В норвегии известен случай когда мать ребенка с брахидактилией предъявила иск мужчине

Обновлено: 18.04.2024

Задача: Способность человека ощущать горький вкус фенилтиомочевины (ФТМ) – доминантный признак, аллель которого (Т) локализован в 17-й аутосоме. В семье мать и дочь ощущают вкус ФТМ, а отец и сын не ощущают. Определить генотипы всех членов семьи.

Решение:

1. Отец и сын не ощущают вкус ФТМ, т.е. несут рецессивный признак, следовательно, их генотип – tt.

2. Мать и дочь ощущают вкус, значит, каждая из них несет доминантный аллель Т.

3. Одну хромосому ребенок получает от отца, другую – от матери. От отца дочь может получить только рецессивный аллель t (поскольку он гомозиготен). Следовательно, генотип дочери – Тt.

4. В потомстве матери есть особь с генотипом tt, следовательно, она также несет рецессивный аллель t, и ее генотип – Тt.

не ощущает вкус ФТМ

не ощущает вкус ФТМ

Ответ: Генотип матери и дочери – Tt, отца и сына – tt.

ЗАДАЧИ:

1. Карий цвет глаз – В доминирует над голубым – b. Какова вероятность появления голубоглазых и кареглазых детей в следующих типах браков:

1) ВВ - bb; 2) Вb - Вb; 3) ВВ - Вb; 4) Вb - bb.

2. Полидактилия* у человека наследуется как доминантный признак. Определите вероятность рождения здоровых детей в семье, где оба родителя гетерозиготны.

3. Отсутствие малых коренных зубов наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей с аномалией в семье, где оба родителя гетерозиготны по анализируемому признаку?

Примечание: * здесь и далее курсивом выделены термины, кратко охарактеризованные в приложении

4 Миоплегия передается по наследству как доминантный аутосомный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.

5 Фенилкетонурия наследуется как аутосомный рецессивный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?

6 Афибриногенемия наследуется как рецессивный аутосомный признак. В семье у здоровых родителей родился ребенок с признаками афибриногенемии. Какова вероятность рождения второго ребенка с той же болезнью?

7 Синдактилия наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей со сросшимися пальцами в семье, где один из родителей гетерозиготен по анализируемому признаку, а другой имеет нормальное строение пальцев?

8 Одна из форм гемералопии наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей, страдающих гемералопией, от гетерозиготных больных родителей?

9 Одна из форм гемералопии наследуется как аутосомно-доминантный признак. Какова вероятность рождения детей с анализируемой аномалией в семье, где один из супругов страдает ночной слепотой, а другой нет, если известно, что оба супруга гомозиготны?

11 У человека темный цвет волос детерминируется доминантным аутосомным аллелем А, а светлый цвет волос - рецессивным аллелем а. У светловолосого отца и темноволосой матери родилось 8 детей с темным цветом волос. Определите генотипы родителей.

12 У здоровых супругов двое детей больны агаммаглобулинемией (аутосомно-рецессивный тип наследования), один ребенок здоров. Какова вероятность, что четвертый ребенок, которому предстоит родиться, будет здоровым?

13 Детская форма амавротической семейной идиотии (Тей-Сакса) наследуется как аутосомный рецессивный признак и заканчивается обычно смертельным исходом к 4 - 5 годам. Первый ребенок в семье умер от анализируемой болезни. Какова вероятность того, что второй ребенок будет страдать той же болезнью?

14 Парагемофилия - склонность к кожным и носовым кровотечениям - наследуется как аутосомно-рецессивный признак. Какова вероятность рождения больных детей в семье, где оба супруга страдают парагемофилией?

15 Гипофосфатемия наследуется как аутосомный рецессивный признак. Какова вероятность рождения больных детей в семье, где один из родителей гетерозиготен, а другой гомозиготен по этому признаку?

16 В Норвегии известен случай, когда мать ребенка с брахидактилией (короткопалость) предъявила иск мужчине, который отрицал отцовство. Суд попросил мужчину показать руки, и оказалось, что у него брахидактилия. Суд признал его отцом ребенка. На основании чего суд мог сделать подобное заключение?

17 Плече-лопаточно-лицевая форма миопатии наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность заболевания детей в семье, где оба родителя страдают этой аномалией, но один из них гомозиготен, а другой гетерозиготен?


Первый «закон» американского эколога Б.Коммонера гласит: «Все связано со всем». Докажите, что животные не могут существовать без растений, что жизнь растений за­висит от условий среды, в том числе и от животных, что люди влияют как на среду обитания, так и на растения и животных.

Летящую кукушку очень легко принять за ястреба-перепелятника. У нее такие же форма тела, окраска, размеры, характер полета. Каково биологическое значение этих осо­бенностей?

Лягушка - полезное животное, существенно необ­ходимый компонент экосистемы. Одна лягушка за день по­едает насекомых в количестве, равном собственному весу. Подсчитано, что лягушки, истребленные в Индии (страна яв­ляется экспортером лягушачьих лапок), за три месяца могли бы съесть примерно 2,4 млн. тонн насекомых. Предположи­те, какие последствия могут наступить?

В сообществе с простыми цепями питания, базирующимися на небольшом числе широко распростра­ненных видов растений, быстрое размножение травоядных животных (зайцев) служит сигналом возможного неблагопо­лучия. Почему?

Во время прогулки в лес вы встретили на пути бо­лото. Что вы будете делать, чтобы определить его тип? По ка­ким признакам можно отличить верховое болото от низинно­го (без почвенного среза)?

У человека кареглазость - доминантный признак. В семье из 5 человек у отца и двух дочерей глаза голубые, а у матери и сына - карие. Определите генотипы членов семьи. Постройте родословную

Для многих видов возрастная структура - неустой­чивая характеристика. Так, две популяции, имеющие равную численность, могут сильно отличаться друг от друга по со­ставу. Дайте объяснение этому явлению.

Оказывается, существуют механизмы, обеспечива­ющие пространственное и временное единство особей попу­ляции. Дайте объяснение этому явлению.

У многих животных часто наблюдаются популяционные волны - резкие колебания численности. Как вы дума­ете, у домовой или полевой мыши популяционные волны вы­ражены в большей степени? Почему?

У человека волнистые волосы - доминантный при­знак. В семье трое детей: девочка с прямыми волосами и два ее брата — один с прямыми волосами, а другой кудрявый. У матери и ее отца волосы волнистые, а у отца детей волосы прямые. Составьте родословную семьи, определите геноти­пы всех членов семьи.

У человека полидактелия (шестипалость) детерми­нирована доминантным геном Р. От брака гетерозиготного шестипалого мужчины с женщиной с нормальным строени­ем руки родилось два ребенка с нормальными и шестипалы­ми конечностями. Каков генотип детей?

В Норвегии известен случай, когда мать ребенка с брахидактилией (короткопалость) предъявила иск мужчи­не, который отрицал отцовство. Суд попросил мужчину по­казать руки, и оказалось, что у него была брахидактелия. Суд признал его отцом ребенка. На основании чего суд мог сде­лать подобное заключение?

Сфагновый мох встречается чаще на верховых бо­лотах, распространение которых носит мозаичный остров­ной характер. Можно ли сфагновый мох одного болота счи­тать популяцией? Почему?

В природе достаточно часто встречается следующая ситуация: меж двух озер, расположенных на расстоянии не­скольких километров друг от друга, в смешанном лесу живут бурые травяные жабы, некоторые из которых откладывают икру в одном озере, а другие - в соседнем. Единичные экзем­пляры могут попадать из одного озера в другое, но это проис­ходит редко. Как вы считаете, сколько здесь популяций?

В родильном доме перепутали двух мальчиков. Ро­дители одного из них имели I и II группы крови, родители другого - II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Определите родителей детей.

В нашей стране леса занимают около 790 миллионов гектаров - это более одной трети территории России. Используя данные таблицы, подсчитайте, какова площадь леса, приходяща­яся на одного жителя планеты. Почему полученные вами цифры будут лишь приблизительными? Можно ли подсчитать этот по­казатель с абсолютной точностью? Дополнительные сведения: население планеты составляет более 5 миллиардов человек.

Леса мира (по данным «Лесной Энциклопедии», 1986)

Виды земельных площадей

Площадь лесных земель

Несомкнутые (разреженные) леса

Вырубленные леса с остатками древесины и др.

Если бы вы сделали разрезы почв в широколиствен­ном и хвойном лесах, то увидели бы разные по цвету, струк­туре почвы. Разное в них и содержание гумуса. Выскажите ваше мнение, в каком лесу почвы более плодородные. Ответ поясните.

Годовая масса осадков ниже 1000 мм соответствует стрессовой зоне для многих видов деревьев, а предел устой­чивости для большинства из них составляет около 750 мм. Какие природные экосистемы могут развиваться и существо­вать:

а) при 750- 1000 мм;

б) при 250 - 740 мм;

в) ниже 250 мм осадков в год?

Составьте интегральные характеристики типичных для европейского севера экосистем - тайги, тундры. Данные оформите в таблицу, где выделите следующие графы: 1 - рас­пространение, 2 - климат, 3 - осадки, 4 - господствующая растительность, 5 - животный мир, 6 - прочие особенности: адаптация биоты к сезонному климату; вегетативный период; численность хищников; особенности хозяйственной деятель­ности людей и т.д.

Вычертите пирамиду биомассы, если известно, что биомасса продуцентов на участке луга в 0,5 га составляет 10т, а на последующих уровнях биомасса на 90 % меньше, чем на предыдущем.

Составьте характеристику болота как экосистемы по плану: особенности почвы, водный режим, особенности растительного и животного мира. Ответьте на вопросы: по­чему в болоте образуется торф? Каковы причины отсутствия гумуса в болотной почве? Какие условия препятствуют пере­гниванню мертвых органических остатков в болоте, способ­ствуя их консервированию в виде торфа?

В учебнике утверждается, что невзаимодейству­ющих популяций в сообществе нет. Какое взаимодействие существует между опятами, растущими на березовом пне, и птицами, питающимися гусеницами?

Сильное «цветение» воды, наблюдаемое иногда в прудах и озерах, часто сопровождается замором рыбы. Как вы объясните это явление?

Вам нужно заселить пустой остров так, чтобы жизнь на нем существовала без вашего вмешательства. Составьте предельно короткий список организмов, которые вы туда по­селили бы.

Экологическая пирамида существует потому, что при передаче энергии с нижележащего уровня на вышележащий значительная часть энергии рассеивается. Однако уже неодно­кратно описывались факты, например, для океана, когда био­масса и численность рачков, питающихся водорослями, была больше биомассы и численности этих водорослей. Опроверга­ют ли эти факты правило экологической пирамиды?

В 50 гг. XX в. в Индонезии пытались бороться с малярией, уничтожая малярийных комаров пестицидом ДДТ. Комары погибли. Но другие насекомые, например та­раканы, выжили, хотя и сделались вялыми. Через некоторое время стало наблюдаться массовое вымирание ящериц и ко­шек. Постройте цепи питания данных животных и объясни­те ситуацию: в отсутствие кошек над местными жителями на­висла новая опасность - эпидемия чумы.

В широколиственном лесу ученые-лесоводы в тече­ние нескольких лет на большом участке полностью удаляли подстилку. Как вы думаете, какие изменения обнаружили ле­соводы на этом участке? Объясните, чем могли быть вызва­ны эти изменения?

«Ни пользы, ни вреда «вообще» птицы не приносят. Поэтому мы не можем ставить вопрос об абсолютной охране или абсолютном уничтожении какого-либо вида птиц», - пи­шет известный советский орнитолог проф. П.П. Дементьев. Например, скворцы приносят весной и летом пользу, истре­бляя насекомых, вредящих человеку, а на пролете и зимовках в южных районах становятся вредителями садов. Приведите другие примеры, которые подтвердят мнение ученых об от­носительности понятий «полезный» и «вредный».

Акклиматизация животных - расселение их в новые места - может иметь ряд последствий для аборигенных ви­дов фауны. Чаще всего эти последствия отрицательные. По­чему? Объясните это на конкретных примерах.

Задержанный охотинспектором браконьер утверж­дал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя ис­треблять, значит, и браконьера преследовать не надо, ведь го­ворят же, что браконьер - это хищник». Как вы полагаете, убе­дительны ли доводы браконьера? Как бы вы ему возразили?

Швейцарский союз защиты природы выпустил па­мятный значок с изображением овсюга - распространенно­го сорняка, существование которого находится под угрозой.

Союз защиты природы Швейцарии принимает и другие меры по защите сорняков - всем желающим крестьянам раздаются их семена. Можете ли вы понять, объяснить и поддержать де­ятелей этого союза?

Зачастую воздействие человека на природу не сразу заметно. Ясно, например, что свинцовая дробь, выпущенная, скажем, в дикую утку и попавшая в цель, принесет природе некоторый ущерб. Но вот дробь, не попавшая в цель и рас­сеявшаяся по округе, принесет гораздо больший ущерб. Ка­кой? (Известно, что по этой причине ежегодно гибнут милли­оны птиц.)

В последнее время ученые озабочены вредным воздействием свинца на здоровье людей, особенно детей. Ис­следования показали, что даже небольшое количество свинца в воздухе может отрицательно воздействовать на умственные способности детей. Укажите источники поступления свинца в атмосферу городов.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

1.2. Неполное доминирование

При неполном доминировании доминантный аллель не полностью подавляет действие рецессивного аллеля. У гетерозигот функционируют оба аллеля, поэтому в фенотипе признак выражается в виде промежуточной формы. Но во втором поколении потомство расщепляется фенотипически так же как и генотипически в соотношении 1:2:1.
Образец решения задач:

Задача: При скрещивании между собой растений красноплодной земляники всегда получаются растения с красными ягодами, а белоплодной – с белыми. В результате скрещивания обоих сортов получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники пыльцой растения с розовыми ягодами?


  1. Растения с красными и белыми плодами при скрещивании между собой не давали в потомстве расщепления. Это указывает на то, что они являются гомозиготными.

  2. Скрещивание гомозиготных особей, отличающихся по фенотипу, приводит к образованию у гетерозигот нового фенотипа (розовая окраска плодов). Это свидетельствует о том, что в данном случае наблюдается явление промежуточного наследования.

  3. Таким образом, растения с розовыми плодами являются гетерозиготными, а с белыми и красными – гомозиготными.

AА – красные плоды,

Aа – розовые плоды,


  1. Серповидноклеточная анемия наследуется как аутосомный рецессивный признак. Гомозиготные особи умирают обычно до полового созревания, гетерозиготные жизнеспособны, анемия у них чаще всего проявляется субклинически. Малярийный плазмодий не может использовать для своего питания Ѕ-гемоглобин. Поэтому люди, имеющие эту форму гемоглобина, не болеют малярией.

  1. Какова вероятность рождения детей, устойчивых к малярии, в семье, где один из родителей гетерозиготен в отношении серповидноклеточной анемии, а другой нормален в отношении этого признака?

  2. Какова вероятность рождения детей, неустойчивых к малярии, в семье, где оба родителя устойчивы к этому паразиту?

  1. Акаталазия обусловлена редким аутосомным рецессивным аллелем. У гетерозигот активность каталазы несколько понижена (Р. Григлевский, 1970).У обоих родителей и единственного сына в семье активность каталазы оказалась ниже нормы.

  1. Определите вероятность рождения в семье следующего ребенка без аномалии.

  2. Определите вероятные фенотипы детей в семье, где один из супругов страдает акаталазией, а другой имеет лишь пониженную активность каталазы.

  1. Семейная гиперхолестеринемия наследуется аутосомно доминантно. У гетерозигот это заболевание выражается в высоком содержании холестерина в крови, у гомозигот, кроме того, развиваются ксантомы (доброкачественная опухоль) кожи и сухожилий, атеросклероз. Определите вероятность рождения детей с аномалией и степень ее развития в семье, где один из родителей кроме высокого содержания холестерина в крови имеет развитые ксантомы и атеросклероз, а другой нормален в отношении анализируемого признака.

  2. Одна из форм цистинурии наследуется как аутосомный рецессивный признак. Но у гетерозигот наблюдается лишь повышенное содержание цистина в моче, у гомозигот – образование цистиновых камней в почках

  1. Определите возможные формы проявления цистинурии у детей в семье, где один из супругов страдал этим заболеванием, а другой имел лишь повышенное содержание цистина в моче.

  2. Определите возможные формы проявления цистинурии у детей в семье, где один из супругов страдал почечно-каменной болезнью, а другой был нормален в отношении анализируемого признака.

  1. Кохинуровые норки (светлые, с черным крестом на спине) получаются в результате скрещивания белых норок с темными. Скрещивание между собой белых норок всегда дает белое потомство, а скрещивание темных – темное.

2) Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых норок с белыми?
1.3. Множественный аллелизм. Кодоминирование

Иногда в популяции оказывается не два (одна пара) аллеля гена, а три, четыре и больше: А, а1, а2 и т.д.. Возникают они в результате мутаций в локусе хромосом. У каждой особи аллельных генов может быть не более двух, но в популяции их число практически неограниченно. Чем больше аллельных вариантов гена, тем больше возможностей комбинировать их попарно. Гены множественных аллелей взаимодействуют между собой различным образом. Нередко они образуют последовательные ряды доминирования: А доминирует над а1, а2, вместе с тем, а1 доминирует над а2. Но бывают и более сложные комбинации. У человека по типу множественных аллелей наследуется группы крови по системе АВО. У человека группы крови определяются тремя аллелями одного гена. В различных сочетаниях образуются четыре группы крови: I(0), II(A), III(B), IV(АВ). Обозначаются аллели гена буквами: I 0 , I А , I В . Гены I А и I В по отношению к гену I 0 ведут себя доминантно. Аллельные гены I А и I В у лиц с IV группой крови ведут себя независимо друг от друга: аллель I А детерминирует антиген А, а аллель I В - антиген В. Проявление в гетерозиготном состоянии признаков, детерминируемых обоими аллелями называется кодоминирование. Так наследуется четвертая группа крови.
Образец решения задач

Таблица 1. Наследование групп крови системы АB0


Группа

Генотип

I (0)

J 0 J 0

II (A)

J A J A , J A J 0

III (B)

J B J B , J B J 0

IV (AB)

J A J B

Задача: У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?

Решение:

1. Генотип мальчика – J 0 J 0 , следовательно, каждый из его родителей несет аллель J 0 .

2. Генотип его сестры – J A J B , значит, один из ее родителей несет аллель J A , и его генотип – J A J 0 (II группа), а другой родитель имеет аллель J B , и его генотип J B J 0 (III группа крови).


    1. В родильном доме в одну ночь родилось четыре младенца, имевших группы крови I, II, III и IV. Группы крови четырех родительских пар были: 1-ая пара – I и I; 2-ая пара – IV и I; 3-я пара – II и III; 4-ая пара – III и III. Четырех младенцев можно с полной достоверностью распределить по родительским парам. Как это сделать? Каковы генотипы всех родителей и детей?

    2. В родильном доме случайно перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют II и I группы крови, родители другого II и IV, мальчики имеют II и I группы крови. Определите, кто чей сын и генотипы родителей и детей.

    3. Женщина с III группой крови имеет ребенка с I группой крови. Каковы их генотипы, и каким не может быть генотип отца?

    4. Кровь одного из родителей относится к II группе, другого – к III группе. Каковы генотипы родителей, если у них имеется много детей со следующими группами крови: а) у всех IV; б) половина IV, половина III; в) половина IV, половина II; г) ¼ IV, ¼ II, ¼ III, ¼ I?

    5. У женщины IV группа крови, у ее отца та же группа крови. Муж женщины имеет I группу крови, его мать II группу. Определите генотипы всех указанных лиц. Какие группы крови могут быть у детей мужчины и женщины?

    6. Если в семье, где у отца II группа крови, а у матери – III, первый ребенок имел I группу крови, то какова вероятность появления следующего ребенка с той же группой крови? Какие группы крови могут быть еще у детей от этого брака?

    7. Мужчина, имеющий I группу крови, женился на женщине с II группой крови. У отца жены I группа крови. Какова вероятность, что дети от этого брака будут иметь I группу крови? II группу крови?

    2. Дигибридное и полигибридное скрещивание

    Изучив наследование по одному признаку, Г.Мендель решил проанализировать характер наследования двух признаков одновременно. Для этого он использовал гомозиготные растения гороха и анализировал две пары альтернативных признаков: цвет (жёлтый и зелёный) и форма (гладкая и морщинистая). При скрещивании чистых линий, анализируемых по двум парам альтернативных признаков (желтые гладкие и зеленые морщинистые) в первом поколении все особи были единообразными (жёлтые гладкие семена), а во втором поколении появлялось расщепление по фенотипу в соотношении 9 (желтые, гладкие) : 3 (желтые, морщинистые) : 3 (зеленые гладкие) : 1 (зеленый морщинистый):

    9 - жёлтые гладкие (генотип А_В_)

    3 - жёлтые морщинистые (генотип А_вв)

    3 - зелёные гладкие (генотип аа В_)

    1 - зелёный морщинистый (генотип аавв)

    В приведенных обозначениях черта означает возможность присутствия любого аллеля – доминантного или рецессивного.

    Отсюда следует III закон Менделя – закон независимого наследования и комбинирования признаков:

    При скрещивании гомозиготных организмов, анализируемых по двум (или более) парам альтернативных признаков, во втором поколении наблюдается независимое наследование и комбинирование признаков.

    Точный количественный учёт признаков позволил Г.Менделю выявить определенные статистические закономерности при полигибридном скрещивании:

    1.Количество возможных типов гамет равно 2 n , где n – количество гетерозиготных генотипов у организма. Например, генотип ААВвСс является гетерозиготным по двум генам: В и С (Вв и Сс), так какn = 2 количество разных типов гамет 2 2 = 4: АВС, АВс, АвС, Авс.

    2.Число возможных зигот равно 2 n 1 х2 n 2 , где n 1 – число гетерозиготных генотипов у одного родителя, n 2 – у второго.

    3.При скрещивании гетерозиготных особей, отличающихся по нескольким парам альтернативных признаков, в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу (3+1) n , где n – число анализируемых признаков. Действительно, при дигибридном скрещивании особей с генотипами АаВв n=2, тогда (3+1) 2 = 9+3+3+1.

    Для определения фенотипов и генотипов потомства при дигибридном скрещивании удобно пользоваться решеткой Пеннета, для построения которой по вертикальной оси следует отметить гаметы одного родительского организма, а по горизонтальной – другого. В месте пересечения вертикалей и горизонталей записываются генотипы дочерних организмов.


    Единственный в мире Музей Смайликов

    Самая яркая достопримечательность Крыма

    1.2. Неполное доминирование

    При неполном доминировании доминантный аллель не полностью подавляет действие рецессивного аллеля. У гетерозигот функционируют оба аллеля, поэтому в фенотипе признак выражается в виде промежуточной формы. Но во втором поколении потомство расщепляется фенотипически так же как и генотипически в соотношении 1:2:1.
    Образец решения задач:

    Задача: При скрещивании между собой растений красноплодной земляники всегда получаются растения с красными ягодами, а белоплодной – с белыми. В результате скрещивания обоих сортов получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники пыльцой растения с розовыми ягодами?


    1. Растения с красными и белыми плодами при скрещивании между собой не давали в потомстве расщепления. Это указывает на то, что они являются гомозиготными.

    2. Скрещивание гомозиготных особей, отличающихся по фенотипу, приводит к образованию у гетерозигот нового фенотипа (розовая окраска плодов). Это свидетельствует о том, что в данном случае наблюдается явление промежуточного наследования.

    3. Таким образом, растения с розовыми плодами являются гетерозиготными, а с белыми и красными – гомозиготными.

    AА – красные плоды,

    Aа – розовые плоды,


    1. Серповидноклеточная анемия наследуется как аутосомный рецессивный признак. Гомозиготные особи умирают обычно до полового созревания, гетерозиготные жизнеспособны, анемия у них чаще всего проявляется субклинически. Малярийный плазмодий не может использовать для своего питания Ѕ-гемоглобин. Поэтому люди, имеющие эту форму гемоглобина, не болеют малярией.

    1. Какова вероятность рождения детей, устойчивых к малярии, в семье, где один из родителей гетерозиготен в отношении серповидноклеточной анемии, а другой нормален в отношении этого признака?

    2. Какова вероятность рождения детей, неустойчивых к малярии, в семье, где оба родителя устойчивы к этому паразиту?

    1. Акаталазия обусловлена редким аутосомным рецессивным аллелем. У гетерозигот активность каталазы несколько понижена (Р. Григлевский, 1970).У обоих родителей и единственного сына в семье активность каталазы оказалась ниже нормы.

    1. Определите вероятность рождения в семье следующего ребенка без аномалии.

    2. Определите вероятные фенотипы детей в семье, где один из супругов страдает акаталазией, а другой имеет лишь пониженную активность каталазы.

    1. Семейная гиперхолестеринемия наследуется аутосомно доминантно. У гетерозигот это заболевание выражается в высоком содержании холестерина в крови, у гомозигот, кроме того, развиваются ксантомы (доброкачественная опухоль) кожи и сухожилий, атеросклероз. Определите вероятность рождения детей с аномалией и степень ее развития в семье, где один из родителей кроме высокого содержания холестерина в крови имеет развитые ксантомы и атеросклероз, а другой нормален в отношении анализируемого признака.

    2. Одна из форм цистинурии наследуется как аутосомный рецессивный признак. Но у гетерозигот наблюдается лишь повышенное содержание цистина в моче, у гомозигот – образование цистиновых камней в почках

    1. Определите возможные формы проявления цистинурии у детей в семье, где один из супругов страдал этим заболеванием, а другой имел лишь повышенное содержание цистина в моче.

    2. Определите возможные формы проявления цистинурии у детей в семье, где один из супругов страдал почечно-каменной болезнью, а другой был нормален в отношении анализируемого признака.

    1. Кохинуровые норки (светлые, с черным крестом на спине) получаются в результате скрещивания белых норок с темными. Скрещивание между собой белых норок всегда дает белое потомство, а скрещивание темных – темное.

    2) Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых норок с белыми?
    1.3. Множественный аллелизм. Кодоминирование

    Иногда в популяции оказывается не два (одна пара) аллеля гена, а три, четыре и больше: А, а1, а2 и т.д.. Возникают они в результате мутаций в локусе хромосом. У каждой особи аллельных генов может быть не более двух, но в популяции их число практически неограниченно. Чем больше аллельных вариантов гена, тем больше возможностей комбинировать их попарно. Гены множественных аллелей взаимодействуют между собой различным образом. Нередко они образуют последовательные ряды доминирования: А доминирует над а1, а2, вместе с тем, а1 доминирует над а2. Но бывают и более сложные комбинации. У человека по типу множественных аллелей наследуется группы крови по системе АВО. У человека группы крови определяются тремя аллелями одного гена. В различных сочетаниях образуются четыре группы крови: I(0), II(A), III(B), IV(АВ). Обозначаются аллели гена буквами: I 0 , I А , I В . Гены I А и I В по отношению к гену I 0 ведут себя доминантно. Аллельные гены I А и I В у лиц с IV группой крови ведут себя независимо друг от друга: аллель I А детерминирует антиген А, а аллель I В - антиген В. Проявление в гетерозиготном состоянии признаков, детерминируемых обоими аллелями называется кодоминирование. Так наследуется четвертая группа крови.
    Образец решения задач

    Таблица 1. Наследование групп крови системы АB0


    Группа

    Генотип

    I (0)

    J 0 J 0

    II (A)

    J A J A , J A J 0

    III (B)

    J B J B , J B J 0

    IV (AB)

    J A J B

    Задача: У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?

    Решение:

    1. Генотип мальчика – J 0 J 0 , следовательно, каждый из его родителей несет аллель J 0 .

    2. Генотип его сестры – J A J B , значит, один из ее родителей несет аллель J A , и его генотип – J A J 0 (II группа), а другой родитель имеет аллель J B , и его генотип J B J 0 (III группа крови).


      1. В родильном доме в одну ночь родилось четыре младенца, имевших группы крови I, II, III и IV. Группы крови четырех родительских пар были: 1-ая пара – I и I; 2-ая пара – IV и I; 3-я пара – II и III; 4-ая пара – III и III. Четырех младенцев можно с полной достоверностью распределить по родительским парам. Как это сделать? Каковы генотипы всех родителей и детей?

      2. В родильном доме случайно перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют II и I группы крови, родители другого II и IV, мальчики имеют II и I группы крови. Определите, кто чей сын и генотипы родителей и детей.

      3. Женщина с III группой крови имеет ребенка с I группой крови. Каковы их генотипы, и каким не может быть генотип отца?

      4. Кровь одного из родителей относится к II группе, другого – к III группе. Каковы генотипы родителей, если у них имеется много детей со следующими группами крови: а) у всех IV; б) половина IV, половина III; в) половина IV, половина II; г) ¼ IV, ¼ II, ¼ III, ¼ I?

      5. У женщины IV группа крови, у ее отца та же группа крови. Муж женщины имеет I группу крови, его мать II группу. Определите генотипы всех указанных лиц. Какие группы крови могут быть у детей мужчины и женщины?

      6. Если в семье, где у отца II группа крови, а у матери – III, первый ребенок имел I группу крови, то какова вероятность появления следующего ребенка с той же группой крови? Какие группы крови могут быть еще у детей от этого брака?

      7. Мужчина, имеющий I группу крови, женился на женщине с II группой крови. У отца жены I группа крови. Какова вероятность, что дети от этого брака будут иметь I группу крови? II группу крови?

      2. Дигибридное и полигибридное скрещивание

      Изучив наследование по одному признаку, Г.Мендель решил проанализировать характер наследования двух признаков одновременно. Для этого он использовал гомозиготные растения гороха и анализировал две пары альтернативных признаков: цвет (жёлтый и зелёный) и форма (гладкая и морщинистая). При скрещивании чистых линий, анализируемых по двум парам альтернативных признаков (желтые гладкие и зеленые морщинистые) в первом поколении все особи были единообразными (жёлтые гладкие семена), а во втором поколении появлялось расщепление по фенотипу в соотношении 9 (желтые, гладкие) : 3 (желтые, морщинистые) : 3 (зеленые гладкие) : 1 (зеленый морщинистый):

      9 - жёлтые гладкие (генотип А_В_)

      3 - жёлтые морщинистые (генотип А_вв)

      3 - зелёные гладкие (генотип аа В_)

      1 - зелёный морщинистый (генотип аавв)

      В приведенных обозначениях черта означает возможность присутствия любого аллеля – доминантного или рецессивного.

      Отсюда следует III закон Менделя – закон независимого наследования и комбинирования признаков:

      При скрещивании гомозиготных организмов, анализируемых по двум (или более) парам альтернативных признаков, во втором поколении наблюдается независимое наследование и комбинирование признаков.

      Точный количественный учёт признаков позволил Г.Менделю выявить определенные статистические закономерности при полигибридном скрещивании:

      1.Количество возможных типов гамет равно 2 n , где n – количество гетерозиготных генотипов у организма. Например, генотип ААВвСс является гетерозиготным по двум генам: В и С (Вв и Сс), так какn = 2 количество разных типов гамет 2 2 = 4: АВС, АВс, АвС, Авс.

      2.Число возможных зигот равно 2 n 1 х2 n 2 , где n 1 – число гетерозиготных генотипов у одного родителя, n 2 – у второго.

      3.При скрещивании гетерозиготных особей, отличающихся по нескольким парам альтернативных признаков, в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу (3+1) n , где n – число анализируемых признаков. Действительно, при дигибридном скрещивании особей с генотипами АаВв n=2, тогда (3+1) 2 = 9+3+3+1.

      Для определения фенотипов и генотипов потомства при дигибридном скрещивании удобно пользоваться решеткой Пеннета, для построения которой по вертикальной оси следует отметить гаметы одного родительского организма, а по горизонтальной – другого. В месте пересечения вертикалей и горизонталей записываются генотипы дочерних организмов.


      Единственный в мире Музей Смайликов

      Самая яркая достопримечательность Крыма

      1.2. Неполное доминирование

      При неполном доминировании доминантный аллель не полностью подавляет действие рецессивного аллеля. У гетерозигот функционируют оба аллеля, поэтому в фенотипе признак выражается в виде промежуточной формы. Но во втором поколении потомство расщепляется фенотипически так же как и генотипически в соотношении 1:2:1.
      Образец решения задач:

      Задача: При скрещивании между собой растений красноплодной земляники всегда получаются растения с красными ягодами, а белоплодной – с белыми. В результате скрещивания обоих сортов получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники пыльцой растения с розовыми ягодами?


      1. Растения с красными и белыми плодами при скрещивании между собой не давали в потомстве расщепления. Это указывает на то, что они являются гомозиготными.

      2. Скрещивание гомозиготных особей, отличающихся по фенотипу, приводит к образованию у гетерозигот нового фенотипа (розовая окраска плодов). Это свидетельствует о том, что в данном случае наблюдается явление промежуточного наследования.

      3. Таким образом, растения с розовыми плодами являются гетерозиготными, а с белыми и красными – гомозиготными.

      AА – красные плоды,

      Aа – розовые плоды,


      1. Серповидноклеточная анемия наследуется как аутосомный рецессивный признак. Гомозиготные особи умирают обычно до полового созревания, гетерозиготные жизнеспособны, анемия у них чаще всего проявляется субклинически. Малярийный плазмодий не может использовать для своего питания Ѕ-гемоглобин. Поэтому люди, имеющие эту форму гемоглобина, не болеют малярией.

      1. Какова вероятность рождения детей, устойчивых к малярии, в семье, где один из родителей гетерозиготен в отношении серповидноклеточной анемии, а другой нормален в отношении этого признака?

      2. Какова вероятность рождения детей, неустойчивых к малярии, в семье, где оба родителя устойчивы к этому паразиту?

      1. Акаталазия обусловлена редким аутосомным рецессивным аллелем. У гетерозигот активность каталазы несколько понижена (Р. Григлевский, 1970).У обоих родителей и единственного сына в семье активность каталазы оказалась ниже нормы.

      1. Определите вероятность рождения в семье следующего ребенка без аномалии.

      2. Определите вероятные фенотипы детей в семье, где один из супругов страдает акаталазией, а другой имеет лишь пониженную активность каталазы.

      1. Семейная гиперхолестеринемия наследуется аутосомно доминантно. У гетерозигот это заболевание выражается в высоком содержании холестерина в крови, у гомозигот, кроме того, развиваются ксантомы (доброкачественная опухоль) кожи и сухожилий, атеросклероз. Определите вероятность рождения детей с аномалией и степень ее развития в семье, где один из родителей кроме высокого содержания холестерина в крови имеет развитые ксантомы и атеросклероз, а другой нормален в отношении анализируемого признака.

      2. Одна из форм цистинурии наследуется как аутосомный рецессивный признак. Но у гетерозигот наблюдается лишь повышенное содержание цистина в моче, у гомозигот – образование цистиновых камней в почках

      1. Определите возможные формы проявления цистинурии у детей в семье, где один из супругов страдал этим заболеванием, а другой имел лишь повышенное содержание цистина в моче.

      2. Определите возможные формы проявления цистинурии у детей в семье, где один из супругов страдал почечно-каменной болезнью, а другой был нормален в отношении анализируемого признака.

      1. Кохинуровые норки (светлые, с черным крестом на спине) получаются в результате скрещивания белых норок с темными. Скрещивание между собой белых норок всегда дает белое потомство, а скрещивание темных – темное.

      2) Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых норок с белыми?
      1.3. Множественный аллелизм. Кодоминирование

      Иногда в популяции оказывается не два (одна пара) аллеля гена, а три, четыре и больше: А, а1, а2 и т.д.. Возникают они в результате мутаций в локусе хромосом. У каждой особи аллельных генов может быть не более двух, но в популяции их число практически неограниченно. Чем больше аллельных вариантов гена, тем больше возможностей комбинировать их попарно. Гены множественных аллелей взаимодействуют между собой различным образом. Нередко они образуют последовательные ряды доминирования: А доминирует над а1, а2, вместе с тем, а1 доминирует над а2. Но бывают и более сложные комбинации. У человека по типу множественных аллелей наследуется группы крови по системе АВО. У человека группы крови определяются тремя аллелями одного гена. В различных сочетаниях образуются четыре группы крови: I(0), II(A), III(B), IV(АВ). Обозначаются аллели гена буквами: I 0 , I А , I В . Гены I А и I В по отношению к гену I 0 ведут себя доминантно. Аллельные гены I А и I В у лиц с IV группой крови ведут себя независимо друг от друга: аллель I А детерминирует антиген А, а аллель I В - антиген В. Проявление в гетерозиготном состоянии признаков, детерминируемых обоими аллелями называется кодоминирование. Так наследуется четвертая группа крови.
      Образец решения задач

      Таблица 1. Наследование групп крови системы АB0


      Группа

      Генотип

      I (0)

      J 0 J 0

      II (A)

      J A J A , J A J 0

      III (B)

      J B J B , J B J 0

      IV (AB)

      J A J B

      Задача: У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?

      Решение:

      1. Генотип мальчика – J 0 J 0 , следовательно, каждый из его родителей несет аллель J 0 .

      2. Генотип его сестры – J A J B , значит, один из ее родителей несет аллель J A , и его генотип – J A J 0 (II группа), а другой родитель имеет аллель J B , и его генотип J B J 0 (III группа крови).


        1. В родильном доме в одну ночь родилось четыре младенца, имевших группы крови I, II, III и IV. Группы крови четырех родительских пар были: 1-ая пара – I и I; 2-ая пара – IV и I; 3-я пара – II и III; 4-ая пара – III и III. Четырех младенцев можно с полной достоверностью распределить по родительским парам. Как это сделать? Каковы генотипы всех родителей и детей?

        2. В родильном доме случайно перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют II и I группы крови, родители другого II и IV, мальчики имеют II и I группы крови. Определите, кто чей сын и генотипы родителей и детей.

        3. Женщина с III группой крови имеет ребенка с I группой крови. Каковы их генотипы, и каким не может быть генотип отца?

        4. Кровь одного из родителей относится к II группе, другого – к III группе. Каковы генотипы родителей, если у них имеется много детей со следующими группами крови: а) у всех IV; б) половина IV, половина III; в) половина IV, половина II; г) ¼ IV, ¼ II, ¼ III, ¼ I?

        5. У женщины IV группа крови, у ее отца та же группа крови. Муж женщины имеет I группу крови, его мать II группу. Определите генотипы всех указанных лиц. Какие группы крови могут быть у детей мужчины и женщины?

        6. Если в семье, где у отца II группа крови, а у матери – III, первый ребенок имел I группу крови, то какова вероятность появления следующего ребенка с той же группой крови? Какие группы крови могут быть еще у детей от этого брака?

        7. Мужчина, имеющий I группу крови, женился на женщине с II группой крови. У отца жены I группа крови. Какова вероятность, что дети от этого брака будут иметь I группу крови? II группу крови?

        2. Дигибридное и полигибридное скрещивание

        Изучив наследование по одному признаку, Г.Мендель решил проанализировать характер наследования двух признаков одновременно. Для этого он использовал гомозиготные растения гороха и анализировал две пары альтернативных признаков: цвет (жёлтый и зелёный) и форма (гладкая и морщинистая). При скрещивании чистых линий, анализируемых по двум парам альтернативных признаков (желтые гладкие и зеленые морщинистые) в первом поколении все особи были единообразными (жёлтые гладкие семена), а во втором поколении появлялось расщепление по фенотипу в соотношении 9 (желтые, гладкие) : 3 (желтые, морщинистые) : 3 (зеленые гладкие) : 1 (зеленый морщинистый):

        9 - жёлтые гладкие (генотип А_В_)

        3 - жёлтые морщинистые (генотип А_вв)

        3 - зелёные гладкие (генотип аа В_)

        1 - зелёный морщинистый (генотип аавв)

        В приведенных обозначениях черта означает возможность присутствия любого аллеля – доминантного или рецессивного.

        Отсюда следует III закон Менделя – закон независимого наследования и комбинирования признаков:

        При скрещивании гомозиготных организмов, анализируемых по двум (или более) парам альтернативных признаков, во втором поколении наблюдается независимое наследование и комбинирование признаков.

        Точный количественный учёт признаков позволил Г.Менделю выявить определенные статистические закономерности при полигибридном скрещивании:

        1.Количество возможных типов гамет равно 2 n , где n – количество гетерозиготных генотипов у организма. Например, генотип ААВвСс является гетерозиготным по двум генам: В и С (Вв и Сс), так какn = 2 количество разных типов гамет 2 2 = 4: АВС, АВс, АвС, Авс.

        2.Число возможных зигот равно 2 n 1 х2 n 2 , где n 1 – число гетерозиготных генотипов у одного родителя, n 2 – у второго.

        3.При скрещивании гетерозиготных особей, отличающихся по нескольким парам альтернативных признаков, в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу (3+1) n , где n – число анализируемых признаков. Действительно, при дигибридном скрещивании особей с генотипами АаВв n=2, тогда (3+1) 2 = 9+3+3+1.

        Для определения фенотипов и генотипов потомства при дигибридном скрещивании удобно пользоваться решеткой Пеннета, для построения которой по вертикальной оси следует отметить гаметы одного родительского организма, а по горизонтальной – другого. В месте пересечения вертикалей и горизонталей записываются генотипы дочерних организмов.

        Автор статьи

        Куприянов Денис Юрьевич

        Куприянов Денис Юрьевич

        Юрист частного права

        Страница автора

        Читайте также: