Особенности буржуазного государства и его правовой системы

Обновлено: 23.04.2024

С победой буржуазных революций утверждались новые общественные отношения, из-за этого - буржуазного права. Сохраняя некоторую преемственность с феодальными правовыми системами, буржуазное право формировалось на совершенно новых принципах — единства закона, юридического равенства, законности, свободы.

Буржуазная революция установила единое для всей страны право, НО законы рев. периода касались отдельных вопросов ,не составляли законченной системы правовых норм. только после упрочения буржуазии -единые национальные системы права.

В буржуазном обществе огромную роль играет договор. На договорах строятся отношения между предпринимателями, между предпринимателем и рабочим+ семейных отношений. Появляется -Правоспособность определялась сословной принадлежностью. дворяне обладали рядом привилегий, а правоспособность крестьян была ограничена +На объем правоспособности влияла религиозная принадлежность. В колониях существовало рабство. Буржуазные революции уничтожили большинство из перечисленных ограничений и установили юридическое равенство всех граждан.(1)

(2) принцип законности -равные для всех обязанности, равную ответственность перед законом.

(2) свобода- политические свободы(основа общественного строя) Развитие предпринимательства обеспечивается свободой частной собственности, свободой договора.

Каждое государство имеет свою национальную систему права. двум основным группам.

I. континентальные правовые системы, (19-20в) возникшие в Европе под влиянием французского права . характеризует 1. деление права на частное(гражданское, семейное, торговое право) и публичное(конституционное, административное, международное, уголовное, процессуальное. 2. широкое распространение кодификации как материального, так и процессуального права.

II. Англосаксонские правовые системы базируются на общем праве Англии, возникшем на рубеже XI и XII вв.,

НЕТ деления на частное и публичное. НЕТ разграничение материального и процессуального права. В англосаксонских системах структурно не выделены отрасли права, известные в континентальной Европе. Не знают они и кодификации.

Источником права 1. судебный прецедент, который считается обязательным для всех судов при рассмотрении аналогичных дел. 2. обычаи и конституционные соглашения.

Предпосылки и основные этапы Английской революции середины ХVII

Причины Английской буржуазной революции

· противоречия между нарождающимся капиталистическим и старым феодальным укладом;

· недовольство политикой Стюартов;

· противоречия между англиканской церковью и идеологией пуританизма.

силы революции: городские низы и крестьянство главе с новым обуржуазившимся дворянством

Повод революции: роспуск Карлом I «Короткого парламента».

Предпосылки Английской буржуазной революции -экономический и политический кризис 17В.

Экономический кризис:

1. Введение новых пошлин королём без разрешения парламента.

2. Незаконные поборы.

4. Усиление эмиграции.

Политический кризис:

1. Смена правящей династии.

2. Противостояние короля и парламента.

4. Роспуск Карлом I парламента.

Основные этапы буржуазной революции

1. Гражданские войны. Смена форм правления (1640-1649).

2. Республиканское правление (1650 – 1653).

3. Военная диктатура – протекторат Кромвеля (1653 -1658).

4. Реставрация монархии (1659 – 1660).

Основные особенности буржуазной револю­ции Английская буржуазия выступила против феодальной мо­нархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с "новым дворянством.

Сохранение крупного землевладения английских ленд­лордов, решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства — основной показатель незавершенности анг­лийской революции в экономической сфере.

со­хранила феодальные учреждения, в том числе сильную ко­ролевскую власть, палату лордов, Тайный совет.

Политические течения

в лагере пуритан окончательно определились три глав­ных течения:

· пресвитериан (правое крыло революции, крупная буржуа­зия)- КОНСТ. МОНАРх. + власть короля

· индепендентов (сред­нее и мелкое дворянство, средние слои городской бур­жуазии);- конст. монарх+ свобода слова, совести

· левеллеров.(ремесленники , крестьяне) - общие права

· дигерны ( радикальная часть левеллеров) - отмена частной собственности

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

1. Буржуазные революции в Западной Европе. Процесс становления буржуазных государств.

2. Социальное устройство буржуазного государства.

3. Особенности законодательной и исполнительной власти буржуазного государства. Судебная система. Государство и церковь. Особенности буржуазного права.

Возникновение буржуазного государства связано с превращением буржуазии в господствующий класс в результате политических революций, ликвидировавших феодальные производственные отношения и феодальное государство. Первой буржуазной революцией мирового значения была английская революция XVII века, самой радикальной - французская революция XVIII века, не без основания называющаяся Великой.

В результате буржуазных революций политическая власть в Англии, во Франции, а затем и во многих странах мира перешла в руки буржуазии - в одних странах полностью, в других - на условиях компромисса с теми или иными феодальными элементами. В тесной зависимости от этого разрешался вопрос о форме государства, созданного революцией, о форме права и способах его кодификации.

Окончательное преодоление феодальных пережитков в государственном и правовом устройстве проходило в течение всего XIX и начале XX в. Лишь к концу XIXвека буржуазная демократия в том или ином виде становится наиболее типичной формой выражения политической власти буржуазии.

С формально-юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии:

1. Разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

2. Сосредоточение законодательной власти в руках так называемого "народного представительства" (парламента).

3. Ответственность правительства перед парламентом.

4. Несменяемость судей.

5. Существование местного самоуправления.

6. Провозглашение традиционных политических свобод - свободы слова, собраний и т.д.

Буржуазные революции, положив начало перевороту в области социальных и политических отношений, привели к значительным изменениям и в области права, формированию нового порядка.

На новой исторической ступени права в нем появился ряд новых качеств и принципов. Во-первых,буржуазное право во всех странах рождалось в виде национальных правовых систем в противовес партикуляризму феодального права. Во-вторых, в центр буржуазных правовых систем была поставлена личность человека, а потому его права провозглашались как неотчуждаемые и священные, подкреплявшиеся целой совокупностью прав гражданина в публичной и частнособственнической сферах.

Среди основных принципов буржуазного права можно выделитьпринцип юридического равенства, поскольку именно юридическое равенство является одной из основ функционирования капиталистической системы хозяйствования.

Не менее важное значение имел ипринцип свободы, так как наряду с выражением общечеловеческого гуманистического идеала он выражает свободу предпринимательской деятельности, свободу торговли, конкуренции, которые в свою очередь немыслимы без свободы политической.

Заинтересованность буржуазии в упорядоченности, стабильности экономических и социальных отношений выдвинула в число основных принципов права ипринцип законности.

Но при всей своей исторической прогрессивности буржуазное право развивалось как логическое и прямое продолжение существовавших ранее систем рабовладельческого и феодального права. Отрицание феодального права происходило, прежде всего, в той части, которая противоречила экономическим и политическим интересам нового класса.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости, рабочих от эксплуататоров. Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Становление буржуазной государственности, в отличие от феодальной, стало огромным шагом вперед на пути исторического и социального прогресса.

Буржуазное общество состоит из двух основных классов – буржуазии (капиталистов) и рабочих (пролетариев), отношения между которыми, вследствие экономических, а следовательно и политических классовых интересов, носят антагонический (непримиримый) характер.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов:

I. Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство гарантирует равенство в гражданских правах и не вмешивается в экономическую жизнь общества. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

II. Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма (конец ХIХ в. – первая половина ХХ в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения.

Начались кризисы и депрессии, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей.

На рубеже ХIХ и ХХ столетия буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии. Обществоведы констатируют кризис демократии и парламентаризма. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением. А во внешней функции – ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия ХХ в. – это годы Первой мировой войны, пролетарских революций, распада колониальной системы, тяжелых экономических кризисов и депрессии.

III. В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий этап своего развития. Социальные и политический преобразования в целях преодоления «Великой депрессии» наиболее ярко проявились в «Новом курсе» президента США Ф.Д. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, окончательным крушением колониальной системы происходили после Второй мировой войны.

На данном этапе существенно меняется экономическая основа общества. Доля государственной собственности возрастает, государство берет на себя роль регулятора экономики страны, сохраняя при этом институт частной собственности.

Буржуазное право ставит превыше всего и охраняет капиталистическую собственность на земле, недра, водные ресурсы, основные орудия труда и средства производства.

Основными источниками буржуазного права являются законы, нормативные акты (правительственные декреты, ведомственные приказы, решения и т.д.).

Законы представляют собой нормативно-правовые акты, принятые высшими органами государственной власти (Конгрессом в США, Парламентом в Великобритании и т.д.).

Превращение буржуазии в господствующий класс происходило в результате политических революций, ликвидировавших феодальные производственные отношения и феодальное государство. Первой буржуазной революцией мирового значения была английская революция XVII века, самой радикальной — французская революция XVIII века, не без основания называющаяся Великой.

В результате буржуазных революций политическая власть в Англии, во Франции, а затем и во многих странах мира перешла в руки буржуазии — в одних странах полностью, в других — на условиях компромисса с теми или иными феодальными элементами.

В тесной зависимости от этого разрешался вопрос о форме государства, созданного революцией, о форме права и способах его кодификации.

Окончательное преодоление феодальных пережитков в государственном и правовом устройстве проходило в течение всего XIX и начале XX века. Лишь к концу XIX века буржуазная демократия в том или ином виде становится наиболее типичной формой выражения политической власти буржуазии.

С формально-юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии:

1. Разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

2. Сосредоточение законодательной власти в руках так называемого «народного представительства» (парламента).

3. Ответственность правительства перед парламентом.

4. Несменяемость судей.

5. Существование местного самоуправления.

6. Провозглашение традиционных политических свобод — свободы слова, собраний и т.д.

Буржуазные революции, положив начало перевороту в области социальных и политических отношений, привели к значительным изменениям и в области права, формированию нового порядка.

На новой исторической ступени права в нем появился ряд новых качеств и принципов. Во-первых, буржуазное право во всех странах рождалось в виде национальных правовых систем в противовес партикуляризму феодального права.

Во-вторых, в центр буржуазных правовых систем была поставлена личность человека, а потому его права провозглашались как неотчуждаемые и священные, подкреплявшиеся целой совокупностью прав гражданина в публичной и частнособственнической сферах.

Среди основных принципов буржуазного права можно выделить принцип юридического равенства, поскольку именно юридическое равенство является одной из основ функционирования капиталистической системы хозяйствования.

Не менее важное значение имел и принцип свободы, так как наряду с выражением общечеловеческого гуманистического идеала он выражает свободу предпринимательской деятельности, свободу торговли, конкуренции, которые в свою очередь немыслимы без свободы политической.

Заинтересованность буржуазии в упорядоченности, стабильности экономических и социальных отношений выдвинула в число основных принципов права и принцип законности.

Но при всей своей исторической прогрессивности буржуазное право развивалось как логическое и прямое продолжение существовавших ранее систем рабовладельческого и феодального права. Отрицание феодального права происходило прежде всего в той части, которая противоречила экономическим и политическим интересам нового класса.

История и теория развития буржуазного государства и права заключает исторический опыт, который представляет интерес для современной России. Сегодняшняя Россия совершает переход к буржуазной государственности, поэтому исторический опыт, накопленный буржуазными государствами, очень важен для понимания путей развития российского государства и права. История свидетельствует, что буржуазное государство возникает в результате буржуазно-демократических революций XVI-XVIII вв. в странах Западной Европы. Возникновение буржуазного государства в различных страхах происходило по-разному. В Англии и Германии молодая буржуазия шла на определенный компромисс с дворянством. Следствием этого компромисса явилось возникновение буржуазного государства в форме конституционной монархии. В тех же странах, где буржуазные революции заканчивались решительной победой буржуазии, возникали буржуазные республики. Несмотря на многообразие политических форм буржуазное государство по сущности характеризовалось принадлежностью власти буржуазному классу. Буржуазия, приходя к власти, усовершенствовала машину государства и приспособило государство к осуществлению своих нужд. Экономической основой буржуазного государства являлся капиталистический способ производства (частная собственность и эксплуатация наемного труда). Появление самого буржуазного государства по сравнению с государством феодальным явилось историческим шагом вперед. Но с момента своего возникновения буржуазное государство не стоит на месте, оно находится в постоянном развитии, и история его развития сложна и дискуссионна. Развитие буржуазного государства рассматривается по трем основным этапам:

1) период утверждения капитализма XVIв.-1871 г. Этот период характеризуется относительной прогрессивностью буржуазного общества и самой буржуазии как выразителя интересов большинства населения.

2) период превращения капитализма в империализм 1871-1917 гг. В этот период происходило обострение социальных противоречий буржуазного общества, возникали экономические и политические кризисы, обострилась борьба между буржуазией и пролетариатом.

3) период общего кризиса капитализма 1917 г. - настоящее время. Капитализм не выдержал критики. Именно в этот период буржуазное государство претерпело изменения. Оно приобрело опыт сглаживания социальных противоречий, стабилизировался институт буржуазной демократии, сложилось буржуазное гражданское общество на основе принципов свободы и правовой связанности государства в своей деятельности.

Сущность буржуазного государства выражается в его основных функциях. Во внутренней функции буржуазное государство осуществляет:

1) функцию регулирования межклассовых отношений (в советский период - подавление революционного движения);

2) функцию охраны частной собственности;

3) функцию идеологического воздействия, пропагандируемую через СМИ;

4) фискальную (налоговую) функцию;

5) функцию социально-бытовой работы, которая проявляется в заботе о различных слоях буржуазного общества путем установления пенсий, пособий;

6) особую функцию - экономическую. История ее становления довольно поучительна. А. Смит писал, что "государство должно уподобляться ночному сторожу". Буржуазия на первых этапах боялась государственного вмешательства, однако кризисы, которые стали потрясать буржуазный строй, вынудили буржуазных экономистов и политиков пересмотреть свое отношение к государству. Возникла концепция Кейнса: разработка "рецептов" на предотвращение экономических кризисов. Он утверждал, что время, когда государство было "ночным сторожем" прошло, и государство должно осуществлять активную экономическую политику. Согласно этой концепции, эталоном осуществления государством экономической функции является:

1) создание государственного сектора в экономике;

2) выкуп убыточных частных предприятий и их переход под защиту государства, превращение их в элементы государственного сектора, не превышая 30% объема. Практическое развитие буржуазного строя выявило, что если к государству попадет более 30%, это ведет к застою в промышленности, а менее 30% не позволяют государству активно влиять на экономику;

3) политика предоставления кредита для поощрения развития отдельных отраслей промышленности;

4) осуществление системы заказов на производство определенной продукции;

5) политика налогообложения, государство устанавливает цены, что способствует стабильности;

6) попытки планирования и прогнозирования отдельных отраслей хозяйства.

Во внешней деятельности буржуазное государство осуществляет функции:

1) защиты своей территории;

2) поддержания мира, сотрудничества с другими странам;

3) охраны мирового порядка.

Формы правления буржуазного государства достаточно разнообразны. Чаще всего это республики и монархии. Республика характеризуется тем, что во главе государства стоит выборный коллегиальный орган. Республики делятся на президентские и парламентские. В президентских республиках президент формирует правительство и руководит им в повседневной жизни. Парламентские республики характеризуются тем, что правительство ответственно перед парламентом, глава правительства избирается парламентом и подотчетен ему. В мире наблюдается тенденция к президентской форме правления. Буржуазные монархии характеризуются наследственным характером власти. Основные формы буржуазной монархии - дуалистическая и конституционная. При дуалистической монархии монарх назначает высших министров и чиновников и руководит ими. При конституционной монархии власть ограничена, но монарх обладает правом отлагательного вето, хотя выступает скорее как символ, олицетворяющий нацию. По формам государственного устройства буржуазные государства бывают федеральными и унитарными. Особенность буржуазной федерации состоит в том, что отдельные субъекты не могут выйти из нее. С точки зрения политического режима, как правило, в буржуазном мире режимы бывают демократическими и авторитарными. При демократическо-либеральном режиме: правовой характер деятельности, значительный объем прав и свобод. Авторитарные режимы возникают в результате прихода к власти военных или в результате исторического становления личной власти какого-либо политика.

Буржуазное право выглядит как возведенная в закон воля класса капиталистов. Буржуазное право, как и государство, прошло достаточно сложный исторический путь развития. В нем наблюдались как периоды демократические, так и периоды кризиса. Буржуазия постаралась закрепить демократические права и свободы в конституциях и других законодательных актах. Буржуазная свобода трактуется как разрешение делать все, что не запрещено законом. Понимание буржуазной свободы воплотилось в принцип договоров. Важнейшей идеей буржуазного права является принцип законности. Он сложился в эпоху прихода к власти буржуазии. Развитие государства и общества привело не только к возникновению экономики и политики, но и кризисов законности - сложных и емких явлений. Их основные черты:

1) издание законов, противоречащих конституции (чрезвычайные законы);

2) запрет на деятельность прогрессивных партий, которые защищают права и интересы рабочих;

3) судебный и административный произвол: рассмотрение юридических дел не на основе закона, а на основе политической целесообразности;

4) использование армии для разгона собраний, митингов и т.п.

Эти признаки можно проследить и в сегодняшней российской действительности. В истории России прослеживаются все основные черты кризиса законности, выражающегося в параде суверенитетов субъектов РФ, а также в "войне законов". Кризис законности - это не постоянное явление. Как свидетельствует развитие стран Западной Европы, вместе с экономической и политической стабильностью стабилизируется и правовая законность.

Буржуазное право проходит в своем развитии деление всех правовых систем на англосаксонское право и континентальное право. Континентальное право базируется на кодификации, англосаксонское - это обычное право, базируется на судебном прецеденте. Англосаксонское право, в отличие от континентального, не знает деления на частное и публичное право. Особенностью континентальной системы является то, что оно организует свои институты на основе римского права, важнейшей чертой которого является защита частной собственности.

Понятие формы государства.

Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова в конечном счете будет и его форма. Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности. Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства.

Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих: формы правления, формы государственного устройства, политического режима.

Форма правления - организация верховной государственной власти, источник ее образования и принципы взаимоотношений органов власти между собой и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.

Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. По форме государственного устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).

Политический режим - система средств осуществления государственной власти. В зависимости от набора средств и способов государственного властвования различают демократические, авторитарные и тоталитарные режимы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: