Проведение судебного процесса военного суда в присутствии личного состава воинской части

Обновлено: 08.05.2024

Статья 8. Участие командира воинской части (начальника органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации), направившего в гарнизонный военный суд материалы о грубом дисциплинарном проступке, или его представителя в судебном рассмотрении указанных материалов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ часть 1 статьи 8 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

1. Материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются в гарнизонном военном суде с участием командира воинской части или начальника органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - командир воинской части (начальник органа военной полиции), направивших в гарнизонный военный суд указанные материалы, или его представителя. Полномочия представителя командира воинской части (начальника органа военной полиции), направившего в гарнизонный военный суд указанные материалы, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в часть 2 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Участвующий в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке командир воинской части (начальник органа военной полиции), направивший в гарнизонный военный суд указанные материалы, или его представитель имеет право знакомиться со всеми материалами, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, в том числе задавать вопросы участникам судебного рассмотрения указанных материалов с разрешения судьи гарнизонного военного суда, заявлять ходатайства и отводы, давать оценку совершенному военнослужащим действию (бездействию), характеризовать военнослужащего, высказывать предложение о сроке дисциплинарного ареста, а также пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в часть 3 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Командир воинской части (начальник органа военной полиции), направивший в гарнизонный военный суд материалы о грубом дисциплинарном проступке, обеспечивает явку в суд военнослужащего, в отношении которого ведется производство по указанным материалам, а также в пределах своей компетенции иных лиц, участие которых в судебном рассмотрении указанных материалов признано необходимым.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в часть 4 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. В случае, если военнослужащий, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, задержан или находится под дисциплинарным арестом, командир воинской части (начальник органа военной полиции) одновременно направляет в гарнизонный военный суд указанные материалы и обеспечивает явку в суд лиц, указанных в части 3 настоящей статьи.

В. Синюков, преподаватель военного права Пензенского высшего артиллерийского инженерного училища.

Военные суды, являясь неотъемлемой частью судебной системы нашей страны, представляют собой ее обособленную ветвь, занимавшуюся ранее почти исключительно рассмотрением уголовных дел, где в качестве подсудимого проходил хотя бы один военнослужащий.

Рассмотрение гражданских дел военными судами длительное время было чрезвычайным мероприятием. Данное положение было закреплено ст. 12 Положения о военных трибуналах (в редакции от 25 июня 1980 г.), согласно которой военные суды (до 1993 года - военные трибуналы) рассматривают все гражданские и уголовные дела, подобно районным и городским судам общей юрисдикции, лишь "в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды". К ним прежде всего относятся военные суды групп войск, находящихся за пределами России. В настоящее время имеется лишь несколько таких военных судов.

В то же время традиционно военные суды совместно с уголовными делами рассматривали гражданские иски войсковых частей, военных предприятий, учреждений, организаций, кооперативных и иных общественных организаций, а также граждан о возмещении материального ущерба, причиненного им преступлениями (ст. 13 Положения о военных трибуналах).

Подведомственность военных трибуналов была расширена в 1993 году с принятием Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", где в ст. 4 было предусмотрено право военнослужащего обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.

В результате - по данным за 1995 год - военные суды рассмотрели 900 гражданских дел, а также 5 тысяч жалоб военнослужащих на нарушение их прав и свобод, что оказалось почти вдвое меньше, чем в предыдущем 1994 году. Почти половина жалоб (54%) была удовлетворена, в 15% случаях в удовлетворении жалоб было отказано, в остальных случаях было принято иное решение.

Положение дел в Вооруженных Силах России, правовая безграмотность, нигилизм и пренебрежение к человеку в погонах со стороны некоторых командиров и начальников, многочисленные нарушения в войсках законных прав и интересов военнослужащих привели затем к увеличению на треть количества дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, причем в 69% случаев жалобы были военными судами удовлетворены.

Данная тенденция сохранилась и в 1997 году. По данным ряда военных судов гарнизонов Приволжского военного округа, число дел, связанных с рассмотрением жалоб военнослужащих, превышает аналогичные показатели 1996 года.

Таким образом, несмотря на ограниченную подведомственность гражданских дел военным судам, последние все же становятся действенным инструментом защиты законных прав и интересов военнослужащих. Эта тенденция получает дальнейшую поддержку в российском общественном сознании, закрепляется в проекте федерального конституционного закона о военных судах РФ. Проект закона закрепляет направленность военных судов прежде всего на защиту прав и свобод военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, прав и законных интересов войсковых частей, предприятий, учреждений и организаций.

Проект закона предполагает увеличить полномочия военных судов по рассмотрению гражданских и административных дел. Кроме уже известной и ставшей традиционной защиты "прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, от решений и действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц", проект закона предусматривает предоставление подобной защиты гражданам, уволенным с военной службы, в случае совершенных в отношении них решений и действий (бездействия) во время прохождения ими военной службы (военных сборов). Военная коллегия Верховного Суда РФ в своих определениях не раз указывала на необоснованность отказа в приеме жалоб уволенных с военной службы граждан: ведь законные права и интересы данных лиц были нарушены в период прохождения ими военной службы (сборов).

Новацией проекта закона представляется возложение на военные суды обязанности рассматривать гражданские дела, подлежащие рассмотрению судами общей юрисдикции, по которым одной из сторон являлись бы военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, войсковые части, предприятия, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, а также всех других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, - при согласии сторон на рассмотрение дела в военном суде.

На военные суды также впервые возлагается в случаях, предусмотренных законодательством России, рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов и гражданами, проходящими военные сборы.

Проект закона закрепляет традиционную подведомственность и подсудность военным судам всех гражданских, административных, уголовных и других дел, подлежащих рассмотрению судами общей юрисдикции, в тех местностях, где отсутствуют иные, кроме военных, суды общей юрисдикции, а также за пределами Российской Федерации.

Судебная реформа в Российской Федерации предусматривает создание института мировых судей в российском судопроизводстве. Рассмотрение дел, подсудных мировому судье, в проекте предполагается возложить на "судью гарнизонного военного суда единолично в установленном для гарнизонного военного суда процессуальном порядке".

В случае рассмотрения военными судами гражданских дел по первой и второй инстанции полномочия надзорной инстанции проект закона возлагает на Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Таким образом, после принятия Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" резко возрастет объем дел, рассматриваемых каждым из имеющихся ныне 139 военных судов. Это вызывает необходимость заранее позаботиться о необходимой цивилистической гражданско - правовой и процессуальной подготовке как имеющихся 751 военного судьи, так и тех, кто готовится встать в строй военных судей.

Проанализируем структуру дел, рассматриваемых военными судами.

Тяжелое финансово - экономическое положение Вооруженных Сил, регулярное и систематическое их недофинансирование порождают большое количество жалоб - подчас до двух третей от всего их числа (55% - в 1995 году, 67% - в 1996 году) - на необеспечение военнослужащих положенными видами довольствия. Причем наиболее трудными для рассмотрения являются жалобы:

на несоблюдение законодательства при оказании военнослужащим безвозмездной финансовой помощи на строительство или приобретение жилья;

на нарушение прав военнослужащих при получении страхового пособия в связи с признанием их не годными к военной службе;

на нарушение прав военнослужащих, проходящих службу по контракту в войсковых частях и учреждениях, где согласно действующему законодательству установлена система премирования, на получение единовременного денежного вознаграждения по итогам года.

Другая разновидность жалоб военнослужащих связана с нарушениями порядка увольнения с военной службы: 19% жалоб в 1995 году и 14% - в 1996 году. Наибольшую сложность здесь вызывают такие проблемы, как: порядок увольнения военнослужащих при наличии у них нескольких оснований для этого; разрешение жалоб военнослужащих на отказ в досрочном увольнении в связи с невыполнением условий контракта со стороны Министерства обороны Российской Федерации.

Эти проблемы вызываются прежде всего несовершенством военного законодательства, которое, хотелось бы надеяться, будет устранено с принятием нового Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Другая причина - неясность юридической природы контрактной службы.

Следует отметить опережающую роль судебной практики для развития военного законодательства. В Законе РФ "О воинской обязанности и военной службе", принятом в 1993 году, вообще не было предусмотрено такого основания для досрочного увольнения граждан с военной службы, как невыполнение Министерством обороны условий контракта о прохождении военной службы. Эти военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в соответствии с п. 7 ст. 10 Закона РФ "О статусе военнослужащих" не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением занятий научной, преподавательской и творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы, ставились в явно ущемляющее их права и интересы положение. Судебная практика военных судов - начиная с гарнизонной и заканчивая Военной коллегией Верховного Суда России - разрешала данные споры об увольнении с военной службы исходя из контракта о прохождении военной службы как двустороннего договора, распространяя на рассмотрение споров в связи с заключением, исполнением и расторжением этих контрактов все правила искового судопроизводства. В новой редакции Закона законодатель учел этот подход военных судов при определении оснований для увольнения с военной службы.

Тем не менее жизнь убедительно доказала, что в целях повышения уровня социально - правовой защищенности военнослужащих необходимо учитывать процессуальные особенности всех оснований увольнения военнослужащих с военной службы и, в первую очередь, таких неоднозначных оснований, как увольнение за совершение порочащего честь военнослужащего поступка, невыполнение военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы, увольнение в связи с организационно - штатными мероприятиями, отказы в продлении контракта о прохождении военной службы для отдельных категорий военнослужащих (в частности, с женщинами - военнослужащими, имеющими детей в возрасте до 8 лет).

Немалую долю жалоб, рассмотренных военными судами (до 10%), составляют жалобы военнослужащих на необеспечение их жильем, в первую очередь на нарушение очередности при распределении жилья или увольнение с военной службы без предоставления жилья.

Многие проблемы в данной сфере вызваны устаревшей ведомственной нормативной базой. Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно - Морском Флоте было утверждено приказом министра обороны СССР еще в 1975 году и во многом противоречит даже действующему Жилищному кодексу РСФСР.

Касаясь чисто процессуальных особенностей деятельности военных судов по рассмотрению жалоб военнослужащих, можно отметить нереальность установленного законом срока рассмотрения жалоб - 10 суток. Число дел, рассмотренных с превышением указанного срока, неуклонно, как показывает обобщение судебной практики, возрастает. Причины подобного явления, как правило, объективны: первичное звено военной судебной системы - гарнизонный военный суд нередко обслуживает территорию, равную по площади одной, а то и нескольким областям. Поэтому в случае прохождения заявителем военной службы не в месте дислокации военного суда подготовка к судебному заседанию затягивается обычно на гораздо больший срок, чем установлено законом. Это ведет к массовому нарушению закона, причем с самых первых шагов в судопроизводстве по рассмотрению конкретного дела. Думается, для устранения подобных ситуаций следовало бы предоставить Военной коллегии Верховного Суда или военным судам военных округов и им равным право корректировать применительно к местным условиям указанные сроки.

Как известно, действующий ГПК устанавливает ограничения в возможности судебного обжалования действий (решений) органов военного управления и воинских должностных лиц (ст. 239.3 ГПК). Это, в частности, индивидуальные и нормативные акты, касающиеся обеспечения обороны (оперативного управления войсками, организации боевого дежурства, обеспечения боевой готовности) и государственной безопасности Российской Федерации.

Но это положение противоречит гарантированному Конституцией России праву каждого на судебную защиту его прав и свобод: решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (п. 2 ст. 46 Конституции РФ).

Одной из сложнейших проблем, стоящих перед военными судами, является разрешение споров о возмещении морального вреда.

Пункт 5 ст. 18 Закона РФ "О статусе военнослужащих" предусматривает гарантию возмещения военнослужащим морального и материального ущерба, причиненного им противоправными действиями должностных лиц органов государственного и военного управления в результате незаконного понижения в должности или воинском звании, несоблюдения условий контракта, незаконного лишения прав и льгот. Таким образом, имеет место случай, когда законом предусматривается компенсация морального вреда, причиненного действиями, нарушающими имущественные права гражданина (ст. 1099 ГК). Возмещение морального вреда, причиненного действиями, нарушающими личные имущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие материальные блага, предусмотрено ст. 151 ГК. Таким образом, военнослужащий во всех случаях имеет право на возмещение причиненного ему морального вреда.

Но процессуальное обеспечение возмещения морального вреда военнослужащим еще ждет исследования. Практически нет научно обоснованных рекомендаций как по определению самого наличия морального вреда, так и по определению размера компенсации морального вреда, в силу чего наблюдается далеко не всегда оправданный субъективизм в разрешении данных вопросов.

Неясен вопрос об индексации размера причиненного ущерба, особенно в случаях значительного опоздания выплаты заявителю причитающихся и взысканных судом денежных средств. Без использования научно обоснованного способа индексации невозможно обеспечить реальную компенсацию потерь, связанных с ростом цен, который является, увы, повседневным спутником нашей жизни.

Имеется и немалое число проблем, связанных с исполнением вынесенных военными судами решений. Это, прежде всего, нарушение установленных законом сроков исполнения. Здесь можно указать на две основные причины данного негативного явления, подрывающего в самом корне авторитет судебной власти и уважение к ней. Взыскание в пользу заявителей различных денежных выплат нередко не исполняется по причине отсутствия на расчетных счетах войсковых частей денег из-за ненадлежащего финансирования Вооруженных Сил. Свою лепту в затягивание сроков вносит также неисполнение судебных решений о совершении определенных действий должностными лицами, незнание или умышленное игнорирование требований закона об обязательном исполнении судебного решения.

Закон предоставляет суду возможность воздействовать на нерадивых ответчиков как в форме возбуждения уголовного дела по признакам ст. 315 Уголовного кодекса РФ, так и путем обращения взыскания на имущество должника или наложения штрафа в порядке ст. 406 ГПК. Но судьи прибегают к ним крайне редко. И даже в случае применения этих санкций они обезличиваются: их налагают на войсковую часть, поэтому страдает не виновное должностное лицо, а весь личный состав части, организации, предприятия.

Таким образом, при рассмотрении военными судами жалоб военнослужащих на решения и действия (бездействие) органов военного управления и воинских должностных лиц возникает немало проблем, нуждающихся в исследованиях и законодательном урегулировании.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В системе мер по поддержанию правопорядка и повышению эффективности правового воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, соблюдению прав военнослужащих важное место занимает проведение открытых заседаний военных судов по уголовным делам в присутствии личного состава (далее именуются судебные процессы) в расположении воинских частей, а также издание приказов с объявлением приговоров и решений военных судов.

В целях повышения качества подготовки и проведения судебных процессов, эффективности работы, связанной с объявлением приговоров и решений военных судов в приказах командиров (начальников), приказываю:

1. Главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, армиями и флотилиями, командующему Воздушно - десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации:

по мере необходимости и по согласованию с военными судами организовывать проведение судебных процессов в расположении воинских частей;

проводить отбор приговоров и решений военных судов, способных оказать воспитательное воздействие на личный состав, для объявления их в приказах;

обеспечить соблюдение законодательства Российской Федерации при подготовке и проведении судебных процессов в расположении воинских частей, издании приказов с объявлением приговоров и решений военных судов;

материально - техническое обеспечение выездных заседаний военных судов (обеспечение транспортом, средствами связи, служебными помещениями), проводимых по инициативе командиров соединений и воинских частей, осуществлять за счет средств сметы Министерства обороны Российской Федерации;

обеспечить в установленном порядке допуск в расположение воинских частей лиц, участвующих в судебных процессах, а также режим секретности при проведении судебных процессов;

анализировать практику организации открытых судебных процессов, издания приказов с объявлением приговоров и решений военных судов с ее обсуждением на заседаниях военных советов и служебных совещаниях.

2. Начальнику Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации обобщать практику проведения судебных процессов и издания приказов с объявлением приговоров и решений военных судов и по согласованию с заинтересованными органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и соответствующими должностными лицами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации направлять в войска методические рекомендации по организации этой работы.

3. Признать утратившей силу директиву заместителя Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N ДЗ-69.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Статья 7. Подсудность дел военным судам

1. Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

(п. 4 введен Федеральным конституционным законом от 30.04.2010 N 3-ФКЗ)

2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

2.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

(часть 2.1 введена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 2-ФКЗ)

3. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

(часть третья.1 введена Федеральным конституционным законом от 04.12.2006 N 5-ФКЗ)

4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

5 - 6. Утратили силу. - Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности.

(часть 6.1 введена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 2-ФКЗ)

7. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Статья 8. Участие командира воинской части (начальника органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации), направившего в гарнизонный военный суд материалы о грубом дисциплинарном проступке, или его представителя в судебном рассмотрении указанных материалов

(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются в гарнизонном военном суде с участием командира воинской части или начальника органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - командир воинской части (начальник органа военной полиции), направивших в гарнизонный военный суд указанные материалы, или его представителя. Полномочия представителя командира воинской части (начальника органа военной полиции), направившего в гарнизонный военный суд указанные материалы, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с федеральным законом.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Участвующий в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке командир воинской части (начальник органа военной полиции), направивший в гарнизонный военный суд указанные материалы, или его представитель имеет право знакомиться со всеми материалами, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, в том числе задавать вопросы участникам судебного рассмотрения указанных материалов с разрешения судьи гарнизонного военного суда, заявлять ходатайства и отводы, давать оценку совершенному военнослужащим действию (бездействию), характеризовать военнослужащего, высказывать предложение о сроке дисциплинарного ареста, а также пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Командир воинской части (начальник органа военной полиции), направивший в гарнизонный военный суд материалы о грубом дисциплинарном проступке, обеспечивает явку в суд военнослужащего, в отношении которого ведется производство по указанным материалам, а также в пределах своей компетенции иных лиц, участие которых в судебном рассмотрении указанных материалов признано необходимым.

(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если военнослужащий, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, задержан или находится под дисциплинарным арестом, командир воинской части (начальник органа военной полиции) одновременно направляет в гарнизонный военный суд указанные материалы и обеспечивает явку в суд лиц, указанных в части 3 настоящей статьи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: