Рейдовое обслуживание судов это

Обновлено: 28.04.2024

Служебно-вспомогательные суда предназначены для материально-технического обеспечения флота и служб, организующих его эксплуатацию. Эти суда проектируются как для обеспечения потребностей других судов, так и для выполнения самостоятельной работы. Они предназначены для технического обслуживания судов, портового хозяйства и водных путей.

Также Суда технического флота и специальные суда суда технического флота могут использоваться для промышленно-хозяйственных нужд.

Служебно-вспомогательный флот

Служебно-вспомогательные суда включают: линейные и портовые ледоколы, буксирные суда, суда-спасатели, пожарные суда, суда, обеспечивающие флот и береговые службы водой и топливом, поддерживающие лоцманскую и маячную службы, разъездные катера, портовые и рейдовые баржи, понтоны и т. п.

Главная роль служебно-вспомогательного флота – обеспечение нормального функционирования портов и создание благоприятных условий работы судов других флотов и береговых служб.

Ледоколы

Основное назначение ледоколов – обеспечение работы флота в ледовых условиях. Ледоколом, в современном понимании этого термина, является судно, предназначенное для разрушения ледового покрова и проводки судов во льдах – рис. 1.

Ледовая проводка

Рис. 1 Ледокол прокладывает судоходный канал через льды

Классификация судов и ледоколов Назначение ледокола для выполнения этих функций определили его следующие конструктивные черты, отличающие его от других судов:

  • специальные обводы корпуса;
  • высокая местная и общая прочность корпуса, особенно в оконечностях;
  • мощная и высокоманевренная энергетическая установка;
  • специальные устройства (буксирное, вертолетное и др.) и системы (креновая, дифферентная и т. п.);
  • специально спроектированные винты и рулевое устройство;
  • высокая автономность и живучесть.

Все эти признаки в основном присущи линейным ледоколам, обеспечивающим плавание судов Северным морским путем.

В их обязанность входит:

  • ледокольная проводка;
  • гидрографическое и научно-оперативное обслуживание, задачей которого является проведение комплекса гидрометеорологических и ледовых наблюдений;
  • обработка данных этих наблюдений;
  • разработка прогнозов погоды и ледовых прогнозов в районе следования судов с выработкой рекомендаций по маршруту движения.

Четкой классификации ледоколов нет, хотя попытки ее создания предпринимаются довольно часто. Норвежское Бюро Веритас все ледоколы делит на два класса: арктический ледокол и просто ледокол. Более удобной, хотя и условной, является классификация ледоколов по мощности энергетической установки.

Все ледоколы делятся на три класса:

  • класс I – линейный ледокол, мощность энергетической установки составляет 25 000 кВт и более;
  • класс II – средний ледокол, мощность энергетической установки составляет от 12 000 до 25 000 кВт;
  • класс III – малый или вспомогательный ледокол, мощность его энергетической установки менее 12 000 кВт.

Правила Классификации Российского Морского Регистра Судоходства все ледоколы классифицируют по категории ледовых усилений. Согласно этим Правилам, их четыре: от Icebreaker 6 до Icebreaker 9. Самыми крупными являются атомные ледоколы типа «Арктика» – рис. 2, у которых Энергетическая установка, системы и трубопроводы плавучей буровой установки мощность энергетической установки достигает 55 300 кВт.

Ледокол Россия

Рис. 2 Атомный ледокол «Россия» типа «Арктика»

Если ледоколы I и II классов служат для проводки караванов судов в арктических и неарктических морях, то ледоколы III класса выполняют роль ледоколов-буксиров, предназначенных для проводки судов в ледовых условиях портов и припортовой акватории, их околки, буксировки, кантовки и швартовки. К ним предъявляются высокие требования по маневренности, они имеют ограниченную осадку (рис. 3 и 4).

Самым мощным в мире ледокольным флотом располагает Россия. Ледоколы также есть в США, Канаде, Швеции, Финляндии и в некоторых других государствах.

Портофлот

Портофлот является подразделением порта, располагающим специализированными судами служебно-вспомогательного флота для обеспечения всех видов портовых работ на акватории и внешнем рейде порта.

Буксирные суда внутреннего плавания, отечественного и зарубежного производства Буксирные суда (русское слово «буксир» происходит от голландского boegseren – тянуть) – это обширная и разнообразная категория судов морского, рейдового и внутреннего плавания. Они служат для линейной и внутрипортовой транспортировки несамоходных судов и плавучих сооружений, для ввода и вывода в порт, перестановки в портах различных судов (рис. 5). для оказания им помощи в случае необходимости и т. п.

Швартовка танкера

Рис. 5 Швартовка танкера к нефтяному терминалу с помощью буксиров

Разнообразие выполняемой работы и различные условия плавания вызвали потребность в буксирных судах, имеющих соответствующие мореходные качества и технико-эксплуатационные характеристики, что привело к появлению большого количества типов (до тысячи) и их конструктивному и архитектурному решениям.

Особую группу буксирных судов составляют портовые буксиры транспортно-маневрового назначения. К ним относятся рейдовые и портовые буксиры – рис. 6, а также буксиры-кантовщики – рис. 7 и 8.

Рис. 6 Рейдовый буксир Рис. 7 Портовые буксиры, справа с винторулевыми колонками Рис. 8 Буксир-кантовщик

Тяговые характеристики буксирных судов Рейдовые буксиры выполняют буксировочные работы в прибрежных морских районах с удалением на 5-20 миль от порта-убежища. Эти суда имеют достаточно развитые судовые устройства, на них устанавливается буксирная лебедка, которая отсутствует у буксиров-кантовщиков. Последние существенно отличаются от других типов портовых буксиров.

Они, как правило, имеют гладкую палубу для удобной работы с буксирными концами, проходы по палубе вдоль бортов довольно широкие, не имеющие каких-либо выступающих конструкций.

Буксир-кантовщик

Рис. 9 Буксир-кантовщик с крыльчатым движителем

Для улучшения маневренных качеств на буксирах-кантовщиках часто используются крыльчатые движители, поворотные насадки, винторулевые колонки и т. п.

К спасательным (рис. 10, 11) относят суда, предназначенные для оказания помощи в море аварийным судам и другим плавучим средствам.

Спасательное судно

Рис. 10 Спасательное судно постройки 90-х гг. XX в.

Нередко в спасательных операциях принимают участие другие суда, вертолеты и т. п., однако наиболее сложные работы в неблагоприятных условиях могут эффективно выполнять лишь Судовые спасательные средства спасательные суда.

Дизель-электроход

Рис. 11 Современное спасательное судно (дизель-электроход)

К таким работам относятся: заделка повреждений, подводная резка металлов, откачка больших масс воды, буксировка аварийных судов, снятие с мели, тушение пожаров, спасательное обеспечение буровых работ и т. п.

Четкого определения «спасательное судно» нет. Под этим термином часто подразумевают все суда и плавучие средства, предназначенные для спасения людей и имущества на море.

В их число могут входить судоподъемные, водолазные и другие плавучие средства. В специальной литературе под «спасательным судном» понимают судно, способное самостоятельно оказывать помощь судам, терпящим бедствие на море.

В зависимости от региона, автономности и поставленных задач их условно делят на две категории:

  • специализированные спасательные суда;
  • комбинированные спасательные суда.

Суда первой категории способны оказать любую помощь судам, терпящим бедствие, и спасти людей.

Эти суда могут выполнить и буксировочные операции, однако эта функция для них не является первостепенной.

Комбинированные спасательные суда – это спасательные буксиры и буксиры со спасательным оборудованием. Спасательный буксир предназначен для морских спасательных операций, имеет мощную энергетическую установку (свыше 10 000 кВт) с повышенными тяговыми характеристиками, способными буксировать крупные суда, плавучие сооружения.

Буксиры со спасательным оборудованием – в основном прибрежного плавания и предназначены в основном для буксировочных операций.

К служебно-вспомогательным судам относятся пожарные суда и катера, которые бывают так же, как и спасательные, специализированными и комбинированными.

Первые из них имеют мощное противопожарное оборудование, которое не позволяет их использовать по другому назначению – рис. 10-16.

Буксир Ясный

Рис. 12 Спасательное судно для обслуживания буровых установок

Комбинированные пожарные суда (рис. 12) – это в основном буксиры, имеющие противопожарное вооружение, не снижающее их эффективности как буксировочных средств.

Комбинированные пожарные суда

Рис. 13 Комбинированные пожарные суда:
вверху специализированное спасательное судно; внизу буксир-кантовщик

Суда технического флота и специальные суда Пожарные суда используются только в портовых и рейдовых акваториях. В открытом море для тушения пожаров используются спасательные суда, на которых имеется специальное противопожарное оборудование.

Пожарное судно

Рис. 14 Специализированное пожарное судно (общий вид и чертеж общего расположения)

Типы судов, обеспечивающих нормальную работу порта, довольно разнообразны и сильно зависит от назначения порта: рыбного, контейнерного, нефтяного и т. п. Этот флот включает в себя перечисленные выше типы судов.

Пожарный катер

Рис. 15 Современный специализированный пожарный катер

Кроме них, в состав портофлота входят портовые нефтемусоросборщики (рис. 17, 18), танкеры-заправщики (рис. 21), водолеи, суда экологического контроля (рис. 19, 20), суда для приема и обработки от ходов, катера и суда различного назначения.

Судно Шахтер

Рис. 16 Пожарное судно «Шахтер»

Суда-водолеи, танкеры раздатчики, входящие в состав портофлота, представляют небольшие суда, несущие свою службу в соответствии с их назначением.

Рис. 17 Портовый нефтемусоросборщик Рис. 18 Портовый мусоросборщик Рис. 19 Судно-катамаран экологического контроля Рис. 20 Судно экологического контроля «Петр Градов» (Севастополь) Рис. 21 Танкер-заправщик Рис. 22 Самоходный плашкоут

Другие типы судов, перечисленные в начале этого параграфа, не являются узкоспециализированными и имеют широкий спектр использования.

В группу судов портофлота входят и более мелкие плавучие средства:

  • разъездные катера;
  • лоцманские катера (рис. 24);
  • патрульные катера (рис. 23);
  • пассажирские катера.

Применяемые в портофлоте плашкоуты (рис. 22), баржи, понтоны, плавучие краны в основном служат как Судовые вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты вспомогательные средства для производства погрузочно-разгрузочных работ на рейдах, особенно в случае малых глубин у причалов, доставки особо тяжелых или крупногабаритных грузов с борта или на борт транспортных судов.

Рис. 23 Патрульный катер Рис. 24 Лоцманский катер

Особую группу судов вспомогательного флота составляют плавучие перегружатели (рис. 25), в том числе, плавучие краны (рис. 26) и плавучие зерноперегружатели (рис. 27).

Рис. 25 Плавучий перегружатель для работы в грейферном и крюковом режимах в портах и на открытых рейдах Рис. 26 Спаренная работа плавкранов при погрузке особо тяжелого груза Рис. 27 Использование плавучего зерноперегружателя при погрузке зерна

Суда технического флота

Упомянутые выше плавучие краны (рис. 25, 26), крановые суда (рис. 28) относятся уже к судам технического флота.

Крановое судно

Рис. 28 Крановое судно и виды грейферов

Эта группа судов предназначена для поддержания в эксплуатационном состоянии подходов к порту, промеру и контролю глубины у причалов и т. п.

Современные транспортные суда различного назначения Земснаряды используются для поддержания глубины подходов к порту, каналов и т. п.; проведения капитальных дноуглубительных работ (строительства портов, каналов и т. п.), а также добычи песка и гравия.

Саморазгружающаяся баржа

Рис. 35 Саморазгружающаяся грунтоотвозная шаланда

Конструкция земснарядов может быть различной как по технологии производства работ, так и по конструкции корпуса.

На рис. 33 представлены проектные разработки землесосов.

К судам технического флота относятся и постановщики специальных плавучих бочек для швартовки к ним судов на внутренних и внешних рейдах – киллекторы – рис. 36.

Для прокладки кабелей различного назначения по дну морей и океанов используются специальные суда – кабелеукладчики (рис. 37).

Судно кабелеукладчик

Рис. 37 Кабелеукладчики: с носовой (вверху) и кормовой схемой укладки (внизу)

На подходах к портам, каналам, проливам, несут свою службу плавучие маяки (рис. 38), конструктивное оформление которых отличается большим разнообразием.

Типы маяков

Рис. 38 Плавучие маяки

Особую группу плавсредств технического флота составляют плавучие доки (рис. 39). Они различаются по конструкции, материалу корпуса, автономности, назначению и т. п.

Крейсер Москва

Рис. 39 Крейсер «Москва» в плавучем доке

Всякое судно требует периодического осмотра подводной части, ремонта забортной арматуры, винторулевого устройства.

Все это возможно только в случае подъема судна из воды, что и осуществляется с помощью доков, в том числе, и плавучих.

Для строительства берегоукрепительных сооружений используются специальные плавучие средства. Примером этого служит специализированный плавучий кран Ostrea (рис. 40). предназначений для укладки особых бетонных блоков при строительстве дамб в Голландии.

В Севастопольском КБ «Коралл» спроектирован специализированный плавучий кран для строительства мостов через реку Днепр – рис. 41. Его отличает особая конструкция корпуса (практически тримаран) и очень малая, всего 1 м, осадка, связанные с его назначением.

Кран для строительства мостов

Рис. 41 Специальный плавучий кран для строительства мостов в бассейне реки Днепр

В этой статье приведены далеко не все типы корабельного состава вспомогательного и технического флотов, поскольку специфика решаемых этими флотами задач приводит иногда к созданию судов в единичном исполнении.

Статья 3. Основные понятия

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

внутренний водный транспорт Российской Федерации (далее - внутренний водный транспорт) - один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям;

судовождение - деятельность, связанная с управлением судном;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судовладелец (далее также - владелец судна) - гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения;

причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;

речной порт (далее также - порт) - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования;

пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна;

(см. текст в предыдущей редакции)

путевые работы - дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы, проводимые на внутренних водных путях для содержания судовых ходов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

пункт отстоя - часть поверхностного водного объекта и (или) комплекс сооружений, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, стоянки судов, технического осмотра судов и плавучих объектов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

инфраструктура внутренних водных путей - совокупность объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя судов технического флота, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, технологические сети связи и сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы и системы управления движением судов, и иных обеспечивающих функционирование внутренних водных путей объектов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

прогулочное судно - судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

спортивное парусное судно - судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

бассейн внутренних водных путей - часть внутренних водных путей, обособленная и имеющая общие климатические, навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и гидрометеорологические условия;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

судоходные гидротехнические сооружения - гидротехнические сооружения, представляющее собой инженерно-технические сооружения (в том числе берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, плотины, подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели и иные объекты) и предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких гидротехнических сооружений;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

оператор порта или причала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию порта или причала, операции с грузами (в том числе их перевалку), обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров и их багажа;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов - комплекс мероприятий по обеспечению внутренних водных путей навигационной обстановкой, включающих в себя оборудование внутренних водных путей аппаратурой систем навигации и связи, средствами навигационного оборудования, световыми и звуковыми сигнальными средствами, а также по обеспечению судов информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания судов;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

специальный персонал - лица, находящиеся на борту судна и не являющиеся пассажирами судна или членами экипажа судна;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

база (сооружение) для стоянки маломерных судов - комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов.

ГОСТ Р 57113-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Внутренний водный транспорт

КОМПЛЕКСЫ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЕ И ТЕРМИНАЛЫ ПАССАЖИРСКИЕ РЕЧНЫХ ПОРТОВ

Оборудование акватории и рейдов. Требования безопасности

Inland water transport. Cargo transfer complexes and passenger terminals of river ports. Harbour aquatorium and roads. Safety requirements

Дата введения 2017-05-01

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Техречсервис" (ООО "Техречсервис")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Внутренний водный транспорт"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к акваториям портов, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации.

1.2 Детальные требования к акватории порта на этапах жизненного цикла элементов акватории устанавливаются соответствующими национальными стандартами, а также сводами правил.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 26600-98 Знаки навигационные внутренних судоходных путей. Общие технические условия

ГОСТ 26775-97 Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и технические требования

ГОСТ Р 55439-2013 Внутренний водный транспорт. Перегрузочные комплексы и пассажирские терминалы речных портов. Требования безопасности. Перегрузочные машины и оборудование

ГОСТ Р 55506-2013 Транспорт водный внутренний. Термины и определения

ГОСТ Р 55507-2013 Эксплуатация речных портов. Термины и определения

ГОСТ Р 55560-2013 Внутренний водный транспорт. Комплексы перегрузочные и терминалы пассажирские речных портов. Требования безопасности. Общие положения

ГОСТ Р 55561-2013 Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности

ГОСТ Р 55631-2013 Внутренний водный транспорт. Суда. Требования безопасности. Общие требования

ГОСТ Р 55633-2013 Внутренний водный транспорт. Суда. Требования безопасности. Требования по типам судов и условиям эксплуатации

ГОСТ Р 56242-2014 Внутренний водный транспорт. Маяки створные лазерные в акваториях портов, на подходах к ним и участках водных путей со стесненными условиями плавания. Общие требования

ГОСТ Р 56552-2015 Краны плавучие. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение Внесено изменение, затрагивающее положение, на который дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения.* Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку*.

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55506 и ГОСТ Р 55507, а также следующие термины и определения с соответствующими определениями:

3.1 кромка судового хода: Условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине.

навигационная глубина акватории: Глубина воды, отсчитываемая от низкого судоходного уровня воды (НСУ) и равная сумме: максимальной эксплуатационной осадки расчетного судна в грузу, навигационного запаса под его днищем, запаса глубины на дифферент судна, запаса глубины на засорение акватории, запаса глубины на волнение, запаса глубины на ветровой сгон.

низкий судоходный уровень (НСУ): Минимальный уровень воды для периода навигации, установленный проектом.

проектная глубина акватории: Глубина воды, равная сумме навигационной глубины и запаса на заносимость.

3.5 транзитный судовой ход: Судовой ход, по которому на данном внутреннем судоходном пути осуществляется основной объем дальнопробежных перевозок грузов и пассажиров преимущественно в крупнотоннажных судах и составах.

3.6 водный подход: Участки внутренних судоходных путей, соединяющие судовые ходы с акваториями портов и других воднотранспортных предприятий, а также отдельные их акватории друг с другом.

4 Общие положения

4.1 Акватория речного порта включает в себя следующие элементы:

а) судовые ходы и подходы к рейдам;

в) акватории береговых объектов технологического комплекса порта.

4.2 Глубины акватории речного порта должны обеспечивать безопасность судоходства, проведения работ с судами, соответствовать назначению рейда (объекта технологического комплекса), типам и размерам судов, обслуживаемых данным рейдом (объектом технологического комплекса), и быть не менее проектных глубин, определяемых в соответствии с нормами технологического проектирования портов на внутренних водных путях.

4.3 С целью обеспечения безопасности акватории порта, находящихся на ней судов, плотов, территории и сооружений порта от волнения и ледохода, паводков, штормов и шквалов, волнового воздействия, навалов и ударов судов, плавучих средств и плавающих на воде предметов, а также уменьшения заносимости акватории порта грунтом могут быть предусмотрены оградительные гидротехнические сооружения (насыпи, молы, волноломы и ледорезы).

4.4 Оградительные сооружения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 55561.

4.5 Оградительные сооружения должны содержаться в полной исправности.

4.6 В целях обеспечения безопасности эксплуатации оградительных сооружений постановка судов на якорь на внутренних и внешних рейдах портов, расположенных в водохранилищах при отсутствии причальных пал, допускается на расстоянии не менее 30 м от оградительных сооружений.

4.7 Навигационная обстановка акватории порта должна обеспечивать безопасное и беспрепятственное плавание судов и сохранность гидротехнических сооружений.

4.8 В навигационный период должно быть обеспечено действие береговых и плавучих знаков навигационной обстановки и маяков.

4.9 Форма, размеры, окраска и характеристики знаков и огней всей судоходной обстановки на внутренних водных путях должны соответствовать требованиям ГОСТ 26600.

4.10 Створные лазерные маяки в акваториях портов, на подходах к ним должны соответствовать ГОСТ Р 56242.

4.11 У затопляемых весенними паводками оградительных сооружений на период затопления должны быть установлены знаки обстановки.

4.12 Рейдовый и служебно-вспомогательный флот, используемый для обслуживания транспортных судов в порту и выполнения работ, связанных с формированием и расформированием составов, перегрузочными операциями и иной деятельностью перегрузочных комплексов (перестановка плавучих кранов и перегружателей, перевозка рабочих, инвентаря и т.п.) должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 55631 и ГОСТ Р 55633.

4.13 Плавучие перегрузочные комплексы, производящие разгрузку (загрузку) судов на рейдах, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 55439, ГОСТ Р 55560, ГОСТ Р 56552.

5 Акватории береговых объектов технологического комплекса порта

5.1 Акватория берегового объекта технологического комплекса порта, как правило, должна располагаться вне границ транзитного судового хода.

5.2 Длину акватории () причала, при расположении причалов в русле реки (см. рисунок 1), следует назначать в зависимости от длины расчетного судна (состава) и способов его обработки. За расчетное принимается судно (состав), имеющее наибольшую габаритную длину для данного причала.

1 - причалы, расположенные в непосредственной близости от судового хода; 2 - причал, расположенный в стороне от судового хода; 3 - акватория причалов; 4 - транзитный или местный судовой ход; 5 - водные подходы к акватории причалов; 6 - береговая полоса; 7 - направление течения

Рисунок 1 - Схема акваторий причалов и водных подходов к ним при расположении причалов в русле реки

5.3 Углы разворота акваторий (кроме ковшовых) ' следует назначать, как правило, не менее 150°. Для стесненных и сложных условий угол разворота принимают не менее 135°.

5.4 Ширина акватории причалов до кромки судового хода или водных подходов при расположении причалов вдоль берега и отсутствии необходимости выполнения оборота судна при отвале его от причала должна быть равна не менее трех ширин расчетного судна (). В случае наличия прижимного течения или криволинейности судового хода это значение может быть увеличено до пяти ширин расчетного судна.

При необходимости выполнения оборота судна при отвале его от причала ширину акватории причала принимают равной , где - длина расчетного судна (без учета буксира-толкача). При этом в отдельных случаях при специальном обосновании допускается использовать для выполнения оборота судна акваторию транзитного судового хода.

За расчетные принимают суда, имеющие наибольшие габаритные ширину и длину для данных причалов.

5.5 Схемы акваторий причалов, расположенных:

а) на одной стороне широкого ковша, допускающего разворот судов;

б) на обеих сторонах широкого ковша, допускающего разворот судов;

в) на одной стороне узкого ковша, не допускающего разворот судна;

г) на обеих сторонах узкого ковша, не допускающего разворот судов, приведены на рисунке 2.

5.6 Ширину акватории причалов, расположенных в ковше, на уровне навигационной глубины, устанавливают равной:

- при размещении причалов на одной стороне ковша (рисунок 2 а));

5.7 Если в ковше на каждой из его сторон расположено не более одного причала, ширину ковша с учетом выхода из него самоходных судов задним ходом допускается принимать равной:

- трем ширинам расчетного судна при расположении причала на одной стороне ковша (рисунок 2 в));

- пяти ширинам расчетного судна при их размещении на обеих сторонах ковша (рисунок 2 г)).

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта

РАЗРАБОТАН ФГУП ЦНИИЭВТ

Директор института В.Г.Фомин

Руководитель подразделения-разработчика В.Ф.Митин

УТВЕРЖДЕН Заместителем министра транспорта Российской Федерации Н.Г.Смирновым 20 декабря 2001 г.

1. Общие положения

1.1. Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее Руководство) разработано в соответствии с положениями статей 4, 14 и глав V, VI Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.01 г. N 24-ФЗ, а также Гражданского Кодекса РФ и иных нормативных правовых документов.

1.2. Настоящее Руководство определяет основы технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, направленные на обеспечение безопасности плавания судов, охрану окружающей среды, жизни и здоровья людей, сохранность перевозимого груза и имущества.

1.3. Руководство определяет комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение поддержания судов в исправном техническом состоянии для безаварийного и эффективного их использования в соответствии с проектными или заданными (установленными) технико-экономическими показателями в соответствии с требованиями национальных и международных правил.

1.4. Действие настоящего Руководства распространяется на все суда внутреннего водного транспорта, включая суда смешанного (река-море) плавания, эксплуатируемые под Государственным флагом Российской Федерации.

2. Определения и понятия

2.1. Гарантийный срок - период эксплуатации, до окончания которого исполнитель работ (изготовления, ремонта, технического обслуживания) гарантирует сохранение значений технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники) на уровне установленных требований при условии соблюдения правил эксплуатации.

2.2. Инспекторский осмотр судна - проверка содержания судна специалистами судовладельца.

2.3. Испытание судна (судовой техники) - натурное определение технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники).

2.4. Оценка качества технической эксплуатации - оценка паспортных и фактических данных работы судовых технических средств, систем и устройств по установленной судовладельцем системе показателей, а также анализ происходящих повреждений, отказов и остановок в работе при эксплуатации судна.

2.5. Освидетельствование судна - определение технического состояния судна в целях установления его соответствия действующим нормативно-техническим документам.

2.6. Ремонт судна - элемент технической эксплуатации, выполняемый для восстановления исправного технического состояния и установленных технико-эксплуатационных характеристик.

2.7. Расписание по заведованию членов судового экипажа (расписание по заведованию) - документ, закрепляющий за членами судового экипажа судовые технические средства и устанавливающий ответственность членов экипажа за техническое состояние и содержание их.

2.8. Техническое использование - эксплуатация судна, судовых технических средств, систем и устройств в соответствии с их технико-эксплуатационными характеристиками, выполняемыми судовым экипажем.

2.9. Техническое обслуживание судна - комплекс работ и мероприятий, выполняемых экипажем или работниками береговых организаций с целью поддержания судна в исправном техническом состоянии.

Техническое управление - управление технической эксплуатацией, предусматривающее организацию технической эксплуатации судов на разных уровнях управления, регулирование взаимодействия между звеньями системы технического обслуживания.

2.10. Эксплуатационная готовность - состояние судна, при котором судовая техника находится в работоспособном состоянии, судно укомплектовано экипажем и имеет на борту необходимое снабжение и необходимые документы.

3. Основные требования

3.1. К эксплуатации допускаются суда, имеющие действующие судовые документы, установленные Кодексом внутреннего водного транспорта и/или Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

3.2. Техническая, противопожарная и санитарная подготовленность судна, его снабжение, укомплектованность экипажем, квалификация и профессиональная подготовленность членов экипажа должны обеспечивать:

- безопасность и необходимые условия труда и отдыха экипажа;

- безопасность и необходимые условия пребывания на судне пассажиров;

- сохранность перевозимых грузов;

- заданные технико-эксплуатационные характеристики работы судна;

- постоянную готовность к эффективному использованию средств борьбы за живучесть своего судна и средств оказания помощи другим судам и людям;

- предотвращение загрязнения окружающей среды;

- соответствие судов требованиям уполномоченных надзорных органов, а также международным нормативным актам для судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих международные рейсы.

3.3. Порядок использования несамоходных судов, эксплуатируемых без судовых команд, документально устанавливается судовладельцем и доводится для исполнения до экипажа буксира-толкача. В случае, если судно работает без постоянного закрепления за буксиром-толкачом, то судовладелец должен заключить договор на портовое обслуживание судов.

4. Организация технической эксплуатации судов

Техническая эксплуатация - комплекс организационных, технических мер, выполняемых для поддержания судов в исправном состоянии в течение всего эксплуатационного срока. Организацию технической эксплуатации судов осуществляет судовладелец.

4.1. Задачи и функции судовладельца

4.1.1. Назначение из состава администрации судовладельца лица, в ведении которого закрепляется ответственность за обеспечение технической эксплуатации конкретных судов.

4.1.2. Утверждение режима работы судна, штатного расписания, режима несения вахт, а также системы технического обслуживания судна.

4.1.3. Контроль за выполнением на судах требований национальных, а для судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих международные рейсы, и международных актов, а также сроков действия судовых документов.

4.1.4. Организация освидетельствования судов.

4.1.5. Организация обеспечения судов необходимым снабжением.

4.1.6. Организация связи между судовладельцем и судами.

4.1.7. Обеспечение судов нормативной и конструкторско-технической документацией, доведение до судов национальных и международных актов и правил.

4.1.8. Организация ремонта судов и контроль за сроками, стоимостью и качеством его выполнения.

4.1.9. Осуществление анализа транспортных происшествий, выработка мероприятий по их предотвращению.

4.1.10. Организация проведения технической учебы на судах.

4.1.11. Установление порядка и сроков проведения инвентаризации на судах.

4.2. Задачи и функции экипажа

4.2.1. Общее руководство технической эксплуатацией осуществляет капитан судна (командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда). На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания, поддержанию порядка на судне, защите окружающей среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

4.2.2. Капитан закрепляет членов экипажа по заведованиям.

4.2.3. Капитан составляет и утверждает расписание по вахтам.

4.2.4. Члены экипажа должны:

4.2.4.1. содержать судно в исправном техническом состоянии и опрятном виде, проводить техническое обслуживание в соответствии с системой, установленной судовладельцем и инструкцией по эксплуатации технических средств;

4.2.4.2. обеспечивать безаварийное и эффективное использование всех механизмов и устройств по назначению с установленными техническими показателями, следить за наличием необходимых предметов снабжения;

4.2.4.3. соблюдать режим работы судна, установленные нормы расходования топлива, смазочных материалов, воды, а также их сортность и качество. Учет расходования топлива и смазки ведется в порядке, установленном судовладельцем;

4.2.4.4. выполнять требования технической, нормативной и конструкторско-технологической документации;

4.2.4.5. принимать участие в технической учебе. План технической учебы и порядок проведения занятий утверждается капитаном судна;

4.2.4.6. вести судовую документацию по заведованиям.

4.2.5. Работы по технической эксплуатации судовых технических средств, систем, палубных устройств выполняются под руководством механика, а на судах смешанного (река-море) плавания - старшего механика.

4.2.6. При назначении на судно лица командного состава должны:

4.2.6.1. осмотреть механизмы и системы своего заведования, опробовать их в работе (если в период приемки они могут быть приведены в действие);

4.2.6.2. проверить комплектность, сроки действия судовых документов и ведение документации по своему заведованию;

4.2.6.3. проверить наличие снабжения;

4.2.6.4. оформить приемку заведования актом, с указанием в нем технического состояния, готовности к работе или необходимость ремонта и доложить механику (старшему механику) или первому штурману (старшему помощнику капитана), которые докладывают капитану судна.

4.2.7. При смене капитана или механика (старшего механика) судна лица командного состава (члены экипажа судна) докладывают о техническом состоянии своего заведования соответственно вновь назначенным капитану или механику (старшему механику).

4.2.8. При приеме на судно предметов снабжения, оборудования, сменно-запасных частей, механизмов и материалов проверять наличие сертификатов в соответствии с Правилами Российского Речного Регистра.

4.3. Техническое использование судов

Техническое использование судна осуществляется экипажем и включает комплекс мероприятий и работ по технической эксплуатации в период несения вахтенной службы, обеспечивающий работу судна и судовых технических средств по назначению, с технико-эксплуатационными показателями, предусмотренными проектом и нормативной документацией.

4.3.1. Техническое использование судна осуществляется с вахтенных и дежурных постов управления. С вахтенных постов управления - с постоянным присутствием на них вахтенного персонала и дежурных постов - без постоянного присутствия на них вахтенного персонала.

4.3.2. Вахтенные и дежурные посты на судах определяются их проектом, исходя из установленного класса автоматизации.

4.3.3. Техническое использование, осуществляемое судовым экипажем, проводится в соответствии с заводскими инструкциями и заключается в проверке готовности к действию, вводу и выводу из действия, обеспечении изменений и поддержании режимов работы судовых технических средств, сопоставлении заданных и фактических характеристик, оценке и регистрации отклонений, их контроле, учете и поддержании технического состояния.

4.3.4. Неисправности судовых технических средств, выявленные в процессе эксплуатации и связанные с выводом их из действия, должны устраняться с разрешения вахтенного начальника. Если обстановка не допускает вывода их из эксплуатации, вахтенные обязаны принять все меры для обеспечения безопасности людей и предупреждения возможных повреждений судна и его механизмов.

4.3.5. Резервные судовые технические средства рекомендуется использовать поочередно таким образом, чтобы они работали в течение года примерно одинаковое время.

4.3.6. Контроль за состоянием и режимом работы механизмов, устройств и систем судна производится по показаниям штатных контрольно-измерительных приборов и средств аварийно-предупредительной сигнализации, а также визуальным наблюдением за общим состоянием механизмов и систем.

4.3.7. Все средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты должны постоянно находиться в действии и периодически проверяться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. Контрольные проверки или отключения их на время профилактического ремонта допускается производить только с разрешения вахтенного начальника, о чем делается соответствующая запись в судовом и машинном журналах, с докладом капитану и механику (старшему механику).

4.3.8. Устройства аварийной защиты должны быть отрегулированы и опломбированы. Случайные снятия пломб в период эксплуатации должны быть зафиксированы в машинном журнале. Пломбирование должно быть восстановлено в первом порту захода.

4.3.9. Все средства измерений и контроля должны быть исправны и иметь действующие свидетельства или клейма поверок.

4.3.10. При срабатывании средств аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты, вахтенный механик выясняет причину срабатывания и принимает необходимые меры по предотвращению повреждения механизмов и устранению выявленных недостатков, информируя об этом механика (старшего механика). При заведомо ложном систематическом срабатывании указанных средств вахтенный может их отключить и восстановить режим работы механизма, поставив в известность об этом вахтенного помощника капитана и механика (старшего механика). В судовом и машинном журналах производится соответствующая запись. Вахтенным механиком должны быть приняты меры по усилению контроля за параметрами работы механизма, у которого отключена аварийно-предупредительная сигнализация или аварийная защита.

4.3.11. При создавшейся угрозе повреждения судна, перевозимого груза или гибели людей вахтенный помощник капитана имеет право самостоятельно или дать указание отключить средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты. В каждом конкретном случае отключения вахтенный помощник капитана немедленно сообщает капитану и механику (старшему механику). В судовом и машинном журналах должны быть сделаны соответствующие записи.

4.3.12. При непредвиденной остановке главного двигателя (вынужденной или самопроизвольной) вахтенный помощник капитана (вахтенный механик) обязан немедленно предпринять необходимые меры по выяснению причин случившегося и их устранению. При непредвиденной остановке других ответственных технических средств вахтенный персонал обязан запустить резервные технические средства (если они имеются) и доложить об этом соответственно вахтенному помощнику капитана и механику (старшему механику) судна. Все эти случаи обязательно фиксируются в судовом и машинном журналах.

Здесь вы можете узнать, кто поставляет данную позицию, имеется ли она в наличии, а также её стоимость.

Здесь вы можете узнать, кто поставляет данную позицию, имеется ли она в наличии, а также её стоимость.

Здесь вы можете узнать, кто поставляет данную позицию, имеется ли она в наличии, а также её стоимость.

Здесь вы можете узнать, кто поставляет данную позицию, имеется ли она в наличии, а также её стоимость.

Здесь вы можете узнать, кто поставляет данную позицию, имеется ли она в наличии, а также её стоимость.

Компания предлагает Вам свои услуги по материально-техническому и аварийно-спасательному снабжению, а так же услуги по снабжению судов сменно-запасными частями в подробнее. портах Ростова-на-Дону и Азова.

Сотрудники компании имеют большой опыт работы в области комплексного обслуживания флота,что позволяет быстро и качественно обслуживать ваши суда.

За годы работы компания приобрела огромный опыт в сфере агентирования речных и морских судов, проходящих порт Ростов-на-Дону транзитом, а также судов, заходящих в порты Ростов-на-Дону и Азов под погрузочно-разгрузочные работы; сложных буксировок нетиповых составов; проводки судов под иностранным флагом по территории Российской Федерации.

Компания осуществляет:
Поставку аварийно-спасательного снабжения.
Проверки аварийно-спасательного и пожарного оборудования.
Поставку технического снабжения.
Котельно-сварочные,токарные работы.
Установку,ремонт ,монтаж и техническое обслуживание радио и навигационного оборудования.
Разработку технической документации на установку радио и навигационного оборудования.
Технический ремонт электрической части.
Ремонт судовых двигателей.
Ремонт холодильного оборудования и кондиционеров.
Поставку навигационной литературы и карт.
Поставку судовой арматуры.
Ремонт и настройка компьютеров.

АО "Восточная верфь" является основным поставщиком кораблей для морских пограничных сил Дальнего Востока и Тихоокенского флота ВМФ России, поставляет боевые суда на экспорт по линии Рособоронэкспорта.

Здесь вы можете узнать, кто поставляет данную позицию, имеется ли она в наличии, а также её стоимость.

Здесь вы можете узнать, кто поставляет данную позицию, имеется ли она в наличии, а также её стоимость.

Здесь вы можете узнать, кто поставляет данную позицию, имеется ли она в наличии, а также её стоимость.

Здесь вы можете узнать, кто поставляет данную позицию, имеется ли она в наличии, а также её стоимость.

Здесь вы можете узнать, кто поставляет данную позицию, имеется ли она в наличии, а также её стоимость.

160 тонный судовой подъемник:
Длина (Max): 45 м.
Ширина (Max): 8,5 м.
Осадка (Max): 3 м.

УСЛУГИ ПО ПОДЪЕМУ СУДОВ

ПОДЪЕМ И СПУСК СУДОВ НА ВОДУ

Подъем судна и спуск его на воду, несмотря на простоту операции, как кажется на первый взгляд, является одним из сложнейших и опасных технологических процессов. Для владельцев яхт и катеров особенно важным является выбор компании, в которой будет обслуживаться их судно. В связи с этим наши специалисты подошли ответственно и основательно к реализации этого вида услуги. Доковый подъем катеров, яхт и коммерческих судов, а также спуск судов на воду производится современным судоподъемником грузоподъемностью 160 тонн. "Алексино порт Марина" одно из предприятий в Азово-Черноморском бассейне, которое завоевало уважение, авторитет и признание крупных судовладельцев.

Здесь вы можете узнать, кто поставляет данную позицию, имеется ли она в наличии, а также её стоимость.

Здесь вы можете узнать, кто поставляет данную позицию, имеется ли она в наличии, а также её стоимость.

Здесь вы можете узнать, кто поставляет данную позицию, имеется ли она в наличии, а также её стоимость.

Здесь вы можете узнать, кто поставляет данную позицию, имеется ли она в наличии, а также её стоимость.

Здесь вы можете узнать, кто поставляет данную позицию, имеется ли она в наличии, а также её стоимость.

Здесь вы можете узнать, кто поставляет данную позицию, имеется ли она в наличии, а также её стоимость.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: