Региональная культурная политика государственные обязанности в сфере культуры и искусства

Обновлено: 28.04.2024

Понятие и значение управления в сфере культуры, искусства и досуга, его уровни

Управление в сфере культуры, искусства и досуга – это деятельность органов государственного и муниципального управления, направленная на организацию условий осуществления культурно-досуговой деятельности и деятельности в сфере искусства для обеспечения населения страны результатами этой деятельности.

Политика страны в сфере культуры, искусства и досуга выступает в качестве важнейшей задачи любого государства, обеспечивающей жизнеспособность этого государства и его место в цивилизации.

Исторический анализ позволяет сделать вывод о том, что между уровнем культурного развития страны и уровнем развития общество в нем существует прямая взаимосвязь.

Государство несет ответственность за развитие культуры, искусства и организации досуговой деятельности населения, но в условиях рынка эта ответственность выражается в основном в формировании нормативной базы и обеспечении финансирования приоритетных проектов.

Политика государства в сфере культуры, досуга и искусства подразумевает совокупность норм и принципов, определяющих действия руководства страны, направленные на сохранение, развитие, распространение культуры, искусства и организацию досуговой деятельности.

Важнейшей задачей государства в сфере управления культурой, досугом и искусством является формирование условий для осуществления деятельности в сфере культуры, искусства и досуга. Государство должны использовать совокупность финансовых и правовых рычагов, обеспечивающих облечение культурных интересов масс в подлинную форму культуры и искусства, повышение уровня культурного предложения, перевода потребителей на новый культурный уровень.

В системе управления культурой, искусством и досугом можно выделить два уровня:

Готовые работы на аналогичную тему

Уровень государственного управления, который включает в себя 2 подуровня:

  • уровень федерального государственного управления, подразумевающий определение органами федеральной власти направлений государственной политики в сфере культуры, досуга и искусства, приоритетов развития и реформирования этих отраслей, выделение средств федерального бюджета на финансирование развития культуры и искусства и организацию досуговой деятельности;
  • уровень регионального государственного управления, призванный обеспечивать реализацию государственной политики в сфере культуры, искусства и организации досуговой деятельности в конкретном регионе;

Уровень муниципального управления, призванный осуществлять реализацию полномочий в сфере управления культурой, искусством и досуговой деятельности на территории конкретного муниципального образования.

Содержание федерального и регионального управления культурой, искусством и досугом

Федеральные органы государственного управления определяют общую направленность политики государства в сфере культуры, досуга и искусства. Федеральные органы власти разрабатывают и утверждают федеральные программы в сфере развития культуры и искусства, а также организации досуговой деятельности, обеспечивают условия для существования и развития национальных культур на территории Российской Федерации, ведут статистический учет объектов искусства и культурного наследия, стремятся к преодолению монополии в сфере культуры.

Приоритетным направлением государственной политики в этой сфере является сохранение культурного наследия, которое включает в себя накопленный духовный и нравственный опыт, выступающий в качестве важнейшего фактора поддержки национальной идентичности.

При управлении сферой культуры, искусства и досуга государство использует следующие инструменты: административное регулирование в виде лицензий, контроля цен, квотирования; правовое регулирование в виде норм, определяющих порядок оказания услуг культуры, искусства и организации досуга; экономическое регулирование прямой направленности, подразумевающее адресное финансирование определенных проектов или культурных учреждений; экономическое регулирование косвенной направленности и так далее.

В настоящее время региональные власти активно привлекаются к реализации государственной политики в сфере культуры, досуга и искусства. В ведение региональных властей включены вопросы охраны и обеспечения сохранности культурного наследия регионального уровня, организации библиотечного обслуживания граждан региона, создания государственных музеев, учреждений культуры и искусства, поддержки культурных автономий и художественных промыслов.

Содержание муниципального управления культурой, искусством и досугом

В соответствии с законодательством органы муниципального управления призваны обеспечивать решение вопросов, имеющих местную значимость, в сфере культуры по следующим направлениям:

  • во-первых, формирование условий, необходимых для организации досуга населения муниципального образования и обеспечения его услугами организаций культуры;
  • во-вторых, формирование системы и библиотечного обслуживания граждан муниципального образования;
  • в-третьих, обеспечение охраны и сохранности объектов культурного наследия, имеющих местное значение;
  • в-четвертых, формирование условий, обеспечивающих осуществление массового отдыха населения муниципальных образований;
  • в-пятых, обустройство мест массового отдыха граждан муниципального образования;
  • в-шестых, создание и содержание архива муниципалитета.

Финансовую основу функционирования учреждений культуры, искусства и досуга на муниципальном уровне составляют средства бюджетных организаций и доходы от оказания платных услуг. Законодательством допускается добровольное создание фондов, средства которых направляется на финансирование культуры и искусства. Правом на создание таких фондов наделены общественные объединения, граждане, хозяйствующие субъекты.

Органы муниципального управления при осуществлении управления культурой, искусством и досугом должны признавать равенство различных культур, свобод и прав граждан в отношении их культурных предпочтений.

Рейтинг
Science Index

В общем рейтинге
SCIENCE INDEX
за 2019 г.
(более 4000 журналов)
32 место
2 место — в рубрике «Организация и управление»
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ 2019: 2,631 (с учетом цитирования из всех источников)
Пятилетний импакт-фактор РИНЦ 2019: 1,725
Десятилетний индекс Хирша 2019: 31



  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Региональная культурная политика: государственные обязанности в сфере культуры в региональном законодательстве

Работа посвящена вопросам отражения в законодательстве субъектов Российской Федерации государственных обязанностей в сфере культуры, влекущих их финансовое обеспечение.
В основу положено исследование законодательной базы 85 субъектов Российской Федерации. Анализировались опубликованные на 1 февраля 2016 г. в открытом доступе документы с использованием данных: справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (региональное законодательство) и официальных сайтов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В работе выделены и отдельно рассмотрены законодательно установленные обязанности субъектов Российской Федерации в сфере культуры: общие обязанности; обязанности в отношении отдельных секторов культуры (музейной, библиотечной, культурно-досуговой деятельности, исполнительских искусств, кинематографии, наследия), обязанности по поддержке творческой деятельности и творцов, а также финансовые и материальные аспекты регионального законодательства о культуре.
Проведенный анализ выявил общие проблемы действующего в регионах законодательства, связанные с наличием серьезных пробелов в составе установленных обязанностей. Также выделены подходы к их решению в отдельных субъектах Российской Федерации, в том числе не имеющие аналогов на федеральном уровне. Развитие этих подходов может быть использовано при совершенствовании федерального и регионального законодательства в сфере культуры.


Государственная политика в области культурного развития населения представляет собой совокупность принципов и норм, которые регламентируют деятельность государства по направлению сохранения, развития и распространения культуры.

Актуальность темы научной статьи обуславливается тем фактом, что культура определяет национальное самосознание, уровень развития общества внутри государства и позиции государства на международной арене, его место в глобальном мировом культурном пространстве. Данный факт определяет значение, которое придает государство культурной политике, в качестве части государственной политики.

Так, развитие сферы культуры в России является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности государства на федеральном, областном и на муниципальном уровне управления. Повышенное внимание к данной сфере вызвано пониманием важности создания единого культурного пространства в качестве гаранта успешности развития области во всех сферах, в том числе и в экономическом развитии.

Цель научной статьи заключается в исследовании и определении организационно-правовых, финансовых и социально-экономических основ культурной политики государства, в том числе и на уровне муниципальных образований.

Ключевые слова: сфера культуры, государственная культурная политика, развитие культуры, культурное развитие общества, муниципальные образования.

В первую очередь, необходимо отметить, что содержание государственной политики в сфере развития культуры предполагает осуществление деятельности в следующих направлениях:

– поддержка и реализации программ культуры посредством распределения различного рода ресурсов: материальных, финансовых, трудовых и информационных;

– инициирование и разработка социально-культурных программ с учетом обозначенных приоритетов;

– выявление приоритетных направлений развития культуры с учетом должного состояния культурной жизни и реального ее состояния [5, c. 362].

Одним из основополагающих законодательных документов в исследуемой области является, принятый в 1992 году Верховным Советом Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». На сегодняшний день действует редакция закона от 30 апреля 2021 года. Еще одним важным документом в данной области является Указ Президента Российской Федерации № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики». Данные законодательные акты определяют цели и стратегические задачи государственной культурной политики, а также ключевые принципы развития сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации. Так, в соответствии с указанными документами государственная политика в сфере культуры призывает обеспечивать приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности государства. Кроме того, они устанавливают, что развитие сферы культуры направлено на сохранение и развитие культуры, обеспечение социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности государства.

На законодательном уровне закреплена необходимость осуществления комплекса мероприятий, которые направлены на формирование условий по доступности пользования учреждениями культуры населением, на модернизацию учреждений культуры в соответствии с разграничением полномочий всех уровней власти, разработку нормативно-правовой и методической базы, регулирующей преобразование инфраструктуры отрасли и системы ее управления в соответствии с требованиями административной реформы [1, c. 219].

Необходимо также отметить, что на законодателем закреплены механизмы формирования условий для эффективной деятельности бюджетных организаций путем осуществления комплекса мер, направленных на обеспечение адаптации учреждений культуры к рыночным условиям. Такими мерами, в частности, являются совершенствование стратегического планирования, преобразование учреждений культуры в новые организационно-правовые формы, разработка механизмов государственно-частного партнерства, а также развитие системы саморегулирования и меценатства [4, c. 12].

Основой стратегии государства в сфере культуры является идея объединения усилий всего общества для формирования единого культурного пространства и коллективной идентичности россиян, которая, в свою очередь, основывается на комплексном подходе к культуре и предполагает значительное расширение области культурной политики. Такой подход направлен на формирование интегративной стратегии согласования культурной политики государства с его политикой в иных областях и на преодоление ведомственных преград, на укрепление при регуляции социокультурной жизни взаимодействия всех субъектов культурной политики.

Важно обозначить, что помимо всего обозначенного, государственная культурная политика выступает инструментов осуществления согласования интересов творческой личности, публики, общества и государства. Основой такого согласования выступают законодательные акты в сфере культуры и искусства.

Для достижения поставленных государством целей в вопросе развития культуры на муниципальном уровне разрабатываются и внедряются соответствующие программы развития культуры. Например, планируемыми результатами реализации таких программ могут являться укрепление единого культурного пространства муниципального образования, утверждение приоритетной роли государственной культурной политики и формирование у граждан образования общественного сознания, поведенческих норм, формирование гражданского патриотизма и межнационального согласия. Кроме того, такие программы направлены на повышение качества государственного управления и эффективности расходования бюджетных средств, создание равного уровня доступности для населения культурных благ вне зависимости от размера дохода и социального статуса граждан, формирование на территории муниципального образования культурной среды, отвечающей потребностям личности и общества граждан, а также обеспечение широкого доступа граждан к культурным ценностям путем формирования публичных электронных библиотек и музейных архивов.

Культурная деятельность органов власти на территории муниципальных образований предполагает собой деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ [2, c. 43].

На территории каждого муниципального образования функционируют учреждения культуры в виде, например, домов или дворцов культуры, музеев, библиотек, театров и так далее. Финансирование учреждений культуры осуществляется за счет средств учредителя, доходов от собственной деятельности и других разрешенных законодателем доходов и поступлений.

Стоит отметить, что на сегодняшний день в Российской Федерации функционируют не только государственные, но и частные учреждения культуры. Условия их созданий, деятельности и реорганизации предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях». Кроме того, данным Законом предусмотрены льготы для организаций, которые действуют в сфере культуры.

Основой развития культуры выступает программно-целевой метод финансирования, который ориентирован на комплексное сохранение российской культурной самобытности [1, c. 226]

Деятельность сферы культуры на территории муниципальных образований подчиняется созданию условий с целью реализации государственной культурной политики на территории соответствующего муниципального образования. Приоритетным направлением во всех случаях является внедрение комплекса мер, которые направлены на реализацию историко-культурного потенциала региона и обретение статуса одного из национальных культурных центров государства [3, c. 656].

Культурные программы на территории муниципальных образований разрабатываются соответствующими органами и утверждаются на период, как правило, пять лет. В таких программах обозначается комплекс задач, предназначенных для реализации, для достижения целей культурного развития населения. Для каждой задачи в программе определяются мероприятий для их реализации. Кроме того, в рамках программ развития культуры муниципального образования могут быть разработаны подпрограммы, со своими целями, задачами и мероприятиями, соответственно.

Для определения эффективности реализации программы развития культуры на территории того или иного муниципального образования в программе определяются ожидаемые результаты и показатели, свидетельствующие о таковой [1, c. 206].

Так, можно подытожить, что организационно-правовые, финансовые и социально-экономические основы политики государства в сфере развития культуры, в том числе и на территории муниципальных образований, нашли свое отражение в таких законодательных актах, как Федеральный закон Российской Федерации «Основы государственной культурной политики», Федеральный закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», а также в иных законодательных актах и правовых актах субъектов Российской Федерации и актах местного значения.

Основа развития культуры — это программно-целевой метод финансирования, которые ориентируется на комплексное сохранение российской культурной самобытности.

В рамках развития положений Федеральной программы сохранения и развития культуры в субъектах Российской Федерации принимаются в значительном количестве территориальные программы развития различных сфер культурной деятельности, а также концепции развития определенных областей культуры. Например, такими являются программы сохранения и развития культуры и искусства; укрепления материально-технической базы учреждений культуры; развития информационной сети образовательно-культурной сферы и информационного обеспечения; развития кинематографии и другие.

Деятельность сферы культуры муниципальных образований подчиняется созданию условий для реализации государственной культурной политики на территории субъекта Федерации. Важным направлением в данном вопросе является внедрение комплекса мер, которые направлены на реализацию историко-культурного потенциала муниципального образования и обретение статуса национального культурного центра государства.

  1. Бирюкова, Т. С. Управление сферой культуры в регионе / Т. С. Бирюкова, И. А. Кох // Вопросы управления. — 2020. — № 2 (63). — С. 214–228.
  2. Виговская, А. С. Основные задачи и функции деятельности органов местного самоуправления в сфере культуры на примере муниципального образования города-курорта Анапа / А. С. Виговская, Е. А. Некрасова // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления: региональный аспект. — 2019. — С. 42–44.
  3. Максимова, М. А. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры, образования, физического развития и спорта / М. А. Максимова, Н. В. Павлов // Синергия Наук. — 2020. — № 43. — С. 654–660.
  4. Султанова, В. В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры / В. В. Султанова // Юридический факт. — 2019. — № 61. — С. 11–13.
  5. Хайруллин, Р. А. К вопросу полномочий органов местного самоуправления в сфере национальной культуры / Р. А. Хайруллин // Государство и общество: актуальные вопросы взаимодействия. — 2020. — С. 361–364.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная культурная политика, Российская Федерация, муниципальное образование, развитие культуры, сфера культуры, государственная политика, единое культурное пространство, культурная политика, территория, комплексное сохранение.

Государственная политика в области культуры и искусства – это специальное направление внутренней политики, которое опосредует деятельность должностных лиц и органов государства, организаций и деятелей культуры и искусства, институтов гражданского общества для целей всесторонней поддержки, сохранения и развития культуры, творческой деятельности населения страны и формирование у личности системы культурных ценностей, присущих российскому социуму.

Значение государственной политики в области культуры и искусства

На современном этапе развития общества и государства культурная деятельность выступает одним из важнейших факторов социально-экономического развития, а также международного сотрудничества, поскольку такое сотрудничество требует формирование уважительного отношения к культурным ценностям собственного народа и других народов.

Современным российским государством культура и искусство рассматриваются в качестве важнейших стимулов общественного развития, гарантирующих сохранение культурной и территориальной целостности государства. Указанном обусловлено значение государственной политики в области культуры и искусства, основу которой сегодня составляет стратегический документ, утвержденный главой государства, определяющий приоритеты культурного развития российского общества. Вопросы обеспечения взаимодействия системы государственного управления и субъектов культурных инициатив для эффективной реализации государственной политики в области культуры и искусства регламентируются распоряжением федерального правительства, утвердившего стратегию политики государства в сфере культуры и искусства до 2030 г. Названным документом политика в сфере культуры и искусства отнесена к числу стратегически важных инструментов обеспечения национальной безопасности.

Значение государственной политики в области культуры искусства определяется основными целями ее разработки и реализации, а именно:

Готовые работы на аналогичную тему

  • обеспечением гармоничной среды для развития личности и укрепления единства российского общества за счет эффективного культурного развития;
  • сохранения культуры народов Российского государства, развитие такой культуры посредством передачи молодому поколению содержания гуманитарных ценностей, традиционных для российского общества.

К числу ценностей культурно-цивилизационного характера, восприятие, сохранение и развитие которых должна обеспечивать государственная политика в сфере культуры и искусства, стратегическим документом отнесены:

  • приоритет духовных ценностей над материальными;
  • защита прав и свобод личности;
  • защита семьи;
  • защита труда как средства созидания;
  • служение Отечеству;
  • общечеловеческие морально-нравственные ценности – милосердие, гуманизм, справедливость.

Значение государственной политики в области культуры и искусства определяется ролью культуры и искусства в современном обществе как инструментов:

  • обеспечения, развития и защиты прав личности;
  • уважения культурных ценностей всех народов;
  • утверждения общечеловеческих морально-нравственных ценностей – гуманизма, справедливости, милосердия и др.

Модели осуществления государственной политики в области культуры и искусства

Практике публичного управлении, в том числе государственной политике в области культуры и искусства известны различные модели реализации такой политики. К числу основных относятся:

  • модель, при которой государство не направляет прямо бюджетные ресурсы для обеспечения социально-культурной инфраструктуры общества, однако стимулирует общественные организации и представителей бизнеса, отдельных индивидов инвестировать средства в культурные проекты и культурные инициативы. Такая модель, например, активно используется в США;
  • модель, при которой государство направляет финансовые ресурсы в сферу культуры, однако их непосредственным распределением занимаются негосударственные специальные образования. Такая модель патронажа культуры сформировалось в Великобритании;
  • модель, при которой государство не только финансово обеспечивает сферу развития культуры и искусства, но и определяет объемы и характер распределения этих ресурсов внутри культурного сообщества;
  • модель, которая по характеру финансового обеспечения сходна с предыдущей, то есть финансовые ресурсы направляются и распределяются сфере культуры государством, однако государство также и определяет роль культуры в обществе, а именно обслуживание идеологии государства.

В современной России новая модель государственной политики в области культуры и искусства предполагает использование смешанной модели, в которой:

  • государство напрямую инвестирует в культурные учреждения, при этом какие учреждения обязаны обеспечить эффективное расходование бюджетных ресурсов;
  • государство выступает как меценат, то есть выделяет бюджетные ресурсы для реализации культурных инициатив исходя из культурной значимости проекта безотносительно прибыльности проекта;
  • государство совместно с иными субъектами публичного управления осуществляет целевое финансирование мероприятий культурного характера на уровне регионов;
  • государство привлекает инвестиции в сферу культуры и искусства посредством учреждения государственно-частного партнерства и др.

Методы осуществления государственной политики в области культуры и искусства

К числу основных методов осуществления государственной политики в области культуры и искусства следует отнести разработку и реализацию стратегических и программных документов, которые предусматривают конкретные мероприятия, объемы и источники финансирования, а также ответственных за их реализацию субъектов в сфере культуры и искусства.

Такие программные и стратегические документы реализуются, как на уровне Федерации, так и на региональном уровне.

Работа посвящена вопросам отражения в законодательстве субъектов Российской Федерации государственных обязанностей в сфере культуры, влекущих их финансовое обеспечение. В основу положено исследование законодательной базы 85 субъектов Российской Федерации. Анализировались опубликованные на 1 февраля 2016 г. в открытом доступе документы с использованием данных: справочной правовой системы "КонсультантПлюс" (региональное законодательство) и официальных сайтов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В работе выделены и отдельно рассмотрены законодательно установленные обязанности субъектов Российской Федерации в сфере культуры: общие обязанности; обязанности в отношении отдельных секторов культуры (музейной, библиотечной, культурно-досуговой деятельности, исполнительских искусств, кинематографии, наследия), обязанности по поддержке творческой деятельности и творцов, а также финансовые и материальные аспекты регионального законодательства о культуре. Проведенный анализ выявил общие проблемы действующего в регионах законодательства, связанные с наличием серьезных пробелов в составе установленных обязанностей. Также выделены подходы к их решению в отдельных субъектах Российской Федерации, в том числе не имеющие аналогов на федеральном уровне. Развитие этих подходов может быть использовано при совершенствовании федерального и регионального законодательства в сфере культуры.

Suggested Citation

Download full text from publisher

More about this item

Keywords

Statistics

Corrections

All material on this site has been provided by the respective publishers and authors. You can help correct errors and omissions. When requesting a correction, please mention this item's handle: RePEc:scn:vgmu00:2016:i:2:p:111-130 . See general information about how to correct material in RePEc.

If you have authored this item and are not yet registered with RePEc, we encourage you to do it here. This allows to link your profile to this item. It also allows you to accept potential citations to this item that we are uncertain about.

We have no bibliographic references for this item. You can help adding them by using this form .

If you know of missing items citing this one, you can help us creating those links by adding the relevant references in the same way as above, for each refering item. If you are a registered author of this item, you may also want to check the "citations" tab in your RePEc Author Service profile, as there may be some citations waiting for confirmation.

Please note that corrections may take a couple of weeks to filter through the various RePEc services.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: