Реализация принципов правового государства в днр

Обновлено: 26.04.2024

1. Понятие, принципы и виды правового статуса личности.

2. Понятие и классификация основных прав и свобод личности. Конституционные обязанности.

3. Гарантии и ограничения прав и свобод личности.

4. Гражданство ДНР.

В данной теме следует раскрыть понятие правового статуса, общие принципы статуса личности, виды основных прав, свобод и обязанностей, гражданство.

К общим принципам правового статуса личности Конституция ДНР относит: приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, неотчуждаемость основных прав и свобод человека, прямое их действие, гарантированность прав и свобод, равенство всех перед законом и судом, равный доступ граждан к государственной службе и т.д.

Следует иметь в виду, что международные стандарты по правам человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Далее необходимо дать краткую характеристику основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Конституционные права и свободы принято классифицировать по трем группам: личные, политические, социально-экономические; на права I поколения, II поколения и III поколения.

Необходимо перечислить виды гарантий конституционных прав и свобод, а так же определить ограничения прав и свобод, допускаемых Конституцией ДНР (ст. 48) и установленных Законом ДНР «Об особых правовых режимах», Советом Министров ДНР Постановление № 6-5. «О введении на территории Донецкой Народной Республики военного положения».

В работе необходимо остановиться на анализе гражданства как института конституционного права, раскрыть его понятие как правовую категорию, сформулировать принципы гражданства.

Характеристика гражданства должна основываться на анализе Постановления Совета Министров ДНР №1-13 от 12.02.2016 г. «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Донецкой Народной Республики».

Сегодня, 8 июля, Председатель Правительства Виталий Хоценко принял участие в выездном совещании Главы ДНР Дениса Пушилина с сельхозпроизводителями освобожденных территорий. В ходе встречи, которая состоялась на одном из полей Володарского района Республики, обсуждались вопросы, которые особенно вол.

Глава ДНР Денис Пушилин назначил новых руководителей четырех министерств Республики. Соответствующие указы опубликованы на официальном сайте лидера государства. «Поблагодарил руководителей Министерства образования и науки Михаила Кушакова, Министерства здравоохранения — Александра Оприщенко, Минист.

Члены Правительства приняли участие в рабочей встрече Главы ДНР с первым заместителем Руководителя Администрации Президента РФ Сергеем Кириенко

Глава ДНР Денис Пушилин, Председатель Правительства ДНР Виталий Хоценко и члены российской делегации во главе с первым заместителем Руководителя Администрации Президента РФ Сергеем Кириенко посетили крупнейшее угольное предприятие Республики – шахту «Комсомолец Донбасса». Сегодня, несмотря на много.


В ходе рабочей поездки в г. Ростов-на Дону руководитель Росимущества Вадим Яковенко передал Министру МЧС ДНР Алексею Кострубицкому два автомобиля скорой медицинской помощи и школьные принадлежности для детей Донбасса, собранные собственными силами сотрудников агенства и подведомственных организаций в рамках акции «Дети Росимущества — детям Донбасса». На мероприятии также присутствовала заместитель Председателя Правительства ДНР Татьяна Переверзева.

«Республиканская лизинговая компания» продолжает предоставлять субъектам хозяйствования возможности обновления и модернизации материально-технической базы, переоснащения производственных мощностей и обновления основных фондов. Об промежуточных итогах и ближайших перспективах лизинговой деятельности в Республике рассказала директор департамента Министерства финансов Лилия Возняк.

Правительством утверждены мероприятия, направленные на обеспечение бесперебойной работы средств связи на 2022 год

Постановлением Правительства утверждены мероприятия, реализация которых позволит обеспечить стабильную и качественную работу средств и объектов связи, а также равный доступ потребителей к современным и универсальным телекоммуникационным услугам на территории Донецкой Народной Республики, в том числе в недавно освобожденных районах.


Правительство продолжает совершенствовать процедуры предоставления субсидий на поддержку сельхозпроизводителей

Правительством внесены коррективы в Порядок предоставления субсидий из Республиканского бюджета на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока.

Правительством оптимизирована процедура постановки на госучет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Постановлением Правительства внесены изменения в Порядок создания и ведения государственного реестра по учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форму подачи заявки о постановке объекта на госучет.


МЧС ДНР наделяется полномочиями по утверждению порядка проведения инвентаризации существующих запасов средств радиационной и химической защиты.

Правительством установлены критерии отнесения субъектов электроэнергетики к числу тех, чьи инвестиционные программы (включая определение источников их финансирования) утверждаются Министерством угля и энергетики ДНР.


ГУП «Республиканская топливная компания» и ГП «Донтопливо» переданы в сферу управления Министерства угля и энергетики ДНР с осуществлением им права собственника имущества данных предприятий.

Виталий Хоценко назначил Олега Трофимова заместителем министра образования и науки ДНР. Соответствующее Распоряжение подписано сегодня Председателем Правительства.

Государство и экономика
Здравоохранение, социальная защита и экология
Строительство и городская среда
Агропромышленный комплекс
Образование и культура
Безопасность, право и юстиция






О значимых социально-экономических решениях, принятых Правительством Донецкой Народной Республики в июне

Правительством приняты меры поддержки субъектам предпринимательской деятельности – арендаторам госимущества

Принято Постановление Правительства Донецкой Народной Республики от 07 июля 2022 г. № 55-2 «О предоставлении льгот и внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Донецкой Народной Республики.

Правительством определены меры социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Принято Постановление Правительства Донецкой Народной Республики от 30 июня 2022 г. № 54-1 «О предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения в возрасте от 18 до 23 лет обоих родителей или единственного родителя, обучающихся (воспитанников) государственных организаций Донецкой Народной Республики».

Принято Постановление Правительства Донецкой Народной Республики от 23 июня 2022 г. № 53-8 «О внесении изменений в Перечень предприятий, которые входят в сферу управления Министерства угля и энергетики Донецкой Народной Республики, утвержденный Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 26 сентября 2016 года № 11-31».

Утверждено Распоряжение от 14 июля 2022 г. № 202 «О награждении Почетной грамотой и объявлении Благодарности Правительства Донецкой Народной Республики».

Правительство внесло в Народный Совет ДНР законопроект «О внесении изменений в статью 31 Закона Донецкой Народной Республики «О Бухгалтерском учете»

Утверждено Распоряжение Правительства Донецкой Народной Республики от 30 июня 2022 г. № 194 «О внесении проекта Закона в Народный Совет Донецкой Народной Республики».

Утверждено Распоряжение Правительства Донецкой Народной Республики от 30 июня 2022 г. № 193 «О внесении проекта Закона в Народный Совет Донецкой Народной Республики».

Правительство предлагает внести поправки в Закон ДНР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной продукции и табачных изделий»

Утверждено Распоряжение Правительства Донецкой Народной Республики от 30 июня 2022 г. № 192 «О внесении проекта Закона в Народный Совет Донецкой Народной Республики».

Высшим должностным лицом и главой государства является Глава Донецкой Народной Республики. Глава Донецкой Народной Республики выступает гарантом Конституции Донецкой Народной Республики, прав человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Глава Донецкой Народной Республики определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Донецкую Народную Республику внутри страны и в международных отношениях, подписывает международные договоры от имени государства.

Глава Донецкой Народной Республики избирается гражданами Донецкой Народной Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

Главой Донецкой Народной Республики может быть избран гражданин Донецкой Народной Республики, достигший возраста 30 лет и обладающий в соответствии с Конституцией и законом Донецкой Народной Республики пассивным избирательным правом.

Глава Донецкой Народной Республики обеспечивает соблюдение прав и свобод человека, Конституции и законов Донецкой Народной Республики, ее международных обязательств. С согласия Народного Совета назначает Председателя Правительства и принимает решение об отставке Правительства, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. По предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, министров, руководителей иных республиканских органов.

Глава Донецкой Народной Республики также назначает на должность и освобождает от должности министров и руководителей иных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Глава Донецкой Народной Республики принимает меры по обеспечению безопасности и территориальной целостности страны, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики.

Глава Донецкой Народной Республики обладает правом законодательной инициативы в Народном Совете, вправе требовать созыва внеочередного заседания Народного Совета, участвовать в его заседаниях с правом совещательного голоса, распускать Народный Совет в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией.

Глава Донецкой Народной Республики издает указы (постановления) и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Донецкой Народной Республики, подписывает и обнародует законы Донецкой Народной Республики либо отклоняет их, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией и законами Донецкой Народной Республики.

Народный Совет Донецкой Народной Республики

Народный Совет Донецкой Народной Республики (парламент Донецкой Народной Республики) является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти.

Народный Совет состоит из 100 депутатов, которые избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

Депутатом Народного Совета может быть избран гражданин Донецкой Народной Республики, достигший 21 года и обладающий в соответствии с Конституцией и законом Донецкой Народной Республики пассивным избирательным правом. В течение срока своих полномочий депутат Народного Совета не может быть судьей, замещать иные государственные должности, находиться на государственной службе, а также замещать выборные должности в органах местного самоуправления. Депутат Народного Совета осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе и не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и другой творческой деятельности, если иное не предусмотрено законом.

К ведению Народного Совета относятся принятие Конституции и законов Донецкой Народной Республики, внесение в них изменений, принятие постановлений Народного Совета и внесение в них изменений, толкование Конституции и законов Донецкой Народной Республики.

Также в ведении Народного Совета установление административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики и порядка его изменения, рассмотрение вопросов об изменении границ Донецкой Народной Республики, утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении, утверждение программ социально-экономического развития, представленных Председателем Правительства Донецкой Народной Республики.

Народный Совет принимает решения о назначении выборов депутатов Народного Совета и Главы Донецкой Народной Республики.

Народный Совет утверждает республиканский бюджет и программы социально-экономического развития, представленные Председателем Правительства, осуществляет наряду с другими уполномоченными органами контроль исполнения республиканского бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, соблюдения установленного порядка распоряжения собственностью Донецкой Народной Республики, а также осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией и законами Донецкой Народной Республики.

Право законодательной инициативы в Народном Совете принадлежит Главе Донецкой Народной Республики, депутатам Народного Совета, его комитетам и комиссиям, Правительству, представительным органам местного самоуправления, образованным на территории Донецкой Народной Республики. Право законодательной инициативы также принадлежит Верховному Суду и Генеральному прокурору Донецкой Народной Республики по вопросам их ведения.

Законопроекты рассматриваются Народным Советом в двух чтениях. Принятый закон в течение пяти дней направляется Главе Донецкой Народной Республики для подписания и обнародования. Закон Донецкой Народной Республики вступает в силу со дня его официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе.

Правительство Донецкой Народной Республики

Правительство является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти. В его состав входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства, министры. Решением Главы Донецкой Народной Республики в его состав могут быть включены руководители иных республиканских органов исполнительной власти.

Председатель Правительства назначается Главой Донецкой Народной Республики с согласия Народного Совета. Порядок деятельности Правительства определяется утверждаемым им регламентом.

Правительство разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, обеспечивает проведение единой государственной политики в области финансов, науки, образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии, а также осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью.

Правительство разрабатывает и представляет в Народный Совет проект республиканского бюджета и проекты программ социально-экономического развития, обеспечивает исполнение республиканского бюджета, готовит отчет о его исполнении, а также отчеты о выполнении программ социально-экономического развития, осуществляет управление государственной собственностью Донецкой Народной Республики, а также иные полномочия, возложенные на Правительство Конституцией, законами и указами Главы Донецкой Народной Республики.

Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны для исполнения в Донецкой Народной Республике.

Перед вновь избранным Главой Донецкой Народной Республики Правительство слагает свои полномочия.

Судебная власть и прокуратура в Донецкой Народной Республике

Правосудие в Донецкой Народной Республике осуществляется только судом. В Донецкой Народной Республике действуют Верховный Суд и иные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых определяются законом.

Высшим судебным органом по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам Донецкой Народной Республики, является Верховный Суд Донецкой Народной Республики.

Прокуратура Донецкой Народной Республики осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов на территории государства, выполняет иные функции, установленные законами.

Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики назначается на должность и освобождается от должности Народным Советом по представлению Главы Донецкой Народной Республики. Прокуроры районов, городов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики.

Аннотация. В статье рассмотрена ситуация сложившееся в ДНР в сфере законотворчества, исполнении и исполнения законов действующих на территории государства. Сделан краткий обзор и проведен анализ основных направлений законодательного развития в Республике, сформированы основные тенденции ее будущей реформы. При анализе использовались правовые акты, материалы исследований отечественных и зарубежных ученых.

Ключевые слова: закон, законотворчество, нормативно-правовые акты, адаптация, концепция законодательного развития.

THE FORMATION OF THE LEGAL SYSTEM OF THE DONETSK NATIONAL REPUBLIC IN MODERN CONDITIONS

Abstract. The article describes the situation in the DNI in the field of lawmaking, the enforcement and execution of laws operating on the territory of the state. This is a brief review and analysis of the main directions of legislative development in the Republic, formed the main trends of its future reform. In the analysis we used legal acts, materials of researches of domestic and foreign scientists.

Keywords: law, lawmaking, legal acts, adaptation, the concept of legislative development.

Актуальность проблемы. В настоящее время в Донецкой Народной Республике актуальными являются вопросы, разработки и принятия концепции законодательного развития ДНР.

В этих условиях, начиная реформирования правового поля Республики с целью его усовершенствования, важным, является понимания особенностей и специфики формирования целостного законодательства при построении правового и демократического государства,

Анализ последних исследований и публикаций свидетельствует, что вопросами реформирования законодательства, разработкой концепции законодательного развития как в отдельной сфере правового регулирования так и в целом посвящены работы отечественных и зарубежных ученых, таких как Ю.М. Гайдидей Ю.М. [1], Мамутова В.К. [3], Чердаков О.И.[4], Субботин Г.В. , Тихомиров Ю.А. , Черданцев А.Ф. , Разуваев Н.В., Блауберг И.В., Пикуров Н.И., Корчевский Д.С., Черненко А.К., и др.

Однако, недостаточно освещенными остались вопросы проведения законодательной реформы в ДНР, создания специального и постоянно действующего органы по совершенствованию законодательства, что и обуславливает актуальность темы исследования.

Целью исследования является обоснования необходимости разработки и принятия концепции законодательного развития ДНР, определения ее основных задач и направлений развития правовой системы Республики.

Основное содержание. Существующая практика и действующая в Донецкой Народной Республике нормативная правовая база свидетельствуют о недостаточной согласованности действий государственных органов при проектировании путей развития Республики.

Принятие на законодательном уровне Концепции законодательного развития ДНР на 2017-2019 год, позволит выстроить эффективный механизм взаимодействия всех ветвей власти, а так же определить направление развития правовой системы и обеспечить её согласованность с реформами в социально-экономической, политической и других сферах.

Только комплексный подход к формированию правовой политики даст возможность модернизировать всю нормативную правовую базу, действующую на территории ДНР в соответствии с частью 2 статьи 86 Конституции ДНР в контексте общей стратегии развития государства, направленной на сближение с Российской Федерацией. В том числе, по выстраиванию качественно новой модели государственного управления в Республике, основанного на принципах результативности, опережающей конкурентоспособности по сравнению с моделью управления Украиной.

Уже сегодня нам необходимо наметить новые концептуальные подходы к вопросам систематизации законодательства Республики, для чего в целях повышения эффективности нормотворческой деятельности всех ветвей власти, в первую очередь, наладить работу по систематизации действующего законодательства, в соответствии с частью 2 статьи 86 Конституции ДНР, дальнейшей консолидации его в разрезе отдельных отраслей права, освобождению от устаревших и дублирующих норм, восполнению пробелов в правовом регулировании, устранению внутренних противоречий в действующем праве, минимизации отсылочных норм в законах и расширению практики принятия законов прямого действия. [5]

В условиях наращивания темпов работы Народного Совета ДНР прослеживается потребность уделять больше внимания, в первую очередь, вопросам законодательной деятельности и адаптации ее к стандартам качества работы над законопроектами Российской Федерации, а так же внутреннему упорядочению, корреляции законодательных актов между собой, а в случаях невозможности последнего — разработки с привлечением профильных специалистов новых законопроектов, адаптированных к ее действующему правовому полю.

Простое механическое заимствование отдельных норм из законодательства других стран без согласования со всем массивом нормативных актов, действующих на территории Республики, льёт воду на мельницу наших врагов, давая им в руки пример неэффективности республиканских институтов и дискредитирует саму идею сближения с Российской Федерацией. Мы должны стремиться к тому, чтобы законодательная система ДНР была эффективной не только ПОСЛЕ завершения процесса гармонизации, но и ВО ВРЕМЯ гармонизации с российским правовым полем.

Так, российский подход к усовершенствованию законодательства на этапе становления государственности, показывает, что за отправную точку целесообразно взять, например, Постановление Верховного Совета РФ от 3 марта 1993 г. № 4604-1 «О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации», позволившее создать в Российской Федерации законодательный фундамент для выстраивания собственной, эффективной гражданско-правовой системы.

В странах ЕврАзЭС, на которые мы ориентируется, как правило, основной целью законотворческой деятельности является усовершенствование действующих законов, проверенных временем, согласованных с другими нормативно-правовыми актами различных форм и видов, по которым имеется собственная правоприменительная практика. Такой прагматичный подход к законотворчеству с целью создания эффективного механизма правоприменения, предполагает сохранение структуры закона, который хотят усовершенствовать и нумерации статей, чтобы не вносить дополнительные сложности и путаницу в изучение права и имеющуюся правоприменительную практику.

К примеру, согласно Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (далее — Концепция), подготовленной на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» [8], когда решался вопрос о реформировании гражданского законодательства в целом, было принято однозначное решение: «Интересы стабильности гражданско-правового регулирования, устойчивости экономических отношений и гражданского оборота в стране, требуют поддержания основополагающей роли ГК в системе гражданского законодательства и бережного сохранения на будущее большинства его норм. Поэтому Концепция (принятая в РФ) не предполагает ни новую кодификацию отечественного гражданского законодательства, ни даже подготовку новой редакции ГК». Такое решение не только разумно с точки зрения преемственности нормативно-правовых актов, но и с точки зрения сохранения накопленного опыта правоприменения.

Донецкой Народной Республике на этапе становления государственности, целесообразно следовать аналогичным путем, что позволит сохранить стабильность гражданско-правовых отношений на территории страны. В этих условиях нельзя допускать безосновательного отказа от действующих правовых норм, разработанных до провозглашения независимости ДНР и обвального низвержения накопленного опыта в составе Украины. Любая реформа в Республике должна проходить в условиях осмотрительности, взвешенности, сохранения преемственности и использовании положительного опыта для недопущения политической дестабилизации в стране.

Именно поэтому в наиболее развитых государствах мира среди действующих законов есть такие, которые принимались несколько десятилетий, а то и столетий тому назад. Наша Республика также не является исключением. Так в настоящее время на территории ДНР действует:

— Кодекс законов о труде Украины от 10 декабря 1971 года № 322-VIII;

— Жилищный кодекс Украинской ССР от 30 июня 1983 года № 5465-X.

Указанные кодексы хорошо зарекомендовали себя за эти годы и сейчас, нуждаются только в «косметической» доработке. Их эффективность заключается не в том, что их не изменяли в процессе применения, а в том, что изменяли таким образом, чтобы не нарушить структуру, целостность, согласованность с другими нормативно-правовыми актами, которые обслуживают их или взаимодействуют с ними, сохраняя при этом рабочие нормы и исключая «мертвые» или не эффективные. Такой подход к правотворчеству позволит Республике, на переходном этапе, сэкономить время и ресурсы для создания целостного законодательного поля ДНР.

И здесь возникает вопрос: «Что делать?»

В качестве одного из механизмов правового регулировании на современном этапе может служить «декретоподобное» изменение нормативно-правового поля. Примером может быть принятое Советом Министров Донецкой Народной Республики Постановление № 7-58 от 31 мая 2016 года «О применении уголовно-процессуального законодательства на территории Донецкой Народной Республики в переходный период» [7], которое позволило путем замены в Уголовном процессуальном кодексе Украины названия государственных органов (украинских на ДНР), исключения «мертвых» норм, изменения подследственности, сохранить структуру, целостность и согласованность с другими нормативно-правовыми актами, регулирующими уголовный процесс в ДНР. В результате Уголовно-процессуальный кодекс Украины, применяемый на территории ДНР, пройдя адаптацию к правовому полю Республики, сохранил научно-обоснованные, проверенные временем нормы и термины, привычные для участников уголовного процесса.

Конечно, законодатель имеет право менять содержание законов, но не в угоду сиюминутной политической выгоде, а с целью их усовершенствования, где последнее, должно нести улучшение правовому полю Республики.

К сожалению, у нас есть и отрицательный опыт законотворческой деятельности в Республике. Заменив ранее действующий Закон Украины «Об отпусках» от 15 ноября 1996 года № 504/96-ВР, который за время своего действия был максимально усовершенствован и доработан, имел обширную правоприменительную практику и ни одной нормой не противоречил Конституции ДНР, на Закон ДНР «Об отпусках» № 16-IHC от 6 марта 2015 года. То есть приняли закон ради закона. В результате чего обществом и государством был получен новый до конца непроработанный закон, на доработку которого в настоящее время тратятся людские ресурсы и бюджетные деньги. Так, в Закон ДНР «Об отпусках» внесены ряд изменений законами от 29.05.2015 г. № 49-ІНС, 19.02.2016 г. № 106-IНС, 30.04.2016 г. № 126-IНС, 13.05.2016 г. № 133-IНС и конца этому процессу, к сожалению, не видно.

Такой подход в работе над законопроектами является малоэффективным, когда вместо корректирования действующих законов на территории Республики в соответствии с частью 2 статьи 86 Конституции ДНР принимаются новые законы, которые не только не решают насущные проблемы, но и создают дополнительные. Следствием этого становится нарушение корреляции вновь принятых законов с другими действующими законами, отсутствие комментариев, толкований. В конечном итоге всё это приводит к тому, что необходимо переучивать специалистов, нарабатывать правоприменительную практику, переписывая «под новый закон» все обеспечивающие его работу нормативно-правовые акты, систематически вносить в них изменения и дополнения.

Это заставляет нас топтаться на месте и свидетельствует о недооценке значимости накопленного, колоссального по своим размерам и значимости, интеллектуального труда, опыта, нашедшего отражение в действующих на территории Республики законах и подзаконных нормативно-правовых актах.

При разработке и формировании собственного правового поля Республики необходимо руководствоваться современным российским подходом к законотворческой деятельности, характеризующимся стремлением к минимизации радикальных изменений, к совершенствованию ранее принятых законов, желанием постоянно повышать качество действующих законов, а не заменять их новыми или наращивать их количество. Именно такой подход позволяет России суммировать позитивные изменения и обеспечивать необходимую для правоприменительной практики стабильность законодательства. И мы, следуя этим путем, сможем в кратчайшие сроки сформировать прозрачное законодательство с известными главами и статьями законов с сохраненной нумерацией, которая уже используется в научном и практическом обороте. Концептуальная модель формирования законодательного поля ДНР изображена на схеме (рис.1).


Рис. 1 Концептуальная модель формирования законодательного поля ДНР (авторская разработка)

Следует отметить, что обеспечить реализацию системно-синтезирующего подхода к созданию системы права и законодательства в ДНР, сочетающего обновление с сохранением ценного юридического материала, позволяющего обеспечить синтез стремления к собственному законодательству с учетом своего, нового виденья решения тех или иных вопросов и предыдущего опыта как собственного, так и российского, позволит только первоначальная, одновременная кодификация всего законодательства Республики, имеющая системный характер адаптационных изменений.

При этом стоит отметить, что право, по сравнению с политическими системами, всегда должно показывать более высокую степень стабильности и правопреемственности. [3]

Безусловно, на современном этапе для сохранения системного подхода и роли кодекса, как системообразующего закона, необходима разработка механизмов адаптации как существующих кодексов к новым законам и социальной практике, так и новых законов к действующим кодексам. [6]

Положительным примером может служить работа над Земельным кодексом ДНР. При разработке проекта данного кодекса авторским коллективом учтено, что земельное право является самостоятельной отраслью права, неразрывно связанной с природоресурсным, гражданским, административным правом.

В соответствии с частью 2 статьи 86 Конституции ДНР в сфере земельных отношений действует ряд законов и подзаконных нормативных правовых актов, разработанных и принятых в развитие норм действующего Земельного кодекса Украины. Это законы Украины «О землеустройстве», «Об аренде земли», «О Государственном земельном кадастре», «Об охране земель», «Об оценке земель», «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)», «О государственной экспертизе землеустроительной документации», «О государственном контроле за использованием и охраной земель», Водный и Лесной кодексы, нормативные правовые акты в сфере охраны культурного наследия и других особо охраняемых территорий, градостроительства и архитектуры и другие.

В проекте Земельного кодекса сохранены научно-обоснованные, проверенные временем нормы и термины, привычная для участников земельных отношений структура кодифицированного акта. Предложенные новации (отдельные из которых позаимствованы из законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь) направлены на реализацию норм Конституции ДНР, общей стратегии развития государства, учитывают особенности социальной, экономической и политической обстановки, пробелы, коллизии и другие недостатки действующего законодательства, исключают нормы, пролоббированные отдельными заинтересованными группами в ущерб интересов государства.

Некоторые сложности при разработке проекта Земельного кодекса обусловлены отсутствием закона ДНР «О системе органов местного самоуправления», отсутствием норм, регулирующих компетенцию органов исполнительной власти в сфере земельных отношений в Законе ДНР «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики».

Вместе с тем, предложенный при разработке проекта Земельного кодекса ДНР концептуальный подход, обеспечит правовое урегулирование решения неотложных вопросов и задач, возникших при становлении Республики, а также до формирования собственной нормативной базы Республики, позволит применять другие нормативные правовые акты, действующие в данной сфере.

Указанные меры позволят установить долгосрочные ориентиры развития государственной системы управления и вселить в людей оптимизм по поводу дееспособности государства и их будущего.

Только наличие собственной, развитой системы права сможет обеспечить легитимность правового статуса Донецкой Народной Республики.

Выводы. На основе проведенного исследования можно заключить:

Системный характер адаптационных изменений и прагматичный подход к законотворчеству в ДНР с целью создания эффективного механизма правоприменения, позволит сохранить целостное законодательства при формировании национального правового поля для создания правовой системы.

Альтернативой данной концепции может стать только полное реформирование всего правового поля Республики и начало его формирования с нуля, что связано с большими трасакционными расходами, как на его формирование, так и в период формирования новой правоприменительной практики.

Список литературы

Братковский Мирон Леонидович

Доктор наук по государственному управлению, профессор кафедры «Философии и психологии»

ГО ВПО «Донецкая академия управления и государственной

службы при Главе Донецкой Народной Республики», г.Донецк, ДНР

г. Донецк, ул. Челюскинцев, 163а

Рубин Сергей Викторович, депутат Народного Совета ДНР,

аспирант ГО ВПО «Донецкая академия управления и государственной

службы при Главе Донецкой Народной Республики», г.Донецк, ДНР

г. Донецк, ул. Челюскинцев, 163а

Bratkovsky Myron Leonidovich

Doctor of economic Sciences, Professor of «Philosophy and psychology»

GUO institution «Donetsk Academy of management and the state

service, the head of the people’s Republic of Donetsk», Donetsk, DPR

Donetsk, Chelyuskintsev street, 163a

Rubin Sergey Viktorovich, the Deputy of the people’s Council DPR,

graduate student GUO institution «Donetsk Academy of management and the state

1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Боголюбова Л.Н., Лабезниковой А.Ю. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.

2.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. «Право» для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, М., «ВИТА», 2009 г.

Дополнительная.

1. Никитин А.Ф. Право.10—11кл. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ А.Ф. Никитин.—7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2017.— 414 с.

Система государственной власти в Донецкой Народной Республике

Государственность общества — характеристика его политического устройства в свете социальных законов (правил структурирования и функционирования). Государственность предопределяется многомерной структурой, динамикой и развитием его власти и управления. В своём взаимодействии они образуют целостную систему определённого типа.

Власть — явление многомерное и универсальное. В качестве социального явления власть предстаёт как актуальная и потенциальная способность и возможность одних людей распоряжаться волей и сознанием других людей. Первые — носители власти (властители), вторые — объект власти (подвластные). Сюда же следует внести ресурсы и механизмы властвования. Иначе говоря, структура власти это:

1) субъект власти (властитель);

2) объект власти (подвластный);

3) ресурсы, источники власти;

4) механизмы властвования (интересы людей и социальные законы).

Главным для системы власти является то, как она организована, кто и как отбирается в неё, как распределены функции её частичек, какие выработаны правила работы и как они соблюдаются, то есть механизм организации всей системы власти и управления. Центральной формой социальной власти выступает государство.

Государственность ДНР возникает в тесной связи с правом, действует в его рамках и в соответствии с ним. Условиями для этого стали — принятие в мае 2014 г. Конституции ДНР.

Конституция в материальном смысле – это Основной Закон государства, в котором закреплены основы конституционного строя, ее политической и экономической системы, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форма правления, основные принципы организации и функционирования, система и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, территориальное устройство и государственные символы (т.е. основные объекты конституционного регулирования ).

Конституция в формальном смысле – это писаный акт, который принимается высшим представительным (законодательным) органом государства или непосредственно народом в ходе референдума и обладает высшей юридической силой.

Сущность Конституции проявляется через ее основные юридические свойства:

1) выступление в качестве основного закона государства;

2) юридическое верховенство;

3) выполнение роли основы всей правовой системы страны;

Основная задача Конституции заключается в укреплении основополагающих принципов государства, его отношений с личностью и гражданским обществом. В тексте Конституции эти принципы именуются Основами конституционного строя и составляют главный институт конституционного права. Основам конституционного строя посвящена глава 1 Конституции, закрепляющая демократизм, народный суверенитет, разделение властей, республиканскую форму правления, местное самоуправление, правовое государство, а также приоритетный характер прав и свобод граждан, социальное и светское государство. Конституция ДНР (гл.1) содержит базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя ДНР.

Конституция ДНР включает в себя:

1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ (ст.1-11). Донецкая Народная Республика имеет свою Конституцию и законодательство, действующие на всей территории Донецкой Народной Республики. Законы и иные правовые акты, принимаемые в ДНР, не должны противоречить Конституции ДНР.

2. ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА признаются и гарантируются статьями 12- 53 .В Донецкой Народной Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики.

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (ст.54-55). Территория Донецкой Народной Республики определяется границами, существовавшими на день ее образования. Административно-территориальными единицами Донецкой Народной Республики являются районы и города республиканского значения. Административно-территориальное устройство Донецкой Народной Республики устанавливается законом.

4. ГЛАВА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ( ст.56-62) 1. Глава Донецкой Народной Республики является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти Донецкой Народной Республики. Глава Донецкой Народной Республики в установленном порядке принимает меры по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Донецкой Народной Республики.

Глава 5. НАРОДНЫЙ СОВЕТ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ( ст. 63 – 74) Народный Совет Донецкой Народной Республики - парламент Донецкой Народной Республики является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Донецкой Народной Республики.

Глава 6. ПРАВИТЕЛЬСТВО ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (ст.75-79)Исполнительную власть Донецкой Народной Республики осуществляет Правительство Донецкой Народной Республики. Правительство Донецкой Народной Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Донецкой Народной Республики.

Глава 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ( ст.80-81). Правосудие в Донецкой Народной Республике осуществляется только судом. В Донецкой Народной Республике действуют Верховный Суд Донецкой Народной Республики и иные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых определяются законом Донецкой Народной Республики.

Глава 8. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (Статья 82-83) В Донецкой Народной Республике признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в Донецкой Народной Республике обеспечивает в соответствии с настоящей Конституцией и законом Донецкой Народной Республики самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Глава 9. ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ВНЕСЕНИЕ В НЕЕ ИЗМЕНЕНИЙ ( ст.84-85) Конституция Донецкой Народной Республики принимается Народным Советом Донецкой Народной Республики не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов.

Глава 10. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (Статья 86) Конституция Донецкой Народной Республики вступает в силу со дня ее официального опубликования. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики.

Согласно Конституции, ДНР является демократическим, правовым, социальным государством (ст. 1). Источником власти в ДНР является её народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 2).

Социальная политика ДНР направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, народное благосостояние, доступность основных материальных и духовных благ (ст. 4). Государственная власть осуществляется на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в Донецкой Народной Республике осуществляют Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики – Парламент Донецкой Народной Республики, Правительство Донецкой Народной Республики, суды Донецкой Народной Республики, образуемые в соответствии с Конституцией (ст. 6). В ДНР признаётся многопартийность (ч. 1 ст. 9). Государственными языками в Республике являются русский и украинский (ч. 1 ст. 10).

Форма правления характеризуется как президентская республика. Исполнительную власть Донецкой Народной Республики осуществляет Правительство Донецкой Народной Республики ( ч. 1 ст. 75). Президентской республике присуща главенствующая роль президента в системе органов государственной власти, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.

Высшим органом законодательной власти является Народный Совет — парламент Донецкой Народной Республики, состоящий из 100 депутатов (ч. 1 и 3 ст. 63). Структура и состав правительства определяются Главой Республики (ст. 76). Высшая судебная власть принадлежит Верховному Суду (ч. 2 ст. 80).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: