С помощью круговых схем изобразите отношения между понятиями адвокат прокурор брюнет юрист

Обновлено: 28.03.2024

Описание круговых схем отношения между юридическими понятиями; построение умозаключения по утверждающему и отрицающему модусам условно-категорического силлогизма. Корректность суждений путем превращения, обращения, противопоставления субъекту и предикату.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 23.06.2011
Размер файла 120,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

КАФЕДРА Гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин

Заболотских Елена Андреевна

Печерских Николай Анатольевич

1. Обобщить и ограничить понятие "Удмуртия"

2. Определить вид понятия "Строитель"

3. Определить с помощью круговых схем отношения между понятиями: юрист, преступник, правонарушение, человек, закон

4. Определить вид и правильность деления. В неправильном делении указать нарушенное правило: политический режим государства может быть демократическим или антидемократическим

5. Определить вид и правильность определения. В не правильном определении указать нарушенное правило: Грабеж - это преступление против собственности, состоящее в открытом хищении чужого имущества

6. Используя условную посылку, построить умозаключения по утверждающему и отрицающему модусам условно-категорического силлогизма. Записать их в символичной форме: Если лицо не виновно в совершении преступления, то не подлежит привлечению к уголовной ответственности

7. Используя исходную посылку, построить разделительно- категорические умозаключения. Записать их в символичной форме: Или выключатель не повернут, или свет не горит

8. Сделать вывод из исходных посылок, определить вид дилеммы, записать в символической форме: Если студент хорошо подготовился, то он отвечает уверенно и не дрожит. Иванов дрожит и отвечает неуверенно

9. Определить вид, структуру и распределенность терминов простого категорического высказывания: Юристы не всегда являются прокурорами

10. Построить корректные выводы из суждений путем превращения, обращения, противопоставления субъекту и предикату: Каждое преступление является особо тяжким

11. Определить корректность энтимемы: Хулиганство - наказуемое деяние, потому что хулиганство - преступление

1. Обобщить и ограничить понятие "Удмуртия"

Обобщение "Удмуртия" - автономная республика

Ограничение "Удмуртия" - ресторан Удмуртия.

юридический силлогизм суждение предикат

2. Определить вид понятия "Строитель"

Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках

Виды понятий: 1) единичные и общие; 2) собирательные и не собирательные; 3) конкретные и абстрактные; 4) положительные и отрицательные; 5) безотносительные и соотносительные.

Вид понятия "Строитель" - общее, не собирательное, не регистрирующее, конкретное, безотносительное.

3. Определить с помощью круговых схем отношения между понятиями: юрист, преступник, правонарушение, человек, закон

4. Определить вид и правильность деления. В неправильном делении указать нарушенное правило: политический режим государства может быть демократическим или антидемократическим

Деление - это такая логическая операция, в которой общее и отличительное, как две стороны каждой вещи, находят свое раздельное проявление - в подчинении видовых понятий общему роду и в соподчинении их между собой.

"Политический режим государства может быть демократическим или антидемократическим" - вид деления дихотомия, деление правильное, произведено соразмерно, то есть по одному основанию.

5. Определить вид и правильность определения. В не правильном определении указать нарушенное правило: Грабеж - это преступление против собственности, состоящее в открытом хищении чужого имущества

Вид определения - реальное, явное. Определение не правильное, так как оно не соразмерно, то есть слишком широкое - лишняя фраза - "преступление против собственности", имеются признаки тавтологии. "Собственности" и "Чужое имущество" - равнозначные фразы.

6. Используя условную посылку, построить умозаключения по утверждающему и отрицающему модусам условно-категорического силлогизма. Записать их в символичной форме: Если лицо не виновно в совершении преступления, то не подлежит привлечению к уголовной ответственности

Умозаключение - это фаза мышления, посредством которой, из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода.

Посылками умозаключения называются исходные суждения, из которых выводится новое суждение.

Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению, называется выводом. В зависимости от строгости выводов различают 2 вида умозаключений: демонстративные (необходимые) и недемонстративные (правдоподобные).

Если лицо виновно, то оно подлежит привлечению к уголовной ответственности. Если "А", есть "В".

Лицо не виновно, "А" - есть "В", отсюда Лицо не подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Если лицо не виновно, то оно не подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Если "А", - то есть "В".

Лицо привлечено к уголовной ответственности, отсюда "В" - нет. Следовательно "А" - нет. Отсюда - лицо виновно.

7. Используя исходную посылку, построить разделительно- категорические умозаключения. Записать их в символичной форме: Или выключатель не повернут, или свет не горит

Или выключатель не повернут, или свет не горит - отрицающе -утверждающий модус.

"А" есть или "В" или "С"

Выключатель не повернут

Следовательно "А" есть "С" - в комнате темно, и свет не горит.

8. Сделать вывод из исходных посылок, определить вид дилеммы, записать в символической форме: Если студент хорошо подготовился, то он отвечает уверенно и не дрожит. Иванов дрожит и отвечает неуверенно

Дилемма - это условно- разделительный силлогизм с двумя альтернативами, ибо третьего решения вопроса не существует.

2 вида дилемм: конструктивная и деструктивная.

Если студент хорошо подготовился, то он не дрожит и отвечает уверенно, или

он дрожит и отвечает не уверенно, значит, он не подготовленный.

Если Иванов дрожит и отвечает не уверенно, следовательно, Иванов плохо подготовлен.

Утверждающе - отрицающий модус.

"А" есть "В" или "С". "А" есть "С", следовательно "А" не есть "В".

9. Определить вид, структуру и распределенность терминов простого категорического высказывания: Юристы не всегда являются прокурорами

Юристы не всегда являются прокурорами - отрицательное высказывание. Относится к частно- отрицательному суждению

Некоторые S есть P Некоторые юристы не являются прокурорами.

Термин не распределенный, так как его объем частично включается в объем термина или частично исключается из него.

10. Построить корректные выводы из суждений путем превращения, обращения, противопоставления субъекту и предикату: Каждое преступление является особо тяжким

"Каждое преступление является особо тяжким"

Превращение: не все преступления являются особо тяжкими.

Обращение: преступления могут быть не большой и средней тяжести

Противопоставление: не любое преступление является особо тяжким.

11. Определить корректность энтимемы: Хулиганство - наказуемое деяние, потому что хулиганство - преступление

Энтимема - это вывод, доказательство, рассуждение, в к-рых одна или неск. посылок, либо само заключение не формулируются явно, а лишь подразумеваются, остаются "в уме".

Среднее слово - хулиганство.

Вывод: "преступление" "наказуемое деяние". Не все преступления являются хулиганством, но и не все хулиганства преступлением

Не корректный вывод, так как мелкое хулиганство - это правонарушение.

1. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1994. С. 202-246.

2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994. С. 116-168.

4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Учебник для юридических вузов. - Изд. 5-е, перераб. И доп. -= М.: Юристъ, 1999. -256с.

5. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994. С. 87-155.

Подобные документы

пределение отношений между понятиями. Субъект, предикат и связка суждений. Определение количества и качества суждений. Описание схемы вывода путем превращения. Построение логического квадрата. Построение умозаключения по утверждающе-отрицающему модусу.

контрольная работа [55,5 K], добавлен 26.06.2012

Причины возникновения и этапы развития науки логики. Аристотель как основоположник формальной логики. Дедуктивный метод Декарта. Процедуры противопоставления предикату, противопоставления субъекту. Умозаключения, соответствующие 1 и 2 фигурам силлогизма.

контрольная работа [88,7 K], добавлен 23.06.2017

Характеристика обращения суждений. Способ получить непосредственное умозаключение в результате логического преобразования. Существование абсурда, логической бессмыслицы. Сущность категорического силлогизма, прогрессивного и регрессивного полисиллогизма.

контрольная работа [38,1 K], добавлен 17.03.2009

Представление отношений между объемами понятий с помощью кругов Эйлера. Выполнение операций обобщения и ограничения терминов. Установление определения и деления представленных высказываний. Способы обращения, превращения и противопоставления предикату.

контрольная работа [138,6 K], добавлен 17.06.2011

Отношения между понятиями и их распределение кругами Эйлера. Ошибки в определении понятий. Приведение суждений к стандартной логической форме. Логическая форма сложного суждения. Превращения, обращение и противопоставление предикату некоторых суждений.

контрольная работа [69,5 K], добавлен 24.07.2009

Логическая характеристика понятий, отношения между ними, выражение с помощью круговых схем. Распределённость терминов при переходе от одного термина к другому. Основные законы логики. Непосредственные умозаключения и дедуктивные выводы из посылок.

контрольная работа [50,6 K], добавлен 01.07.2009

Сущность конкретных и пустых, абстрактных и общих понятий, отношения между ними. Субъект и предикат, постройка рассуждения по модусу разделительно-категорического умозаключения. Логическая форма суждений, способы аргументации и формы обоснования.

Поскольку предметы находятся в определенных отношениях между друг другом, то и обозначаемые их понятия находятся в определенных отношениях. Понятия, которые близки по своему содержанию и их можно сравнить, называются сравнимыми. Например, «ель» и «березу» можно сравнить поскольку они являются «деревьями», а понятие «красный помидор» и «слон» не имеют общих признаков, их нельзя сравнить.

Понятия, по характеру отношений между их объемами делятся на две группы: совместимые, когда элементы объема одного понятия частично или полностью принадлежат объему другого понятия, и несовместимые, когда ни один элемент объема одного понятия не принадлежит объему другого понятия.

Совместимые понятия могут находиться в отношениях: равнозначности, или тождества, пересечения, или перекрещивания, и подчинения, или субординации; несовместимые — в отношениях: соподчинения, или координации, противоположности, или контрарности, и противоречия, или контрадикторности.

Для иллюстрации отношений между объемами понятий применяются круговые схемы Эйлера. Принцип применения их таков: каждый круг обозначает объем какого-либо понятия, а каждая точка круга — элемент этого объема. Пример изображения кругов Эйлера для сравнимых понятий:

Например: Равнозначные понятия: А – первый космонавт, В – Ю.А. Гагарин

Подчинение: А – юрист, В – адвокат. Пересечение: А – преступник, В – спортсмен.

Соподчинение: А – следователь, В – прокурор, С – участковый милиционер, Д – работники правоохранительных органов. Противоположность: А – истина, В – ложь. Противоречие: А – черный, В – не-черный (синий, красный)

Сравнивать можно группу понятий, тогда отношения между ними будут изображаться несколькими кругами Эйлера.

Упражнение 12. Определите вид отношений между понятиями, изобразите эти отношения

с помощью круговых схем:

дом, кирпичный дом, строение

1. Автомобиль, человек, игрушка, 2. Мужчина, женщина, ребенок, 3. Растение, дерево, человек, 4. Год, месяц, январь. 5. Отец, сын, дед. 6. Красивый, безобразный, сильный. 7. Женщина, домохозяйка, преступник,

Упражнение 13. Приведите примеры понятий равнозначных данным:

Мельчайшая частица, столица России, Конституция, самое большое озеро мира, самая глубокая морская впадина, животное меняющее цвет кожи, приспосабливаясь к окружению, человек, совершивший преступление.

Упражнение 14. Приведите примеры понятий соответствующим отношениям

Упражнение 15. Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным.

Студент. Военнослужащий. Народный судья. Морской флот. Рекордсмен. Браконьер. Инженер. Нормативный акт. Академия. Киноактер. Депутат. Акция. Апелляция. Закон. Первопроходец.

Упражнение 16. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие понятия.

Учебник. Повесть. Озеро. Форма правления. Улика. Завод. Консульство. Понятие. Награда. Писатель. Прокурор. Общенародное государство. Химический элемент. Комедия.

Упражнение 17 . Определите вид отношения между несовместимыми понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.

1. Печать. Телевидение. Средство массовой информации. 2. Преступление, должностное преступление, хозяйственное преступление. 3. Известность, неизвестность. 4. Прямая линия, кривая линия. 5. Партийность, беспартийность.6. Революционер, контрреволюционер. 7. Виновность, невиновность. 9. Феодализм, капитализм, классовое общество. 10. Правда, ложь. 11. Юрист, прокурор, следователь, адвокат. 12. Сильный, слабый. 13. Истина, заблуждение. 14. Честь, бесчестие. 15. Общественная наука, история России, история экономических учений, философия. 16. Зависимость, независимость. 17. Обвинительный приговор, оправдательный приговор.

Упражнение 18. Подберите понятия, соподчиненные данным.

1. Преступление. 2. Наказание. 3. Демократия. 4. Городской транспорт. 5. Высшее учебное заведение. 6. Офицер. 7. Эксплуататорское общество. 8. Спортивная игра. 9. Сделка. 10. Смычковый инструмент. 11. Художественная литература. 12. Хищение. 13. Устав. 14. Ученое звание. 15. Форма государства.

Упражнение 19. Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным.

1. Большой. 2. Научный. 3. Капиталистический путь развития. 4. Холодный климат. 5. Легкая работа. 6. Верность. 7. Законный поступок

Каждый предмет или явление обладает некими свойствами (признаками).

Получается, что составить понятие об объекте означает, прежде всего, умение отличить его от других сходных с ним объектов.

Можно сказать, что понятие – это мысленное содержание слова.

Понятие – это форма мысли, отображающая предметы в их наиболее общих и существенных признаках.

Понятие – это форма мысли, а не форма слова, так как слово лишь метка, которой мы помечаем ту или иную мысль.

Слова могут быть различны, но при этом обозначать одно и то же понятие. По-русски – «карандаш», по-английски – «pencil», по-немецки – bleistift. Одна и та же мысль в разных языках имеет разное словесное выражение.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ. КРУГИ ЭЙЛЕРА.

По содержанию между понятиями могут быть два основных вида отношений: сравнимость и несравнимость .

Понятия, имеющие в своих содержаниях общие признаки, называются СРАВНИМЫМИ («адвокат» и «депутат»; «студент» и «спортсмен»).

В противном случае, понятия считаются НЕСРАВНИМЫМИ («крокодил» и «блокнот»; «человек» и «пароход»).

Если кроме общих признаков понятия имеют и общие элементы объёма, то они называются СОВМЕСТИМЫМИ.

Существует шесть видов отношений между сравнимыми понятиями. Отношения между объёмами понятий удобно обозначать с помощью кругов Эйлера (круговые схемы, где каждый круг обозначает объём понятия).

ВИД ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ ИЗОБРАЖЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ КРУГОВ ЭЙЛЕРА
РАВНОЗНАЧНОСТЬ (ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ) Объёмы понятий полностью совпадают. Т.е. это понятия, которые различаются по содержанию, но в них мыслятся одни и те же элементы объёма. 1) А – Аристотель В – основатель логики 2) А – квадрат В – равносторонний прямоугольник
ПОДЧИНЕНИЕ (СУБОРДИНАЦИЯ) Объём одного понятия полностью входит в объём другого, но не исчерпывает его. 1) А – человек В – студент 2) А – животное В – слон
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ (ПЕРЕКРЕЩИВАНИЕ) Объёмы двух понятий частично совпадают. То есть понятия содержат общие элементы, но и включают элементы, принадлежащие только одному из них. 1) А – юрист В – депутат 2) А – студент В – спортсмен
СОПОДЧИНЕНИЕ (КООРДИНАЦИЯ) Понятия, не имеющие общих элементов, полностью входят в объём третьего, более широкого понятия. 1) А – животное В – кот; С – собака; D – мышь 2) А – драгоценный металл В – золото; С – серебро; D - платина
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ (КОНТРАРНОСТЬ) Понятия А и В не просто включены в объём третьего понятия, а как бы находятся на его противоположных полюсах. То есть, понятие А имеет в своём содержании такой признак, которых в понятии В заменён на противополжный. 1) А – белый кот; В – рыжий кот (коты бывают и чёрными и серыми) 2) А – горячий чай; холодный чай (чай может быть и тёплым) Т.е. понятия А и В не исчерпывают всего объёма понятия, в которое они входят.
ПРОТИВОРЕЧИЕ (КОНТРАДИКТОРНОСТЬ) Отношение между понятиями, одно из которых выражает наличие каких-либо признаков, а другое – их отсутствие, то есть просто отрицает эти признаки, не заменяя их никакими другими. 1) А – высокий дом В – невысокий дом 2) А – выигрышный билет В – невыигрышный билет Т.е. понятия А и не-А исчерпывают весь объём понятия, в которое они входят, так как между ними нельзя поставить никакое дополнительное понятие.

Упражнение : Определите вид отношений по объёму приведённых ниже понятий. Изобразите их с помощью кругов Эйлера.

1) А – горячий чай; В – холодный чай; С – чай с лимоном

Горячий чай (В) и холодный чай (С) – находятся в отношении противоположности.

Чай с лимоном (С) может быть как горячим,

так и холодным, но может быть и, например, тёплым.

2) А – деревянный; В – каменный; С – строение; D – дом.

Всякое ли строение (С) – дом (D)? – Нет.

Всякий ли дом (D) – строение (С)? – Да.

Что-то деревянное (А) обязательно ли дом (D) или строение (С) – Нет.

Но можно найти деревянное строение (например, будка),

также можно найти деревянный дом.

Что-то каменное (В) не обязательно дом (D) или строение (С).

Но может быть и каменное строение, и каменный дом.

3) А – российский город; В – столица России;

С – Москва; D – город на Волге; Е – Углич.

1.определите вид отношений между следующими понятиями,изобразите его с
помощью круговых схем: Человек,студент,юрист.
2.проверьте,правильно ли обобщены понятия: радость - чувство.
З.проверьте,правильно ли ограничены понятия: позвоночнае -
млекопитающее.
4.проверьте правильность приводимых ниже определений. укажите,в чем
состоит ошибка в неправильных определениях. прямая- кратчайшая линия
между точками.
5.установите, к какому виду относится каждое из следующих определений.
мошенничество - это завладение личным имуществом граждан или
приобретение права на имущество путем обмана ли злоупотребления
доверием.
6.дайте объединенную классификацию сооружений, изобразите отношения
между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность
субъекта и предиката. Чаще всего вулканы имеют конусообразную форму.
7.проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных
на основе логического квадрата и укажите, в каких примерах допущены
ошибки и а чем они заключаютcя. истинно, что некоторые мероприятия
Наполеона были прогрессивны; значит, истинно также, что некоторые
мероприятия Наполеона не были прогрессивными.
8.преобразуйте суждение по правилам "превращения". ни один рассказ этого
автора не является интересным.
9.проверьте правильность "обращения". если обращение
неправильно,сделайте правильный вывод. теория овладевает массами.
значит, массы овладели теорией.
10.преобразуйте суждение по правилам "противопоставления предикату"
(если это возможно). Проверьте правильность с помощью превращения и
обращения. некоторые студенты являются недобросовестными.
11. установите правильность простого категорического
силлогизма,определив его фигуру и модус. сделайте полный разбор
силлогизма: укажите заключение и посылки,средний,меньший И больший
термины,меньшую и большую посылки.изобразите в круговых схемах отношения
между терминами. иногда образная речь не является красноречивой,ибо ни
одна глупость не является красноречивой,а иногда глупость выражается
образно.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Основные принципы логического мышления. Логическая характеристика понятий. Отношение между понятиями, их группировка по определенным признакам. Определение типа суждения (простое, атрибутивное, утвердительное, единичное). Написание логических формул.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 30.03.2011
Размер файла 23,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Основные принципы логического мышления

логика мышление понятие суждение

№1 На недавних парламентских выборах была сделана попытка зарегистрировать в Центральной избирательной комиссии блок «Независимые кандидаты». Как вы думаете, удалась ли эта попытка? Почему?

Закон тождества. Не удалось, т.к. в тексте сказано: «была сделана попытка».

№ 5 Исключите только одно понятие из ряда, так чтобы оставшиеся можно было включить в один общий род, укажите этот род.

А) медь, серебро, железо, алюминий, золото - цвет. металл;

Б) врач, слесарь, учитель, юрист, ученый - высшее образование;

В) наречие, глагол, подлежащее, местоимение, прилагательное - часть речи.

№ 6 Дайте полную логическую характеристику понятиям:

Книга - общее (нерегистрирующее), конкретное, безотносительное, несобирательное, положительное.

Беззаконие - отрицательное, несобирательное, абстрактное, общее (нерегистрирующее), безотносительное.

Симпатия - абстрактное, общее (нерегистрирующее), положительное, несобирательное, безотносительное.

Самая длинная река России - общее (регистрирующее), безотносительное, несобирательное, конкретное, положительное.

Оркестр Большого театра - собирательное, единичное, отрицательное, конкретное, соотносительное.

№ 7 С помощью круговых схем изобразите отношение между понятиями:

1. адвокат (А), прокурор (Б), брюнет (С)

2. Конституция (А), основной закон (Б)

3. Мужчина (А), умный человек (Б), женщина (В), философ (С)

4. Здание (А), фундамент (Б), небоскреб (В), часть здания (Г), комната (Д)

5. Явление природы (1), дождь (2), град (3), ненастье (4), событие (5), землетрясение (6).

№ 8 Подберите понятия, отношения между которыми соответствуют схемам:

1. А - невропатолог

А - гражданин РФ

Д - профессор в Германии

№ 1 Проанализируйте с точки зрения логики следующие определения:

А.С. Пушкин - солнце русской поэзии (характеристика)

А.С. Пушкин - великий русский поэт (А>Вс)

Шар представляет собой тело, образованное, вращением полукруга вокруг диаметра (явное, генетическое)

Шантаж - угроза разглашения компрометирующих сведений с целью вымогательства (реальное , явное А = Вс)

Взятка - деньги, передаваемые должностному лицу как оплата его преступлений (реальное, несоразмерное А>Вс )

Попугай - птица тропических стран с ярким оперением (реальное, А>Вс)

Беззаконие - положение, при котором общественная жизнь не обеспечивается законами (определение заключает в себе круг)

Что такое осень? Это - небо (определение заменено на характеристику)

№ 2 Определите тип суждений.

1. Международный Институт Экономики и Права основан в 1992 году. (Простое, атрибутивное, утвердительное, единичное)

2. Неблагодарность - худшее из всех зол. (Простое суждение с отношением)

3. В судебной практике некоторых западных стран встречаются дела, процесс по которым длится не более 15 минут. (Сложное )

4. Судья предоставил адвокату слово для защиты. (Простое, атрибутивное, утвердительное, единичное)

5. Права личности являются неотчуждаемыми и неприкосновенными. (Сложное, конъюнктивное)

6. Признание обвиняемого не является доказательством его вины. (Простое, атрибутивное, отрицательное, общее)

7. Государство обязано соблюдать права личности. (Простое, атрибутивное, утвердительное, общее)

№ 4 Какие предложения являются сложными, а какие простые?

1. Черное, Балтийское, Азовское и Охотское моря омывают границы России. (Простое)

2. Адвокат свободен принять или отвергнуть любое предложенное ему дело, при условии, что это не нарушает его профессионального долга. (Сложное)

4. Во все случаях, когда речь идет о жизни человека, его свободе, имуществе или репутации, он не может быть ущемлен в праве на юридическую помощь. (Сложное)

5. Если адвокат взял на себя ведение дела, то он не должен отказываться от него в ущерб клиенту без уважительной причины. (Сложное)

6. Законодательный орган не должен нарушать свободу религиозных убеждений и совершения религиозных обрядов. (Сложное)

7. Никто не может быть принужден свидетельствовать против себя самого. (Простое)

№ 5 Запишите логическую формулу:

1. Неверно, что хотя бы один из этих двоих замешан в преступлении.

2. Я никогда не решился бы на это, не будь его рядом

3. В случае победы стороны адвоката правосудие восторжествует.

4. Если эта версия окажется ложной, то либо преступник намного опытнее, чем мы думали, либо наша первоначальная гипотеза неверна.

5. Если психологи имеют некоторую математическую подготовку, то у филологов нет и этого.

6. Несмотря на то, что идет сильный дождь, на улице было довольно оживленно.

7. Когда идет дождь, то я сижу дома и смотрю телевизор, либо иду в кино; но если дождя нет, то я предпочитаю прогулку.

№ 8 Произведите операцию отрицания сложных суждений.

1. Он грамотный человек и к тому же интересный человек.

2. Либо шкатулка похищена, либо ее кто-то из домашних перепрятал с определенной целью.

3. Если мне в моей просьбе откажут, я буду обращаться в соответствующие органы вторично.

4. Неправда, что хотя бы один из нас двоих знает дорогу, однако мы решительно настроены найти ее.

5. Если этот закон будет принят в Гос. Думе , то, во-первых, будет решен важный правовой вопрос, а во-вторых, это создаст хороший прецедент решения подобных вопросов в будущем.

(А (В С)) = А (В С) = А В С

6. Либо неправда, что он это сделал, либо, в случае, если это действительно так, надо пересмотреть к нему свое отношение.

( А (А В)) = А (А В) = А А В= А В

№ 9 Произведите операцию отрицания суждений об отношениях

1. Я хорошо знаю этого человека.

2.Всякий человек знает имя любого главы европейского союза.

(V S R V S)= S R P

3. Каждый студент знает какой-нибудь иностранный язык.

(V S1 R M1) = S R V M

6. Некоторым людям доступны некоторые абсолютные истины.

( S1 R V S2) V S1 R S2

№1. Произведите превращение суждений

1. некоторые юристы - адвокаты.

2. Все адвокаты - юристы.

3. Никто не имеет права посягнуть на свободу личности.

V S P V S - S - P

4. некоторые законы не проработаны еще в достаточной мере.

№ 3. Произведите противопоставление предикату.

1. Вся работа требует терпения.

2. Некоторые европейские страны - члены НАТО.

3. Ничто противоправное не является разумным.

4. Некоторые неприятные вещи не являются вредными.

№5 Определите вид и проверьте правильность умозаключений.

1. Если Н. хороший адвокат (а), то он выиграет дело (в). Н. выиграл дело (в). Значит он хороший адвокат (а). (Условно-категорическое, утвержд. модус). а в, в

2. Цезарь был в Германии (а) или в России (в); он не был в России (не-в), следовательно, он был в Германии (а) (сложное, разделительно-категорическое, отрицающее-утверждающий модус).

3. Если к двум прибавить два (а), то получится четыре (в). Четыре не получилось (не-в), значит к двум два не прибавляли (не-а) (сложное, условно-категорическое, отрицающ. модус)

4. В случае успешного окончания школы (а) у тебя есть хороший шанс поступить в институт (в). Ты успешно закончил школу (а). Значит, у тебя хорошие шансы поступить в институт (в). (условно-категорическое, утвержд. модус) а в, а

5. Если у вас появятся вопросы, обращайтесь ко мне. Так как у вас вопросов нет, то ко мне не обращайтесь (не правильное отрицание).

6. Если будет хорошая погода (а), то они поедут в лес (в). Если они поедут в лес (в), то обязательно возьмут с собой удочки (с). Однако удочки они не брали (не-с), следовательно, погода была плохая (не-а). (условно-разделительное, простая конструктивная дилемма)

7. Если бы он ей не сказал (не-с), она ни за что бы не узнала (не-а). А не спроси она его (не-в), он бы и не сказал (не-с). Но она узнала (а). Значит, она его спросила (в) (условно-разделительное, сложная деструктивная дилемма)

Подобные документы

Закон тождества, (не) противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Формы познания. Понятие как форма мышления. Структура и виды понятия. Логические отношения между сравнимыми понятиями. Логические операции с понятиями. Классификация.

реферат [16,7 K], добавлен 22.02.2009

Логический анализ понятия. Основные виды отношений между понятиями. Логическая характеристика сложного суждения, простого категорического силлогизма. Перевод суждения из грамматической формы в логическую. Основные виды непосредственного умозаключения.

контрольная работа [18,1 K], добавлен 15.04.2013

Вид отношения между понятиями. Примеры операций обобщения и ограничения понятий, отвечающих условиям правильности. Вид сложного суждения, его изображение в виде символов, непосредственные умозаключения. Конъюнктивные, эквивалентные, условные суждения.

контрольная работа [17,8 K], добавлен 20.08.2009

Основные принципы и законы правильного мышления. Нарушение закона исключения третьего. Логическая характеристика понятий по объему и содержанию. Установление отношений между понятиями с помощью кругов Эйлера. Логические основы теории аргументации.

контрольная работа [38,7 K], добавлен 10.07.2013

Логическая характеристика некоторых понятий. Круговые схемы логических отношений между понятиями. Объединенная классификация суждений, анализ их истинности при помощи "логического квадрата". Проверка правильности простого категорического силлогизма.

контрольная работа [103,9 K], добавлен 29.11.2010

Понятие простого и сложного суждения. Логические связки, конъюнктивное суждение. Импликативные (условные) суждения. Парадоксы материальной импликации. Основные суждения эквивалентности. Особенности выражения одних логических связок посредством других.

реферат [24,7 K], добавлен 07.05.2010

Обобщение и ограничение понятия. Понятие как форма мышления. Правила построения определения. Структура логического деления. Простейшие логические операции, связанные в основном с изменением объема понятий: сложение, умножение, отрицание, вычитание.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: