Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления

Обновлено: 25.04.2024

Особенность данного субъекта следует из специфики местного самоуправления. Согласно законодательству муниципальным образованием признается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Вторая группа - субъекты, наделенные правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения.

Население муниципального образования, которое реализует свое право на участие в местном управлении путем референдума, выборов, обладает правотворческой инициативой в пределах муниципального образования.

Собрание (сход) граждан, который выступает как форма решения населения вопросов местного значения и как форма организации территориального общественного самоуправления, создаваемого на части территории муниципального образования и обеспечивающего осуществление гражданами собственных инициатив в решении вопросов местного значения (собрание жителей улицы, дома, микрорайона и т.п.).

Выборные и иные органы местного самоуправления: представительный орган и выборное должностное лицо, наделенное полномочиями по принятию решений местного значения.

Граждане России, согласно Конституции РФ имеют равные права, и которые реализуются ими как непосредственно (выборы, референдум, собрания и т.п.), так и через представительные органы. Они обладают равным доступом к муниципальной службе, получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.

Депутаты представительного органа местного самоуправления, обладают статусом производным от коллегиального выборного органа муниципального образования и могут представлять интересы населения и принимать решения в составе этого органа.

Третья группа – субъекты содействующие осуществлению местного самоуправления, к которым относятся:

Органы территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами по месту жительства. Они могут создаваться на территориях, не являющихся муниципальными образованиями: в микрорайоне, квартале, на улице, в доме и т.п. Эти органы участвуют в акциях милосердия и благотворительности, общественного контроля за использованием муниципальной собственности, в работе с детьми и подростками и т.п. В соответствии с уставом муниципального образования могут быть юридическими лицами.

Объединения муниципальных образований и их органов в форме ассоциаций и союзов, создаваемые с целью содействия эффективному осуществлению местного самоуправления и координации деятельности органов местного самоуправления

Государственные органы оказывают содействие и поддержку, создавая необходимые условия становления и развития местного самоуправления, а также осуществляют контроль за соблюдением законности деятельности органов МСУ.

Предприятия, учреждения и организации различных форм собственности и организационно-правовых форм, находящиеся на территории муниципального образования. Их отношения строятся с органами местного самоуправления на основе договора. Они участвуют в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

Местные общественные объединения (партии союзы и т.п.) отстаивают интересы своих членов и участников в органах местного самоуправления, участвуют в выборах.

Судебная защита местного самоуправления занимает особое место среди юридических гарантий. “Органы местного самоуправления — как записано в ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления, — должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления”. Конституция РФ в ст. 133 закрепляет, что местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. Более детально такая защита регламентируется федеральным законодательством, поскольку в соответствии с п. “о” ст. 71 Конституции РФ как судоустройство, так и гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации.

Так, в ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться, в том числе, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Помимо судов общей юрисдикции защита прав местного самоуправления осуществляется в арбитражном судопроизводстве. В частности, в соответствии с п. 2 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ органы местного самоуправления вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных данным Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судебная защита прав местного самоуправления от их нарушения в законах обеспечивается и конституционным правосудием. Конституционный Суд РФ вынес ряд решений, имеющих принципиальное значение для развития местного самоуправления. Следует отметить, что сами органы местного самоуправления не наделены правом обращения в Конституционный Суд. В то же время КС РФ отметил, что в процедуре конституционного судопроизводства — в соответствии со ст. 125 (ч. 4) Конституции РФ в системном единстве с ч. 1 ст. 96 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” — могут быть оспорены и сами законы (федеральные и законы субъектов Российской Федерации), примененные или подлежащие применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и объединений граждан. Как следует из данной конституционной нормы, при этом не исключается защита средствами конституционного правосудия прав муниципальных образований как территориальных объединений граждан, коллективно реализующих на основании Конституции РФ право на осуществление местного самоуправления [112]. Однако, как представляется, это положение нуждается в дополнительном законодательном уточнении.

Органы местного самоуправления (в отличие от федеральных и региональных органов государственной власти и граждан) лишены возможности обращаться в Конституционный Суд РФ. Наделение органов местного самоуправления правом обращения в Конституционный Суд с запросами о конституционности нормативных правовых актов, о толковании Конституции потребует внесения изменений в Основной закон РФ. Однако ст. 124 Конституции предусмотрена также возможность обращения в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушения конституционных прав и свобод граждан.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются субъектом РФ, в том числе, для рассмотрения вопросов соответствия актов органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации (ст. 27 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации”). Во многих субъектах Российской Федерации органы местного самоуправления наделены правом обращения в конституционные (уставные) суды. В компетенцию конституционных (уставных) судов может входить и рассмотрение споров о компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” 1995 г. несколько уточнил порядок создания объединений муниципальных образований. Были приняты федеральные законы об общественных объединениях, о некоммерческих организациях и др. Это позволило регистрировать объединения муниципальных образований в качестве некоммерческих организаций. Однако никакие функции органов местного самоуправления по этому Закону объединениям муниципальных образований передаваться не могли.

Основной целью деятельности объединений муниципальных образований была координация их деятельности для более эффективного осуществления своих прав и интересов.

Объединения муниципальных образований в тот период в основном участвовали в подготовке федеральных и региональных целевых программ. Представители ассоциаций и союзов муниципальных образований входили в состав Совета по местному самоуправлению Российской Федерации, представляли интересы российских объединений муниципалитетов в Конгрессе местных и региональных властей Европы, активно участвовали в учреждении Конгресса муниципальных образований Российской Федерации и т.п.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» одна из важнейших гарантий осуществления местного самоуправления - судебная защита местного самоуправления, а также возможность обжалования гражданами незаконных решений (действий) муниципальных органов. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, а также органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления. Также могут быть предъявлены иски о признании неправомерными действий указанных органов, их должностных лиц, предприятий, учреждений и общественных объединений. Право на судебную защиту принадлежит как органам местного самоуправления и их должностных лицам, так и непосредственно населению, проживающему на территории муниципального образования, интересы которого были затронуты. Судебные иски могут исходить от ассоциаций и союзов муниципальных образований. Муниципальные органы и их должностные лица вправе подать иск в арбитражный суд, граждане - в суд общей юрисдикции.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суде и арбитражном суде, относятся как коллегиальные, так и единоличные действия (решения). В результате таких действий (решений) создается угроза нарушения либо нарушаются права и свободы гражданина, создаются препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возлагается какая-либо обязанность, гражданин незаконно привлекается к ответственности. Граждане и органы местного самоуправления вправе обжаловать и бездействие органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций. Органы местного самоуправления и их должностные лица чаще всего обращаются за защитой нарушенных прав в Конституционный Суд РФ. Большинство споров, рассматриваемых Конституционным Судом, касается вопросов организации деятельности местного самоуправления, а также установления местных налогов и сборов и формирования и исполнения местных бюджетов.

Согласно Указу Президента РФ «О гарантиях местного самоуправления в РФ» решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке. Это предписание является составной частью гарантии судебной защиты местного самоуправления. Нормы о судебной защите права на местное самоуправление содержатся и в региональных, и в муниципальных нормативно-правовых актах.

Население муниципального образования, права которого нарушены, вправе обратиться не только в суд за защитой нарушенных прав, но и в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти либо орган местного самоуправления или к вышестоящему должностному лицу.

Местное самоуправление - это «организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.

Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему НПА обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют:

Европейская хартия местного самоуправления; Конституция Российской Федерации;

федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации;

конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации; уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

30. Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.

Среди охранительных гарантий местного самоуправления особо можно отметить конституционное право на судебную защиту. В правовом демократическом государстве суд выступает в роли независимого от какого-либо внешнего влияния субъекта права, решающего споры о нарушенном праве. Судебные органы могут рассматривать иски органов, должностных лиц местного самоуправления и граждан о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления:

органов государственной власти и государственных должностных лиц;

органов и должностных лиц местного самоуправления;

предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы;

Обязательность решений местного самоуправления, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления.

Судебный порядок отмены решений органов и должностных лиц местного самоуправления.

Только судебное решение является основанием для отмены правового акта (решения) органов и должностных лиц местного самоуправления (ими самими). Рассмотрение вопроса законодательным органом государства о прекращении полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления возможно только на основании заключения судебного органа.

Право законодательной инициативы и обращения в государственные и иные органы и обязательность их рассмотрения.

Законодательная установка государственным органам обеспечения ими условий деятельности местного самоуправления (прокуратуре, Минюст, Совет по местному самоуправлению при Президенте РФ и др.).

31. Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.

Правовые формы защиты МС представляют собой совокупность правовых норм обеспечивающих деятельность всей системы МС. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, подзаконными актами, уставами муниципальных образований. Цель этих правовых актов -обеспечить нормальную, полноценную деятельность МС и его органов в решении задач местного значения и выполнении переданных государственных полномочий, а также защиту прав МС.

Особую роль в системе правовых гарантий, обеспечивающих защиту МС, играет право МС на судебную защиту.

Защита прав МС в судебном порядке осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством. Например, в суде рассматриваются дела об административных правонарушениях, ответственность за которое наступает при невыполнении решений органов МС. На должностных лиц и граждан в судебном порядке может быть наложен штраф в размере от 1 до 5 установленных законом МРОТ за невыполнение решений представительного органа МС и местной администрации, принятых в пределах их компетенции. Такого рода дела рассматриваются судьей единолично в 7-дневный срок. Постановление судьи может быть отменено или изменено председателем вышестоящего суда, а также самим судьей по протесту прокурора.

Говоря в связи с этим о роли органов конституционного контроля, в том числе в муниципально-правовой сфере, следует учитывать, что в решениях этих органов фундаментальные конституционные положения (существующие в виде принципов, основ и т.п.) как бы трансформируются в специфические нормативно-правовые требования государственно-правовой и социальной действительности, приобретают для правоприменителя и законодателя характер конституционных императивов. Конституционный Суд РФ как орган конституционного контроля обладает специфическим инструментарием трансформации конституционной модели местного самоуправления на уровень конкретных нормативно обязывающих предписаний, в результате чего становится возможным его активное участие в институциональной, функциональной и даже - в какой-то степени - в политико-правовой "рихтовке" муниципально-правовой действительности. Это становится, в свою очередь, основой для оценки отдельных норм и институтов муниципального права с точки зрения их соответствия сформулированным в Конституции РФ идеалам демократического, правового, федеративного, социального государства.

Муниципально-правовая проблематика является одной из весьма значимых в деятельности Конституционного Суда РФ. Достаточно сказать, что доля постановлений по вопросам местного самоуправления в общей массе дел, прошедших стадию публичных слушаний, составляет 10%, т.е. каждое 10-е (!) постановление (по состоянию на 1 января 2008 г. их принято 258) посвящено проблемам местного самоуправления. Справедливости ради следует отметить, что процент "самоуправленческих" определений ниже, чем постановлений; но в абсолютных цифрах это весьма внушительный показатель: 137 определений (принятых за тот же период) напрямую касаются муниципально-правовой проблематики.

24. Механизм законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.

1. Общие вопросы организации МСУ

Обеспечение государственных гарантий прав населения на осуществление МСУ

Регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в сфере МСУ в случаях и порядке, установленных федеральными законами

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов МСУ и должностных лиц МСУ по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государствен-ной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ

Установление случаев и порядка осуществления исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов РФ в отношении МОО и органов МСУ

Исключение из компетенции органов МСУ отдельных вопросов (?)

Установление случаев издания органами исполнительной власти субъектов РФ обязательных для исполнения нормативных правовых актов по вопросам осуществления органами МСУ отдельных госполномочий

2. Территории, границы и статус муниципальных образований

Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района

Наделение сельских населенных пунктов статусом поселений.

Наделение городского поселения статусом городского округа.

Определение месторасположения административного центра сельского поселения, муниципального района

Установление границ территорий муниципальных образований.

Изменение границ МО по инициативе населения, органов МСУ, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти.

3. Отдельные государственные полномочия

Наделение МО отдельными государственными полномочиями субъекта РФ

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов МСУ и должностных лиц МСУ при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы МСУ наделены законами субъектов РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Установление случаев осуществления отдельных государственных полномочий городскими и сельскими поселениями.

Установление случаев передачи имущества, предназначенного для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ

Установление порядка осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ законами субъектов РФ

4. Органы МСУ и должностные лица МСУ

Установление наименования представительного органа МО, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа МО).

Определение иных (помимо перечисленных в федеральном законе) полномочий представительных органов муниципальных образований

Утверждение условий контракта для главы местной администрации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий

Установление дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации, нанимаемого по контракту.

Установление полномочий главы местной администрации

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы.

Установление предельных нормативов размеров оплаты труда депутатов, членов выборных органов МСУ, выборных должностных лиц МСУ, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности

5. Муниципальные выборы и иные формы непосредственной демократии

Установление гарантий избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядка назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов

Регулирование порядка подготовки и проведения местного референдума

Установление порядка и сроков рассмотрения обращений граждан в органы МСУ

Установление порядка реализации инициативы населения по проведению местного референдума

п.1 ст. 12, п.2 ст. 13

6. Бюджет и финансы

Установление требований к формированию, утверждению, исполнению местного бюджета и контролю за его исполнением

Установление налоговых ставок от региональных налогов и сборов в местные бюджеты

Утверждение методики предоставления дотаций бюджетам муниципальных образований

п.4 ст. 60, п.2 ст. 61

Установление порядка расчета уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований в отчетном финансовом году, определения размеров указанных субвенций, централизации части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов

п.5 ст. 60, п.4 ст.61

Установление целевого назначения, условий предоставления и расходования субсидий

Установление порядка образования фондов финансовой поддержки муниципальных образований и порядка предоставления дотаций из них.

Установление случаев дополнительного финансирования финансовых обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с решением вопросов местного значения

Установление случаев и порядка предоставления бюджетам муниципальных образований иной (помимо указанной в законе) финансовой помощи.

7. Ответственность

Установление ответственности граждан, руководителей организаций, должностных лиц органов госвласти и должностных лиц органов МСУ за неисполнение муниципальных правовых актов

Установление административной ответственности за нарушение должностным лицом МСУ порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы МСУ

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: