Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства

Обновлено: 25.04.2024

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Главная цель принципа разделения властей – не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека.

Равновесие властей поддерживается специальными мерами (так называемая «система сдержек и противовесов»), которые обеспечивают взаимодействие и взаимное ограничение полномочий этих органов. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах их полномочий. В пределах своей компетенции каждая власть самостоятельна и подчиняется только закону. Разделение властей не означает их противостояния. Ни одна из ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать обособленно она также не в состоянии, поэтому власти взаимно дополняют друг друга, сохраняя необходимую связь и согласованность.

Органы государственной власти в РФ:

1) законодательная власть – Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

2) исполнительная власть – Президент РФ и Правительство РФ;

3) судебная власть – суды РФ.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Законодательная власть устанавливает правовые основы (создает законы), а следовательно, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее деятельность осуществляется в рамках законов. Органы исполнительной власти несут ответственность перед законодательной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государства путем осуществления правосудия. Правосудие осуществляется только судебными органами, независимость и законность деятельности которых являются гарантиями прав и свобод граждан. Суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, но осуществляет правовой контроль за принимаемыми ими нормативными актами. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушения со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

43. Используется ли принцип разделения властей в формировании и деятельности органов Европейского Союза?

43. Используется ли принцип разделения властей в формировании и деятельности органов Европейского Союза? Классическая система разделения властей, предусмотренная для отдельных государств, не вполне подходила такому динамично саморазвивающемуся государствоподобному

61. Воззрения Дж. Локка на разделение властей

61. Воззрения Дж. Локка на разделение властей Дж. Локк разработал учение о разделении властей. Доктрина гласит, что следует различать три ветви власти: исполнительную, законодательную, союзную (федеративную), последней подведомственны вопросы внешней политики. Судебную

64. Воззрения Монтескье на разделение властей

64. Воззрения Монтескье на разделение властей Основные положения теории разделения властей по Монтескье таковы:1. Существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если в

§ 3. Принцип справедливості (індивідуалізації) відповідальності та принцип економії кримінальної репресії

§ 3. Принцип справедливості (індивідуалізації) відповідальності та принцип економії кримінальної репресії Цей принцип означає, що покарання, яке застосовує суд до особи злочинця, має бути у межах закону, конкретним та індивідуальним з урахуванням тяжкості вчиненого

Система разделения властей

Система разделения властей Именно это понятие позволяет образовывать и анализировать систему органов государственной власти в любом государстве. В зависимости от того, насколько реализован принцип разделения властей, насколько самостоятельны и независимы ветви друг

1. Причины разделения состояний

1. Причины разделения состояний Выше было примечено, что Россия стоит ныне во второй эпохе феодального состояния, – в эпохе, когда власть самодержавная, соединив в себе все силы государственные, обладет свободою подданных, как политическою, так и гражданскою.Но обладание

Статья 19.1. Особенности разделения или выделения общества, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением

Статья 19.1. Особенности разделения или выделения общества, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением 1. Решением общего собрания акционеров общества о реорганизации общества в форме его разделения или выделения может быть предусмотрено в отношении

§ 7. Соединение и разделение властей

§ 7. Соединение и разделение властей Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник – общность, класс,

Доктрина «разделения властей»

Доктрина «разделения властей» Принципы английского конституционного устройства стали моделью для наилучшего государственного устройства вообще в представлении политической мысли своего времени. В качестве идейного отражения происшедшего в Англии

§ 3. Развитие конституционного принципа "разделения властей" и механизма "сдержек и противовесов"

§ 3. Развитие конституционного принципа "разделения властей" и механизма "сдержек и противовесов" Действие механизма "сдержек и противовесов" при конституционном принципе "разделения властей" затрагивает прежде всего проблему столкновения интересов законодательной и

7.3 Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата

7.3 Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата Разделение властей исторически известно давно, его использовали еще древние греки, чтобы обезопасить государственный строй от изменений. Например, в Афинах

Разделение властей утверждает в государстве систему сдержек и противовесов. Она является гарантией от узурпации власти одним органом или одним человеком. Это имеет огромное значение для развития демократии и разделения властей. Как правило, выделяют три ветви государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. Иногда выделяют контрольно-надзорную, но можно возразить, что орган законодательной власти не может разве осуществлять контроль? Что правительство не осуществляет контрольных функций? Что суд не осуществляет этих функций? По сути, контроль это функция, которая осуществляется всеми органами государственной власти. Самостоятельно выделить такую конторольно-надзорную власть невозможно. Хотя конституция Южной Америки, выделяет такую четвёртую власть. СМИ также заявляют, что они 4 власть, но это же образно. Какой властью обладает газета, только властью воздействия на сознание людей, у неё нет властных полномочий. Только три власти реальными полномочиями обладают.

Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. В современной российской Конституции этот принцип закреплён. Главные требования этого принципа сформулированы еще Локком и Шарлем Монтескье

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом:

· государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга;

· устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Причем, каждая из этих «властей», являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем идеале он должен означать, что решения, имеющие большое значение для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа.

Органы исполнительной государственной власти РФ – Правительство, Министерства, ведомства.

В парламентской республике парламент формирует Правительство для исполнения законов, которые будет принимать этот орган законодательной власти.

Это разделение власти между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных ситуаций.

Какая-то власть при этом должна все-таки выйти на первое место, занять верховное положение. С точки зрения логики правового государства такой властью обладает законодательная власть, поскольку она формирует правовые масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни, основные направления внутренней и внешней политики. Единственным представительным и законодательным органом Российской Федерации является - Федеральный парламент. Он является политически устойчивым, постоянно действующим органом. Формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Порядок выборов устанавливается федеральным законом. В Верховном Совете представлены как все граждане РФ, так и все субъекты федерации. Он состоит из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания. Обладая исключительным правом принятия и изменения законов, Федеральный парламент определяет на основе конституции рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, и судебная власти.

Сильнейшими средствами воздействия парламента на исполнительную власть является утверждение и контрольза исполнением бюджета, участие в назначении главы и членов правительства, а в необходимых случаях - и смещение отдельных членов правительства; контроль за деятельностью специальных служб и внешней разведки.

В системе сдержек и противовесов свою роль играет глава государства. Без этого механизм разделения властей будет несовершенным. Президент осуществляет общее руководство, назначенным им с согласия Федерального парламента, Правительством, которое одновременно находится под контролем парламента. Президент возглавляет исполнительную власть и представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних отношениях. Под руководством Президента, осуществляя внутреннюю и внешнюю политику РФ, действует правительство РФ. Структура, состав и компетенция правительства определяется федеральным законом. Без надлежащих сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя законодательную и судебную. Поэтому против нее нужны особые гарантии.Исполнительная власть формируется представительными органами, подконтрольна и подотчетна им, действует на основе и во исполнение законов.

Судебная система правосудия - третья необходимая ветвь власти в механизме разделения властей. Это арбитр, решающий споры о праве. В правовом государстве правосудие осуществляется только судом. В этом - важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Суд не должен подменять собой законодателя или исполнителя. Но не законодатель, ни исполнитель не должны присваивать себе функции суда.

В этой связи самым главным является обеспечение реальной независимости суда от различного рода органов и лиц, которые диктовали бы ему свою волю и фактически узурпировали судебную власть. Выражением равенства граждан перед законом является подсудность общему суду, недопустимость расширения юрисдикции специальных судов. Систему общих судов возглавляет Верховный Суд Федерации - высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он может осуществлять надзор за судебной деятельностью высших судов республик, краев, областей, окружных судов. Полномочия, организация и порядок деятельности Верховного Суда РФ устанавливается федеральным законом.

В суде целесообразно рассматривать также хозяйственные споры предприятий, организаций и учреждений, поскольку судебная процедура дает спорящим сторонам больше законных возможностей для вынесения обоснованного и справедливого решения.

В современном понимании сущность принципа разделения властей сводится к объективной необходимости правовой структуризации государственной власти, предполагающей разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что, впрочем, не лишает государственную власть её основного качества - целостности и единства.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трёх функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве. Именно система сдерживания позволяет каждой ветви власти удерживаться в отведенной ей сфере и не создавать угрозы свободе и демократии в государстве.

Какими бы ни были разными варианты механизма действия принципа разделения властей теория в основе определяет следующее его содержание: законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. При этом верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она контролируется народом и специально создаваемыми конституционными органами, с помощью которых обеспечивается соответствие принимаемых в стране законов действующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть строго основана на законе и осуществляться в рамках закона. Акты, издаваемые исполнительными органами и государственными должностными лицами, носят подзаконный характер и не должны противоречить законам. Исполнительная власть в том случае носит правовой характер, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Она подотчетна и подконтрольна представительным органам государственной власти и высшему должностному лицу (президенту), если таковое имеется. Именно контролем со стороны названных органов достигается сдерживание исполнительной власти. Кроме того, если речь идёт о правовом государстве, исполнительная власть находится также под контролем народа: каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не должен зависеть от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия выступают важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и, прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Таким образом, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.
Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженным в них.
Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.
Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом, права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны, его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
В ряде стран функцию конституционно-правового контроля выполняют конституционные суды. Своей деятельностью они гарантируют верховенство конституции в правотворческой деятельности законодателя. В нашей стране такую функцию выполняет Конституционный суд Российской Федерации. В США эта функция возложена на Верховный суд, который в течение более двух веков обеспечивает неприкосновенность Конституции США и ее конструктивное развитие.
Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.

14

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image








Честность и доверие - это залог успеха любой страны, федерации, города, школы и семьи. © Александр Дьяков ==> читать все изречения.


1. Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства

Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженным в них.

Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом, права или обязанности граждан и организаций. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: