Разъяснение смысла норм права которое дается исполнительными органами государства

Обновлено: 26.04.2024

Толкование норм права - это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания норм.

Толкование представляет собой интеллектуальную деятельность, в процессе которой с научных позиций познаются глубинные свойства права, объективно и достоверно излагается суть предписаний, содержащихся в правовых нормах[11].

Толкование норм права имеет два направления:

1. Уяснение – это выяснение смысла нормы права, являющееся необходимой предпосылкой для правильного понимания и реализации ее требований.

Основные приемы толкования-уяснения содержания правовых норм:

грамматическое толкование выражается в уяснении смысла правовой
нормы путем грамматического анализа ее текста;

систематическое толкование состоит в уяснении содержания нормы права путем сопоставления ее с другими нормами и установления связи с ними. Любая правовая норма представляет собой составную часть системы права и действует в тесной связи с другими нормами;

историко-политическое толкование представляет собой уяснение целей и задач норм права на основе анализа той исторической обстановки, в которой они были приняты.

2. Разъяснение - это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм.

В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и не официальное.

Официальное толкование - это такое разъяснение нормы права, которое дается компетентными органами. Оно обязательно для всех, кто применяет данную норму.

Официальное толкование (по объему) подразделяется на следующие виды:

нормативное толкование - это официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права. Такое толкование правовых норм могут осуществлять как, органы издавшие разъясняемую норму, так и органы, которые не издавали данную норму, в случае если они наделяются специальными полномочиями по официальному разъяснению указанных норм;

казуальное толкование - это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Такое толкование называется казуальным потому, что оно имеет силу только для данного конкретного случая (казуса). Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении конкретного дела.

Нормативное и казуальное разъяснение по своему содержанию подразделяются:

судебное толкование - это разъяснение смысла нормы права, осуществляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание и единообразное применение норм права и деятельности судов;

административное толкование - это разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительными органами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения и подобных.

Неофициальное толкование - это разъяснение смысла правовых норм, которое не носит обязательного характера. Оно может даваться любым гражданином или исходить от общественной организации.

Неофициальное толкование делится:

на доктринальное толкование, которое дается учеными, представителями науки. Ценность его - в аргументированности, доказательности, обоснованности.

профессиональное толкование, которое дается юристами-профессионалами, судьями, прокурорами, следователями, другими специалистами, хорошо знающими действующее законодательство и практику его применения.

Обыденное толкование отражает житейский уровень понимания права, его интерпретацию рядовыми гражданами.

В соответствии с теорией права разъяснение (толкование) нормативных правовых актов осуществляется государственным органом, которым принят (издан) соответствующий акт, или в рамках судебного производства при рассмотрении конкретных обстоятельств дела.

Кроме того, официальные разъяснения законодательства Российской Федерации, а также особенности его применения могут содержаться в постановлениях, определениях Конституционного Суда Российской Федерации, постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Отмечаем, что вопрос разъяснения норм федерального закона, принятого в Российской Федерации, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Так, в постановлении от 17 ноября 1997 г. № 17-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что разъяснения соответствующих норм федеральных законов являются официальными государственными предписаниями, обязательными для исполнения, адресованными персонально не определенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение. Кроме того, разъяснения содержат конкретизирующие нормативные предписания, общие правила, имеющие нормативный правовой характер и притом наделенные той же юридической силой, что и разъясняемые ими акты – федеральные законы.

Следовательно, разъяснение должно приниматься, подписываться и обнародоваться в том же порядке, что и разъясняемый им законодательный акт.

Если же разъяснение принято без соблюдения требований статей 105, 106, 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться аутентичным официальным разъяснением закона.

Таким образом, вопросы, связанные с неоднозначным пониманием правоприменителями положений федерального закона Российской Федерации подлежат урегулированию Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном для принятия федеральных законов.

Касаемо действия (юридической силы) нормативных правовых актов Российской Федерации полагаем возможным отметить, что соответствие документов (в том числе нормативных правовых актов) установленным требованиям, оценка корректности их оформления (в том числе в части соответствия обязательным или рекомендательным нормам и правилам) и их юридическая сила могут быть определены органом, составившим (издавшим, принявшим) такой документ, или соответствующим судом.

___ - государственная деятельность, которая состоит в создании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм
___ - деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы нормативных правовых актов
___ - деятельность правотворческих органов государства по созданию нового сводного, систематизированного нормативного правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений
___ - закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие область общественных отношений
___ - земная поверхность, недра, водные пространства в пределах государственной границы
___ - объединение в сборники или собрания действующих нормативных правовых актов в определенном порядке без изменения их содержания
___ - принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни
___ - такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативных правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативный правовой акт без изменения содержаний
___ акты применения норм права издаются в связи с совершением отдельными людьми правонарушений
___ в праве - отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права
___ государства не используют религиозные тексты в качестве источников права
___ договор - соглашение между особыми субъектами права - государствами как сувереноносителями
___ инкорпорация - внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов
___ инкорпорация - собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без его официально выраженного одобрения
___ инкорпорация - упорядочение правотворческим органом норм путем издания сборников действующих нормативных правовых актов
___ инкорпорация относится к части законодательства
___ инкорпорация охватывает все законодательство по данному предмету регулирования
___ источников права означает непререкаемость правовых установок, беспрекословность их осуществления всеми субъектами права, попавшими в сферу действия источника права
___ называются инкорпорированные издания актов высших органов законодательной и исполнительной власти страны
___ не подлежит контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства
___ норм - регулирование одного и того же вопроса двумя или более формально действующими нормами несовпадающего или противоречивого содержания
___ норм права - воплощение их предписаний в поведении людей
___ норм права - деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания норм
___ нормативные акты включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни
___ нормативные акты содержат нормы однородного содержания
___ нормативные правовые акты - правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему
___ нормативных правовых актов - деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм
___ нормативных правовых актов - их деление в соответствии с объективно существующей иерархичной структурой
___ нормативных правовых актов - упорядоченная масса изданных правотворческими органами, должностными лицами и принятых на референдумах, находящихся между собой в иерархических связях субординации и координации федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на регламентацию общественных отношений и призванных адекватно выразить существующую в обществе расстановку политических сил
___ нормы права необходимо тогда, когда остальные формы реализации права оказываются недостаточными для полной реализации правовых норм, и требуется вмешательство в этот процесс специальных компетентных органов
___ определенность источников права означает конкретное, четкое оформление правовых предписаний, выражение их вовне с указанием на соответствующие права, обязанности и последствия невыполнения
___ подзаконные акты - нормативные правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны
___ права - активные действия, связанные с претворениями в жизнь обязывающих предписаний, независимо от желания
___ права - властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты
___ права - осуществление правомочий лица по его желанию
___ права - пассивное воздержание от совершения действий, находящихся под запретом
___ правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке
___ пределы действия нормативных актов отражают суверенитет государства и его юрисдикцию
___ принципы права - исходные, отправные начала конкретной правовой системы
___ сила нормативного акта зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме
___ содержит наиболее важные стороны общественной и государственной жизни
___ толкование - официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права, распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой
___ толкование - разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительными органами государства
___ толкование - разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела
___ толкование норм права - уяснение смысла правовой нормы путем анализа ее текста
___ толкование норм права - уяснение содержания правовой нормы путем сопоставления ее с другими нормами и установление ее связи сними
___ толкование норм права - уяснение целей и задач правовой нормы на основе анализа той исторической обстановки, в которой она была принята
___ толкование норм права применяется, когда действительное содержание нормы права уже ее текстуального выражения
___ толкование норм права применяется, когда действительное содержание нормы права шире ее текстуального выражения
___ толкование норм права применяется, когда содержание нормы права полностью соответствует ее текстуальному выражению
___ толкование норма права не является юридически обязательным
___ толкование права дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, квалифицированными учеными-юристами, опытными юристами-практиками в комментариях к законодательству
___ толкования - относительно обособленные совокупности приемов анализа правовых актов
___ является разновидностью правотворчества
____ договор нормативного содержания заключается на государственном уровне и становится частью внутригосударственного законодательства
____ нормотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативные правовые акты
____ Правительства РФ имеют общий характер и содержат нормы права
____ Правительства РФ содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера
____ правового регулирования - волевое поведение людей
____ Президента РФ издаются по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать норм права
Акт ___ нормы права - официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела
Акты министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации могут быть отменены ____ РФ
Акты применения нормы права ___ правовых норм
Акты применения права имеют следующие характерные черты
Аналогия ___ - применение права к случаям, которые прямо нормой не регулируются, но аналогичны предусмотренным этой нормой
Аналогия ___ - принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права
В государственных органах учетом и поиском нормативной информации обычно занимается специальная служба, именуемая ___ бюро, в составе одного или нескольких человек
В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты можно подразделить на акты
В отличие от простого соглашения, нормативный договор направлен на ___ норм права
В результате ___ не создается норма права, а лишь выявляется, устанавливается выраженная в законе государственная воля
В России законодательные акты вступают в силу на всей территории через ___ дней с момента опубликования в официальном издании законодательной власти
В России нормативные акты могут издаваться ____ органами власти
В случае выбора нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам, необходимо установить
В случае коллизии норм, исходящих от разных правотворческих органов, применяется
В случае коллизии норм, принятых одним органом, применяется
В случае расхождения нормативного правового акта и закона действует
В современной России элементы юридического прецедента существуют в виде Постановлений ___ Суда, в которых конкретизируются и детализируются общие нормы закона
В современных правовых системах роль ___ доктрины, в основном, является вспомогательной и сводится к толкованию права, участию науки в формировании модели правового регулирования
В структуру нормативного правового акта входят
В юридической технике используются следующие виды терминов
Весомое значение правового обычая как источника права прослеживается в ____ праве
Властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц называется
Выделяют следующие виды толкования норм права по объему
Высшей юридической силой среди нормативных актов в Российской Федерации обладает
Государство санкционирует только тот обычай, который отвечает ____ государственной власти
Действие законов Российской Федерации распространяется на
Дополнительными источниками права являются
Законодательная ____ - совокупность правил, средств, приемов, используемых для обеспечения совершенства законодательства
Законодательный процесс состоит из следующих стадий
Законодательный процесс является разновидностью ___ процесса
Законотворческой инициативой в России обладают
Законы в Российской Федерации принимаются
Законы обладают следующими признаками
Индивидуальные правовые акты ___ источниками права
Инкорпорацию производит систематизирующий орган, у которого ___ отменять, изменять или устанавливать правовые нормы
Инкорпорация в зависимости от субъекта осуществления бывает
Инкорпорация основывается только на внешней систематизации нормативных актов по определенным тематическим признакам
Источник (форма) права - способ объективирования ___ норм права
К законам предъявляются следующие требования
К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти, такие как
К форме готовящихся проектов нормативных правовых актов предъявляются следующие требования
К числу конституционных законов относятся законы
К числу правотворческих органов относятся
Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на следующие виды
Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками
Комплексными нормативными правовыми актами являются __________ законодательства
Международные договоры могут приниматься в виде
Международный договор имеет ____ природу
Местные подзаконные нормативные правовые акты издаются
На стадии подготовки первоначального текста проекта образуются комиссии, включающие
Назовите случаи вступления в силу нормативных актов
Наиболее общими правилами использования терминов являются
Необходимыми атрибутами нормативного правового акта являются
Неофициальное толкование может быть
Ни один нормативный правовой акт Российской Федерации не должен противоречить ___ РФ
Нормативному правовому акту присущи следующие особенности
Нормативные акты нижестоящих правотворческих органов издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых правотворческими органами
Нормативные акты ограниченного действия распространяются на
Нормативные акты утрачивают силу на следующих основаниях
Нормативные правовые акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяющиеся на членов этих организаций, называются
Нормативный ___ - соглашение сторон, выражающее их волю к установлению, изменению и прекращению их прав и обязанностей, к совершению либо воздержанию от юридических действий, создающее нормы права
Нормативный правовой акт оформляется в виде официального письменного государственного ___
Нормативный правовой акт создается
Обыкновенные законы делятся на
Обычно министерства издают
Основаниями деления нормативных актов на виды являются
Основной задачей ___ нормативных правовых актов является сбор и поддержание нормативных правовых актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию
Основным источником права юридический прецедент является в
Основными источниками права являются
Основными формами систематизации нормативных правовых актов являются
Основными чертами источников права являются
Особенность ____ права как формы реализации права заключается в том, что субъекты должны, независимо от собственного желания, совершать активные действия, предусмотренные нормами права
Отраслевыми нормативными актами являются ______________ законодательства
Официальное толкование норм права по объему подразделяется на
Письменный документ, создаваемый в результате деятельности компетентных государственных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, изменяющий или отменяющий правила общего характера, называется
По значимости содержащихся в них норм законы делятся на
По общему правилу, общеобязательными являются юридические прецеденты судов ___ инстанций
По объему и характеру действия нормативные правовые акты подразделяются на акты ___ действия
По основным субъектам государственного правотворчества нормативные правовые акты можно подразделить на акты _____________ власти
По субъектам издания подзаконные акты делятся на
По юридической силе нормативные акты делятся на
Подзаконные акты призваны конкретизировать основные, принципиальные положения ___ применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов
Подразделениями статей нормативного акта являются
Помимо законов, палаты Федерального собрания Российской Федерации полномочны принимать
Постановления Правительства Российской Федерации, если они противоречат Конституции, законам Российской Федерации, указам Президента, могут быть отменены
Постановления Правительства РФ не могут противоречить положениям
Правовая ___ - учение, научная теория, система взглядов и принципов ученых-юристов
Правовая доктрина является источником права, когда научные мнения ученых-юристов воспринимаются в качестве
Правовой обычай - санкционированное и охраняемое ___ правило поведения, которое сложилось в результате его фактического применения в течение длительного времени
Правом принятия нормативных правовых актов в России обладают
Правотворческий ___ - технология создания нормативных актов и доведение их предписаний адресатам
Правотворческий процесс начинается с принятия решения о подготовке ____, которое находит воплощение в утвержденных планах подготовительных работ
Правотворчество - государственная деятельность, _____
Пределы действия нормативного правового акта в пространстве определяются ___, на которую распространяются его предписания
Предметом внутригосударственного договора нормативного содержания являются
Применение права подразделяется на следующие формы: _______________ деятельность
Применением правовых норм занимаются компетентные органы и должностные лица и только в рамках предоставленных им
Пробелы в праве можно рассмотреть с нескольких сторон и выделить пробел в
Различают следующие виды правотворчества
Различают следующие способы правотворчества
Различают следующие формы реализации права
Разъяснение нормы права, которое дается компетентными органами, называется ________ толкованием
Результат инкорпорации - издание
Роль судебного прецедента в странах континентальной системы права не выходит за рамки ___ права
С ___ стороны реализация права представляет собой совершенствование определенными средствами в известной последовательности, в сроки и в месте предусмотренных нормами права правомерных действий
С ___ стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий
Свои акты нормативного характера Правительство РФ обычно издает в форме
Священными книгами мусульман являются
Система ___ имеет деление на законы и подзаконные нормативные акты
Слово «источник» применительно к правовым явлениям может означать
Согласно Конституции РФ неопубликованные законы
Согласно статье 5 ГК РФ на территории России признаются обычаи___ оборота, не противоречащие законодательству России
Содержание акта применения норм права содержит следующие части
Среди договоров нормативного содержания можно выделить следующие их основные виды
Страны, опирающиеся на юридический прецедент, относятся к ___ системе права
Субъектами внутригосударственного договора нормативного содержания являются
Субъекты Российской Федерации получили право принимать ___ субъектов РФ, которыми определяется их правовой статус
Существуют следующие аспекты толкования
Существуют следующие стадии правоприменительной деятельности
Толкование ___ поправки и дополнения в действующие нормы права
Толкование норм права в зависимости от субъекта разъяснения может быть
Требованиями законодательной техники являются
Требованиями юридической техники являются
Указы Президента РФ могут носить ___ характер
Установите последовательность стадий правоприменительного процесса
Установите стороны рассмотрения пробелов в праве и их конкретных примеров
Установление фактических обстоятельств дела должно быть
Федеративный договор России 1992 года является
Формами предварительного обсуждения разработанного проекта являются
Характерными признаками применения права являются
Центральные органы исполнительной власти издают
Чтобы обычай из источника социального поведения превратился в источник права, необходимо
Юридическая ___ - совокупность средств, приемов и правил, которые используются для создания и оформления нормативных правовых, правоприменительных, интерпретационных и иных актов
Юридические ____ - построения нормативного материала по особому типу связей составляющих его элементов
Юридический ___ - решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному юридическому делу, имеющее обязательное значение нормы права при разрешении аналогичных дел в дальнейшем

Толкование права (интерпретация) - это деятельность по установлению содержания правового акта для его практической реализации. Исходное в толковании нормативных актов состоит в том, чтобы познать, выявить и тем самым установить тот смысл, то содержание, которые заключены в нормативных юридических предписаниях.

Способы толкования - это относительно обособленные совокупности приемов, которые в соответствии с особенностями права позволяют раскрыть содержание правовых предписаний для их реализации.

Выделение того или иного способа толкования обусловлено двумя факторами. Во-первых, особенностями права как объекта познания, наличием специфических "моментов жизни" права и, во-вторых, особенностями содержания данной совокупности приемов познания, позволяющих использовать для установления воли законодателя специфическую область знаний, понятий, правил (филологии, логики, специальных юридических знаний, истории и др.).

Каковы же способы толкования?

Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить особенности объекта толкования – главные моменты, через которые выражается жизнь права и; следовательно, осуществляется его познание. Здесь принципиально важно различать два слоя в предмете толкования: во-первых, осязаемую реальность права – внешнюю его форму, иные внешние обстоятельства и, во-вторых, то, что относится к логической и технико-юридической организации содержания права, к его структуре, т, е. к внутренней форме. Первый слой: а) словесный, грамматически организованный текст нормативного акта, б) выраженная в тексте связь данного предписания с другими, в) обстоятельства генезиса и функционирования права, выражающие социально-политическое содержание правовых предписаний; второй слой: г) логическая структура мысли, в которой заключена воля законодателя, д) специально-юридические средства и приемы выражения воли законодателя.

В юридической литературе была предпринята попытка связать способы толкования лишь с внешними моментами (формами) проявления воли законодателя. Однако не все широко признанные способы толкования (например, логическое толкование) имеют свои особые внешние формы. Да и такие способы (например, систематическое толкование), которые, казалось бы, опираются на специфические внешние формы, на поверку затрагивают в значительной мере внутреннюю форму права, его структуру. Вместе с тем есть такие внешние обстоятельства, используемые при толковании (политика, мораль, обстоятельства издания и т.д.), которые вообще не являются внешними формами жизни права. Главное же – качество объективной реальности имеют в праве не только внешние формы, но и самая материя права, другие его характеристики, в том числе особое логическое построение, специфическое технико-юридическое выражение (технико-юридическое, специально-юридическое содержание права), которые не в меньшей мере, чем внешние формы, являются его "моментами жизни".

С таким подразделением "моментов жизни" права в полной мере согласуется подразделение основных сфер знаний, которые включаются в процесс интерпретации правовых предписаний. В сущности, каждому "моменту жизни" права соответствует специфическая сфера знаний, понятийный аппарат которой участвует в толковании нормативных предписаний. Это – филология, логика, история, специальные юридические знания и др.

С учетом указанных факторов в качестве наиболее общих и специфических можно указать на такие способы толкования: грамматический, логический, специально-юридический (технико-юридический), систематический, историко-политический (функциональный).

Виды толкования

Толкование норм права имеет два направления (процесс): уяснение («для себя») и разъяснение («для других»). Уяснение смысла нормы права яв­ляется необходимой предпосылкой для правильного понимания и реали­зации ее требований. Разъяснение правовой нормы осуществляется тог­да, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в ее содержа­нии.

В зависи­мости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное.

Официальное толкование — это такое разъяснение нормы пра­ва, которое дается компетентными органами. Оно обязательно для всех, кто применяет данную норму. Официальное толкование находит выра­жение в специальных актах (документах), которые издает компетентный орган (постановления, инструкции и др.).

Официальное толкование по объему подразделяется на норма­тивное и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование — это официальное разъяснение, кото­рое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права. Такое разъяснение распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Тем самым обес­печивается единообразное и правильное проведение в жизнь ее требова­ний. Официальное толкование может давать и сам орган, издавший разъясняемую норму права. Такое разъяснение называется аутентич­ным. Например, разъяснение президентом изданных им указов. В то же время официальное нормативное толкование правовых норм могут да­вать и органы, которые их не издавали. В этом случае они наделяются специальными полномочиями по официальному разъяснению указан­ных норм. Так, законодательный орган может поручить соответствую­щим органам исполнительной власти разъяснить изданный им закон. В свою очередь, на основании специальных полномочий министерства и ведомства наделяются правом официального разъяснения нормативно-правовых актов, издаваемых правительством. Так, министерство фи­нансов может разъяснять решения кабинета министров по вопросам распределения государственного бюджета, министерство труда — по вопросам использования трудовых ресурсов и т. п.

Казуальное толкование — это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Такое толкование называется казуальным потому, что оно имеет силу только для данного конкретного случая (казуса). Необходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда реше­ния нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юри­дическим делам являются неправильными, не соответствуют закону. Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении кон­кретного дела. Кроме того, они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права.

Нормативное и казуальное разъяснения по своему содержанию подразделяются на судебное и административное.

Судебное толкование — это разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание и единообразное применение норм праяа в деятельности судов. В ряде стран особо важное значение имеют официальные разъяснения высших судебных органов государства нижестоящим судам по возникшим в ходе рассмотрения судебных дел вопросам применения гражданского и уго­ловного законодательства. Руководящие разъяснения высших органов судебной власти обязательны для всех судов, других органов и долж­ностных лиц, применяющих разъясняемые нормы права.

Административное толкование — это разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительными органами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда, социального обеспе­чения и подобных.

Толкование норм права в пределах своей компетенции могут да­вать и местные органы самоуправления, разъясняя смысл созданных ими правовых норм, действие которых, однако, ограничено подведомствен­ной территорией

Неофициальное толкование — это разъяснение смысла правовых норм, которое не носит обязательного характера. Оно может даваться любым гражданином или исходить от общественной организации. Та­кое толкование необязательно для тех органов или должностных лиц, которые применяют нормы права. Например, высказывания крупных государственных и общественных дея­телей о сущности и роли определенного закона в общественной жизни, о его практической направленности. Важным видом неофициального разъяснения правовых норм яв­ляется доктриналъное (научное) толкование. Оно дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, квалифицированными уче­ными-юристами, опытными юристами-практиками в комментариях к законодательству, в научных работах, в статьях, лекциях, выступлениях и т. д.

Результат толкования

Буквальное, распространительное и ограничительное толкования. Толкование приводит к раскрытию содержания нормативного акта, к такому пониманию юридических предписаний, которое позволяет обеспечить их полную и точную реализацию (применение).

Результатом толкования должна быть полная определенность смысла нормативного акта.

Определенность смысла-это его точность, безоговорочность, отсутствие каких-либо параллельных решений; результатом толкования не может быть вывод "и то и другое", "и да и нет": здесь действует логический закон исключенного третьего. К. Маркс отмечал "Jus знает только: или-или".

Результат толкования не должен выходить за пределы толкуемых норм. Вместе с тем он выражает новое знание-конкретизирующее суждение о нормах. В результате же правоприменительного толкования в правовую материю могут быть привнесены некоторые новые моменты, выражающие конкретизацию нормативных предписаний. Таковы вырабатываемые в ходе юридической (судебной) практики правоположения.

Результаты толкования могут быть рассмотрены с точки зрения их соотношения с выводами, которые непосредственно вытекают из буквального текста (буквы) нормативного акта. С этих позиций результаты толкования подразделяются на виды по объему – соответствуют ли они буквальному тексту (буквальное толкование), или шире буквального текста (распространительное толкование), или уже его (ограничительное толкование).

Как правило, в социалистическом обществе в соответствии с требованиями строгой законности толкование является буквальным. Буква и дух нормативного акта, его текстуальное выражение и действительный смысл полностью соответствуют друг другу. Это значит, что применение после грамматического анализа всех иных способов толкования приводит к таким же выводам, какие вытекают из буквального текста. Буквальный характер толкования позволяет в условиях социализма строго и последовательно проводить начала социалистической законности, не допускать каких-либо отступлений от воли законодателя, закрепленной в нормативных актах.

При режиме строгой законности распространительное и ограничительное толкования являются исключениями из общего правила, выражающего соотношение буквального текста и действительного смысла акта. Указанные разновидности толкования не следует понимать так, что происходит распространение нормы на новый круг отношений или же исключение отношений, охватываемых нормой, из-под ее действия. Это обстоятельство важно подчеркнуть, тем более что выражение "толкование по объему" может создать впечатление о том, будто путем толкования "расширяется" или "oграничивается" действительное содержание норм, их объем. Вовсе нет! Как и вообще при толковании, в данных случаях задача состоит лишь в том, чтобы раскрыть" действительное содержание нормативного акта. Объем воли законодателя определяется только по отношению к буквальному тексту (действительный смысл, содержание нормы шире или уже по сравнению с буквальным текстом и буквальными выводами, из него вытекающими).

Именно этим распространительное толкование отличается от аналогии закона (применения к определенным фактам сходного нормативного акта). При распространительном толковании данные факты охватываются смыслом нормативного акта; законодатель их имел в виду, хотя воля законодателя и не нашла точного и ясного выражения в тексте акта. При аналогии же закона определенные факты не охватываются ни буквальным текстом, ни смыслом нормативного акта; законодатель их не имел в виду (зачастую в силу неправильного или недостаточного применения средств юридической техники). Здесь происходит распространение нормативного акта на новый круг общественных отношений, что возможно только при определенных условиях в процессе применения права.

Распространительное и ограничительное толкования свойственны толкованию как таковому (т.е. независимо от того, входит ли оно в правоприменительный процесс). Вместе с тем следует иметь в виду, что в рамках применения права распространительное и ограничительное толкования являются начальной ступенью к конкретизации юридических норм. Вырабатываемые в юридической практике правоположения нередко базируются на распространительной или ограничительной интерпретации правоприменительным органом тех или иных нормативных предписаний.

Разъяснение норм права - это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания нормы права. В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное.

Официальное толкование - это такое разъяснение нормы права, которое дается компетентными органами. Оно обязательно для всех, кто применяет данную норму. Официальное толкование находит выражение в специальных актах, которые издает компетентный орган. Интерпретационные акты представляют собой разъяснение содержания норм права, конкретизацию и уточнение их предписаний.

Официальное толкование по объему подразделяется на нормативное и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование - это официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права. Такое разъяснение распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Тем самым обеспечивается единообразное и правильное проведение в жизнь ее требований. Официальное толкование может давать и сам орган, издавший разъясняемую норму права.

Казуальное толкование - это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении конкретного дела. Они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права.

Нормативное и казуальное разъяснения по своему содержанию делятся на судебные и административные.

Судебное толкование - это разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание и единообразное применение норм права в деятельности судов.

Административное толкование - это разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительными органами государства. Толкование н.п. могут давать в пределах своей компетенции и местные органы самоуправления, разъясняя смысл созданных ими н.п., действие которых, однако, ограничено подведомственной им территорией.

Неофициальное толкование - это разъяснение смысла правовых норм, которые не носят обязательного характера. Оно может даваться любым гражданином или исходить от общественной организации. Такое толкование не обязательно для тех органов или должностных лиц, которые применяют нормы права.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: