и охватывающими различные аспекты жизни государства и общества являются цивилизационный подход и формационный подход.

Цивилизационный подход можно признать более универсальным, так как при классификации государств в рамках этой типологии учитываются различные факторы развития не только государства, но и общества. В цивилизационном подходе основным критерием является тип культуры, включающий в себя различные культурные факторы. В то же время следует признавать, что цивилизационный подход в настоящее время находится на пути развития и формирования.

Формационный подход, долгие годы являющийся основополагающим в нашем государстве, и сейчас не утратил своего значения. Формационный подход к типологии государства включает следующие типы обществ: первобытно-общинное общество, рабовладельческое государство, феодальное государство, буржуазное государство, социалистическое государство. Именно формационный подход дает возможность провести четкую и проработанную классификацию типов государств. Однако, его достоинства приводят к его же недостаткам. Формационный подход нельзя применить ко всем государствам в полном объеме, его применение его не дает возможность дать анализ всем аспектам развития общества и государства на различных этапах.

В качестве выводов следует отметить, что в настоящий момент не существует единого подхода к типологии государства и права, который мог бы последовательно проследить все особенности развития общества и государства на различных этапах их развития. В связи с этим необходимо рассматривать различные подходы к типологии государства взаимосвязано, во взаимопроникновении, дополняя друг друга. Цивилизационный подход и формационный подход, дополняя друг друга, могли бы решить проблемы классификации типов государств. Изучение типологии государства должно изучаться не только в рамках теории государства и права, но и с учетом исследований других наук. Только комплексное исследование типологии государства на основе теории государства и права с привлечением данных других наук позволяет широко и объективно подойти к рассмотрению данной проблемы.

Ссылки на источники

1. Марченко М. Н. Теория государства и права. - М., 2010. - С. 87.

2. История политических и правовых учений / под ред. О. Э. Лейста. - М., 1997. - С. 53-58.

3. Еллинек Г. Общее учение о государстве. - СПб., 2004. - С. 26.

4. Синенко Ю. С. Нетрадиционные подходы к типологии государства // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2006. - № 2(24). - С. 47.

5. Еллинек Г. Указ. соч. - С. 290.

6. Марченко М. Н. Указ. соч. - С. 115.

7. Синенко Ю. С. Указ. соч. - С. 47.

8. Общая теория государства и права. Академический курс: в 2 т. / отв. ред. М. Н. Марченко. Т. 1. Теория государства. - М., 2010. - С. 116.

9. История политических и правовых учений. - С. 4-8.

10. Макайвер Р. Современное государство. - Оксфорд, 1964. - С. 74.

11. Дарендорф Р. Фрагменты нового либерализма. - Штутгарт, 1987. - С. 128.

12. Морозова Л. А. Теория государства и права. - М., 2004. - С. 63.

13. Алексеев С. С. Теория права. - М., 1996. - С. 70.

14. Назаренко Г. В. Общая теория права и государства: курс лекций. - Орел, 1995. - С. 99.

15. Синенко Ю. С. Указ. соч. - С. 48.

научно-методический электронный журнал

ART 14791 УДК 340.15

16. Недяк А. В. Происхождение и типология государства в трактовке представителя государственной школы С. М. Соловьева // Юридический мир. - 2008. - № 4. - С. 26.

17. Сальников В. П., Степашин С. В., Хабибулин А. Г. Государственность как феномен и объект типологии: теоретико-методологический анализ: монография. - СПб., 2001. - С. 80-96.

18. Рожкова Л. П. Принципы и методы типологии государства и права. - Саратов, 1984. - С. 39-40.

19. Еллинек Г. Указ. соч. - С. 288.

The main approaches to the typology of the state

Abstract. The article considers different approaches to the typology of the state.

Analysis of both traditional and non-traditional approaches to the typology of the state.

Key words: type of state, the typology of States, the legal system, type rights, structural (synch ic (diachronic).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» 6

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: