Реформа государственной деревни это реформа проведенная министром государственных имуществ

Обновлено: 25.04.2024

тва той эпохи. Он считал, что опыт этой реформы станет основой для шага, которого ждали от правительства либерально настроенные деятели. Но император, показав однажды Киселёвумножество папок с документами по данному вопросу, сказал: «Три раза начинал я это дело и три раза не мог продолжать его; видно, это перст Божий». 1) Назовите императора, о котором идёт речь. 2) Укажите вопрос, решения которого ждала прогрессивно настроенная общественность. 3) Почему император был нерешителен в данном вопросе?

император Николай 1
Крестьянский вопрос, отмена крепостного права.
Николай I считал, что торопиться нельзя так боялся дворянства которое было категорически против отмены крепостного права

теория общественного договора; представления о государстве, как «войны всех против всех», первая законченная система механистического материализма; теория демократии; теория государственного суверенитета;
Джон
Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Дэвид Юм и Иммануил Кант. Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врождённых идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

На 11-м году правления (ок. 2305 г. до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон покорил Туттуль (ныне Хит), крупный город Мари, страну Яримуту (местонахождение не ясно), страну Эблу и дошёл до Кедрового леса (то есть гор Аманус) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра).

«Саргон, царь Киша, одержал победу [над городами] в тридцати четырёх сражениях до самого моря [и] разрушил их стены. Он заставил суда из Мелуххи, суда из Магана [и] суда из Дильмуна причалить в бухте Аккаде.
Саргон, царь, простёрся перед Даганом [и] вознёс ему молитву; [и] он [Даган] даровал ему верхнюю землю, [а именно] Мари, Ярмути [и] Иблу, вплоть до Кедрового леса [и] до Серебряной горы.
Саргон, царь, которому Энлиль не позволил иметь равных, — 5400 воинов ежедневно едят перед ним хлеб.
Кто когда-либо сотрёт эту надпись — пусть Ан сотрёт его имя; пусть Энлиль лишит его семени; пусть Инанна …».
— надпись на табличке

Поздняя традиция, в частности, эпическая песня «Царь битвы», рассказывает, что к Саргону обратились семитские купцы из города Канеша в М. Азии с жалобой на притеснения, чинимые правителем Пуршаханды (Пурусханда) Нур-Даганом. В ответ на это, Саргон «переправился через Море захода солнца» покорил и объединил «Страну захода солнца». Что из этого является подлинным историческим фактом и где следует искать «Страну захода солнца» неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев вглубь Малоазиийского полуострова. Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат, немного ниже выхода этой реки из нагорной области.

После того, как Саргон расширил и укрепил своё царство на севере, западе и юге, он предпринял поход в Элам, где в это время существовало несколько небольших номов — государств, среди которых наиболее значительными были собственно Элам (или Адамдун) во главе с царём (шарру) Луххишшаном и энси (ишшакку) Санамсимурру (?) и Варахсе с правителем (шакканаку) Сидгау. Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы, в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан, энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энсиобласти Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.

Предполагают, что после похода в северные области Элама, Саргон завоевал страны Кутиум (гутии) и Луллубум (луллубеи). К сожалению, надписи в период правления Саргона не содержат прямых сведений о его походе в названные страны. Об этом говорят косвенные данные. Также Саргон вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб), на что указывает датированная формула «год, когда Саргон на Симуррум пошёл».

Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.

Ф. М. Достоевский

Аграрная реформа Столыпина, начавшаяся в 1906 году, была обусловлена теми реалиями, которые происходили в Российской Империи. Страна столкнулась с массовыми народными волнениями, в ходе которых стало абсолютно очевидно, что народ не желает жить по-прежнему. Более того само государство не могло управлять страной, опираясь на прежние принципы. Экономическая составляющая развития империи находилась в упадке. Особенно это было актуально в аграрном комплексе, где наблюдался явный упадок. В результате политические события, а также события экономические побудили Петра Аркадьевича Столыпина начать проводить реформы.

Предпосылки и причины

Одна из основных причин, которые побудили Российскую Империю начать массовое изменение в государственном устройстве были основаны на том, что большое количество простых людей высказывали свое недовольство властью. Если до этого времени высказывание недовольство сводилось к разовым мирным акциям, то к 1906 году эти акции стали намного масштабнее, а также кровавыми. В результате стало очевидно, что Россия борется не только с очевидными экономическими проблемами, но и с очевидным революционным подъемом.

Очевидно, что любая Победа государства над революцией основывается не на физической силе, а на силе духовной. Сильное духом государство само должно встать во главе реформ.

Петр Аркадьевич Столыпин

Причины аграрной реформы Столыпина

Одно из знаковых событий, которые побудили правительство России начать скорейшее реформы, случилось 12 августа 1906 года. В этот день в Петербурге на Аптекарском острове произошел теракт. В этом месте столицы жил Столыпин, который к этому времени занимал пост Председателя Правительства. В результате прогремевшего взрыва погибло 27 человек и 32 человека были ранены. Среди раненых были дочь и сын Столыпина. Сам Председатель Правительства чудом не пострадал. В результате в стране был принят закон о военно-полевых судах, где все дела, касающиеся терактов, рассматривались в ускоренном порядке, в течение 48 часов.

Случившийся взрыв лишний раз указал Столыпину, что народ желает коренных перемен внутри страны. Эти перемены нужно было давать людям в кратчайшие сроки. Именно поэтому была ускорена аграрная реформа Столыпина, проект которой стал продвигаться гигантскими шагами.

Суть реформы

24 августа 1906 года было опубликовано программа реформ правительством Российской Империи в аграрном секторе. Данная реформа представляла собой два больших блока:

  • Первый блок призвал граждан страны успокоиться, а также информировал о чрезвычайном положении во многих районах страны. Из-за терактов в ряде регионов России были вынуждены ввести чрезвычайное положение и военно-полевые суды.
  • Второй блок объявлял о созыве Государственной Думы, в ходе работы который планировалось создать и реализовать комплекс аграрных реформ внутри страны.

Столыпин отчетливо понимал, что реализация одних только аграрных реформ не позволит успокоить население и не позволит Российской Империи сделать качественный скачок в своем развитии. Поэтому наряду с изменениями в сельском хозяйстве Председатель Правительства говорил о необходимости принятия законов о вероисповедании, равноправии среди граждан, реформировании системы местного самоуправления, о правах и быте рабочих, необходимости введения обязательного начального образования, введение подоходного налога, увеличение жалование учителей и так далее. Одним словом, все то, что в дальнейшем реализовала Советская власть, было одним из этапов столыпинской реформы.

Безусловно, начать изменения такого масштаба в стране крайне тяжело. Именно поэтому Столыпин решил начать с аграрной реформы. Это было связано с рядом факторов:

  • Основная движущая сила эволюции это крестьянин. Так было всегда и во всех странах, так было и в те времена в российской империи. Поэтому для того, чтобы снять революционный накал, было необходимо обратиться к основной массе недовольных, предложив им качественные изменения в стране.
  • Крестьяне активно высказывали свою позицию о том, что помещичьи земли необходимо перераспределить. Зачастую помещики оставляли себе лучшие земли, выделяя крестьянам не плодородные участки.

Первый этап реформы

Аграрная реформа Столыпина началась с попытки разрушение общины. До этого момента крестьяне в деревнях жили общинами. Это были специальные территориальные образования, где люди жили единым коллективом, выполняя единые коллективные задачи. Если пытаться дать более простое определение, то общины очень похожи на колхозы, которые в дальнейшем реализовала Советская власть. Проблема же общин заключалась в том, что крестьяне жили сплоченной группы. Они работали для единой цели для помещиков. У крестьян, как правило, не было своих крупных наделов, и они не особо переживали за итоговый результат своей работы.

9 ноября 1906 года Правительство Российской империи издало указ, который позволял крестьянам свободно выходить из общины. Выход из общины был бесплатным. При этом крестьянин сохранял за собой все свое имущество, а также земли, которые были ему выделены. При этом, если земли выделялись на различных участках, то крестьянин мог требовать, чтобы земли были объединены в единый надел. Выходя из общины, крестьянин получал землю в виде отруба или хутора.

Карта аграрной реформы Столыпина

Карта аграрной реформы

Отруб это участок земли, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с сохранением за этим крестьянином его двора в деревне.

Хутор это земельный участок, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с переселением этого крестьянина из деревни на собственный участок.

С одной стороны такой подход позволял реализовать внутри страны реформы направленные на изменение внутри крестьянского хозяйства. Однако с другой стороны помещичье хозяйство оставалось нетронутым.

Суть аграрной реформы Столыпина, по замыслу самого создателя сводилась к следующим преимуществам, которые страна получала:

  • Крестьяне, жившие общиной, были массово подвержены влиянию революционеров. Крестьяне, которые живут отдельными хозяйствами, гораздо менее доступны для революционеров.
  • Человек, который получил в свое распоряжение землю, и который зависит от этой земли, напрямую заинтересован в конечном результате. В результате человек будет думать не о революции, а о том, как увеличить свои урожай и свою прибыль.
  • Отвлечь внимание от желания простых людей разделить помещичью землю. Столыпин выступал за неприкосновенность частной собственности, поэтому с помощью своих реформ он старался не только сохранить помещичьи земли, но и предоставить крестьянам то, что действительно было нужно.

В какой-то степени аграрная реформа Столыпина была похожа на создание передовых фермерских хозяйств. В стране должны были появиться в огромном количестве мелкие и средние землевладельцы, который бы не зависели напрямую от государства, а самостоятельно стремились развивать свой сектор. Этот подход находил выражение и в словах самого Столыпина, который часто подтверждал, что страна в своем развитии делает упор на «крепких» и «сильных» землевладельцев.

На начальном этапе развитие реформы правом выйти из общины пользовались немногие. Фактически из общины выходили только зажиточные крестьяне и беднота. Зажиточные крестьяне выходили потому, что у них было все для самостоятельной работы, и они могли теперь работать не на общину, а на себя. Беднота же выходила для того, чтобы получить отступные деньги, тем самым поднять свое материальное положение. Беднота, как правило, прожив какое-то время вдали от общины и лишившись своих денег, возвращались назад в общину. Именно поэтому на начальном этапе развития очень мало людей выходило из общины в передовые аграрные хозяйства.

Официальная статистика говорит о том, что только 10% всех образовавшихся аграрных хозяйств могли претендовать на звание успешного фермерского хозяйства. Только эти 10% хозяйств использовали современную технику, удобрение, современные способы работы на земле и так далее. В конечном итоге только эти 10% хозяйств работали выгодно с экономической точки зрения. Все остальные хозяйства, которые были образованы в ходе аграрной реформы Столыпина, оказались убыточными. Связано это с тем, что подавляющее большинство выходящих из общины людей были бедняками, которые не были заинтересованы в развитии аграрного комплекса. Эти цифры характеризуют первые месяцы работы столыпинских замыслов.

Политика переселения как важный этап реформы

Одна из существенных проблем Российской империи того времени заключалась в, так называемом, земельном голоде. Под этим понятием подразумевается то, что восточная часть России была крайне мало освоена. В результате подавляющее большинство земель в этих регионах были неосвоенными. Поэтому аграрная реформа Столыпина ставила одной из задач переселять крестьян из западных губерний в восточные. В частности, говорилось о том, что крестьяне должны переселяться за Урал. Прежде всего, эти изменения должны были коснуться тех крестьян, которые не имели своей земли в собственности.

Переселение крестьян в Сибирь

Так называемые, безземельные должны были переселиться за Урал, где должны были основать свое фермерское хозяйство. Данный процесс был абсолютно добровольным и никого из крестьян правительство не заставляло переселяться в восточные регионы насильственного. Более того, политика переселения основывалась на том, чтобы предоставить крестьянам, которые решатся переехать за Урал, максимальные льготы и хорошие условия для проживания. В результате человек, который соглашался на такое переселение, получал следующие послабления со стороны правительства:

  • Фермерское хозяйство крестьянина на 5 лет освобождались от любых налогов.
  • Крестьянин получал в свою собственность землю. Земля предоставлялась из расчета: 15 га на фермерское хозяйство, а также по 45 га на каждого из членов семьи.
  • Каждый переселенец получал денежную ссуду на льготных началах. Величина этой ссуды зависела от региона переселения, и в некоторых регионах достигала до 400 рублей. Это огромные деньги для Российской Империи. В любом регионе 200 рублей выдавались безвозмездно, а остальные деньги в виде ссуды.
  • Все мужчины, образовавшегося фермерского хозяйства, освобождались от воинской повинности.

Существенные преимущества, которые гарантировало государство крестьянам, привели к тому, что в первые годы реализации аграрной реформы большое количество людей переселилась из западных губерний в восточные. Однако несмотря на такой интерес населения к данной программе с каждым годом количество переселенцев все уменьшалось. Более того, с каждым годом увеличивался процент людей, которые возвращались назад в южные и западные губернии. Наиболее ярким примером является показатели переселения людей в Сибирь. В период с 1906 года по 1914 года в Сибирь переселилось более 3 миллионов человек. Однако проблема заключалась в том, что правительство оказалось не готово к такому массовому переселению и не успевало подготовить нормальные условия для проживания людей в конкретном регионе. В результате люди приезжали на новое место жительства, не имея никаких удобства и никаких устройств для комфортного проживания. В результате только из Сибири на прежнее место проживание вернулась порядка 17% людей.

Крестьянская изба

Несмотря на это аграрная реформа Столыпина в плане переселения людей дала положительные результаты. Здесь положительные результаты нужно рассматривать не с точки зрения количества людей, которые переселились и вернулись обратно. Основной показатель эффективности данной реформы заключается в освоении новых земель. Если говорить о той же Сибири, переселение людей привело к тому, что в данном регионе было освоено 30 миллионов десятин земли, которая до этого пустовала. Еще более важным преимуществом было то, что новые хозяйства были абсолютно оторваны от общин. Человек самостоятельно приезжал со своей семьей и самостоятельно поднимал свое фермерское хозяйство. У него не было никаких общественных интересов, никаких соседних интересов. Он знал, что есть конкретный земельный участок, который ему принадлежит, и который должен его кормить. Именно поэтому показатели эффективности аграрной реформы в восточных регионах России несколько выше чем в западных регионах. И это несмотря на то, что западные регионы и западные губернии традиционно более финансируемые и традиционно более плодородные с обработанной землей. Именно на востоке удалось добиться создания крепких фермерских хозяйств.

Главные результаты реформы

Аграрная реформа Столыпина имела огромное значение для Российской Империи. Впервые страна начала реализовывать такого масштаба изменения внутри страны. Были очевидны положительные сдвиги, но для того, чтобы исторический процесс мог дать положительную динамику, ему нужно время. Неслучайно сам Столыпин говорил:

Дайте стране 20 лет покоя внутреннего и внешнего и Вы не узнаете Россию.

Столыпин Пётр Аркадьевич

Это действительно было так, но, к сожалению, у России не было 20 лет тишины.

Результаты столыпинских реформ

Если же говорить о результатах аграрной реформы, то ее основные результаты, которые были достигнуты государством за 7 лет, можно свести к следующим положениям:

  • На 10% были увеличены посевные площади по всей стране.
  • В отдельных регионах, где крестьяне массово выходили из общины, посевные площади удалось увеличить до 150%.
  • Экспорт зерна был увеличен, составляя 25% от всего мирового экспорта зерна. В урожайные годы этот показатель увеличивался до 35 - 40%.
  • Закупка сельскохозяйственного оборудования за годы проведения реформ увеличилась в 3,5 раза.
  • В 2,5 раза увеличился объем используемых удобрений.
  • Рост промышленности в стране шел колоссальными шагами +8,8% в год, Российская Империя в этом плане вышла на первое место в мире.

Это далеко не полные показатели проведения реформы в Российской Империи в плане сельского хозяйства, но даже эти цифры показывают, что реформа имела однозначную положительную динамику и однозначный положительный результат для страны. Вместе с этим добиться полной реализации тех задач, которые ставил перед страной Столыпин, не удалось. В стране не удалось в полном объеме реализовать фермерские хозяйства. Это было связано с тем, что традиции ведения коллективного хозяйства у крестьян были очень сильны. И крестьяне нашли выход для себя в создании кооперативов. Кроме того повсеместно создавались артели. Первый артель был создан в 1907 году.

Артель это объединение группы лиц, которые характеризуют одну профессию, для совместной работы этих лиц с достижением общих результатов, с достижением общих доходов и с общей ответственностью за конечный результат.

В результате можем говорить о том, что аграрная реформа Столыпина была одним из этапов массового реформирования России. Это реформирование должно было в корне изменить страну, переведя ее в разряд одной из ведущих мировых держав не только в военном смысле, но и в смысле экономическом. Главная же задача данных реформы заключалась в том, чтобы разрушить общины крестьян, создав мощные фермерские хозяйства. Правительство хотело увидеть сильных собственников земли, в которых бы выражались не только помещики, но и частные хозяйства.

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

1 января 1984 года были проведена Земская реформа, которая стала одной из главных либеральных реформ Александра 2. Реформа вошла в историю под названием «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» и определяла систему местного самоуправления на местах.

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние. Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права. Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

  • Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
  • Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
  • Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.

Трутовский - заседание Земства

Суть реформы

1 января 1864 года император подписывает «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Этот документ запустил Земскую реформу, создав в уездах и губерниях органы местного самоуправления. Назывались эти органы – Земства.

Земства были выборными органами власти. Правом голоса наделялись только мужчины от 21 года, а все избиратели делились на 3 курии (разряда): земледельческая, городская и крестьянская.

Кто поулчил избирательные права в 1864 году
Курия Получали избирательные права
Земледельческая При наличии 200 десятин земли и имущества не менее чем на 15 тысяч рублей. Также признавались владельцы предприятий с доходом выше 6 тысяч рублей.
Крестьянская На 1-ом этапе выбирались представители в волостные сходы. На 2-ом этапе выбирались представители уездных земств. На 3-ем этапе выбирались представители губернских земств. Все шло поэтапно.
Городская Купцы, владельцы предприятий с доходом более 6 тысяч рублей. Также признавались владельцы недвижимости стоимостью 3600 рублей (в крупных городах) и 600 рублей ( в остальных городах).

Выборы по всем куриям проводились 1 раз в 3 года.

Избирательные курии с 1864 года

Земское самоуправление

Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть выбранные депутаты за 1 срок могли поучаствовать только в 1 таком съезде. В целом уездная и губернская система земств была похожа между собой. Каждый год они проводили сессии и выбирали управление. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – Министром внутренних дел.

Структура Земского самоуправления после 1864 года

Волостное (местное) самоуправление

Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель, повинностей, рекрутчины, выбор управления сходом и старосту. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне решал Волостной сход.

Структура Волостного самоуправления после 1864 года

Функции земств

Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:

  • Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями, или между городом и деревней.
  • Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.
  • Сбор статистических данных и организация переписи населения.
  • Помощь крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.

Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).

Земская реформа 1864 года - органы управления

Реализация реформы

Начиная с 1 января, Земская реформа 1864 года начала свою реализацию под контролем правительства Александра 2. Очень важно отметить, что Земства вводились не на всей территории Российской Империи. В частности новое положение не затронуло 2 категории регионов:

Реформа государственной деревни была проведена в царствование императора Николая I и датируется 1837–1841 годами. Она стала одним из шагов власти по решению крестьянского вопроса. Вопрос реформ некоторых сфер общественной жизни был ключевым в правление Николая I.

Предыстория и причины реформы

Крестьяне в Российской империи были не только крепостные, то есть те, кто принадлежал помещикам, но и казенные. Ими владело государство, но они все равно были прикреплены к земле.

Государственные крестьяне также страдали от малоземелья и роста податей и повинностей. В первой трети XIX века в ряде мест шел процесс обеднения этой категории земледельцев. Из-за сокращения наделов и размеров оброка они бунтовали, например, в 1830-е годы прошли Холерные и Картофельные бунты.

Главой правительства Российской империи в период проведения крестьянской реформы был престарелый Николай Николаевич Новосильцев. Этот граф в молодости был сподвижником императора Александра I и входил в Негласный комитет. В 1821 году он готовил проект отмены крепостного права. С 1838 по 1847 год правительство Российской империи возглавлял Илларион Васильчиков.

В 1835 году граф Павел Киселев был назначен руководителем V отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Он начал работать над проектом реформы, например, отправлять чиновников в различные губернии для проведения ревизии государственных имуществ. Сам он также знакомился с ситуацией на местах. В декабре 1837 года появилось Министерство государственных имуществ.

Павел Дмитриевич Киселев родился в 1788 году. Он был хорошо образован и принимал участие в войнах с Наполеоном и Османской империей. С проектом отмены крепостного права он обращался еще к императору Александру I в 1816 году. В 1834 году он вернулся из Дунайских княжеств в Санкт-Петербург и вскоре стал министром.

Усилиями министерства была создана новая система по управлению казенным имуществом и введено крестьянское самоуправление в деревне. В каждой губернии Российской империи появились Палаты государственных имуществ. Они включали в себя два отделения, хозяйственное и лесное. Несколько уездов подчинялись одному округу государственных крестьян. Его возглавлял окружной начальник. Округа делились на волости, которыми руководили волостные правления. Волости делились на сельские общества, и ими управляли избранные сходом сельские старейшины.

Государственных крестьян стали переселять на пустующие земли в разные регионы Российской империи. Для них появилась система денежных ссуд, что привело к снижению уровня бедности. Также выросли доходы казны и была усовершенствована система сбора налогов. Подушную подать заменили поземельным налогом. Последнее привело к выступлениям государственных крестьян в начале 1840-х.

В деревнях стали появляться больницы, школы, строились церкви, а количество питейных домов уменьшилось. Также вырос штат чиновников по управлению крестьянами, как и расходы на их содержание.

Реформа Киселева совпала с проведением денежной реформы Канкрина в 1839–1843 годах. Таким образом, в Российской империи на короткий период до Крымской войны установилась стабильная финансовая система и улучшилось положение государственных крестьян. Однако, отмена крепостного права произошла на 20 лет позже реформы Киселева.


Реформа государственной деревни была проведена в царствование императора Николая I и датируется 1837–1841 годами. Она стала одним из шагов власти по решению крестьянского вопроса. Вопрос реформ некоторых сфер общественной жизни был ключевым в правление Николая I.

Предыстория и причины реформы

Крестьяне в Российской империи были не только крепостные, то есть те, кто принадлежал помещикам, но и казенные. Ими владело государство, но они все равно были прикреплены к земле.

Павел Дмитриевич Киселев

Рис. 1. Павел Дмитриевич Киселев.

Государственные крестьяне также страдали от малоземелья и роста податей и повинностей. В первой трети XIX века в ряде мест шел процесс обеднения этой категории земледельцев. Из-за сокращения наделов и размеров оброка они бунтовали, например, в 1830-е годы прошли Холерные и Картофельные бунты.

Главой правительства Российской империи в период проведения крестьянской реформы был престарелый Николай Николаевич Новосильцев. Этот граф в молодости был сподвижником императора Александра I и входил в Негласный комитет. В 1821 году он готовил проект отмены крепостного права. С 1838 по 1847 год правительство Российской империи возглавлял Илларион Васильчиков.

В 1835 году граф Павел Киселев был назначен руководителем V отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Он начал работать над проектом реформы, например, отправлять чиновников в различные губернии для проведения ревизии государственных имуществ. Сам он также знакомился с ситуацией на местах. В декабре 1837 года появилось Министерство государственных имуществ.

Павел Дмитриевич Киселев родился в 1788 году. Он был хорошо образован и принимал участие в войнах с Наполеоном и Османской империей. С проектом отмены крепостного права он обращался еще к императору Александру I в 1816 году. В 1834 году он вернулся из Дунайских княжеств в Санкт-Петербург и вскоре стал министром.

Государственные крестьяне

Рис. 2. Государственные крестьяне.

Итоги реформы

Усилиями министерства была создана новая система по управлению казенным имуществом и введено крестьянское самоуправление в деревне. В каждой губернии Российской империи появились Палаты государственных имуществ. Они включали в себя два отделения, хозяйственное и лесное. Несколько уездов подчинялись одному округу государственных крестьян. Его возглавлял окружной начальник. Округа делились на волости, которыми руководили волостные правления. Волости делились на сельские общества, и ими управляли избранные сходом сельские старейшины.

Государственных крестьян стали переселять на пустующие земли в разные регионы Российской империи. Для них появилась система денежных ссуд, что привело к снижению уровня бедности. Также выросли доходы казны и была усовершенствована система сбора налогов. Подушную подать заменили поземельным налогом. Последнее привело к выступлениям государственных крестьян в начале 1840-х.

В деревнях стали появляться больницы, школы, строились церкви, а количество питейных домов уменьшилось. Также вырос штат чиновников по управлению крестьянами, как и расходы на их содержание.

Реформа Киселева совпала с проведением денежной реформы Канкрина в 1839–1843 годах. Таким образом, в Российской империи на короткий период до Крымской войны установилась стабильная финансовая система и улучшилось положение государственных крестьян. Однако, отмена крепостного права произошла на 20 лет позже реформы Киселева.

Император Николай I

Рис. 3. Император Николай I.

Что мы узнали?

Кратко проведение киселевской реформы управления государственными крестьянами в России проходят в школьном курсе истории 8 и 10 классов. Вследствие реформы улучшилось положение государственных крестьян, снизился уровень бедности, было введено самоуправление в деревнях.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: