Не противоречат ли принципу равенства граждан правила подсудности дел военным судам

Обновлено: 18.04.2024

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

ГАРАНТ:

См. Обзоры судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц" Военной коллегии Верховного Суда РФ

Информация об изменениях:

2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 30 апреля 2010 г. N 3-ФКЗ часть 1 статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона дополнена пунктом 4, вступающим в силу с 4 мая 2010 г.

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. N 2-ФКЗ статья 7 настоящего Федерального конституционного закона дополнена частью 2.1, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

2.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 4 декабря 2006 г. N 5-ФКЗ статья 7 настоящего Федерального конституционного закона дополнена частью 3.1, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

3.1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. N 2-ФКЗ статья 7 настоящего Федерального конституционного закона дополнена частью 6.1, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

6.1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности.

Информация об изменениях:

8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

ГАРАНТ:

О разъяснении применения статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального конституционного закона

Подборка наиболее важных документов по запросу Подсудность гражданских дел военным судам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Подсудность гражданских дел военным судам

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 7 "Подсудность дел военным судам" Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" "Отказывая в передаче гражданского дела на рассмотрение по подсудности в военный суд, суд при вынесении настоящего определения исходил из того, что законных оснований для такой передачи дела по подсудности в данном случае не имеется, поскольку по правилам ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" граждане, уволенные с военной службы, вправе обжаловать в военный суд только такие действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, которые нарушили права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан именно в период прохождения ими военной службы; вместе с тем, в настоящем случае истцом оспаривается правомерность действий и решений, состоявшихся уже после прекращения истцом военной службы, поскольку истец уволен с военной службы в июне 2018 года, первоначальное решение жилищной комиссии по вопросу о принятии на учет принято 30 августа 2018 года, в рамках настоящего спора истцом оспаривается решение жилищной комиссии, принятое 23 мая 2019 года; при этом, спорные правоотношения по своей правовой природе носят не административный, а жилищно-правовой характер, в связи с чем данное дело не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства; в силу ст. 33 ГПК РФ дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Подсудность гражданских дел военным судам

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Есть ли подведомственность? (Преподавание, наука, практика)
(Воронов А.Ф.)
("Вестник гражданского процесса", 2020, N 5) См., например: Воронов А.Ф. О специализированной подсудности гражданских дел военным судам // Законодательство. 2011. N 4. С. 60 - 71.

Статья 7. Подсудность дел военным судам

1. Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

(п. 4 введен Федеральным конституционным законом от 30.04.2010 N 3-ФКЗ)

2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

2.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

(часть 2.1 введена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 2-ФКЗ)

3. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

(часть третья.1 введена Федеральным конституционным законом от 04.12.2006 N 5-ФКЗ)

4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

5 - 6. Утратили силу. - Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности.

(часть 6.1 введена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 2-ФКЗ)

7. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Подсудность военным судам административных

и гражданских дел, дел об административных правонарушениях

и материалов о грубых дисциплинарных проступках

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 27)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В силу статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", статьи 18 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), статьи 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2006 года N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, подсудны военным судам.

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 27)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лица, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, граждане, пребывавшие в мобилизационном людском резерве, вправе оспаривать в военных судах действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных лиц в период прохождения военной службы, военных сборов, пребывания в мобилизационном людском резерве (например, дела по административным исковым заявлениям лиц, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе и т.п.).

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 27)

(см. текст в предыдущей редакции)

Дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Судьям военных судов подсудны также дела о совершенных военнослужащими административных правонарушениях, которые рассматриваются в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ. В таких случаях подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ.

Дела по искам к военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, о возмещении ущерба, причиненного ими при исполнении обязанностей военной службы по основаниям, установленным статьями 8, 9 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", подсудны военным судам.

Судьи гарнизонных военных судов осуществляют судопроизводство по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста.

В силу части 4 статьи 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам, дислоцированным за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

2. При принятии административных исковых заявлений и исковых заявлений к производству суда необходимо иметь в виду, что в качестве административных истцов (истцов) могут выступать военнослужащие, граждане, проходящие или прошедшие военные сборы, граждане, пребывающие или пребывавшие в мобилизационном людском резерве, и лица, уволенные с военной службы, органы военного управления и воинские должностные лица, а в качестве административных ответчиков (ответчиков) - органы военного управления и воинские должностные лица, а также военнослужащие, граждане, проходящие или прошедшие военные сборы, граждане, пребывающие или пребывавшие в мобилизационном людском резерве, и лица, уволенные с военной службы (например, по основаниям, установленным Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих").

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 27)

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащими являются граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) иностранного государства, которые проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также граждане, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранные граждане, которые проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

В случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, военнослужащие могут проходить военную службу не на воинских должностях в организациях, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, определяемых Президентом Российской Федерации. В силу статьи 19 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, в качестве ответчиков (заинтересованных лиц) по искам и заявлениям военнослужащих, проходящих военную службу не на воинских должностях, могут выступать как руководители соответствующих организаций (например, по вопросам освобождения от должности), так и органы военного управления, воинские должностные лица (например, по вопросам увольнения с военной службы).

К органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Под воинскими должностными лицами понимаются должностные лица органов военного управления, командиры (начальники) воинских частей, начальники органов военной полиции, начальники гарнизонов, иные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выступающие от имени Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции, принявшие оспариваемое решение, совершившие оспариваемые действия (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы заявителей, в том числе руководители управлений, департаментов, учреждений и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

3. В силу пункта 10 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане приобретают статус военнослужащего с момента начала военной службы, который исчисляется:

для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - со дня присвоения воинского звания рядового;

для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - со дня вступления в силу контракта о прохождении военной службы;

для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, - с даты зачисления в указанные образовательные организации.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, исполняющих воинскую обязанность, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" статус военнослужащего распространяется только в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. При решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 27)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При подготовке административных и гражданских дел к судебному разбирательству необходимо учитывать, что процессуальным законодательством предусмотрены различия в порядке рассмотрения дел, возникающих из публичных и иных правоотношений, в связи с чем особое значение приобретает правильное установление характера правоотношений сторон.

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 27)

(см. текст в предыдущей редакции)

Военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми.

Таким образом, нормы главы 22 раздела IV КАС РФ применяются, когда требования военнослужащих непосредственно вытекают из военно-служебных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой.

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 27)

(см. текст в предыдущей редакции)

В тех случаях, когда оспариваемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

6. Административное исковое заявление (далее - заявление) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 219 КАС РФ подается в военный суд в трехмесячный срок со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 27)

(см. текст в предыдущей редакции)

Пропуск данного срока не является для суда основанием для отказа в принятии заявления, но при отсутствии уважительных причин, которые подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в судебном заседании независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица, может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления с указанием в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

7. При рассмотрении споров, связанных с прохождением военной службы, судам следует учитывать, что в силу частей 1 и 4 статьи 15, статьи 120 Конституции Российской Федерации суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.

При этом необходимо иметь в виду, что порядок прохождения военной службы, в частности заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, поступление на военную службу и увольнение с нее, назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей, дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, а также иные правоотношения, имеющие специфический характер в условиях военной службы, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

Нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе (например, часть 8 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ): трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей и др.).

При разрешении споров, связанных с прохождением военной службы, судам необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в постановлениях от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 6 февраля 2007 года N 5 и от 16 апреля 2013 года N 9), от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 5 марта 2013 года N 4), от 27 июня 2013 года N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней", а также от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (с изменением, внесенным постановлением Пленума от 9 февраля 2012 года N 3).

Не находятся ли в противоречии с принципом равенства граждан правила о подсудности уголовных дел, в соответствии с которыми дела в первой инстанции рассматриваются в зависимости от тяжести преступления, важности и сложности дела судами, относящимися к разным звеньям судебной системы, вплоть до Верховного Суда РФ?

Ответы на вопрос:

Нет, не является

Похожие вопросы

Не противоречат ли принципу равенства граждан, правила подсудности дел военным судам различных звеньев в зависимости от звания и должности привлекаемого к ответственности лица?

В областной суд поступило уголовное дело по обвинению Ермакова в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 206 УК РФ (захват заложника с применением оружия), которое должно рассматриваться областным судом по первой инстанции. Какое структурное подразделение областного суда должно рассматривать данное уголовное дело по первой инстанции? Наделен ли областной (краевой) суд полномочиями на рассмотрение гражданских дел? В каком составе судей могут рассматриваться уголовные и гражданские дела в областном (краевом) суде по первой инстанции?

Было исправление кадастровой ошибки. Первый судебный межрайонный судинстанцию выиграли. ФКП Россрейстра падала опеляционую жалобу в Верховный суд. Верховный суд оставил без изменения решение первой межрайонный судебной инстанции. Законную силу вступила 14.09.16 Когда нам можно подавать заявление о возмещение судебных расходов. После истечение 6 месяцов или сразу же после вступления в законную силу.

Мы подали кассационную жалобу по уголовному делу, верховный суд республики истреблять уголовное дело из суда первой и станции, может ли суд первой инстанции назначать судебное заседание когда материалы уголовного дела находятся в верховной суде.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 19 июля 2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» при наличии нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, устанавливающих правила подсудности, суд апелляционной инстанции в соответствии со статьёй 47 Конституции РФ и частью 2 статьи 33 ГПК РФ отменяет постановление суда первой инстанции по основаниям части 3 статьи 330 ГПК РФ и передает дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение (п.37 постановления). Если сторонами по делу не заявлялось ходатайство о нарушении подсудности может ли суд аппеляционной инстанции отказать в передаче дела в суд первой инстанции по подсудности дела?

По гражданскому делу судом первой инстанции было вынесено определение, которым дело передано по подсудности в другой суд. Мной на это определение суда было подана частная жалоба, Верховный суд отказал мне и оставил определение суда первой инстанции в силе. Я подал кассационную жалобу на эти два определения, мне из кассации пришло письмо что дело затребовано Кассацией для изучения из суда первой инстанции, то есть того, который выносил определение о передаче дела в другой суд. Но мне уже пришла повестка из другого суда первой инстанции, куда было по подсудности передано дело, о назначении даты рассмотрения дела по существу. Вопрос: может ли суд первой инстанции слушать дело по существу, если оно затребовано кассационной инстанцией? И имею ли я право его отложить, и на что ссылаться в данном случае в ходатайстве об отложении рассмотрения дела?

Я истец по гражданскому делу, суд первой инстанции отказал в моих исковых требованиях, кассационная инстанция тоже, сейчас я подал в надзорную инстанцию, но они все тянут. Во-первых, судья отказал мне в ознакомлении с моим делом, пожаловался председателю - тоже тишина. И еще оказалось, что это дело вообще неподсудно окружному суду. Мое дело должно рассматриваться в другом суде - по месту нахождения ответчика, а это уже другой субъект федерации. У меня сомнения в правосудии. Могу ли я не дожидаясь результата надзорной инстанции, подать иск в суд по месту нахождения ответчика (исковые сроки позврляют)? Вполне вероятно, что надзрная инстанция откажет мне, а дальше только Верховный суд, а время идет. С уважением.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: