Государство пребывания обязано содействовать в приобретении

Обновлено: 27.03.2024

В связи с тем, что консульское право в международно-правовой доктрине обычно рассматривается в качестве самостоятельной отрасли (см. главу 15), в настоящей главе речь пойдет, главным образом, о правовом положении дипломатических представительств - посольств.

Как уже отмечалось, посольства (послы) - древнейшая форма установления и поддержания межгосударственных отношений. Исторически первыми возникли временные посольства, носившие, говоря современным языком, характер специальных миссий. Полномочия послов в древности ограничивались выполнением отдельной задачи, поставленной перед ними их государством. Однако начиная с 15 века, вместе с развитием региональных международных связей, появляются посольства, функционирующие на постоянной основе. Считается, что первым постоянным посольством было представительство, учрежденное в Генуе миланским герцогом Франческо Сфорца. А уже два-три столетия спустя при главах всех крупных европейских государств было по несколько постоянных иностранных представителей.

Одновременно с развитием института постоянных представительств как в Европе, так и в Азии шло формирование обычных международных норм, регулирующих статус послов, их права и обязанности, иммунитеты и т.д.

В настоящее время дипломатические представительства (посольства) являются основной формой двусторонней дипломатии. Посольство - это постоянный зарубежный орган внешних сношений, обеспечивающий связь между аккредитующим (представляемым) государством и государством пребывания. В соответствии со сложившейся практикой, почти все официальные контакты между государствами, установившими дипломатические отношения, осуществляются по дипломатическим каналам, то есть через посольства. Посольство можно рассматривать как своеобразный "датчик" государства на иностранной территории, обеспечивающий двустороннюю связь между двумя государствами. С одной стороны, через посольство аккредитующее государство информирует государство пребывания, с другой - государство пребывания доводит необходимую информацию до аккредитующего государства. Можно сказать, что посредством дипломатических представительств государства общаются между собой, используя при этом язык международного права. Например, желая выразить претензию аккредитующему государству в связи с допущенным, по его мнению, международным деликтом, государство пребывания должно прибегнуть к официальным дипломатическим каналам. На практике это выглядит так: посол аккредитующего государство вызывается в МИД страны пребывания, где ему вручается дипломатическая нота соответствующего содержания. Посол обязан немедленно передать ее правительству своей страны.

Следует подчеркнуть, что государство пребывания обязано исключить какую-либо дискриминацию при реализации правового статуса дипломатических представительств разных государств. Это означает, что режим иностранных посольств, установленный Конвенцией 1961 года, должен быть единым для всех стран, в соответствии с принципом суверенного равенства государств. Государство пребывания вправе лишь вводить по отношению к аккредитующему государству ответные ограничения или предоставлять отдельным государствам более благоприятный режим, чем требуется в соответствии с Конвенцией.

Основной момент правового статуса посольства связан с представительным характером его функций. Это значит, что все действия дипломатического представительства автоматически присваиваются аккредитующему государству. Любые акты посольства, включая заявления его должностных лиц, отражают официальную позицию государства, которое несет за них международную ответственность (см. главу 12). Поэтому профессиональные дипломаты должны до мельчайших подробностей просчитывать последствия своих действий. Неслучайно слово "дипломатичность" в быту означает умение правильно и вежливо формулировать свои слова и обходить острые противоречия.

Нормы и обычаи, касающиеся правового положения посольств и их персонала, были кодифицированы в 1961 году, когда под эгидой ООН была принята Венская конвенция о дипломатических сношениях. Республика Казахстан присоединилась к Конвенции 4 февраля 1994 года.

В соответствии с Конвенцией, установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному согласию. Как правило, формой такого согласия является соответствующий международный договор, например - уже упомянутый Протокол об установлении дипломатических отношений между Правительством Республики Казахстан и Правительством Королевства Дания от 7 мая 1992 года. В соответствии с Протоколом, Казахстан и Дания, основываясь на целях и принципах Устава ООН, Заключительного акта СБСЕ и Парижской Хартии для новой Европы, согласились установить дипломатические отношения на уровне посольств и руководствоваться при этом Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года и Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года.

На практике функционирование дипломатического представительства невозможно без аккредитации главы представительства: посла, посланника или поверенного в делах. Венская конвенция 1961 года содержит определенные правила аккредитации главы дипломатического представительства. Несмотря на то, что процедура назначения должностных лиц в принципе является внутренним делом каждого государства, назначение дипломатических агентов производится в соответствии с международно-правовыми нормами.

Главным условием назначения лица на должность главы дипломатического представительства является получение агремана - согласия принимающего государства видеть в качестве главы посольства именно это лицо. Поэтому внутригосударственному акту о назначении посла всегда предшествует запрос агремана. Государство пребывания всегда вправе отказать в агремане, причем не сообщая аккредитующему государству мотивы своего отказа. Отказ в агремане исключает аккредитацию соответствующего лица в качестве главы дипломатического представительства. На практике утвердилось обычное правило, согласно которому отсутствие ответа на запрос агремана в течение трех недель означает отрицательный ответ государства пребывания.

Главы представительств подразделяются на три класса, различия между которыми проводятся исключительно в отношении старшинства и этикета:

-класс послов и нунциев (представителей Ватикана), аккредитуемых при главах государств;

-класс посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств;

-класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Фактически, объем полномочий и функции всех представительств одинаков, вне зависимости от класса их глав. Класс, к которому должны принадлежать главы представительств, определяется по соглашению между двумя государствами (статья 15 Конвенции). Лицо, возглавляющее посольство, как и любой член его дипломатического персонала, может также одновременно действовать в качестве представителя аккредитующего государства при любой международной организации.

Основным документом, удостоверяющим полномочия главы дипломатического представительства, является верительная грамота, выданная ему аккредитующим государством. Верительная грамота адресуется главе государства пребывания; ее содержание составляют три главных момента: 1)указание на цель миссии; 2)данные об аккредитуемом лице и его официальном звании; 3)просьба верить ему в качестве полномочного представителя аккредитующего государства.

Если пост главы представительства вакантен или глава представительства не может выполнять свои функции, временно исполняющим его обязанности является временный поверенный в делах. Фамилия временного поверенного в делах сообщается МИДу страны пребывания.

Обязанностью аккредитующего государства является уведомление МИДа страны пребывания о назначении всех сотрудников представительства, их прибытии, окончательном отбытии или о прекращении функций в представительстве. Кроме того, необходимо информировать МИД о прибытии и отбытии членов семей сотрудников посольства, а также о найме и увольнении лиц, проживающих в стране пребывания, в качестве сотрудников представительства, имеющих право на привилегии и иммунитеты. По возможности, уведомления о прибытии и окончательном отбытии должны делаться предварительно. Смысл указанных положений Конвенции 1961 года заключается в том, что государство пребывания должно заранее знать о том, сколько и какие именно лица на его территории пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами и в каком объеме.

Согласно Конвенции, аккредитующее государство вправе назначить одно лицо главой представительства сразу в нескольких государствах (такое совмещение называется кумуляцией). Для этого необходимо уведомить все соответствующие государства и получить агреман от каждого из них. Точно так же, напротив, два или несколько государств могут аккредитовать одно и то же лицо в качестве главы представительства в одном государстве пребывания, если оно против этого не возражает. Такая практика известна и Республике Казахстан: с одной стороны, ряд ее посольств представляют республику в целых регионах, с другой - интересы Казахстана в некоторых странах по специальному соглашению представляли посольства Российской Федерации.

В большинстве случаев местом нахождения дипломатического представительства (точнее, резиденции его главы) является административная столица страны пребывания, где расположены резиденции главы государства и офис ведомства иностранных дел. Вместе с тем, вопрос о расположении здания посольства не имеет правового значения, так как соответствующие полномочия дипломатического представительства распространяются на всю государственную территорию страны пребывания. Однако, в соответствии со статьей 12 Конвенции, аккредитующее государство не может, без предварительного и явно выраженного согласия государства пребывания, учреждать канцелярии, составляющие часть дипломатического представительства, в других населенных пунктах, кроме тех, где учреждено само представительство.

Что касается численности персонала дипломатического представительства, то она, в принципе, определяется аккредитующим государством исходя из объема и сложностей задач, стоящих перед посольством. Вместе с тем, Конвенция предусматривает право страны пребывания предложить такие максимальные пределы численности персонала, которые она считает разумными и нормальными, учитывая необходимые обстоятельства и потребности данного представительства. По смыслу Конвенции, такое предложение должно быть удовлетворено аккредитующим государством.

Функции дипломатического представительства включают в себя:

-представительство аккредитующего государства в государстве пребывания (главная функция, лежащая в основе правового статуса представительства);

-защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан;

-ведение переговоров с правительством государства пребывания;

-поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки;

-консульские функции (о них - в главе 15).

Еще одной функцией дипломатического представительства в государстве пребывания может быть временная защита интересов третьего государства (не представленного в стране пребывания) и его граждан. Такая защита возможна только при условии предварительного согласия государства пребывания и по просьбе соответствующего третьего государства.

Для того, чтобы иностранное посольство могло выполнять все перечисленные функции, Конвенция 1961 года предусматривает целый ряд правовых гарантий невмешательства государства пребывания в его деятельность. Эти гарантии (привилегии и иммунитеты) составляют основной смысл Конвенции. Неслучайно в ее преамбуле трижды подчеркивается значение особого статуса дипломатических агентов и представительств. В доктрине международного права принято делить дипломатические привилегии и иммунитеты на личные, то есть принадлежащие сотрудникам дипломатического представительства (о них - в п. 4 настоящей главы) и принадлежащие самому представительству как официальному органу иностранного государства.

В основе привилегий и иммунитетов иностранного дипломатического представительства лежит вытекающий из суверенитета иммунитет иностранного государства от национальной юрисдикции других государств. Посольство рассматривается как часть иностранного государства, и любое посягательство на его деятельность автоматически приравнивается к посягательству на это государство в целом. Под дипломатическими иммунитетами следует понимать изъятие посольства и его сотрудников из-под юрисдикции государства пребывания. Это означает, что дела, в которых стороной или участником является иностранное посольство или иностранный дипломат, за редким исключением, в принципе неподсудны судам страны пребывания. Дипломатические привилегии - это особые правовые преимущества (льготы), предоставляемые иностранному представительству и его сотрудникам для нормальной деятельности. Следует обратить внимание на то, что, согласно Конвенции, привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих свои государства.

В соответствии с Конвенцией дипломатическое представительство обладает протокольными привилегиями, то есть может пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию его главы и средства передвижения. Государство пребывания обязано оказать содействие аккредитующему государству в приобретении помещений, необходимых для его представительства. Такая же помощь в случае необходимости оказывается представительству в получении подходящих помещений для его сотрудников.

Помещения представительства являются неприкосновенными. Это означает, что власти государства пребывания могут войти в эти помещения только с явно выраженного согласия главы представительства (это правило действует и в случае стихийного бедствия). Кроме того, помещения представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства (они имеют специальные дипломатические номера красного цвета) пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и любых исполнительных действий. В обязанности государства пребывания входит принятие всех надлежащих мер для защиты помещений представительства от любого вторжения, нанесения ущерба, нарушения спокойствия или оскорбления его достоинства. Под помещениями дипломатического представительства понимаются любые здания или части зданий, используемые для официальных целей представительства, включая резиденцию его главы, независимо от того, кому принадлежит право собственности на них и земельный участок.

Нарушение неприкосновенности дипломатического представительства и его транспортных средств допускается только с согласия главы представительства. Например, в 2002 году из оперативных источников правоохранительным органам Республики Казахстан стало известно, что в автомобиле посольства Таджикистана в Казахстане перевозится крупная партия наркотиков. Казахстанские власти по дипломатическим каналам обратились к властям Таджикистана, и посол этой страны в Казахстане дал согласие на проведение соответствующей операции. В результате была сорвана попытка наркотрафика в особо крупных размерах.

Аккредитующее государство и глава представительства освобождаются от всех налогов, пошлин и сборов в отношении занимаемых ими помещений, кроме тех платежей, которые являются платой за конкретные виды обслуживания. Точно так же освобождаются от любых налогов вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, например - при выдаче виз (фискальный иммунитет).

Архивы и документы представительства также, как и помещение, являются неприкосновенными в любое время независимо от места их нахождения. Режим работы с архивом и другими документами посольства и порядок доступа к ним определяет сам посол.

Государство пребывания должно разрешать и охранять свободу сношения представительства для всех его официальных целей. Это значит, что посольство вправе использовать любые средства связи, включая дипломатических курьеров, закодированные и шифрованные депеши, для сношений с правительством или другими посольствами и консульствами своего государства. В то же время осуществление такой связи с использованием радиопередатчика возможно только с согласия государства пребывания.

Свобода сношений представительства со своим государством включает неприкосновенность его официальной корреспонденции и дипломатической почты. Последняя не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако аккредитующее государство должно принять меры к тому, чтобы дипломатическая почта имела видимые внешние знаки, указывающие на ее характер, и содержала только те документы и предметы, которые предназначены для официального пользования. Дипломатический курьер должен иметь официальный документ с указанием на его статус и числа мест, составляющих дипломатическую почту. В этом случае он находится под защитой государства пребывания и пользуется личной неприкосновенностью (не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме). Если дипломатический курьер является таковым ad hoc (то есть уполномочен на один конкретный рейс), то он пользуется всеми иммунитетами только до того момента, пока не доставит дипломатическую почту по назначению. Если дипломатическая почта вверена командиру экипажа гражданского самолета, она является неприкосновенной, но сам командир не считается дипломатическим курьером.

Прекращение функций дипломатического представительства возможно в случае разрыва между государствами дипломатических отношений (частным случаем этого является война между ними). Например, в 1989 году Великобритания разорвала дипломатические отношения с Ираном в знак протеста против смертного приговора, вынесенного духовным лидером Ирана британскому гражданину. Согласно статье 45 Конвенции, в случае разрыва дипломатических отношений государство пребывания должно уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами. При этом аккредитующее государство может вверить охрану помещений своего посольства, а также защиту своих интересов и интересов своих граждан третьему государству, приемлемому для государства пребывания. Кроме того, прекращение дипломатической миссии происходит в случае исчезновения аккредитующего государства или государства пребывания как субъекта международного права. Как показывает практика, прекращение миссии возможно также в особо сложных случаях, связанных с признанием нового правительства в одном из этих государств. В частности, смена государственной власти неконституционным путем иногда требует нового установления дипломатических отношений или специального акта, подтверждающего легитимность оставшихся "в наследство" дипломатических представительств.

Разновидностью дипломатических представительств являются миссии. Посольства считаются представительствами первого класса, миссии - представительствами второго класса. В целом правовой режим миссий аналогичен правовому режиму посольств.

b) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними иными путями в соответствии с положениями настоящей Конвенции;

d) выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;

e) оказание помощи и содействия гражданам (физическим и юридическим лицам) представляемого государства;

f) исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера при условии, что в этом случае ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;

g) охрана интересов граждан (физических и юридических лиц) представляемого государства в случае преемства "mortis causa" на территории государства пребывания в соответствии с законами и правилами государства пребывания;

h) охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;

i) с соблюдением практики и порядка, принятых в государстве пребывания, представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами государства пребывания, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если, в связи с отсутствием или по другим причинам, такие граждане не могут своевременно осуществлять защиту своих прав и интересов;

j) передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или же поручений по снятию показаний для судов представляемого государства в соответствии с действующими международными соглашениями или, при отсутствии таких соглашений, в любом ином порядке, не противоречащем законам и правилам государства пребывания;

l) оказание помощи судам и самолетам, упомянутым в пункте "k" настоящей статьи, и их экипажу, принятие заявлений относительно плавания судов, осмотр и оформление судовых документов и, без ущерба для прав властей государства пребывания, расследование любых происшествий, имевших место в пути, и разрешение всякого рода споров между капитаном, командным составом и матросами, поскольку это предусматривается законами и правилами представляемого государства;

m) выполнение других функций, возложенных на консульское учреждение представляемым государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых государство пребывания не имеет возражений или же которые предусмотрены международными договорами, действующими между представляемым государством и государством пребывания.

Российская Федерация и Итальянская Республика, именуемые в дальнейшем Договаривающимися Сторонами,

стремясь содействовать развитию дружественных отношений между двумя государствами и народами,

руководствуясь желанием и далее укреплять консульские отношения между двумя государствами с целью более эффективной защиты прав и интересов граждан (физических и юридических лиц) каждой Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны,

подтверждая, что по вопросам, которые не оговорены в настоящей Конвенции, будут применяться положения, зафиксированные в Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года,

договорились о нижеследующем:

Глава I. Общие положения

Статья 1
Определения

1. В настоящей Конвенции приводимые ниже термины имеют следующее значение:

a) "представляемое государство" означает Договаривающуюся Сторону, которая назначает консульское должностное лицо;

b) "государство пребывания" означает Договаривающуюся Сторону, на территории которой консульское должностное лицо выполняет свои функции;

c) "консульское учреждение" означает любое генеральное консульство, консульство, вице-консульство или консульское агентство;

d) "консульский округ" означает район, отведенный консульскому учреждению для выполнения консульских функций;

e) "глава консульского учреждения" означает лицо, которому поручено действовать в этом качестве;

f) "консульское должностное лицо" означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций;

g) "консульский служащий" означает любое лицо, выполняющее административные или технические обязанности в консульском учреждении;

h) "работник обслуживающего персонала" означает любое лицо, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения;

i) "работники консульского учреждения" означает консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала;

j) "работники консульского персонала" означает консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), а также консульские служащие и работники обслуживающего персонала;

k) "частный домашний работник" означает лицо, состоящее исключительно на частной службе у работника консульского учреждения;

l) "член семьи" означает супругу или супруга работника консульского учреждения, его несовершеннолетних детей и родителей при условии, что они проживают вместе с ним;

m) "консульские помещения" означает используемые исключительно для целей консульского учреждения здания или части зданий и обслуживающий данное здание или части зданий земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на них;

n) "консульские архивы" включают все бумаги, документы, корреспонденцию, книги, фильмы, видео-, звукозаписи и реестры, включающие электронные носители информации, консульского учреждения, вместе с шифрами и кодами, картотеками и любыми предметами обстановки, предназначенными для обеспечения их сохранности или хранения;

2. Существуют две категории консульских должностных лиц, а именно: штатные консульские должностные лица и почетные консульские должностные лица. Положения главы III настоящей Конвенции распространяются на консульские учреждения, возглавляемые штатными консульскими должностными лицами; положения главы V распространяются на консульские учреждения, возглавляемые почетными консульскими должностными лицами.

Глава II. Открытие консульского учреждения,
назначение консульских должностных лиц

Статья 2
Открытие консульского учреждения

1. Консульское учреждение представляемого государства может быть открыто на территории государства пребывания с согласия этого государства.

2. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ определяются по соглашению между представляемым государством и государством пребывания.

3. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса и консульского округа могут осуществляться представляемым государством с согласия государства пребывания.

4. Предварительное определенно выраженное согласие государства пребывания необходимо также для открытия канцелярии, составляющей часть существующего консульского учреждения, вне местонахождения последнего.

5. В случае отсутствия специального соглашения о численности штата консульского учреждения государство пребывания может предложить, чтобы численность персонала не выходила за пределы, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в консульском округе, а также потребности консульского учреждения.

Статья 3
Назначение и допущение главы консульского учреждения

1. До назначения главы консульского учреждения представляемым государством по дипломатическим каналам должно быть получено согласие государства пребывания в отношении предлагаемого лица.

2. Если государство пребывания не дает согласия на назначение какого-либо лица в качестве главы консульского учреждения, оно не обязано сообщать мотивы такого отказа представляемому государству.

3. Представляемое государство направляет по дипломатическим каналам Министерству иностранных дел государства пребывания консульский патент, касающийся назначения главы консульского учреждения. В этом документе указываются полное имя, фамилия главы консульского учреждения, класс, консульский округ и местонахождение консульского учреждения.

4. По получении консульского патента государство пребывания в возможно короткий срок выдает ему экзекватуру, какую бы форму она не имела. Государство пребывания, отказывающееся выдать экзекватуру, какую бы форму она не имела, не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа.

5. За исключением случаев, предусмотренных в пункте 6 настоящей статьи и в статье 4, глава консульского учреждения может приступить к выполнению своих функций только после выдачи такой экзекватуры, какую бы форму она не имела.

6. Государство пребывания может допустить главу консульского учреждения к выполнению его функций на временной основе до выдачи экзекватуры, какую бы форму она не имела. В этом случае применяются положения настоящей Конвенции.

7. Как только глава консульского учреждения будет допущен, даже временно, к выполнению своих функций, государство пребывания немедленно уведомляет об этом компетентные власти консульского округа. Кроме того, оно обеспечивает принятие мер, необходимых для того, чтобы глава консульского учреждения мог исполнять обязанности по своей должности и пользоваться преимуществами, вытекающими из настоящей Конвенции.

Статья 4
Временное выполнение функций главы
консульского учреждения

1. Если глава консульского учреждения не может выполнять свои функции или если должность главы консульского учреждения вакантна, представляемое государство может назначить временно исполняющим обязанности главы консульского учреждения консульское должностное лицо или консульского служащего этого учреждения, а также члена дипломатического персонала дипломатического представительства представляемого государства в государстве пребывания.

3. Компетентные органы государства пребывания оказывают временно исполняющему обязанности главы консульского учреждения помощь и защиту. Пока он возглавляет консульское учреждение, на него распространяются положения настоящей Конвенции в той же степени, как и в отношении главы соответствующего консульского учреждения.

4. Если член дипломатического персонала дипломатического представительства представляемого государства в государстве пребывания назначается представляемым государством в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи временно исполняющим обязанности главы консульского учреждения, он продолжает пользоваться дипломатическими привилегиями и иммунитетами, которые предоставлены ему в силу его дипломатического статуса.

Статья 5
Назначение работников консульского персонала

1. Представляемое государство заблаговременно сообщает государству пребывания полное имя и фамилию, категорию и класс всех консульских должностных лиц, помимо главы консульского учреждения, с тем, чтобы государство пребывания могло, если оно пожелает, осуществить свои права, предусмотренные в пункте 3 статьи 7.

2. Государство пребывания выдает всем работникам консульского учреждения и членам их семей удостоверения личности, в которых указан их статус в качестве работников консульского учреждения и членов их семей.

Статья 6
Гражданство консульских должностных лиц

1. Штатное консульское должностное лицо может быть только гражданином представляемого государства.

2. Почетное консульское должностное лицо может быть гражданином представляемого государства, государства пребывания или третьего государства.

Статья 7
Лица, объявленные "persona non grata"

1. Государство пребывания может в любое время уведомить представляемое государство по дипломатическим каналам о том, что то или иное консульское должностное лицо является "persona non grata" или что любой работник консульского персонала является неприемлемым. В таком случае представляемое государство должно, соответственно, отозвать это лицо или прекратить его функции в консульском учреждении.

2. Если представляемое государство откажется выполнить или же не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, государство пребывания может, соответственно, аннулировать экзекватуру или иное соответствующее разрешение, выданное такому лицу, перестав считать его работником консульского персонала.

3. Лицо, назначенное в качестве работника консульского учреждения, может быть объявлено неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания или, если оно уже находится в государстве пребывания, до того, как оно приступит к исполнению своих обязанностей в консульском учреждении. В любом таком случае представляемое государство аннулирует его назначение.

4. В случаях, упомянутых в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, государство пребывания не обязано сообщать мотивы своего решения представляемому государству.

Статья 8
Уведомление государства пребывания о назначениях,
прибытии и отбытии

1. Министерство иностранных дел государства пребывания или указанный этим Министерством орган уведомляется:

a) о прибытии работников консульского учреждения, об их окончательном отбытии или о прекращении их функций и обо всех других изменениях, влияющих на их статус, которые могут произойти во время их работы в консульском учреждении;

b) о прибытии или окончательном отбытии лица, являющегося членом семьи работника консульского учреждения, а также, в надлежащих случаях, о том, что то или иное лицо становится или перестает быть таким членом семьи;

c) о прибытии в государство пребывания и окончательном отбытии из этого государства частных домашних работников и, в надлежащих случаях, о прекращении их службы в качестве таковых;

d) о найме и увольнении лиц, проживающих в государстве пребывания, в качестве работников консульского учреждения или частных домашних работников, имеющих право на привилегии и иммунитеты.

2. Уведомление о прибытии или окончательном отбытии должно делаться по возможности заблаговременно.

Статья 9
Прекращение функций работников консульского учреждения

Функции работника консульского учреждения прекращаются, в частности:

a) по уведомлении государства пребывания представляемым государством о том, что его функции прекращаются;

b) по аннулировании экзекватуры;

c) по уведомлении государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала.

Статья 10
Отбытие из государства пребывания

Государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, предоставить работникам консульского учреждения и частным домашним работникам, не являющимся гражданами государства пребывания или постоянно проживающими на его территории иностранными гражданами, а также членам их семей, независимо от их гражданства, время и условия, необходимые для того, чтобы они могли подготовиться к отъезду с территории государства пребывания и выехать как можно скорее после прекращения функций соответствующих работников. В частности, оно должно предоставить, в случае необходимости, в их распоряжение транспортные средства, которые требуются для них самих или для их имущества, включая приобретенное в государстве пребывания, вывоз которого во время отбытия не запрещен.

Глава III. Преимущества, привилегии и иммунитеты

Статья 11
Консульские и жилые помещения

1. Государство пребывания должно оказывать содействие представляемому государству:

a) в приобретении в собственность, получении в аренду или вступлении во владение в любой другой форме, в соответствии с законодательством государства пребывания, непосредственно или через любое уполномоченное на то физическое или юридическое лицо:

- зданиями или частями зданий, предназначенными для консульских помещений, резиденции главы консульского учреждения, а также жилых помещений для любого работника консульского учреждения, который не является гражданином государства пребывания или не имеет постоянного местожительства в этом государстве;

Союз Советских Социалистических Республик и Арабская Республика Египет,

руководимые желанием дальнейшего развития дружественных отношений в соответствии с Договором о дружбе и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Арабской Республикой Египет, подписанным в Каире 27 мая 1971 г., и

желая урегулировать консульские отношения между ними, решили заключить настоящую Консульскую конвенцию и с этой целью согласились о нижеследующем.

В настоящей Конвенции приводимые ниже термины имеют следующее значение:

1) "консульство" означает генеральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство;

2) "консульский округ" означает район страны пребывания, отведенный консульству для выполнения консульских функций;

3) "глава консульства" означает лицо, которому поручено руководить консульством;

4) "консульское должностное лицо" означает любое лицо, включая главу консульства, которому поручено выполнение консульских функций;

5) "сотрудник консульства" означает любое лицо, не являющееся консульским должностным лицом и выполняющее в консульстве административные или технические обязанности по обслуживанию консульства;

6) "работник обсуживающего персонала" означает любое лицо, выполняющее обязанности по обслуживанию консульства или состоящее на частной службе у консульского должностного лица или сотрудника консульства;

7) "член персонала консульства" означает консульское должностное лицо, сотрудника консульства или работника обслуживающего персонала;

8) "консульские помещения" означает здания, части зданий, включая резиденцию главы консульства, подсобные помещения, а также земельные участки, обслуживающие эти здания, части зданий и подсобные помещения, используемые исключительно для консульских целей, независимо от того, чьей собственностью они являются;

9) "консульские архивы" означает всю служебную переписку, шифр, документы, книги, технические средства делопроизводства, а также оборудование, предназначенное для их хранения;

10) "судно представляемого государства" означает любое судно, плавающее под флагом этого государства.

В настоящей Конвенции:

а) "гражданин представляемого государства" в зависимости от контекста означает также и юридическое лицо, учрежденное согласно законам этого государства;

б) в понятие "член семьи, проживающий вместе с. " не входят совершеннолетние сыновья.

УЧРЕЖДЕНИЕ КОНСУЛЬСТВ,
НАЗНАЧЕНИЕ ЧЛЕНОВ ПЕРСОНАЛА КОНСУЛЬСТВА

1. Консульство может быть учреждено в государстве пребывания только с согласия этого государства.

2. Местонахождение консульства и границы его консульского округа определяются по соглашению между представляемым государством и государством пребывания.

3. Дальнейшее изменение местонахождения консульства, его класса или консульского округа может осуществляться представляемым государством только с согласия государства пребывания.

4. Согласие государства пребывания также требуется, если какое-либо генеральное консульство или консульство желает открыть вице-консульство или консульское агентство не в том населенном пункте, где они сами находятся.

Консульским должностным лицом может быть назначен только гражданин представляемого государства.

1. До назначения главы консульства представляемое государство испрашивает дипломатическим путем согласие государства пребывания на такое назначение.

2. Представляемое государство через свое дипломатическое представительство направляет Министерству иностранных дел государства пребывания консульский патент или другой документ о назначении главы консульства. В патенте или другом документе указываются полное имя и фамилия главы консульства, его гражданство, ранг, консульский округ, в котором он будет исполнять свои обязанности, и местонахождение консульства.

3. Глава консульства допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой, какую бы форму такое разрешение не имело.

4. Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа.

5. За исключением случаев, предусмотренные в ст. 4, п.6, ст.7, п.1, глава консульства не может приступить к исполнению своих обязанностей до получения им экзекватуры.

6. Государство пребывания до выдачи экзекватуры или иного разрешения может дать главе консульства временное согласие на выполнение им своих функций.

7. Как только глава консульства допущен, даже временно, к выполнению своих функций, власти государства пребывания обеспечивают принятие мер, необходимых для того, чтобы глава консульства мог исполнять обязанности по своей должности и пользоваться преимуществами, вытекающими из настоящей Конвенции.

1. Представляемое государство сообщает Министерству иностранных дел государства пребывания:

а) имя, фамилию, должность консульского должностного лица;

б) имя и фамилию сотрудника консульства и работника обслуживающего персонала.

2. Компетентные власти государства пребывания выдают консульским должностным лицам, сотрудникам консульства, работникам обслуживающего персонала и членам их семей, проживающим вместе с ними, соответствующие удостоверения.

Государство пребывания может в любое время, не будучи обязанным мотивировать свое решение, уведомить представляемое государство дипломатическим путем о том, что экзекватура или иное разрешение, данное главе консульства, взято обратно или что консульское должностное лицо, сотрудник консульства или работник обслуживающего персонала является неприемлемым. В таком случае представляемое государство должно отозвать такое консульское должностное лицо, сотрудника консульства или работника обслуживающего персонала , если он уже приступил к своей работе. Если представляемое государство не выполнит в течение разумного срока этого обязательства, то государство пребывания может отказаться признавать такое лицо членом персонала консульства.

1. Если глава консульства в силу какой-либо причины не может выполнять свои функции или если должность главы консульства временно вакантна, представляемое государство может уполномочить консульское должностное лицо данного или другого консульства в государстве пребывания или одного из членов дипломатического персонала своего дипломатического представительства в государстве пребывания для временного руководства консульством. Полное имя и фамилия этого лица предварительно сообщаются Министерству иностранных дел государства пребывания.

2. Лицо, уполномоченное для временного руководства консульством, имеет право исполнять обязанности главы консульства и пользоваться теми же привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются главе консульства в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

1. На членов дипломатического персонала дипломатического представительства представляемого государства в государстве пребывания, на которых возложено осуществление консульских функций в этом представительстве, распространяются предусмотренные настоящей Конвенцией права и обязанности консульских должностных лиц, упомянутых в разделе 4 настоящей Конвенции.

2. Осуществление консульских функций лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, не затрагивает привилегий и иммунитетов, которые предоставлены им в силу их дипломатического статуса.

1. Государство пребывания должно либо оказать содействие представляемому государству в приобретении своей территории, согласно своим законам и правилам, помещений, необходимых для его консульств, либо оказать помощь последнему в получении помещений иным путем.

2. Оно должно также, в случае необходимости, оказывать помощь консульству в получении подходящих помещений для его работников.

При отсутствии конкретной договоренности о численности консульского персонала государство пребывания может предложить, чтобы численность персонала не переходила за пределы, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в консульском округе, и потребности данного консульства.

После соответствующего уведомления государства пребывания консульство представляемого государства может, если государство пребывания не возражает, выполнять консульские функции в государстве пребывания от имени третьего государства.

ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ

Государство пребывания обеспечивает консульскому должностному лицу свою защиту и принимает необходимые меры для того, чтобы консульское должностное лицо могло выполнять свои обязанности и пользоваться правами, привилегиями и иммунитетами, предусмотренными настоящей Конвенцией и законодательством государства пребывания. Государство пребывания принимает необходимые меры для обеспечения защиты консульских помещений и жилых помещений консульских должностных лиц.

1. Консульский щит с гербом представляемого государства и название консульства на языке представляемого государства и на языке государства пребывания может быть укреплен на здании консульства.

2. На здании консульства, а также на резиденции главы консульства может вывешиваться флаг представляемого государства.

3. Глава консульства может вывешивать флаг представляемого государства на своих средствах передвижения.

1. Консульские помещения неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в консульские помещения без согласия на это главы консульства, главы дипломатического представительства представляемого государства или лица, назначенного одним из них.

2. Положения пункта 1 настоящей статьи применяются также и к жилым помещениям консульских должностных лиц.

Консульские архивы являются неприкосновенными в любое время и независимо от их местонахождения.

1. Консульство имеет право сноситься с правительством, дипломатическими представительствами и консульствами представляемого государства. С этой целью консульство может пользоваться всеми обычными средствами связи, шифром, курьерами и вализами. Установка и использование радиопередатчиков могут производиться только с согласия государства пребывания. При пользовании обычными средствами связи к консульству применяются те же тарифы, что и к дипломатическому представительству.

2. Служебная переписка консульства, независимо от того, какие средства связи им используются, и консульские вализы, имеющие видимые внешние знаки, указывающие на их официальный характер, являются неприкосновенными и не могут быть задержаны властями государства пребывания.

3. Консульские курьеры представляемого государства пользуются на территории государства пребывания теми же правами, привилегиями и иммунитетами, что и дипломатические курьеры.

Консульский курьер снабжается официальным документом, в котором указывается его статус и число мест, составляющих консульскую вализу.

1. Консульские должностные лица и члены их семей, проживающие вместе с ними, пользуются личной неприкосновенностью. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Эти положения не распространяются на лиц, являющихся гражданами государства пребывания, а также лиц, постоянно проживающих в нем.

2. Государство пребывания обязано относиться к консульским должностным лицам и членам их семей, проживающим вместе с ними, с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.

1. Консульские должностные лица и члены их семей, проживающие вместе с ними, пользуются иммунитетом от юрисдикции государства пребывания, кроме гражданских исков:

а) относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только они не владеют им от имени представляемого государства для консульских целей;

б) касающихся наследования, в отношении которых они выступают в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частные лица, а не от имени представляемого государства;

в) относящихся к профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой ими в государстве пребывания за пределами своих официальных функций;

г) вытекающих из договора, заключенного ими, по которому они прямо или косвенно не приняли на себя обязательства в качестве агента представляемого государства;

д) третьей стороны за вред, причиненный в государстве пребывания несчастным случаем, вызванным транспортным средством.

2. Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении лиц, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи, за исключением тех случаев, которые подпадают под подпункты "а", "б", "в", "г", "д" упомянутого пункта, и только при условии, что соответствующие меры могут приниматься без нарушения неприкосновенности их личности или их жилых помещений.

3. Иммунитеты, предусмотренные в настоящей статье, не распространяются на лиц, являющихся гражданами государства пребывания или постоянно проживающих в нем.

Представляемое государство может отказаться от иммунитета консульских должностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними. Отказ во всех случаях должен быть определенно выражен в письменной форме. Отказ от иммунитета от юрисдикции по гражданским делам не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ.

Как и дипломатические, консульские привилегии и иммунитеты делятся на принадлежащие консульскому учреждению и на личные привилегии и иммунитеты его сотрудников. Однако и те, и другие предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств (преамбула Конвенции 1963 года). Действующее международное право исходит из того, что консульские учреждения в качестве уполномоченных государственных органов должны пользоваться особыми правовыми преимуществами, вытекающими из суверенитета представляемых ими государств. Необходимость в предоставлении консульским должностным лицам привилегий и иммунитетов связана с особенностями их деятельности, которая характеризуется практически ежедневным столкновением с правовой системой и властями страны пребывания.

Анализируя практику предоставления и реализации консульских привилегий и иммунитетов, можно сделать два важных замечания. Во-первых, принадлежащие отдельным лицам консульские привилегии и иммунитеты носят, по общему правилу, функциональный характер. Это означает, что соответствующими преимуществами сотрудники консульских учреждений могут пользоваться только при исполнении своих служебных обязанностей (пункт 1 статьи 43 Конвенции). Во-вторых, в настоящее время наблюдается тенденция к приближению консульских привилегий и иммунитетов по своему объему и характеру к дипломатическим привилегиям и иммунитетам. Такое сближение происходит путем закрепления соответствующих норм в двусторонних соглашениях между государствами и отражает рост роли и значения консульских отношений. Данная тенденция связана еще и с тем, что предоставление консульствам благоприятного режима всегда носит взаимный характер, то есть выгодно обеим сторонам. Например, по Консульской конвенции между СССР и США 1964 года, консульские должностные лица и консульские служащие двух государств пользовались абсолютным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. В соответствии со статьей 16 Консульской конвенции между Казахстаном и Венгрией от 9 марта 1995 года, консульские должностные лица не могут быть арестованы или задержаны ни при каких обстоятельствах, хотя Конвенция 1963 года при наличии ряда условий допускает подобные меры (см. далее).

Консульское учреждение имеет право пользоваться государственным флагом и гербом представляемого государства, которые могут быть установлены на консульском помещении, на резиденции главы учреждения и на его средствах передвижения.

Государство пребывания обязано оказать содействие представляемому государству и консульскому учреждению для приобретения на своей территории помещений, необходимых для самого учреждения и его работников.

Помещение консульского учреждения, его имущество и средства передвижения неприкосновенны и пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции. В противном случае государство пребывания должно принять все меры во избежание нарушения выполнения консульских функций и выплатить представляемому государству эффективную компенсацию. Кроме того, государство пребывания должно обеспечить защиту консульских помещений от всякого вторжения или нанесения ущерба. Войти в консульское помещение можно только с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства представляемого государства. Вместе с тем (и в этом отличие консульских привилегий от дипломатических), в случае стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты, согласие главы консульства может предполагаться.

Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

Консульское помещение и резиденция штатного главы консульского учреждения освобождаются от всех налогов, кроме тех, которые взимаются за конкретные виды обслуживания.

Все работники консульского учреждения должны обладать свободой передвижения по территории государства пребывания, соблюдая при этом его законы и правила, касающиеся государственной безопасности. Консульское учреждение пользуется свободой сношений с представляемым государством наравне с дипломатическими представительствами (см. главу 14). Аналогичный режим устанавливается в отношении консульской вализы (почты), содержащей официальную корреспонденцию, документы и предметы, предназначенные исключительно для официального пользования. Однако здесь есть небольшой нюанс: если есть основания полагать, что консульская вализа содержит другие предметы, она может быть по требованию властей государства пребывания вскрыта в их присутствии уполномоченным лицом представляемого государства. Если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления. Личной неприкосновенностью пользуются консульские курьеры (в том числе ad hoc), снабженные официальным документом.

Специфической привилегией консульского учреждения, необходимой ему для осуществления своих функций, является право контактов с гражданами представляемого государства. В соответствии со статьей 36 Конвенции 1963 года, консульские должностные могут иметь свободный доступ к гражданам представляемого государства, а те, в свою очередь, - доступ к консульским должностным лицам. Кроме того, государство пребывания обязано уведомлять консульское учреждение обо всех случаях ареста, задержания и заключения в тюрьму граждан представляемого государства, если они этого потребуют. Консульские должностные лица имеют право посещать таких граждан, беседовать и переписываться с ними, а также принимать меры к обеспечению им юридического представительства.

Власти государства пребывания обязаны также уведомлять консульское учреждение о смерти гражданина представляемого государства и о необходимости установления опеки или попечительства над недееспособными гражданами представляемого государства.

При выполнении своих функций консульские должностные лица имеют право обращаться в компетентные власти своего консульского округа и, в соответствии с законами страны пребывания - в ее центральные органы власти.

Консульское учреждение вправе взимать за совершение консульских актов сборы и пошлины, предусмотренные законами представляемого государства. Такие сборы и пошлины освобождаются в государстве пребывания от всех налогов и других платежей.

Что касается личных консульских привилегий и иммунитетов, то их объем зависит от статуса той или иной категории работников консульского учреждения. Наибольшим объемом привилегий обладают консульские должностные лица, то есть лица, непосредственно выполняющие консульские функции. Каждый работник консульского учреждения пользуется соответствующими привилегиями и иммунитетами с момента вступления на территорию государства пребывания или с момента приступления к своим обязанностям.

Государство пребывания обязано относиться к консульским должностным лицам с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство.

Консульские должностные лица не подлежат аресту и предварительному заключению, за исключением случаев совершения тяжких преступлений и наличия соответствующего судебного постановления. В случае возбуждения уголовного дела против консульского должностного лица оно обязано являться в компетентные органы государства пребывания, но ему должно ставиться как можно меньше препятствий для выполнения его функций, а судебное преследование должно быть начато в возможно короткий срок. Об аресте, задержании или возбуждении уголовного дела немедленно уведомляется глава консульского учреждения. Если эти меры приняты против него, то уведомляется представляемое государство.

Консульские должностные лица и консульские служащие (административно-технический персонал) обладают иммунитетом от юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций. Вместе с тем, таким лицам может быть предъявлен гражданский иск в следующих случаях:

-иск вытекает из гражданско-правового договора, заключенного сотрудником консульского учреждения в личном качестве;

-иск связан с возмещением вреда, причиненного несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным любым транспортным средством;

-иск является встречным и непосредственно связанным с основным иском, поданным в рамках дела, возбужденного самим консульским должностным лицом (консульским служащим).

Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей, однако они могут отказаться от дачи показаний по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций. Консульские должностные лица имеют право отказаться от дачи любых показаний.

Лишение работников консульского учреждения личной неприкосновенности, иммунитета от юрисдикции государства пребывания и права отказаться от дачи показаний может быть в любой момент осуществлено представляемым государством. Такой отказ от привилегий и иммунитетов должен быть явно выраженным, однако он не означает отказ от иммунитета от исполнительных действий по исполнению судебного решения. Для таких действий нужен отдельный отказ.

Как правило, консульские должностные лица, консульские служащие и проживающие с ними члены их семей освобождаются от всех обязанностей иностранцев по регистрации и получению разрешения на жительство и на работу в государстве пребывания. Однако этой привилегии лишены те консульские служащие, которые не находятся на постоянной службе в государстве пребывания или которые занимаются в государстве пребывания частной деятельностью.

Консульские должностные лица и консульские служащие, а также проживающие с ними члены их семей обладают фискальным (налоговым) иммунитетом. Они освобождены от уплаты любых налогов, за исключением косвенных налогов, налогов на частное недвижимое имущество, на наследственное имущество, на частный доход в государстве пребывания, сборов за конкретные виды обслуживания, регистрационных, судебных пошлин, гербовых сборов и т.п. Работники обслуживающего персонала консульского учреждения освобождены от налогов на получаемую ими заработную плату.

Таможенные привилегии консульских работников заключаются в праве беспошлинного провоза предметов, предназначенных для официального пользования консульским учреждением, а также предназначенных для личного пользования консульским должностным лицом или членами его семьи, включая предметы первоначального обзаведения. Консульские служащие освобождаются от таможенных пошлин только в отношении предметов, ввезенных во время их первоначального обзаведения.

Личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, который следует вместе с этими лицами, освобождается от таможенного досмотра. Однако досмотр допускается в присутствии соответствующего лица при серьезных основаниях полагать, что в багаже содержатся предметы, не предназначенные для официального или личного пользования, а также ввоз и вывоз которых запрещены.

Социальное законодательство государства пребывания не распространяется на служебную деятельность работников консульских учреждений. Однако в случае, если сотрудник консульского персонала нанимает частных домашних работников, для него постановления о социальном обеспечении, действующие в государстве пребывания, обязательны.

Государство пребывания обязано освобождать работников консульского учреждения и членов их семей от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от воинских повинностей (реквизиции, контрибуции и военного постоя).

Прекращение привилегий и иммунитетов работников консульских учреждений происходит:

-с момента, когда лицо, функции которого прекращены, оставляет государство пребывания;

-с момента, когда истек разумный срок для оставления государства пребывания таким работником.

В отношении действий, совершаемых консульским должностным лицом или консульским служащим при выполнении своих функций, иммунитет от юрисдикции продолжает существовать без ограничения каким-либо сроком.

Обязанность предоставления необходимых иммунитетов консульским должностным лицам лежит также на третьих государствах, через территорию которых такие лица следуют к месту назначения или возвращаясь в представляемое государство. Кроме того, третьи государства должны обеспечить неприкосновенность следующей через них официальной корреспонденции консульских учреждений.

Все лица, пользующиеся консульскими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и правила государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела. Консульские помещения не должны использоваться в целях, не совместимых с выполнением консульских функций. Работники консульских учреждений должны соблюдать требования законодательства государства пребывания о страховании от вреда, который может быть причинен третьим лицам в связи с использованием транспортных средств.

Штатные консульские должностные лица не должны заниматься в государстве пребывания какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью в целях получения личных доходов. В противном случае соответствующее лицо (консульский служащий или работник обслуживающего персонала) и члены его семьи не вправе пользоваться какими-либо привилегиями и иммунитетами.

В большинстве случаев консульские функции осуществляются лицами, являющимися гражданами представляемого государства и находящимися на его государственной службе (штатными консульскими должностными лицами). Однако международное право допускает осуществление консульских функций нештатными (почетными) консулами и лицами, являющимися гражданами государства пребывания. Конвенция 1963 года содержит определенные положения, касающиеся статуса, привилегий и иммунитетов таких лиц и возглавляемых ими консульских учреждений.

Согласно статье 68 Конвенции, институт почетных консульских должностных лиц носит факультативный характер: каждое государство свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консулов. Например, Республика Казахстан признает институт почетных консулов. В пункте 3 статьи 1 Консульской конвенции между Республикой Казахстан и Венгерской Республикой от 9 марта 1995 года сказано, что стороны признают существование двух категорий консульских должностных лиц: штатные и почетные. При этом на почетных консулов и возглавляемые ими консульские учреждения положения казахстанско-венгерской Конвенции распространяются в увязке с положениями Венской конвенции 1963 года.

В большинстве случаев почетными консулами назначаются лица из числа граждан страны пребывания (нередко - выходцев из представляемого государства), которые пользуются у себя в стране авторитетом, имеют безупречную репутацию и прочные торгово-экономические связи с представляемым государством. Это, как правило, крупные бизнесмены, хорошо знающие внутригосударственное законодательство и особенности межгосударственных отношений двух стран. Институт почетных консулов позволяет экономить средства представляемого государства. Почетные консульские должностные лица не получают от него жалованья: их вознаграждением являются платежи и сборы, получаемые за оказание консульских услуг. Больше всего деятельность почетных консулов распространена в практике государств Латинской Америки, США, Великобритании, России, Греции и в скандинавских государствах.

Консульские учреждения, возглавляемые почетными консульскими должностными лицами, пользуются большинством консульских привилегий и иммунитетов. Вместе с тем, на них не распространяются нормы Конвенции, гарантирующие неприкосновенность консульских помещений, имущества, средств передвижения, архивов и документов, а также освобождающие консульские помещения от налогов. Однако государство пребывания обязано принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений учреждения, возглавляемого почетным консулом, от всякого вторжения или нанесения ущерба. Неприкосновенность архивов и документов таких учреждений гарантируется государством пребывания только в том случае, если они хранятся отдельно от любых других бумаг и документов, в том числе от частной корреспонденции главы консульского учреждения. Таможенными привилегиями консульские учреждения, возглавляемые почетными консулами, пользуются только при ввозе строго определенных видов имущества: государственных гербов, флагов, печатей, штампов, книг, канцелярского оборудования и т.п.

Нештатные консулы не обладают личной неприкосновенностью. Единственное, чего требует Конвенция в случае возбуждения против них уголовного дела - это оказания уважения и создания как можно меньше препятствий для выполнения консульских функций. В случае задержания или ареста почетного консула судебное преследование против него должно начаться в возможно короткий срок.

Почетные консулы (кроме тех, кто занимается в государстве пребывания коммерческой деятельностью) освобождаются от обязанностей по регистрации и получению разрешения на жительство. Все почетные консулы освобождаются от любых трудовых, государственных и военных повинностей, а также от уплаты налогов за вознаграждение и зарплату, получаемые от представляемого государства за выполнение консульских функций.

Институт почетных консулов Республики Казахстан регулируется статьями 87-89 Консульского устава, а также Положением Министерства иностранных дел № 254.. В соответствии с ними, Министерство иностранных дел Республики Казахстан по соглашению с государством пребывания может поручить выполнение отдельных консульских функций почетным (нештатным) консулам. Почетными консулами могут быть как граждане Республики Казахстан, так и иностранцы. Функции и полномочия почетных (нештатных) консулов определяются Министерством иностранных дел Республики Казахстан. Почетные (нештатные) консулы не состоят на государственной службе Республики Казахстан. Например, в сентябре 2005 года было открыто почетное консульство Республики Казахстан в Измире (Турция).

Статья 22 Конвенции 1963 года предусматривает, что в принципе консульские должностные лица должны быть гражданами представляемого государства. Консульские должностные лица из числа граждан государства пребывания могут назначаться только с определенно выраженного согласия этого государства, причем такое согласие в любой момент может быть аннулировано.

Если консульским должностным лицом является гражданин государства пребывания или постоянно проживающее в нем лицо, оно пользуется только иммунитетом от юрисдикции и личной неприкосновенностью и только в отношении официальных действий, совершаемых при выполнении консульских функций. Что же касается привилегий и иммунитетов таких консульских служащих (то есть административно-технического персонала), работников обслуживающего персонала и членов семей консульских должностных лиц - граждан государства пребывания, то они могут пользоваться какими-либо правовыми преимуществами только в той степени, в какой они предоставлены им государством пребывания. Это означает, что государство пребывания само решает вопрос о предоставлении привилегий и иммунитетов таким лицам и об их объеме.

Согласно статье 5 Консульской конвенции между Республикой Казахстан и Венгерской Республикой, консульские должностные лица обязательно должны быть гражданами представляемого государства. Вместе с тем, с согласия государства пребывания на консульские должности могут быть назначены его граждане или граждане третьего государства.

В законодательстве Республики Казахстан (уголовно-процессуальном, таможенном, административном) закреплены нормы, предусматривающие необходимые привилегии и иммунитеты работников консульских учреждений иностранных государств.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: