Разделение властей способствует четкому разграничению функций между ветвями государственной власти

Обновлено: 28.04.2024

Родоначальником теории разделения властей считают английского мыслителя Дж. Локка. Из теории общественного договора он выводит непосредственно происхождение отдельных видов власти. Локк различает законодательную, исполнительную и федеративную власти, но последняя рассматривается им в единстве с исполнительной, так как они подотчетны одному субъекту.

Ш. Монтескье, представитель французского Просвещения, впервые выделил судебную власть как обособленную от всех остальных ветвей. Он выдвинул идею независимых властей, сдерживающих и контролирующих друг друга. Также Монтескье пытался разобрать механизм их взаимодействия.

Впервые юридическое закрепление данного принципа было осуществлено в Конституции Соединенных Штатов Америки, а также в конституционных актах Великой французской революции.

В Конституции России 1993 г. в качестве одной из основ конституционного строя страны выступает принцип разделения властей. Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Разделение государственной власти на три ее ветви необходимо:

• для исключения абсолютизации, концентрации власти в одних руках, что неизбежно приводит к злоупотреблениям властью со стороны государственного органа или лица, к установлению диктатуры • для четкого разграничения функций между ветвями государственной власти, позволяющего эффективно выполнять поставленные задачи перед каждой из ветвей власти;

• с целью взаимного контроля, для осуществления которого создается система сдержек и противовесов.

Разделение властей представляет собой функциональный разрез единой государственной власти на составляющие, но не означает многовластия. Власть едина, так как ее единственным источником является народ. Поэтому речь идет только о разграничении полномочий между ее ветвями.

Выделяют следующие основные формы власти:

Отношение властей к суициду

Отношение властей к суициду Самосожжения вдов (сати) в Индии, харакири и массовые зрелищные самоутопления в Японии, привычка мстить обидчику собственной смертью в Древнем Китае… Восток всегда был почтителен к суициду. Да и как же иначе, если сам Будда расквитался с

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ Принципом разделения властей предусматривается выполнение каждой ветвью государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) собственного четко определенного набора функций, их автономность в отношениях друг с другом и наличие

Разделение властей

Разделение властей РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная.

7. ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ. ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ

7. ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ. ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре прокуратура осуществляет свою деятельность независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных

44. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

44. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ Государственный аппарат – система государственных органов, при помощи которых государство осуществляет свои функции. Принципы (основные идеи) деятельности государственного аппарата: принцип соблюдения интересов граждан

Принцип

Принцип Принцип (метаф.) или начало (principium, arch) – то, чем объединяется в мысли и в действительности известная совокупность фактов. Указанием П. начинается философия у греков. Первоначально одна из данных в опыте реальностей выделялась как основная и обозначалась как П.

Правило 10. ПЛАВАНИЕ ПО СИСТЕМАМ РАЗДЕЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ

Правило 10. ПЛАВАНИЕ ПО СИСТЕМАМ РАЗДЕЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ a. Это Правило применяется при плавании по системам разделения движения, принятым Организацией, и не освобождает никакое судно от его обязанностей, вытекающих из любого другого Правила. b. Судно, использующее систему

1.5. Особенности разделения или выделения общества,

1.5. Особенности разделения или выделения общества, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединениемРешением общего собрания акционеров общества о реорганизации общества в форме его разделения или выделения может быть предусмотрено в отношении одного или

работа составлена в формате ГИА: задания части А,В и С.

ВложениеРазмер
pravo.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

А 1. Укажите специфические признак права, отличающий его от других форм социального регулирования

1/ социальная ценность 2/ обеспечивается возможностью применения государственного принуждения

3/ поддерживается силой общественного мнения 4/ связью с моралью

А 2. Среди перечисленных правонарушений преступлением является

1/ торговля продуктами питания в неустановленном месте 2/ неуплата долга

3/ появление на работе в нетрезвом виде 4/ злостное уклонение от уплаты алиментов

А 3. Верны ли следующие суждения?

А. Источником власти и носителем суверенитета в РФ является многонациональный народ – гласит конституционный принцип разделения властей.

Б. Конституция РФ 1993г не относит Президента РФ ни к одной из трех ветвей власти.

1/ верно только А 2/ верно только Б 3/ верны оба суждения 4/ оба суждения неверны

А 4. Содержание политики определяют

1/ отношения между частными лицами по поводу власти

2/ отношения между малыми группами людей по поводу власти

3/ отношения между негосударственными организациями по поводу заключения сделки

4/ отношения между большими группами людей по поводу власти

А 5. В государстве Н. основным органом, осуществляющим законодательную деятельность, является Национальное собрание, формируемое выборным путем. Национальное собрание создает и принимает законы, которые утверждает король. Правительство несет ответственность перед Национальным собранием. Какова форма правление в государстве Н?

1/ сословно-представительная монархия 2/ абсолютная монархия

3/ парламентская монархия 4/ парламентская республика

А 6. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Разделение властей способствует исключению концентрации власти в руках одного человека.

Б. Разделение властей способствует четкому разграничению функций между ветвями государственной власти.

1/ верно только А 2/ верно только Б 3/ верны оба суждения 4/ оба суждения неверны

А7. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. наличие собственной территории не является обязательным признаком для государства.

Б. установление и взимание налогов на территории государства – это монопольное право государства.

1/ верно только А 2/ верно только Б 3/ верны оба суждения 4/ оба суждения неверны

А 8. Укажите форму непосредственного участия граждан в управлении государством, закрепленную Конституцией РФ.

1/ митинги 2/ петиции 3/ референдум 4/ народная инициатива

А 9. Тоталитарное государство характеризуется

1/ наличием экономической самостоятельности граждан, основанной на частной собственности

2/ идеологическим плюрализмом

3/ действием независимых средств массовой информации

4/ отсутствием оппозиционных партий и движений

А 10. Правовое государство отличает

1/ принцип разделения властей 2/ суверенитет

3/ независимая внешняя политика 4/ наличие армии

А 11. Какое суждение является верным?

А. Законы в РФ принимает Правительство РФ.

Б. Обычный гражданин не обладает правом законодательной инициативы.

1/ верно только А 2/ верно только Б 3/ верны оба суждения 4/ оба суждения неверны

В 1. В приведенном списке указаны черты сходства президентской и парламентской республик и четы отличия президентской республики от парламентской. Выберите и запишите ответ в таблицу.

1/ власть сменяема, избирается на определенный срок

2/ избрание населением главы государства

3/ ответственность правительства перед главой государства

4/ законодательно закреплена подотчётность и ответственность власти за результаты своей деятельности.

В 2. Установите соответствие между чертами политических режимов и их типами.

Черты политических режимов:

А) оппозиция допускается, но находится под строгим контролем Б) правовое государство

В) полный контроль государства за всеми и каждым Г) подавление любой оппозиции

Д) равенство всех перед законом Е) насаждение единой идеологии

Типы политических режимов: 1) демократический 2) авторитарный 3) тоталитарный

В 3. Установите соответствие между органами государственной власти в РФ и ветвями власти.

Органы государственной власти в РФ:

А) администрация Приморского края Б) Федеральное собрание

В) Министерство культуры Г) городская дума

Д) Правительство РФ Е) Департамент образования Москвы

Ветви государственной власти: 1) законодательная 2) исполнительная

В 4. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А) Нормой построения и функционирования аппарата управления в современных демократических государствах является разделение властей. (Б) Как утверждают политологи, чрезмерное сосредоточение власти в одних руках всегда было самой большой опасностью, угрожавшей демократии, порождавшей деспотизм и бесправие. (В) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную предполагает, что органы власти, будучи независимыми друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга. (Г) Высшим органом, осуществляющим конституционный надзор в России, является Конституционный суд. (Д) На наш взгляд, принцип разделения властей – наиболее оптимальный способ реализации концепции правового государства.

Определите, какие положения текста

1/ отражают факты 2/ выражают мнения

Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания.

В стране Х. социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какие политические права вы реализуете в наибольшей степени?». Результаты опроса представлены в таблице.


Тип 14 № 11025

Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Разделение властей – принцип построения и функционирования государственного управления, предполагающий наличие законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и системы сдержек и противовесов для их взаимоотношений.

Б. При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимы друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют концентрации власти в одних руках.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А. Разделение властей – принцип построения и функционирования государственного управления, предполагающий наличие законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и системы сдержек и противовесов для их взаимоотношений. Да, верно, в этом суть принципа разделения властей.

Б. При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимы друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют концентрации власти в одних руках. Да, верно, в этом проявляются сдержки и противовесы в условиях разделения властей.


Тип 14 № 9033

Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Принцип разделения властей является одним из основополагающих принципов демократического устройства во всех демократических странах.

Б. Одно из важнейших условий принципа разделения властей связано с вопросом распределения полномочий государственной власти, в котором полномочия ветвей власти закреплены в конституции.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А. Принцип разделения властей является одним из основополагающих принципов демократического устройства во всех демократических странах. Да, верно, он лежит в основе правового государства, которое является идеалом для демократического государства.

Б. Одно из важнейших условий принципа разделения властей связано с вопросом распределения полномочий государственной власти, в котором полномочия ветвей власти закреплены в конституции. Да, верно, в основе разделения властей лежит независимость и автономия каждой из ветвей.


Тип 18 № 1318

Верны ли следующие суждения о разделении властей в правовом государстве?

А. Разделение властей является признаком, характерным только для республиканских государств.

Б. Принцип разделения властей заключается в распределении полномочий между центральными и местными органами власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А — неверно, так как принцип разделения властей возможен и при монархической форме правления: Швеция. Испания; Б — неверно, принцип разделения властей закрепляет функции и полномочия трех ветвей власти: законодательной, судебной и исполнительной.

Правильный ответ указан под номером 4.


Тип 14 № 1469

Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Разделение властей на законодательную, судебную, исполнительную способствует правовому ограничению государственной власти.

Б. Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Принцип разделения властей способствует ограничению государственной власти законами, поэтому А — верно; Б — верно, так судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти.

Правильный ответ указан под номером 3.

а разве они не зависят друг от друга?

Каждая из ветвей власти является самостоятельной и независимой, хотя и существует система сдержек и противовесов


Тип 14 № 1691

Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Исполнительную власть осуществляет парламент.

Б. Последовательное соблюдение принципа разделения властей является одним из признаков тоталитарного государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А — неверно, исполнительную власть осуществляет правительство; Б — неверно, в тоталитарном государстве принцип разделения властей не соблюдается.

Правильный ответ указан под номером 4.


Тип 13 № 1529

Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и её независимость во внешней политике называется

1) государственным суверенитетом

2) политическим режимом

3) разделением властей

4) функцией государства

Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и её независимость во внешней политике называется суверенитетом. Совокупность способов осуществления государственной власти — это форма режима. Деление государственной власти на ветви — это разделение властей. Организация взаимоотношений между центром и регионами — это форма государственно-территориального устройства.

Правильный ответ указан под номером 1.


Тип 13 № 449

Во многих странах членам парламента запрещается работать в правительственных учреждениях. В этом проявляется

1) верховенство парламента

2) республиканская форма правления

3) унитарное государственное устройство

4) разделение властей

Разделение властей — социально-философская и политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Правильный ответ указан под номером 4.


Тип 19 № 641

В приведенном списке указаны черты сходства понятий «государство» и «правовое государство» и черты отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) верховенство закона

2) наличие органов и структуры правления

3) государственный суверенитет

4) система разделения властей

Черты сходстваЧерты отличия

Правовое государство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.

Сходства: наличие органов и структуры правления; государственный суверенитет.

Отличия: верховенство закона и система разделения властей характерны только для правового государства.


Тип 13 № 1343

Отличительным признаком правового государства является

1) республиканская форма правления

2) наличие конституции

3) развитая система социального обеспечения

4) принцип разделения властей

Основными признаками правового государства являются: верховенство закона во всех сферах жизни общества; деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; взаимная ответственность личности и государства; реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность; политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов; стабильность законности и правопорядка в обществе.

Правильный ответ указан под номером 4.


Тип 13 № 1690

В государстве Z все уважают закон и ему подчиняются. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство Z является правовым

1) В государстве Z реализуется принцип разделения властей.

2) Государство Z — федеративное государство.

3) В государстве Z существует развитая система законодательства.

4) В Конституции государства Z есть раздел о правах человека.

Для правового государства характерно обязательное наличие принципа разделения властей.

Правильный ответ указан под номером 1.


Тип 13 № 1312

Способ образования и правовое положение высших органов власти называется

1) разделением властей

2) формой правления

3) политическим режимом

4) государственным суверенитетом

Форма государственного правления — это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

Правильный ответ указан под номером 2.


Тип 13 № 324

Признаком любого государства является

2) разделение властей

Признаки государства: публичная власть; суд; нормирование жизни общества (система права); государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность; хозяйственная деятельность (экономика): собственная денежная система, налоговые сборы, государственная казна; собственность (ресурсы); территория; население; правоохранительная деятельность; вооружённые силы; наличие государственного языка (языков); суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанный другими государствами субъект).

Правильный ответ указан под номером 3.


Тип 14 № 574

Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.

Б. Признаком любого государства является разделение властей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Признаки любого государства: наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства); управление и планирование; публичная власть; суд; нормирование жизни общества (система права); государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность; хозяйственная деятельность (экономика): собственная денежная система, налоговые сборы, государственная казна; собственность (ресурсы); территория; население; наличие подчинённых организаций; правоохранительная деятельность; вооружённые силы; периферийные административные организации.

Правильный ответ указан под номером 4.


Тип 14 № 884

Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.

Б. Признаком любого государства является разделение властей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Признаки любого государства: наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства); управление и планирование; публичная власть; суд; нормирование жизни общества (система права); государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность; хозяйственная деятельность (экономика): собственная денежная система, налоговые сборы, государственная казна; собственность (ресурсы); территория; население; наличие подчинённых организаций; правоохранительная деятельность; вооружённые силы; периферийные административные организации.

Правильный ответ указан под номером 4.


Тип 13 № 1374

Характерным признаком любого государства является

1) разделение властей

3) наличие единоличного главы государства

4) ответственность правительства перед народом

Признаки государства. Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства): конституция, военная доктрина, законодательство. Управление и планирование: публичная власть (глава государства (правительство), парламент, суд), нормирование жизни общества (система права), государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность, хозяйственная деятельность (экономика — денежная система, налоговые сборы, государственная казна). Собственность (ресурсы), территория, население. Наличие подчинённых организаций: правоохранительная деятельность, вооружённые силы, периферийные административные организации. Наличие государственного языка (языков); суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанный другими государствами субъект); гражданство; государственные символы.

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё (фр. séparation des pouvoirs , лат. trias politica ).

Некоторые европейские страны, а также Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.

Содержание

История

Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances ).

Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти.

В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных по сути органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР.

Содержание и значение принципа разделения властей

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено формально.

Принцип разделения властей в законодательстве разных стран

Российская Федерация

Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Государственные органы, не относимые к одной из основных ветвей власти

Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

    - обеспечивает деятельность Президента РФ; - представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа; - осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции; - основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля; - проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий; - осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета; - рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
  • другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.

Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют федеральные суды, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

СМИ как «четвёртая ветвь власти»

Часто используется метафора «четвертая, так называемая, информационная, власть». Однако, средства массовой информации, которые по идее должны быть субъектами этой власти на самом деле не институционализированы, то есть не имеют конституционно-правового статуса. СМИ являются частью политической системы общества и оказывают влияние на политические процессы, но в правовом смысле властными полномочиями они не наделены.

Ссылки

Литература

Диссертационные исследования

  • Болдырева Р. С. Разделение властей. Теоретико-правовые аспекты: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 1998. — 164 с.
  • Бурковская В. А. Разделение властей в условиях развития федерализма в современной России: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. — Орёл, 2006. — 206 с.
  • Бушуев И. И. Разделение властей в федеративном государстве: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 1997. — 224 с.
  • Ишеков К. А. Конституционный принцип разделения властей в субъектах Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. — Саратов, 2004. — 202 с.
  • Кузнецов И. И. Разделение властей в современной России. Динамика модели переходного периода: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. — Саратов, 1999. — 205 с.
  • Мандрыка Е. В. Реализация принципа разделения властей в России и в Украине: сравнительно-правовое исследование: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. — СПб, 2006. — 230 с.
  • Матюшин М. Н. Разделение властей как фактор построения правового государства в России: дисс… канд. социолог. наук: 22.00.05. — Ярославль, 2000. — 212 с.
  • Прокошенкова Е. Е. Разделение властей как принцип механизма осуществления государственной власти в Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 2003. — 194 с.

Книги

  • Агабеков Г. Б. Концепция разделения властей: история и современность. Науч.-аналит. обзор. — М.: ИНИОН, 1992. — 54 с.
  • Баренбойм П. Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера: Учеб. пособие. — М.: Белые альвы, 1996. — 174 с. — ISBN 5-7619-0015-7
  • Барнашов А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение / Под ред. А. И. Кима. — Томск: Изд-во Том. гос. ун-та им. В. В. Куйбышева, 1988. — 100 с.
  • Бельский К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (Политологические аспекты): Учеб. пособие. — М.: Всесоюз. юрид. заоч. ин-т, 1990. — 167 с.
  • Козырев А. А. Принцип разделения и взаимодействия властей в субъектах Российской Федерации. — М.: Российская академия социальных наук, 2001. — 45 с. — ISBN 5-9421-001-10
  • Лузин В. В. Принцип разделения властей как основа конституционализма: Сравнительное исследование на примере США, Великобритании и Франции. — Н. Новгород, 1997. — 178 с.
  • Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. — М.: Наука, 1984. — 190 с.
  • Разделение властей и парламентаризм / Редкол.: Глушко Е. К. и др. — М.: Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, 1992. — 126 с.
  • Тарбер Дж., Мези М., Пфиффнер Д. и др. Разделённая демократия: Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом / Пер. с англ.; Под общ. ред. Дж. Тарбера. — М.: Прогресс; Универс, 1994. — 413 с. — ISBN 5-01-004056-5
  • Чеботарев Г. Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. — Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997. — 217 с — ISBN 5-88081-054-2
  • Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации. — М.: ПолиграфОпт, 2004. — 399 c. — ISBN 5-98553-013-2
  • Энтин Л. М. Разделение властей: Опыт современных государств. — М.: Юрид. лит., 1995. — 174 с. — ISBN 5-7260-0776-X
  • David Epstein, Sharyn O’Halloran. Delegating powers: a transaction cost politics approach to policy making under separate powers. — Cambridge: Cambridge univ. press, 1999. — 319 p. — ISBN 0-521-66020-3

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Принцип разделения властей" в других словарях:

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ — (principle of distribution (division) of powers) условие и гарантия демократизма, признанный и сравнительно давно существующий в мировой практике принцип оценки власти, как сложного явления, имеющего ряд относительно самостоятельных и независимых … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Разделения властей теория — Разделение властей политико правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.… … Википедия

Разделения властей теория — («Разделения властей» теория, ) буржуазная политико правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной и судебной),… … Большая советская энциклопедия

РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ПРИНЦИП — (лат. principium основа, начало) принцип реализации власти, в соответствии с которым государственная власть в демократических странах разделяется на три равноправные и независимые ветви законодательную, исполнительную и судебную, создается… … Политологический словарь-справочник

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ — политико правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными… … Юридическая энциклопедия

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ — политико правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными… … Энциклопедический словарь экономики и права

Принцип верховенства закона — Либерализм Идеи Свобода Капитализм · Рынок … Википедия

Разделение властей — принцип разделения властей на судебную, законодательную и исполнительную на практике имеет смысл только в том случае, если имеется четвертая власть, стоящая над ними и способная в любой момент поставить “зарвавшуюся” ветвь на место. Представление … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

Разделение властей — политико правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном… … Википедия

Разделение властей, теория — Разделение властей политико правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.… … Википедия

конституционный принцип организации управления государственной жизнью, суть которого заключается в двух аспектах: а) разделение единой государственной власти, источником которой является народ, на три ветви, представляемые самостоятельными видами органов государственной власти, - законодательную, исполнительную и судебную, разграничение полномочий между ними; б) разделение властных функций по уровням системы государственных органов: например, в условиях РФ - федеральный уровень, уровень субъекта РФ и уровень местного самоуправления (хотя и не являющегося государственной категорией, но участвующего в управлении жизнью членов общества).

При внесении 21 апреля 1992 г. изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. принцип Р. в. был отражен в обоих названных аспектах. Статья 3 гласила, что система государственной власти в РФ основывается на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также на разграничении предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими ее субъектами и местным самоуправлением.

Действующая Конституция РФ отражает только первый аспект. Статья 10 гласит, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Как известно, организация государственной власти в стране может основываться на двух различных принципах. Один известен из истории нашего государства и может быть назван принципом верховенства представительных органов("верховенство Советов"). Суть его состоит в том, что на всех уровнях, а тем более - на общегосударственном, представительные органы занимают главенствующее положение. А это значит, что, во-первых, они имеют право принять к своему рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению государства, соответствующей территории, в том числе и независимо от того, в чьей компетенции этот вопрос. Во-вторых, все другие государственные органы формируются представительными органами и подотчетны им. Так, высший представительный орган формирует правительство страны. Он может в любой момент изменить его состав или переформировать полностью, вправе заслушать отчет, предложить отменить решение либо при необходимости сам отменить решение правительства. Хотя провозглашена независимость судей и их подчинение только закону, соответствующий представительный орган, официально не вмешиваясь в функции правосудия, может заслушать отчет суда о том, как он осуществляет политику государства в части борьбы за укрепление законности, а может и переформировать его состав.

После Октябрьской революции 1917 г. до 90-х гг. именно концепция верховенства представительных органов - Советов - была конституционной основой нашей представительной и в целом государственной системы. По действующим тогда Конституциям (СССР и РСФСР) именно Советы обладали верховенством в государстве. Фактически же деятельность представительных органов, в том числе и высших (Союза ССР, республик) предопределялась Коммунистической партией. К тому же Советами правили еще и исполнительные органы, формально образуемые ими.

Другая модель основана на принципе разделения властей. Согласно ему, представительные органы верховенства не имеют. Они не вправе принять к рассмотрению и решать любые вопросы и дела компетенции государства и других органов. Следовательно, представительные органы на основе разделения полномочий между государственными органами рассматривают и решают лишь те вопросы, которые отданы в их ведение.

Конечно, в каждой стране данная модель работает по-своему. Поэтому на вопрос о равенстве представительных, исполнительных и судебных органов или верховенстве одних над другими трудно дать однозначный ответ. Но в принципе в данной модели следует исходить из того, что и представительные, и исполнительные, и тем более судебные органы занимают в системе свои ниши, а возможности воздействия друг на друга никак не могут использовать для того, чтобы поставить себя выше других.

Итак, в Российской Федерации введение Р. в. прежде всего выразилось в том, что представительные органы утратили верховенствующие позиции, возможность рассматривать вопросы за исполнительные органы, подменять их, соединять в себе черты и тех, и других.

Однако, в свою очередь, не менее важно учитывать и то, что при Р. в. не может иметь места возвышение исполнительных органов за счет принижения роли представительных. Исполнительная власть, а также Президент РФ, стоящий по российской модели вне Р. в. и над всеми ветвями власти, не подменяют законодательную власть. В принципе исполнительная власть действует во исполнение актов законодательной власти - законов. Разумеется, исполнительная власть может оказывать влияние на деятельность законодательной власти, содержание законов. Это - вполне нормальная практика. Однако исполнительная власть не может взять на себя функции представительной власти. Из Конституции РФ не вытекает, в том числе, и того, что Президент РФ вправе посвящать свои акты вопросам, составляющим предмет законодательного регулирования. Если в этом изредка возникает необходимость, целесообразно, чтобы законодательная власть официально поручала (делегировала) этим органам нормативное регулирование общественных отношений, ооычно регулируемых законами (так называемое делегированное законодательство). Однако это не должно носить массового и систематического характера, в противном случае подрывается принцип Р. в. В некоторых отношениях (выполнение законов, исполнение бюджета) исполнительная власть действует под контролем законодательной власти.

Судебная власть в системе Р. в. выполняет функции прямого правосудия не только по обращениям физических или юридических лиц. В некоторых случаях органы судебной власти оценивают акты законодательной и исполнительной власти, разрешают их споры. Своими решениями судебная власть способствует укреплению законности в деятельности других ветвей власти, вправе отменять (признавать утратившими силу) их незаконные (неконституционные) акты. (С. А.)

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: