Производство по делам об административных правонарушениях в суде принципы стадии сроки презентация

Обновлено: 25.04.2024

1. производство по делам об административных правонарушениях

• Производство по делам об административных
правонарушениях – совокупность
процессуальных действий, которые
осуществляются специально
уполномоченными на то лицами в целях
рассмотрения дела об административном
правонарушении и принятия по результатам
рассмотрения решения.

3. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
• Задачами производства по делам об
административных правонарушениях являются
всестороннее, полное, объективное и своевременное
выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение
его в соответствии с законом, обеспечение исполнения
вынесенного постановления, а также выявление
причин и условий, способствовавших совершению
административных правонарушений.

4. Принципы.

ПРИНЦИПЫ.
• 1. Основополагающим принципом является принцип законности.
• 2. Принцип состязательности.
• 3. Принцип гласности
• 4. Принцип объективной истины.
5. Принцип равенства сторон перед законом и органом,
рассматривающим дело.
• 6. Не получившими своего законодательного закрепления, но от этого не
менее важными являются принципы эффективности и экономичности
(оперативности) производства по делам об административных
правонарушениях.

5. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

ОТКРЫТОЕ РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением
случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может
привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а
равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в
производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также
защиты чести и достоинства указанных лиц.
2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей,
органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.
3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане,
присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в
письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об
административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела
об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица,
рассматривающих дело об административном правонарушении.
4. Действия граждан, присутствующих при рассмотрении дела и осуществляющих разрешенные судьей,
органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело, фотосъемку, видеозапись,
трансляцию открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению
и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не должны мешать надлежащему порядку
рассмотрения дела об административном правонарушении. Эти действия могут быть ограничены судьей,
органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, во
времени и должны осуществляться с учетом мнения участников производства по делам об
административных правонарушениях и на местах, определенных судьей, органом, должностным лицом,
рассматривающими соответствующее дело.

6. Обстоятельства, исключающие производство

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ
ПРОИЗВОДСТВО
Обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном
правонарушении (при наличии которых производство не может быть начато, а начатое
производство подлежит прекращению), являются (ст. 24.5 КоАП):
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение
физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия)
возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной
ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего
противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) отмена закона, установившего административную ответственность;
5) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
6) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении.

• Субъекты производства — участники производства, их
права и обязанности определены в главе 25 КоАП РФ. К
ним относятся:
• 1) лицо, в отношении которого ведется производство;
• 2) его законные представители;
• 3) потерпевший;
• 4) защитник и представитель;
• 5) свидетели;
• 6) эксперты;
• 7) специалисты;
• 8) переводчики и др.

8. Доказательства

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются
любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное
лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или
отсутствие события административного правонарушения, виновность лица,
привлекаемого к административной ответственности, а также иные
обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном
правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим
Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по
делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего,
свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями
специальных технических средств, вещественными доказательствами.
3. Не допускается использование доказательств по делу об административном
правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе
осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Административное производство
- рассмотрение дел об административных правонарушениях
Мировой суд
Комиссия по делам несовершен-нолетних и защите их прав
Федеральные органы исполнительной власти
Другие компетентные органы
Инспекторы ГИБДД
Участковые инспекторы
Таможенные органы
Пограничные органы
Гос. Инспекция труда
рыбнадзор

Постановление о предупреждении
Административный штраф – уплачивается не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу
За несовершеннолетних штраф выплачивают родители
В случае отсутствия источника дохода у нарушителя судебный пристав накладывает административное взыскание на имущество нарушителя
Лишение специальных прав осуществляется путем изъятия соответствующего документа
Административный арест – осуществляется немедленно после вынесения постановления
Реализация мер юридической ответственности

Ведется гласно
Имеет состязательный характер

Судебное производство по административным правонарушениям
Сроки рассмотрения административных правонарушений:
15 дней с момента получения протокола об административном правонарушении
В случае административного задержания – не позднее 48 часов с момента задержания
Доставление – принудительное препровождение человека в целях составления протокола об административном правонарушении
Административное задержание – ограничение свободы физического лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения

Повторим:
Что такое:
Ответьте на вопросы:
Административное производство
Административное взыскание

Назовите органы, имеющие компетенцию рассматривать дела об административных правонарушениях
Объясните порядок реализации мер юридической ответственности за административные правонарушения

С какого возраста наступает административная ответственность?
Возможна ли административная ответственность юридических лиц?
Что представляет собой административное задержание?
Ответьте на вопросы:

Краткое описание документа:

Цель урока: познакомиться с особенностями административного процесса

На уроке рассматриваются понятия:

Учащийся должен научиться:

Называть органы, имеющие компетенцию рассматривать дела об административных правонарушениях

Объяснять порядок реализации мер юридической ответственности за административные правонарушения

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

1. Проверка домашнего задания: «Участники производства по делам об административном правонарушении.

2. Изучение нового материала.

3. Закрепление полученных знаний.

4. Домашнее задание.

Гражданин Носов и Кравцов распивали спиртные напитки, сидя на лавочке в парке. К ним подошел сотрудник патрульно-постовой службы и сообщил что, они являются правонарушителями, и в их действиях предусматриваются признаки
правонарушения,
предусмотренного
ст. 20.20 КоАП.

Какие действия далее
совершит сотрудник
Правоохранительных
органов?

Стадии производства по делам об административном
правонарушении

Познакомиться с особенностями и порядком рассмотрения дел об административных
правонарушениях

I стадия – Возбуждение дела об административном правонарушении (Глава 28 КоАП);

II стадия – Рассмотрение дела об административном производстве (Глава 29 КоАП);

III стадия – Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (Глава 30 КоАП);

IV стадия – Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (Глава 31КоАП).

I стадия. Возбуждение дела об административном правонарушении

Поводы и основание для возбуждения дела об АП (статья 28.1 КоАП):

- непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения;

- материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, содержащие данные, указывающие на наличие административного правонарушения;

Основанием для возбуждения дела об АП является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

- составления протокола об административном правонарушении;
- вынесения прокурором постановления о возбуждении административного производства.

Протокол об административном правонарушении – процессуальный документ, свидетельствующий о совершении противоправного деяния (предположительно).

В протоколе указывается:

- дата, время и место его составления;

- Ф.И.О. и должность лица составившего протокол;

- сведения о лице в отношении которого составлен протокол;

- Ф.И.О. адреса места жительства свидетелей и потерпевших;

- место, время совершения и событие административного правонарушения;

- ст. КоАП или закона субъекта, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

- участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

- должностным лицом, его составившим;

- физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В случае отказа физического лица или законного представителя юридического лица подписать протокол об этом в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.

Сроки составления протокола

Протокол составляется сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения.

При необходимости выяснения дополнительных обстоятельств дела, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.

Протокол в течение суток с момента его составления направляется, судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело.

При административном аресте, протокол передается судье немедленно после его составления.

При проведении административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования но не позднее одного месяца.

II стадия. Рассмотрение дела об административном правонарушении. (Глава 29. КоАП)

(ст.29.1 КоАП) Судья, орган, должностное лицо, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении должен при подготовке дела установить:
- относится ли дело к их компетенции;
- правильность составления протокола;
- извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о месте времени рассмотрения;

-имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела;
- достаточно ли имеющихся материалов для рассмотрения дела по существу;
- имеются ли
ходатайства и
отводы.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении:

- в течение 15 дней со дня получения судьей, органом (должностным лицом) протокола об административном правонарушении;
- при административном аресте - в день получения протокола.

При рассмотрение дела судья, должностное лицо обязан выяснить:

1) Было ли совершено административное правонарушение;
2) Виновно ли данное лицо в его совершении;
3) Подлежит ли оно административной ответственности;
4) Имеются ли обстоятельства, смягчающие ответственность, причинен ли ущерб.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по данному делу рассмотрение дела завершается прекращением производства.

Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом

1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

По окончании рассмотрения дела выносится постановление либо о прекращении либо о назначении административного наказания.

Постановление объявляется немедленно. Копия в течение трех дней вручается или высылается лицу в отношении которого оно вынесено.

III стадия. Пересмотр постановлений об административном правонарушении.

Постановление об административном правонарушении может быть обжаловано:

- лицом, в отношении которого вынесено постановление;

- законным представителем юридического лица;

- защитником и представителем;

- на постановление, вынесенное судьей в вышестоящий суд;

- на вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения органа;

- на вынесенное должностным лицом – вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Срок подачи жалобы:
- 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Пропущенный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу.

Срок рассмотрения жалобы:

- 10 дней со дня поступления жалобы;
- сутки – при по даче жалобы на постановление об административном аресте, если лицо отбывает арест.

Жалобы рассматриваются судьями, должностными лицами единолично. Ими проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.

По результатам рассмотрения выносится одно из следующих решений:
1) жалоба остается без удовлетворения и постановление без изменения;
2) постановление отменяется и дело направляется на новое рассмотрение;
3) постановление отменяется и дело прекращается;
4) изменяется мера административного наказания при условии, что оно будет усилено.

Решение по жалобе оглашается немедленно после его принятия.

Копия решения в срок до 3-х суток после его вынесения вручается или направляется:

- лицам, в отношении которых было вынесено постановление по делу;

- законному представителю юридического лица;

IV стадия. Исполнение постановления об административном правонарушении.
(Раздел V. КоАП)

Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

При невозможности исполнения постановления в установление сроки

Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление могут отсрочить или рассрочить исполнение постановления:

На срок до одного месяца - при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки.

На срок до трех месяцев - в случае тяжелого материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена.

Порядок исполнения постановлений о назначении различных видов административного наказания:

1. предупреждение – объявляется сразу после рассмотрения дела;
2. постановление о конфискации
исполняется судебным приставом, а в отношении оружия – органами внутренних дел;
3. постановление о лишении специальных прав исполняется уполномоченными должностными лицами ОВД, контрольно-надзорных органов путем изъятия (водит. удостоверение, охотничий билет)


4. Постановление об административном аресте исполняется ОВД;
5. Постановление об административном выдворении - органами пограничной службы ФСБ России и органами миграционной службы;
6. Постановление о дисквалификации – путем прекращения договора (контракта) на осуществление деятельности;
7. Постановление об обязательных работах - осуществляется соответствующими административными органами;

8. штраф должен быть оплачен оштрафованным лицом в течение 30 дней со дня вступления в силу постановления;

В случае неуплаты штрафа в срок осуществляется принудительное исполнение - постановление направляется организации, где работает, получает пенсию или стипендию оштрафованный для удержания из дохода. Взыскание штрафа с неработающего осуществляется судебными приставами путем обращения взыскания на имущество.

за несовершеннолетних штраф уплачивают родители или лица из замещающие.

С юридического лица принудительное взыскание осуществляется банком или иным кредитным учреждением.

При отсутствии денежных средств на счетах взыскание суммы штрафа осуществляется судебным приставом с имущества юридического лица.

Окончание производства - должностным лицом, производившим исполнение ставится в постановлении отметка об исполнении, а затем возвращается судье, органу, должностному лицу вынесшему постановление.

Дайте ответы на поставленные вопросы:

Вопрос 1. Какие существуют стадии рассмотрения дела об административном производстве?

Ответ: возбуждение дела об адм. правон-и, рассмотрение дела об адм. правон-и, пересмотр постановления об адм. правон-и, исполнение постановления об адм. правон-и.

Вопрос 2. С момента составления какого процессуального документа дело об административной ответственности считается возбужденным?

Ответ: с момента составления протокола об административном правонарушении.

Вопрос 3. Кто должен направлять судьям материалы об административных правонарушениях для рассмотрения?

Ответ: лицо составившее протокол об административном правонарушении

Вопрос 4. В какие сроки рассматривается дело об административном правонарушении?

Ответ: в 15-дневный срок с момента получения судьей, органом (должностным лицом) необходимых материалов.

Вопрос 5. Могут ли судьи возбуждать производство по делам об административных правонарушениях?

Ответ: Нет, судьи рассматривают дело об административном правонарушении и выносят по нему решение.

Вопрос 6: Какой срок предусмотрен КоАП для составления протокола об административном правонарушении при проведении административного расследования?

Ответ: не более месяца

Вопрос 7. Срок рассмотрения жалоб на постановления об административном правонарушении?

Ответ: 10 дней со дня поступления жалобы; сутки- на постановление об административном аресте, если лицо отбывает арест.

Вопрос 8. Что предусмотрено административным законодательством при невозможности физическим лицом своевременно оплатить штраф ввиду тяжелого материального положения?

Ответ: рассрочка уплаты штрафа на период до 3-х месяцев.

Вопрос 9. Срок давности исполнения постановления об административном правонарушении?

Ответ: Постановление не подлежит исполнению, если в течение года со дня вступления в законную силу оно не было приведено в исполнение.

Вопрос 10. Кем взыскиваются штраф с неработающего гражданина?

Ответ: Судебным приставом-исполнителем.

1.Учебник А.Н. Миронов «Административное право», §3-6 стр. 149-163;

2. Глава 29-31 КоАП, используя справочную систему «Консультант плюс».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

2. 1. Понятие и особенности административного процесса

Административный процесс — совокупность действий,
совершаемых исполнительными органами для реализации
возложенных на них задач и функций.
Особенности административного процесса:
• это разновидность властной деятельности субъектов
исполнительной власти;
• его цель — достижение определенных юридически
значимых результатов и разрешение управленческих дел;
• промежуточные и окончательные итоги процесса
закрепляются в официальных документах;
• регулируется административно-процессуальными
нормами.

Производство по делам об административных правонарушениях — особый вид
процессуальной деятельности, урегулированная законом процедура рассмотрения
определенной группы дел по наложению административных наказаний. Таким
образом, производство по делам об административных правонарушениях является
составной частью административного процесса.
Система принципов:
•принцип законности
•обеспечение привлекаемого к ответственности правом на защиту
•гласность
•принцип объективной истины
•принцип оперативности
•принцип равенства
•принцип непосредственности
•принцип публичности
•принцип состязательности
•принцип национального языка

4. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

• отсутствие события административного правонарушения;
• отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение
физическим лицом на момент совершения противоправных действий или
бездействия возраста, предусмотренного законом для привлечения к
административной ответственности;
• невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия
(бездействие);
• действия лица в состоянии крайней необходимости;
• издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного
наказания;
• отмена закона, установившего административную ответственность;
• истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
• наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий
(бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу,
постановления о назначении административного наказания либо о прекращении
производства по делу об административном правонарушении или постановления о
возбуждении уголовного дела;
• смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении.

Компетентные органы и
должностные лица,
наделенные правом
принимать властные акты,
составлять правовые
документы, определять
движение и судьбу дела
Субъекты, имеющие
личный интерес в деле
Лица и органы,
содействующие
осуществлению
производства

1. Возбуждение дела об
административном правонарушении
2. Рассмотрение административного
дела компетентным органом и принятие
соответствующего решения
3. Пересмотр постановлений (решений)
по делам об административных
правонарушениях
4. Исполнение постановления

Сведения, указываемые в протоколе об
административном правонарушении:
дата и место его составления;
должность, фамилия и инициалы лица, составившего
протокол;
сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об
административном правонарушении;
фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и
потерпевших (если имеются свидетели и потерпевшие);
место, время совершения и событие административного
правонарушения;
статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации,
предусматривающая административную ответственность за данное
административное правонарушение;
объяснение физического лица или законного представителя
юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протоколы об административных правонарушениях
составляются:
• должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать
дела об административных правонарушениях — судьями,
полицией, налоговыми органами, таможенными органами и др. (гл.
23 КоАП);
• должностными лицами федеральных органов исполнительной
власти, их учреждений, структурных подразделений
и
территориальных органов, а также иных государственных органов,
перечисленных в п. 1—81 ч.2 ст. 28.3 КоАП по делам, отнесенным к
их подведомственности;
• членами избирательных комиссий, комиссий референдумов в
отношении протоколов о нарушении правил проведения выборов и
референдумов;
• членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
• инспекторами Счетной палаты РФ;
• должностными лицами государственных внебюджетных фондов;
• должностными лицами, уполномоченными субъектами РФ.

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к
рассмотрению дела об административном
правонарушении выясняют следующие вопросы
• относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
• имеются ли обстоятельства, исключающие возможность
рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального
органа, должностным лицом;
• правильно ли составлены протокол об административном
правонарушении и другие протоколы, правильно ли оформлены
иные материалы дела;
• имеются ли обстоятельства, исключающие производство по
делу;
• достаточно ли имеющихся по делу материалов для его
рассмотрения по существу;
• имеются ли ходатайства и отводы

10. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

15-дневный срок
в день получения протокола об
административном
правонарушении и других
материалов дела
не позднее 48 часов с момента
задержания
со дня получения судьей, органом,
должностным лицом,
правомочными рассматривать
дело, протокола об
административном
правонарушении и других
материалов дела.
при административном
правонарушении, совершение
которого влечет административный
арест
в отношении лица, подвергнутого
административному задержанию

о назначении административного
наказания;
По результатам рассмотрения
дела об административном
правонарушении может быть
вынесено постановление:
По результатам рассмотрения
дела об административном
правонарушении выносится
определение:
о прекращении производства по
делу об административном
правонарушении.
о передаче дела судье, в орган,
должностному лицу, уполномоченным
назначать административные наказания
иного вида или размера либо
применять иные меры воздействия в
соответствии с законодательством РФ;
о передаче дела на рассмотрение по
подведомственности, если выяснено,
что рассмотрение дела не относится к
компетенции рассмотревших его судьи,
органа, должностного лица.

Постановление обжалуется:
1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения
коллегиального органа;
3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему
должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта
Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

По результатам рассмотрения жалобы выносится
одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без
удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается
административное наказание или иным образом не ухудшается
положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и прекращении производства по делу при
наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5
КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых
было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и возвращении дела на новое
рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным
рассмотреть дело;
5) об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по
подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что
постановление было вынесено неправомочными судьей, органом,
должностным лицом.

после истечения срока,
установленного для обжалования
постановления по делу об
административном правонарушении,
если указанное постановление не
было обжаловано или
опротестовано;
Постановление по
делу об
административном
правонарушении
вступает в
законную силу:
после истечения срока,
установленного для обжалования
решения по жалобе, протесту, если
указанное решение не было
обжаловано или опротестовано, за
исключением случаев, если
решением отменяется вынесенное
постановление;
немедленно после вынесения не
подлежащего обжалованию решения
по жалобе, протесту, за исключением
случаев, если решением отменяется
вынесенное постановление

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие
постановление о назначении
административного наказания, прекращают
исполнение постановления в случае:
1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет
применение административного наказания;
2) отмены или признания утратившими силу закона
или его положения, устанавливающих
административную ответственность за содеянное;
3) смерти лица, привлеченного к административной
ответственности, или объявления его в установленном
законодательствам порядке умершим;
4) истечения сроков давности исполнения
постановления о назначении административного
наказания, установленных ст. 31.9 КоАП;
5) отмены постановления.

1. ТЕМА ЛЕКЦИИ: ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 1. Производство по делам об административных

правонарушениях: понятие, задачи, принципы
2. Доказательства в производстве по делам об
административных правонарушениях
3. Стадии производства по делам об
административных правонарушениях: понятие, общая
характеристика.
4. Участники производства по делам об
административных правонарушениях.

ВОПРОС 1. Производство по делам об
административных правонарушениях:
понятие, задачи, принципы.
Производство по делам об административных
правонарушениях - это основанная на законе и
облеченная в форму правовых отношений деятельность
государственных органов и должностных лиц,
направленная на рассмотрение дел об административных
правонарушениях, осуществляемая в особом
административно-процессуальном порядке и применение
в необходимых случаях административных взысканий.
Производство по делам об административных
правонарушениях – это деятельность уполномоченных
субъектов по применению административных взысканий,
осуществляемая в административно-процессуальной
форме.

Согласно действующему законодательству, задачами производства
по делам об административных правонарушениях являются:
своевременное, всестороннее, полное и объективное
выяснение обстоятельств каждого дела;
разрешение его в точном соответствии с законодательством;
обеспечение исполнения вынесенного постановления;
выявление причин и условий, способствующих совершению
административных правонарушений;
предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе
соблюдения законов, укрепление законности.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ:
отсутствие события и состава административного
правонарушения;
недостижение лицом на момент совершения
административного правонарушения 16 лет;
невменяемость лица, совершившего противоправное
действие или бездействие;
действие лица в состоянии крайней необходимости или
необходимой обороны;
издание акта амнистии, если он устраняет применение
административного взыскания;
отмена акта, устанавливающего административную
ответственность;

истечение к моменту рассмотрения дела об
административном правонарушении процессуальных
сроков
наличие по тому же факту в отношении лица,
привлекаемого к административной ответственности,
постановления компетентного органа о наложении
административного взыскания, либо неотмененного
постановления о прекращении дела об административном
правонарушении, а также наличие по данному факту
уголовного дела
смерть лица в отношении которого было начато
производство по делу
отсутствие жалобы потерпевшего или примирение
потерпевшего с правонарушителем по административным
делам, предусмотренным ст. 156-1, 156-2, 156-3 КоАП

ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРОИЗВОДСТВА
законность
гласность
производства
объективность
равенства сторон
в производстве
обеспечение права
на защиту
презумпция
невиновности
оперативность
производства

законность – неукоснительное исполнение
требований закона всеми участниками
административно-процессуальной деятельности;
принцип объективности (материальной истины)
означает всестороннее объективное исследование
всех обстоятельств дела;
принцип обеспечения права на защиту реализуется
посредством предоставления лицу, привлеченном
в ответственности, необходимых правовых
возможностей для доказывания своей
невиновности;
принцип гласности производства заключается в
публичности производства и его доступности
гражданам;

принцип равенства сторон в производстве находит свою реализацию в закреплении
определенного правового статуса сторон,
установлении их административнопроцессуальных прав и обязанностей,
принцип презумпции невиновности означает, что
лицо, привлекаемое к административной
ответственности, считается невиновным до тех
пор , пока его виновность не будет доказана в
установленном законом порядке
принцип оперативности производства
проявляется в установлении сжатых сроков,
определяющих прохождение дел

ВОПРОС 2. Доказательства в производстве по
делам об административных
правонарушениях
Решение задач административного производства
осуществляется посредством доказывания, которое
включает в себя выявление, процессуальное
оформление, исследование и оценку доказательств.
Доказательства - фактические данные,
информация, на основе которой в
определенном законом порядке
устанавливаются обстоятельства дела.

Статья 231 КоАП устанавливает, что
доказательствами по делу об
административном правонарушении
являются любые фактические данные,
на основе которых в определенном
законом порядке органы (должностные
лица) устанавливают наличие или
отсутствие административного
правонарушения, виновность данного
лица в его совершении и иные
обстоятельства, имеющие значение
для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются следующими средствами:
- протоколом об административном правонарушении;
- объяснениями лица, привлекаемого к
административной ответственности;
- показаниями потерпевшего, свидетеля,
- заключением эксперта;
- вещественными доказательствами - предметы
материального мира, на которых имеются следы
неправомерных действий или которые своей формой,
содержанием свидетельствуют о нарушении.

Доказательства, используемые в производстве по делам об
административных правонарушениях, имеют правовой
характер, что в свою очередь означает:
а) только те фактические данные могут рассматриваться в
качестве доказательств в производстве, которые получены в
установленном законом порядке и предусмотренными
способами;
б) только те фактические данные могут рассматриваться в
качестве доказательств, которые законодатель допускает к
использованию в качестве таковых;
в) только те фактические данные могут рассматриваться в
качестве доказательств по конкретному административному
делу, которые имеют значение для всестороннего,
объективного и правильного рассмотрения этого дела.

ВОПРОС 3. Стадии производства по делам об
административных правонарушениях: понятие,
общая характеристика.
В юридической литературе весь процесс производства по делам
об административных правонарушениях, осуществляемый в
рамках последовательного поэтапного выполнения
административно-процессуальных действий, именуемых
стадиями производства.
Под стадией понимается такая относительно самостоятельная
часть последовательно совершаемых процессуальных
действий, которая наряду с общими задачами имеет
свойственные только ей цели и особенности, касающиеся
участников процесса, их прав и обязанностей, сроков
совершении процессуальных действий и характера
оформляемых процессуальных документов, которые подводят
итог деятельности.

К стадиям административного производства относятся:
возбуждение административного дела - выявляются факты и
обстоятельства совершения правонарушения, данные о
виновном и составляется протокол о правонарушении,
уполномоченным на то должностным лицом
рассмотрение дела и вынесение по нему постановления
исследуются все обстоятельства, а в случае необходимости
собираются доказательства
обжалование и опротестование постановления -
факультативная стадия – пересматривается постановление по
жалобе гражданина или протесту прокурора;
исполнение постановления - законодательством установлены
способы и органы, осуществляющие исполнение
постановлений, которые в установленном порядке могут
принимать меры по принудительному исполнению.

ВОПРОС 4. Участники производства по делам
об административных правонарушениях.
Участниками административного производства
являются:
ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ
ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
ПОТЕРПЕВШИЙ
АДВОКАТ
СВИДЕТЕЛЬ
ЭКСПЕРТ
ПЕРЕВОДЧИК
ПРОКУРОР

Всех участников административного
производства можно разделить на группы:
субъекты, имеющие
личный интерес в деле
лица и органы,
содействовавшие
осуществлению
производства
компетентные органы и
должностные лица, наделенные правом
принимать властные решения,
составлять правовые документы

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право:
- знакомиться с материалами дела,
- давать объяснения,
- представлять доказательства,
- заявлять ходатайства;
- при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью
адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами
переводчика, если не владеет языком, на котором ведется
производство;
- обжаловать постановление по делу (ст. 247 КоАП).
Дело об административном правонарушении рассматривается в
присутствии лица, привлекаемого к административной
ответственности. В отсутствии этого лица дело может быть
рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном
его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не
поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
При рассмотрении некоторых категорий дел присутствие лица,
привлекаемого к ответственности обязательно: мелкое хулиганство,
распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в
пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и
общественную нравственность, в общественных местах и др. (см.
подробно ст. 247 КоАП РБ). В случае его уклонения от явки по вызову
органа, рассматривающего дело, это лицо может быть подвергнуто
приводу.

Потерпевшим является лицо, которому административным
правонарушением причинен моральный, физический или
имущественный вред,
Потерпевший вправе знакомиться с материалами дела, заявлять
ходатайства, приносить жалобу на постановление об
административном правонарушении (ст. 248 КоАП).
Свидетелем по делу об административном правонарушении может
быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны
какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по
данному делу.
Свидетель обязан явиться по вызову органа (должностного лица),
в производстве которого находится административное дело и
дать правдивые показания (ст. 251 КоАП).
Законные представители (родители, опекуны, попечители,
усыновители) вправе представлять законные интересы лица,
привлекаемого к административной ответственности, и
потерпевшего, являющихся несовершеннолетними, или если в
силу своих психических и физических недостатков они не могут
сами осуществлять свои права по делу об административном
правонарушении (ст. 249 КоАП).

Адвокат может участвовать в рассмотрении дела об
административном правонарушении для оказания
юридической помощи лицу, привлекаемому к
административной ответственности (ст. 250 КоАП).
Полномочия адвоката удостоверяются ордером,
выдаваемым юридической консультацией.
Адвокат имеет право знакомиться с материалами
дела, заявлять ходатайства, по поручению лица,
пригласившего его, приносить от его имени жалобы
на постановления по делу.
Эксперт назначается органом (должностным лицом), в
производстве которого находится дело об
административном правонарушении в случае, когда
возникает необходимость в специальных
познаниях. Имеет право знакомиться с материалами
дела, присутствовать при рассмотрении дела,
заявлять ходатайства и др. (ст. 252 КоАП).

Переводчик назначается органом
(должностным лицом), в производстве
которого находится дело об
административном правонарушении.
Переводчик обязан явиться по вызову
органа (должностного лица) и выполнить
полно и точно порученный ему перевод(ст.
253 КоАП).
Прокурор имеет право участвовать в
рассмотрении дела, знакомиться с
материалами дела, заявлять ходатайства,
опротестовывать постановления по делу об
административном правонарушении (ст. 230
КоАП)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: